Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) В XI-XV вв. изобразительный цикл И. П. развивался в странах визант. мира. По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на неск. групп. Так, краткий цикл И. П. включал от 2 до 4 сцен, к-рые представляли наиболее важные вехи Жития святого: обычно это были «Рождество Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», реже - «Зачатие Иоанна Предтечи», «Проповедь Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» и др. (миниатюры из Минологиев (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.; Paris. gr. 1528. Fol. 197r, 216r, сер. XI в.); клейма синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.); росписи церквей св. Димитрия в дер. Платанос в Лаконии (кон. XII - нач. XIII в.); Спасителя в Мегаре, Греция (1260-1280); парекклисиона св. Иоанна Предтечи в ц. Св. Софии в Охриде (1347-1350); св. Иоанна Предтечи в Иванове, Болгария (1331-1371); св. Иоанна Предтечи в монастыре св. девы Хрисафы в Мистре, Греция (1367-1368); св. Иоанна Предтечи в Анойе, епархия Милопотамос, ном Ретимно, Крит (кон. XIV - нач. XV в.); Спасителя в Гарденице в Лаконии (нач. XV в.) и мн. др.). Более пространные циклы, включавшие до 10-12 эпизодов, в соответствии с доиконоборческой традицией могли составляться тематически. Напр., циклы детства И. П. помещены в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос, Греция (нач. XIII в.); в росписях ц. Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция; ок. 1250); в ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296). Страстные циклы представлены в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира) (ок. 1181); в парекклисионе св. Иоанна Предтечи ц. св. Василия в Ираклио (1284); в ц. Панагии в Фоделе, Крит (1321); в храме Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); в ц. И. П. на о-ве Родос (сер. XV в.). Т. н. проповеднические циклы, посвященные общественному служению И. П., сохраняются в декорации церквей: Пресв. Богородицы Левишки, в Призрене, Сербия (1310-1313); в Старой Митрополии в Верии, Греция (XIV в.); в экзонартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1317-1321, запись 1803-1804); в экзонартексе ц. Благовещения в мон-ре Грачаниц à , Сербия (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Матейче, Македония (сер. XIV в.), и др.

http://pravenc.ru/text/471450.html

161 . 3. Alia precatio. TLG 2022/60. CPG 3035. PG 37, 521–522. 162 . 4. Itinerarium Constantinopolitanum. TLG 2022/61. CPG 3036 (Carmina de se ipso). PG 37, 1020–1021. Плач u моление ко Xpucmy. C. 10–14. [T. II. C. 109–111.] TLG 2022/61. CPG 3036. 163 . 1. Luctus. PG 37, 1384–1385. 164 . 2. De Dei desiderio. PG 37, 1433. 165 . 3. Carmen lugubre pro sua anima. PG 37, 1396. 166 . 4. Lamentatio ad Christum. PG 37, 1406. 167 . 5. Lamentatio ad Christum. PG 37, 1422. 168 . 6. Alia lamentatio. PG 37, 1423. 169 . 7. Supplicatio ad Christum. PG 37, 1421. 170 . 8. De se ipso. PG 37, 1408. Плач Григория o себе самом. C. 14 –17. [T. II. C. Ill –113.] TLG 2022/61. CPG 3036. 171 . 1. Luctus. PG 37,1286. 172 . 2. Carmen supplex. PG 37, 1282. 173 . 3. Ad Christum. PG 37, 1305. 174 . 4. Lamentatio. PG 37, 1397. 175 . 5. Lamentatio alia. PG 37, 1397. 176 . 6. Lamentatio. PG 37, 1430–1431. K самому себе. C. 17–19. [T. II. C. 113–114.] TLG 2022/61. CPG 3036. 177 . 1. Ad se ipsum 25 . PG 37, 1427. 178 . 2, 3. Lamentatio. PG 37, 1404–1405. 179 . 4. In secessionem (XXXIII) 26 . PG 37, 1283:13–16. 180 . 5. In mortuum mundo. PG 37, 1383. К душе своей. С. 19–20. [Т. II. С. 114–115.] TLG 2022/61. CPG 3036. 181 . 1. Ad animam suam (LXXVIII 27 ). PG 37, 1425. 182 . 2. Ad animam suam (LXXXI). PG 37, 1427. 183 . 3. Ad animam suam (LXXIX). PG 37, 1426. Плач о душе своей. C. 20–22. [T. II. C. 115–116.] TLG 2022/61. CPG 3036. 184 . 1. Carmen lugubre pro sua anima. PG 37, 1394–1396. 185 . 2. Adhortatio ad se ipsum, ut mentem ad Deum convertat. PG 37, 1431–1432. 186 . Упреки неразумным стремлениям души. С. 22–24. [Т. II. С. 116–117.] Objurgatio adversus partem animae rationis expertem. TLG 2022/61. CPG 3036. PG 37, 1381. Ha плоть. C. 24–26. [T. II. C. 117–119.] TLG 2022/61. CPG 3036. 187 . 1. Adversus carnem. PG 37, 1378–1381. 188 . 2. Carmen elegiacum. PG 37, 1287. Ha лукавого. C. 26–30. [T. II. C. 119–121.] TLG 2022/61. CPG 3036. 189 . 1. Adversus diabolum. PG 37, 1397. 190 . 2. Diabolum a se dipellit, ac Christum invocat. PG 37, 1399.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Молитва шествующего в путь. С. 7–10. [T. II. С. 107–109.] 159 . 1. Precatio ante iter suscipiendum. TLG 2022/59. CPG 3034 (Carmina dogmatica). PG 37. 518–520. 160 . 2. Alia de prospero itinere precatio. TLG 2022/60. CPG 3035 (Carmina moralia). PG 37. 520–521. 161 . 3. Alia precatio. TLG 2022/60. CPG 3035. PG 37. 521–522. 162 . 4. Itinerarium Constantinopolitanum. TLG 2022/61. CPG 3036 (Carmina de se ipso). PG 37. 1020–1021. Плач и моление ко Христу. С. 10–14. [T. II. С. 109–111.] TLG 2022/61. CPG 3036. 163 . 1. Luctus. PG 37.1384–1385. 164 . 2. De Dei desiderio. PG 37. 1433. 165 . 3. Carmen lugubre pro sua anima. PG 37. 1396. 166 . 4. Lamentatio ad Christum. PG 37. 1406. 167 . 5. Lamentatio ad Christum. PG 37. 1422. 168 . 6. Alia lamentatio. PG 37. 1423. 169 . 7. Supplicatio ad Christum. PG 37. 1421. 170 . 8. De se ipso. PG 37. 1408. Плач Григория о себе самом. С. 14–17. [T. II. С. 111–113.] TLG 2022/61. CPG 3036. 171 . 1. Luctus. PG 37.1286. 172 . 2. Carmen supplex. PG 37. 1282. 173 . 3. Ad Christum. PG 37. 1305. 174 . 4. Lamentatio. PG 37. 1397. 175 . 5. Lamentatio alia. PG 37. 1397. 176 . 6. Lamentatio. PG 37. 1430–1431. К самому себе. С. 17–19. [T. II. С. 113–114.] TLG 2022/61. CPG 3036. 177 . 1. Ad se ipsum 615 . PG 37.1427. 178 . 2. 3. Lamentatio. PG 37.1404–1405. 179 . 4. In secessionem (XXXIII) 616 . PG 37. 1283:13–16. 180 . 5. In mortuum mundo. PG 37. 1383. —299— К душе своей. С. 19–20. [T. II. С. 114–115.] TLG 2022/61. CPG 3036. 181 . 1. Ad animam suam (LXXVIII 617 ). PG 37. 1425. 182 . 2. Ad animam suam (LXXXI). PG 37. 1427. 183 . 3. Ad animam suam (LXXIX). PG 37. 1426. Плач о душе своей. С. 20–22. [T. II. С. 115–116.] TLG 2022/61. CPG 3036. 184 . 1. Carmen lugubre pro sua anima. PG 37. 1394–1396. 185 . 2. Adhortatio ad se ipsum, ut mentem ad Deum convertat. PG 37. 1431–1432. 186 . Упрёки неразумным стремлениям души. С. 22–24. [T. II. С. 116–117.] Objurgatio adversus partem animae rationis expertem. TLG 2022/61. CPG 3036. PG 37. 1381. На плоть. C. 24–26. [T. II. C. 117–119.] TLG 2022/61. CPG 3036.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

247 Так в одном послании митрополита Фотия к Новгородцам говорится официально священникам: «а котории не по закону живут с женами без благословения поповского понялися, тем епитимия три лета, как блуднику, да совокупити их, и учите и приводите их к правилам веры, дабы с благословением с женами, а не с благословением восхотят жити, ино их разлучити, аще не послушают, и вы, попы, не принимайте их приношения и дары им не давайте. 249 Егда бо придет самый праздник Рождество Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами кивание и устнами их неприязнен клич; вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание, ту же есть мужам и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье шатание блудное им воззрение, тако же есть и женам мужатым осквернение, и девам растление. Что же бысть во градех в селех в годину ту? Сотона красуется... кумирское празднование, и проч. 250 Исходят огавницы мужие и жены, чаровницы по лугом и по болотом, и в пустыни, и в дубравы ишущи смертныя отравы, отравнаго зелия на пагубу человеком и скотом, ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Пск. I, 279. 251 Эта черта сохранилась до нашего времени в России и пример Новгородской Истории указывает на глубокую ее древность. Известно, что в недавние и близкие к нам времена бывали случаи, когда города горели беспрестанно, пожары следовали один за другим и распространялись полосами. 253 1311, 1326, 1329, 1340, 1342, 1347, 1348, 1368, 1371, 1379, 1384 1385, 1386, 1390, 1391, 1394, 1396, 1397, 1399 г. 269 В Псковской Летописи под 6822 (1312) г.–«изби мраз всяко жито»; тоже под 6943 (1435) «мороз бысть в Петрово говенье, поби рожь на поли». 270 Псковск. I, 209 – 6944 (1436) «мраз поби обилье, в жатву уже по всей новгородской области (Новг. IV, 121)». 271 В Псковской же летописи под 6811 (1301) г. «бысть зима тепле, не бе снега и бысть хлеб дорог вельми. То же под 6961 (Пск. I. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

О винограде, л. 1320. О кресте единем, л. 1323. О бездне и дву крестех, л. 1324. О трех крестех, л. 1324 об. О прелести диаволе, л. 1330 об. О премудрости Епифанове, л. 1333 об. О вариве и о видении Ангела, л. 1338. О скопцы, 1343. О рабе Епифанове, л. 1347. О рабех Епифановых, л. 1349 об. О торгу, л. 1353 об. О возницех, л. 1355. О отворении дверей церковных, л. 1356 об. О овощех и о яблоцех, л. 1359 об. О запрещении диавола, л. 1361. Обличение татей, л. 1362 об. О мертвеце, л. 1367. О повести Ангелов! ко ев. Андрею, л. 1368 об. Молитва св. Андрея за умершего, л. 1371. О прозрении священно Епифанову, л. 1372. О наказании св. Андрея ко Епифану, л. 1373 об. О видении Епифанови. л. 1376 об. О искушении диавола к Андрею святому, л. 1381 об. О церкви свв. Апостол, л. 1382 об. О мору и о молитве, л. 1383. О тати гробнем, л. 1384. О лопороде (языческом истукане), л. 1387. О черице среболюбнем, л. 1388 об. О похвалении Епифанови, л. 1396. О блуднем Иоанне, л. 1399 об. О видении того св. Андрея грешников, л. 1405. О труде Иванове, л. 1407 об. О жене, иже на Оре, л. 1409. О пророце Давиде, л. 1418. О некоем богатом, л. 1419. О прелести диаволе, л. 1421. О диаконе Рафаиле, л. 142 4. О боярине, л. 1427 об. Поучение св. (Андрея) о душах, л. 1427. О вецех, л. 1431. О Ангелах, л. 1433. О уме, л. 1435. О небесех, л. 1437. О божестве, л. 1438 об. О дни и нощи, л. 1439 об. О водах и о громе, л. 1440. О громнем сыну (И. Богослове ), л. 1441. О молнии, л, 1442. О колеснице (Илииной), л. 1 443 об. О змии л., 1445 об. О снезе, л. 1446 об. О чаши растворене, л. 1447. и О демонах, л. 1450. О раи, л. 1450 об. О любви, л. 1451. О рассуждении, л. 1453 об. О гресех человеческих, л. 1454 об. Мертвии живота не узрят, л. 1450 об. О видении человека, л. 1459 об. О св. мученице Акакие, л. 1468. О видении (св. Андреем) святой Богородицы в Влахернах, л. 1472 об. О князи наводящем мерзость св. Андрею, л. 1474. О царе граде провидение, л. 1476 об. О кончине, л. 1477 об. О царях апокалипсич., л. 1479 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Паки ж[е] за некое несгласие святый 1362 старец глаголаше ж[е], к некоим: «разумно да будет вам, як[о] не до конца имат быти Иларион настоятелем зде», – еже и збысться 1363 во время свое 1364 . Себе ж[е] святый 1365 яко единаг[о] от новоначалных 1366 вменяше и безлобием 1367 вся крамолы прехожаше 1368 . Некогда ж[е] и тайно хотяше отити в Пахнутьев манастырь. И в един от днии изыде из манастыря, никому [же] 1369 от братии ведущу 1370 . И прииде л.116. во другий манастырь свой 1371 Христова Рожства 1372 , иже бяше внутрь града 1373 . И ту едину нощь преьыс[ть] 1374 , всячески мышляше 1375 пути касатис[я] во свое пострижение, но от некоего приходящих к нему едва умолен быв до конца во своем манастыри пребыти 1376 . Он же преклонся молению его, да не отскорбит чад своих, вкупе с ним пойде из града в манастырь свой. Братиям же всюду ищущим ег[о], и не обретаху. И вси в велицей скорби бяху, яко и живота отчаявшеся, и недоумеваху, что сотворити, и всюду рыщущу 1377 ; и приидоша близ града, об. и увидеша старца 1378 , идуща в манастырь свой, и падше со слезами покланяхуся 1379 ему, лобызающе 1380 его радостными 1381 душами, яко некое великое б[о]гатество 1382 обретше. Прочее 1383 живяше конечно смиренномудрием 1384 и долготерпением. И уведавшу ж[е] 1385 преподобному яко от некоего извещения свое 1386 к Богу преставление, призва ученика своего, именем 1387 Касяна 1388 , реч[е] ему: «чадо, возми от руку моею грешную две сия власеницы 1389 , ихже ношах на теле моем 1390 грешнем, и едину неси и дай повару, инок[у] 1391 Евстратю 1392 , а другую – дай другому 1393 повару, иноку Илинарху 1394 . Весте сами вы 1395 все Евстратиевы л.117. бродетели: отнеле ж[е] пострижеся, конечное послушание стяжа, посту ж[е] и молитве неленосно прилежа; [и] 1396 без рптания вся службы манастырьские 1397 проходя, напиач[е] же в поваренной службе обещася работати на святую братию 1398 и до кончины живота своего. Бе бо велико умиленье стяжал, як[о] же древний Ефросим 1399 : всегда взирая на огнь, во уме помышляше негасимый огнь и муку вечную 1400 грешником; и сим смиряя душу свою и всегда себе укаряя 1401 и повинна творя себе 1402 негасимому 1403 огню, и от сего велию ползу [себе] 1404 об. обрете, яко ж ми сам поведа, егда [ж] 1405 хотях его пременити от тое 1406 службы 1407 . Он же паде на землю пред ногама моима грешныма, и полия землю слезами, и 1408 моля мое недостоинство 1409 , еже не пременитис[я] от такоя 1410 службы и не лишену быти великия ползы. Аз ж[е] удивихся усердию его и оставих 1411 его в поварни работати 1412 Богу и святой братие 1413 . Внимай, брате Касяне 1414 , егда по моем преставлении изволит архимандрит Иларион пременити его от службы сея, рцы ему, дабы не пременял его 1415 . Тако ж и другий повар Илинарх 1416 , сему л.118. ревнуя добродетельному житию, подвизается трудодюбным подвигом. Сего ради надеюся, да и о мне грешнем помолят Бога, да молитвами их милостивый 1417 человеколюбец, Христос Бог нашь и мне простит многая моя согрешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Яна старца доброго 1106 г.), 287 (кончина и погреб. преп. Прохора 1107 г.), 288 (оконч. трапезы при игум. Феоктисте 1108 г.), 289 (поставл. игум. Прохора 1113 г.), 293 (при игум. Тимофее окована рака св. Феодосия 1130 г.), 303 (Нифонт еп. Новгород. 1156 г.), 305 (погреб. вдовы Глеба Вячеславича, наделение м-ри волостями и деньгами 1158 г.), 309 (пострижение кн. Ростислава при игум. Поликарпе 1168 г.), 311 (м-рь сожжен в 1171 г.), 318 (преставился игум. Поликарп 1182 г.), 319 (освящ. ц. св. Василия архим. Василием 1183 г.), 345 (поставл. архим. Серапиона во еписк. Владим. 1274 г., скончав. в Москве 1275 г.), 347 (погреб. кн. Владим. Васильк. 1289 г.; игум. Агапит), 352 (погреб. Скиригаило Ольгердов. 1396 г.), 354 (сожжение м-ря 1416 г.), 358 (исправл. церкви Богород. при архим. Иоанне 1470 г.), 372 (о начале унии; архим. Никифор 1596 г.); V, 146 (перенес. мощей св. Бориса и Глеба; игум. Феодосий 1072 г.), 149 (перенес. мощей св. Феодосия 1091 г.), 155 (знамение на небеси в 1111 г.), 239 (Дионисий, еписк. Суздаль. и митроп. всея России, погреб. 1384 г. в Антон. пещере), 260 (в 1416 г. сожжен татарами); VI, 140 (в 1416 г. сожжен татарами), 334 (в 1482 г. Менгирей разграбил м-рь); VII, 1 (устроение м-ря 1075 г.), 4 (в 1089 г. освящ. церкви), 5 (перенесение мощей св. Феодосия 1091 г.), 8 (игум. Стефан, еписк. Владимир., сконч. 1094 г.), 9 (разорение м-ря Боняком 1096 г.), 21 (знамение на небе 1110 г.), 22 (в 1112 г. игум. Феоктист постав. еп. Черниг., а на место его Прохор), 44 (игум. Феодосий 1148 г.), 64 (в 1156 г. погреб. в Феодосиев. пещере Нифонт влад. Новгор.), 67 (в 1158 г. погреб. у св. Феодосия в головах вдова кн. Глеба Всеслав., дочь Яроп. Изяслав., 84 лет), 79 (кончина В. кн. Ростисл. Мстисл. 1167 г.), 81 (встреча в м-ре кн. Мстислава, Владим. и Давида в 1169 г.), 84 (запрещ. в 1170 г. игум. Поликарпу масла и млека в среды и пятки не ясти), 136 (землетряс. 1230 г.), 172 (игум. Серапион, с 1274 г. еписк. Владим.); 49 (в 1385 г. в Антониев. пещере погребен архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1282. Троицкий – Сканов, мужской, заштатный (с 1764 г.), Пензенской губ., Наровчатского у., в 4 вер. к вост. от Наровчата, на правом берегу р. Мокши. Основан в первой половине XVII ст. в местности, принадлежавшей фамилии Исканских. В 1689 г. им управлял строит. Моисей. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; Ратшин, 434; “Опис. монаст.», 1817 г., 120; Рябинин, “Пензен. губ.», 445; “Памят. кн Пензен. губ. на 1864 г.», 94; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 963; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 144 (строит. иеромон. Моисей в 1689 г. делал опись Успен. Салалейской пустыни). 1283. Троицкий – Сыпанов – Пахомиева пустынь, мужской, ныне слобода Троица – Сыпанова, Костромской губ., Нерехтского у., в 2 вер. от Нерехты, при рч. Солонице. Основан в XIV ст. преп. Пахомием, учеником преп. Сергия, скончавшимся 23 марта 1384 г. В церкви св. Троицы покоятся под спудом мощи преподобного, память коего чтится 23 марта и 15 мая; тут же находится и образ преп. Пахомия, писанный иноком Иринархом, который его лично знал. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 339; Рат- шин, 162; “Словарь ист. о свят.», 226; “Ист. опис. Тр.-Серг. лавры», 152; Беляев, “Стат. опис. церквей Костр. епар.», 166; Строев, “Спис. иер. и наст.», 876, 24; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс, свят.», 194, 368; “Костр. губ. в.», 1854 г., 46 (разор. Лисовским в 1609 г.); Ключевский, “Жит. свят.», 311; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 196 (Пахомий сконч. в 1384 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., III, смесь, 83 (Моров. поветр. 1654 г.); 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 45 душ. крест.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 185 (приписан по просьбе братии в 1629 г.); 1879 г., II, продолж. ист. опис. лавры, 114 (преп. Пахомий скончался 1384 г.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.», I, 13 (имел жалов. грам. до 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201, прилож., СХХХ, XVII (состояние м-ря в 1721 г.; игум. Иона); IV, 239 (дело 1724 г. о приписке к Ипатьевскому м-рю); VI, 1726 г., 92 (прошение вкладчиков м-ря о неприписке его к Ипатьевскому; желание удовлетворено); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 72 (игум. Харлампий 1684 г.), 75 (быв. казначей м-ря старец Варсонофий), 85 (игум. Адриан 1693 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А так как судить лонгобардов, не зная лонгобардских законов, было невозможно, латинский же язык, на котором были изданы лонгобардские законы, был доступен не всякому греческо­му судье, то неизвестный греческий юрисконсульт для удоб­ства судей в IX или в X в. не только перевел лонгобардские законы на греческий язык, но и счел нужным соединить их в одно целое с законодательством греко-римским, причем из компендиумов греко-римского права избрал для этой цели преимущественно эклогу 330 . Описы­вая рукописный сборник париж. национ. библ. под 1384, знаменитый византолог констатировал следующее: а. в кодексе за прохироном следует эклога, а к эклоге присоединяется appendix, содержащий в себе извлечения из институций, новелл Юстиниана, дигестов и кодекса, законы военные, морской родосский закон, эклогу из ветхозаветного закона, законы земледельческие; б. затем следует другой appendix, в котором, наряду с извлечениями из кодекса и из других источников, содержатся 35 фрагментов из законов лонгобардского короля Ротаря на греческом языке; в. далее идет еще appendix, писанный несколько позднее, но тою же рукой: в нем, сверх извлечений из греко-римских источников, имеются еще 58 фрагментов нз зако­нов Ротаря на греческом языке, и еще раз опять византийская эклога в особой редакции. По предположению Цахарие, содержание описанного им парижского рукоп. кодекса 1384 почерпнуто писцом из двух различных кодексов, из которых первый содержал в себе прохирон, эклогу и appendix α, а второй заключал в себе эклога с гораздо более обильным аппендиксом, содержавшем в себе уголовные законы ( ποινλιον): между тем как из первого кодекса содержание переписано сполна, из второго заимствовано только то, что переписчик находил нужным, именно аппендиксы б и в. 331 . Последние предполагают знакомство составителя с прохироном и новеллами Льва Мудрого 332 , но Цахарие сам склоняется к предположению, что лонгобардские законы взя­ты из более раннего кодекса, греческого же 333 . Таким образом возможно предполагать, что связь лонгобардских законов с эклогою, как одной из составных частей аппендикса к этой эклоге, началась еще до издания прохирона (это действительно утверждает и сам Цахарие, как разъяснится ниже), и что обильный аппендикс того второго сборника, из которого составились аппендиксы б и в в париж. рук. 1384, содержал в себе и некоторые из составных частей аппендикса, но писец, бравший из второго сборника только то, что ему было нужно, не мог считать необходимым повторение того, что уже раньше было написано. Во всяком случае, нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство: в законах лонгобардского короля Ротаря можно найти статьи, более соответствующие 20–23 и 25 ответам папы Николая, чем даже в кодексе императора Юстиниана, так как из последнего папа не мог почерпнуть никакого ответа на некоторые из вопросов болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Дионисием Суздальским и игум. Симонова мон-ря Феодором, к-рая должна была огласить обвинения против митр. Пимена. В качестве нового кандидата на единый митрополичий престол рассматривался свт. Дионисий. Между авг. 1383 и нач. 1384 г. в К-поле состоялся Собор под председательством Н. Патриарх заявил, что в 1380 г. был введен в заблуждение рус. послами, самовольно представившими Пимена кандидатом вел. князя, и инициировал принятие на Соборе решения о том, что на Русь должны быть отправлены 2 митрополита, к-рым следует изучить обвинения против Пимена и в случае их соответствия действительности низложить его и поставить на митрополичий престол свт. Дионисия (RegPatr, N 2760-2761). Н. также принял решение о возведении игум. Феодора в сан архимандрита (Ibid. N 2762). Тем не менее вскоре союз Руси с Литвой распался, и в 1384 г. свт. Дионисий как нареченный митрополит прибыл в Киев, где был арестован вел. кн. Киевским Владимиром (Василием) Ольгердовичем (60-е гг. XIV в.- 1394) и вскоре скончался в заточении (ПСРЛ. Т. 25. С. 211). Возможно, решение об аресте было принято под влиянием свт. Киприана, рассматривавшего свт. Дионисия в качестве конкурента в борьбе за митрополичью кафедру. Многократные попытки Пимена восстановить утраченные позиции не привели к успеху: в кон. 1387 - нач. 1388 г. Н. принял окончательное решение о низложении митрополита (RegPatr, N 2831). Осуждение Пимена подтвердил преемник Н., патриарх Антоний IV , в февр. 1388 г. (подробнее о борьбе за Киевский митрополичий престол в 80-х гг. XIV в. см. в ст. Киприан , свт., митр. Киевский и всея Руси). Н. принадлежат 2 завещания - 1384 и 1387/88 гг., последнее завещание не сохранилось. Он является автором похвальных слов (энкомиев) своему учителю (вероятно, свт. Григорию Паламе) и «новому исповеднику» Анфиму († ок. 1370), митр. Афинскому и архиеп. Критскому (BHG, N 2029), а также не менее 43 гомилий, к-рые испытали большое влияние проповедей свт. Иоанна Златоуста . Соч.: «Послание о стригольниках»: Miklosich, Müller.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010