Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, существовала в 1942-1944 гг. как Новогрудская и Барановичская, восстановлена 19 февр. 1992 г. как Новогрудская и Лидская, с 25 дек. 2014 г. имеет совр. название. Территория епархии охватывает Дятловский, Кореличский, Новогрудский и Слонимский районы Гродненской обл. Белоруссии. Епархия разделена на 4 благочиннических округа в соответствии с границами районов, составляющих ее территорию. Кафедральный город - Новогрудок. Кафедральный собор - во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. Правящий архиерей - архиеп. Гурий (Апалько ; с 4 авг. 1996 епископ, с 2007 архиепископ). В 2018 г. в епархии насчитывалось 58 приходов, 3 мон-ря (2 мужских и женский), совершали служение 69 священников и 10 диаконов. При ЕУ существуют отделы: по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, образования и катехизации, по работе с молодежью, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению. Первое упоминание Новогородка (ныне Новогрудок) связано с походом св. кн. Ярослава Мудрого в Литву в 1044 г. При вел. кн. Литовском Миндовге (1195-1263) Новогородок стал центром Великого княжества Литовского (ВКЛ) и средоточием церковной жизни в Зап. Руси. Ок. 1317 г. К-польская Патриархия для правосл. населения ВКЛ учредила Литовскую митрополию с центром в Новогородке. Первым ее главой был митр. Феофил . Литовская митрополия существовала в периоды: ок. 1317 - ок. 1330 г., 1354/55 - 1361 гг. В 1415 г. в Новогородке была совершена хиротония во епископа с возведением в сан Литовского митрополита Григория Цамблака . В 1451 г. Новогородок посетил свт. Иона , митр. Киевский и всея Руси. В 1458 г. произошло разделение общерус. митрополии на Киевскую (см. Западнорусская митрополия ) и Московскую. Западнорусские Киевские митрополиты жили в Новогородке (один из районов Новогрудка жители поныне называют Митрополия). В XIV в. столица ВКЛ переместилась в Вильно. Из Новогородка митрополиты часто ездили в Вильно, где кафедральным являлся Успенский собор.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Религ. политика, проводившаяся Витовтом в согласовании с его верховным сюзереном - польск. королем, была направлена на поддержку деятельности католич. Церкви на землях Великого княжества Литовского, в частности в родовых владениях Витовта. До 1409 г. Витовт выступил в качестве главного фундатора и ктитора костела во имя св. Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. князь пожаловал с. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли (Vitoldiana. N 20. S. 26; N 46. S. 52-53). В нач. XV в. Витовт запретил на литов. землях строительство правосл. церквей (Ibid. N 50. S. 56). В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. (литов. и нем.), евр. и арм. общины в Понеманье ( Лазутка С. , Гудавичюс Э. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г. М.; Иерусалим, 1993). Ок. 1317-1330 и в 1354-1361 гг. гродненские земли, будучи частью Туровской епархии, входили в состав Литовской митрополии . По-видимому, с нач. XV в. (несомненно, со времени свт. Фотия , занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431) гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. св. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр. 1451 г. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» (РФА. Ч. 1. 44. С. 172). Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус. епархий, на святителя и его свиту по приказу литов. правителя было совершено нападение. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Литов. правитель принудил западнорус. епископов собраться в Новогородке и избрать 15 нояб. 1415 г. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г., после смерти митр. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. и вост. части Киевской митрополии объединились.

http://pravenc.ru/text/168161.html

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дионисий I упом. в 1415 и 1416 гг. Алексий упом. ок. 1429 г. Феодосии II Евфимий упом. ок. 1450 г. Мартиниан упом. ок. 1450 г. Новгородские и псковские архиепископы Далмат рукоположен 25.05.1251; † 21.10.1274. Климент избран в 1274 г.; рукоположен 2.08.1276; † 22.05.1299. Свт. Феотикст избран в 1299 г.; рукоположен 29.06.1300; в начале 1308 г. отказался от кафедры; † 23.12.1310. рукоположен 5.06.1309; † 5.02.1325. Свт. Моисей избран в 1325 г.; рукоположен в начале 1326 г.; в мае 1330 г. ушел на покой. Свт. Василий (Калика) рукоположен 25.08.1331; † 3.07.1352. Свт. Моисей (вторично) 1352–1359 гг.; ушел на покой 28.08.1359; †25.01.1363. Свт. Алексий избран в 1359 г.; рукоположен 12.07.1360; ушел на покой 22.04.1388; † 3.02.1390. избран 7.05.1388; рукоположен 17.01.1389; ушел на покой 20.01.1415; † 24.06.1417. Свт. Симеон (в иноках Сампсон) избран 11.08.1415; рукоположен 22.03.1416; † 15.06.1421. Феодосий избран 1.09.1421; изгнан 30.08.1424, не быв рукоположен; † 29.09.1425. Евфимнй I (в иноках Емелиан) (Брадатый) избран в 1423 г.; рукоположен в сентябре 1424 г.; † 1.11.1429. Евфимий II (Вяжицкий) избран 13.11.1429; рукоположен 29.05.1434; † 10.03.1458. Перемышльские епископы Авраамий упом. в 1271 г. Мемнон упом. в 1289 г. Иларион упом. в 1292, 1301 г.г. упом. в мае 1328, в 1131, 1332 гг. Афанасий упом. ок 1405 г. Геласий упом. 15.11.1415. упом. 21.01. и 12.10.1422. Пермские епископы Свт. Стефан (Храп) рукоположен в 1383 г.; 1 26.04.1396 в Москве. Исаакий рукоположен 20.01.1398; упом. 22.03.1416. Свт. Герасим упом. на Соборе 1441 г. Свт. Питиоим упом. с 1447 г.; 19.08.1456 убит вогуличами. Полоцкие епископы Симеон упом. в 1274 г Григорий упом. в 1331 г Феодосии (архиеп.) рукоположен в 1392 г.; упом. в 1413–1415 гг. Ростовские, ярославские и белозерские епископы и архиепископы Свт. Кирилл II рукоположен в 1231 г.; † 1262. Свт. Игнатий рукоположен 19.09.1262; † 28.05.1288. Тарасий рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. оставил епархию; †1304. Симеон (владыка Владимирский) перев. в 1299 г.; упом. в 1300 г.; в 1311 г. оставил епархию; † 1314.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это собрание, работа которого длилась около четырех лет, во многих аспектах было уникальным. Основным его намерением было восстановление единства Церкви и ее реформа, как и борьба против ересей, прежде всего ересей Джона Виклефа, подхваченных Яном Гусом. 8-я сессия (4 мая 1415 г.) Заблуждения Джона Виклефа Джон Виклеф (1330–1384), директор Колледжа Байоль (Balliol) в Оксфорде в 1355 г., может считаться предшественником Реформации в Англии. Его идеи оказали решающее влияние на протестантизм. Отрицая, что Церковь была основана Богом как видимое сообщество с властью учить и управлять, он признавал только Церковь «предопределенных». К Церкви принадлежит только тот, кто, согласно вечному списку Бога, предназначен к будущей славе, исключая тех, кто согласно предведению Божию, гибнет. Ни об одном человеке, пусть крещенном и верующем, нельзя знать, принадлежит ли он к Церкви; даже ни об одном высшем чине Церкви нельзя этого знать, разве что при особом озарении. Таким образом, Церковь становится обществом чисто внутренним. Вера и спасение не обеспечиваются посредством общества, основанного Богом: каждый имеет право и обязанность в одиночку находить истину в Писании. Хотя доктрина Виклефа была уже много раз осуждена, на 8-й сессии это было сделано более торжественно и более полно. Это осуждение имело отношение к делу, возбужденному наряду с этим против Яна Гуса, наиболее пламенного распространителя тезисов Виклефа. Среди сорока пяти тезисов, имеющих к этому отношение, два важны с точки зрения Церкви и папства. В других – говорится о Таинствах. 1158) 8. Если папа нечестивый и скверный и, следовательно, является членом диавола, никто не давал ему власти над верными, за исключением, может быть, Кесаря. 1187) 37. Римская Церковь – это синагога сатаны; папа не является ближайшим и непосредственным наместником Христа и Апостолов. 15-я сессия (6 июля 1415 г.) Заблуждения Яна Гуса Ян Гус (ок. 1369–1415), священник из Богемии, профессор Пражского университета, прельщенный тезисами Виклефа, как и его реформаторскими стремлениями, отказался присоединиться к осуждению, вынесенному против этого последнего в 1407 г. Его проповедь вскоре повлекла за собой отлучение его от Церкви (1410), и отныне на нем сосредоточены были нападки епископов и папы; но политические причины, несомненно, сопровождали дисциплинарные и вероучительные мотивировки.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

502 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 3. 520 Точно: «Когда погружаясь в воду, человек сокрывается, он, по-видимому, убегает жизни в воздухе, а убегать жизни, значит умирать; когда же опять под­нимается, стремится, по-видимому, к жизни в соприкосновении с воздухом и светом и тотчас получает её» (Семь слов о жизни во Христе, 2). 595 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – художник и архитектор, ма­стер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. 599 Вавила Антиохийский (238–251) – епископ Антиохии (237–253), священномученик, пострадавший в гонения императора Деция. 601 Маккавеи – общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 гг. до н. э. Имя Маккавей первоначально было прозвищем Иуды, одного из сыновей Маттафии, возглавившего восстание против ига Селевкидов в 166–160 гг. до н. э. Позднее им стали обозначать всех членов его семьи и их сторонников. Маккавеи в христианской традиции стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную стро­гость в соблюдении заповедей. 608 Киприан (Цамблак; ок. 1330–1406) – митрополит Киевский, Ли­товский и всея Руси (1375–1406), святитель. Объединил в 1380–1382 и 1390–1415 гг. православные епархии территорий Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Московского, Тверского княжеств и Новгородской республики, единственный из митрополитов Владимиро­Московской Руси XIV в., не подчинившийся власти Золотой Орды; писатель, редактор, переводчик и книгописец. 609 Нил Столобенский (кон. XV в. – 1554), преподобный. Основатель Нило-Столобенской (Ниловой) пустыни на островах на озере Селигер под Осташ­ковом. 610 Питирим († 1673) – с 1664 митрополит «Нова Града и Великих Лук»; патри­арх Московский и всея Руси (июль 1672 – апрель 1673). 613 Даниил (ок. 1492–1547) – митрополит Московский и всея Руси (1522–1539). Ученик Иосифа Волоцкого , после смерти, которого стал главой иосифлян. Составил свод русских летописей, был автором ряда богословских и назидательных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

7 В 1213 г. в Суздале учрежд. еп. Суздальская и Владимирская; в 1239 г. упразднена; в 1274 г. восстановлена во Владимире; в 1299 г. закрылась и вошла (по перенесении престола Всероссийской митрополии во Владимире) в состав митрополичьей области; в 1744 г. восстановлена с кафедрою во владимире; в 1786 г. соединена в Суздальской, вновь открытой, ок. 1330 г., кафедра которой в 1798 г. перенесена во Владимир; в 1788 г. к ней присоединена ер. Переславская, существовавшая с 1744 г. 8 Переименована из Велико-Пермской в 1556 г.; в 1682 г. от нее была отделена, а в 1788 г. присоединена Велико-Устюжская. См. Пермскую. 10 В 992 г. учрежд. во Владимире-Волынском Владимиро-Волынская еп. С 1371–1391 г. находилась в подчинении Галицких митрополитов; с 1415–1419 г., с 1433–1435 г., с 1458–1626 г. – митрополитов Западной Руси. С 1520 г. и с 1625–1795 г. отпала в унию. В 1795 г. вместо нее было учрежд. викариатство Житомирское при Минской епархии, которое в 1799 г. (16 окт.) обращено в самостоятельную еп. Волынскую и Житомирскую; в состав ее выошли бывшая еп. Луцкая (1288–1711 г.) и часть Владимирской и Туровской (1072–1633 г.). 11 Преемником преосвящ. Михея был назначен 7 ноябр. 1908 г. архим. Стефан (Данилов), настоятель придворной церкви в Баден-Бадене; но в том же году, 5 дек., он был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению по болезненному состоянию, и оставался на прежнем своем месте. 15 Назначенный непосредственно после преосвящ. Арсения архим. Владимир, настоятель Никандровой пустыни (Псковской еп.), был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению. 17 Грузинский экзархат был учрежден в 1812 г. и первоначально состоял из двух епархий; Мцхетской-Карталинской и Алавердской-Кахетинской. В 1818 г. эти епархии были соединены в одну (Карталинскую и Кахетинскую) и было образованно по одной епархии в Имеретии, Мингрелии и Гурии. Некоторые изменения в распределение епархий вносились и впоследствии. B настоящее время Грузинский экзархат состоит из епархий: Грузинской (заключающей в себе Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую и Эриванскую губернии и Карсскую область), Имеретянской, Гурийско-Мингрельской (обнимающих Кутаисскую губернию, за исключением Сухумского округа) и Сухумской (заключающей в себе Черноморскую губернию и Сухумский округ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Современные исследователи (напр., А. А. Турилов) связывают с реликвиями, принесенными в 1217 г. во Владимир, двойной наперсный ковчег-мощевик из собрания ГММК (Христ. реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 44-45. 4), внешний ковчег к-рого был сделан в Твери в 1-й пол. XIV в. Среди вложений названы: Крест, Кровь, части Гроба и риз Христовых, ризы Пресв. Богородицы, однако сведения о наличии частиц мощей Л. С. в нем отсутствуют. Очевидно, память об этих реликвиях Владимирской княжеской семьи сохранилась в монашеской среде не случайно, т. к. во Владимире рака с этими святынями находилась не только в храмах княжеского детинца, но и в соборе Вознесенского мон-ря у Золотых ворот (основан, видимо, при Андрее Боголюбском, разрушен при нашествии монголов в 1238, позднее восстановлен уже как приходская церковь). В 1415 г. при появлении на свет у вел. кн. Василия I Димитриевича сына Василия произошло чудесное событие. Во время тяжелых родов князь попросил молитв у прозорливого старца в монастыре св. Иоанна Крестителя под Бором, на что тот ответил: «Моли великого мученика Логгина, понеже тои ходатаи и молебник всему роду вашему». Василий Димитриевич последовал совету, и княгиня благополучно родила сына. В этот момент к великокняжескому духовнику, стоявшему на молитве в мон-ре св. Спаса на Бору, прибыл неизвестный и сообщил: «Иди к великому князю и нарци имя ему Василеи». После этого посланник исчез, и никто не смог найти его. Духовник «же опытав всех кто будет преже приходил по него, никто же обретеся, ни пославый, ни посланник, и вси дивишася» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 40-41; Там же. Т. 23. С. 144). Не случайно в описании чуда упомянуты храмы Московского Кремля: престол св. Иоанна Крестителя под Бором (рядом с Боровицкой башней, историю появления и перенесения святынь см.: Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010. С. 218) и монастырь Спаса на Бору с каменным храмом (ок. 1330) - 1-я архимандрития в Москве. Еще И. М. Снегирёв заметил, что в названиях храмов, их топонимических характеристиках («на Бору», «под Бором») отразились именования кремлевских урочищ ( Снегирев И. М. Моск. урочища, древние и новые. М., 1852. Кн. 1. С. 5; Владимирская Н. С. Археол. изучение сев. части Соборной площади Моск. Кремля//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 9). Когда были построены эти храмы, рядом еще шумел старый лес («бор»). Возможно, кто-то из иноков владимирского Вознесенского мон-ря мог спастись в Москве от разорения Владимира монголами в 1238 г. и сохранить воспоминания о принесенных в 1217 г. святынях. Тем более что ц. св. Иоанна Крестителя под Бором была митрополичьей после переезда в 1321 г. из Владимира в Москву митр. Петра и до строительства Успенского собора в 1326 г. ( Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1996. С. 106).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

В 1412 г. политический курс кор. Вацлава IV радикально изменился: он выступил с осуждением учения Уиклифа. В 1414 г. И. П. посоветовал Гусу поехать на Констанцский Собор , чтобы очистить себя от обвинений в ереси, и обещал поддержать его. Через 4 месяца после ареста Гуса И. П. прибыл в Констанц (4 апр. 1415), несмотря на предупреждения Гуса о грозящей И. П. опасности. В течение 3 дней И. П. составил петицию имп. Сигизмунду, в которой протестовал против ареста Гуса, и вывесил открытые послания на дверях костелов и жилищ кардиналов, съехавшихся в Констанц. И. П. писал, что готов добровольно и публично защищать чистоту своей веры и добрую славу Чешского королевства. Но так и не добившись охранной грамоты и открытого слушания, И. П. по совету представителей чеш. дворянства 9 апр. 1415 г. тайно покинул город. Дело И. П. вызвало широкий резонанс, и конгрегация Собора 16 апр. того же года вызвала его для ответа, пообещав выдать ему охранную грамоту. 4 мая И. П. был арестован. После офиц. осуждения учения Уиклифа на Соборе началась открытая борьба с последователями Уиклифа. На заседании Собора 23 мая 1415 г. представители нескольких ун-тов обвинили И. П. в ереси. Имп. Сигизмунд призывал вынести приговор И. П. как ученику Гуса за 1 день. Через 3 месяца после сожжения Гуса над И. П. начался процесс в форме теологической дискуссии, состоявшейся 19 июля 1415 г. В ней участвовали среди прочих кард. Франческо Забарелла и Пьер д " Айи . И. П. указывал на то, что у Уиклифа и Гуса есть неверные теологические положения, но обвинения Гуса в ереси исходили из намеренно искаженных текстов. 11 сент. 1415 г. на заседании Собора И. П. признал осуждение Уиклифа и Гуса и отрекся от их учения, но сделал оговорку, что это не касается «тех святых правд, о которых эти мужи говорили в университетах или среди народа». Собор потребовал от И. П. полного отречения, в т. ч. от собственной ереси, что и произошло 23 сент. 1415 г. Спустя нек-рое время он утверждал, что отречение не было искренним, он хотел вернуть себе свободу и позже стыдился своего малодушия: «Я боялся огня, его жесточайшего жара и погибели».

http://pravenc.ru/text/293726.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010