Смысл, поэтому, сих слов будет такой: если бы брак был грехом, то он не совершался бы с литургией, и брачующиеся не приобщались бы тела и крови Христовой, как это делалось в древности, и, что видно из вышеприведенного нами свидетельства Тертуллианова. Вслед за Климентом Александрийским , и Ориген больше занимался разъяснением и определением нравственной значимости, самого по себе, брака, ввиду еретических, ложных о нем мнений, чем, сколько касался его внешней церковнобогослужебной стороны, сообщавшей ему характер святости и нерасторжимости. Возвышая пред жизнью брачной девство, как, более отвечающее требованиям, созданной по образу и подобию Божию, человеческой природы и облегчающее ей возможность достижения нравственного совершенства 1307 , Ориген , тем не менее, весьма уважительно относился и к брачной, Самим Богом установленной, жизни, почему, всячески порицал тех, которые «запрещали вступать в брак и, под тем предлогом, что это полезно, принуждали (других) к неумеренной чистоте 1308 . Только ко второму браку он относился с гораздо меньшим уважением, выражая, впрочем, в сем случае, не одно свое личное, а и общее древнецерковное мнение. Но, при этом, он совершенно чужд был того заблуждения, будто бы, второбрачные не спасутся и погибнут, а, напротив, прямо и решительно утверждал, что они спасутся, во имя Господа Иисуса Христа, но, что только, по его мнению, «не увенчаются и не будут иметь участия в царстве Божием», наподобие того, как и в видимой Церкви приобретению церковных должностей препятствуют не только блуд, но и вторые браки; поскольку ни епископ, ни пресвитер, ни диакон не могут быть двубрачными» 1309 . На брак же, как священнодействие, в котором брачующимся подается особая благодать Божия, Ориген , можно полагать, делает указание в следующем месте, где, касаясь того, что Сам Бог брачующихся сочетавает и союз их делает нерасторжимым, он говорит: «Бог есть Тот, Кто сочетал двоих в одно... А поскольку сочетал Бог, то, в силу этого, в сочетанных Богом присутствует дарование» 1310 . Дарование же это поставляется здесь наряду с тем даром, который, по словам Оригена , «подаваем был Богом» обрекающим себя на безбрачие, «по молитвам» 1311 , как должно полагать, Церкви, подтверждением чему может служить то, что в древности, некоторые, посвящение в монашество поставляли даже между таинствами Церкви 1312 . А отсюда должно заключать, что и то дарование благодати, которое сообщалось брачующимся, преподавалось им в Церкви и по молитвам Церкви.Святой же Зенон Веронский (ум. ок. 260 г.) то церковное священнодействие, которое через супружескую любовь сочетавает двух людей в плоть едину, прямо называет «достоуважаемым таинством» 1313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Успен.-Богуславский, Киев. г., II, 662. Успен.-Болгарский, Каз. г., I, 543. Успен.-Боровенск., Калуж. г., II, 1310. Успен.-Брусенский-Коломенск., II, 681. Успен.-Быстринский, Полт. г., II, 1311. Успен.-Венев, Тульской г., I, 334. Успен.-Верхнеломовский, II, 324. Успен.-Верх-Язвин., Перм. г., II, 712. Успен.-Виноградский, Киев. г., II, 713. Успен.-Волотов, Новг. г., II, 1312. Успен.-Воробьевская-Дуниловск., Влад. г., II, 736. Успен.-Воронина, Новг. г., I, 130. Успен.-Вышенская, Тамб. г., II, 1292. Успен.-Гербовец. или Горбовец., Бессар. г., II, 764. Успен.-Горний-Вологодский, II, 772. Успен.-Гремячев-Лихвинский, II, 774. Успен.-Дивногорский, Ворон. г., I, 169. Успен.-Далматов, Перм. г. II, 776. Успен.-Дубенский, Влад. г., II, 1313. Успен.-Дубенский, Моск. г., II, 1212. Успен.-Евейский, Вилен. г., I, 592. Успен.-Елецкий-Черниговский, II, 794. Успен.-Епифанский, II, 1302. Успен.-Желтиков, Твер. г., I, 191. Успен.-Жукова, Костр. г., II, 799. Успен.-Заблудовский, Гродн. г., I, 545. Успен.-Зилантов, Каз. г., I, 195. Успен.-Золотниковс., Влад. г., II, 1293. Успен.-Золотоношск., Влад.г., II, 1293. Успен.-Иваницкий или Иванижск., Твер. г., II, 1314. Успен.-Изосимина, Моск. г., II, 820. Успен.-Ирдынский, Киев. г., II, 713. Успен.-Иосифов-Волоцкой или Волоколамский, Моск. г., II, 845. Успен.-Казанский, II, 1299. Успен.-Каменский, Черниг. г., I, 243. Успен.-Каргопольский, II, 1308. Успен.-Кассианова-Учемская, Яросл. г., II, 861. Успен.-Керботовский-Новомлин., Черн. г., I, 246. Успен.-Кержебельмашский, Нижегор. г., II, 1315. Успен.-Киприанов., Бессар. г., II, 863. Успен.-Кириллов-Белозер., II, 867. Успен.-Клинский, II, 1316. Успен.-Княгинин-Владимир., II, 1317. Успен.-Княжая, Костр. г., II, 1294. Успен.-Козмин-Яхромский, Влад. г., II, 877. Успен.-Колмовский-Новгород., II, 1318. Успен.-Колоцкий, Смол. г., II, 881. Успен.-Колюбацкий или Кулюбацкий, Пск. г., II, 1319. Успен.-Крыпецкий, Пск. г., II, 837. Успен.-Кукарский, Вят. г., II, 1298. Успен. на Курцове-Холмогор., I, 546. Успен.-Кутеенский-Оршанский, I, 272.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В другом месте, увещевая ариан отказаться от полемики с православными, св. Григорий предлагает им иные предметы для полемики: «У тебя нет другого занятия? Языку твоему необходимо господствовать? Ты не можешь не разродиться словом? Но много есть для тебя других обильных предметов. На них обрати с пользою недуг сей. Рази пифагорово молчание, орфеевы бобы, и эту надутую поговорку новых времен: „сам сказал!“. Рази платоновы идеи, преселения (metensomatoseis) и круговращения наших душ, теорию припоминания (anamneseis)…» 1310 . Св. Василий Великий († 370 г.) также предостерегает от следования реинкарнационному мифу: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорят о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали сие, были бессмысленнее (alogoteroi) рыб» 1311 . Младший брат св. Василия Великого св. Григорий Нисский († 394 г.) был почитателем Оригена. Но идею реинкарнации он у Оригена не заимствовал. Прямо упомянув книгу Оригена «О началах» в 28-й главе своего труда «Об устроении человека», св. Григорий пишет: «Достойно порицания рассуждение баснословящих, что души жили прежде в особом некоем состоянии… Защитники этого учения держатся еще языческих мифов о преселении из одного тела в другое. Ибо, если кто в точности исследует, то по всей необходимости найдет, что учение их клонится к тому, что сказывал о себе один из их мудрецов: „был я мужем, потом облекся в тело жены, летал с птицами, был растением, жил с животными водяными“. И, по моему суждению, не далеко отступил от истины утверждающий о себе подобное. Ибо подобное учение, что одна душа входила в столько тел, подлинно достойно или крика лягушек и галок, или бессловесных рыб, или бесчувственности растений» 1312 . По убеждению св. Григория «В уроках философского порождения есть нечто плотское и закрытое, но что остается по отъятии покрова, то не лишено благородства. Например, и внешняя философия говорит, что душа бессмертна – вот порождение благочестивое. Но утверждать, что будто бы душа из одного тела переходит в другое, и словесное естество меняет на бессловесное – это уже плотское иноплеменное необрезание…. Добрые учения внешней философии оскверняются нелепыми прибавлениями» 1313 . В диалоге со своей сестрой Макриной «О душе и воскресении» св. Григорий говорит, что те философы, что признают возможность переселения человеческой души только в тело другого человека, но не допускают ее воплощения в животных, ближе к христианской надежде на Воскресение. Однако «Наше учение отличается от их в том, что мы надеемся, что наша душа воспримет то же самое тело, состоящее из тех же элементов» (PG, XLVI, 108).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1298. Штраус и характеристика его критики на евангелистов. А. Рамушевского. ( А. И. Предтеченского ). 1863. II. 453. 1299. Теория Бокля и христианское учение о промысле Божием. (Г. Чельцова). 1867. 243352. 779. 1300. Естественное Богословие, или учение о Боге по началам разума. 1863. I. 187. 335. 481. 1301. Апологетическая деятельность древней церкви и ее значение для настоящего времени. ( И. Е. Троицкого ). 1866. I. 422624. 1302. Природа, как и Откровение, учит человека вере в Бога и жизни по вере. Ф. Надеждина. 1663. III. 277. 389. 1303. Об отношении между христианством и философией в первые три века христианской церкви. ( И. А. Чистовича ). 1859. II. 3. 1304. Сообразность христианского учения с высшими естественными стремлениями человеческого духа. ( И. А. Чистовича ). 1858. II. 317. 1305. Неоплатоническая философия и ее отношение к христианству. ( И. А. Чистовича ). 1860. II. 257. 551. 1861. I. 52. 213. 1306. Взгляд на новейший германский рационализм. (В. Н. Карпова). 1859. II. 286. 1307. Философский рационализм новейшего времени. (В. Н. Карпова). 1860. I. 288. 394. 456. 559. II. 501. 1308. Ложность учения Халиастов. 1852. II. 393. 1309. Вступительная лекция в психологию. В. Н. Карпова. 1868. I. 189. 1310. Душа и действующие в природе силы. 1866. I. 219. 1311. О признаках истины. 1822. V. 199. 1312. Вступление истины в человека. 1836. I. 58. 1313. Новый метод в Богословии. (По поводу богословских сочинений Хомякова, изданных в Праге г. Самариным, и некоторых других произведений современной богословской литературы). Н. И. Барсова . 1869. I. 177. 1870. I. 591. 1314. Новый опыт мировой (ειpητικον) междуверой и наукой. 1867. II. 765. 1415. О различии между органическим и неорганическим. И. Е Троицкого. 1866. II. 316. 1316. О древности человеческого рода. Н. П. Рождественского. 1866. II. 134466. 802. 1317. Научные генеалогии современного естествознания и преимущественно теория Дарвина. ( И. Е. Троицкого ). 1865. II. 408617. 1318. Апологетические заметки. (К вопросу о множестве обитаемых миров). И. Е. Троицкого . 1866. I. 273.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но коль скоро Христос и Его св. апостолы признавали юридические суды, уважительно относились к ним и внушали мысль об их благотворном значении, поскольку они отвечают своей идее и задаче, то нельзя и ожидать того, чтобы православные церковные писатели и первых веков христианства относились как-нибудь иначе к судам. В одном из древнейших памятников христианской письменности мы встречаем увещания, обращенные к судьям, чтобы они справедливо, не взирая на лицо подсудимого, совершали судопроизводство и в частности не оказывались своекорыстными защитниками богачей и таковыми же притеснителями бедных. 1310 Разве возможны были бы подобные внушения, если бы самые первые по времени церковные учители отвергали суды или видели в них зло? Те же самые внушения встречаем и у апостольского мужа св. Варнавы. 1311 Св. Климент, епископ римский, обращаясь к судьям, приводит слова Ветхого Завета, говорящие им, чтобы они особенно заботились о соблюдении правды в судебных делах и брали под свою законную защиту обиженных, вдов, сирот. 1312 Толстой ссылается лишь на Афинагора и Оригена в доказательство того, что первые церковные писатели, будто бы, отвергали суды. Но чем же он доказывает это? Они, говорит Л. Толстой, никого не судили и не казнили. Опрометчивое доказательство! Ведь ни эти, ни другие писатели православной Церкви не состояли и не могли состоять судьями в государственных судебных учреждениях. Вот почему они никого не судили и не приговаривали к наказаниям. Другое было бы дело, если бы гр. Толстой привел из сочинений самых ранних и авторитетных церковных писателей такие слова, которые доказывали бы, что они действительно видели во всяческих судах зло и в принципе отвергали суды. Таких слов, однако, не нашел бы он у них. 1313 Иные же слова, говорящие в пользу судов, он злонамеренно замалчивает и теперь. Возьмем хотя бы то, что говорит Афинагор о судах и судебных наказаниях. «Если кто, говорит он, может обличить нас, т.е. христиан, в великом или малом преступлении, мы не просим избавить нас от наказания, но признаем справедливым нести наказание, как бы оно ни было сильно и жестоко. 1314 Есть ли в этих словах хотя бы намек на то, что суды уже сами по себе суть зло и что они не должны существовать? Напротив, из слов Афинагора следует совершенно иное заключение, весьма неблагоприятное для всех основных правил морали Л. Толстого. Но сказанное Афиногором мы находим у св. Иустина мученика , 1315 и вообще у всех древнейших православных церковных писателей, которые касались рассматриваемого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Искренно Вас уважающий покорный слуга Я. Грот 8 марта 1885 Печатается впервые по автографу: РНБ. Ф. 847. 624. Л. 4–5 об. 8. Гиляров-Платонов – Гроту Марта 9 дня 1885 г. Милостивый Государь, Яков Карлович, Я перечитал место, где Вы говорите о выражении озабачивать. Справочный указатель действительно содержит озабочивать; но в тексте выражено так: " 1) а ударяемое всегда пишется там, где оно слышится, между прочим и в глагольной форме многократного вида…» 2) «Обращение о в а при образовании многократного вида у нас еще не вполне установилось. Так, напр(имер), озабачивать в литературном языке вовсе не употребительно». 1310 Из связи речи я заключил (и имел право заключить), что Вы не одобряете уклонения литературы от общего правила; так сказать, упрекаете, что по «не вполне еще 1311 установившемуся обращению», озабочивать еще не вошло. Это ответ на один Ваш упрек мне. В другом случае я, должно быть, не ясно выразился. Говоря отцев – отцов, я ничуть не имел в виду Вашей книги, а имел в виду гимназии, что за несоблюдение правила могут за это слово поставить двойку, тогда как, может быть, можно было бы оставить правописание в подобных случаях на произвол. Ваше обращение к учителям я напечатал. 1312 Вы говорите, что получали от них материал, но нового мало нашли. Я предполагал, что учительская опытность нужна не для совета, как писать, а для полнейшего ознакомления со всеми случаями сомнений, которые трудно предвидеть. Вы или кто другой даете правило, а вам тотчас представят возражение, укажут исключение, над которым задумаетесь. На странице 50 Вы приводите одно исключение кухонь. 1313 Во-первых, с этим можно еще поспорить, почему кухонь, а не кухон; а во-вторых, можно найти еще исключения. Сплетня как лучше: сплетень или сплетен? Пашня – пашень или пашен? 1314 Я не даю утвердительного ответа, но указываю только, чем могут быть полезны учителя. Вы пишете (об а и о в многократных формах): «едва ли можно установить иной закон кроме употребления». Употребление, высокоуважаемый Яков Карлович, очень шаткое основание. Бывает употребление бессмысленное, а не то оно имеет само непременно за себя закон. Не ходя далеко, я напомню о слове озабочиваться и приведенном мною охочиваться. Прибавлю и еще: уполномочивать. 1315 Здесь вот в чем дело: тема, зерно, ядро глагола не чисто глагольные, а существительные, отпустившие от себя между прочим и глагол. Существительное с своим отличительным звуком не расстается в глаголе, и именно существительные, позволю себе так выразиться, второго возраста, производные, прошедшие известный процесс словообразования. Может быть, я неясно выражаюсь. Подробнее изъясняться было бы долго; но в моем исследовании это выведено на свет вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

«Плещи Моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах, И КРЕСТ ПРЕТЕРПЕХ ЗА СПАСЕНИЕ МИРА» 1302 . Страшное таинство спасения на Кресте РАСПЯТИЕ: «...Вяжется, разрешаяй Адама от клятвы... заушается рукою создания Создатель: на древо осуждается, Судяй живым и мертвым: во гробе заключается Разоритель ада. Иже вся терпяй милосердно, и всех спасый от клятвы, Незлобнее Господи, слава Тебе» 1303 . Послушание Отцу «Послушав Слове, Отца Твоего, даже до ада лютаго сошел еси, и воскресил еси род человеческий» 1304 . Смертию – обновление (чрез воскресение). «Да человеческое обновлю сокрушенное естество, уязвлен есмь смертию хотя плотию: Мати Моя, не терзайся рыданьми» 1309 . Недр Отеческих «Недр Отеческих неисходен пребыв Щедре, и человек быти благоволил еси, и во ад снизшел еси Христе» 1310 . Крайнее благоутробие=слава « Прославляю Твое, Сыне Мой, крайнее благоутробие , егоже ради сия страждеши» 1311 . Седяй в недрех Отчих: «Ужасошася лицы Ангельстии, зряще Седящаго в недрех Отчих : како во гроб полагается яко мертв Безсмертный!» 1312 . Таинство распятия «Новотвориши земныя Создателю, перстен быв, и плащаница и гроб являют еже в Тебе Слове, таинство » 1313 . Плоть страдала: Божество – бесстрастно «Человекоубийственно, но не богоубийственно бысть прегрешение Адамово : аще бо и пострада Твоея плоти перстное существо, но Божество безстрастно пребысть: тленное же Твое на нетление преложил еси, и нетленныя жизни показал еси источник воскресением» 1317 . Соверших все упокоение вечное «Слава Твоему смотрению 1318 , имже совершив все упокоение вечное, даровал еси нам Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение» 1319 . Жертва на литургии «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, ПРИХОДИТ ЗАКЛАТИСЯ и датися в снедь верным » . Глава 6. Из Цветной Триоди Воскрес! Своею смертию уничтожил смерть! Все, даже умершие, оживут! – Неслыханное диво! Небывалое!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1310 Хрушкова Л.Г. Европейская христианская археология: развитие и метод/Церковная археология: Мат–лы Первой всерос. конференции. Псков, 20–24 ноября 1995 г. Ч. 1. СПб.; Псков, 1995. С. 34–39; она же. Европейская христианская археология накануне 3–го тысячелетия по Р.Х./Вести, гуманитар, науки. 1999. 1 (44). С. 98–103; она же. Европейская христианская археология: традиция и новые подходы/Вести. Рос. гуманитар, науч. фонда. 2000. 3. С. 94–105. 1311 Хрушкова Л.Г. Рец. на: Akten des XII intemationale Kongresses fur Christliche Archaologie. Bonn, 22–28 Sept. 1991. T. 1–2 (Studi di Antichita Cristiana LII, Jahrbuch fur Antike und Christentum Erganzungs–band 20, 1). Citta del Vaticano; Bonn, 1995/Виз. временник. 2002. Вып. 61 (86). С. 230–234. 1312 Fevrier Р.–А. Une archeologie chretienne pour 1986/Actes du 11–е Congres international d’Archelogie Chretienne. Lyon; Aoste, 21–28 sept. 1986. Vol. 1. Rome, 1989. P. 94. 1313 Acta 13 Congressus intemationalis archaeologiae christianae. Split–Porec (25.9–1.10.1998). Ed. N. Cambi, E. Marin. Citta del Vaticano; Split, 1998 (Studi di Antichita Cristiana LIV. Vjesnik za Archeologiju I Historiju Dalmatinsku. Sup. Vol. 87–89). 1314 Pergola Ph. Discours/Akten des 12 intemationalen Kongresses fur Christliche Archaologie. P. 53–54. 1315 Drobner H.R. Archaeologia patristica: Die Schriften der Kirchenvater als Quellen der Archaologie und Kulturgeschichte: Gregor von Nissa, Homiliae in Ecclesiaste (Sussidi alio Studio delle Antichita Cristiana, 10). Citta del Vaticano, 1996. 1316 Testini Р. V «archeologia cristiana», quale disciplina oggi?/Atti del V Congresso Nazionale di Archeologia cristiana. Torino–Novara 22–29 sett. 1979, Viella; Roma. T. 1. Roma, 1982. P. 34. 1317 Эти семинары были организованы в 1984–1985 гг. по инициативе проф. Паскуале Тестини и др. римских археологов; на протяжении многих лет ими руководил проф. Филипп Пергола, в последнее время – проф. монс. Шт. Хайд. Подробные отчеты регулярно публикуются в журнале Rivista di archeologia cristiana (Рим).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Орден владел богатыми имениями; более легкие житейские обязанности новой лжерелигии были крайне соблазнительны, и число последователей тамплиеров быстро разрасталось от этого. Но не в этом даже заключалась причина распадения ордена тамплиеров, а в политическом положении его. До падения Аккона тамплиеры сильно возбудили против себя всех крестоносцев и западных христиан. Деньгами, поддержкой папства, желавшего распространить свою власть над всем миром, тамплиеры искусно набирались силы, чтобы добиться обособленности в военных действиях на Востоке и привести к концу стремление образовать самостоятельное государство. Но французский король Филипп IV «Красивый» был заклятый враг могущества и власти высшего духовенства; отчасти опасаясь этого нового нарождающегося врага светской власти, отчасти прельщаясь огромными богатствами его, король твердо решил уничтожить этот орден, который рука об руку с папской властью серьезно угрожал французскому государству. Начался ужасный процесс против духовного ордена с 1307–1313 годов, когда много сотен рыцарей толпами заточали в тюрьмы и предавали жестоким казням. Наконец, под сильным давлением короля папа Климент V окончательно уничтожил этот орден. XII. Орден иоаннитов Этот орден в то время достигал нового расцвета, хотя иоанниты шли таким же роскошным и эгоистичным путем, тоже поддерживая папство против светской власти и всеми силами добиваясь вполне самостоятельного политического положения. Аккон пал, Сирия была закрыта для них, и они двинулись на берега Эгейского моря, где в 1310 году подчинили своей власти целый ряд островов южных спорадов, прочно утвердившись на о.Родосе. Более двухсот лет родосские иоанниты поддерживали свою власть, развивая торговлю, промышленность и государственное устройство при помощи своих доходов на Западе, которые давали им возможность содержать большое войско. Но в начале XV столетия их рыцарское государство погибло от меча воинственных турок. XIII. Армения После падения Аккона и изгнания христиан из сирийских владений Армения не только не погибла, но несколько утвердилась. При нашествии монгольских орд Армения вступила с ними в союз, и это сначала помогло ей. Но когда впоследствии власть осталась за мусульманами, Армении тяжело досталось от них. Когда же затем в XIV столетии монголы приняли ислам и тем присоединились к мусульманам, они отказались от помощи своим прежним союзникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верно представляя схему двухэтапной организации византийской обороны в Юго-Западном Крыму в вв., В.Л. Мыц полагает, что эта система перестала функционировать, когда византийцы вывели свои гарнизоны из крепостей в VIII в. в связи с «...укреплением власти хазар в Крыму и стабилизацией военно-политической обстановки в регионе» 1308 . В.А. Сидоренко тоже согласен с тем, что после начала VIII в. система союзников, энспондов – федератов Империи оказалась здесь упразднена 1309 . С этим, как и с объяснением главной причипы происшедших изменений, можно согласиться лишь отчасти. Нет сомнений, что кастра (kastrois ton ekeise parakeimenon ethnon, castris gentium, упоминаемые в мартирии братьев Евпрепия и Феодора, относящемся к событиям середины VII в. 1310 ) продолжали существовать и позже, равно как и окружавшие их окрестные поселения, численность которых ко второй половине VIII в. даже возросла вместе с ростом народонаселения, существенными демографическими изменениями, подобными взрыву 1311 . Говорить об их разрушении хазарами нет оснований 1312 . Простатевонты этих поселений, городков, крепостей играли активную роль в политических событиях 710–711 гг., приведших к узурпации трона Варданом-Филиппиком 1313 . Другое дело, в зоне кондомината не было особой нужды в милитаризации жизни, поэтому свертывание военных контингентов, фортификационного строительства, ощущаемое в это время, имело причиной отнюдь не хазарское господство или военные погромы. Как убежища эти крепости теперь надолго оказались не нужны, что породило у исследователей превратное представление о «замирании жизни». Не с упадком и обезлюдеванием, а со сравнительно мирной обстановкой, порожденной отношениями «совладения», можно связать археологически засвидетельствованный факт разборки, скорее всего в VIII в., оборонительных стен на Тепе-Кермене 1314 . То же произошло на Эски-Кермене на южном участке, около главных ворот городища, и на участке, защищавшем так называемый осадный источник, после чего городище продолжало существовать в режиме открытого поселения, как и Тепе-Кермен, потеряв прежнюю роль военного центра, опорной базы федератов 1315 . Причем это обстоятельство не помешало обновлению или капитальной перестройке почти в то же самое время большой трехапсидной базилики городища и началу вырубки «пещерных» церквей 1316 . Только вполне благополучный «кастрон», административно-церковный и торговый центр округи; не знавший врагов и погромов, мог решиться на такие шаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010