Востока. Обстановку религ. нетерпимости усугубляли периодически повторявшиеся вспышки эпидемии чумы, засухи и наводнения, воспринимавшиеся мусульм. населением как проявления божественного гнева за грехи людей и отступления от норм шариата. В годы эпидемий и стихийных бедствий начинались кампании по подавлению виноторговли (прочно ассоциировавшейся с христианами), наркомании, проституции и насаждению норм мусульм. благочестия, включая меры бытовой дискриминации зиммиев (иноверцев). Так, возможно, именно эпидемия легочной чумы 1379 г. вызвала волну обысков в домах коптов и других христиан с публичным уничтожением найденных у них запасов вина ( al-Mak r z . Pt. 5. P. 66). Подобные меры принял наместник султана эмир Савдан в июле 1387 г. ввиду задержки подъема воды в Ниле (Ta  rkh Ibn al-Fu   rat. Bayru  t, 1936. Т. 9. P. 9). Возможно, к тому же времени относится недатированный эпизод из Жития М., связанный с предписанием эмира Савдана христ. женщинам носить изар (головное покрывало) голубого цвета согласно шариатскому установлению об отличительной одежде инаковерующих. Патриарх выступил против этой меры, опасаясь, что христианки, выделяясь в толпе, станут объектом нападок черни, и пригрозил эмиру ответными мерами христ. царей, прежде всего эфиоп. негуса. Савдан отменил распоряжение. М. дважды предотвращал попытки мусульман разрушить копт. церкви в Каире: сначала собор Эль-Муаллака, затем мон-рь Дейр-Шахран. Во 2-м случае он, рискуя жизнью, встал на пути возбужденной толпы погромщиков. Предлогами для нападений были утверждения о незаконных перестройках церквей или подозрения, что они были возведены после мусульм. завоевания (правоведы мамлюкской эпохи считали недопустимым строительство новых церквей). Патриарх обратился к султану Баркуку (1382-1389; 1390-1399), по поручению к-рого мусульм. юристы расследовали вопрос о «сомнительных» церквах и вынесли решения о законности существования обоих храмов. В окт. 1400 г. эмир Яльбуга ас-Салями в обстановке панических ожиданий вторжения в мамлюкское государство армии Тамерлана возглавил новую кампанию по насаждению благочестия.

http://pravenc.ru/text/2562684.html

87. Синайская мозаика. От VIII в. мы имеем изображение в армянской рукописи в С. Лазаро в Венеции 1396 : Спаситель в ореоле среди Моисея (молодой) и Илии (старец); вни зу три апостола, упавшие от страха. В кодексе Григория Богослова нац. библ. 510 преображение находится перед словом II, посвященном памяти отца (Т ζμα μο νοιξα); изображение прекрасное по композиции и выполнению (рис. 88) 1397 : Спаситель в серой тунике с золотыми клавами и зеленоватом иматии, окруженный ореолом темно-желтого цвета, со свитком в шуйце и с благословляющей десницей, стоит на горе, в величественной позе. Над Ним небо и луч, падающий на Его голову 1398 ; по краям нимба с левой стороны Моисей, в виде молодого человека, с правой – Илия, старец, оба с благословляющими десницами, с вертикальными надписями их имен; за каждым из них по одной пальме. Внизу с левой стороны ап. Петр стоит прямо и поднимает вверх руку; в середине – Иоанн, старец с проседью, – тип, встречающийся здесь в первый раз и неуместный в преображении; он падает ниц; на правой стороне Иаков падает навзничь. В лобковской 1399 и барбериновой псалтирях Спаситель, Моисей и Илия помещены в одном и том же ореоле ( Лк. 9:31 : «явились во славе»). Густые лучи света падают на находящихся внизу апостолов. 88. Миниатюра кодекса Григория Богослова национальной библиотеки 510. Миниатюра эта поставлена при псалме 88 и иллюстрирует слова псалма: «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» ( Пс. 88:13 ). То же в псалтири О. Л. Д. П. 1400 и угличской. В афоноиверскам Евангелии 1 (л. 303): Спаситель, Моисей молодой с книгой и Илия в одном ореоле, от которого идут вниз к устрашенным апостолам три луча. 89. Миниатюра Евангелия 74. В Евангелии 74 (рис. 89) три изображения: в Евангелии Матфея (л. 34) 1401 Спаситель в блестящих золотых одеждах, равно как и Моисей, а Илия в золотой тунике и черной верхней одежде; все трое в одном и том же ореоле голубого – небесного цвета, висящем в воздухе, над горой. Три пучка лучей от ореола опускаются на апостолов; Петр и Иаков держатся на ногах, Иоанн упал ниц. Гора Фавор имеет вид довольно высокого холма, обрамленного двумя горными пиками. Сходное изображение в Евангелии Марка (л. 82); но добавлено шествие Иисуса Христа после преображения, в сопровождении двух учеников, по направлению к городу; с тем же дополнением преображение в миниатюре Евангелия Луки (л. 128 об., ср. елисаветградское Евангелие). В лаврентиевском Евангелии Иисус Христос в сопровождении трех апостолов поднимается на гору Фавор; тут же Он стоит в ореоле между Моисеем и Илией, а три апостола внизу; на правой стороне – сцена после преображения: Спаситель возбуждает упавших от страха апостолов и сходит с ними с горы (л. 34). В Евангелии Марка удержаны три момента: восхождение на гору, преображение и схождение с горы (л. 79 об.); то же в Евангелии Луки (л. 124 об., Моисей в типе зрелого мужа с бородой).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

За помощью против турков Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Откликнулся венгерский король Сигизмунд: он отправился в поход против турок, который закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 года в сражении у Никополя. В 1399 году французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл к осажденным с 1200 воинами. С 1400 по 1403 год Мануил объезжал европейские столицы, пытаясь убедить королей составить союз против турок. Однако помощь пришла совсем с неожиданной стороны – от Тамерлана, чей опустошительный набег на Русь за несколько лет до этого был остановлен чудом Владимирской иконы Богородицы. В 1402 году, потерпев сокрушительное поражение от монголов, турки вынуждены были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. В 1413 году Мануил помог следующему султану Мехмету I (1413–1421) в войне с его братом Мусой, благодаря чему Мехмет поддерживал мир с Византией во все время своего правления. В 1421 году Мануил посадил на трон своего сына Иоанна VIII, а сам ушел в монастырь Перивлептос, где принял постриг с именем Матфей. Из-за недальновидных политических шагов Иоанна VIII султан Мурад II (1421–1451) в 1422 году предпринял осаду Константинополя, к счастью, неудачную. 21 июля 1425 года после продолжительной болезни Мануил-Матфей умер и был похоронен в монастырской церкви Вседержителя. Стойкость, смелость, честность и верность истине не погубили Мануила II Палеолога, но, напротив, помогли стать последним ярким императором Византии. Возможно, сходным путем решил следовать и Бенедикт XVI. Выбор автора цитаты вряд ли произведен случайно. Мысль, озвученная Мануилом, – общее место в произведениях византийской антимусульманской полемики. К тому же, латинское богословие знает свою традицию полемики с исламом, и обратиться к этому наследию для папы Римского было бы вполне естественно.

http://pravoslavie.ru/593.html

В любой церкви есть иконы Архангела Михаила. Небесного Архистратига можно увидеть в иконостасе, на росписях, мозаиках и храмовых иконах. Но некоторые образы привлекают особое внимание как верующих, так и ценителей искусства. Образ Архангела Михаила, Мандамадос, остров Лесбос Пожалуй, самая необычная икона архангела находится в Греции, в посвященном ему монастыре на острове Лесбос. Согласно преданию, ее вылепил из земли, пропитанной кровью монахов, послушник, чудом спасшийся во время нападения пиратов. Они убили всю братию, а молодой человек успел спрятаться. И когда разбойники заметили его, вдруг явился Архангел Михаил. Преступники бежали, а послушник, похоронив иноков, постарался воссоздать лик небесного заступника, каким он его запомнил. И вот уже много веков верующие приходят к чудотворной иконе помолиться о своих нуждах и поблагодарить архангела за помощь. Икона «Архангел Михаил с деяниями». Москва, 1399 г. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. www. kreml .ru В России один из старейших образцов (ок. 1400) изображения главы небесного воинства с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля. Перед этой иконой в трудную минуту молились русские князья, почитавшие Архистратига своим покровителем. Также в Кремле, в Успенском соборе, находится еще одна древняя (XIII в.) икона Архангела Михаила — его явление Иисусу Навину. Другая уникальная икона, датируемая XVII веком, — «Архангел Михаил, грозных сил воевода» — была подарена городу Дмитрову первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем и Патриархом Филаретом. Она по сей день пребывает на своем месте в Успенском соборе Дмитровского кремля. Многие иконы Архангела Михаила находятся сейчас в музейных залах. Так, например, образ, автором которого считают преподобного Андрея Рублёва, хранится в Третьяковской галерее. Архангел Михаил: икона Рублёва Одно из самых известных изображений Архангела Михаила — икона Андрея Рублёва. На ней он предстает в образе не сурового архистратига, а кроткого ангела. Склоненная голова, мягкий взгляд, плавные жесты, расшитая туника, прикрытая плащом, — все это создает одновременно вид и царственный, и смиренный. Золотистые крылья и лазоревая повязка в волосах со свободными концами подчеркивают неземную природу архангела. Главный небесный борец с дьяволом здесь противопоставляет ему не свое огненное оружие, а полную непричастность злу. Всем существом он устремлен к Богу.

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

В 1399-1400 годах тевтонцы восемь раз вторгались в границы Великого княжества Литовского, неся с собой смерть и разрушение. Естественно, они не могли " пройти мимо " поселения тех, чьи предки когда-то сбежали от них, и уничтожили его. Опустевший и скорее всего сильно повреждённый замок решено было переустроить под церковь. Это решение не могло быть принято без участия великого князя Витовта. Он посетил здешние края в 1405 и 1407 годах. И, надо полагать, как раз около 1407 года состоялось освящение храма. Был ли он первоначально православным? Вернее всего, что так. Хотя Витовт к этому времени уже крестился по католическому обряду, но конфессиональной нетерпимостью он не страдал. Православную принадлежность церкви подтверждают и граффити, найденные на стенах. Наиболее ранние из них - на греческом языке и содержат цитаты из апостольских посланий и православных молитв. Несомненно, вскоре после принятия Брестской унии храм Архистратига Михаила стал униатским. Но и об этом, довольно длительном периоде в истории церкви, мы почти не имеем сведений. Упоминается сынковичский храм лишь в так называемом " Акте визитации " 1760 года, причём в нём указано, что церковь имела " купол с железным крестом " . Далее, к 1830-м годам относятся следующие сведения о сынковичском храме. В 1831-1862 годах его настоятелем был священник Иоанн Бугеда. Он-то и перевёл приход в православие. Это произошло вскоре после Полоцкого собора 1839 года. С 1872 года по 1903 год в храме настоятельствовал священник Евстафий Михайловский. Приход в эпоху настоятельства о. Евстафия составляли более трёх с половиной тысяч прихожан, действовали несколько народных школ, православное братство. Состояние Михайловского храма в этот период оставляло желать много лучшего. Земля вокруг него за истекшие века поднялась настолько, что вход оказался почти наполовину завален ею. Иконостас настоятельно требовал починки. Протекала крыша, в полу была выбоина. В 1883 году по ходатайству Московского археологического общества Александр III распорядился выделить из казны двадцать тысяч рублей на ремонт Михайловского храма, что позволяло привести его в пристойное состояние.

http://sobory.ru/article/?object=09665

В результате в завещании, написанном незадолго до смерти (1389), Димитрий первым из Московских князей передает своему сыну Василию власть не только над Московским княжеством, но и над Великим княжеством Владимирским. Объединение Московского и Владимирского княжеств заложило основу гос. территории буд. России. В источниках XV в. сложившееся в результате усилий Димитрия Донского политическое образование именуется «великим княжением», «Великим княжением Московским», «Московской землей». Хан Тохтамыш отдает кн. Василию Дмитриевичу Нижегородское княжество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 435 об.) Хан Тохтамыш отдает кн. Василию Дмитриевичу Нижегородское княжество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 435 об.) Василий I Димитриевич вскоре сумел существенно расширить пределы московских владений. В 1392 г. он отправился в Орду к Тохтамышу. Хан годом ранее потерпел поражение от монг. правителя Ср. Азии Тимура и нуждался в средствах. Щедрые дары Василия Тохтамышу привели к тому, что хан пожаловал Московскому князю Н. Новгород, Муром, Мещёру и Тарусу. Т. о., под власть Москвы отходила огромная территория в Ср. Поволжье и Поочье: Нижегородское княжество - одно из крупнейших в Сев.-Вост. Руси, Муромское - с сер. XIV в. зависимое от Москвы, но сохранявшее формальную самостоятельность, Мещёра, которой владел уже Димитрий Донской, но как «куплей» (у местных князей), без ханского ярлыка, и Тарусское княжество - одно из верховских (верхнеокских) княжеств Черниговской земли. Во 2-й пол. 90-х гг. XIV в., после нового разгрома Тохтамыша Тимуром (1395), в Орде началась смута. В результате реальная власть оказалась у эмира Едигея, который менял ханов по своему усмотрению. Со времени падения Тохтамыша Василий I перестал поддерживать отношения с Ордой и платить ей дань; более того, в ответ на попытку одного из князей суздальско-нижегородского дома захватить Н. Новгород московские войска во главе с братом Василия I Георгием (Юрием) Димитриевичем зимой 1399/1400 г.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

Одновременно со стенописью собора был создан полуфигурный Деисус, состоявший из 9 икон, к-рый получил название Звенигородский чин . Фрагментарно сохранившиеся иконы Спасителя, арх. Михаила и ап. Павла (ГТГ) почти всеми исследователями признаются творениями прп. Андрея. Чураков приписывал авторство икон Спасителя и арх. Михаила Д., тогда как В. И. Антонова и Брюсова считали его автором образа ап. Павла. Хотя участие мастера в создании этих произведений весьма вероятно, тем не менее даже незначительная разница в письме, с одной стороны, иконы ап. Павла ис др.- икон Спасителя и арх. Михаила не дает возможности говорить об авторстве Д. с определенностью. Благовестие прав. Захарии. Работа прп. Даниила (?). Роспись сев.-вост. лопатки жертвенника Успенского собора во Владимире. 1408 г. Благовестие прав. Захарии. Работа прп. Даниила (?). Роспись сев.-вост. лопатки жертвенника Успенского собора во Владимире. 1408 г. Ок. 1400 г. Д. мог участвовать в украшении миниатюрами Евангелия Хитрово (РГБ. Ф. 304/III. 3/8657), созданного, вероятно, для одного из кремлевских соборов. Большинство специалистов приписывают все или основную часть миниатюр рукописи прп. Андрею (Г. И. Вздорнов склонялся в пользу авторства Д.). Миниатюры Евангелия созданы, возможно, 2 художниками, т. к. заметно незначительное различие в манере письма, гл. обр. в личном (один из художников оставлял не закрытыми красочными лессировками нек-рые участки санкиря). Это позволяет условно разделить миниатюры на 2 группы: в одну входят «Евангелист Иоанн Богослов с Прохором» и «Евангелист Матфей», в др.- «Ангел», «Евангелист Лука», «Орел», «Лев» и предположительно «Евангелист Марк» и «Телец». На наш взгляд, с творчеством Д. можно связать миниатюры 1-й группы (по мнению Попова, ему принадлежит выполнение 2-й). Под 1408 г. Троицкая летопись сообщает: «Того же лета мая в 25 начали расписывать каменную великую соборную церковь Богородицы во Владимире по повелению великого князя, а мастерами были Данило иконник да Андрей Рублев» ( Приселков. С. 466). Здесь Д., имя к-рого летописец поставил на 1-е место, упоминается впервые вместе со своим «сопостником» прп. Андреем. Очевидно, Д. был старшим по возрасту и опыту и, вероятно, руководил небольшой художественной артелью (вряд ли 2 мастера могли справиться с большим объемом подготовительных работ). Употребленное летописцем определение «иконник» следует понимать не как специализацию Д. на написании икон, а как «живописец», «создатель живописных образов» (ср. с аналогичным именованием Феофана Грека в летописных статьях 1395, 1399 и 1405 гг.).

http://pravenc.ru/text/171187.html

Данное постановление представляется логическим дополнением предписаний 4 правила того же Собора, воспрещающего создание монастыря без разрешения местного епископа. Глубокое духовное обоснование запрета, содержащегося в правиле 24, приводится у Зонары: будучи единожды посвящен Богу через молитву епископа, монастырь не может уже быть обращен на мирские нужды ( μ κοινοσθαι) 1392 . Это постановление Халкидонского Собора воспроизводится отцами Трулльского Собора, которые приводят его текст полностью с некоторыми добавлениями 1393 . В 787 г. II Никейский Собор пригрозил суровыми прещениями – извержением из сана для клириков, отлучением для монахов и мирян – тем, кто откажется восстановить монастыри, закрытые иконоборцами 1394 . Такого рода действия не были редкостью в правление Константина V Копронима (741–775) 1395 . Кроме того, 1 правило Двукратного Собора, имевшего место в Константинополе в 861 г., напоминает, что никто не вправе основывать монастырь без разрешения епископа, и уточняет, что ктитор такового уже не имеет права в дальнейшем распоряжаться им, как ему заблагорассудится 1396 . Необходимость предварительного освящения епископом была прямо утверждена византийским гражданским законодательством 1397 . Запрет на секуляризацию монастырей является темой первой главы XI титула в «Номоканоне XIV титулов» 1398 . Издав это правило, отцы Халкидонского Собора намеревались воспрепятствовать обращению монастырей на нужды, не соответствующие первоначальному назначению; кроме того, следовало оградить монастыри от обложений и конфискаций, могущих нанести ущерб их нормальному содержанию. В то время еще не было возможности предвидеть, каких колоссальных масштабов достигнет в Средние века монастырская собственность. Интересно отметить, что, по крайней мере, в отношении неотчуждаемости движимого имущества монастырей Вальсамон, рассмотрев значение глагола φυλττεσθαι в этом правиле, поддерживает мнение, согласно которому такая неотчуждаемость не является абсолютной, и упоминает в связи с этим о законодательстве «Василик» 1399 . Равным образом можно отметить, что Аристин говорит о неотчуждаемости только недвижимой собственности ( ακνητους... κτσεις) 1400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Сын Михайлов Иоанн отцовские постройки довершил слитием колокола в тот собор. С первых лет своего святительства на реке Тмаке устроил Желтиков монастырь, там 1393 года каменную Успения Богородицы церковь , которую и освятил осенью 1405 года, в присутствии тверского князя Ивана Михайловича; после того к ней пристроил от Тмаки притвор; там еще построил деревянную церковь преподобных печерских Антония и Феодосия; 1398 года святил на Городце каменную церковь Архистратига Михаила, построенную князем Михаилом Александровичем, и там же на Городце каменную церковь св. Николая, тем князем в один год построенную. При распрях в уделах между тверскими князьями употреблял все пастырские меры к примирению, переезжая с мирными убеждениями от князя к князю. Так ездил 1400 года, призывая враждующих на общий полюбовный суд. Едва ли не по поводу этих распрей в декабре 1402 года митрополит Киприан Арсения призывал к себе в Москву. 1399 года постригал в иноческий образ тверского князя Михаила Александровича и вскоре после того погребал его. 1396 года находился при хиротонии ростовского епископа Григория, a 1401 года присутствовал на соборе святителей. По высокому уважению к добродетельной и святой жизни Арсения летописи сохранили подробности о его кончине: вдруг земная храмина его склонилась в разрушению, 28 февраля 1409 года почувствовал головную боль, в полночь онемел язык; на другой день 1 марта князь Иван Михайлович с братьями, детьми и боярами, навестив больного, велел архимандритам совершить над ним елеосвящение; после того 10 иноков не отходя безмолвно окружали одр изнемогающего пастыря, который в 3 часу ночи на 2 марта тихо скончался. По повелению Арсения, князь приказал погребсти его в Желтикове монастыре, где доселе святые мощи его почивают в соборной церкви Успения. Московский собор святителей 1547 года память его в Твери установил праздновать 2 марта. В летоп. древн. 1775 г. II. 391, Никонов. списка IV. 30 несправедливо кончина Арсения описана под летом 1410 (6918). Сей владыка, как сказано в тех летописях, скончался в субботу на 2 неделе великого поста 2 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

287. Анастасия Олеговна, старшая из двух дочерей Олега Иакова, в иночестве Иоакима, князя рязанского 152), от брака с Евфросинией, в иночестве Евпраксией, известной только по имени 732), жена: по первому браку – Дмитрия Васильевича, князя друцкого 670), с которым были у ней сыновья: Андрей 312) и Василий 454), князья друцкие: по второму – Корпбута – Дмитрия Ольгердовича, князя трубчевского, брянского (в летописях: дебрянского) и новгород-северского, родоначальника князей: существующих – Трубецких и Воронецких , угасших – Вишневецких, Збаражекихн Порецких , убитого при поражении литовцев Витовтовых, татарами Тимур-Кутлуя, на р. Ворскле, 12 августа 1399 г. – Никаких других сведений о ней – нет, кроме того, что от второго брака, с князем Корибутом, она имела дочь Анастасию 283), за Василием Михайловичем, князем кашинским 478). 288. Анастасия Петровна 288. Анастасия Петровна, См. Шуйская, княгиня ). 289. Анастасия Юрьевна 289. Анастасия Юрьевна, (Георгиевна), дочь Юрия (Георгия), Святославича, князя смоленского ), от брака с дочерью Олега Ивановича, князя рязанского 152), неизвестной по имени, жена Юрия (Георгия) Дмитриевича, князя звенигородского и галичского, а одно время и великого князя московского 194). – Венчана с князем Юрием в Москве, в 1400 г., и, родив ему троих сыновей: Василия Косого 496), Дмитрия Шемяку 75) и Дмитрия Красного 694), ум. в Звенигороде, в 1422 г. – Тело её погребено в Вознесенском монастыре, что в московском кремле. 290. Анастасия Ярополковна 290. Анастасия Ярополковна, дочь Ярополка – Петра Изяславича, князя туровското ), от брака с неизвестной, жена Глеба Всеславича, князя минского 610), – Род. в Турове (бывший город, теперь местечко, нозырьского уезда минской губернии), вь 1073 г.; выдана за князя Глеба около 1090 г.; прижив с ним, в течение 30-ти-летнего брака, сыновей: Ростислава, князя полоцкого ); Всеволода, князя изяславского 578), и Володаря (Владимира), князя минского 567), овдовела, 13 сентября 1118 г.; ум. неизвестно где, 3 января 1158 г. – Тело её погребено в Киево-Печерской лавре, обогащённой вкладами этой княгини, давшей туда однажды, вместе с мужем, 600 гривен серебра и 50 гривен золота, да по смерти мужа 100 гривен серебра и 50 гривен золота. Надгробница с её могилы, в головах у св. Феодосия печерского , уничтожена еще в XVII в. 291. Анастасия Ярославовна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010