Скачать epub pdf XIV-XVI века Благоверный Андрей и преподобная Феодора Нижегородские Святой благоверный князь Андрей Константинович родился около 1323 г. Он был старшим сыном Суздальского, а впоследствии Нижегородского князя Константина Васильевича, после смерти которого 21 ноября 1354 г. и унаследовал Нижегородский княжеский стол. Поначалу князь Андрей не стал продолжать борьбу Нижегородско-Суздальских князей с Московскими князьями за Владимирское великое княжение, начавшуюся при его отце. Так, в 1356 г. в Переяславле он встретился с великим князем Иоанном II Иоанновичем. После смерти Uoahha II князь Андрей уступил ведущую роль в политической борьбе своему младшему брату Димитрию-Фоме, отказавшись в пользу последнего от предложенного ему в 1360 г. ханом Золотой Орды Наврузом ярлыка на великое княжение. В 1360–1362 гг., в союзе с Новгородом, князь Андрей поддерживал Димитрия в бытность его великим князем против юного московского князя святого Димитрия Иоанновича. Однако князь Андрей отдалился от борьбы за мирскую власть настолько, что еще при его жизни, не позднее осени 1363 г., Нижегородский стол был захвачен другим его младшим братом – Борисом Константиновичем, князем Городецким. По некоторым летописным сообщениям, князь Андрей, как и его супруга Васса (Василиса), был «духовен зело и многодобродетелен». В 1363 г. мироточил крест, которым новопоставленный Суздальский епископ Алексий после литургии благословил благоверного князя. В 1359 г. на средства князя Андрея был построен собор во имя Архистратига Божия Михаила в Нижнем Новгороде, а в 1364 г., согласно позднему (XVI в.) житию преподобного Евфимия Суздальского, был воздвигнут Суздальский в честь Покрова Богоматери монастырь – как благодарность Богу за чудесное спасение во время путешествия по Волге. В 1364 г. благоверный князь Андрей принял монашество и примерно через год, 2 июня 1365 г., скончался. Летописец так отметил это событие: «Преставися кроткий, и тихий, и смиренный, и многодобродетельный великий князь Андрей Констянтинович во иноцех и в схиме».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Е.Б. Громова Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста Среди известных циклов Акафиста, созданных греческими, сербскими, болгарскими или валашскими мастерами, нет на сегодняшний день таких, которые датировались бы временем более ранним, чем конец XIII века. Исходя из задач нашей работы, для сравнительного анализа иконографии были использованы памятники, созданные до середины XV столетия, то есть до падения Константинополя (1453г.), когда была прервана столичная художественная традиция. Таким образом, на этом временном отрезке (конец XIII – середина XV столетия) было выделено 13 циклов гимна, исключая икону Успенского собора, наиболее полно опубликованных (см. таблицу). Среди них три фресковых цикла из греческих церквей: ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305), ц. Панагии тон Халкеон (1310–1320) и ц. св. Николая Орфаноса (1310–1320, 1340?) в Фессалониках, составляющие единую региональную группу; пять циклов Акафиста в сербских церквях: ц. Христа Пантократора в Дечанах (1335–1350), ц. Богородицы монастыря Матейч ( 1356–1360), ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365), ц. св. Димитрия Маркова монастыря (1380–1381) и ц. св. Петра на Преспе (1367–1371); один цикл из Валахии – из ц. Троицы в Козии (к. XIV в.) и один цикл из Мистры (ц. Богоматери Пантанассы, 1428–1445) – наиболее поздний в группе фресковых росписей; кроме монументальных циклов были использованы миниатюры иллюминированных рукописей: двух следованных Псалтирей – Мюнхенской (Cod. Slav. 4, 1396–1410) и Томича (ГИМ, 2752, 1360–1363), а также отдельного сборника, содержащего Акафист с последованием из ГИМ (Син. греч. 429, 1360-е гг.). Икон XIII–XV вв., подобных иконе Успенского собора, на Балканах неизвестно. Опубликованный в настоящее время иконографический материал, представляющий композицию циклов Акафиста, был собран и сведен в таблицу, которая помещена в приложении (см. приложение 1). Особенности каждого сюжета к отдельным строфам гимна подробно описаны и проанализированы в двух параграфах, следующих за таблицей (см. приложение 2). Основой анализа иконографического материала стало отношение изображения к тексту строфы, выявление особенностей которого дало интересные результаты. Для последующего изложения материала необходимо здесь кратко повторить эти результаты и одновременно подчеркнуть проблемы, важные для дальнейшего исследования конкретного памятника – иконы московского Успенского собора. 1. Проблема устойчивости иконографических типов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Глинская пустынь перед первым закрытием (1912–1922) Глава IX После увольнения схиархимандрита Иоанникия (Гомолко) временно управляющим Глинской пустынью в марте 1912 года был назначен наместник Рыльского Николаевского монастыря игумен Евтихий 1360 . Выборы нового настоятеля проводились в Глинской пустыни 4 ноября 1912 года. Большинством голосов (85 из 140) был избран иеромонах Нектарий (в миру Николай Нуждин), временно исполнявший должность настоятеля Глинской пустыни в 1910 году, во время следствия по делу схиархимандрита Иоанникия 1361 . Отец Нектарий родился в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан 1362 . Шестнадцатилетним юношей поступил он в Глинскую пустынь. Вначале молодой послушник проходил различные общие послушания, которые назначаются новоначальным (на мойке, кухне, в хлебопекарне), затем был записчиком в храме 1363 , канонархом на клиросе и одновременно проходил послушание в живописной мастерской 1364 . В 1887 году Николай был пострижен в рясофор 1365 . Своим трудолюбием, внимательностью, кротостью и благонравием он скоро привлек к себе внимание настоятеля и был назначен келейником игумена Исаии (Гомолко; впоследствии схиархимандрита Иоанникия) 1366 . Под руководством такого опытного наставника Николай прошел строгую школу духовного делания. В 1894 году, потрудившись в обители почти пятнадцать лет, он был пострижен игуменом Исаией в монашество с именем Нектарий 1367 , в 1898 году рукоположен во иеродиакона, а в 1901 – во иеромонаха. Затем проходил чредное священнослужение и трудился в живописной мастерской. В мае 1904 года о. Нектарий был командирован для исполнения священнических обязанностей в 271-й Льговский полк, где в 1906 году был награжден набедренником, в августе того же года возвратился в обитель 1368 . 8 декабря 1912 года о. Нектарий указом Св. Синода был утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена 1369 . Период его настоятельства совпал с одним из самых сложных периодов истории России. Это и первая мировая война, и революция, и последовавшая за ней гражданская война. В те годы Глинская пустынь принимала самое деятельное участие в помощи бедствующему народу, и в этом велика заслуга ее настоятеля. Он руководил всей многотрудной и многоплановой деятельностью монастыря вплоть до его закрытия и проявил себя рассудительным, предприимчивым и благочестивым настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Борисоглебском Борисоглебского р-на Ярославской обл., на берегу р. Устье. Согласно составленной в Б. м. в сер. XVI в. «Повести о Борисоглебском монастыре от колкых лет и како бысть начало», обитель была основана пришедшим ок. 1360 г. из новгородских земель в ростовские леса прп. Феодором Ростовским и вскоре поселившимся вместе с ним прп. Павлом Ростовским . В 1363 г. прп. Сергий Радонежский избрал и благословил место буд. обители, ростовский кн. Константин Васильевич и Ростовский еп. Игнатий дозволили преподобным Феодору и Павлу построить кельи и ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, к-рые явились подвижникам и обещали покровительствовать мон-рю. Когда собралась братия, на вклады ростовской знати построили Борисоглебский храм, кельи, срубили деревянную крепость, защищавшую сев.-вост. путь к Москве. Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим преемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое оз., где в устье р. Ковжи основал Никольский мон-рь. Спустя неск. лет, предвидя кончину, прп. Феодор вернулся в Б. м., где преставился 22 окт. 1410 г. (?). После его кончины в продолжение мн. лет игум. Павел управлял обоими мон-рями. Преподобные Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи находятся под спудом. После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый дал Б. м. первый земельный вклад - «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем , укрывался в Б.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Умиленье. Авраамиев Новозаозерский Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан св.прп.Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на берегу Галичского озера, на месте явления ему иконы Божией Матери " Умиление " . Здесь были 2 храма-Успенский и Петропавловский, закрытые в 1930-е годы. В 20 веке в них размещались детский дом, госпиталь, школа. Насколько известно, оба храма в данный момент полуразрушены и ещё не восстановлены. Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери мужской монастырь в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., - первый монастырь в Галичской земле. Основан прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на сев.-вост. берегу Галичского озера, на месте явления святому чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Предположительно мон-рь был устроен между 1360 и 1363 гг., т. к. житие прп. Авраамия свидетельствует, что в создании обители ему помогал галичский кн. Димитрий (в житии он ошибочно именуется Феодоровичем). Авраамиев Новозаозерский монастырь- первая из 4 обителей, основанных прп. Авраамием в Галичском княжестве. Поскольку для жителей Галича мон-рь находился за озером, то получил название Заозерский Новый (Новоезерский). В XIV-XVII веках этот монастырь являлся одним из главных духовных центров края, иноки которого распространяли и утверждали христианство среди местного языческого населения (чуди). Во 2-й пол. XVII в. здесь была возведена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Авраамия Галичского, а в 80-90-х гг. XVII в.- небольшая каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Сведений о земельных владениях монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в нач. XVII в. в кремле Галича у обители имелся свой двор. Уцелев в период монастырской реформы 1764 г., в 1773 г. мон-рь все же был закрыт «за бедностью» (в 1768 за ним числилось лишь 6 крестьян) и обращен в приходскую церковь. Основной святыней обители, а затем и приходской церкви почиталась явленная прп. Авраамию чудотворная икона Божией Матери «Умиление». До нач. XX в. близ бывшей обители на берегу Галичского озера сохранялась деревянная часовня, поставленная на месте подвигов прп. Авраамия. Успенский и Петропавловский храмы мон-ря были закрыты в 30-х гг. XX в.,- в них размещались детский дом, госпиталь, дом отдыха, школа. В 1977 г. Успенская церковь выгорела во время пожара. К настоящему времени оба храма не восстановлены. Местонахождение чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=23834

21) Левитский С. Д. Идея монашества и Валаамская монастырская община. Правосл. Обозр. 1883 г. Февраль, стр. 238–298; Март., стр. 584–610. Задачу «выяснить и раскрыть идею монашества и защитить ее от разного рода нападений“ 1358 автор предпринял по поводу очерков и впечатлений, изображающих летнюю поездку на Валаам и принадлежащих перу известного писателя В. И. Немировича-Данченко, под общим заглавием: «Крестьянское царство“. В названных очерках красной нитью проходят две собственно господствующих мысли и основные тенденции. 1) Автор «Крестьянского царства“ решительно не сочувствует самой идее монашества. Он искренно скорбит и горько сожалеет, что масса сил, энергии, труда пропадает непроизводительно, тратится бесцельно. Его ужасает и поражает то омертвение и оцепенение, которые он, по его уверений , наблюдал в настроении некоторых Валаамских отшельников. 1359 По его словам «может быть и велик подвиг спасения, но в этой мертвящей обстановке он кажется ужасным. Отрицаться от мира, от света, от жизни – да не величайшее ли это оскорбление Богу живому, не презрение ли к Его творческой силе, создавшей и это чудное небо и эти медлительно вздымающиеся и опускающиеся волны? Никогда я не понимал и никогда не пойму аскетизма. 1360 2) Впрочем светский писатель заметил начало решительного отступления от этой идеи в жизни, духе и направлении Валаамского монастыря: большинством валаамских иноков овладело практическое направление, которое выразилось рельефно в изумительных сооружениях и образцовом хозяйстве обители. Среди самих отшельников произошло решительное разделение по духу: началось и происходить, по свидетельству автора, глухая, затаенная, но важная, принципиальная борьба духа древнего подвижничества с новым производительным направлением, характеризующимся господством экономического начала над духовно-созерцательным. 1361 Как ни чужда созерцательная, отрешенная от жизни, идея духу бытописателя Валаама, он все же отдает ей решительное предпочтение перед новым течением, все же более тяготеет к типу древнего подвижничества, который представляется ему гораздо симпатичнее вновь народившегося практического, хозяйственного. 1362 Он вполне сочувствует сетованиям уже немногих представителей созерцательного направления, что при новых порядках «единения с Богом нет “, 1363 так как «все – для удобства и ничего для души“. 1364

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Исторический очерк 29-го мая 1453 года, под ударами оружия османских турок, пал Константинополь, столица некогда могущественной и победоносной Византийской империи. Еще во второй половине XIII века, в царствование византийского императора Михаила VIII Палеолога 1 , турки прочно утвердились в Малой Азии, затем, пользуясь политическими смутами и династическими раздорами в Византийской империи, постепенно расширяли пределы своего государства на счет и в ущерб великой православной державы. В 1326 г. турками был взять город Пруса, где и была учреждена столица османского царства, в середине XIII в. вошла в состав его вся Малая Азия, за исключением города Филадельфии, где еще продолжало развеваться византийское знамя. В 1354 г. турки овладели Каллиполем (Галлиполи) и этим весьма важным завоеванием открыли себе путь из Азии в Европу 2 . В 1360 г. султан Мурад I перешел Геллеспонт, в следующем году взял византийские крепости Тиролою и Дидимотих, а потом овладел и Адрианополем 3 . В 1363 г. от Византийской империи были оторваны города Филиппополь и Серры, а в 1365 г. султан Мурад объявил Адрианополь своей резиденций, заключил договор с Рагузской республикой, покрывшею своими торговыми предприятиями почти весь Балканский полуостров, и утвердил коммерческие ее привилегии. В 1389 г. Мурад на Коссовом поле нанес страшное поражение сербам и ценой собственной гибели надолго прекратил самостоятельное существование славного сербского царства. Его сын Баязид I с успехом продолжал завоевательные действия Мурада. В 1390 г. был вынужден сдаться этому султану и город Филадельфия, остававшийся в последнее время единственным во всей Малой Азии очагом свободного византинизма. Вслед затем Баязид временно овладеть Фессалоникой. В 1393 г. он разгромил Болгарию и покорил столицу царства Тырново. Одновременно он стал окружать войсками Константинополь, готовясь к завоеванию и этого города. Только приближение западного крестоносного ополчения, под предводительством венгерского короля Сигизмунда, заставило Баязида снять осаду столицы Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Итак, без Софии, как учит прот. Булгаков, Господь не мог воплотиться и совершить наше спасение. В свое время мы приводили много свидетельств из Св. Писания и святоотеческой письменности для опровержения мысли, что Бог не мог сотворить мира без посредства. Из этих свидетельств было видно, что означенная мысль о посредстве является абсурдною. Много можно указать таких свидетельств для опровержения также абсурдной мысли, что Бог не мог воплотиться без посредства Софии. Свящ. Писание, говоря о воплощении Сына Божия от Девы, вообще исключает всякую мысль о посредстве, тем более в виде странного софийного существа, о бытии коего оно абсолютно ничего не говорит. Передавая с удивительною ясностью об участии в воплощении всех Трех Божественных Ипостасей 1357 , Евангелие показывает нам, что воплощение, или соединение Бога с человеческим естеством совершилось непосредственно от Духа Святаго, при осенении Силою Вышнего, т.е. Самим Сыном Бога Отца. Если без посредства Софии не могло состояться воплощение, то почему же Архангел Гавриил, отвечая на вопрос Девы Марии: како будет сие, идеже мужа не знаю? 1358 – не сказал Ей: Дух Святый найдет на Тя, чрез Софию, и сила Вышняго чрез Софию осенит Тя 1359 . Точно также, если бы воплощение и спасение наше не могло бы состояться без посредства Софии, то странно, почему в Божественном Писании не сказано: Егоже (Сына Своего) Отец святи и посла в мир 1360 в подобии плоти греха 1361 чрез Софию, раждаемага от жены 1362 чрез Софию; егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога чрез Софию, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас чрез Софию банею паки бытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно чрез Софию Иисус Христом Спасителем нашим 1363 . Но во всех этих изречениях Божественного Писания о воплощении Спасителя, как и вообще нигде в Слове Божием ничего не сказано о софийном посредстве. Допустить мысль, что в вышеприведенных текстах Св. Писания София, как посредство, подразумевается, – это значит, вопреки здравому разуму, исказить самый смысл этих богооткровенных изречений, которые положительно с непререкаемой очевидностью свидетельствуют, что соединение Бога с человеческим естеством в воплощении совершилось без всякого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

[итал. Boccaccio] Джованни (1313, Чертальдо, близ Флоренции - 21.12.1375, там же), итал. христ. писатель эпохи Возрождения , гуманист. Незаконнорожденный сын купца. Ок. 1330 г. поселился в Неаполе, где изучал торговое дело и каноническое право, однако в большей мере его увлекали творчество античных поэтов, историков, философов, средневек. рыцарские романы и произведения Данте . По настоянию разорившегося отца Б. вернулся во Флоренцию (1340); здесь он принял активное участие в общественных делах. Тогда же им был завершен большой цикл лит. произведений, первым в ряду был пасторально-назидательный роман «Амето, или Комедия флорентийских нимф» (Ameto, comedia delle ninfe fiorentine. 1341-1342), повествовавший о преображении силой любви первобытного и грубого, жившего инстинктами охотника в совершенного, гармонически развитого человека. Намеченная в этом произведении гуманистическая идея свободы человека полнее развернута Б. в главном труде его жизни «Декамерон» (Decameron, 1350-1353; окончательная ред. 1370-1371), к-рый состоит из обрамления и 100 новелл. «Декамерон» показывает разнообразие социальных и бытовых типов эпохи, неограниченные возможности выбора человека - от сознательного воплощения сатанинских начал до примеров высокой любви и самоотречения. Утверждая характерную для гуманистической мысли Возрождения идею самовластной свободы человека, Б. в то же время предупреждает против злоупотребления этой свободой, к-рое делает людей рабами низменных, плотских страстей. Современники восприняли «Декамерон» как проповедь распущенности, угрозы в адрес Б. едва не вынудили его сжечь свое произведение. За 2 года до смерти в письме к Майнардо деи Кавальканти Б. отказывается от «Декамерона». Неизвестно, пережил ли Б. в 50-х гг. XIV в., как об этом писали историографы, серьезный духовный кризис, приведший к принятию духовного сана (1360), тем не менее направление его деятельности изменилось. Свою роль сыграло и знакомство с Петраркой (в 1350), вместе с к-рым Б. начал освоение классической древности, создавая основы наук о человеке (studia humanitatis). Между 1360 и 1363 гг. он написал небольшой трактат во славу Данте (Vita di Dante Alighieri), первое жизнеописание поэта. К более развернутому анализу его творчества Б. приступил в окт. 1373 г. при чтении лекций в ц. св. Стефана по заданию Флорентийской коммуны; прерваны они были из-за тяжелой болезни в янв. 1374 г. на толковании 17-й песни «Ада» («Лекции о Комедии Данте» (Esposizioni sopra la Comedia di Dante) записаны самим Б.).

http://pravenc.ru/text/149667.html

Псалом 103 Псалом Давида о бытии мира 1348 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу 1349 и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься 1350 светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои 1351 , облака делаешь колесницею 1352 Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами 1353 и слуг Своих – пламенем огненным 1354 . Основал землю на тверди ее 1355 : не наклонится 1356 она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее 1357 . На горах станут воды: От прещения 1358 Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят они (как) горы и спускаются (как) равнины 1359 на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся 1360 , чтобы покрыть землю. Ты направляешь 1361 источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея 1362 . Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся 1363 деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими 1364 . Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен 1365 , солнце познаёт запад свой. Ты простираешь тьму – и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце – и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей 1366 , которого Ты создал, чтобы унизить его 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010