Стефану, для продолжения начатого им дела и утверждения новопросвещённой им паствы, Исаакия (20 лив. 1398 г.) 492 . В Москве ждали Киприана возобновившиеся неудовольствия между В. Князем и Новгородом. Опасаясь сношений Новгорода с Витовтом, и желая отнять у торгового города один из главных источников, его богатства – земли двинские, В. Князь предложил жителям их добровольное подданство и занял их своими боярами 493 . Вероятно, по его же предложению, Киприан, немедленно по своём возвращении в Москву послал своего стольника за Архиепископом Новгородским Иоанном, требуя его к себе. Сношения с Витовтом были прерваны, и митрополит отпустил от себя Архиепископа с миром 494 . Но когда Иоанн с посадниками и боярами новгородскими явился к В. Князю, и стал ходатайствовать о возвращении Новгороду древних его владений и об утверждении прежних отношений между ним и В. Князем; Василий не принял «доброго слова» от Владыки и своего нелюбья на Новгород не отложил: тогда Новгородцы решились силою возвратить отнятое. Явившись к своему Архиепископу, они просили его благословения на предпринимаемое дело. «Не можем более терпеть насилия от В. Князя, говорили они своему Владыке; благослови нас поискать отчины св. Софии». Иоанн уступил их требованию. Вскоре они очистили свои области от великокняжеских чиновников 495 , опустошили двинские владения В Князя, наказали своих изменников, и тогда снова предложили мир В. Князю чрез архимандрита Юрьевского Порфирия и посадника. Мир был утверждён по старине, 1398 г. 496 . Но чрез два года архиепископ Новгородский снова вызван в Москву и, между тем как войска В. Князя производили опустошения на Двине, м. Киприан, по слову В. Князя, учредил Собор (в июле 1401 г.), на котором заставил Иоанна просить об увольнении от епархии. Впрочем никто не был назначен на его место, а только он был задержан в Москве и должен был пробыть здесь под стражею в монастыре три года и 4 месяца, «да не точию сам накажется смиренная мыслити и творити, но и инем польза будет», как говорит Летопись 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преемник его Константин IV (1345–1363) вел себя осторожнее, но и он имел весьма оживленные сношения с папами и западными народами. Благодаря папам европейские войска оказали Константину большую помощь против египетского султана. После того армяне уже снисходительно смотрели на сношения Константина с западом. Между царем и папой происходили частые письменные сношения по вопросу о соединении армян с римской церковью. Бывший католикос Иаков сисский был посылаем в Авиньон, где,неизвестно какими доводами, убедил папу, что все взводимые на армян обвинения совершенно неосновательны. Однако этот же самый Иаков, сделавшись снова католикосом (1355), в течение 4-летнего своего правления ничего не сделал в пользу сближения церквей. При католикосе Месропе (1359–1372) умер царь Константин (1363). После того в течение двух лет происходили смуты междуцарствия; папа написал армянским начальникам, чтобы они прекратили раздоры и избрали себе царя, причем намекал и на кандидата. Армянские начальники и епископы послушались и поставили указанного папой кандидата царем. Эти дружелюбные отношения к папе опять-таки не прошли армянам даром. В 1371 г. египтяне опустошили Киликию, а через 4 года взят был в плен и сам царь Леон VI (1365–1375). Нашествие египтян сопровождалось страшными жестокостями и насилиями над христианами, которых египтяне пытались обратить в магометанство. Изобретательность мучителей в этом случае была изумительна: с одних они сдирали кожу, других распиливали пополам, третьих подвергали такого рода пыткам, что рассказывать о них, говорит Чамчиан, было бы оскорблением благопристойности. Епископам вырезывали языки, выламывали или раздробляли пальцы и хотя оставляли в живых, но делали их совершенно неспособными к отправлению присвоенных званию обязанностей. Кат. Месроп умер в 1372 г.; его преемник Константин IV (1372–1374) тоже не видел окончательного падения армянского царства. Католикос Павел I (1374–1378), переживший погром, правил четыре года, не ознаменовав своего правления ничем особенным. Преемником ему был Феодор (1378–1395). Хотя патриаршая кафедра продолжала оставаться в разрушенном Сисе, но Феодор, а затем и его преемник не жили в этом городе. Ища безопасности и пропитания, они переходили из одного места в другое и лишь изредка появлялись в Сисе. При Феодоре было нашествие Тамерлана на Армению (1387). Тамерлан не преследовал христиан за их веру, напротив жестоко наказывал тех, кто из-за выгоды переменял веру, поэтому христианская церковь в Армении потерпела от него сравнительно мало. Католикос Феодор, как надо полагать, был в милости у Тамерлана и быть может за то, что располагал армян покориться татарам. По крайней мере не успел еще Тамерлан выйти из Армении, как один мидийский князь приказал схватить католикоса с 16 армянскими вождями Киликии и умертвить. Преемником Феодора был Карапет (1396–1398), за ним Давид IV (1398–1402), а после Давида Карапет II (1402–1409).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Особенно замечательна в нем память 23 июня: поновление притвора св. пророка Предтечи Иоанна, затем описан крестный ход в начале литургии вокруг церкви его подобным же образом, как в уставе 1398 года 14 августа вокруг церкви Успения Богородицы. По-видимому, это праздник собственно студийского Предтечева монастыря и, следовательно, ведет к заключению о происхождении всего синаксаря устава из греческого студийского устава. Но в уставе 905 есть и праздник освящения церкви Богородицы 14 августа в монастыре патриарха Алексия, и в самой обители патриарха была церковь Иоанна Предтечи (см. устав 330 7 янв. и 25 мая), которая, вероятно, здесь и разумеется не как главная, а притвор. Если так, то это признак происхождения всего синаксаря из устава студийской обители патриарха Алексия, а между тем в самом тексте синаксаря многое и самое предисловие буквально взято из славянского перевода устава патриарха Алексия XII в. 330 см. 1 сент., 7 дек. и друг.). Не принадлежал ли сей устав русскому монастырю с церковию Иоанна Предтечи, или автор синаксаря дополнял синаксарь древнейшего славянского устава патриарха Алексия неполный из греческого устава той же обители позднейшего. Вообще трудно произнести решительное суждение о вышеозначевных трех полных синаксарях студийских уставов: в Греции ли они первоначально произошли или составлены в России. Устав 1398 года имеет более двух других уставов признаков греческого происхождения. Устав Евергетидский В описании литургич. рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока (Т. I стр. 256 и след.), издан еще в отношении к агиологии замечательный устав честного монастыря Пресвятые Богородицы Евергетиды ( τς Εεργετδος, то есть, Блогодетельницы). Этот монастырь находился в предместии Константинополя и основан был в июне 1048 года некоторым Павлом в доставшемся ему по наследству пустынном загородном местечке. Настоятель обители Павел скончался 16 апреля в 1054 г. Преемник его Тимофей привел небольшой этот монастырь в великолепный вид, сделал его славным и составил для него типикон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И во-первых, – во внешней политике Новгорода. Владыке принадлежало руководительное влияние на внешнюю политику. Все важные политические дела, как то: заключение договоров с другими державами, принятие князя, объявление войны, заключение мира совершалось не иначе, как с согласия владыки и по его благословению. Мы видим, что все вообще договорные грамоты Новгорода с другими державами начинаются следующею формулою: благословение от владыки или – если грамота составлялась после войны: по благословению пресвященного архиепископа В. Новгорода и Пскова, владыки (имя рек).... и проч. Что эта формула была не пустым словом, это доказывается напр. следующим местом из летописи: «тоя же осени (1398 г.) по владычню слову и благословению, по Иванову,... взяша мир с князем в. по старине» (собр. рус. лет. IV, 141; см. также III, 100). Об участии владыки в приеме князя мы находим напр. такое свидетельство летописи: в 1419 г. «прииде в Новгород с Москвы князь Константин Дмитриевич: милостию Божиею и архиепископа Симеона благословением прияша Новгородца в честь» (собр. р. л. III, 109.) Очень часто (как увидим ниже) владыка сам ездил приглашать в Новгород князя. Об участии владыки в объявлении войны летопись говорит нам, что в 1406 г. когда Псковичи звали Новгородских воевод идти войною на Литву, эти последние отвечали: «вас владыка не благословил идти на Литву» (собр. л. IY, 197). В 1398 г., по случаю разлада с в. кн. Василием Димитриевичем, Новгородцы били челом своему владыке: «благослови, господине отче владыко, поискати св. Софии пригородов и волостей» и владыка Иоанн благослови своих детей, рек им тако: поидите св. Софиа пригородов и волостей поищите а своей отчивы.» (собр. р. л. III, 99). Об участии владык в заключении мира летопись сообщает весьма много свидетельств: напр. под 1386 г. записано, что Новгородские послы докончали мир с Димитрием Донским по владычню благословению, а по Новгородскому поклону. (собр. р. л. IV, 94. см. также III, 100: 211). В псковской летописи под 1434 г. записано: «послаша псковичи послы в В. Новгород миру имать, и помилова Бог и св. София, и владычне благословение, Псковское челобитье приняли и взяша мир по старине» (собр. р. л. IY, 208). В 1449 г. по благословению архиепископа В. Новгорода и Пскова, Псковичи и Новгородцы взяша мир на полтретьядцать лет с кн. Местером Ризским и пр. (собр. р. л. IV, 204; см. также II, 204; V, 221.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Святые Климент, Кирилл, Никита, Никифор и Исаакий Алфановы. Икона из новгородского Сокольницкого монастыря. 1701 г. Фрагмент Основным источником сведений об А. является «Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирилла, Никифора, Климонта и Исакия, Новгородских чюдотворцов, нарицаемых Алфановых, единородных братий по плоти», созданное ок. 1606 г. в связи с описанием многочисленных чудес, совершившихся от мощей святых в 1562-1603 гг. «Сказание» известно в полной, сокращенной и краткой редакциях (СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 458). Поскольку к 1606 г. «в Новгороде уцелело скудное и смутное предание о чудотворцах» (Ключевский. С. 464), «Сказание» в житийной части изобилует анахронизмами: оно относит время преставления преподобных к нач. XII в., обретение мощей - к 1162 г., однако сообщает о чуде, происшедшем с московским боярином в 1562 г., к-рое случилось «не по мнозех летех» после обретения мощей. В «Сказании» сообщается, что А. были родными братьями, жили в Новгороде и отличались не только богатством и знатностью, но и праведной жизнью. Они поставили на Сокольей горе в Новгороде деревянную ц. в честь свт. Николая и устроили при ней мон-рь. «Летописец Новгородский... церквам Божиим» (XVII в.) датирует это событие 1389 г., сообщая, что мон-рь был жен. (Новгородские летописи. С. 245). 1389 год и прозвище братьев позволяют предположить, что они были родственниками известного двинского боярина Анфала (Алфана) Никитина, к-рый участвовал в попытках отделения Двинской земли от Новгорода в 1397-1398 и 1401 гг.: в 1398 г. он потерпел поражение от новгородцев, убежал в Устюг, а брат его двинский воевода Иван Никитин был сброшен в Новгороде с моста в Волхов (ПСРЛ. Т. 3. С. 98-99); в 1401 г. Анфал бился с новгородцами у Холмогор и опять потерпел поражение (Там же. С. 101); в 1409 г. ходил ратью на болгар по Каме и Волге и попал в плен в Орду (ПСРЛ. Т. 25. С. 239; Т. 15. С. 485), в 1418 г. был убит вместе с сыном Нестором на Вятке новгородцем Михаилом Разсохиным (ПСРЛ. Т. 33. С. 95).

http://pravenc.ru/text/115414.html

Впервые о существовании в Микулине собора Михаила Архангела, находившегося внутри крепостного вала, упоминается в Тверских писцовых книгах 1-й половины XIV в., а также в некоторые других актах феодального землевладения. Предположительно, в 1398 г., по указанию Микулинского и Тверского князя Михаила Александровича в Микулине был возведен каменный собор как усыпальница Микулинских князей, подобно Архангельскому собору в Московском Кремле. Второй каменный храм Михаил Александрович построил в Старице. Микулинский собор стал бесценным памятником древнерусской истории и культуры. Временем постройки Микулинской церкви Михаила Архангела до сих пор принято считать 1398 г. Это мнение основано на неясном известии летописей и надписи на западной стороне церкви, которая гласит: «В год 6904 (1397) заложена церковь святого Архангела Михаила князем в Городке великим Михаилом». Однако некоторые исследователи сомневаются в истинности этой надписи. Известный историк Анатолий Николаевич Вершинский утверждал, что единственный источник, которому в этом вопросе можно доверять – это Тверские писцовые книги, дающие указания о существовании храма в первой половине XVI века. О нем упоминается во II писцовой книге, составленной, по мнению историка, специалиста в области источниковедения Николая Петровича Лихачева, до 1550 года. Время же постройки храма остается неизвестным. Можно лишь предположить, что изначально собор был построен в конце XIV в. великим князем Михаилом Александровичем. Собор в Микулине конца XIV в. не сохранился. Во 2-й половине XVI столетия его перестроили. В середине XVI в. Микулин находился во владении одного из потомков Микулинских князей – князя Семена Ивановича Микулинского-Пункова, известного в истории как сподвижника Ивана IV Грозного. После взятия Казани Семен Микулинский принимал участие в Ливонской войне, получил тяжелое ранение и умер в 1559 г. Он был похоронен в Микулинском соборе. По утверждению А.Н. Вершинского, обнаружившего надпись на гробнице князя с указанием даты его смерти «в лето 7065 (1559) августа 2-го дня», это летописное известие является достоверным.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Другим важнейшим владением кафедры являлись села Голенищево и Селятино, располагавшиеся на юго-западе нынешней Москвы. Когда и каким образом они достались кафедре, неясно. Копийная книга сохранила всего четыре акта на это владение, датируемые 1473–1526 гг. «Запись» по истории сел Голенищева и Селятина рассказывает, что на пустынном месте при слиянии рек Сетуни и Раменки любил бывать митрополит Киприан, поставивший здесь церковь во имя Трех святителей. Сообщается о его смерти здесь в 1406 г. Это подтверждается летописными известиями, добавляющими, что Киприан ставил в Голенищеве епископов в 1398, 1404 и 1406 гг. 1032 Любопытен топонимический экскурс «Записи»: «А вверх по той же Рамены реки, на той же земле Голенищевской жил митрополич коровник Селята. И на том месте преосвященный Феогност митрополит постави церковь святого Николы. И зовется то место селцо Селятино». Основываясь на этом свидетельстве, С. Б. Веселовский полагал, что данное владение досталось митрополитам при Феогносте, т.е. во второй четверти XIV в. 1033 Наше внимание привлекает одна особенность. Название села Голенищева происходит, очевидно, от прозвища Василия Ананьевича Голенищева-Кутузова. Это наблюдение подкрепляется тем, что неподалеку от Голенищева находилось Матвеевское, получившее название от внука Василия Голенищева Матвея. Подобное явно неслучайное соседство двух топонимов позволяет наметить здесь существовавший в XIV–XV вв. большой земельный комплекс владений Голенищевых-Кутузовых. Очевидно, один из них в самом конце XIV в. (до 1398 г., первого летописного упоминания Голенищева) отдал это село митрополиту Киприану, который устроил здесь свою резиденцию. Но к моменту составления копийной книги первоначальные акты на это владение были утеряны и митрополичьи власти, исследуя свой архив, смогли обнаружить в нем лишь известие об освящении храма в Селятине митрополитом Феогностом. На основании этого они решили, что данное владение принадлежало кафедре уже во второй четверти XIV в. Но существующий до сих пор обычай, что новую церковь , как правило, освящает кто-либо из церковных иерархов, в том числе и глава Русской церкви, ставит под сомнение этот вывод.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

кн. Смоленского Святослава Иоанновича, Василия - на Анастасии, дочери киевского кн. Владимира (Василия) Ольгердовича . Зимой 1388 г. М. А. поссорился с Тверским еп. Евфимием Висленем, в результате чего Евфимий удалился в мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца над Ручьем (находившийся, как полагают, в Заволжской части Твери), где ранее был игуменом. После утверждения Киприана на митрополичьем престоле М. А. направил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». Для суда над Евфимием Висленем в 1390 г. были созваны не только церковный, но и земский соборы. Против владыки выступили все слои духовенства, бояре и «простии». Видимо, для того чтобы узнать настроения тверичей, Киприан предпринял поездку в Тверь, а не вызвал епископа в Москву. По просьбе М. А. владыка был смещен, Тверским епископом стал бывш. архидиакон митрополита, выходец из Киево-Печерского мон-ря свт. Арсений . С новым владыкой у М. А. установились дружеские отношения, он стал духовником князя. Пользуясь мирным периодом в жизни Тверского великого княжества, М. А. ввел льготные торговые пошлины, призвал на жительство ремесленников и торговцев. При поддержке М. А. еп. Арсений основал Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , по-видимому, в период его правления был основан и Саввин мон-рь в Твери. В 1397-1398 гг. по инициативе М. А. построена каменная ц. св. архистратига Михаила в Нов. Городке (Старице), в 1399 г. обновлен кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери, его стены украшены новой каменной резьбой. В Твери работали иконописные и книгописные мастерские. М. А. продолжал поддерживать отношения с К-польским патриархатом. В 1398 г. он направил свое посольство с пожертвованиями патриарху (такое же посольство ехало из Москвы). Это имело большое значение в то время, когда войска султана Баязида I осаждали К-поль. В летописных Повестях о преставлении М. А. рассказывается о встрече возвращавшихся из К-поля послов, к-рых патриарх благословил, вручив им дары и икону «Страшный Суд». В 1399 г. М. А. заключил договор с Московским вел. кн. Василием I Димитриевичем , ставший большим достижением вел. князя Тверского. Благодаря этому договору Тверское великое княжество освободилось от мн. обременительных для него узаконений, введенных после соглашения 1375 г., и фактически между Московским великим княжеством и Тверским великим княжеством устанавливались равноправные союзные отношения. Это касалось торговой сферы, большинства социальных статей, сам вел. князь Тверской именовался «братом» вел. князя Московского. При этом летописи сообщают, что рус. князья послали «грамоты разметныи к Витовъту». Следует думать, что М. А. был среди этих князей.

http://pravenc.ru/text/2563716.html

18 февр. 1394 г. в Долатычах В. О. вместе с князьями Витовтом, Скиргайло Трокским и Федором Ратненским выступил в числе поручителей за своего брата бывш. полоцкого и псковского кн. Андрея Ольгердовича. После прихода в 1392 г. к власти в Великом княжестве Литовском Витовта король приказал всем русско-литов. князьям подчиниться новому правителю Литвы. Однако В. О. отказался принести Витовту клятву верности, мотивируя тем, что он уже дал ее королю. В 1393-1394 гг. в борьбе против Витовта В. О. поддержал новгород-северского кн. Димитрия-Корибута и подольского кн. Феодора Кориатовича . Весной 1394 г. Витовт и полоцкий кн. Иоанн-Скиргайло захватили в сев. части Киевской земли города Житомир и Овруч и вынудили В. О. пойти на переговоры, в результате к-рых был заключен мир на 2 года. Осенью 1394 г. в результате 2-го похода литов. князей В. О. лишился Киевского княжества, к-рым завладел Иоанн-Скиргайло. Местная знать оказала сопротивление новому правителю, к-рому пришлось с боем осаждать находившиеся к югу от Киева города Звенигород и Черкассы. По-видимому, в сер. 90-х гг. XIV в. В. О. стремился вернуть себе Киев с помощью московского вел. князя. На этот факт указывает «Хроника Быховца», где говорится, что «князь Володимер бегал на Москву и тем пробегал отчину свою Киев» (ПСРЛ. Т. 32. С. 162). Добиться поддержки вел. кн. Василия I Димитриевича в борьбе против Витовта В. О. не удалось, он был вынужден вернуться в Литву, где в 1395 г. получил освободившийся Копыльско-Слуцкий удел, а также ряд земель в Понеманье. В 1397 г. Иоанн-Скиргайло был отравлен Фомой, наместником митр. Киприана в Киеве. Однако киевский стол перешел не к В. О., а к верным сподвижникам Витовта - князьям Иоанну Борисовичу и Иоанну Ольгимонтовичу Гольшанскому. В 1398 г. В. О. примкнул к возглавляемой Витовтом оппозиции кор. Владиславу-Ягайло, недовольной условиями Кревской унии и требованием выплачивать дань в Польшу в пользу кор. Ядвиги (с правосл. земель Витебского княжества и Поднепровья). Осенью 1398 г. В.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на " и " ) можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий. Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

http://pravoslavie.ru/43526.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010