Но, во-первых, это не была война с самим ханом, а договор 1399 г. в другом своем пункте четко разделяет вообще «рать татарскую» и рать, возглавляемую «царем»: «А по грехом, пойдет на нас царь ратию, или рать татарьская...» 641 . Во-вторых, и главное, этот поход имел место в конце 1399 г. 642 , уже после смерти Михаила Александровича (26 августа 1399 г.) 643 . Очевидно, что упоминание «войны с царем» может иметь в виду только события 1382 г., когда действительно «сам царь» явился с войском в Северо-Восточную Русь, и московские князья, хотя и не приняли генерального сражения, оказали ему вооруженное сопротивле ние. Следовательно, пункт договора 1399 г. о возможных последствиях войны московского князя, от лица которого исходит грамота, с царем взят из докончания Михаила Александровича и Дмитрия Ивановича, заключенного после похода Тохтамыша 644 . Нарушение Михаилом обязательства не претендовать на великое княжение и неясная после смерти Василия Михайловича судьба Кашина требовали обновления договора. Датировать это не дошедшее до нас московско-тверское докончание следует, скорее всего, 1384 г., временем вскоре после возвращения Михаила из Орды, где Тохтамыш отказался отдать ему великое княжение владимирское, но, очевидно, предоставил право на выморочное Кашинское княжество и дал санкцию на независимость Твери от московского князя. Михаил вынужден был подтвердить свой отказ от претензий на великое княжение, а Дмитрию пришлось признать равный статус тверского князя и его права на Кашин. Примечательно, как в целом сказано в договоре 1399 г. (а следовательно, очень вероятно, уже в 1384 г.) об отношениях с Ордой: «А быти нам, брате, на татары, и на Литву, и на немци, и на ляхи заодин. А по грехом, пойдет на нас (т.е. на московских князей. – А.Г.) царь ратию, или рать татарьская, а всяду на конь сам и своею братьею, и тоб, брате, послати ко мне на помочь свои два сына да два братанича, а сына ти одного у собя оставити... А что есмя воевал со царем, а положит на нас в том царь виноу, и тоб, брате, в том намъ не дати ничего, ни твоим детем, ни твоим внучатом, а в том нам самим ведатися» 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На рапорте кафедрального протоиерея Гомолицкого, от 11 июля за 189, при котором, возвращая прошение Ратненского протоиерея Дмуховского с резолюцией на оном, за 1384, доносит, что при осмотре самом тщательном погребца в казначейских кельях Тороканского монастыря, занимавшихся умершим иеромонахом Георгием, не отыскано никаких денег и, что кобылица взята Георгием у Дмуховского за долг, а не на прокормление, как пишет последний, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Вместе с донесением протоиерея Дмуховского, на котором записана упоминаемая здесь резолюция моя, от 4 июня за 1384, передаётся в консисторию, для имения в виду при встретившейся надобности. Литовской консистории, от 16 июля за 1738, о нетрезвости священника Рымковской церкви Косецкого и неисправности его по должности На представлении Филарета, епископа Ковенского, от 13 июля за 126, с донесением, что священник Рымковской Церкви Иоанн Косецкий бывает нетрезв, потому неаккуратен в совершении богослужений, по письмоводству неисправен, в назидании прихожан мало рачителен, – впрочем, нрава тихого, домостроителен, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Имеет консистория вызвать священника Косецкого на две недели к кафедральному собору, и за тем вникнуть, какие можно принять меры к его исправлению, или же следует его отрешить от прихода, и о том представить мне своё заключение. Литовской консистории, от 16 июля за 1739, о неисправности и упущениях священника Богинской церкви Павловского На представлении Филарета, епископа Ковенского, от 13 июля за 125, с донесением, что священник Богинской церкви Антоний Павловский содержит церковь не в порядке, пожертвованные им 100 рублей не хранились вместе с церковною суммою, до сих пор не приобрели приличной необходимой утвари церковной, богатые латинские облачения не переделаны на ризы с полным прибором, в ризнице хранятся без нужды две монстрации и по приходу священник Павловский мало старателен, о поддержке строений незаботлив, деньги 100 рублей Павловский внес при его преосвященстве в церковную кассу, а благочинному он же, преосвященный, поставил в обязанность в самоскорейшем времени приобрести для Богинской церкви необходимую утварь, переделать латинские облачения на Православные, а неспособные к переделке продать, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Имеет консистория наблюсти за исполнением прописанных здесь распоряжений преосвященного Филарета, а между тем войти в рассмотрение упущений священника Павловского, равно того, насколько им исполнены указания бывшего прежде ревизора и о том представить мне своё заключение, вместе со взысканием, какового заслуживает Павловский. Литовской консистории, от 16 июля за 1740, об отрешении священника Викентия Василевского от священнического места при Черневицкой церкви за пьянство и другие проступки

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

8-15). Эта церковь упоминается паломницей Эгерией (384), в тексте Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и более поздними паломниками. По сведениям Порфирия (Успенского), груз. царем Давидом II (1089-1125) была построена новая церковь на месте древней. Согласно описанию Николая из Поджибонси (1346-1350), эта постройка имела 3 придела. Л. Фрескобальди (1384) и Дж. Гуччи (1384) говорят о посвящении их прор. Илии, прор. Елисею и прп. Марии Египетской (по др. источникам, вмц. Марине). Др. путешественники - Ансельм Адорнес (1470) и Феликс Фабер (1480-1483) - описывают ее скорее как 3 отдельных объема, включенные в общий комплекс. Средневек. здание не сохранилось. Совр. ц. во имя пророков Илии и Елисея, восстановленная в 1901 г. на средства иером. Каллиста, состоит из 2 объемов; придел прор. Илии включает в себя пещеру пророка. На горе Хорив сохранились парекклисионы вмч. Пантелеимона, прав. Анны, св. Иоанна Предтечи, св. Марины и в честь пояса Пресв. Богородицы. Арх. Михаил. Икона. Кон. XV в. Мастер Андреас Рицос (мон-рь вмц. Екатерины) Арх. Михаил. Икона. Кон. XV в. Мастер Андреас Рицос (мон-рь вмц. Екатерины) В 4 км к юго-западу от горы Моисея находится гора Св. Екатерины, на вершине к-рой синайскими монахами были обретены мощи великомученицы. Антоний из Кремоны (1331) видел на вершине горы на камнях отпечаток тела св. Екатерины, но не упоминает о часовне. По сообщению Лудольфа из Зудхайма, место, где находились мощи великомученицы, было отмечено камнями (1341). В книге Джона Мандевиля уточняется, что эти камни принадлежали ранее стоявшей здесь церкви (ок. 1356-1366). Согласно Феликсу Фаберу, эти камни образовывали стену. В 1553 г. здесь была часовня под открытым небом. Существующая в наст. время часовня сооружена в нач. XVIII в. В окрестностях Е. в. м. на горе Св. Епистимии находится исихастирий (скит) святых Галактиона и Епистимии с одноименным парекклисионом. В нем в 1962-1964 гг. подвизался старец Паисий Святогорец. В последние десятилетия ХХ в. скит отстроен старцем Адрианом.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Во время нашествия Тохтамыша в авг. 1382 г. К. с трудом смог покинуть Москву, где началось народное восстание, и нашел себе приют в Твери. В это же время, по свидетельству Софийской II летописи (Воскресенский список), там же был и прп. Сергий Радонежский, к-рый «от Тахтамышева нахожения бежа во Тфер» (ПСРЛ. Т. 6. С. 122). 5 сент. 1382 г. тверской кн. св. Михаил Александрович с сыном отправился в Орду, в нач. окт. Димитрий Донской послал бояр привезти К. в Москву. Той же осенью К. уехал в Киев, а Пимен был вызван из ссылки и занял митрополичий стол. В московском летописании кон. XV в. читается пояснение относительно К.: «Разгнева бо ся на него великыи князь Дмитреи того ради, яко не седел в осаде на Москве» (ПСРЛ. Т. 25. С. 210). Более основательным представляется объяснение, что новый разрыв был связан с тем, что Михаил Тверской поехал в Орду добиваться ярлыка на вел. княжение и вел. князь подозревал участие в этих планах К. Положение К. стало шатким, когда в 1383 г. Литовский вел. кн. Ягайло, пытаясь преодолеть возникшие перед ним трудности и получить поддержку в борьбе с крестоносцами, заключил договор с Димитрием Донским, пообещав жениться на его дочери и принять Православие. По-видимому, тогда же была достигнута договоренность об отстранении и К., и Пимена. Новым митрополитом должен был стать Суздальский и Нижегородский архиеп. св. Дионисий , который побывал в К-поле и пользовался там уважением. Летом 1383 г. Дионисий вместе с Феодором Симоновским поехал в К-поль «о управлении митрополиа Русскыя». Здесь Дионисий был поставлен на Киевскую и всея Руси митрополичью кафедру и в 1384 г. прибыл в Киев, рассчитывая, очевидно, взять под свое управление сначала зап. часть митрополии. Однако к этому времени московско-литов. договор перестал действовать: в Вильно решили искать союза не с Московским великим княжеством, а с Польшей. Дионисий был арестован и заключен в тюрьму, где вскоре умер. К. мог возобновить борьбу за митрополичий стол. Зимой 1384/85 г. в Москву прибыли 2 греч.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

На Софийской стороне Великого Новгорода, при церкви св. Пантелеимона (Николо-Кочановской), находятся две часовни. Одна из них на восток от церкви, на прежнем кладбище Яковлевского собора, означает место погребения прав. Иулиании, родительницы блаж. Николая, скончавшейся 21 декабря 1384 года. Рака пра. Иулиании новая. На прежней раке была следующая надпись: «преставилась прав. Иулиана в лето 6892 (1384) при в. кн. Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексие, погребена на сем месте, где и ныне почивает под спудом. За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, но молитвами твоими сопротивных шатание раззори». В часовне ежегодно совершается панихида 21 декабря. Прав. Иулиания не канонизирована. Другая часовня деревянная, недавней постройки, известная под именем Варлаамиевской, находится на северо-запад от церкви, на том месте, где по преданию, жили родители преп. Варлаама Хутынского. Это предание оправдывается тем, что земля, окружающая часовню, принадлежала прежде Хутынскому монастырю и подтверждается грамотою патриарха Никона . Подле часовни находится колодезь, вырытый, по преданию, родителями чудотворца Варлаама. В этой часовне хранится, едва ли не единственная в своем роде, домовая икона XV века, вышиною в 1 арш. 9 верш. и гириною в 1 арш. 3 1/2 верш. Она разделена на две равные части: в верхней изображены Спаситель, Божия Матерь, Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел; в нижней части представлены в малый рост несколько мужских лиц в древних боярских одеждах, с подписью под ними: «молятся рабы Божии: Григорий, Мария, Иаков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и чады Спасу и Пречистой Богородице о гресех своих в лето 6995 (1487) индикта 15. Повелеваем раба Божия Антипа Кузмина, на поклонение православным». Здесь замечательно также резное изображение блаж. Николая Кочанова, во весь рост (Святыни и древности В. Новгорода, стр. 102–104) («И.П.Б.»). 465. Преподобный схимонах Сергий и преподобная схимонахиня Варвара родители Александра Свирскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Although the spirit of the Non-Possessors was never totally eliminated from the life of the Russian people, it was the way of the Possessors which would dominate Russian ecclesiastical and national development until the early 19th century. Other Developments in the West Besides the Conciliar Movement, other movements grew among various elements of the population in Western Europe, many of which contributed in one way or another to the outbreak of the Protestant Reformation early in the following century. One particularly noteworthy “proto-Reformer” was the Bohemian (Czech) churchman and patriot, Jan Hus (c. 1372–1415). Greatly influenced by the writings of the Englishman John Wycliffe (d. 1384), he preached in the Czech language, including making vitriolic denunciations of the widespread immorality of the clergy. He urged that the liturgy be celebrated in the vernacular languages and that the cup no longer be withheld from the laity in the Eucharist. He also advocated a conciliar view of Church government. For these reasons (all of which Orthodox ­Christians would affirm), and because he was perceived as a political threat, he was burned at the stake by the Council of Constance on July 6, 1415. The Brethren of the Common Life continued to flourish, especially in providing free education in many parts of the Netherlands and Germany. Thomas à Kempis (c. 1380–1471), author of The Imitation of Christ, a devotional book immensely popular to this day, was one of its more famous members. In the 15th century the Renaissance was in full swing in Western Europe, with its center at Florence, where the arts were greatly encouraged through the lavish patronage of the famous Medici family. The paintings of Fra Angelico (c. 1395–1455) of Florence, a devout Dominican monk, reveal the growing extent to which Western religious art was abandoning traditional iconographic styles for much more humanistic portrayals. The seminal work of the celebrated sculptor Donatello (c. 1385–1466) greatly promoted sculpture (which by its three-dimensional nature is more humanistic than iconography) as a vehicle for religious art.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

ντιστρεπτικς die Rückerstattung beinhaltend: δσις - MM II 526 (a.1400). ντιστρφω zurückschicken, zurückgeben, rückerstatten: DeAdmImp 13,47. TheophCont 255,23; 256,2. SynaxCpl 740,52. Bas B 211,1; 231,30. Zepos V 221. PselPoem 8, schol.II 48.– Kr, Car, Tgl, (LS, L). ντιστροφες, Erwiderer: τς μς γπης LascEp 157,5. ντιστροφ, Herausgabe des Restgeldes: Zepos I 329 (a.1094)=CadTheb 83–85. Rückgabe, Rückerstattung: PselPoem 8,1367. Bas B 1542,32; 1545,11; 3595,6. MM VI 52 (a.1088). ALavra 51,21 (a.1092); 83,15 (a.1290?); 85,17 (a.1290?).– (LS, Tgl), Kr. ντιστροφικς die Antistrophe betreffend: -ν λγιον ScholArProl XI a 2,115.117 (Tzetz.). ντιστυγω seinerseits (dafür) hassen: GregAntLet II 151. ντισγγραμμα, τ Antwortschreiben: NChryLog 60,1. ντισγγραμμον, τ Kopie, Zweitschrift: AChil 21,4 (a.1304). ντισγγραφος in Zweitschrift, in Kopie: διαθκη Peira 14,3. τμος HalkIned 40,35. λογισμο FontMin IV 214, 2415. ντισγγραφον, τ Kopie, Zweitschrift: Ecloga 161. FerForm 42,10; 47,3. Peira 56 tit.1. AIv 31,22.30 (a.1056). FontMin III 177,100. Balsam II 65B.– LSSup, DGE, Tgl. ντισυγγρφω dagegen schreiben: εκτα PselMB V 190,28. in zweifacher Ausfertigung schreiben: -γραφν γγραφον MM VI 136 (a.1197). ντισυγγρφως in zweifacher schriftlicher Ausfertigung: MM IV 68 (a.1242). ντισυγχωρω seinerseits verzeihen: Pach II 133,13. ντισυγχρησις, (seinerseits gewährte) Verzeihung: C. Acrop., PG 140,873D. ντισυκοφαντω gegen jemanden Verleumdungen vorbringen: Walz IV 543,7 (Schol. Hermog.). ebenfalls verleumden: Byz 43 (1973) 321,16 (Plethon).– KumN. ντισυλω seinerseits berauben: ττμενος -θη NicephAp 705A. ντισυλλογζομαι gegeneinander aufgerechnet werden: Bas A 1384,22.– (LS). ντισυμβλλω kämpfen: PapProdr 142,80. ντισυμπλκω seinerseits umschlingen, umklammern: Anna I 41,20. ντισυμφρττω seinerseits zusammendrängen, einschließen: ManStrab 184,34 (pass.). ντισμφωνον, τ Zweitschrift, Kopie: μοιον ADoch 48,2 (ca.1381). ντισυνγω sich versammeln gegen, eine Gegenversammlung abhalten: τιν gegen jem. Balsam I 337A. 340C.– L.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

недоумеет всяк пред образом Твоим. Издревле любишь Ты Почаевские горы и на одной из них оставила Твой след, к святой Твоей стопе стремятся наши взоры, спасения ища от горестей и бед. Как наших предков Ты от агарян спасала, противу полчищ их явясь на облаках, и омофором их Святым Ты покрывала, так покрывай и нас в болезнях и скорбях. Неиссякаемый источник исцелений, помилуй грешных нас, спаси и посети! Блестящей славою чудотворений, Ты нам явила здесь и образ Твой святый. С Почаевской горы Твой образ осеняет, не только верную Российскую страну, но иноверцев также призывает, чтоб с нами славили Владычицу одну. О, Матерь Божия Спасительница мира! Ты нам прибежище и радость наша Ты, как нас от горестей доселе Ты хранила, так сохраняй и днесь от всякия вражды. Тяжело и горько, догорела зорька, закатилось солнце радости моей, и смежились очи, тени вечной ночи, мне не видеть больше благодатных дней. И стою унылый над ее могилой. Мама дорогая! Слышишь ли ты нас? Преподобный Иов Ущельский 138 17 веке и умер страдальчески от рук убийц. Мощи его были обретены нетленными 3 ноября 1763 года; они под спудом. Помяни, Господи, возобновительницу Ущельского монастыря монахиню Параскеву (Вяткину). Пусть все люди мира ведут войну с войной, чтоб счастлив и спокоен был весь шар земной. Люби мир, возненавидь неправду. Хороший друг самый ценный клад на свете. С правдой иди к другу, как в свой дом. Чтобы увидать звезды, нужно открыть глаза. Мужество – это упорство, это настойчивость, это преодоление всех препятствий. Помяни, Господи, рабов Твоих Конона. Анну. Феодора. Дарью. 1968 год. 8–21 марта. Четверг. Сегодня прилетели санитары колхозных полей – Грачи. Смерть всему предел. Бедняк в землю и богач туда же. Сегодня с людями, а завтра с червями. Накорми сегодня голодного, он тебя накормит завтра. Ангелы – свет инокам! Иноки – свет миру! Царю веков, Нетленному, Невидимому, Единому, Премудрому Богу честь и слава во веки веков, аминь. Преподобный Пахомий Нерехтский чудотворец, родился в городе Владимире на Клязьме, в мире Иаков, родился в начале 14 века. На 21 году жизни принял пострижение в Рождественской обители города Владимира с именем Пахомия. Во диакона посвящен святителем Алексием. В 1360 г. рукоположен во иеромонаха и был поставлен игуменом в обители Константина и Елены в 15 верстах от Владимира. После чего перешел в Нерехту и на реке Солонице в местечке Сыпаново основал монастырь во имя Святыя Троицы. Скончался преподобный Пахомий в глубокой старости 21 марта 1384 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

I. Одесса. 1871 г., стр. 40. 1368 «Тем же разумевающе краткую нашу жизнь, попецемся о часе оном смертнем, не вдающеся в молвы мира сего и в попечении неполезнаа». Ркп. б-ки Троицко-Сергиев. Лавр. 188, л. 70 об. 1369 Изложив учение отцов о состоянии созерцания, преп. Нил Сорский пишет: «мы же непотребнии повинни в мнозех гресех и исполнени страстей, того ради недостойно бы нам ни слышати таковых словес. Но уповающи благодати Божией дръзнух рещи отчасти сиа стаа писаниа духоносных глагол, да познаем поне в мале коим окаянством объяти есмы и коему безумию издаем себе, тщащеся к приобщению и преуспеянию мu(i)pa сего и приобретающе вещи тленныа, и сих ради в молвы и в брани входяще и творяще тщету душам нашим; и сие мнимся благотворяще и в похвалу вменяем себе. Но горе нам, яко ни разумеем в кое жителство звани быхом». Ibid., л. 38 об. – 39. 1370 «Великый Василие глаголет, яко начяло чистоты душя безмолвие есть. И Иоанн лествичник дело, рече, безмолвиа безпопечение благословных и безсловесных вещей… Благословныя же вещи не сиа наричет, яже ныне в обычаи имеем о притяжании сел и о съдръжянии многых имений и прочаа, яже к мu(i)py съплетениа: сиа бо безсловесна суть». Ibid., л. 84. 1383 Примечание редакции. Печатаемая статья г. Шумова получена редакцией почти два месяца тому назад. Написана же она, разумеется, еще раньше, во всяком случае, до выхода в свет ответной брошюры проф. Глубоковского на ту же самую книгу г. Тихомирова, которая разбирается и нашим автором. Но это обстоятельство нисколько, разумеется, не понижает значения данной статьи, а только понижает интерес к поставленным в ней вопросам, так как дает возможность выслушать еще один беспристрастный и осведомленный голос по существу затронутых этой полемикой важных, жизненных вопросов нашей духовной школы. 1384 «Об Учебном Комитете при Святейшем Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений». 1908. С.-Петербург. 1385 В настоящее время проф. Η. Н. Глубоковский блестяще оправдал надежды автора статьи, выпустив новую брошюру: «Своеобразная защита Учебного Комитета при Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И святые епископы в пещерах положены 20. Святый Лаврентий епископ Туровский Затворник Печерский, епископ Туровский, преемник св. епископа Кирилла; жил в XII веке. О нем упоминается во втором послании чернеца Поликарпа к архимандриту Печерскому Акиндину (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 86). Память 29 января. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Богословля, раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». 21. Святый Симон епископ Суждальский По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу – пятым. В обоих этих летописцах он следует после Ефрема епископа в 1092 г. Мощи почивают в Антониевой пещере. В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления, в который и ныне церковь прославляет Симона епископа Владимирского, почивающего в Киевских пещерах. (История Владимирского Каф. Усп. собора, соч. прот. А. И.Виноградова , стр. 39–41). У Барсукова пропущен. 22. Святый Дионисий епископ Суждальский а прежде бывый Нижняго Новаграда Печерскаго монастыря архимандрит, преставися в лето 6893 месяца иуния в 26 день Святый Дионисий, в мире Давид, ископал себе пещеру на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода «идеже трудолюбно подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь» (Степ. книга, 1, 528). В этом монастыре сохраняется икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, принесенная Дионисием из Киева. Это дает повод преосвященному Филарету предположить, что Дионисий пострижен был а иночество в Киеве и отсюда «принес на берега Волги любовь свою к пещерной жизни» (Р. Свят., окт., стр. 232). В 1374 году от св. митрополита Алексия хиротонисан епископом в Суздаль, в 1382 году получил в Царьграде от патриарха Нила сан архиепископа, а в 1384 году от него же – достоинство митрополита Всероссийского, но на обратном пути в Киев схвачен князем Владимиром Ольгердовичем, как посвященный без его согласия, и послан в заточение, где и ум. 15 октября 1385 года, и погребен в пещерах. 23. Святый Меркурий епископ Смоленский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010