Начиная с XI в. армяне по т. н. татарскому торговому пути, связывавшему Восток с Центр. Европой, из Каффы (ныне Феодосия, Крым), где была значительная арм. колония, стали переселяться на территорию Польского королевства и Молдавского княжества. В арм. историографии считается, что первые колонии в Молдавском княжестве были основаны в 1060 и 1064 гг. беженцами из Ани и др. арм. городов в пределах Византийской империи, захваченных Алп-Арсланом, однако румын. историк Н. Йорга считал сведения о столь раннем появлении армян на этих территориях легендарными ( Iorga. 1913. P. 12-13). Известны неск. волн арм. эмиграции XIII-XIV вв.: 1239, 1299, 1319 (разрушение Ани в результате землетрясения), 1342 гг. (Ани взят персами). Арм. общины были устроены в городах Сучава, Яссы, Ботошани, Дорохой, Фокшани, Сирет, Роман, Галац, Васлуй, Тыргу-Окна, Бакэу, Бырлад и др. Армяне внесли заметный вклад в развитие торговли, экономики и, как следствие, в формирование молдавского гос-ва. Мн. арм. эмигранты принадлежали к высшим слоям общества Молдавского княжества - к знати и купечеству. Начиная с XIV в. армяне начали селиться в крупных городах Валашского княжества и Добруджи, где объединялись в цехи и братства. В городах они имели свою администрацию, которой руководил совет во главе с войтом. Первая арм. епархия в Европе была основана в Польском королевстве в 1365 г. (Львов) католикосом всех армян Месропом I Артазеци (1359-1372) с согласия польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370); юрисдикция этой епархии в течение почти 100 лет распространялась также на армян Буковины и Молдавского княжества. На кафедру был поставлен еп. Григор, назначение которого 15 янв. 1375 г. подтвердил католикос Константин V Сисеци. 2 апр. 1384 г. католикос Теодорос II Киликеци (1382-1392) назначил епископом Лемберга (Львова) Ованнеса; подчинение ему армян Молдавского княжества в том же году ратифицировал молдавский господарь Петру I Мушат (ок. 1375 - ок. 1391). Сохранился документ от 16 авг. 1388 г., в к-ром католикос Теодорос II обвинял еп. Григора в дерзости и призывал его подчиниться еп. Ованнесу. В источнике перечислены объекты, окормляемые епархией в то время, среди к-рых - города Сирет и Сучава (Молдавское княжество), а также - «земля влахов» (Валашское княжество). Еп. Ованнес также упоминается под 1398 г., в источнике указано, что он имел царское происхождение ( Alian. 1896. P. 5-8, 93, 130, 215-220). В 1384 г. в документах впервые упоминается армянская церковь в Четатя-Албэ (ее строительство относят к более раннему времени, поскольку она имеет эпиграфику 967, 1142, 1152, 1174 и 1176 гг.). В XIV-XV вв. сформировалась арм. община в Хотине (в 1782 арм. население составляло здесь большинство) ( Бэнэцяну. 1962. С. 172).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В 1244 г. мощи Д. А., Рустика и Елевферия были принесены в Париж в связи с тяжелой болезнью кор. Людовика IX Святого по просьбе его матери кор. Бланки. Это событие произвело большое впечатление на жителей города (Ibid. Col. 944-945). По сообщению Ригорда, мощи Д. А. были впервые перенесены в верхний храм Сен-Дени 23 июля 1191 г. в связи с болезнью сына кор. Филиппа II Августа Людовика (впосл. кор. Людовик VIII). При новой королевской династии Валуа этот обычай укрепился. В 1335 г. в связи с болезнью сына кор. Филиппа VI, Иоанна, герц. Нормандии, мощи Д. А. были принесены в Париж, и больной, приложившись к раке, получил исцеление (Ibid. Col. 943-944). В 1191 г. ради молитв за кор. Филиппа II Августа, находившегося в 3-м крестовом походе (1189-1192), на главном алтаре ц. Сен-Дени был выставлен золотой венец из раки святого. Глава Д. А., помещенная в серебряный реликварий, была оставлена на главном алтаре церкви для поклонения паломников и молитв за короля. Новый реликварий для нее был изготовлен при кор. Филиппе III (1270-1285). В XII в. возник обычай освящать у мощей Д. А. боевое знамя франц. королей - орифламму . В XII в. каноники собора Пресв. Богородицы (Парижской Богоматери) объявили, что у них находится часть главы Д. А. Ригорд и его продолжатель Вильгельм Бретонец опровергали это утверждение, объясняя, что, согласно Житию, глава Д. А. при казни не была рассечена надвое. Однако в XII в. в зап. иконографии появились изображения мученичества Д. А., на к-рых святому разрубают голову пополам мечом или секирой. Вероятно, эта иконография побудила парижских каноников объявить о владении частью главы святого (Ibid. P. 949-950). Спор продолжался до 2-й пол. XIV в., когда кор. Карл V (1364-1384) пригласил в Сен-Дени декана и старших каноников капитула собора Парижской Богоматери и показал им главу Д. А., хранившуюся в аббатстве. Король потребовал от каноников не смущать народ, выдавая останки неизвестного человека за мощи святого. Однако при кор. Карле VI (1384-1422) парижские каноники подарили частицу от хранившейся у них главы Д.

http://pravenc.ru/text/178443.html

34 «И по манастырем отходя, где бы могл улучити желаемое ему (т. е. Косме) иночьское пребывание» (Пахомиево житие, Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 482). – «Никто ж смеаше руковозложение сотворити о нем ради велможа оного» (Пахомиево житие, Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 481 об.). – Чрез несколько строк Пахомий, впрочем, утверждает, что Косма свое желание быть иноком «никому же (тайну свою) поведати смеаше, но тако в уме он дрожаше» (там же, л. 482). 35 См. Пахомиево житие (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 482 об.). В «кратком житии» Стефан назван не игуменом, а «некоим старцом» (см. ниже приложение). 36 Подробнее об этом, см. в Пахомиевом житии (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 482 об,–483 об.). «Краткое житие» об участии Стефана в пострижении Космы умалчивает (см. приложение). – Пострижение преподобного Кирилла игуменом Стефаном в рясофор было до 1380 года, еще при жизни Тимофея Васильевича, который был убит на Куликовой битве (см. примеч. 32). 37 Если бы верить хронологии жития Феодора Ростовского, то прибытие преп. Кирилла в Симонов монастырь и пострижение его здесь происходили уже после нашествия Тохтамыша (см. Рукоп. Акад. библ. 282, л. 15 об.–17), которое было в 6890 году (II. С. Р. Л., I, стр. 233; т. VI, стр. 98–103; т. VIII, стр. 42–44 и т. п.) и после возвращения Феодора из Царяграда, куда он путешествовал вместе с архиепископом Суздальским Дионисием «о управлении митрополии руския» (Рукоп. Акад. библ. 282, л. 17 об.–18). Феодор же отправился в путешествие «о Петрове дни» лета 6891-го–1383-го (II. С. Р. Л., VIII, 48) и возвратился в лето 6892-ое осенью (там же, стр. 49), то есть, в 1384-году. Но в мае 1383 года преп. Кирилл (по свидетельству того же жития Феодора) был в сане симоновского архимандрита, а, по словам Пахомиева жития, он был удостоен священства уже после того, как 9 лет провел в службах Симонова монастыря. Следовательно преп. Кирилл или был поставлен в архимандрита не ранее (1384+9) 1393 года, или же пострижен не позже (1389–9) 1380 года. Вернее последнее, ибо прибытие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Уже Дионисий возвращался (1384) в отечество, достиг Киева, помышлял идти в Москву, но киевский князь Владимир Ольгердович велел схватить его и сказал: “Зачем ты ходил в Царьград ставиться в митрополита без нашего повеления? В Киеве есть митрополит Киприан; он же митрополит и всей России. Оставайся здесь”. Около года прожил Дионисий в Киеве под стражею и там 15 октября 1385 г. скончался 2155 . Оставалось ожидать, какие будут следствия суда над Пименом. Посланные из Царьграда митрополиты прибыли в Москву зимою 1384 г. и, разобрав все дело в подробности, нашли Пимена виновным и объявили его низверженным. Недовольный Пимен 9 мая следующего года отправился в Царьград весьма скромно в сопровождении одного ростовского игумена Авраамия, переодевшись даже на дорогу в мирские одежды, и там громко жаловался, что он обижен и что если ему нужно судиться за святительский сан, то не иначе как судом соборным. Патриарх дозволил ему священнодействовать и пользоваться архиерейскими преимуществами, пока не возвратятся послы, производившие над ним следствие. Послы скоро воротились, а с ними прибыл и Киприан, вызванный патриархом. Великий князь Димитрий Иоаннович, может быть опасаясь, чтобы Киприан не был назначен в Москву вместо Пимена, вновь послал в 1386 г. духовника своего архимандрита Феодора к патриарху “о управлении митрополии” и, вероятно, представил разные обвинения и на Киприана. Ибо в следующем году (29 мая), когда император по каким-то своим царским делам на время отправлял Киприана в Западную Россию, Собор обязал его подпискою, что он непременно возвратится в Царьград, чтобы судиться пред Собором по взведенным на него обвинениям, и под этим только условием разрешил ему священнодействовать, впрочем отнюдь не в Великой России, а только в пределах своей митрополии 2156 . Между тем архимандрит Феодор перешел на сторону Пимена, и, в то время когда наконец составился Собор, чтобы судить Пимена, оба они, дав друг другу клятвы и обязавшись взаимными условиями, удалились из Царьграда и скрытно отправились на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В память перенесения Образа установлен Церковью в 16-й день августа праздник. В XIII веке от Константинопольского патриарха Германа Церковь приняла канон на Перенесение Нерукотворенного Образа из Эдессы в Константинополь. Церковь прославляет Нерукотворенный Образ Господа яко свидетельство неложного Его воплощения и иконопочитания 252 . «Яко да Твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшаго волею, к Твоей любви распаляемся, юже за нас излия великия ради Твоея милости» 253 . Евангелие на утрене и литургии в день Перенесения Нерукотворенного Образа благовествует о самарянах, иже не прияша Господа, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим ( Лк. 9:51–56, 10:22–24 ); а Апостол – о благодатном Царстве Сына Божия, Иже есть образ Бога невидимаго ( Кол.1:12–18 ). Примеч. О последующей судьбе Нерукотворенного Образа можно сообщпть два предания. По первому, Нерукотворенный Образ около середины XIV века Иоанном Палеологом отдан был в дар генуэзцам, которые под начальством генуэзского дожа Леонардо Монтальто возвратили императору Иоанну Танаис ц другие страны от ига сарацин. По завещанию Монтальто, умершего в 1384 году, Образ с благоговением храиимый им, отдан в Базилианский монастырь св. Варфоломея и в 1384 году торжественно поставлен для всенародного поклонения. В 1654 году монастырь с иконою передан варнавнтянам. В 1810 году посланные из Франции в Геную комиссары объявили, что показанный образ не древней живописи и малоценный. По другому преданию, Нерукотворевный Образ, по разграблении Константинополя в 1204 году крестоносцами, похищен из храма Фарос венецианским дожем Дандоло и отправлен на корабле в Венецию. Но корабль погиб в Мраморном море, и святыня сокрылась в волнах. Греческие судовщики доселе с благоговением указывают место, где погиб корабль 254 . Впрочем, сохраняется и третье предание о Нерукотворенном Образе в Грузии 255 . Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Прав. Церковь с благоговением почитает все предметы, освященные прикосновением к ним пречистого естества Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не поставил Дионисия в митрополиты сам патриарх, как должно думать, потому, что, с одной стороны, он желал попытаться примирить великого князя с Пимином и в этом смысле дал поручение митрополитам, а с другой стороны – потому, что он не доверял Дионисию и подозревал в нём обманщика, который ищет кафедры митрополии на оснований подложных грамот, составленных от лица великого князя 469 . Таким образом, предстояло было небывалое у нас событие – поставление русского митрополита в самой России руками греческих митрополитов. Но события этого не случилось. Явились в Москву патриаршие митрополиты, – осенью 1384 или зимой 1384–85 года 470 , и не явился в неё наречённый патриархом в митрополиты русские Дионисий. Не знаем, шёл ли он вместе с греческими митрополитами или отдельно от них, но почему-то он держал свой обратный путь не через Орду, а через Киев. В Киеве же сидел Киприан: будучи одарён наклонностью и способностью прибегать для достижения своих целей к решительным средствам, он не задумался прибегнуть к тому средству, чтобы захватить нового явившегося ему соперника, что он и успел сделать руками киевского князя Владимира Ольгердовича 471 . В заключении, не успев вырваться от него, Дионисий и скончался спустя около года. (15 Октября 1385 года 472 Феодор Симоновский благополучно возвратился в Москву и вынес от патриарха – себе самому сан архимандрита, а своему монастырю право ставропигии 473 . Как видно, в Константинополе господствовали тогда такие нравы, что если бы отправились туда за покупками все русские епископы и игумены, то никто не возвратился бы с пустыми руками). Великий князь Дмитрий Иванович и после захвата в Киеве Дионисиева не хотел примириться с Пимином. Так как не мог он желать и Киприана в виду только что совершённого последним деяния – этого захвата Дионисиева, то необходимо думать, что он требовал поставления себе нового митрополита. Но новый митрополит не был ему поставлен, и вместо этого ему предлежало то печальнейшее и оскорбительнейшее, что при существовании двух митрополитов он не будет иметь у себя ни одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

О раннем примере размещения изображений И. и А. на церковных облачениях свидетельствует Liber Pontificalis, где упоминается, что папа Лев III (795-816) передал в рим. ц. Санта-Мария Маджоре одеяние с шитыми образами И. и А. и со сценой «Благовещение». В отличие от практически неизвестных отдельных образов И. сохранилось достаточно много самостоятельных изображений А. Одно из ранних дошло от 1-й пол. VIII в., этим временем датируется фрагмент фрески из кафедрального собора в Фарасе, Сев. Нубия (Национальный музей, Варшава), с изображением покрытой мафорием головы юной А., ее глаза преувеличенно большие, с темной обводкой. Интересной иконографической деталью является жест правой руки - палец прикасается к устам, что придает и без того юному образу А. детскую трогательность. Этот жест трактуют как намек на буд. непорочное зачатие Девы Марии. В росписи ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VII в.) известна уникальная композиция, включающая фронтальное в рост изображение А., стоящей с младенцем Марией на руках справа от трона Богоматери с Младенцем Христом. Слева от трона представлена фигура прав. Елисаветы с младенцем Иоанном на руках. Изображения этих ветхозаветных прав. жен в иконографии уподоблялись друг другу. На правой створке диптиха «Иисус Христос, Богоматерь с Младенцем, с 28 святыми на полях» (между 1367 и 1384, мон-рь Преображения Господня в Метеорах, Греция) - поясное изображение А. на верхнем поле, над образом Богоматери с Младенцем в среднике; она облачена в красный мафорий с изображениями четырехугольников, расположенных на челе и плечах (Byzantium: Faith and Power (1261-1557). N. Y., 2004. P. 51-52. Cat. 24B). По образцу первого в Метеорах или в К-поле был создан диптих из Музея кафедрального собора в Куэнке, Испания (1382-1384),- А. изображена в красном мафории, из-под к-рого видна горловина, проработанная ассистом, четырехугольники на мафории заменены золотыми звездами в виде крестиков (Ibid. P. 52-53. Cat. 24C). Известны изображения одной А. в минейных циклах под 25 июля, когда отмечается день успения святой. Соответствующая композиция «Успение прав. Анны» имеется на т. н. синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. На миниатюре в греко-груз. рукописи под тем же днем памяти помещено изображение А. с крестом в правой руке (РНБ. O. I. 58. Л. 122, XV в.). Под 9 сент., в празднование Зачатия А. Пресв. Богородицы, вместо сцены «Встреча у Золотых ворот» на миниатюре той же рукописи дано единоличное изображение А. в профиль, с воздетыми руками, обращающейся в молении к Господу («Моление Анны о чадородии») (Там же. Л. 89 об.).

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

34 «И по манастырем отходя, где бы могл улучити желаемое ему (т. е. Косме) иночьское пребывание“ (Пахомиево житие, Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 482). – «Никто ж смеаше руковозложение сотворити о нем ради велможа оного» (Пахомиево житие, Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 481 об.). – Чрез несколько строк Пахомий, впрочем, утверждает, что Косма свое желание быть иноком «никому же (тайну свою) поведати смеаше, но тако в уме он дрожаше» (там же, л. 482). 35 См. Пахомиево житие (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 482 об.). В «кратком житии“ Стефан назван не игуменом, а «некоим старцом“ (см. ниже приложение). 36 Подробнее об этом, см. в Пахомиевом житии (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 482 об,–483 об.). «Краткое житие“ об участии Стефана в пострижении Космы умалчивает (см. приложение). – Пострижение преподобного Кирилла игуменом Стефаном в рясофор было до 1380 года, еще при жизни Тимофея Васильевича, который был убит на Куликовой битве (см. примеч. 32). 37 Если бы верить хронологии жития Феодора Ростовского, то прибытие преп. Кирилла в Симонов монастырь и пострижение его здесь происходили уже после нашествия Тохтамыша (см. Рукоп. Акад. библ. 282, л. 15 об.–17), которое было в 6890 году (II. С. Р. Л., I, стр. 233; т. VI, стр. 98–103; т. VIII, стр. 42–44 и т. п.) и после возвращения Феодора из Царяграда, куда он путешествовал вместе с архиепископом Суздальским Дионисием «о управлении митрополии руския» (Рукоп. Акад. библ. 282, л. 17 об.–18). Феодор же отправился в путешествие «о Петрове дни» лета 6891-го–1383-го (II. С. Р. Л., VIII, 48) и возвратился в лето 6892-ое осенью (там же, стр. 49), то есть, в 1384-году. Но в мае 1383 года преп. Кирилл (по свидетельству того же жития Феодора) был в сане симоновского архимандрита, а, по словам Пахомиева жития, он был удостоен священства уже после того, как 9 лет провел в службах Симонова монастыря. Следовательно преп. Кирилл или был поставлен в архимандрита не ранее (1384+9) 1393 года, или же пострижен не позже (1389–9) 1380 года. Вернее последнее, ибо прибытие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Дионисий в 1383 году был посвящен, но на возвратном пути задержан в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем, сторонником Киприана. Таким образом было разом три посвященных митрополита всея Руси, тогда как должен быть один. Дионисий скоро умер в заточении; оставалось после него все-таки двое. В это-то смутное время, Новгородцы, поссорившись к тому же с великим князем, увидели случай утвердить свою церковную независимость и постановили правило, никогда уже не обращаться к суду митрополита; чтобы новгородский владыка имел право верховного суда безо всякой апелляции и судил по номоканону. 398 По удалении владыки Алексея в уединение (1388 г.), избранного на вече в сан архиепископа Иоанна посвятил не Киприан, а Пимен в Москве. Власть последнего была нетверда. Неудивительно, что не желая потерять признания своего сана Новгородом, он не изъявлял притязаний своих предшественников. Оттого, из двух митрополитов, московского и западнорусского – Новгородцам выгодно было признавать московского. Но Киприан выиграл, наконец, свое дело против всех претендентов, и в 1389 г. сделался единым митрополитом. Тогда-то, не забывая, конечно, нерасположения, какое оказывали ему Новгородцы, Киприан энергически заявил права своего сана над новгородскою Церковью . В 1391 году он сам прибыл в Новгород и потребовал, чтобы Великий Новгород уничтожил свою грамоту 1384-года, называл ее противозаконною, домогался, чтобы новгородская Церковь подчинялась митрополичьей власти к признавала ее верховный суд.– «Нет,– отвечали ему Новгородцы, – мы уже крест целовали, как один человек; мы написали и попечатали грамоту, –души свои запечатали!» – «Я с вас сниму крестное целование – говорил им Киприан: – сам сорву у грамоты печати; я прощаю и благословляю вас, а вы мне дайте суд, как было издавна при прежних митрополитах». Новгородцы стояли упорно за независимость своей местной Церкви, и Киприан уехал с нелюбьем. Собственно, на деле подсудности митрополиту не было уже давно и до 1384 г. Постановлением этого года хотели только освятить то, что существовало прежде как обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010