Имп. Людовик IV Баварский. Рельеф папского дворца в Авиньоне. XIV в. Имп. Людовик IV Баварский. Рельеф папского дворца в Авиньоне. XIV в. В февр. 1330 г. Л. Б. вернулся в Германию, где его положение было достаточно прочным, особенно после смерти соправителя Фридриха Красивого (13 янв. 1330). Император пользовался поддержкой большинства городов, на его стороне была и значительная часть духовенства, хотя до конца жизни он оставался формально отлученным от Церкви. В 1-й пол. 30-х гг. XIV в. Л. Б. пытался достичь соглашения с Габсбургами, Иоанном Люксембургом, папой Иоанном XXII и его преемником Бенедиктом XII (1334-1342). В июле 1337 г. император договорился с англ. кор. Эдуардом III (1327-1377) о совместных военных действиях против Франции, но эти планы не были реализованы. В мае 1338 г. имперский сейм во Франкфурте поддержал Л. Б. как законного правителя, на его стороне было и большинство курфюрстов. 16 июля 1338 г. на встрече в Ренсе (на Рейне) курфюрсты обнародовали соглашение, устанавливавшее правила выборов герм. короля и их полномочия как выборщиков. По этому соглашению апробация выборов папой Римским отменялась. Л. Б. подтвердил этот документ, издав имперский закон «Licet iuris» (6 авг. 1338, Франкфурт), к-рый утверждал, что избранный король одновременно становится императором, получая сан от Бога, а не от папы Римского. За папой сохранялось лишь право провести церемонию коронации. 6 авг. 1338 г. Л. Б. издал имперский мандат «Fidem catholicam» о своей приверженности католич. вере, он отстаивал легитимность своей власти, объявлял папское отлучение недействительным и запрещал повиноваться папскому интердикту. Впосл. эти документы вошли в корпус правовых документов Свящ. Римской империи и использовались курфюрстами и герм. королями для противодействия папским притязаниям. В последние годы правления Л. Б. стремился консолидировать герм. владения и закрепить их за своей семьей. После начала боевых действий между Англией и Францией (осенью 1339) он фактически разорвал союз с англ. кор. Эдуардом III и безуспешно попытался выступить посредником между воевавшими сторонами. Не имели успеха и очередные попытки императора достичь соглашения с папой Бенедиктом XII и его преемником Климентом VI (1342-1352). В 1340 г., после пресечения правившей в Н. Баварии ветви династии Виттельсбахов, Л. Б. унаследовал это герцогство, объединив т. о. под своей властью всю Баварию. Осенью 1341 г. он попытался установить контроль над Тиролем, добившись развода Маргариты, графини Тирольской, с Иоганном Генрихом Люксембургом и выдав ее замуж за своего старшего сына Людовика. Трактаты, обосновывавшие законность развода, написали Марсилий Падуанский (Tractatus de jurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus, 1341) и Оккам (Consultatio de causa matrimoniali, 1341), по-прежнему находившиеся под покровительством Л. Б.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Самый ранний полный текст Евангелия от Матфея сохранился в унциальных кодексах IV в., Ватиканском и Синайском. Александрийский кодекс дает мало информации для текстологии Евангелия от Матфея, поскольку в нем отсутствуют листы с большей частью текста этого Евангелия (до Мф 25. 6). При реконструкции текста принимают во внимание также нижний слой палимпсеста Codex Ephraemi Rescriptus (в нем сохр. разделы Мф 1. 1-2; 5. 15 - 7. 5; 17. 26 - 18. 28; 22. 21 - 23. 17; 24. 10-45; 25. 30 - 26. 22; 27. 11-46; 28. 15-20), Кодекс Безы (но в нем есть лакуны: Мф 1. 1-20; 3. 7-16; 6. 20 - 9. 2; 27. 2-12) и Вашингтонский кодекс (W). Большое значение для решения текстологических проблем имеют сочинения раннехрист. писателей и св. отцов, поскольку Евангелие от Матфея - одно из самых цитируемых и комментируемых. Однако не все издания патристических трудов подходят для целей текстологии из-за гармонизации библейских цитат с Textus Receptus (см. специальные издания: Ehrman B. D. Didymus the Blind and the Text of the Gospels. Atlanta, 1986; Brooks J. A. The NT Text of Gregory of Nyssa. Atlanta, 1991; Mullen R. L. The NT Text of Cyril of Jerusalem. Atlanta, 1997; Racine J.-Fr. The Text of Matthew in the Writings of Basil of Caesarea. Atlanta, 2004; Muncey R. W. The NT Text of Saint Ambrose. Atlanta, 2008; Cosaert C. P. The Text of the Gospels in Clement of Alexandria. Atlanta, 2008). Символ ап. Матфея (ангел). Миниатюра из Евангелия. Ок. 1330 г. (Bodl. Selden Supra 6) Символ ап. Матфея (ангел). Миниатюра из Евангелия. Ок. 1330 г. (Bodl. Selden Supra 6) Дискуссионным является вопрос о значении для реконструкции текста Евангелия от Матфея ранних копт. переводов. В частности, с 1999 г. ученым стал доступен текст 1-го Евангелия на редком, т. н. среднеегип. диалекте в рукописи из частного собрания Codex Schøyen 2650 (mae2) (1-я пол. IV в.). Текст Евангелия сохранился начиная с Мф 5. 38 и до конца с небольшими лакунами (напр., Мф 10) и повреждениями почти на каждой странице (см. изд.: Coptic Papyri I: Das Matthäus-Evangelium im mittelägyptischen Dialekt des Koptischen (Codex Schøyen)/Ed.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

М. Карамзина из готовившегося в нач. XIX в. издания и др. источников. Близкий к ним текст с описанием событий только до нач. XIII в. содержат еще 3 памятника. Радзивиловская летопись (БАН. 34.5.30, создана ок. 1487 на территории Литовского великого княжества ) доводит изложение до 1206 г. Это древнейший сохранившийся иллюстрированный летописный кодекс: рукопись содержит 618 миниатюр, частично, как предполагается, воспроизводящих миниатюры утраченного протографа нач. XIII в. Московско-Академическая летопись (РГБ. Ф. 173.I.236) - рукопись кон. XV в., представляющая собой почти механическое соединение 3 памятников: до статьи 1206 г. она совпадает с Радзивиловской (и даже может быть названа ее Академическим списком); статьи 1205-1238 гг. совпадают с Софийской I летописью; текст за 1239-1419 гг. содержит краткую ростовскую летопись, в части за XIII в. родственную Лаврентьевской. Летописец Переяславля-Суздальского сохранился в 2 списках до 60-х гг. XV в. (РГАДА. Ф. 181. 279/685; БАН. 45.11.16), из к-рых только 1-й содержит полный текст памятника до 1214 г. Статьи 1138-1206 гг. близки к Радзивиловской летописи; текст за 1206-1214 гг. оригинальный. Под именем Ипатьевской летописи известна группа близкородственных списков, древнейший из к-рых (Ипатьевский, БАН. 16.4.4) написан ок. 1418 г., а 2-й по древности (Хлебниковский, РНБ. F.IV.230) - в 50-60-х гг. XVI в. (другие, еще более поздние списки близки к Хлебниковскому). Текст Ипатьевской летописи до кон. XII в. отражает киевское Л., а текст за 1201-1292 гг.- Л. Галицко-Волынской Руси. Понятие «Новгородская I летопись» включает как старший извод - пергаменный Синодальный список (ГИМ. Син. 786; его 1-я ч. написана ок. 1234, 2-я - ок. 1330, также имеются приписки разными почерками о событиях 1330-1352 гг.; тетради с текстом до 1016 г. утрачены), так и младший извод: группу списков, древнейшие из которых - Комиссионный (СПбФИИ. Ф. 11. 240) и Академический (БАН. 17.8.36) - датируются сер. XV в. (кроме того, есть неск. списков XVIII-XIX вв., восходящих к Академическому, а также Троицкий список 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

В сент. 1330 г. венгерское войско во главе с Карлом I Робертом вошло в Северин, область была завоевана и подчинена королевской администрации, затем венгры заняли Олтению и форсировали Олт, направляясь к столице - Куртя-де-Арджешу. Карл I Роберт не принял мирных условий, предложенных Басарабом I (компенсация в размере 7 тыс. серебряных марок за отказ от притязаний на Северинский Банат, уплата дани, отправка одного из приближенных Басараба I к королевскому дворцу в качестве заложника). Влахи применили к венг. войскам тактику изматывания противника. Убедившись, что они не смогут перезимовать в Куртя-де-Арджеше, венгры начали отступление, и в заросшей, лесистой и труднодоступной местности Посада между 9 и 12 нояб. 1330 г. они потерпели сокрушительное поражение от Басараба I. Эта победа ознаменовала достижение независимости Валахии и завершение процесса образования гос-ва, а также изменила международный статус Валашского княжества. Создание правосл. митрополии, а также ряд др. факторов привели в конце правления Николае Александру († 16 нояб. 1364; похоронен в кафоликоне мон-ря Негру-Водэ в Кымпулунге, основателем к-рого он был вместе с Басарабом I) к ухудшению отношений с Венгерским королевством: Николае Александру отказался от признания венг. короля сюзереном и Лайош I объявил войну новому валашскому господарю Владиславу I Влайку (1364-1377) ( Iorga. 1937. P. 175-185). В 1366 г. Владислав I был вынужден подписать перемирие с Венгерским королевством, что позволило ему добиться в качестве вассала венг. короля признания своей власти над Северином, Амлашем и Фэгэрашем. Также господарь сохранил контроль над Брэильским трактом, но взамен ему пришлось предоставить привилегии брашовским купцам (1368). В 1365 г. Лайош I взял Видин, в 1370 г. занял польск. престол, в 1374-1375 гг. вновь вступил в конфликт с Валашским и Молдавским княжествами. В условиях чередования войн и перемирия Владиславу I удалось достичь определенного социально-экономического подъема Валашского княжества, он начал чеканить первые валашские золотые и серебряные монеты (дукаты, динары, бани) ( Zoltan .

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Вскоре после возвращения Н. из Греции в Рим против него начались открытые военные мятежи. В марте 68 г. восстание поднял наместник Лугдунской Галлии Гай Юлий Виндекс. Он не успел получить поддержку из др. провинций и в мае был разбит наместником Н. в Германии - Луцием Вергинием Руфом, к-рый сохранял верность Н. Виндекс покончил с собой. Почти сразу после победы войска в Германии и Галлии потребовали от Руфа провозгласить себя императором. Руф отказался. Однако еще до гибели Виндекса в Испании был провозглашен императором Сервий Сульпиций Гальба, и вскоре все войска в Галлии и Германии поддержали его. К лету Н. окончательно потерял контроль над ситуацией. Один из его префектов, Гай Нимфидий Сабин, перешел на сторону Гальбы и начал борьбу за контроль над Римом. Н. бежал в Остию, намереваясь сначала отправиться на Восток, где надеялся получить помощь. Однако все больше командиров в его окружении отказывались подчиняться его приказам, и вскоре стало ясно, что Н. не сможет воспользоваться флотом. Он вернулся в свой дворец на Палатине, затем отправился на виллу вольноотпущенника Фаона (в 4 милях от города), где приказал слугам вырыть могилу для него. На вилле Н. получил сообщение о том, что сенат объявил его врагом гос-ва и его казнь должна состояться на Форуме. После нек-рых колебаний Н. упросил секретаря Епафродита заколоть его ( Suet. Nero. 48-50). Н. похоронен в мавзолее Домициев Агенобарбов (ныне на территории виллы Боргезе в Риме). Положение религиозных общин и первых христиан Казнь ап. Павла. Створка триптиха Стефанески. Ок. 1330 г. (Пинакотека, Ватикан) Казнь ап. Павла. Створка триптиха Стефанески. Ок. 1330 г. (Пинакотека, Ватикан) При Н. происходило дальнейшее укрепление позиций эллинизма в Риме, поощрялось все греческое, в т. ч. греч. культы. Исследователи высказывали предположение о том, что Н. также поддерживал митраизм ( Кнабе. 2006). Согласно Тациту, после пожара 64 г. Н. обвинил христиан, живших в Риме, в поджоге города и устроил их публичные казни ( Tac. Ann. XV 44). Исходя из этих сведений в науке до кон. XX в. доминировала традиц. т. зр. о том, что Н. в ходе этих событий стал инициатором первых офиц. гонений против христиан (см., напр.: Frend. 1965. P. 160-171; Idem. 2006. P. 503-505; Rofdorf. 1982; Barnes. 2010. P. 3-5). Вместе с тем в последние десятилетия ряд ученых оспаривают достоверность рассказа Тацита, а также принятую ранее версию истории гонений. После бедствия в городе действительно искали поджигателей, и большое число людей разного статуса, преимущественно торговцев вост. происхождения, обвинили в причастности к возникновению пожаров, а также бедняков - за мародерство; с ними расправились теми или иными способами. Однако о христианстве как об отдельном религ. движении Н. и его советники вряд ли знали и специально христиан не обвиняли ( Kostermann. 1967; Warmington. 1969. P. 124-127; Schmitt. 2012; Shaw. 2015; см. также ст. Гонения на христиан в Римской империи ).

http://pravenc.ru/text/2565070.html

Есть у них знахари, власть которых распространяется и на их царей. И если знахарь возьмет мужчину или женщину, накинет им на шею веревку и повесит, пока те не погибнут, и говорит „это указ царя”, – то никто не говорит ему ни слова и не выражает недовольства. И царь их взимает с торговли 1 / 10 . Всегда 100 – 200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся. И там (y них) находится много людей из славян, которые служат (как рабы?) им (русам), пока не избавятся от зависимости (рабства?)... 1328 И они не доверяют друг другу, так что если один идет испражняться, то два или три других идут с ним вооруженные, охраняют его, и если встретятся друг с другом один на один, убивают. Если убивают у них взрослого мужа, то делают ему все вместе в земле просторную и большую могилу, как просторный дом, и все его имущество, и кувшин для омовения, и питье, и еду кладут с ним и сажают к нему живую его жену, затем закрывают могилу, пока жена там не умрет». V. Текст о русах из сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази «Таба’и ал-хайаван» 1329 «Что же касается ар-Русийи, то они живут на острове в море. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружен он озером. Они (русы) многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет дочерей и сыновей, то все имущество достается дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: „Отец твой добывал себе добро мечом, следуй его примеру...” И они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества». VI. Текст о русах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» (1126 г.) 1330 «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Пусть это будет для тебя ясным знаком незамутненности 1318 души твоей: когда, наблюдая за самим собой, [ты видишь, что] ты преисполнен сострадания ко всем людям и в жалости по отношению к ним твое сердце изнемогает и горит, будто в огне, – без различия лиц. Когда через это в тебе постоянно будет виден оный образ 1319 Отца Небесного, ты сможешь уразуметь степень твоего жития не из различных твоих трудов 1320 , но из изменений, которые принимает твой разум 1321 . У тела же войдет в обычай омываться слезами, когда ум будет зреть духовные [вещи], – [слезами], источающимися из глаз, словно из наводнившихся потоков 1322 , и затопляющими щеки без принуждения и помимо [собственной] воли [человека]. Я же знаю некоего человека 1323 , который, даже будучи спящим, объят был изумлением 1324 по Богу в некоем созерцании, из-за обилия вечернего чтения, когда душа его была в оцепенении 1325 в размышлении о том созерцании. Он будто бы чувствовал, что долгое время у него было [такое состояние], что 1326 он размышлял о движениях своего сна и наблюдал за изумлением от оного видения. Была же глубокая ночь, и он резко пробудился 1327 от сна, когда слезы его источались, как вода, и стекали до его груди 1328 . А его уста были полны славословия, и сердце его размышляло о созерцании долгое время в ненасытной сладости. И от безмерного множества слез, которые проливались из его зрачков, и из-за оцепенения 1329 души своей, которым были скованы все члены его тела и сердце его, в котором билась некая сладость, он даже не мог исполнить по своему обычаю ночную службу, кроме, с трудом, некоего псалма ближе к утру. И настолько одолевало его множество слез и остальное [из описанного здесь] 1330 , что истекал поток [из] глаз его помимо его воли. 4 . Будем же стараться и мы, братья мои, и когда у нас появится желание поспать, задолго [до сна] будем размышлять 1331 в славословиях, и песнопениях, и чтении Священного Писания, сохраняя себя от злых воспоминаний и от всякого отвратительного 1332 размышления, и наполним сокровищницу нашу изобилием всего прекрасного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Очевидно, именно в это время в искусстве православного мира происходит очередной перелом. Возрастает внимание к усложнённости архитектурных построений, усиливается ритмическая свобода. Теперь она превышает возможности пластики. Ритм приобретает отчётливые характеристики резкости, самоценности. Это не только усиливает значение собственно пространственных категорий в изображении, но и рождает чувство скрытой напряжённости. Формы утрачивают органику и мягкость, они нарочито гранятся. В одеяниях подчёркиваются острые контуры «стекловидных» складок, чёткость силуэтов. Вновь небывалое значение приобретаю т крупные световые пробела, расчленяющие одежды, и интенсивные блики света, озаряющие лики. Характерными произведениями этой эпохи являются иконы «Распятие» и «Апостолы Пётр и Павел» из Успенского собора Московского Кремля, «Благовещение» из Третьяковской галереи, миниатюры Евангелия (А-113) из Лавры Св. Афанасия на Афоне, датировавшиеся 1330-ми гг., но недавно отнесённые к XV в., а также иллюстрации Четвероевангелия из Бодлеанской библиотеки (1429 г.). Своеобразным эталоном нового стиля являются фрески с изображением Богоматери Пантанассы, иконы «Благовещение» из Ватопеда, и «Богоматерь с младенцем на престоле с предстоящим Иоанном Крестителем и Параскевой» (Париж, Лувр). На исходе этого периода были созданы «Воскрешение Лазаря» из музея Ашмолеан в Оксфорде, «Троица Ветхозаветная» из собрания Эрмитажа и др. Наконец, самый последний период в развитии византийской живописи совпадает со значимым событием – Феррарским собором 1437 г., на котором была предпринята ещё одна безуспешная попытка достижения унии с Западной церковью. В произведениях, группирующихся вокруг этой даты (и более ранних, и более поздних), несмотря на сохранение высокого уровня исполнения, традиционных содержательных основ православного образа, всё большее значение получает внешняя отточенность и одновременно некоторая стандартизированность приёмов – техника становится подчёркнуто виртуозной. Силуэтное начало монументализируется, а графика получает огромное значение для организации композиции в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По предмету экспроприации см. еще указ 10 дек. 1865 г., об обязательной продаже польскими помещиками имений в Западном крае, и правила о порядке сей продажи и о взятии не проданных имений в распоряжение правительства (Полн. Собр. Зак. 1867 г., N 45083). К экспроприации следует отнести случаи обязательного убивания скота при появлении на нем признаков чумной заразы и истребления зачумленных скотом предметов. Владельцу, если им заявлено своевременно о заболевшем скоте, выдается вознаграждение из сумм общего или специального земского сбора, в порядке и по оценке, установленным губернскими земскими собраниями (Т. XIII, изд. 1892 г., Уст. Врач., ст. 1278, 1279, 1291, 1299). 1877 г., N 188. В силу правил о вознаграждении общественном за имущества, отходящие от частного владения по распоряжению правительства, как оценка недвижимых имуществ, так и определение размера следующего собственникам за эти имущества вознаграждения, а равным образом время и порядок выдачи этого вознаграждения производятся в порядке административном, без всякого в том участия суда. Согласно сему всякого рода требования, претензии и жалобы частных лиц по предмету оценки, определения размера вознаграждения и самой выдачи этого вознаграждения подлежат также рассмотрению властей административных и посему не могут подлежать ведомству судебных установлений, за исключением тех собственно случаев, когда иск предъявляется единственно за убытки, происшедшие от событий, не подходящих под действие законов о вознаграждении общественном (так, например, требование в виде убытка процентов на невнесенную своевременно оценочную сумму), или же предъявляется иск о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц и административного ведомства, в порядке, указанном в 1316–1330 ст. Уст. Гражд. Суд. 20 ноября 1864 г. 1874 г., N 279. По составлении описи земли, необходимой под железную дорогу, земля эта, в силу закона, поступает в распоряжение занявшего оную общества железной дороги. Если опись была составлена несвоевременно, после занятия земли, то владелец может требовать с общества особого вознаграждения за причиненные ему этим убытки, но не имеет права просить о восстановлении нарушенного владения, так как со времени составления описи земли, необходимой для железной дороги, жалобы частных владельцев, до сего предмета относящиеся, не подлежат обсуждению мировых судебных установлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

При неопределенности занятий трудно было ожидать от переводчиков особенного усердия и производительности. Об одном переводчике в феврале 1724 года замечено, что он «с ноября не бывал» 1329 . В конце 1723 года Синод нашел нужным поручить всех своих переводчиков наблюдению своего асессора, иеромонаха Феофила Кролика, с тем чтобы он ежемесячно давал Синоду отчет об их деятельности. При первоначальном предположении жалованья переводчику полагалось 300 рублей 1330 . В действительности двое получали именно эту сумму, а остальные от 144 до 180 рублей, считая в том числе и цену хлебного жалованья 1331 . По штату 1722 года переводчикам всем предположено было одинаковое жалованье, по 400 рублей, включая в эту цифру и стоимость хлебной выдачи 1332 . Переводчиков по этому проекту штата полагалось шесть 1333 . Когда однажды один переводчик заболел, Синод поместил его на казенный счет в московский госпиталь (сам Синод был в то время в Москве) и дал указ заведовавшему госпиталем доктору Бидле «во уврачевании его прилежать с усердием» 1334 . Один переводчик, Суворов, женат был на католичке, которую он вывез из Чехии, куда был отправлен ранее с научным поручением; она приняла Православие только в конце 1724 года, когда Суворов получил командировку в Сербию, куда неудобно было ехать с неправославною женой 1335 . Особенную известность по делам Синода приобрел переводчик Розенблют, у которого непрерывно производился вычет из жалованья в погашение его неоплатных долгов 1336 . Один раз он заложил у одного канцеляриста кафтан, камзол и штаны, – все свое платье 1337 . Судя по тому, что платье это оказалось форменным, пунцового цвета с золотым позументом и пуговицами, обшитыми золотом 1338 , можно думать, что переводчики, как, вероятно, и все канцеляристы, носили форменное платье. XIII По генеральному регламенту, для всех коллегий полагалось два общих архива: один в ведомстве коллегии иностранных дел, для дел, «которыя не касаются приходу и расходу», другой в ведомстве ревизион-коллегии, для дел, «которыя касаются приходу и расходу». В архивы должно было сдавать «дела, документы, книги, регистратуры», «когда оные три года в канцелярии или конторе лежали». Не подлежали вовсе сдаче в архивы «особливые уставы, регламенты и все те документы и книги, которые в коллегиях и канцеляриях и конторах для справки и правила их всегда при них имеют быть». Дела сдавались «архивариусу с распискою» 1339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010