Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

«Икона нашего духовного состояния» Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Рождество Пресвятой Богородицы Источник: Пресс-служба Псковской епархии      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Я испытал настоящее потрясение, когда вошёл в этот храм; впервые увидел его без лесов - в тех поразительных формах, которые придали ему наши предки, строившие его с 1310 года; в 1313 году он был расписан. Храм строили три года, а возрождали пятьдесят лет. Пятьдесят лет здесь стояли леса. Как мало времени нужно, для того чтобы что-то создать с Божией помощью! Ещё меньше нужно времени, чтобы с помощью дьявола разрушить. И как бесконечно много нужно времени, чтобы воссоздать, вновь вдохнуть жизнь в, казалось бы, убитое духовное существо – храм Божий. Этот храм являет собой нашу сегодняшнюю церковную и духовную жизнь. Некогда поразительно красивый, великолепный, созданный вдохновением, мастерством, особой силой благодати, молитвами людей, которые приступали на этом месте работать, Господи – и мы, немощные, утратившие очень многое и лишь примерно различающие ту духовную жизнь, которая была на Руси, и которой мы могли бы жить. Даже после долгих трудов всё лишь проступает, как апостол Павел говорил, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор.13:12) мы пытаемся различить лики Бога Господа Иисуса Христа, воплотившегося Вседержителя и Бога; лики святых, подвизавшихся здесь, на земле, так, как, наверное, не смогут подвизаться современные люди. Но в Божиих руках всё! На Руси было тогда очень мало храмов; духовная жизнь только начиналась. И мы видим полноту церковной жизни, которая смогла с нуля создать этот Божественный храм. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), мы пребываем в состоянии владения и жизни, в духовной разрухе. Лишь немногое сохранилось; лишь немногое мы можем воспринять из той огромной сокровищницы, которую являет собой Православная Церковь. И мы уже изменились; мы уже другие! Мы выросли в других семьях, в другом обществе. В нас, наверное, нет той Божественной любви, ревности, устремлённости к Богу, отрешения от всего постороннего, сосредоточения на единой цели Богопознания - соединения со Христом не в мечтах, не в иллюзиях, не в прелести, а так, как было с Его учениками: глаза в глаза; душа перед Богом.

http://pravoslavie.ru/141905.html

Посетив на пути с Запада на Восток св. Епифания в Кипре и друзей антиохийских, он обошел все освященные места Палестины, чтобы лучше узнать историю Спасителя и апостолов Его 1298 . «Уже седина начала украшать главу мою, говорил Иероним, и прилично бы было быть учителем, а не учеником. Однако-ж отправился я в Александрию, слушал Дидима; и за многое благодарю его: чего не знал я, тому научился, чтò знал, того не потерял под его наставлением» 1299 . Это было в 386 г. и Иерониму было тогда за 55 лет 1300 . По возвращении из Египта, он основал пребывание свое в тесной пещере вифлеемской 1301 . Две обители – одна для девственников, другая для девственниц, устроенные на иждивении благочестивой ученицы Павлы, пользовались наставлениями Иеронима 1302 и сверх того он обучал детей 1303 . Теперь, найдя покой, которого искал так долго, он предался еще более изучению Свящ. Писания; чтобы усовершить свои познания, он слушал наставления ученейшего раввина Бар Ананию, изучал у него как еврейский, так и халдейский языки. «Какого труда, какой цены стоило мне иметь ночного учителя Бар Ананию! Он боялся иудеев и для меня был другим Никодимом» 1304 . Плоды новых сведений в Писании передавал он сперва устно благочестивым начальницам обителей женских 1305 и по их же святой ревности к слову Божию приступил он к письменному толкованию Новаго Завета. Прежде всего написал он объяснение на самое малое послание апостола Павла – на послание к Филимону 1306 , за тем следовали толкования Послания к Галатам 1307 , Ефесянам 1308 , Титу 1309 . Все эти толкования диктованы были спустя 15 лет после того, как вразумлен он сновидением в опасности пристрастия к языческим книгам т.е. в 389 г. 1310 . В конце того же года и в следующем написал объяснение на Екклезиаста 1311 , ответы на вопросы о книге Бытия 1312 и несколько переводов с греческого 1313 , между прочим 39 бесед Оригеновых на Евангелие Луки 1314 . В вифлеемской же пещере он окончил труд, начатый в Риме, поверку латинского перевода Ветхого Завета, по греческому тексту Оригеновых экзапл, которые списал он с подлинника в Кесарийской библиотеке 1315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) Монастырская вкладная книга представляет собой собрание актовых записей, которые фиксируют различного рода дарения монастырю (по русской терминологии – «вклады» в монастырь): вещевые, денежные, недвижимости и проч. Широко распространенная в средневековье практика монастырских вкладов объясняется тем, что они обеспечивали вкладчику прижизненное и/или посмертное поминовение (см. примеч. 1314). Бенедиктинский монастырь св. Эммерама – наиболее известная обитель в Регенсбурге, возникшая уже на рубеже VII–VIII вв. До 973 г. аббаты св. Эммерама были одновременно и епископами регенсбургскими. Издания: Trad. S. Emmer. N 926. Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 338–339 (только запись о Хартвике). Да будет известно всем желающим знать как ныне живущим, так и будущим 1310 , что некий челядин (familiaris) этой церкви 1311 по имени Хартвик (Hartwic), живущий в стране Русь (regio Rusciae) в городе под названием Киев (Chiebe) 1312 , по любви к Богу и из почтения к св. Эммераму, своему хозяину (patronus) 1313 , а также по причине, вернее – из желания быть полностью принятым братьями этого монастыря в братию 1314 , через посредство граждан (cives) этого города 1315 Гримольда (Grimoldus), Генриха (Heinricus) и Конрада (Chunradus), которые были его должниками, предоставил нашей церкви свои деньги, а именно 18 талантов 1316 , с тем условием и просьбой, чтобы на эти деньги было куплено владение, которое, в память о нем и во спасение его души, было бы передано странноприимному дому (hospitale) св. Эммерама на утешение бедных и странников 1317 . [Указывается приобретенное с согласия аббата Берингера 1318 и Фридриха, келаря монастыря и начальника странноприимницы, владение и перечислены свидетели передачи его монастырю 1319 .] (Trad. S. Emmer. Р. 459) 1310 Обычный канцеляризм, указывающий на волеизъявление в отношении получателя (читателя) акта (promulgation) и открывающий содержательную часть (narratio и disposition документа; ср. 6, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРОНТОХИОН [Βροντχιον, Βροντοχου от греч. βροντ - гром], мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя вмч. Димитрия (т. н. Митрополией). Ансамбль мон-ря включает 2 храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем В. считается архим. Пахомий, вел. протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя ц. св. Феодоров. Однако известен его предшественник, игум. Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса ц. св. Феодоров (в наст. время хранится в музее Мистры). Возможно, строительство ц. св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (ок. 1310). Единственное упоминание В. как мон-ря во имя св. Феодоров - по посвящению первого храма обители - содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула визант. имп. Андроника II Палеолога, к-рый, как и последующие, скопирован на стене юго-зап. парекклисиона Афендико. В др. имп. хрисовулах (1313-1314, 1318, 1320 и 1322) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права мон-ря на крупные земельные приобретения. Предполагают, что ц. Афендико являлась кафоликоном мон-ря, а ц. св. Феодоров служила усыпальницей. Сохранилось Евангелие, написанное во 2-й пол. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. греч. 225), к-рое было подарено во В. в 1312 г. Никифором, митр. Критским и проедром Лакедемонским. Церковь во имя св. Феодоров Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. (1290-1295). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы ц. св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (ок. 1100),- церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на 8 устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счет сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

http://pravenc.ru/text/155448.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Снетогорская икона в Рождества Богородицы Снетогорском монастыре Псковской епархии. На Снетогорской иконе Божией Матери изображены припадающие к Ней св. преподобномученик Иоасаф Снетогорский и св. благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей. В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год). В 1313 году храм был расписан редкой красоты и выразительности настенными изображениями – фресками и стал главной святыней монастыря во все последующие века. Это самый большой сохранившийся образец псковской стенописи. Фрески 14 века фрагментарно сохранились и по сей день. На одной из фресок изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руках, сидящая на престоле, Ей предстоят святые Архистратиги Михаил и Гавриил. Эта фреска была взята за основу для написания иконы Божьей Матери " Снетогорская " . В 2000 году силами современных снетогорских иконописцев была написана Снетогорская икона Божией Матери. На этой новописанной иконе у престола Пресвятой Богородицы предстоят с молитвой за псковскую землю и весь мир святые защитники – непобедимый в брани с врагами князь Довмонт и святой воин Христов, преподобный отец наш Иоасаф. Текст службы Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Снетогорская» утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал 126). Источник: PRAVICON.COM Примечание от PRAVICON.COM : Использована информация с сайта Снетогорского монастыря http://snetogor.ru/istoriya.html Статья опубликована участником [ tol ] 2018-12-29, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2018-12-29. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Снетогорская " .

http://pravicon.com/info-4032

В Пизе Л. закончил «Всеобщее и последнее искусство» (Ars generalis ultima, 1308). Затем он вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила офиц. признание: в декларации парижского прево от 10 февр. 1310 г. сообщалось, что 40 магистров и бакалавров Парижского ун-та прослушали курс лекций Л. по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» (Ars compendiosa inveniendi veritatem, ок. 1274), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католич. вере; грамотой от 2 авг. 1310 г. кор. Филипп IV Красивый признал магистра Л. достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского ун-та Франческо Караччоли от 9 сент. 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Л. Л. присутствовал на Вьеннском Соборе (1311-1312). В прошении, с к-рым он обратился к Собору, Л. настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в ун-тах, говорил о необходимости учреждения кафедр вост. языков, выступал с предложением нового крестового похода на Св. землю, провести к-рый он планировал объединенными силами духовно-рыцарских орденов. Собор постановил основать кафедры араб., греч., евр. и халдейского языков в ун-тах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312-1313 гг. Л. написал соч. «О беседе ангелов» (De locutione angelorum), составил сборник из 150 проповедей, создал 3 апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода - «О разделении христиан и сарацин» (De participatione Christianorum et Sarracenorum). В нем Л. обращается к королю Сицилии Федерико (1296-1337) с предложением начать переговоры с королем Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на к-ром христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Л. провел при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 - май 1314), за это время им было написано 38 богословских сочинений. В апр. 1313 г. Л. составил завещание: с его сочинений на лат. и каталан. языках, к-рые были написаны после Вьеннского Собора, следовало сделать копии и отправить их в мон-рь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Л. завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сент. Л. вновь отправился в Сев. Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над соч. «Искусство совета» (Ars consilii, июль 1315), написанном на араб. языке и адресованном мусульм. правителям.

http://pravenc.ru/text/2110887.html

1313 год – сгорела большая часть города... Среди всех этих бедствий жизнь тем не менее шла своим чередом. В 1294 году Михаил Тверской женится на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича – будущей Анне Кашинской. С 1298 по 1309 гг. у них рождаются сын Дмитрий, дочь Феодора, сыновья Александр, Константин и Василий. В 1304 году начинается ряд событий, оказавшихся роковыми для Михаила Тверского. 27 июля 1304 года умирает великий князь владимирский Андрей Александрович. Как старейший в роде великое княжение должен был наследовать Михаил Ярославич. «Сие право, – пишет Карамзин, – казалось вообще неоспоримым, и бояре… спешили в Тверь поздравить Михаила государем владимирским» 17 . Но неожиданно ο своих правах заявил его племянник Юрий Данилович Московский. «Дядя и племянник поехали судиться κ хану... Через несколько месяцев Михаил превозмог соперника, и приехал с ханскою грамотою во Владимир, где митрополит возвёл его на престол великого княжения» 18 . Юрий (Георгий) Московский тем не менее не смирился. Михаил Тверской попробовал привести племянника в повиновение. «Зная неуступчивость врага своего, он хотел оружием смирить Георгия и дважды приступал к Москве, однако ж без успеха; кровопролитный бой под её стенами усилил только взаимную их злобу, бедственную для обоих. Современные летописцы винят одного князя Московского, который в противность древнему обыкновению спорил с дядею ο старейшинстве. Сверх сего Георгий по качествам черной души своей заслуживал всеобщую ненависть...» 19 . Некоторое время, с 1308 по 1310 год, Михаил Ярославич правил относительно спокойно. Среди важнейших событий этого времени следует упомянуть Переяславский собор 1310 года, на котором разбирался конфликт между митрополитом Петром и тверским епископом Андреем, послуживший, по мнению С.М. Соловьёва, тому, что в дальнейшем митрополит Пётр занимал сторону не Твери, a Москвы 20 . Юрий Данилович продолжал всюду искать союзников против Твери и нашёл их в Новгороде. Ещё в 1307 году новгородцы жаловались великому князю на его наместников Федора и Бориса. Между Новгородом и Тверью постоянно шли споры ο пограничных землях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1301. Белякова Е. В. Стефан, еп Пермский: К 600-летию со дня преставления//Страницы. 1996. 2. С. 75–86. 1302. Иоанн (Вендланд) , митр. Ярославский и Ростовский. Князь Феодор Черный//бТ. 1973. Сб. 11. С. 55–77. Св. блгв. Феодор ( 1299), князь Ярославский, – исследование жития и эпохи. Филипп, митр. Московский, свт. – см. 2480. Новомученики российские См. также: Новоканонизированные святые 1247); Житийные сборники...: Новомученики российские 1255–1261). Анатолий (Грисюк) , митр., сщмч. – см. 2361. Андроник (Никольский) , архиеп., сщмч. – см. 813. 1310. «...Я боролся с неверием»: Следственное дело по обвинению еп. Афанасия (Сахарова)/Публ., послесл. и примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 228–257. 1311. Обращение еп. Афанасия (Сахарова) к представителям власти/Публ., примеч.: О. В. Косик//БСб. 1999. 4. С. 225–252. 1312. Кривонос Ф., свящ. Священномученик Валериан Новицкий//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 172–174. Потомственный священник (Белоруссия), был расстрелян за отказ снять с себя сан. Василий (Зеленцов), еп., сщмч. – см. 1506. Вениамин Казанский), митр., сщмч. – см. также ИУ. 1313. Бовкало А. А., Галкин А. К. Митрополит Вениамин (Казанский): Краткая биогр./Сост. А. Б[овкало], А. Г[алкин]//ХЧ. 1991. 6. С. 5–8. 1314. Бовкало А. А., Галкин А. К. Св. митрополит Вениамин [Казанский] и Петроградский богословский институт//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 350–356. 1315. Бовкало А. А., Галкин А. К. Студенческие годы св. митр. Вениамина [Казанского] в СПбДА: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 80–87. 1316. Бовкало А. А. Святой митр. Вениамин [Казанский] и послереволюционные годы по архивным документам и воспоминаниям//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 306–314. 1317. Сорокин В., прот. Венец жизни сщмч. Вениамина [Казанского], митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших в ночь с 12-го на 13-е августа 1922 г.//ХЧ. 1999. 17. С. 21–58. 1318. Каледа Л. В. Воспоминания об отце – свящ. Владимире Амбарцумове//АиО. 2000. 2(24). С. 243–262. 1319. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова, 1932), священноисповедника//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 101–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010