Не в такой мере врач приносит тебе исцеление, когда протягивает руки и прикладывает лекарство, в какой мере снимает с тебя бремя твоих грехов нищий, когда протягивает руку и принимает от тебя милостыню. Ты дал ему серебро, – и вместе с ним удалились грехи твои. Таким образом, ты больше получаешь, нежели даешь. Минь. Т. XI. С. 573 Творения Т. XI. С. 717, 718, 719 1306. Скрытность Хотя бы смотрели на кого, как на собственный член, однако не должны, без крайней необходимости, спешить открывать ему свои намерения, потому что от этого происходит много бед. Минь. Т. XI. С. 580 Творения Т. XI. С. 726 1307. Пастырь, подвизающийся в слове, достоин высшей чести Беседа XV . Паче же труждающиися в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). Где теперь те, которые утверждают, что ненужно слова и учения?... Апостол хочет, чтобы таких почитали больше, нежели всех других. И приводит причину: они, говорит, подъемлют великий труд. И справедливо. Тогда как другой и не бодрствует, и не печется, но остается без заботы и печали, тот трудится, печется и поучается, – особенно когда бывает неопытен во внешних науках. Как же не должен он пользоваться большею честью, нежели все прочие, когда он предается столь великим трудам? Притом, он служит предметом бесчисленных разговоров. Один укоряет его, другой хвалит, иной насмехается, тот оскорбляет его память и намерения, – и нужна ему большая крепость духа, чтобы переносить это. Важно и много содействует благоустроению Церкви и великую приносит пользу, когда предстоятели ее люди ученые. А когда этого нет, то в Церквах многое погибает. Вот почему к прочим свойствам предстоятеля – к страннолюбию, к кротости, к непорочности – апостол причисляет и это, говоря: учительну... Впрочем, о каком слове говорит он? Не о хвастливом, не о том, какое отличается внешнею утонченностью, но о том, которое проникнуто великою силою духа, исполнено разума и мудрости. Поэтому, ему нужны не искусство и изящные выражения, а мысли, – не изложение, а смысл. Минь. Т. XI. С. 581 Творения Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

2610 . Dictionnaire de la vie spirituelle. – Paris, 1983. – 1226 p. 2611 . Dictionary of the Middle Ages. – New York, 1982–2004. – Vol. 1–14. 2612 . Dolger Fr. Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches von 565 bis 1453. – Munchen; Berlin, 1924–1965. – Teil. 1–5. (знаменитые «Регесты» Франсуа Дэльгера, незаменимый справочник по византийскому актовому материалу, императорским документам). 2613 . Du Cange Ch. F. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitatis. – Lyons, 1688. – V 1–2 (фундаментальный словарь Шарля Дюканжа с целыми диссертациями по отдельным терминам, понятиям на греческом языке, включая византийские). 2614 . Du Cange Ch. F. Historia Byzantina. 1: Familiae Byzantina. 2: Constantinoplis christiana. – Paris, 1680 (Brussel, 1964) (справочник по византийской просопогра- фии и памятникам Константинополя). 2615 . Ehrhard A. TJberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen lite- ratur der griechischen Kirche. – Leipzig, 1936–1951. – Bd. 1–3 (пособие А. Эрхарда к греческим житиям, но без указателя, что затрудняет справочную работу с ним). 2616 . Encyclopedia of Early Christianity/Ed. by E. Ferguson. – 2nd Ed. – London: Routledge, 1998. – Vol. 1–2. – 1212 p. 2617 . Encyclopedia of Lesbian and Gay Historirs and Cultures/Ed. by B. Yimmerman, G. E. Haggerty. – London: Routledge, 1999. – Vol. 1–2. – 1400 p. 2618 . Fedalto G. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Series episcoporum ecclesiarum christianorum orientalium. – Padova, 1988. 2619 . A Global Enciclopedia of Historical Writing/Ed. by D. R. Woolf. – London: Routledge, 1998. – Vol. 1–2. – 1140 p. 2620 . Glossar zur fruhmittelalterlichen Geschichte im ostlicher Europa. – Weisbaden. Serie B, 1980. – Bd. 1 2621 . Gransden A. Historical Writing in England c. 550 to c. 1307. – London, 1974. 2622 . Grant M. Greek and Latin Authors 800 B. C. – A. D. 1000. – London, 1980 (указатель греческих, римских и византийских авторов источников с VIII в. до н. э. до X в. н. э., подготовленный известным английским историком-античником Майклом Грантом).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В управлении архиеп-ством Г. архиепископам помогал кафедральный капитул, первые упоминания о к-ром относятся к нач. XIII в. До сер. XIV в. в состав капитула входило 6 (позже 7) прелатов (препозит, декан, архидиакон, кантор, схоластик, кустош; с 1331 канцлер) и 26 каноников (с 1354 - 23). Крещение пруссов. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Крещение пруссов. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Первоначальные границы архиеп-ства точно неизвестны. Предположительно в него входили вост. часть Вел. Польши, Куявия, Ленчица, Серадз, территория Мазовии и, вероятно, Накельская каштеляния. Впервые территория архиеп-ства была определена в булле «Ex commissio nobis», где к архиеп-ству были отнесены каштелянии Г., Острув, Лекно, Накло, Жнин, Калиш, Честрам, Руда, Серадз, Спицимеж, Малогощ, Розпша, Ленчица, Лович, Вольбуж, Жарнув и Скаржин, а также часть Миличской и неидентифицированные каштелянии «Trabivlici et Radlici». После 1226 г. архиепископ Г. обладал юрисдикцией над Слупской каштелянией, к-рую в 1307 г. Каменьский еп. Генрих Ваххольц самовольно присоединил к своему еп-ству. Ко 2-й пол. XIV в. относятся территориальные изменения на границе с Познанским и Краковским еп-ствами: в архиеп-ство Г. были включены приходы Жонь, Грылево, Якторово, Клобуцк и Кшепице. Незначительные изменения границ произошли на рубеже XV и XVI вв. Сформировавшаяся в средние века территория архиеп-ства Г. составляла 40 100 кв. км. В 60-х гг. XVIII в. из архиеп-ства было передано 8 приходов в окрестностях Вольбужа во Влоцлавское (Куявское) еп-ство, а к архиеп-ству были присоединены 12 приходов Влоцлавского (Куявского) еп-ства. В церковно-адм. отношении архиеп-ство Г. делилось на официальства, архидиаконства, деканаты (благочиния) и приходы. Генеральный официал Г. (главный судья архиеп-ства) впервые упоминается в 1264 г. С XV в. он также исполнял обязанности генерального викария архиепископа. В XVII в. для юго-вост. части архиеп-ства было учреждено 2-е генеральное официальство в Ловиче. Окружные официальства в архиеп-стве к кон. XVII в. существовали в Камень-Краеньски, Калише, Велюне, Унеюве, Ленчице, Ловиче, Ленгницах и Кужелуве. Впосл. были образованы официальства в Вольбуже (до 1547, с 1764 - в г. Пётркув-Трыбунальски), Радомско (ок. 1630) и Скшинно (1785). К кон. XVIII в. в архиеп-стве было 12 официальств, в т. ч. 2 генеральных (Г. и Лович).

http://pravenc.ru/text/165185.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 10  голосов:  5.0 из  5) Страх пятницы, 13-го, идет из глубины веков. Впрочем, версий происхождения этого суеверия много. Наиболее популярное объяснение дает Тайная Вечеря, в которой принимали участие 13 человек – Иисус и 12 его учеников. Тринадцатым был Иуда, считающийся предателем. По другой популярной версии – дело в Адаме и Еве. Ведь они, как утверждается, именно в пятницу отведали запретного плода. В этот же день недели Каин убил Авеля. Многие историю этой даты связывают с не менее загадочными тамплиерами. Мол, именно в пятницу, 13 апреля 1307 года, прекратила существование самая могущественная и богатая организация в Европе — Орден тамплиеров. Тогда в один день тамплиеры исчезли с исторической арены: были схвачены, посажены за решетку, а потом сожжены на кострах инквизиции. После них осталось много легенд, так и не найдены их знаменитые сокровища, а обычное сочетание даты и дня недели – пятница,13-е – приобрело с тех пор страшный оттенок. Суеверия делали свое дело – в итоге даже просвещенные люди Европы боялись пятницы, 13-го. Иоганн Вольфганг Гете, например, пятницу, 13-го, предпочитал на всякий случай проводить в постели, Наполеон Бонапарт в этот день воздерживался от проведения военных действий, а Отто фон Бисмарк не подписывал никаких документов. Редкий корабль отправляется в плавание в пятницу. Во многих европейских клиниках плановые операции не назначаются на «черную» пятницу. В европейских отелях вы вряд ли найдете апартаменты в высотных домах – тринадцатый этаж, в самолетах многих авиакомпаний (Германии, Швейцарии, Австрии, Скандинавских стран) – ряд По некоторым оценкам, только в США за один такой день экономика несет ущерб в миллионов – за счет отмененных полетов и несовершенных дел. Симптомы страха могут различаться: от среднего беспокойства до крупномасштабной паники, которая способна заставить людей полностью изменить свое расписание или даже вообще отказаться от работы в этот день. Они больны трискаидекафобией – болезнью боязни пятницы, 13-го, которой только в США страдают от 17 до 21 миллиона людей. Слово в защиту

http://sueverie.net/opasatsya-ili-net-py...

В текстах «работникам и подёнщикам» спрашивается, не оставляли ли они неубранным поле, не ленились ли. 1303 «Хлебопахатели и сенокосцы» во время пахоты, жатвы, косьбы присваивали себе чужой урожай, воровали сжатый хлеб, сено и дрова. 1304 Интересно, что в отдельную «профессиональную» группу лиц выделены нищие. В исповедных текстах, обращённых к ним, спрашивается, молились ли они за подаятелей, не обманывали, собирая милостыню сверх нужды, не присваивали ли себе то, что осталось после других умерших нищих. 1305 Другой исповедный текст обращён к учителям: прилежно ли они учили, не били ли учеников, не потакали ли ученикам в хулиганстве, не вымогали ли подарки, – спрашивают у учителей. 1306 Вопросник судьям тематически близок к исповедным текстам для судей XVI–XVII вв. Меняется лишь правовая основа действий судей: в XIX в. судьи действуют не по Судебнику, а «по предписанию закона и по долгу присяги». 1307 Вслед за исповедными текстами, выделенными по профессиональному признаку, записано несколько вопросников и поновлений, рассматривающих семейное положение кающихся. Так, выделены отдельные вопросники и поновления для неженатых, женатых и вдовцов, для девиц, «жен мужних» и вдовиц. 1308 Принцип деления покаянных текстов в зависимости от пола и семейного состояния известен ещё по вопросникам конца XVI–XVII в. Такой принцип соблюдён в текстах, вошедших в состав печатного требника. Из печатного требника могла быть заимствована идея подобного деления. Однако сами тексты, вошедшие в рассматриваемую нами рукопись, в отличие от большинства старообрядческих покаянных текстов, составлялись независимо от печатного требника. Наконец, в конце чина исповеди, после поучений кающемуся и епитимийных постановлений, записан ещё один вопросник, без поновления, предназначенный для исповеди неграмотных. Вопросник посвящён испытанию веры; в нем написаны те же вопросы о вере, что и в начале общего вопросника для всех кающихся. 1309 1246 III.6.17 (РНБ), III.6.18 (РНБ). Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XII веках: Сводный каталог/Под ред. Н.П. Киселёва М., 1958 78, 79. С. 37. Отрывок из чина исповеди царям опубл. в книге: Алмазов. Т. 3. С. 174–175; вопросник патриархам опубл : Там же С. 185–186.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

2) надзор за епархиальным управлением и пересмотр решений епархиальных инстанций по отзывам, апелляциям, частным жалобам или протестам, кроме брачных и других духовных дел; 3) рассмотрение и представление высшему правительству всякого рода предположении епархиального начальства, клонящихся к государственной и церковной пользе; 4) дела о приеме желающих поступить в монашество и о допущении нехристиан; к крещению по римско-католическому исповеданию 5) заведывание капталами принадлежащими римско-католической церкви в России 1302 . Дела решаются в коллегии по большинству голосов, причем голос председателя, в случае равенства голосов, дает перевес одной из сторон 1303 ); но обжалования разного рода из Могилевской епархии, поступающие в коллегию, как в высшую инстанцию, решаются в ней без присутствия Могилёвского митрополита 1304 . По делам административного характера, требующим высшего разрешения, коллегия делает представления министру внутренних дел, который и дает этим делам надлежащее течение, присовокупляя к каждому из них свое заключение, по делам же судным коллегия непосредственно относится к правительствующему сенату и министру юстиции 1305 . Состоящий при коллегии прокурор обязан подавать министру внутренних дел записки (мемории) и ведомости о решенных делах; в случае если бы сделанное им коллегии предложение насчет неисправности в ведении дел не было принято коллегией, прокурор представляет свой протест министру 1306 . В епархиях управление церковными делами и духовный суд принадлежат епархиальному епископу, при котором, в качестве вспомогательных органов, состоят епископы – суффраганы (викарные), кафедральный капитул и консистория. Епископ-суффраган содействует епархиальному начальнику, по его поручениям, в отправлении возложенных на него обязанностей. Кафедральный капитул составляет, согласно с каноническими уставами римской церкви, совет епархиального начальника, помогает ему в делах и совершает вместе с ни торжественное богослужение, а в случае наступившей вакантности кафедры, если нет епископа – коадъютора cum jure succedendi, избирает викария впредь до замещения кафедры 1307 . Консистория составляет первую административную и судебную инстанцию, причем, однако, голос консистории имеет лишь значение совещательное; в случае несогласия с мнением консистории, епископ не только вправе постановить решение по собственному усмотрению, но не обязан даже объяснять и основания своего решения 1308 . Как уполномоченные органы епископа по надзору, действуют в местных округах деканы, непосредственно же управление каждой приходской церковью в отдельности и отравление духовных треб в приходе принадлежит приходскому священнику, который в имущественном управлении действует вместе с прихожанами 1309 . Относительно замещения должностей должно заметить следующее;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Byzant. Studien. Leipzig 1876. S. 348 flg.). 1307 Рассказ Анастасия, взятый в целом, возбуждает сомнения. Он заканчивается очень суровым ответом Константина на слова Фотия: «О, растленная и суетная мудрость мира! Ты бросал стрелы в толпы народа и не знал, что кто-нибудь должен быть ранен. Для всех, конечно, ясно, что как глаза, застланные облаком пыли, не могут видеть вдаль, как-бы широко они не были открыты, так и очи мудрости твоей, как ни велики и открыты они, будучи совершенно ослеплены дымом жадности и зависти, не могут видеть пути справедливости. Поэтому и верно сказанное тобою, что ты не думал, чтобы ранил кого-нибудь своим ударом, когда, ослепленный упомянутыми страстями против патриарха, даже не предвидел, что сделал». Странно звучит суровое и сухое обличение в устах amici fortissimi. Воздыхание о суетной мудрости мира, так напоминающее Никиту Пафлагона, не вполне идет просвещенному Философу, прошедшему школу Льва и Фотия. Упреки в какой-то жадности и зависти, несправедливость которых бросается в глаза, не мирятся с репутацией viri magnae sanctitatis. Наконец, после такой оценки деятельности и характера Фотия, какая приписывается Константину, не только дружеские, но и всякие отношения между ними должны быть порваны: и этого, однако, не случилось. Само собой напрашивается предположение, что разговор друзей, точной записи которого, конечно, быть ни у кого не могло, передан Анастасием далеко не точно, а является скорее свободной композицией автора и притом мало удачной. Между друзьями могли возникать философские разногласия и споры; мог Константин, из уважения к Игнатию, и действительно удерживать Фотия от резких нападок на патриарха за гонение науки; но эти факты в обработке Анастасия, руководившегося определенными целями, получили освещение, не соответствующее действительности. 1310 Митрофан и Феогност, утверждающие это, не находят подтверждения ни в одном из соборов, судивших Фотия. 1314 Возможно, что разговор относится к тому времени, когда Григорий и его друзья еще не были отлучены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, смерть прерывает бессмысленный «бег в никуда» падшего человека, то есть его погоню за все новыми и новыми наслаждениями. В логической причинной связи двух крайних пределов земного бытия людей «наслаждение – смерть» средними звеньями являются мука и утруждение (труд, боль, скорбь), служащие естественными препятствиями (в конечном счете непреодолимыми) на этом ристалище безумия 1302 . Кроме того, в эту логическую связь входит и грех , непосредственно увязываемый преп. Максимом с чувственным наслаждением 1303 . Ибо, по его словам, грех посредством наслаждения «вонзил себя в самое основание естества» ( τ πυθμενι τς φσεως) Адама и «осудил на смерть всю природу, гоня, через человека, естество произведенных на свет к исчезновению в смерти» 1304 . Эту мысль преподобного отца, наверное, можно понимать в том смысле, что преступление заповеди первым человеком имело вселенское значение, ибо повлекло не только его личную смерть и смерть его потомков, но и смерть всякой твари, которая, как можно предполагать, через человека должна стать причастной бессмертию (вероятно, в доступной для каждой твари степени) 1305 . Невыполнение человеком своего назначения было несомненным бедствием для всего мира, а возникшая в результате смерть являлась, конечно, наказанием. Причем, как следует подчеркнуть, не Бог наказывает, но сам человек наказывает себя. Или, как говорит сам преп. Максим: «Через преслушание Адама был установлен закон рождения, соответственно наслаждению ( τòν καθ δονν τς γενσεως νμον), вследствие которого естество [человеческое] было осуждено на смерть и все [люди], получившие бытие от Адама согласно этому закону рождения от наслаждения, необходимо имели, не желая этого, и сопряженную по силе ( κατà δναμιν – можно: «в возможности, в потенции») с рождением смерть, на которую было осуждено естество. Это было время осуждения естества по причине греха, поскольку закон рождения соответственно наслаждению владычествовал над природой [человеческой]» 1306 . В результате образовался порочный круг: рождение человека по закону чувственного наслаждения уже необходимо несло в себе потенцию смерти, пройдя неизбежную чреду страданий и мук; тщетно пытаясь избежать этих страданий и смерти, человек пытался обрести ложное утешение всё в том же чувственном наслаждении. Или, по словам самого преподобного, «желая избежать тяжкого ощущения муки, мы ищем убежища в наслаждении, пытаясь утешить естество, подавляемое насилием муки» 1307 . Прорвать этот порочный круг и вырваться из него сам человек был не в силах – это возможно было только Богу. 3. Попрание смерти воплотившимся Богом Словом и становление нового по Христу человека

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1303 Ср.: Sozom. Hist. eccl. 1, 5; Созомен не отмечает, что Константин изменил вере (fides), приказав убить Лициния и своего «magister officiorum» Мартиниана, а также Лициния Младшего, который к тому же был его племянником, а также не говорит об устранении племянников Дельмация и Ганнибалиана, уже назначенных цезарями Константином, соответственно, царём Армении и цезарем с полномочиями над Фракией, Македонией и Ахеей (Epit. de Caes. 41, 19−20), во время борьбы за престолонаследие, развернувшейся в Византии после его смерти. См. выше, сн. 14. (В данном тексте – 1233. Корр.) 1304 Ср.: Mazzini I. Lettera del Concilio di Arles (314) a papa Silvestro tradita dal codex Parisinus latinus 1711: Dubbi intorno alia sua autenticità//Vigiliae Christianae. 1973. T. 27. 282 ss.; Girardel M. 1) Kaisergericht und Bischofsgericht, cit. (сн. 25); 2) Konstantin der Große und das Reichskonzil von Arles (314): Historisches Problem und Methodologisches Aspekte//Oecumnica et patristica: Festschrift W. Schneemelcher zum 75. Geburtstag. Stuttgart, 1989. 151 ss.; Bonamente G. La svolta costantiniana, cit. (сн. 1). P. 97 (речь идут о 311 г.); Fraschetti A. La conversione: Da Roma pagana a Roma cristiana. Bari, 1999.15 ss.; Callu J.P. Naissance de la dynastie constantinienne: le tournant 314−316//Humana sapit, cit. (сн. 30). Ill ss.; Livrea E. Costantino nella storiografla ecclesiastica del V secolo: Alcuni sogni e visioni//Bizantinistica. 2003. Vol. 2, 5. 169 ss. 1305 Sozom. Hist. eccl. 2, 30, 1−3. В тексте очевидна прямая связь между предупреждением Константину о возможности кары Божьей, ложной клятвой Ария и непосредственно последовавшей за нею его смертью. Ср.: Rufin. Hist. eccl. 10, 14. 1307 На самом деле традиция, повлиявшая на «Actus Sylvestri», содержит хронологические неувязки между разными частями: в то время как «altercatio» датируется 312 г., к настоящему обращению (с крестильной купелью) применяется хронологическая отсылка, относящая его к более ранним годам, и в частности, к периоду, когда Константин стал единственным Августом, после поражения или после смерти Лициния («Constantinus igitur imperator, pater Augustorum, monarchiam tenens»); речь идут о датировке, на которой настаивала языческая традиция (начиная с Юлиана Отступника и Евтропия) и которая развёрнута во всей её полемической силе в сочинении: Zosimo 2, 29, 1, а затем: Zonara (Chron. 13, 2, 175−179 Dindorf). См. об этом: Aiello. Costantino, la lebbra e il battesimo di Silvestro, cit. (сн. 3). P. 30−38; Studer В., s. v. Silvestro I Papa//Dizionario patristico e di antichità cristiane. 1984. Vol. 2. P. 3196; Paoli E. s. v. Silvestro I//Dizionario storico del Papato. 1996. Vol. 2. 1380s.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом пассаже впервые звучит мысль, что безграничность является характеристикой, принадлежащей исключительно благу, в противоположность злу. В трактате Об устроении человека также примечательно и уподобление человека Богу на основании непостижимости человеческого ума, который необъятен даже сам для себя, так же как необъятен и Бог 1303 . Кроме уже известного нам апофатического момента, здесь, очевидно, проявляется убеждение Григория о самотрансцендировании человеческого ума, которое соответствует трансцендентности Бога в отношении вселенной. В данном тексте Григорий отвергает «языческие измышления» о человеке как «микрокосме» 1304 , поскольку это учение в его стоической версии явно не покрывает человеческой трансцендентности как подобия трансцендентности Бога. Григориев трактат О Шестодневе вводит его антропологию в более широкий космологический контекст. Не только телесная жизнь человека, но и весь материальный космос суть постоянное движение 1305 , непрерывный переход одного элемента в другой на основании общих качеств легкости, холода и сухости для отдельных пар элементов 1306 . Видимый мир, по мысли Григория, был создан в ходе двухуровневого космогенеза, включающего (1) творение «в возможности» и (2) осуществление во времени 1307 . Этот двухуровневый космогенез отвечает – по крайней мере структурно – (1) изначальной человеческой плероме и (2) ее развертыванию в человеческой истории. Причем описание этого изначального творения «в возможности» колеблется между идеей недифференцированной смеси отдельных элементов, которым предстоит постепенно выделиться 1308 , и идеей создания умопостигаемых качеств, стечение которых создает материальную вселенную 1309 . Вселенная Григория ограничена «сводом» небес 1310 , следовательно, она не беспредельна в пространстве (хотя святитель указывает, очевидно – гиперболически, что сфера неподвижных звезд «бесконечно» удалена от земли 1311 ). Поэтому бесконечное движение в ней может быть только круговым, идет ли речь о циркуляции огня и возникших из него небесных тел 1312 , или о бесконечном циклическом превращении элементов, которое Григорий противопоставляет представлению Василия о конечном экпиросисе мира 1313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010