Сильвестр Сиропул Предисловие Автор Сильвестр Сиропул был представителем того же (последнего) поколения византийцев, что и св. Марк Эфесский , Виссарион Никейский, Георгий- Геннадий Схоларий и Иоанн Евгеник 1 . Он стал свидетелем последних десятилетий византийской истории, участником Флорентийского собора (который и описал в своих «Воспоминаниях»), был в Константинополе во время его захвата турками, а в последующем принимал участие в восстановлении церковной жизни при туркократии. Он родился до 1400 г. в Константинополе и умер там же в 1464 г. 2 Большую часть своего служения в Патриархии он являлся диаконом, великим экклезиархом и дикеофилаком, и как раз в последнем качестве был членом православной делегации на Ферраро-Флорентийском соборе, где и подписал его орос. После возвращения из Италии в Византию Сиропул присоединился к православному сопротивлению во главе с Марком Эфесским и, чуть позднее, Геннадием Схоларием . Его «Воспоминания» о Соборе были написаны, скорее всего, вскоре после 1443 г., а их вторая редакция была произведена около 1461 г. После падения Империи ему довелось стать третьим Патриархом Константинополя с именем Софроний, после Геннадия (Схолария и Исидора. Годы его правления – 1462–1464. Фамилия Сиропул известна в Византии с середины XI в. Она является патронимом, составленным из этнонима Σρος (сириец) и суффикса –πουλος. Что касается Сильвестра, то вряд ли можно говорить о недавнем происхождении его семьи из византийской Сирии, так как все, что о ней известно, относится уже к Константинополю. В середине XIV в. известно о двух людях с такой фамилией, занимавших важные места на государственной службе и, вероятно, являвшихся предками Сильвестра. Это пансеваст Евгений, участвовавший с 1318 по 1332 гг. во множестве византийских дипломатических миссий на Западе, и Серафим, претор димы и служащий столичной таможни 3 . Во второй половине XIV в. Сиропулы были уже связаны с Великой церковью. О своих родителях Сильвестр говорит в «Воспоминаниях», что «я рожден, вскормлен и воспитан, по благодати Божией, замечательнейшими родителями и церковными учителями... Я всегда научался от них и от других знающих и удивительных людей, которых я застал и видел на родине» 4 . Иоанн Евгеник, обращаясь к Сиропулу, называет его «ερν ερν γονων… βλστημα» – «священное чадо священных родителей» 5 . В. Лоран не сомневается в том, что отцом Сильвестра был Иоанн Сиропул, известный при Великой церкви по актам Константинопольского Патриархата в 90-е гг. XIV в. как протэкдик – с 1396 г., сакелларий – с 1400 г. и великий скевофилак с конца 1400 г. и дальше. О нем известно также, что к 10 января 1399 г. он женился вторым браком на Марии 6 . Скорее всего, это и были родители Сильвестра. Датой его рождения является, вероятно, 1400 г., а имя Сильвестр, весьма экзотическое для Византии того времени, вполне вписывалось в ряд редких, но принятых в семье Сиропулов имен, таких как Христофор, Варфоломей, Серафим и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОМОНА [греч. Υπομον] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина ) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста. В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору , митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие ( Λμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» ( Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63). В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре , столице визант. Морейского деспотата . Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой ( Μακρυστθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш ( С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 20023. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Cpбuje/Сост.: J. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

http://pravenc.ru/text/673771.html

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава седьмая. Перед Лицом Божиим: молитва I. Мистика сердца Антропологический характер молитвы 1397 Личность развивается в процессе свободных отношений в любви. Среди этих отношений религия занимает первое место, поскольку этимологически слово религия означает связь, то есть связь с Богом 1398 . Основное выражение этой связи есть молитва , которая, будучи в сущности своей антропологической, преобразует человека в богочеловека, ибо в Духе он через Христа восходит к Отцу и таким образом вступает в отношения с Пресвятой Троицей 1399 . Однако для целостного человека, живущего молитвой, она становится состоянием сердца. Итак, прежде всего мы будем говорить о мистике сердца, которая приобрела особое значение в движении исихастов. Литургия являет собой общественный характер молитвы, и перед иконами человек пребывает как бы в центре освященного космоса. В заключение мы обратимся к софиологии, являющей собой типично русскую мистику богочеловеческого всеединства. Значение понятия сердца для русской мысли Понятие «сердце», встречающееся в Библии и в писаниях Отцов, было известно русским духовным мыслителям 1400 . Оно очень хорошо вписывалось в их национальное религиозное сознание, что подтверждается многочисленными народными выражениями и оборотами речи. Иностранцы отмечают, что русские люди не делают ничего, что им не по сердцу 1401 . Говоря о подвижниках, Николай Бердяев разъясняет: «Когда русский человек уходил из мира, шел путем подвижничества и достигал святости, он не мог уже писать, не мог творить произведений, объективирующих его духовный опыт. Он сам становился совершенным произведением, продуктом Божьего творчества» 1402 . Духовная жизнь сосредоточивается в сокровенной глубине, в сердце. Но особое значение понятие сердца приобретает в эпоху Петра Великого, когда начинается противодействие рационализму. В это время, когда в стране возникают первые попытки секуляризации, следующей по стопам эпохи Просвещения, преп. Паисий Величковский основывает в Молдавии новое большое монашеское движение неоисихастов, последователей Добротолюбия .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

У блж. Иеронима не много сочинений догматических. Но сочинения превосходного толкователя Писания драгоценны для догматики. В споре православного с люциферианином объясняет он значение истинной христианской Церкви, «Надобно, говорит, пребывать в той Церкви, которая основана апостолами и доселе пребывает. Если услышишь, что иные называются не по имени Господа Иисуса Христа, а по какому-либо другому имени, наприм. маркионитами, валентинианами, знай, что это – не Церковь Христова, а синагога антихриста. Тем самым, что явились они после, показывают, что они предсказанные апостолом будущие». Здесь же учит: «столько же не нужно вновь освящать тех, которые поставлены еретиками, сколько и перекрещивать тех, которые крещены ими». В подтверждение того указывая на предание, так пишет о значении предания: «если бы для чего-либо недоставало подтверждения в Писании, согласие вселенское имело бы важность заповеди» 1394 . В письме к Марцелле обличает заблуждения монтанистов 1395 . Против Пелагиан, писал он два сочинения 1396 . Вопреки им он учил, что «нет человека без греха, все мы испорчены в Адаме, и без благодати Божией, не можем творить ничего вполне доброго» 1397 . Желать и идти в моей воле, но это мое, без постоянной помощи Божией, не будет моим» 1398 . «Но от меня никогда не услышишь, чтобы назвал я природу злою» 1399 , Душа находится между землею и огнем, между плотию и духом, если предается плоти, называется плотию, если духу, духом 1400 . Блж. Иероним, ясно учил об искупительном значении смерти Христовой 1401 , о единой личности Бого-человека 1402 , о благодатной силе Крещения 1403 , Миропомазания 1404 , Евхаристии 1405 , исповеди 1406 , и брака 1407 . В нескольких письмах обличал он заблуждение ариан о Сыне Божием и объяснял слово ποστασις 1408 . Известны на греческом языке с именем пресвитера Иеронима: «разговор христианина с иудеем о Св. Троице» и, «разговор о действии Крещения» 1409 . Из первого разговора одно место о Кресте приводил св. Дамаскин, называя сочинителя Иеронимом пресвитером Иерусалимским. Блж. Иероним сам писал, что небольшие сочинения его еще при его жизни переведены были на греческий язык 1410 . По содержанию разговоры вполне приличны блж. Иерониму, долго жившему в Иерусалиме между иудеями. Наконец он писал несколько сочинений против оригенизма. Между прочим в письме к Авиту, основательно показал опасные заблуждения в Оригеновом сочинении о началах 1411 . За то в письме к Феофилу, против Иоанна Иерусалимского, суждения его в воскресении отзываются резким антропоморфизмом 1412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Анна Комнина Книга XIV 1. Таким образом, исполнилось желание самодержца, и Боэмунд заключил приведенное выше письменное соглашение, поклявшись евангелием и копьем, которым безбожники пронзили бок нашего спасителя. Затем Боэмунд обратился с просьбой позволить ему вернуться на родину, а всех своих воинов. поручил власти и усмотрению самодержца, попросив щедро снабдить их всем необходимым и разрешить перезимовать в пределах Ромейской державы; когда же кончится зима и они придут в себя от многих и тяжких трудов, позволить им отправиться туда, куда они пожелают 1398. Это попросил он и сразу же склонил самодержца к своим просьбам. Боэмунд был возведен в сан севаста, получил много денег и отправился обратно к своему войску. Боэмунда сопровождал Константин Евфорвин, по прозванию Катакалон, который должен был уберечь Боэмунда от наших воинов, а главное, позаботиться об удобном и безопасном месте для войскового лагеря, выслушать и удовлетворить просьбы воинов. По прибытии в лагерь Боэмунд передал войско людям, специально с этой целью направленным самодержцем, взошел на монеру и отправился в Лонгивардию 1399. После этого он прожил не более шести месяцев и разделил общую участь 1400. Самодержец некоторое время еще занимался кельтами, а затем, уладив дела, отправился в Византий. Вернувшись домой, Алексей не позволил себе даже кратковременного отдыха; зная, что варвары совершенно опустошили все побережье Смирны до самой Атталии, он считал, что покроет себя позором, если не восстановит города в прежнем их виде, не приведет их в обычный порядок и не возвратит рассеявшихся повсюду жителей. Не забыл Алексей и об Атталии, но подумал и об этом городе. В это время Евмафий Филокал (этот выдающийся муж из знати превосходил многих людей не только своим родом, но и умом, был благороден в мыслях и делах, верен богу и друзьям и как никто другой предан властителю; он, однако, не прошел никакого военного обучения, не умел обращаться с луком, оттягивать до груди тетиву и прикрываться щитом; в остальном же он был весьма искусен: умел устраивать засады и всевозможными хитростями одолевать врага) явился к самодержцу и стал настоятельно просить о назначении его правителем Атталии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - 7 апр. кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф. Род. в семье придворного св. кн. Лазаря . Известно лишь монашеское имя отца Д.- Дорофей. Ок. 1380 г. принял монашество, был иноком мон-ря Баньска . В 1382 г. вместе с отцом основал в их владениях мон-рь Дренча и стал его настоятелем, сохранилась ктиторская грамота (повелья) отца Д. мон-рю с перечнем владений от 2 марта 1382 г., данная в мон-ре Жича в присутствии патриарха Спиридона и Собора Сербской Православной Церкви (Pantel. 56; см.: А. кн. Лазара: Текст, комент., снимци. Београд, 2003. С. 177-190, 299-302; 10). Д. был избран патриархом при поддержке семейства св. деспота Лазаря в сент. в 1390/91 (6899) г. на Соборе, созванном св. деспотом Стефаном Лазаревичем , но есть версия о его избрании в 1392 г. (см.: Р. Да ли je Данило избран за nampujapxa 1390. г.?//NKJUФ. 1960. 26. Св. 1-2. С. 80). Д. всегда поддерживал власть деспота Стефана и его матери кнг. Милицы (мон. Евгении) (см.: 2004. С. 395-396). Был одним из инициаторов перенесения мощей св. кн. Лазаря из Приштины в мон-рь Раваница, но о его участии в процессии источники не упоминают ( Избор nampujapxa Данила III и kahohuзaцuja кн. Лазара//ГСНД. 1940. 21. С. 45-78). Месяц и день кончины Д. известны благодаря приписке к Уставу 1416 г. Даниила Левоокого ( Записи. 3. С. 73. 5043). В определении года смерти исследователи колеблются от 1396 до 1399 г. (см.: М. Српски nampujapcu века//ГСНД. 1936. 15/16. С. 312; Иларион (Зеремски), еп. Из ucmopuje nampujapшuje. Сремски Карловци, 1931. С. 65-66). Его преемник патриарх Савва V упоминается в 1400 г. Уже во время иночества Д. написал проложные Жития (со стихами) святых Саввы и Симеона Сербских и службу с проложным Житием св. кор. Милутину (ок. 1380). Эти произведения не отличаются оригинальностью, т. к. были созданы для литургического использования на основе пространных Житий и похвал мон. Феодосия Хиландарского. Служба имеет сложную структуру отдельных песнопений, увеличенный размер стихир с «плетением» поэтических фигур; канон снабжен текстовым акростихом, проходящим по тропарям и богородичнам с именем автора в 9-й песни. Образцом для Д. стали службы и каноны этим святым того же Феодосия. В службе вместе с Милутином прославляется его брат кор. Драгутин (см. ст. Феоктист , прп.). В службе выражена идея легитимной преемственности св. династии Неманичей , «лозы», коренящейся от «святой довицы» - Симеона и Саввы.

http://pravenc.ru/text/171274.html

Скачать epub pdf 45. Василий I Дмитриевич, великий князь московский и всей Руси сын Дмитрия IV Ивановича Донского, великого князя московского и всей Руси, от брака с Евдокией Дмитриевной (в иночестве Евфросиния), княжной суздальской (см. 78), причтенной православной церковью к лику святых. Родился в Москве 30 декабря 1371 года г.; присутствовал при погребении тела св. Алексея, митрополита московского, в 1377 г.; послан отцом в Орду кланяться Тохтамышу в 1383 г.; оставлен в Орде залогом в 8 тыс. рублей московского долга в 1384 г.; бежал из Орды в Молдавию к воеводе Петру в 1387 г.; через Польшу и Литву возвратился в Москву 19 января 1388 г.; по смерти отца, завещавшего ему Коломну с волостями, возведен на престол во Владимире ханским послом Шахматом в 1389 г.; послав своих наместников в Новгород, встречал св. митрополита Киприана в подмосковной деревне Котлах вместе со своей матерью в 1390 г.; поехал в Орду, на обратном пути из которой присоединил к Москве Нижний Новгород и Суздаль в 1392 г.; воевал с Новгородом за черный бор (крестьянская дань) и, взяв Торжок, смирил Новгород в 1393 г.; при нашествии Тамерлана стоял на Оке до 26 августа, дня отступления татар без боя и принесения из Владимира в Москву по его повелению образа Владимирской Божией матери, и надолго потерял Смоленск, захваченный Витовтом, великим князем литовским, 28 сентября 1395 г.; объявил войну новгородцам за связи их с немцами, взял Торжок, Волоколамск, Бежецк, Вологду и занял Двинскую землю в 1397 г.; помирился с Новгородом, возвратившим себе Двинскую землю оружием, в 1398 г.; посылал брата своего, князя Юрия (Георгия) дмитровского, воевать казанскую Болгарию и завоевал ее в 1399 г.; посредничал при усобицах, возникших между родичами умершего князя Михаила тверского (см. 137) в 1400 г.; размирился с Новгородом, оскорбившимся переломным задержанием в Москве своего владыки (архиепископа) В 1401 г.; не дал обычной дани послам ханским: царевичу Эйтяку в 1403 г. и Мирзе, казначею ордынскому, в 1405 г.; объявил Витовту, великому князю литовскому, тестю своему, войну за Новгород, но, встретив тестя близ Крапивны (уездный город Тульской губернии), вместо битвы заключил перемирие в 1406 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД II [эфиоп.  ] († 6 окт. 1411), эфиоп. царь (царское имя - Константин), с 1380 г. называемый в эфиоп. историографии 2-м после ветхозаветного царя Давида. Сын царя Сайфа Арада (1344-1372) и царицы Лазаб Варка. После смерти Сайфа Арада престол унаследовал его старший сын Невая Марьям (1372-1380), к-рого Д. низложил и воцарился сам. В период правления Д. борьба с мусульм. султанами, контролировавшими торговый путь к побережью Красного моря, шла с переменным успехом и требовала постоянного напряжения сил; внутри Эфиопской Церкви возникли серьезные разногласия, возбуждаемые деятельностью сторонников эфиоп. св. Евстафия, поборника монастырского нестяжания и почитания субботы наравне с днем воскресным. Как писал Б. А. Тураев, «эта деятельность на первых порах не была признана церковными авторитетами. Евстафианцы оказались вне Церкви; произошел раскол, результатом которого было временное впадение их в беспоповство. Но их идеи явились вовремя и семена их главы пали на благоприятную почву. Число последователей Евстафия росло в такой степени, что Церкви пришлось с ними считаться» ( Тураев. С. 173). Д. оказался первым из монархов этой династии, кто попытался осторожно упорядочить церковные дела. Когда в 1399 г. в Эфиопию прибыл митр. Барталомевос (1399-1436), царь по указанию аккабэ-саата (настоятеля мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос) Царака Берхана призвал евстафианских игуменов к митрополиту для разбирательства их субботствования. Евстафиане были осуждены, а их глава Филипп, настоятель мон-ря Дэбрэ-Бизан, в 1400 г. был сослан в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос, родной монастырь аккабэ-саата. Репрессии, однако, не прекратили конфликт внутри Эфиопской Церкви. В борьбе с мусульманами Д. сопутствовала удача: в 1403 г. он разбил войска Саад ад-Дина, султана Йифата, а самого султана убил. Царь воспользовался ростом своего авторитета, и, когда в том же году умер влиятельный аккабэ-саат Царака Берхан, он, уже не оглядываясь на митрополита, своей властью прекратил преследования евстафиан, даровав им свободу субботствования и приблизив ко двору их сторонника - авву Георгия из Саглы, видного эфиоп. богослова и плодовитого церковного писателя. Так начался период лит. деятельности и церковных реформ, достигший наивысшего развития уже в царствование сына Д.- Зара Якоба (1434-1468). Умер Д. от удара копытом лошади в голову. Кратковременные царствования следующих царей (Феодора, Исаака, Андрея, Хэзбе Наня и Бадль Наня) привели к смуте в стране, пока в 1434 г. не воцарился Зара Якоб.

http://pravenc.ru/text/168528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ [Греч. Παχμιος Μγας; греч. форма древнеегипетского и коптского имени с определенным артиклем p - axwm - Пахом, т. е. «сокол»] (ок. 292 - ок. 346), прп. (пам. 15 мая; пам. копт. и зап. 9 мая). Основатель общежительного монашества в Египте. Жизнь и труды Основным источником сведений о жизни и трудах П. В. является анонимное Житие П. В. (далее: VP). Сочинение дошло в многочисленных рукописях и редакциях как на греческом (древнейшая, т. н. G1 или Vita prima (BHG, N 1396-1396а), сохранилась в неск. рукописях, самые ранние из к-рых (F и B) датируются X-XI вв.; G2 или Versio vulgata (BHG, N 1400-1400b); G3 и др. второстепенные поздние изводы), так и на коптском на 2 диалектах: саидском (S) примерно в 20 фрагментарных изводах (S1 - S21; S1 в ркп. VI в.) и бохайрском (Bo, с лакунами; ркп. 1-й пол. XI в.), а также на латинском (пер. G2 с добавлением материалов из «Лавсаика») и арабском (перевод одной из версий Bo) языках. Есть и 2 др. греч. сочинения, происходящие из Пахомиевой среды: «Паралипомена» («Пропущенное»; BHG, N 1399-1399а; далее: Par.), где содержится житийный материал, не вошедший ни в одну из версий VP (с добавлением греческого фрагмента из несохранившегося Жития П. В.: Fr. 1), и «Послание Аммона» (Ep. Ammonii; BHG, N 1397-1398; отождествить автора с известным историческим лицом не удается). Критический разбор этих источников см.: Lefort. 1943. P. XIII-XCI; Veilleux. 1968. P. 16-114; Хосроев. 2004. С. 9-32. В связи с такой обширной лит. традицией при ее анализе необходимы коррекция данных, учет наличия агиографических клише и разнобоя в порядке и отборе событий в различных версиях. Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Согласно источникам, П. В. род. в Фиваиде в номе г. Латополь (ныне Исна) в семье египтян-язычников (G1. 2; Bo. 3) и в отличие от прп. Антония Великого , чьи родители были христианами, принял христианство самостоятельно (христ. имена брата и сестры П. В.- Иоанн и Мария, возможно, были получены ими в монашестве). Родители П. В. были состоятельными людьми (Bo. 5), он участвовал с ними в языческом культе (G1. 3; Bo. 4). О его детстве почти ничего не известно. По всей вероятности, сведения о том, что П. В. получил начальное образование, т. е. умел читать (ср.: G1. 29 и Bo. 25 о том, что он был чтецом в церкви г. Тентира (ныне Дендера)) и писать по-коптски, но греч. языка не знал, и свидетельства о том, что он начал учить греческий в преклонном возрасте и преуспел в этом (G1. 95; Bo. 99; ср.: Par. 27: П. В. «не знал греческого языка», но, помолившись, «научился говорить на всех языках»), не заслуживают серьезного внимания; в любом случае, уже являясь главой «общежития», свои проповеди П. В. произносил по-коптски (ср.: Ep. Amonii. 4).

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010