И. принадлежит благословенная грамота архангельскому во имя архангела Михаила мужскому монастырю (ИРИ. Т. 3. С. 300-301; Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 145-146), сохранявшаяся в 1811 г. в мон-ре, судя по формулярным особенностям, по-видимому, в списке (при этом указана вислая святительская печать И. на подлиннике) и позднее утраченная. Грамота, написанная в ответ на послание двинских жителей, предоставляет мон-рю право «вседневной службы», игуменом обители И. благословил быть основателю монастыря Луке. С. В. Рождественский предположил, что грамота была составлена в 1398 г., во время военного столкновения с Москвой, и послужила своеобразным ответом на грамоты вел. кн. Василия I 1397-1398 гг. на Двину. В. Л. Янин датирует грамоту достаточно широко - 1398-1414 гг., указывая на то, что отраженное в ней наличие на Двине 2 посадников последовало за урегулированием конфликта с Москвой ( Янин. 1991. С. 298-299). Именно в это время, по Янину, было основано Двинское наместничество Новгородского архиерея ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 84). Печать И. не обнаружена, однако известны 2 печати его двинских и 3 печати его новоторжских наместников ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 79, 80, 82, 85, 187, 189). В 1399 г., после того как новгородцы послали «възметную грамоту» (объявление войны) вел. кн. Литовскому Витовту (в ответ на заключенный в 1398 Витовтом союз с Тевтонским орденом против Новгорода и Пскова), И. принимал у себя брата вел. кн. Московского Андрея Дмитриевича, приехавшего княжить в Новгород, был в Пскове «на свои подъезд» (право месячного суда), где «повеле Захарии посаднику наняти наимиты ставити костер (башню.- Авт.) над Псковою на Крему (Кром, псковская крепость.- М. П.), и дасть владыка мастером свое сребро» (Псковские летописи. 1941. Вып. 1. С. 26), на к-рое были построены башни «на Радчине всходе» и «в куту города» (Там же. 1955. Вып. 2. С. 31).

http://pravenc.ru/text/469552.html

24 Рождество св. Иоанна Крестителя. 25 попразднство Иоанна Предтечи. 26 пр. Давида, иже в Солуни. 27 пр. Сампсона странноприимца. 28 перенесение мощей св. бессребрениковь Кира и Иоанна и препразднство апостолам. 29 свв. апп. Петра и Павла. 30 свв. 12 апостолов. Июль 513 1 св. безмезднику Космы и Дамиана. 2 положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. 3 св. мучен. Иакинфа. 4 св. Андрея, архиепископа критского. 5 св. Евстафия, еп. антиох. 6 пр. отца нашего Сисоя. 7 пр. отца нашего Фомы. 8 св. и великого муч. Прокопия. 9 св. священномуч. Панкратия. 10 свв. мучч. в Никополи. 11 св. и добропобедные муч. Евфимии. Собор в Халкидоне в неделю (1398 св. благоверные кн. Ольги). 12 св. муч. Марии Голиндухи. Мст. 13 св. ап. Акилы. 14 св. отца нашего Иосифа, еп. селунского. Мст. 15 св. мученику Кирика и Иулитты и св. Иосифа селунского еп., брата пр. отца нашего Феодора. 16 память халкидонского собора. Мст. (905 еще Онисифора и Порфирия). 17 св. священномуч. Афиногена. Мст. 18 св. муч. Емилиана. 19 пр. матере Макрины. Пр. отца нашего Дия. 20 св. прор. Илии. 21 св. Симеона, Христа ради юродивого. Св. прор. Иезекииля. 22 св. мироносицы Марии Магдалины. 23 св. муч. Трофима и дружины. 24 Бориса и Глеба. Св. муч. Христины. 25 Успение св. Анны матери Богородицы и память святою жену Евпраксии и пиады. 26 свв. мучч. Ермолая, Ермиппа и Ермоврата. 27 память св. и великого муч. Пантелеимона. 28 св. муч. Евстафия. Мст. 29 св. муч. Каллиника. 30 свв. апп. Силы, Силуана и прочих (905 еще Иоанна воина. Мст.). 31 св. муч. Иулитты (Мст.), св. прав. Евдокима (905 одной Иулитты). Август 514 1 свв. мучч. Маккавей. 2 пренесение мощей св. Стефана. 3 преп. Исаакия далматского. 4 св. муч. Елевферия. 5 препразднство. 6 боголепное и славное Преображение великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 попразднство и свв. 7 отроков в Ефесе (1398 еще избавление от врагов). 8 св. Дометия и св. Емилиана. 9 отдание праздника. 10 св. муч. Лаврентия. 11 св. муч. Евпла. 12 свв. мучч. Аникиты и Фотия. 13 преложение мощей пр. Максима исповедника . 14 препразднство Св. Богородицы (1398 еще освящение храма Богородицы в обители патр. Алексия). 15 Успение Пресв. Владычицы нашей Богородицы. 16 попразднство и св. Убруса (1398 еще муч. Диомида). 17 попразднство. 18 отдание праздника Успения. 19 св. муч. Андрея стратилата. 20 св. прор. Самуила (905 еще ап. Фаддея). 21 св. муч. Вассы. 22 св. муч. Агафоника. 23 св. муч. Каллиника. (905 еще Евстафияеп.). 24 пренесение мощей св. ап. Варфоломея и память св. Евтиха. 25 св. ап. Тита. 26 свв. мучч. Адриана и Наталии. 27 память пр. о. н. Пимена. 28 пр. о. н. Моисея Мурина. Препразднство Предтечи. 29 Усекновение св. Иоанна Предтечи. 30 попразднство Предтечи. 31 Положение честного пояса Пр. Богородицы в Халкопратии. Приложение 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Позднейшие предания приписывают Сергию Радонежскому еще создание Борисоглебского монастыря на реке Устье близ Ростова и Георгиевской пустыни в Гороховце  , однако эти сведения носят слишком легендарный характер и ранними свидетельствами не подкрепляются. Вопрос нуждается в доисследовании. Немало монастырей основано учениками преподобного Сергия. По источникам, далеко не современным событию, Сергий перед смертью назначил своим преемником Никона, но тот «возжеле в безмолвии пребывати» (очевидно, не по своей воле). Братия же призвала на игуменство Савву, который возглавлял монастырь на Стромыни . Хотя Житие Саввы составлено в середине XVI в.  , но по случайно оброненной фразе о принадлежности Дмитрова князю Юрию Дмитриевичу можно догадаться о существовании какого–то протографа, составленного в 1432—1434 гг.  Это объясняет наличие в Житии уникальных сведений о шестилетнем игуменстве Саввы (более точно: «шестому же лету совершившуся» — что допускает срок в пять лет с небольшим) в Троице–Сергиевом монастыре (т. е. в течение 1392—1398 гг.), о приглашении князем Юрием преподобного Саввы в Звенигород для устройства монастыря Рождества Богородицы «на Сторожах», о даровании князем «сел многих и имения доволна» созданному монастырю, о благословении Саввой князя Юрия Дмитриевича перед походом на волжских болгар (поход состоялся осенью 1399 г.) . Таким образом, основание Сторожевского монастыря датируется 1398 или 1399 г. Предпочтение следует отдать 1398 г., поскольку в этом году храмовый праздник (8 сентября) пришелся на воскресный день. Скончался преподобный Савва 3 декабря 1406 г. Основание Николо–Песношского монастыря в Дмитровском княжестве предание связывает с именем другого Сергиева ученика — Мефодия. Монастырь был поставлен в 15 верстах от Дмитрова, за рекою Яхромою, причем Мефодий, по примеру своего учителя, сам трудился в поте лица своего, «пеш нося» деревья через речку, получившей название Пешноши  . Дата создания монастыря исторического обоснования не имеет. По церковному преданию, Мефодий скончался 4 июня 1392 г.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В Акт. отн. Зап. России т. 1, 12 помещена грамота владыки Ивана из Луцка Польскому Королю Владиславу, с обязательством дать ему 200 гривен русских и 30 коней, если тот поможет ему поставиться в сан Митрополита Галицкого. «Знаемо чиню всем, аже дал ми Государь мой, великий Король, Митрополию Галицкую, хочет ми помочи на поставленье Митрополитом». Datum этой грамоты 1 Февраля 1398 г. Но мы относим ее к 1392 г. на основании грамот, указания на которые находятся в Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 158–159. Здесь есть указание на грамоту Патриарха Антония к Митрополиту Киевскому, которой он извещал последнего, что Епископ Луцкий ложно называет себя Митрополитом Галицким. Значит Епископ Луцкий думал объявить себя Митрополитом при Патриархе Антонии и след. раньше 1398 г. потому, что Патриарх Антоний правил Церковью Константинопольской только до 1396 г. (Oriens. Christ. 1, 304). С другой стороны между теми же протоколами Константинопольского Патриарха находится приказ, данный отправлявшемуся в Россию 1392 г. Митрополиту Вифлеемскому о Митрополите Галицком и Мавровалахском (Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6 отд. II, стр. 159, 54). Но Митрополит Галицкий, поставленный по просьбе Казимира Великого, умер (ibid. стр. 158, 46) и Галич подчинен был уже Митрополиту Киевскому и всея России Киприану (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 233); след. этот приказ отдан был касательно какого-то нового Митрополита Галицкого, который после 1390 г. отнял от Киприана Галич. Грамота Патриарха к Киприану, помещенная выше под 48 и указывающая на Иоанна Епископа Луцкого, дает нам право думать, что касательно его дан приказ Митрополиту Вифлеемскому, и следовательно его происки и грамота Королю Польскому относятся к тому же 1392 г., к которому относится и приказ Патриарха. Что же касается до datum подлинника, хранящегося в Румянцевском Музеуме, которое указывает на 1398 г., то издатели этого акта не приняли-ли цифры 2 за 8, что очень могло случиться, потому что славянские начертания чисел 8 и 2 при слитном письме делаются очень схожи между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Согласно позднейшему преданию, отразившемуся в «Сказании о святых праведных Антонии и Феликсе Карельских» (ГИМ. Барс. 101, XVIII в.), «Описанию о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и иконописным подлинникам XVII-XVIII вв. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56), во время одного из торговых плаваний по Белому м. Антоний и Феликс потерпели кораблекрушение и утонули, их тела были выброшены на берег и погребены в устье Сев. Двины. Однако реальные обстоятельства кончины Антония и Феликса могли быть иными, учитывая известные по летописанию исторические обстоятельства, связанные с борьбой Вел. Новгорода и Вел. княжества Московского за Двинскую землю в кон. XIV - нач. XV в. В 1398 г. по благословению архиеп. Иоанна состоялся поход новгородской рати в Подвинье (Заволочье), население которого годом ранее перешло под власть вел. кн. Московского Василия I Димитриевича , причем земельные владения новгородских бояр были конфискованы и поделены между двинскими воеводами-изменниками. Поход закончился для Новгорода успешно, и Подвинье вернулось в состав Новгородской земли (НПЛ. С. 389-393). В 1401 г., в Петров день, двинские бояре и московская рать внезапно напали на Двинскую землю (взяли «на щит без вести»), нарушив крестоцелование (мирный договор с Новгородом 1398 г.); «крестиан повешали, а иных посекли, а животы их и товар поимали» (Там же. С. 396-397). Вполне вероятно, что среди павших или в 1398, или в 1401 г. были и молодые новгородские бояре и заволочские землевладельцы Антон и Феликс Филипповичи. Среди взятых в 1401 г. в плен двинских посадников, представлявших Новгород, назван Есип (Иосиф) Филиппович, позднее освобожденный наряду с др. боярами новгородскими в ходе боя под Холмогорами. Впосл. он упоминается как один из новгородских воевод, ходивших на Выборг в 1411 г. (Там же. С. 403). Есип, несомненно, являлся родным братом Антония и Феликса ( Юдин. Новгородский род. 2003. С. 155, 165). Погребены Антон и Феликс могли быть не на месте гибели, а в своей вотчине (это мог сделать тот же Есип после освобождения из плена) - по грамоте их отца Филиппа Григорьевича, владения в Подвинье он купил «одерень (навсегда, в полную собственность.- М.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

показаны в прологах отверзение дверей великой церкви (в софийск. новгор. прологе до 1250 г. с особым тропарем), светохождение вокруг великой церкви, 23 дек. память самого освящения церкви. В греческих памятниках нет другого праздника Софии – Премудрости Божией, как у нас в позднейшее время в Новгороде 15 августа, в Киеве 8 сентября. Вероятно, празднование памяти освящения Софии константинопольской и был храмовой праздник 23 декабря. В киевской Софии тоже было в древности 4 ноября. Посему естественно полагать, что еще до студийского устава патриарха Алексия в России известен был чин празднования в память освящения церкви. Но в уставе 1398 года описана обстоятельно причина праздника 14 августа: освящение св. обители от Алексия св. нашего владыки и всея вселенного патриарха. Освятижеся реченая церковь в 14 день того ж месяца в лето 6542 в тот же день среду (это было 1034 года от Р. X.). Начало чина: во время божественные литургии собравшимся людям в притвор св. Дмитрия... Притвора мученика Димитрия не было тогда ни в успенском храме Богоматери в Москве, ни в киевопечерской обители. Все это показывает, что чин сей списан именно с устава обители патриарха Алексия. Напротив за происхождение синаксаря устава 1398 года в России говорит 1) то, что некоторые русские святые: Борис и Глеб, св. Леонтий ростовский, пр. Феодосий печерский поставлены в нем на первом месте с показанием чина службы им, с опущением службы дневным святым 172 ; 2) есть ошибки в синаксаре, сходные с ошибками славянских прологов: 20 июня св. Мефодия моравского вместо патарского; ошибка славянина от смешения с Мефодием просветителем славян. Вообще же по соображении всех признаков греческого студийского происхождения и русского, кажется, более остается весу за теми, которые говорят за происхождение сего синаксаря из студийской обители 173 . Устав студийский типографский 1236 XIV в.) в синаксаре, который кончается 17 днем мая за утратою листов, много сходствует с уставом 1398 года и, по всей вероятности, автор его имел в виду сей устав, но избегал его особенностей и во многие дни дополнял; вообще он богаче памятями как сего устава, так и устава 905 синодального.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Позднейшие предания приписывают Сергию Радонежскому еще создание Борисоглебского монастыря на реке Устье близ Ростова и Георгиевской пустыни в Гороховце 235 , однако эти сведения носят слишком легендарный характер и ранними свидетельствами не подкрепляются. Немало монастырей основано учениками Сергия Радонежского. По источникам, далеко не современным событию, Сергий перед смертью назначил своим преемником Никона, но тот «возжеле в безмолвии пребывати» (очевидно, не по своей воле). Братия же призвала на игуменство Савву, который возглавлял монастырь на Стромыни 236 . Хотя житие Саввы составлено в середине XVI в. 237 , но по случайно оброненной фразе о принадлежности Дмитрова князю Юрию Дмитриевичу 238 можно догадаться о существовании какого-то проторафа, составленного в 1432–1434 гг. 239 Это объясняет наличие в житии уникальных сведений о шестилетнем игуменстве Саввы (более точно: «шестому же лету совершившуся» – что допускает срок в лет с небольшим) в Троице-Сергиевом монастыре (т. е. в течение 1392–1398 гг.), о приглашении князем Юрием Саввы в Звенигород Для устройства монастыря Рождества Богородицы «на Сторожах», о даровании князем «сел многих и имения доволна» созданному монастырю, о благословении Саввой князя Юрия Дмитриевича перед походом на волжских болгар (поход состоялся осенью 1399 г.) 240 . Таким образом, основание Сторожевского монастыря датируется 1398 или 1399 г. Предпочтение следует отдать 1398 г., поскольку в этом году храмовый праздник (8 сентября) пришелся на воскресный день. Скончался Савва 3 декабря 1406 г. Основание Николо-Песношского монастыря в Дмитровском княжестве предание связывает с именем другого Сергиева ученика – Мефодия. Монастырь был поставлен в 15 верстах от Дмитрова, за рекою Яхромой, причем Мефодий, по примеру своего учителя, сам трудился в поте лица своего, «пеш нося» деревья через речку, получившей название Пешноши 241 . Дата создания монастыря исторического обоснования не имеет. По церковному преданию, Мефодий скончался 4 июня 1392 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в период с сентября 1398 г. по август 1399 г. Учитывая, что в обители была воздвигнута церковь Рождества Богородицы (храмовый праздник отмечался 8 сентября), мы, вслед за Б. М. Клоссом, относим это событие к началу сентября 1398 г. 1060 Подводя черту, отметим, что свидетельство «Жития» Саввы Сторожевского о его почти шестилетнем игуменстве в Троице оказывается достоверным и не противоречащим данным других источников. Почему же Никон, назначенный Сергием игуменом обители, решился нарушить распоряжение преподобного? Его биограф объясняет этот поступок тем, что Никон не любил человеческой славы и желал безмолвствовать. Однако это плохо согласуется с тем, что впоследствии Никон настоятельствовал в Троице более четверти века. Все это приводит нас к выводу, что Никон вынужден был нарушить прямую волю преподобного Сергия и уступить, хотя и временно, пост троицкого игумена Савве явно не по своей воле. Что же заставило его сделать это? Ответ становится ясным, если мы вспомним, что Троицкий монастырь с самого начала был основан как родовое богомолье потомков переселившегося в Радонеж ростовского боярина Кирилла. Понятно, что решающую роль в вопросе назначения настоятелей подобных вотчинных обителей играли владельцы земли, на которой они располагались. На момент кончины Сергия Радонежского в живых оставались следующие родичи преподобного: Феодор Симоновский, ставший к тому времени ростовским архиепископом (умер 28 ноября 1394 г. 1061 ), и, вероятно, младший брат Сергия Петр, а также племянник Сергия Климент. Решая вопрос о преемнике преподобного, они, судя по всему, отдали предпочтение не относительно молодому на тот момент Никону, которого они знали довольно плохо, а более известному им Савве, который проигуменстовал в Троице последующие шесть лет. К 1398 г. ситуация коренным образом изменилась. Из синодика Махрищского монастыря, в котором записан род Сергия Радонежского, становится известным, что Петр и Климент стали последними представителями потомства боярина Кирилла 1062 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Начало индикта. Пр. о. н. Симеона столтика, Ермогена, Евода и Каллиста (ы) (типограф. по иерус. кроме пожара). 2 св. муч. Мамонта. 3 св. священнонуч. Анфина (Тип. еще пр. Феоктиста). 4 св. священномуч. Вавилы (Тип. еще Ернионии и прор. Моисея). 5 прор. Захарии, отца Предтечева. 6 бывшего чудесе великим архистрати Михаилом. 7 Препразднство Рождества Богородицы и муч. Созонта (Тип. еще муч. Евпсихия). 8 Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы. 9 Иоакима и Анны. 10 Поклонение древу, свв. мучч. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (Тип. поклонение древу. Св. муч. Варипсава). 11 пр. Феодоры (Тип. и 1398 одной Феодоры), священномуч. Автонома. 12 отдание праздника (Тип. священнонуч. Автонона и Еорнута). 13 препразднство Воздвижения. 14 Божественное и честное Воздвижение честн. и животвор. Креста. 15 св. муч. Никиты и отдание Воздвижению. 16 муч. Евфимии и пр. о. н. Еввиота студийского. 17 свв. мучч. Веры, Надежды и Любви. 18 св. Симеона, еп. иерусалинского (Мстисл. евангелие, а в 905 Евмения, еп. гортинского). 19 свв. мучч. Трофина, Савватия и Доримента (1398 еще Сосанны). 20 св. великомуч. Евстафия и иже с ним. 21 св. ап. Кодрата, св. муч. Феодора (Тип., кроме Кодрата, Феодора в Емесии, 905 Кодрата нет). 22 священномуч. Фоки (Тип. еще прор. Ионы). 23 зачатие св. Иоанна Предтечи. 24 св. первомуч. равноапост. Феклы. 25 пр. Евфросинии. 26 преставление св. Иоанна Богослова. 27 св. муч. Епихарии 905 св. нуч. Каллистрата). 28 пр. о. н. Харитона. 29 пр. о. н. Кириака. 30 св. Григория Великой Армении и иже с ним (Тип. Гаиании и Рипсинии). Октябрь 504 1 св. и прехвал. ап. Анании и преп. Романа, творца Кондакарю. 2 священномуч. Киприана и Иустины. 3 священномуч. Дионисия ареопагита . 4 св. священномуч. Иерофея, еп. афинского. Пр. Петра 905 Петра нет). 5 св. муч. Мамелхвы. 6 св. ап. Фомы. 7 святою мученику Сергия и Вакха. 8 пр. Пелагии, иже в Антиохии. 9 св. и прехв. ап. Иакова Алфеева. (Типогр. 10 св. Филиппа от 70 ап. и мучч. Евлампия и Евлампии и 905. У. 1398 св. Евлампия и Евлампии и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Он был духовным отцом вдовы Великого Московского князя Димитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их второго сына князя Георгия (Юрия) Звенигородского, которого святой Савва в 1395 году благословил на поход в Волжскую Булгарию: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишься в свое отечество». Этот трехмесячный поход завершился полной победой русских (было взято 14 городов) и принес князю средства для строительства храмов и монастыря. В 1398 году он пригласил своего духовного наставника переехать к нему в удел, и святой Савва оставил Троицкую обитель и пришел в Звенигород, принеся с собой икону Смоленской Божией Матери. Он поселился в пустынном месте на горе, называемой «Сторожи», которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Это место он избрал для будущей обители. Здесь в 1398 году святой Савва устроил келью и жил в уединении, терпя холод и зной. Добрая слава о житии Звенигородского монаха разнеслась далеко окрест, и слухи об иноческих подвигах привлекли к нему многих, искавших спасения. Он с отеческой любовью принимал их, научая иноческому послушанию и смирению. Князь Димитрий дал преподобному необходимые средства для сооружения храма. Сначала св. Савва воздвиг деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В это время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, для росписи которого был приглашен молодой живописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918 году на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно, старец Савва благословил преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора. Датой основания монастыря считается 1398 год, когда вокруг преподобного Саввы собралось довольно братии, и он устроил для них общежитие. Князь Юрий богато одарил обитель Саввы и построил вместо деревянной церкви каменную. Постепенно монастырь расширялся и приобретал известность. Так возникла чудная и великая обитель - Звенигородский Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь. Несмотря на преклонные годы, преподобный Савва много потрудился при устройстве обители. Он выполнял все необходимые работы: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, подавая пример другим не лениться. Стремясь к уединению, преподобный Савва ушел в пустынное место для молитвенного общения с Господом, где в версте от монастыря выкопал себе пещеру, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию. За высокую добродетельную жизнь Господу было угодно прославить преподобного даром прозорливости.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/07/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010