Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всех более распространен и развит был тип Бэлит, жены димиурга Бэла. Она по преимуществу и почти исключительно упоминается в призываниях богов, тогда как имена Анат и Давкина в молитвах и в гимнах почти не встречаются 1414 . Самый тип этих богинь с именем Анат и Давкина представляется в чертах очень неопределенных и сливается с типом той же Бэлит; Бэлит – Belit, Βλτις, т. е. «владычица, госпожа», у Геродота Милитта, – имя, под которым она и известна по преимуществу, и которое значит; «родительница или рождение» 1415 , есть богиня производительных сил природы, как и сам Бэл, «omniparens dea». Подобно египетской Изиде, она «многоименна», – по преимуществу же называется «верховной богиней, владычицей мира, матерью богов, женой великих божеств, царицей земли и плодородия 1416 . Одна из надписей говорит, что она «натирает элементы мира; как румяна – лицо» 1417 , или румянит стихии природы, – образное, но очень характерное представление животворной силы, олицетворяемой женой димиурга Бэла. Что же именно в природе представляла собой Бэлит, или Милитта, известная во всей Сирии, – на это, как и на вопрос о значении самого Бэла, с точностью отвечать трудно. По-видимому, в понятии о Бэлит, или Милитте есть и небесная стихия, как несомненно есть она и в идее самого Бэла. Геродот называет ее Уранией, или Афродитой – Уранией (небесной) 1418 . Частнее – находят причины видеть в ней богиню луны, которая на всем востоке признавалась источником плодотворной силы. Столько же оснований признавать в ней, как в египетской Изиде, олицетворение и рождающей силы земли, оплодотворяемой силой небесного света, который представляет собой Бэл – её муж. Всего вероятнее, что с понятием о Бэлит связывалось более частное представление о влажном элементе в материи, который и в Египте считался источником жизни 1419 . Очень часто она носит имя Tihavti, что значит: море, бездна. У Бероза она названа поэтому же Θαυτθ, что сам он переводит греческим θλασσα 1420 . Усвояемый ей вместе с Истар (Istar) эпитет: «Zerpanit», или «Zarpanit», под которым она известна была в вавилонском культе и который значил «производительница семян», в корне своем происходит от слова капать, дождить 1421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В 1397 г. османская армия предприняла карательный поход в Валашское княжество, но была полностью уничтожена Мирчей I. В 1400 г., при возвращении из Венгерского королевства после кампании грабежей, 66-тысячная османская армия была вновь атакована влахами и уничтожена (спаслись лишь 3 тыс. турок). В 1403 г. войска Баязида I были разбиты в Анкаре Тамерланом, султан взят в плен, после чего в Османской империи началась длительная борьба за власть между сыновьями Баязида I Сулейманом, Мехмедом I Челеби и Мусой. Мирча I поддержал Мусу, а после его смерти - еще одного сына Баязида I, Мустафу, к-рый при помощи валашских войск взошел на престол в 1414 г. Это определило политическое влияние Мирчи I в Вост. Европе. В 1401 г. митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) получил от К-польского патриарха Матфея I (1397-1410) титул экзарха «всей Венгерской страны и равнин» и управлял правосл. населением Венгерского королевства, не имевшим собственной иерархии. После победы над Мустафой (разбит в 1416 в Фессалонике) Мехмед I в 1417 г. организовал карательный поход в Валашское княжество, захватил крепости Джурджу и Турну, оккупировал Добруджу, усилил Исакчу и Еникале. Мирча I был вынужден согласиться платить дань. Он умер 31 янв. 1418 г. и был похоронен 4 февр. в мон-ре Козия, ктитором к-рого являлся ( Panaimescu. 1944; Constantinescu. 1981; Семёнова. 2006. С. 67-72). Противостояние Валашского княжества Османской империи в XV в. После смерти Мирчи I в Валашском княжестве начался длительный период политической неустойчивости, вызванной борьбой различных групп крупных бояр за власть и влияние. Этим пользовались правители соседних гос-в, к помощи которых обращались как враждовавшие бояре, так и сменявшие один другого господари. Негативные последствия для Валашского княжества имели возросшие проосманские настроения в его правящих кругах. Влияние Порты усилилось при господаре Александру I Алдя (1431-1436). Группа провенгерски настроенных бояр при поддержке феодалов Трансильвании добилась возведения на престол сына Мирчи I - Влада II по прозвищу Дракул (Дьявол) (1436-1442, 1443-1447). Однако вскоре Влад II изменил политический курс: он явился к султану и согласился выставить войско для участия в османских военных действиях против Венгерского королевства. Порта, заподозрив Дракула в двойной игре, взяла господаря под стражу и выпустила только после прибытия в Стамбул в качестве заложников его малолетних детей. Вступление на территорию Валашского княжества трансильванского воеводы Яноша Хуньяди в ходе борьбы с султаном побудило Влада II принять участие в борьбе с турками европ. стран. Однако через нек-рое время Дракул был убит. В правление сына Дракула Владислава II (1447-1448, 1448-1456) внешнеполитическое положение Валашского княжества определялось османско-венг. договором 1452 г., по условиям к-рого княжество, оставаясь вассалом Венгерского королевства, должно было уплачивать дань Порте ( Виноградов . 1987. С. 38).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Пребывающий в молитве постоянно как бы сопрягается с Богом таинственною святостью, некоей духовной действенностью и невыразимым расположением сердца. Ненасытно молящиеся путеводятся Духом, непрестанно возжигаются любовью к Богу, не погрешают мыслью и напояют душу усердием по Боге 1410 . В них сатана бывает низложен 1411 . За то, что они сосредоточенно день и ночь ищут Господа и к Нему вопиют, при этом не связывая себя мирскими делами и страстями, Господь особенно благоволит к таковым 1412 . Он рассматривает их стремление к нему и понуждается Своей благостью их очищать, просвещать и упокоевать 1413 . Следовательно, все богоугождение и служение Творцу зависит прежде всего от помышлений. Помыслы усердных молитвенников Господь соделывает божественными, небесными, добрыми, а самих ревнителей молитвы научает чистой нерассеянной молитве, истинному прошению, поклонению Духом и истиной. Великая прибыль – через молитву приобрести Бога – учителя истинной молитве. Душа, носящая в себе Бога и сама носимая Богом, исполняется всякой красоты и благолепия 1414 . На высших ступенях духовного совершенства плоды молитвы еще более разительны. Иной из совершенных входит в храм только преклонить колена – сердце же его исполняется Божественной действенности; душа веселится с Господом, как невеста с женихом. Иногда духовно совершенные в течение дня посвящают себя молитве на один час, а внутренний человек их от этого восхищается в молитвенное состояние, в бесконечную глубину того века, так что они забывают о земном мудровании. Помыслы их всецело пленяются небесным. В этот час человек, молясь, говорит: «О, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!» 1415 Любящие Господа, оставившие все и постоянно пребывающие в молитве втайне научаются тому, чего не знали. Сама Истина 1416 , по их произволению, открывается им и их учит 1417 мудрости. Ум их, занятый божественными тайнами, становится тонким и доходит до видения горнего мира 1418 . Если так благодетельна молитва для ревнующих о ней, то, напротив, оставление ее гибельно для человека. Злые духи беспрепятственно обитают в нерадивых к молитвенному подвигу и учат их пребывать во вражде с Женихом душ – Христом, отвращая от Него их мысли 1419 . 4. Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

логики, лишь в нек-рых моментах совпадающих с логико-онтологическими построениями О. В связи с событиями и дискуссиями, вызванными подготовкой и проведением Констанцского Собора (1414-1418), вновь пробудился интерес к церковно-политическим трудам О. В нач. XV в. на фак-тах искусств и теологии мн. европ. ун-тов преподаватели предлагали различные варианты совмещения мнений О. с концепциями идейно близких к нему позднейших авторов. Сторонников этого направления в философии и теологии, получившего наименование «новый путь» (via moderna), объединяли номинализм в онтологии и волюнтаризм в теологии. «Номиналисты» противопоставляли себя «реалистам», сторонникам «старого пути» (via antiqua), среди к-рых наиболее многочисленными и влиятельными были томисты и скотисты. Возникавшие споры и конфликты нередко приводили к взаимным обвинениям в ересях; в качестве судей привлекались Римские папы и светские государи. Так, вспыхнувшая в Парижском ун-те полемика побудила франц. кор. Людовика XI (1461-1483) издать в 1474 г. эдикт, в к-ром поименно перечислялись неск. наиболее известных номиналистов, начиная с О. Характеризуя их взгляды как «учение вводящих новшества учителей» (doctorum renovatorum doctrina), король запрещал преподавание номинализма и предписывал изучать труды «реалистов» (текст см.: Ehrle. 1925. S. 310-316). В ответ парижские номиналисты составили апологию, в к-рой возводили свои взгляды к учению О., представляли его как незаконно осужденного Римскими папами защитника интересов светских государей, а также настаивали, что номиналистическая позиция не представляет никакой опасности для католич. теологии и может быть во всем с ней согласована (текст см.: Ibid. S. 322-326). Несмотря на полемику, критику и запреты, номиналистам в большинстве случаев удавалось отстоять право на преподавание в ун-тах. В XV в. номиналистический оккамизм, представлявший собой сложный синтез оригинальных идей О. и результатов их последующего преломления в трудах многих схоластов, стал влиятельным интеллектуальным направлением и получил признание в ун-тах Парижа, Кёльна, Вены, Гейдельберга, Праги и др.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Отсюда следует датировка «Слова о житии и преставлении» Дмитрия Ивановича. Уже из факта, что при написании «Слова о житии» автор самостоятельно обращался к тем же источникам, которые были использованы в Летописной повести о Куликовской битве — Паримийному чтению о Борисе и Глебе, Повести об Александре Невском , Слову на Рождество Христово о пришествии волхвов  и, добавим, Троицкой летописи , — неоспоримо следует, что оба произведения написаны одним лицом и созданы в рамках одного общерусского летописного свода. Нижняя хронологическая грань составления летописного свода — 1412 г., раньше которого не могла быть создана Троицкая летопись  , верхняя — 1419 г., год кончины Епифания Премудрого, написавшего для составителей Свода целый ряд Повестей и Слов. 1418–ый год, которым заканчивается общий текст Софийской I и Новгородской IV летописей, подводит нас к реальному времени составления Свода митрополита Фотия. 1419 год, как верхняя граница времени создания митрополичьего свода, подтверждается другими соображениями. Дело в том, что в тексте свода проглядывается явная антилитовская направленность: почти каждое упоминание «Литвы» сопровождается эпитетом «поганая» , в Летописной повести о Куликовской битве утверждается, что «при нынешних временех Литва над нами издеваются и поругаются» (128), в рассказе о битве на Ворскле 1399 г. помещено просто карикатурное изображение Витовта (между прочим, тестя московского великого князя Василия Дмитриевича) с его неумеренными притязаниями: «победим царя Темирь–Кутлуя…, посадим во Орде на царстве его царя Тахтамыша, а сам сяду на Москве, на великом княжении на всей Руской земли» (385)  . Отношения с Литвой особенно обострились в связи с поставлением в 1415 г. киевского митрополита Григория Цамблака (но еще в 1414 г. Витовт «ограбил» митрополита Фотия, явившегося в западную часть митрополии для сбора церковных даней), и только после смерти в 1419 г. Григория Цамблака русско–литовские отношения стали нормализоваться: Фотий был признан главой всей Русской митрополии, а сам Витовт стал гарантом завещания великого князя Василия Дмитриевича.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Скорая смерть Йобста (1411) способствовала укреплению позиций Сигизмунда и его повторному избранию. До смерти Вацлава в 1419 г. положение Сигизмунда I Люксембурга (1410/11-1437, маркграф Бранденбургский с 1378, король Венгрии с 1387, король Чехии с 1420, император c 1433) в империи оставалось сложным, т. к. он не имел доступа к домениальным владениям династии Люксембургов - Чехии, в политике вынужден был опираться на имперские города и идти на компромисс с князьями, пребывая в основном не в Г., а в Венгерском королевстве. В тот период перед ним стояли задачи борьбы с турками, укрепления границ Венгрии и ликвидации схизмы. Сигизмунду удалось приобрести авторитет и влияние в европ. делах. Вместе с папой он организовывал крестовые походы против гуситов, закончившиеся, однако, безрезультатно. При его активном участии был созван Констанцский Собор (1414-1418), положивший конец схизме и осудивший Я. Гуса (казнен в 1415), а затем Базельский Собор (1431-1449), вышедший, однако, из-под влияния папы и императора и ставший апогеем Соборного движения. Правление Сигизмунда характеризовалось усилением влияния имперских сословий на политику империи, во многом по их инициативе были проведены адм., налоговые и военные реформы органов имперского управления (1422, 1427). Внутренняя политика Сигизмунда была направлена на достижение компромиссов с князьями, рыцарством и городами. В 1432-1433 гг. Сигизмунд предпринял поход в Италию и получил корону итал. королевства и имп. корону (1433). В ходе Базельского Собора император выполнял роль посредника в урегулировании конфликта между участниками Собора и папой, но безрезультатно. В разгар противостояния, когда папа перенес Собор в Феррару в 1437 г., Сигизмунд умер. Его наследником стал зять Альбрехт V Габсбург, герц. Австрийский. Альбрехт V был избран сословиями королем Венгрии (1437) и Чехии (1438), а в 1438 г.- герм. королем. Ему пришлось столкнуться с сильной оппозицией сословий в Чехии, со стремлением князей влиять на имперскую политику и с угрозой нового тур.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Известность В. принес трактат по проблемам моральной философии, в 1-й редакции названный «О наслаждении» (De voluptate, 1431), во 2-й и последующих - «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono, 1433). В этом сочинении, написанном в форме диалога, были представлены разные т. зр. на принципы морали, но высшим благом в конечном счете провозглашалось наслаждение, или удовольствие, к-рое якобы является истинной целью не только земного, но и потустороннего существования человека; оно, по мнению В., и определяет содержание добродетели. В неаполитанский период В. написал ряд произведений, оспаривающих методы схоластической логики: «О свободе воли (De libero arbitrio, между 1438 и 1442), «Диалектические диспуты» (Dialecticarum disputationum libri III, ок. 1440), а также трактат «О красотах латинского языка» (De elegantiis linguae latinae libri VII, ок. 1440), в к-ром классическая латынь, возведенная в образец, была противопоставлена средневек. К этому же времени относятся и неск. антицерковных сочинений, появившихся в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV . В диалоге «О монашеском обете» (De professione religiosorum, ок. 1443) отказ от мирской жизни объявлялся противоестественным. В «Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falsa credita et ementita Constantini Donatione Declamatio, ок. 1440; впервые опубл. У. фон Гуттеном в 1517) В., опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии и нумизматике, доказывал позднейшее происхождение документа. Сомнения в подлинности «Дарственной грамоты Константина папе Сильвестру», на которую ссылалась Римская курия, высказывались уже в X в., в XIV в. о них заявил Данте , в 1414-1418 гг.- Констанцский Собор ; в одной из глав трактата «О католическом согласии» (1433) о неподлинности «Константинова дара» подробно писал Николай Кузанский , к-рый собрал и использовал высказанные до него доводы. В «Рассуждении…» основной упор В. сделал на разрабатываемые в гуманизме приемы историко-филологической критики текста; благодаря им он сумел показать, что грамота о «Константиновом даре», будто бы передавшая папе Сильвестру I власть над Римом и всей зап. частью Римской империи, изобилует ошибками исторического, географического и юридического характера, а язык ее не похож на латынь эпохи Константина, поэтому она никак не могла быть создана в IV в. и является поздней подделкой. «Рассуждение...» стало образцом новаторской исторической критики текста.

http://pravenc.ru/text/153997.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010