Тогда на следующий (1398) год, весною, новгородцы сказали своему господину владыке отцу Иоанну: «Не можем, господин отец, терпеть такого насилия от своего князя великого, Василия Димитриевича, что отнял у нас, у св. Софии и у Великого Новгорода пригороды и волости, нашу отчину и дедину, хотим поискать их», – и целовали крест все за один брат, что отыскивать им пригородов и волостей св. Софии и Великого Новгорода, сказали: «Или найдем свою отчину, или головы свои положим за св. Софию и за своего господина, за Великий Новгород». Владыка Иоанн благословил своих детей, и новгородцы с тремя воеводами отправились за Волок, на Двину, к городку Орлецу. На дороге встретил их вельский волостель владыкин, Исаия, и сказал: «Господа воеводы новгородские! наехал князя великого боярин Андрей с двинянами на Софийскую волость Вель в самый велик день, волость св. Софии повоевали, а на головах окуп взяли; от великого князя приехал в засаду, на Двину, князь Федор ростовский городок беречь, судить и пошлины брать с новгородских волостей, а двинские воеводы, Иван да Конон, с своими друзьями волости новгородские и бояр новгородских поделили себе на части». Услыхавши об этом, новгородские воеводы сказали друг другу: «Братья! если так вздумал господин наш князь великий с клятвопреступниками двинскими воеводами, то лучше нам умереть за св. Софию, чем быть в обиде от своего великого князя», – и пошли на великокняжеские волости, на Белоозеро, взяли их на щит, повоевали и пожгли; старый городок белозерский пожгли, а из нового вышли князья белозерские с великокняжескими воеводами и добили челом воеводам новгородскими всему войску, заплативши 60 рублей окупа. Новгородцы захватили и Кубенские волости, воевали около Вологды, взяли и сожгли Устюг, где оставались четыре недели; отсюда двое воевод с детьми боярскими ходили к Галичу и только одного дня не дошли до него. Добычу взяли новгородцы страшную; пленников отпустили на окуп, потому что уже лодьи не поднимали, и многое принуждены были бросить. С Устюга Двиною пошли новгородцы к городку Орлецу, стояли под ним четыре недели, но когда начали бить пороками, то двиняне вышли из городка с плачем, и воеводы, по новгородскому слову, приняли их челобитье, схватили только воевод заволоцких, которые водили Двинскую землю на зло, по словам летописца: одних казнили смертию, других сковали, у князя Федора ростовского взяли присуд и пошлины, которые он побрал, а самого с товарищами оставили в живых; у гостей великокняжеских взяли окупа 300 рублей; у двинян за их вину взяли 2000 рублей да 3000 лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Bd. 1. S. 6. N 19). Еще одним падуанским знакомым Н. К. был юрист Джулиано Чезарини (1398-1444; кардинал с 1426), выходец из римской патрицианской семьи, впосл. сделавший блестящую карьеру судьи и дипломата в Папской курии. Н. К. дорожил покровительством Чезарини и посвящал ему собственные философские сочинения. В Падуе Н. К. впервые встретился с Доменико Капраникой (1400-1458), к-рый в 40-50-х гг. XV в. стал одним из наиболее влиятельных кардиналов Римской курии. В период обучения в ун-те Н. К. не только соприкасался с итал. интеллектуальными кругами, но и был свидетелем новых тенденций в религ. жизни. Впосл. он вспоминал, что весьма сильное впечатление на него произвели проповеди, которые произносил в Падуе весной 1423 г. францисканец Бернардин Сиенский (1380-1444), призывавший к покаянию, отказу от беззаботной мирской жизни, строгому соблюдению евангельских заповедей, а также критиковавший нравственные недостатки монахов, клириков и мирян (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 5-6. N 16-17; M ü ller. 2013. S. 72-75). Подтверждением того, что к нач. 1425 г. Н. К. какое-то время уже находился в Германии, служит предоставление ему архиеп. Трирским Отто фон Цигенхайном 31 янв. 1425 г. в качестве пребенды (также см. Бенефиций ) приходской церкви в Альтрихе. Сохранилась собственноручная заметка Н. К., отражающая его радость от приобретения пребенды, ставшей его первым источником стабильного дохода (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 7-8. N 21-22). Впоследствии Н. К. получил еще множество бенефициев от Трирских архиепископов и Римских пап, вслед. чего нек-рые исследователи относили его к числу упорных и удачливых средневек. «охотников» за доходными назначениями. В позднем средневековье практика получения одним лицом доходов от мн. храмов, в которых он формально являлся настоятелем или занимал некую должность в клире, была обычным явлением; против нее выступали лишь наиболее ригористичные проповедники, нищенствующие монахи и сторонники радикальных церковных реформ. Н. К. не принадлежал к их числу и с 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Mapk III (1427–1430) Дорофей I (1435–1452) Михаил III (с 1452 г.) Александрийские патриархи XII-XV вв. 1206 Иоанн Кодонат (1062–1100) Савва (1100–1122) Феодосий (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (1137–1171) Илия II (1171–1175) Елевферий (1175–1180) Mapk II (1180–1209) Николай I (1210–1235) Григорий I (1235–1243) Николай II (1243–1276) Афанасий III (1276–1308) Григорий II (1308–1354) Григорий III (1354–1366) Нифонт (1366–1385) Mapk III (1385–1389) Николай III (1389–1398) Григорий IV (1398–1412) Николай IV (1412–1417) Афанасий IV (1417–1425) Mapk IV (1425–1435) Филофей (1435–1459) Библиография Источники: Анна Комнина. Алексиада. Вступ. статья, пер., комм. Я. Н. Любарского. СПб.: «Алетейя», 1996 г. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Пер., ст., комм. М. А. Заборова. М.: «Наука», 1993 г. Робер де Клари. Завоевание Константинополя. Пер., ст., комм. М. А. Заборова. М.: «Наука», 1986. Acropolitae, Georgii Opera. Rec. A. Heisenberg. Lipsiae, 1903, vol. 1–2. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Ed. F. Miclosich et J. Miiller. Vindobonnae, 1860–1890, vol. 1–6. Athanasias T. The korrespondence of Athanasias I, patriarch of Konstantinople. Washington, 1975. Blemmidae Nicephori curriculum vitae et carmina. Ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1866. Cantacuzeni Joannis eximperatoris libri historiarum IV. Cura L. Schopeni. Bonnae, 1828–1832, vol. 1–3. Cantacuzenus, John. The history of John Cantacuzenus (Books IV). London, 1977. Choniatae Nicetae Historia. Rec. J. A. van Dieten. Berolini, Novi Eboraci, 1975, vol. 1–2. Choniatae Nicetae Orationes et Epistulae. Rec. J. A. van Dieten. Berolini, 1977. Cinnami Joannis Epitomae rerum ab Joanne et Alexio Comnenis. Rec. A. Meineke. Bonnae, 1896. Comnen Anne. Alexiade (regne de l’empireur Alexis I Comnene (1081–1118). Ed. B. Lieb. Paris, 1937–1945, vol. 1–3. Ducas. Istoria turco-byzantina (1341–1462). Ed. critica de V. Grecu. Bucuresti, 1958. Eustathii Thessalonicensis Opuscula. Ed. F. Tafel. Amsterdam, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

109. Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином. Мозаика. 2-я пол. X в. Константинополь, собор св. Софии. Иконографический тип поясной Одигитрии появляется на Руси уже в XII веке. Предание гласит, что византийский император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода – сына Ярослава Мудрого, благословил ее иконой с изображением Одигитрии. После смерти Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху , который перенес ее в смоленскую церковь Успения Богородицы. В XIV веке, когда Смоленск находился во владении литовских князей, дочь князя Витовта была выдана замуж за московского великого князя Василия Дмитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой смоленскую икону в Москву, где ее установили в Благовещенском соборе Кремля. Позднее, в XVI веке, икона была возвращена в Смоленск и стала называться «Смоленской». Этот извод Одигитрии получил широкое распространение в древнерусском искусстве. 110. Богоматерь с Младенцем Миниатюра. Эчмиадзинское евангелие. 989 г. Армения В отличие от этого торжественного, строго фронтального варианта в иконографии сложился тип Богоматери Перивлепты («Прекрасной»), который позднее на Руси получил название «Тихвинской». Образ Богоматери Одигитрии Тихвинской отличает более мягкая трактовка позы Богородицы и Младенца, которые изображаются слегка склоненными друг к другу. При этом лирический характер образа подчеркивается такой деталью, как необычное положение ножки Младенца, которая повернута пяткой наружу. Свое название – Тихвинская – икона получила благодаря преданию, согласно которому этот святой образ, находившийся во Влахернском храме Константинополя, внезапно в 1383 году за семьдесят лет до взятия города турками, исчез из храма и чудесным образом установился близ Тихвина, где для нее был построен деревянный храм в честь Успения Богоматери 71 . В иконографии Одигитрии сложилось множество вариантов, которые различаются незначительными отклонениями от исходного канона в позах, деталях одежды и называются по местам их особого почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

В 1238 году, во время нашествия на Русь диких монголо-татарских полчищ Батыя, один из монголо-татарских отрядов неожиданно вторгся в Смоленскую землю, что грозило княжескому городу полным уничтожением. Жители Смоленска с горячей молитвой обратились к чудотворному образу Божией Матери Одигитрии и, подобно жителям Ниневии, наложили на себя строгий пост и слезно каялись, исповедуя свои прегрешения. Богоматерь призрела на их моления и даровала городу спасение через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия (память 24 ноября), который защитил жителей города. Еще не было окончательно сброшено татаро-монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей, и чудотворная икона Одигитрии оказалась в руках инославных. По Промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. Жители Москвы сразу же почувствовали благодатную силу, исходившую от древней святыни, и благоговейно поклонялись ей более полувека. Но Матерь Божия благоволила вернуться в Свой соборный храм Успения в Смоленске, чтобы там покровительствовать православным людям, притесняемым латинскими миссионерами и литовскими князьями. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. Милостью Божией и ходатайством Пресвятой Богородицы ради Ее иконы Одигитрии Смоленск в 1525 году вновь вошел в состав державы Российской. В память этого знаменательного события великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где совершался последний прощальный молебен перед возвращением чудотворной иконы в Смоленск. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 28 июля ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память возвращения Смоленска России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г. Д. отличался благочестием и начитанностью. Прп. Кирилл Белозерский обращался к нему со словами: «Божественное сам вконец разумееши и чтеши», говорил о частой посылке князем милостыни в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Свои притязания на вел. княжение Г. Д. подтверждал помимо завещания отца «летописцы старыми». Духовником князя в 1398/99-1406 гг. являлся прп. Савва Сторожевский. Обширной и значительной в художественном отношении была храмоздательная деятельность Г. Д., выходившая за границы его удела, ее результатом стало появление мн. шедевров древнерус. зодчества. На средства Г. Д. был построен княжеский Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), по архитектурным формам напоминающий ц. Рождества Богородицы в Московском Кремле, иконы для собора написал прп. Андрей Рублёв . По воле Г. Д. прп. Савва основал близ Звенигорода Савво-Сторожевский мон-рь, 10 мая 1404 г. князь дал обители тарханную и несудимую грамоты, по к-рым мон-рь получил 3 пригородных села, одно сельцо, бортные угодья и др. пожалования и льготы. Житие прп. Саввы сообщает о том, что на устроение мон-ря пошла также часть добычи, принесенной из похода на Волжскую Булгарию. По-видимому, после кончины прп. Саввы († 3 дек. 1407), в 10-х гг. XV в., в обители на средства князя был построен каменный собор. Согласно 3-й Пахомиевой редакции Жития прп. Сергия Радонежского (ок. 1441-1442), именно Г. Д., а не вел. князь участвовал в 1422 г. в обретении мощей прп. Сергия, в принятии решения о возведении храма над мощами святого, финансировал строительство каменного Троицкого собора в Троице-Сергиевом мон-ре в 1423-1424 гг. или в 1425 г., сооруженного «помаганием простертою рукою благодарованнаго прореченнаго благовернаго князя Георгия». Г. Д. способствовал установлению церковного почитания прп. Сергия, имя к-рого вошло в месяцеслов в Уставе, переписанном в 1422-1425 гг. во владениях звенигородского князя. Лит.: Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр.

http://pravenc.ru/text/164461.html

начинается новый период в истории прихода русских паломников в Константинополь, другие византийские центры (например, Афон) и обители христианского Востока: они приезжают «с милостыней», т.е. с денежными суммами для поддержки единоверцев некогда могучей, а сейчас окружаемой врагами империи. Самой ранней по времени подобной миссией можно считать упоминаемые под 1398 г. Второй Софийской летописью сведения о посольстве от Московского великого князя Василия I Дмитриевича и Тверского князя Михаила в Константинополь с большой суммой денег для императора Мануила II Палеолога, осаждаемого войсками османского султана Баязета I: «Тогда же велики... с братею послаша во Царьград много милостини оскудениа их ради с черньцом Родионом Ослябятели, еже был бояринъ любутьски, тако же и князь Михаило Тверьски с протопопом Даниилом. Царь же и патриарх благодариша их повелику и прислаша к великому князю икону чюдну, на ней же суть написан Спас в ризице белой, стоит же та икона во церкви его Благовещениа на его дворе и до сего дни на левой стороне на поклонной». 208 Таким образом, посольство было отправлено великим князем Василием I Дмитриевичем (1371–1425), старшим сыном Дмитрия Донского. Родион Ослябя (в схиме Андрей) – герой Куликовской битвы, инок Троице-Сергиевского монастыря и Симонова – в Москве, брат (родной или духовный) Александра (Пересвета), павшего на Куликовом поле. 209 Тверской князь Михаил, активизируя самостоятельную политику, не остался в стороне от вспомоществования в пользу Мануила II и Вселенского патриарха Mamфeя I . Полученный образ Спаса занял почетное место в Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор отправка помощи в Византию из Москвы и других городов, как и регулярные приезды греков на Русь «за милостыней» становятся основной формой русско-греческих визитов. IV Новгородская летопись сохранила текст, помещенный среди событий 1395 г., озаглавленный «О Цари граде», автором которого назван дьяк Александр. 210 Это хождение дьяка Александра, упоминающего патриарха Антония IV (1389–1390, затем 1391–1397) и императора Мануила II (1391–1425), датируется временем между 1391 и 1396 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1398 Перевод II, 3 в Исаиевском корпусе более близок к греческому подлиннику Макария, чем сирийская версия Макария. Возможно, этот греческий текст был включен уже в самое раннее греческое собрание аввы Исаии , выполненное его учениками. 1399 Strothmann 1934, 24; Draguet 1968a (текст, с. 2–8, 14–19), Draguet 1968c (перевод, с. 1–5 и 9–12). 1403 Вопреки утверждению Дэпрэ, что рукопись надписана именем Макария Египетского , хотя именно это надписание следует предполагать на основании греческого оригинала. По-видимому, надписание сохранилось в Sin. Arab. 358. 1404 «Die andere Sammlung der arabischen Übersetzung der Makarios-Schriften unter dem Namen des Symeon...» (Strothmann 1975, 5). 1411 Morocho Gajo – Nieto Ibez 1995: Ms. graec. Y. III. 2 Эскориальской библиотеки на лл. 320r-356v содержит 150 глав Макария. 1418 См. Hemmerdinger-Iliadou 1960, 808–810; Бронзов 1899, 351–355 выдвигает совершенно фантастическое предположение, что Ефрем Сирин самолично побывал в Египте, списал беседы Макариевского корпуса с коптского и заимствовал их «в качестве назидательного “урока”»! 1425 Начало предпоследнего слова типа III Макария параллельно 19-му слову Аскетикона аввы Исаии . Слово удержано немецкими учеными при издании третьего типа (III, 28) с пометкой о сомнительной подлинности. Слово отсутствует в сирийском переводе аввы Исаии . В греческом тексте Исаии нет § 3–5, имеющихся у Макария. Кроме того, § 5 параллелен Макарию II, 38, 5. Слово засвидетельствовано также в коллекции TV Макария (сирийское 9-е письмо Макария Александрийского , арабская беседа 32). 1435 Издания СМ и соответствующая литература указаны на с. 207–218. См. также дополнения на с. 1089–1091. 1439 Синаксарь Давидо-Гареджийской пустыни, написан на Афоне в Ивирском монастыре в 1030 г.; литература: Евсеева 1998, 155, 270. 1442 Лицевой минологий на шести иконах, вторая половина XI-nepbaя половина XII в., Константинополь; пинакотека монастыря св. Екатерины на Синае. Литература: Евсеева 1998, 157, 270. 1446 Grabar 1928, табл. Vc и др.; XIV–XVI вв.: ibid., XXXIVb, LXIIIb, и т. д. (указано на основании: Dujcev 1957, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010