Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД II [эфиоп.  ] († 6 окт. 1411), эфиоп. царь (царское имя - Константин), с 1380 г. называемый в эфиоп. историографии 2-м после ветхозаветного царя Давида. Сын царя Сайфа Арада (1344-1372) и царицы Лазаб Варка. После смерти Сайфа Арада престол унаследовал его старший сын Невая Марьям (1372-1380), к-рого Д. низложил и воцарился сам. В период правления Д. борьба с мусульм. султанами, контролировавшими торговый путь к побережью Красного моря, шла с переменным успехом и требовала постоянного напряжения сил; внутри Эфиопской Церкви возникли серьезные разногласия, возбуждаемые деятельностью сторонников эфиоп. св. Евстафия, поборника монастырского нестяжания и почитания субботы наравне с днем воскресным. Как писал Б. А. Тураев, «эта деятельность на первых порах не была признана церковными авторитетами. Евстафианцы оказались вне Церкви; произошел раскол, результатом которого было временное впадение их в беспоповство. Но их идеи явились вовремя и семена их главы пали на благоприятную почву. Число последователей Евстафия росло в такой степени, что Церкви пришлось с ними считаться» ( Тураев. С. 173). Д. оказался первым из монархов этой династии, кто попытался осторожно упорядочить церковные дела. Когда в 1399 г. в Эфиопию прибыл митр. Барталомевос (1399-1436), царь по указанию аккабэ-саата (настоятеля мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос) Царака Берхана призвал евстафианских игуменов к митрополиту для разбирательства их субботствования. Евстафиане были осуждены, а их глава Филипп, настоятель мон-ря Дэбрэ-Бизан, в 1400 г. был сослан в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос, родной монастырь аккабэ-саата. Репрессии, однако, не прекратили конфликт внутри Эфиопской Церкви. В борьбе с мусульманами Д. сопутствовала удача: в 1403 г. он разбил войска Саад ад-Дина, султана Йифата, а самого султана убил. Царь воспользовался ростом своего авторитета, и, когда в том же году умер влиятельный аккабэ-саат Царака Берхан, он, уже не оглядываясь на митрополита, своей властью прекратил преследования евстафиан, даровав им свободу субботствования и приблизив ко двору их сторонника - авву Георгия из Саглы, видного эфиоп. богослова и плодовитого церковного писателя. Так начался период лит. деятельности и церковных реформ, достигший наивысшего развития уже в царствование сына Д.- Зара Якоба (1434-1468). Умер Д. от удара копытом лошади в голову. Кратковременные царствования следующих царей (Феодора, Исаака, Андрея, Хэзбе Наня и Бадль Наня) привели к смуте в стране, пока в 1434 г. не воцарился Зара Якоб.

http://pravenc.ru/text/168528.html

аппарат: заложил основы господарской канцелярии, издававшей грамоты на слав. языке, создал господарский совет, построил ряд крепостей, в т. ч. в столице Сучаве, начал строительство каменных церквей, в т. ч. ц. Мирэуци в Сучаве, где совершался обряд помазания князей на царство, перестроил господарскую усыпальницу - ц. свт. Николая в Рэдэуци. При Петру I произошло дальнейшее территориальное расширение М. к. После ухода татар в 1368 г. из южной области Карпато-Днестровского региона часть этой территории южнее р. Тротуш, г. Бырлада и г. Васлуя находилась под властью Валашского княжества, а юг Пруто-Днестровского междуречья - под властью Литовского княжества. По мнению одних историков, здесь правил воевода Константин (Костя), упомянутый в документе в 1386 г., согласно другим - в данном документе имелся в виду литов. кн. Константин Кориатович. После 1387 г. эта территория была включена в состав М. к., а преемник Петру I Роман I (1392-1394) стал именоваться «Великий, самодержавный, Божией милостью Ио Роман воевода, владетель Земли Молдавской от гор до моря» (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 3). Включение в состав М. к. юж. карпато-днестровских земель, названных «Нижняя страна» (ara de Jos, Цара-де-Жос) (сев. часть М. к. стала именоваться «Верхняя страна» - ara de Sus, Цара-де-Сус), превратило его в приморскую страну, через к-рую проходил торговый путь из Центр. Европы к Чёрному м., названный «молдавским». Монета господаря Александру I Доброго. XV в. Аверс В 1394 г. Роман I вслед. конфликта с Польшей был отстранен от власти, а трон занял Штефан I (1394-1399). В 1395 г. он отразил нападение кор. Венгрии Сигизмунда I Люксембурга возле мест. Гиндэоани (близ совр. Тыргу-Нямц). В 1399 г. князем М. к. стал Юга, к-рого вскоре отстранил от власти валашский кн. Мирча I Старый (чел Бэтрын). С военной помощью последнего взошел на престол сын Романа I Александру I Добрый (чел Бун) (1400-1432). В целях упрочения внутреннего положения в стране Александру I продолжил совершенствование гос.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

38. Ко второму патриаршеству Макария (1390–1391, первое 1376–1380) относится десять документов 1546 . 39. К первому (1389–1390) и второму (1391–1396) патриаршеству Антония IV относится девяносто шесть документов, из коих девять относятся к браку (а) о недействительности обручения без благословения священника, b) об извержении священника, тайно повенчавшего брак в 4 ст. кровного родства, с) о разрешении третьего брака, d) два послания, разрешающие благословить второй брак жены, после законного расторжения первого, е) о расследовании по поводу обручения, совершенного чрез простое согласие (consensus), при чем решается вопрос, возможно ли нарушившего такое обручение и заключившего новое допустить к посвящению во священника, f) прещение каноническими наказаниями прелюбодею, g) признание брака некоего Меркса, сначала считавшегося незаконным, h) послание к митрополиту Солунскому о том, что жена, вступившая в монастырь, может предъявлять имущественные претензии к мужу до тех пор, пока брак не расторгнут церковью, і) приглашение двух митрополитов к оправданию в благословении брака в 5-ой степени) 1547 , и 13 относятся к делам русской церкви 1548 . 40. К патриаршеству Каллиста II Ксанфопула (1396–1397) относится пять документов, из коих два касаются спора о наследстве 1549 . 41. К патриаршеству Mamфeя I (1397–1410) относится сто шестьдесят шесть документов, из коих четыре касаются браков (а) протокол, составленный по поручению патриарха о 30 обручениях и браках, заключенных в промежуток времени от 4 августа 1399 до 24 января 1400 г. с благословения патриарха, b) такой же протокол о браках от 1 февраля до 30 апреля 1400 г., с) расторжение брака, заключенного при помощи обмана, d) оправдание священника, благословившего четвертый брак вследствие обмана) 1550 и один относится к русской церкви (просьба о милостыне) 1551 . 42. Иосифа II (1416–1440) грамота от 1416 г. к русскому митрополиту Фотию о Григории Цамблаке 1552 . 43. К патриаршеству Митрофана II (1440–1445) относится постановление о последствиях третьего брака и действии брака незаконного; находится в рукописи в Вене. Cod. Vindob. hist. gr. 7, f. 201 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Поэтому мы должны ожидать, что в идеале монашества будут представлены идеалы церкви, в истории монашества – история церкви. Монашество имеет свою историю не только внешнюю, но и внутреннюю, полную сильных изменений и резких различий. 1397 Теперь является вопрос: то ли истинное монашество, которое в мире видит храм Божий и в молчаливой природе воспринимает веяние божественного духа, или же истинное монашество то, которое утверждает, что мир по своей природе и истории – дело дъявола? Какое же из этих решений подлинно христианское и имеет за себя историю?. 1398 К этой последней и обращается Harnack для решения поставленного вопроса. Монашество не так древне, как церковь . Во всяком случае церковь 1V-ro столетия, в которой монашество образовалось, думает находить существенно на него похожий институт уже в апостольское время; но примеры, на которые обычно в этом случае ссылаются, принадлежат преимущественно к области легенд. Однако, церковь со своим суждением не вполне неправа. Почти все христиане в начальный период истории церкви находились под впечатлением, что мир и его история продолжатся только короткое время, и скоро наступит конец. Где эта надежда была особенно жива, там земная жизнь и обязанности призвания теряли самостоятельное значение. 1399 Когда Евангелие в первом столетии и в начале второго начала осуществлять и выполнять свою миссию в греко-римском мире, то людьми восприимчивыми, чуткими, оно понималось, как весть о «воздержности и воскресении“. Последнее поддерживало ободряющую надежду, а первое – воздержность – требовала отречения от мира чувственности и греха. Первые христиане видели в язычестве, его богослужении, его общественной жизни, в его государстве – царство сатаны и поэтому требовали уничтожения этого мира; но для их понимания с этим представлением было не несоединимо и противоположное, – что земля Господня и Бог ей управляет и над ней господствует. Они сознавали себя гражданами будущего мира, наступление которого предстоит вскорости. Кто в это верует, тот должен считать за ничто все окружающее. В то время фантазия самым живым образом возбуждалась той мыслью, что настоящий мировой порядок подпадает суду, потому что все заражено грехом. Христианство должно было предпринять борьбу с грубой и тонкой чувственностью языческого мира, и оно исчерпало всю свою энергию в проповеди великой вести: «не будьте животными, а будьте бессмертными душами; не будьте рабами плоти и материи, а будьте господами вашей плоти, слугами только живого Бога“. Всякий культурный идеал должен был отступить на задний план, пока верили в эту весть. 1400

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Он допросил его и узнал, что святой, как и прежде, непоколебимо исповедует веру Христову. Тогда епарх приказал положить святого и немилосердно бить четырьмя палицами. Мучители долго и немилосердно наносили удары святому страдальцу, сокрушили ему голени и прочие кости, наконец, усекли его главу мечом. Так скончался 1404 святой Онисим. Некая жена из царского рода взяла святое тело его, положила его в серебряной раке и совершала память мученика. Сим она снискала себе память у Господа в царствии небесном по молитвам святого Апостола Онисима, чего и нас да сподобит Господь Иисус Христос, Которому слава во веки. Аминь. Кондак, глас 4: Яко луча возсиял еси вселенней, зарями сияя солнца блаженне, всесветлаго Павла, мир просветившаго: темже тя почитаем Онисиме славне. 1396 Колоссы – город в юго-западной части Фригии, области Малой Азии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствование Нерона (64-й г. по Р. X.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне это небольшая деревенька на одном из склонов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города. Одно из посланий св. Ап. Павла написано к жителям этого города. 1397 Главный город Римского государства; лежит в средней части Италии по обеим сторонам реки Тибра при впадении ее в море. 1398 Испания в древности обнимала нынешяюю Испанию и Португалию вместе. На севере она отделяется от Франции Пиринейскими горами; к востоку граничит с Средиземным морем; к югу с Средиземным морем и Гибралтарским проливом; к западу – с Атлантическим океаиом. 1399 Патры – древний город на северном берегу Пелопонесса; был одним из 12 самостоятельных городов Ахейской области; императором Августом обращен в римскую колонию; в 1205–1408 гг. был главным городом франкского герцогства Ахейскаго; в 1463 году достался в руки туркам; в настоящее время город в королевстве греческом близ входа в Лепантский (Коринфский) залив. 1400 Ефес, при Эгейском море, важный торговый город Малой Азии. Приморское положение, хороший климат, прекрасная гавань, знаменитой храм Дианы – делали его одним из самых богатых и знаменитых городов малоазийских. Евангелие здесь проповедовали святой Апостол Павел . 1402 Святой Онисим указывает здесь на одно из вопиющих противоречий, существовавших в языческой религии, взятой вместе без различие места и времени: в одной местности почитали животное за бога, а в другой не выделяли его из ряда четвероногих и приносили в жертву какому-либо божеству. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Хорошо постоянно вспоминать о Боге, – говорит Златоусг, – но особенно, когда спокоен дух, т. е. ночью; днем смущают нас разные попечения. Ведь ночь не для того только дана, чтобы проводить ее во сне и бездейственности. Свидетели того – ремесленники, погонщики мулов, торговцы и Церковь Божия, восстающая среди ночи. Встань и ты, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие и удивляйся делам Господа твоего. Тогда душа бывает чище, легче, бодрее, способнее воспарять и возвышаться; самый мрак и безмолвие много располагают к умилению. Если вы имеете детей, поднимите и их; пусть дом ваш сделается Церковью во время ночи» 1399 . Св. Златоуст старался также своими беседами смирять гордость богатых и внушать им умеренность и смирение. Наставления его имели такой успех, что в Константинополе с каждым днем возрастало благочестие. Любители цирков и зрелищ начали ходить в церковь . Особенно сильные из его бесед против удовольствий, произнесенные в Константинополе, мы имеем в объяснении посланий к Ефесянам, Колоссаям, к Евреям и на Деяния апостольские 1400 . Великий святитель ограждал свою Церковь богослужебными уставами. Для блага Церкви св. Златоуст предал письмени и подтвердил древний чин Божественной литургии ап. Иакова – брата Господня, и св. Василия Великого , с собственным изложением некоторых молитв: отчего сия литургия известна ныне под именем Златоустовой. Кроме того, Вселенская Церковь приняла от св. Иоанна в сане архипастыря многочисленные писания, состоящие в его поучениях, песнопениях священных, толковании слова Божия, в письмах к разным лицам и в других сочинениях. Предохраняя православных от сетей ариан, которые приятным пением при крестных хождениях в праздники уловляли их к себе, он также установил в Константинополе крестные ходы с пением антифонов, восприявшим начало в Церкви Христовой от апостолов 1401 . И «православные, – говорит Созомен, – сделались замечательнее приверженцев противной ереси, так что превзошли их и многочисленностью, и благолепием; ибо им предшествовали и серебряные знаки крестов в сопровождении горящих светильников» 1402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Наконец, сопоставление с третьей и последней совокупнос тью норм указывало Папской комиссии путь к переводу на юридический язык догматических учений и пастырских указаний собора. Задача эта, однако, была не из легких, так как послесоборные канонические нормы, часто вводимые ad interim (между прочим) или ad experimentum (на пробу) 114 , нередко лишены формального характера закона и страдают противоречивостью как в терминологии, так и в практическом применении 115 . По этим причинам вскоре после принятия Кодекса канонического права, 2 января 1984 г., папа Иоанн Павел II учредил Pontificia Commissio Codici Iuris Canonici authentice interpretando (Папскую Комиссию по аутентичной интерпретации Кодекса канонического права). Апостольской конституцией " Pastor bonus» от 28 июня 1988 г., посвященной реформе Римской курии 116 , она была преобразована в Папский Совет по толкованию законодательных текстов. Результат этой большой и продолжительной работы может быть кратко представлен следующим образом. Новый Кодекс латинской Церкви короче предшествующего и содержит 1752 канона, распределенных на семь книг. В первой книге (каноны 1_203) кодифицированы общие нормы, в принципе применимые ко всем областям канонического права. Вторая книга (каноны 204_746), озаглавленная De Populo Dei (о Народе Божьем), объединяет совокупность канонических норм относительно конституциональной структуры Католической Церкви латинского обряда. Третья книга, De Ecclesiae munera docendi (Об учительском служении Церкви, каноны 747_843), и четвертая книга, De Ecclesiae munera Sanctificandi (О святительском служении Церкви, каноны 834_1253), содержат юридическую регламентацию двух основных функций Церкви: провозвестия Слова Божьего и совершения таинств. Пятая книга (каноны 1254_1310) регулирует управление церковным имуществом, а шестая (каноны 1311_1399) – наложение канонических санкций. Завершает Codex Iuris canonici седьмая книга, De processibus (О процессах, каноны 1400_1752), посвященная каноническим процедурам, за исключением относящихся к делам по канонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1392 Теперь люди, подобно первому человеку, который, как причастник божественной любви и наследник славы (charitatis divinae patriceps et haeres gloriae), был другом Божиим, 1393 также из рабов сделались друзьями Божиими. 1394 Достоинство же друзей Божиих, по мнению св. Амвросия, обусловливается постижением небесных тайн и усовершением религиозного ведения. Христос потому и назвал апостолов друзьями, что открыл им то, что Он слышал от Отца. 1395 Сам Бог послал Христа на землю с той целью, чтобы Он, снявши с духовных глаз людей покров 1396  и земной мрак, 1397 дал им возможность видеть вечное и небесное, 1398 чтобы Он указал людям пути благоразумия (vias prudentiae) и открыл малым стези мудрости (semitas sahientae) 1399 или, другими словами, чтобы Он указал человечеству те вечные пути, которыми ему надлежало возвратиться к Богу. 1400 Если бы Христос не открыл бы людям познания, они бы пребывали в полном неведении, 1401 ибо только Христос есть истина 1402  и источник, из которого церковь , т. е., душа каждого, черпает мудрость. 1403 Но не одно только ведение, – учит св. Амвросий, – принёс людям Искупитель. Он подаёт им также и благодать, без которой невозможно спасение, 1404 ибо только эта благодать избавляет дух человека от господства над ним плоти, 1405 только она призывает человека к жизни, 1406 только она совершает полное его исправление. 1407 При этом св. Амвросий различает двоякого рода благодать: с одной стороны, Бог возобновил в человеке древнюю благодать, 1408 а с другой – приумножил её «новой благодатью» 1409 : «Пострадал Христос, – говорит св. Амвросий, – и всё начало изобиловать семенами новой благодати». 1410 Эта благодать, которая была неведома в Ветхом Завете, 1411 ближе всего проявляется в прощении грехов, в обновлении человека и излиянии на него даров Св. Духа. 1412 Но, так как грех у св. Амвросия часто мыслится под образом немощи или болезни, то и в понятие спасения у него необходимым образом входит представление об исцелении Христом душевных немощей и болезней павшего в Адаме человечества, 1413 откуда и благодать Христова рассматривается прежде всего, как благодать исцеляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1394 Все это убеждает нас, что для Леонтия Каппадокийцы стоят на первом плане, что с их учением он постоянно сверяется в своей учено-богословской деятельности. И только свт. Кирилл Александрийский , с которым Леонтий стоит в исключительно тесной близости, находит себе на страницах сочинений нашего автора более частое, чем Каппадокийцы, упоминание и цитирование. Флорилегии Леонтия важны и любопытны еще и в том отношении, что они сохранили для нас отрывки из таких сочинений, которые отчасти совсем не дошли до нас в своем полном виде с именем своих авторов, отчасти же и совсем неизвестны были вместе с именами своих писателей. Такова, например, цитата из «Антиоха Птолемаидского, свидетельство которого помнил свт. Кирилл» 1395 . Во 2-й книге О Священных предметах есть еще фрагмент из слова этого же писателя об Адаме 1396 , причем издатель замечает, что этот Антиох жил в начале V века и что все его сочинения утрачены. Такова же «цитата из св. Кириака, епископа Пафского, который был одним из Отцов Никейского собора 1397 , что подтверждает и Ефрем Антиохийский 1398 . Таковы, далее, цитаты: из Геласия, епископа Кесарийского, одного из Отцов II Вселенского собора 1399 , Иринея, еп. Лионского 1400 , Севириана Гавальского 1401 , Амфилохия Сидского 1402 . Все же вообще многочисленные извлечения из сочинений как известнейших Отцов-писателей, так и совсем неизвестных нам авторов, красноречиво говорят о том, что Леонтий обладал обширным знанием патриотической литературы и имел в своем распоряжении если не большую библиотеку сочинений Свв. Отцов и Учителей Церкви, то большие сборники цитат из них по разным вопросам богословия вообще и христологии в частности. В сочинениях Леонтия мы неоднократно встречаемся с такими выражениями, которые свидетельствуют о забвении автором когда-то читанных сочинений и неимении их под руками для справок, вроде: «кто-то сказал», «где-то говорится» . Все подобные выражения говорят не о чем ином, как о громадной патриотической начитанности нашего автора, благодаря которой у него в голове постоянно мелькают подходящие к его рассуждению изречения Отцов, и только обремененная знаниями и ослабленная годами память не всегда оказывается в состоянии воспроизвести их имена и названия их сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

не начитан только в книгах, как иные, а получил настоящее основательное образование)». Максим, зная языки греческий и латинский, не знал русского: «но, говорят монахи, надеем же ся, яко и русскому языку борзо навыкнет» 1392 . Отзыв монахов ватопедских о Максиме показывает, что они были весьма высокого о нём мнения и твёрдо были уверены, что он не посрамит их перед великим князем. Их уверенность не обманула их, но если бы они могли предвидеть то, какая судьба ожидала у нас их многоучёного собрата, которого они слали к нам с гордостью за него! Максим отправлен был в Россию из Ватопеда в сопровождении двух монахов, которые имели оставаться с ним в Москве, пока он не исполнит поручения, для которого был посылаем: один из монахов был Болгарин и, может быть, предназначался помогать ему в изучении русского языка 1393 . На пути с Афона в Россию в Июне-Июле месяце 1516 года Максим был в Константинополе 1394 , а затем, после продолжительной остановки в Крыму, что, вероятно, требовалось государевыми делами сопровождавших его послов 1395 , он прибыл в Москву 4 Марта 1518 года 1396 . Не представляло чрезвычайной важности то дело, для которого прибыл Максим и которое имело состоять в переводе одной книги с греческого языка на славянский; но государь, как нужно думать, был чрезвычайно доволен тем, что на Афоне не отказались исполнить его просьбы, и что Максим со своей стороны не отказался предпринять далёкое и трудное путешествие. Он встретил последнего и его спутников с великой честью, поместил их на жительство в митрополичьем Чудовом монастыре и приказал питать и доводить их всякими потребами от своей царской трапезы 1397 . Митрополит со своей стороны принял Максима и его спутников с великой любовью и честью 1398 . Немедленно приступил Максим к переводу толковой псалтири, для чего он прибыл в Москву. Так как он не знал по-русски, то ему даны были два посольские толмача или переводчика, с тем, чтобы он переводил с греческого на латинский, а они с латинского на славянский 1399 ; для письма даны ему два каллиграфа, которые были: известный московский каллиграф своего времени, родом Новгородец, Михаил Яковлев Медоварцев 1400 и монах Троицкого Сергиева монастыря Силуан, или, как он обыкновенно называется, Селиван, ставший потом учеником Максима и разделивший его судьбу 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010