(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория . Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор . Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ), где его мощи покоятся под спудом.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовский (+1356) Иоасаф (Болотов), епископ Кадьякский (+1799) — 5 июня Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+1607) — 18 апреля и 2 июля Исайя, епископ Ростовский (+1090) — 7 июня Кирилл I (в схиме Кириак), епископ Ростовский (t1230) — 5 июня Кирилл II, епископ Ростовский (+1262) — 3 июня Кирилл, епископ Ростовский (+1384) — 5 июня Леонтий, священномученик, епископ Ростовский (t1073) — 5 июня Лука, епископ Ростовский (+1189) — 23 ноября Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703) — 6 декабря Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский (+1455) — 11 февраля и 1 сентябя Прохор, епископ Ростовский (+1130) — 5 июня Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский (+1328) — 20 сентября Симон, епископ Ростовский ((+1226) — 5 июня Стефан, епископ Пермский (+ 1396) — 9 мая Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+1925) — 7 апреля и 9 октября Трифон, архиепископ Ростовский (+1468) — 12 января и 14 февраля Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря

http://pravicon.com/info-3614

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ЕВГЕНИК Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник [Греч. Μανουλ Εγενικς], греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе (Зап. Грузия, Мегрелия). Имя художника упоминается в 3 надписях - 2 грузинских (выполнены асомтаврули) и греческой, к-рые размещены на сев.-зап. и юго-зап. подкупольных столпах храма в Цаленджихе. Надпись на греч. языке сделана художником от первого лица: «Αμαρτωλου Μανουηλ του Ευγενικου του ξυγραφου» («[моление] грешного Мануила Евгеника живописца»). В груз. надписях перед именем художника стоит ([kyr]) - калька с греч. κριος, т. е. «господин» (иногда ошибочно трактуется как часть имени мастера). Надписи сообщают, что роспись была исполнена по заказу Вамеха I Дадиани, пригласившего к-польского художника, за к-рым в визант. столицу были отправлены груз. художники Махаребели Квабалия и Андроник Габисулава. Дата в надписи отсутствует, но упоминание в ней «эриставт эристава мандатурухуцеса Дадиани Вамека», т. е. Вамеха I Дадиани, управлявшего областью Одиши (историческая провинция Зап. Грузии, в которой находится храм) в 1384-1396 гг., дает основание для датировки фресок. Князья Дадиани, известные своими политическими амбициями и неоднократно называемые в источниках «царями» (особенно Вамех I, завоевавший часть абх. территорий, чеканивший свою монету в Цхуми (Сухуми)), имели возможность пригласить художников из столицы Византии. Стиль фресок Цаленджихи находит аналогии в византийских памятниках, относящихся к классицистическому направлению позднепалеологовской живописи. Среди произведений 2-й пол. XIV в. Х. Бельтинг особо выделил икону-диптих с изображениями Божией Матери «Одигитрия» и сцены «Снятие со Креста», посл. четв. XIV в., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( G., S ô tiriou М. 1956. Vol. 1. Pl. 234). Эта икона, как считает Бельтинг ( Belting. 1979. P. 111-112), настолько близка к фрескам, исполненным М. Е., что могла бы быть написана им (это предположение носит характер частного мнения). Кроме информации о росписи цаленджихского храма, достоверных сведений о др. работах М. Е. не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2561916.html

Успех польского короля Казимира подвигнул великого князя литовского Ольгерда настаивать на своем ходатайстве об учреждении особой митрополии в Литовском княжестве. Почему патриарх Филофей, еще при жизни митрополита Алексия, посвятил в 1376 г. в митрополиты для Литвы Киприана болгарина, 189 с тем, чтобы, по смерти Алексия, он был его преемником. Киприан поселился в Киеве. Таким образом в русской церкви в одно время было три митрополита: Алексий, управлявший московской митрополией, Киприан – литовской и Антоний – галицкой в областях Польского королевства. По смерти Алексия (12 февраля 1378 г.), Киприан отправился в Константинополь отыскивать свое право на московскую митрополию, отнимаемую у него происками Митяя, и только в 1381 г. переселился в Москву. Но в следующем году, вследствие гнева великого князя Дмитрия Иоанновича, принужден был удалиться из Москвы, и с 1382 по 1389 год жил в Киеве. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской поручил управление московской митрополией Пимену, незадолго перед тем (в 1381 г.) посвященному на русскую митрополию, но в то время не принятому в Москве. Пимен не внушал к себе ни уважения, ни доверия. К нему великий князь обратился, по-видимому, только в крайности – в гневе на Киприана. Между тем, желая иметь своего митрополита, великий князь послал в 1384 г. в Царьград суздальского епископа Дионисия для посвящения в русские митрополиты. Дионисий был посвящен; но, по прибытии в Киев в 1384 г., задержан был князем Владимиром Ольгердовичем и вскоре после того скончался в Киеве под стражей. 190 Пимен с Киприаном отправились в Царьград защищать каждый свои права: дело кончилось ничем. Но, видя немилостивое расположение к себе великого князя, Пимен оставил свой престол и удалился в Грецию, где и умер. По удалении его, и после вскоре затем последовавшей кончины великого князя Дмитрия Иоанновича, Киприан возвратился в Москву «и преста мятеж в митрополии, и бысть едина митрополья Киев и Галич в всея Руси». 191 Киприан управлял всеми русскими и литовско-русскими епархиями. В 1396 г. он посетил Киев и Волынь, где пробыл год и шесть месяцев; а по возвращении оттуда в 1401 г. созвал в Москве собор, на котором новгородский епископ Иоанн, и из южнорусских епископов луцкий Савва, принуждены были отказаться от своих епархий: «бе бо на них брань возложил митрополит за некие вещи святительские». 192 В 1405 г. он снова был в юго-западной Руси, где виделся с Ягайлом и Витовтом, 193 а в следующем (1406) году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

и написавшие «Itinerarium Symonis Semeonis ab Hybernia ad Terram Sanctam», свидетельствуют о проведении эфиопской Литургии в Иерусалиме. Францисканец Николо де Поджибонси, посетивший Святую Землю в 1347 г., пишет, что эфиопы владеют двумя капеллами в Храме Гроба Господня – св. Марии на Голгофе и св. Михаила. Паломники Леонардо Фрескобальди (1384 г.) и Огиери д " Англуре (1395—1396 гг.) отмечают, что эфиопы владеют при Голгофе четырьмя капеллами: Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, св. Михаила, Иоанна Крестителя и св. Марии Магдалины. Немецкий паломник Себальд Ритер мл., посетивший Иерусалим в 1479 г., пишет, что эфиопы владеют монастырем на Сионской горе, где находится пещера Давида, в которой он сочинил семь покаянных псалмов. С древних времен эфиопов часто принимали за индусов из-за похожего цвета кожи. Путешественник Джон Полонер в 1421 г. рассказывает, что капелла Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, являющаяся первой слева на площади при выходе из Гроба Господня, принадлежит индусам (имея в виду эфиопов). Рав Овадия из Бартиноро, прибывший в Иерусалим в 1488 г, называет их «хабиси» и упоминает их среди «христиан, живущих сегодня в Иерусалиме... и хабиси они Престора Иоанна , и каждый из них отрицает веру другого» стр.8-13). Полное прекращение помощи со стороны императоров Эфиопии общине города во время мусульманского нашествия Ахмеда Граня в первой половине XVI в. и османское завоевание Святой Земли и Египта в 1516 г. привели к утрате контроля над этими капеллами и к увеличению зависимости эфиопов от более богатых армянской и греческой общин Иерусалима. Начиная с XVI века паломники и путешественники, а также ученые и монахи, продолжительно жившие на Святой Земле, постоянно упоминают бедную и преследуемую эфиопскую общину. В 1532 г. французские паломники Дени Поссо и Шарль Филипп де Шампермуа в своей книге «Le voyage de la Terre Sainme»omмemuлu присутствие эфиопов в монастыре Дебре Султан на крыше Храма Гроба Господня, а францисканский викарий Святой Земли о.Верньеро в первой половине XVII века писал: «Есть несколько их (эфиопов) в Иерусалиме, и они находятся в такой крайней степени нужды, что ходят почти голыми… В их собственности находится место перед площадью у входа в Храм Гроба Господнего, где у них несколько узких, низких и темных комнат, и где они спят на голой земле».

http://bogoslov.ru/article/1895521

Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467). Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам). В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188; Большаков. Подлинник иконописный. С. 46; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Менолог. С. 172, 195, 283, 325, 379. Сл. 98, 234; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Табл. 3. С. 24; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρερριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 247, 345, 381; Bakirdzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 66-73. Fig. 32-37. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2578439.html

139. Col. 11-164). Отдельные гомилии собрания содержатся и в др. списках: Angel. gr. 51; Ambros. I 91 inf. (описание см.: Χριστοφορδης. 1980. Σ. 438-441). Гомилии большей частью не имеют точных датировок, однако на основании косвенных данных В. Христофоридис датирует 19-ю гомилию 14 нояб. 1382 г., 30-ю - нояб. 1383 г., 33-ю - дек. 1383 г., 37-ю и 38-ю - янв. 1384 г. Гомилии 41-42, в которых И. Г. сурово осуждает браки христиан с «нечестивцами» (вероятно, турками), произнесены вскоре после прибытия И. Г. в Фессалонику в 1380 г. ( Χριστοφορδης. 1988. Σ. 538-541). Значение гомилий И. Г. как исторического источника велико. Они отражают жизнь Фессалоники в 1382-1396 гг. До 1387 г. городом управлял Мануил II Палеолог, которого И. Г. восхвалял как благочестивого и достойного правителя. Благодаря гомилиям 27, 28 и 30 известно о сопротивлении И. Г. попыткам отчуждения церковной и монастырской собственности в пользу войск, оборонявших Фессалонику во время тур. осады (Ibid. Σ. 549-552). Поздние гомилии И. Г., написанные после возвращения в город в 1393 г., содержат нек-рые сведения о положении греч. христ. населения Фессалоники в период тур. правления. Новые власти разместили в городе гарнизон, но пока не стремились вмешиваться в городскую жизнь. Управляли Фессалоникой аристократические семьи, образованная и богатая элита, которая формировала свой чиновничий аппарат и поддерживала порядок в городе на основе традиций визант. права. В проповедях И. Г. старался сгладить противоречия между правящими кругами и большинством населения, снизить напряжение из-за высоких налогов и явно ухудшившегося экономического положения разоренного города. Гомилии, не вошедшие в собрание В рукописи Paris. gr. 1192. F. 311-322v содержатся 3 гомилии, не включенные в общую нумерацию и посвященные различным вопросам общественной жизни ( Λαορδας. 1954. Σ. 55-65; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 61-67). В отличие от гомилий, вошедших в собрание, они датированы: 5 (BHG, N 547r) и 12 окт. (BHG, N 547s) 1393 г. и 28 февр.

http://pravenc.ru/text/674902.html

1) Появление в на месте неударенного у: 1367,34 взаконяюща; 1389,19 и 1389,24 взаконеных; 1418,40 вгаждати. 2) Появление ф на месте хв: 1215,8 фалитеся; 1217,13 фалишися. 3) Местоименный корень як- вместо как-: 1293,29, 1294,22, 1346,8 якь. Наконец, рукопись представляет не мало особенностей, свойственных малорусскому наречию: 1) Смешение ы и и: 1204,15 ниншняа (то же и 1224,39); 1208,19 нин; 1219,23 височайшим; 1221,18 сокрившем; 1225,2 ридати; 1249,30 ври; 1252,30 слави; 1276,39 закривающе; 1314,10 (то же и 1316,35); 1320,26 новооткрилося; 1353,8 тми; 1353,10 вми; 1354,15 тисящ; 1366,42 прикривающе; 1384,32 користем; 1394,17 ниншнем; 1208,34 созыдаю; 1212,35 привныидоша; 1221,30 бысера ; 1234,10 1252,17 взыраху; 1252,41 оправдытися; 1282,35 скрыжали; 1306,22 язычныки; 1307,9 лжеименытых; 1308,15 избыша; 1378,32 и 1431,24 быен;1394,41 покорым; 1396,37 покорытися; 1418,37 презырати; 1437,31 1441,10 словесы; 1441,31 ныхже. 2) Появление на месте и и обратно: 1253,4 смренныя; 1359,36 видти (вм. вдти); 1386,45 завст; 1388,22 1390,2 смряй. На основании этих особенностей орфографии, можно, кажется, несколько ограничить мнение Ундольского и полагать, что рукопись писана где-нибудь на границах белорусского и малорусского наречий; во всяком случае, её орфография свидетельствует о переходном говоре, в котором были не одни только белорусские особенности, но и малорусские. К тому же, Артемий называется старцем Острожским, по-видимому, по месту его жительства и деятельности. Хотя в рукописи заключаются послания, писанные им и в Московский период его жизни и в Литовский, однако разница в месте написания посланий не отразилась заметным образом на орфографии: рукопись Ундольского не оригинал, а копия, и, как таковая, подверглась влиянию говора переписчика. Вряд-ли, впрочем, и язык самого Артемия не подвергся влиянию государственного языка Литовско-Русского государства – белорусского наречия. С этой стороны, интересно отметить ряд полонизмов, как одну из характерных примет белорусского наречия уже в эту пору: 1250,31 владость (wladno); 1266,29 артикул (artyku); 1273,25 выклады, 1289,20 выкладаете (wykad, wykada); 1289,10–11 яко бы часу не мл; 1289,18 друковали, то же 1327,19 и 1425,23 (drukowa); 1289,32 и 1317,33 мусит; 1427,25 мушу (musie); 1306,27 (inszy); 1318,8 вмаш; 1321,8 приклад (przykad); 1322,19 шкода; 1425,28 нешкодныи (szkoda, szkodny); 1324,27 лист (письмо, list); 1333,27 свара (swar); 1351,36 скутовати (skutkowa); 1425,21, абы (aby) 2 ; 1425,24 кгрунтовныи (gruntowny); 1431,28–29 закон мои през уста твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 106–123 об.: 70 лет и 50 лет) – 60-е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 4) РНБ, Софийское собр., 1384 (л. 250–264 об.: 70 лет и 50 лет)- 1490 г. 5) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 643 (л. 175 об. – 197 об.: 70 лет и 50 лет) – кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Строице-Сергиевой Лавры), 466 (л. 372–386: 70 лет и 50 лет – позднее исправлено на 78 и 55) – 1505 г., Москва, монастырь Николы Старого. Основной писец – знаменитый каллиграф Михаил Медоварцев. Медоварцевым написан киноварный заголовок и несколько первых строк на л. 372, текст на л. 374–375 об. и несколько первых строк на л. 376, несколько строк на л. 376 об., текст на л. 379 об. – 380. Остальной текст писан другим писцом. 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1396 (л. 92–104 об.: 70 лет и 50 лет) – нач. XVI в. Филигрань: Рука под звездой – Брике, 11165 (1505 г.). Последние листы утрачены, текст обрывается на словах: «зело вси скорбни быша и хождаху сету…» 8) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 88 (л. 398–414: 78 лет и 50 лет – причем число 50 позднее переправлено на 55) – сер. 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 644 (л. 407–424: 78 лет и 50 лет) – второй половины 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 10) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 151–174: 78 лет и 55 лет) – второй половины 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 11) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 164–180: 78 лет и 50 лет) – 20–30-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 12) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 388 об. – 392 об.: 70 лет и 50 лет) – 30-е годы XVI в. (Софийский список Великих Миней-Четьих). 13) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 675 об. – 683: 70 лет и 50 лет) – конец 30-х – начало 40-х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней-Четьих митрополита Макария).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. Е. Штадлер и автор комментариев к «Житиям святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», а вслед за ними нек-рые др. агиологи датировали кончину К. 303 г., хотя ни в одном из источников не уточняется, к какому периоду правления Диоклетиана и Галерия относится казнь этой святой. Болландисты отождествили К. с мц. Доминикой, почитавшейся в г. Трапея (ныне Тропеа) в Калабрии 6 июля (Римский Мартиролог). О популярности К. в средние века в Юж. Италии свидетельствует Минологий Messan. gr. 29 (1307 г.), содержащий 2 текста, посвященные этой святой, под 7 июля и 10 авг. (BHG, N 462с, N 462d). Версия Жития, изданная в ActaSS, также сохранилась в рукописях южноитал. происхождения. Почитание в Византии В поздневизант. период наблюдается рост почитания К. В календарях ее начинают именовать великомученицей (напр., Escorial. Ω. II. 11, XIV в.). К XIII в. сложилась своеобразная иконография К.: в короне и в царском одеянии, украшенном медальонами с изображениями др. дней недели, она предстает как аллегория воскресного дня. Наибольшее распространение этот иконографический извод получил на Кипре (фрески в ц. Пресв. Богородицы в с. Кофину (XIII в.), в соборе свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста (XIII в.), в ц. свт. Димитриана в Дали (1317) и в ц. арх. Михаила в с. Педулас (1474), встречается также на Пелопоннесе на п-ове Мани (в ц. мц. Кириакии в с. Кунос (XIII в.)) и в Грузии (церковь Спаса в Цаленджихе, 1384-1396 гг.) ( Gabeli S. St. Kyriaki in the Wallpainting of Cyprus//Archaeologia Cypria. 1985. T. 1. P. 115-119; Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as Attested by Church Decoration and Icon Paintings//«The Sweet Land of Cyprus»/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 254). В новогреч. календарях существуют разногласия относительно чина святости К.: в «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, и в Диптихах Элладской Православной Церкви (Δπτυχα. 2013. Σ. 251) она названа великомученицей, в греч. богослужебной Минее (Μηναον το Ιουλου. Αθναι, 1961. Σ. 55; Μηναον το Ιουλου. Αθναι, 1967. Σ. 34; Μηναον το Ιουλου. Αθναι, 1993. Σ. 79) и в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2008. Σ. 76) - мученицей.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010