1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Как и его предшественники, папы Римские Мартин IV и Гонорий IV, он выступал на стороне Анжуйской династии: объявил недействительными договоры в Олероне (июль 1287) и Канфранке (окт. 1288), по к-рым королем Сицилии признавался Хайме, младший брат короля Арагона Альфонсо III. 29 мая 1289 г. в Риети Н. короновал Карла II Анжуйского как правителя Сицилии, Апулии и Калабрии и принял от него вассальную присягу. В 1291 г., когда Хайме унаследовал от бездетного брата престол Арагона, Н. отказался признать его законным правителем, но не смог принять к.-л. реальных мер. Урегулирование анжуйско-арагонского конфликта продолжили преемники Н., в частности папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) (см. в статьях Италия и Испания ). Др. примером симпатий Н. к Анжуйской династии стало его решение объявить преемником умершего бездетным венг. кор. Ласло IV (1272-1290) не Альбрехта, сына герм. кор. Рудольфа I, а Карла Мартелла, сына Карла II Анжуйского и племянника Ласло IV по материнской линии. В итоге, однако, победу в борьбе за венг. престол одержал 3-й претендент - представитель боковой ветви династии Арпадов Эндре (Андрей) III (правил в 1290-1301). Как и его предшественники, Н. прилагал немало усилий к организации крестового похода на помощь христианам в Палестине. С большим трудом в 1291 г. папе удалось добиться от англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) согласия выступить в поход летом 1293 г. Для финансирования похода Н. обещал передать Эдуарду I 1/10 годового дохода от всех церковных бенефициев Англии и Уэльса. По папскому приказу в 1291-1292 гг. были описаны все приходские церкви и пребенды этого региона и проведена оценка их доходности (Taxatio Ecclesiastica). Этот документ является уникальным источником сведений по истории средневек. католич. Церкви в Англии (изд.: Taxatio Ecclesiastica Angliae et Walliae auctoritate P. Nicholai IV/Ed. T. Astle et al. L., 1802; см. также электронную базу данных по материалам описи: www.hrionline.ac.uk/taxatio [Электр. ресурс]). Проект крестового похода остался нереализованным, поскольку в мае 1291 г.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

Возникновение в XIII в. К. связано с переменами в Церкви Англии и королевстве в целом. В этот период, особенно в правление Генриха III (1216-1272), все большее распространение получает практика созыва провинциальных соборов архиепископами (вместо общих синодов королевства, созываемых папскими легатами). Согласно установлениям Латеранского IV Собора 1215 г., они должны были собираться ежегодно, однако в Англии регулярные синоды начали проводиться не раньше 2-й пол. XIII в. Фактически возникновение К. приходится на правление кор. Эдуарда I (1272-1307). В этот период провинциальные синоды достаточно регулярно собирались архиепископами без участия папских легатов (напр., в 1279, 1281 и 1292). В то же время частые войны, которые вел король, вынуждали его обращаться за денежными средствами к сословиям. В 1279 г. духовенство, не представленное в парламенте, вотировало субсидии монарху по указанию архиеп. Кентерберийского Джона Пекама. Однако нехватка средств заставила короля созвать еще 2 совместных собрания духовенства и мирян, на к-рых первые отказались предоставить дополнительные субсидии. Это привело к созыву архиепископом в 1283 г. особого собрания духовенства, единственной задачей к-рого было вотирование субсидий королю. Можно сказать, что это была 1-я К., собравшаяся в том составе, к-рый в целом сохранялся до 1921 г. Дальнейшая эволюция К. связана с изменением системы налогообложения духовенства. В 1291 г. Эдуард I, заручившись поддержкой папы Николая IV, произвел оценку церковных земель королевства, действовавшую до 1535 г. В 1294 г. он созвал К. и лично попросил у нее вотировать субсидии, угрожая объявить несогласных вне закона, так что духовенство дало обязательство выплатить ему половину своего дохода за следующий год. Однако средств все равно не хватало, поэтому в 1295 г. король приказал представителям духовенства явиться в парламент в том же составе, к-рый собирался в 1283 г., для вотирования дополнительных выплат. Этот призыв не только окончательно закрепил состав представителей духовенства в К., но и положил начало использованию известного пункта «praemunientes» в королевских предписаниях о созыве парламентов, который вскоре стали использовать для приглашения туда епископов.

http://pravenc.ru/text/1841882.html

Isidorus, 1269–72. Valentinus, 1271–78. Valentinianus anonymus, 1277–82, Ptolemæus, 1281–92. Heracleo, 1291–1322. VIII-IX (1857 et 1891: VIII) Alexandrinus. X (1857). Zephirinus, papa, 9–48. Gaius, presbyter, 17–36. Sextus Julius Africanus, 35–108. Callistus I, papa, 109–32. Urbanus I, papa, 131–142. Asterius Urbanus, 141–56. Pontianus, papa, 155–66. Anterus, papa, 165–74. Fabianus, papa, 175–202. Alexander Hierosolymitanus, 201–6. Anatolius, 207–36. Theognostus, 235–42. Pierius, 241–46. Malchio. 247–60. Hippolytus, 261–962, 1603–8. Gregorius Thaumaturgus, 963–1232. Dionysius Alexandrinus, 1233–1314, 1575–1602. Macarius Magnes, 1343–1406. Archelaus, 1405–1528. Pamphilus, 1529–58, Phileas Thmuitanus, 1559–68. Theonas Alexandrinus, 1567–74. XI-XVII (1857). Origenes (XVI. Ш Philosophoumena.) XVIII (1857). Methodius Lyciæ ep., 9–408. Alexander Lycopolitanus, 409–448. Petrus I Alexandrinus, 449–522. Alexander Alexandrinus, 523–608. Eustathius Antiochenus, 609–1066. Titus Postrensis, 1065–1278. Marcelus Ancyranus,, 1277–1306. Eugenius Ancyranus, 1302–6. Theodorus Heracleensis, 1307–78. XIX-XXIV (1857). Eusebius Cæsariensis Pal. XXV-XXVIII (1857; nova editio, 25, 1884; 26, 1887; 28, 1886.) Athanasius Alexandrinus. XXIX-XXXII (1857). Nova editio, 29,1886;30,1888; 31, 1885 (immutatio a col. 1833 [variæ; lectiones] ad col. 1848); 32, 1886 (immutatio a c. 1395 [ordo epistolarum et indices analytic]). Basilius Caesariensis Capp. XXXIII (1857 et 1892). Cyrillus Hierosol., 9–1272. Petrus II Alexandrinus, 1273–94. Timotheus Alexandrinus, 1293–1310. Apollinaris Laodicenus, 1309–1538, 1627–34. Isaacus Judæus, 1537–46. Diodorus Tarsensis, 1545–1628. XXXIV (1860 et 1903). Macarius Egyptius. Macarius Alexandrinus, Palladius Helenopolitanus, 991–1278. XXXV (1857), XXXVI (1858), XXXVII (1860), XXXVIII (1862). (Nova editio, 35, 1886; 36, 1885, immutatio in indice analytico a c. 1261 ad 1380). Gregorius Nazianzenus et scholiastæ, Cosmas, Nicetas. XXXVIII Cæsarius, 847–1190. XXXIX (1858). Amphilochius Iconiensis, 9–130.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

политику. Кор. Сицилии и Неаполя Карл I Анжуйский (1266-1285), приехавший принести вассальную клятву новому папе, вынужден был обещать, что в состав Неаполитанского королевства никогда не будут входить Тоскана и Ломбардия. Титулы сенатора Рима и викария Тосканы и Ломбардии, дарованные Карлу I папой Римским Иннокентием IV , так и не были подтверждены. Вместе с тем папа способствовал примирению Карла I Анжуйского с герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С последним велись переговоры о восстановлении папской светской власти над Равеннским экзархатом. От англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1272-1307) И. потребовал выплатить чинш (вассальный сбор), не поступавший в Рим с 1215 г., и освободить пленников - Элеонору, гр. де Монфор, и ее брата Амори, захваченных в ходе междоусобной распри. Попытка И. организовать крестовый поход провалилась из-за раздоров между кор. Франции Филиппом III (1270-1285) и кор. Кастилии Альфонсом X (1252-1284), оспаривавших королевство Наварра. В кон. 1276 г. папским легатам удалось временно уладить конфликт между королями, однако весной 1277 г. вновь начались приготовления к войне, к-рой удалось избежать лишь благодаря вмешательству папы. Важными для И. были отношения с Византийской империей. Заключенная на II Лионском Соборе уния Церквей (1274) и произнесенные от имени имп. Михаила VIII Палеолога визант. послом Георгием Акрополитом признание примата Римского папы и клятва верности папе требовали офиц. подтверждения визант. императором. Кроме того, посольство под рук. Георгия Метохита, прибывшее из Византии незадолго до смерти папы Григория X, ожидало ответов на вопросы, касавшиеся организации нового крестового похода, маршрута армии крестоносцев, а также того, в какой мере глава Римской Церкви намеревался поддерживать агрессивную политику Карла Анжуйского в отношении Византии. Посольство, отправленное в К-поль папой Иннокентием V, вернулось в Рим из Анконы после получения известий о смерти папы. Посольство в Византию, подготовкой к-рого занимался уже И., было отправлено в нояб.

http://pravenc.ru/text/469710.html

С учреждением Парламента английское феодальное государство принимает форму сословно-представительной монархии. При Эдуарде I (1272-1307) Парламент использовался королем как противовес претензиям крупных феодалов. Эдуард I попробовал проводить налоговую политику без Парламента. Это привело короля к конфликту с ним, и король вынужден был издать закон, получивший название «Подтверждения Хартии». Закон подтверждал «Великую хартию вольностей» 1215 г. В XIV в., помимо функции утверждения налогов, Парламент добивается права издавать законы — билли. С 1343 г. английский Парламент оформляется как двухпалатный: палата лордов, или пэров, и палата общин. В палате лордов заседали крупные светские и духовные феодалы, в палате общин — рыцари и горожане. С каждым веком Парламент все больше набирал силу. Численность палаты общин была с самого начала гораздо большей, чем палаты лордов. Палата общин приобретает в Парламенте сильное влияние — не столько вследствие численного превосходства, сколько благодаря царившему там духу согласия. В палате общин рано сложился союз рыцарей и горожан. С развитием товарно-денежных отношений, с зарождением элементов капитализма, в палате общин союз рыцарства и горожан все более и более укреплялся, приводя к дальнейшему усилению их политических позиций в Парламенте и в стране. Феномен английского Парламента вызывает многочисленные споры в английский и в отечественной историографии. Ряд историков утверждает, что Парламент с момента своего возникновения никогда не был национальным представительным органом и не являлся выразителем общенациональных интересов страны. В Парламенте никогда не были представлены низы городского населения и крестьянство. Английский Парламент в своих конкретных действиях выражал интересы светских и духовных феодалов, поддерживая их антикрестьянскую политику. С развитием капитализма в Англии Парламент принял жесткое рабочее законодательство. И тем не менее Парламент сыграл существенную политическую роль в истории Англии. Именно он, ограничив власть короля, принес стране на новом историческом этапе политическую стабильность и равновесие, что повлекло за собой стабильность во всех областях государственного бытия — экономике, социальных отношениях, культуре и т.д. Ограничив верховную власть, Парламент способствовал централизации и укреплению централизованного государства. Органическая, действующая с государственных позиций бинарная система властей Парламент — король, была и остается главной причиной стабильности и процветания современной Англии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441082/

В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327–1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377–1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники. В правление Генриха VII (1485–1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509–1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе. После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь. Строительство монастыря Бери-Сент-Эдмундс. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская Библиотека Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 – до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066–1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

http://pravoslavie.ru/30310.html

1889. P. 558-559). Церковная карьера И. П. в этот период была успешной и стремительной: в 1275 г. он был избран главой англ. провинции францисканцев; в нач. 1277 г. назначен папой Иоанном XXI (1276-1277) лектором теологии в Римской курии , вслед. чего покинул Оксфорд и отправился в Рим. В 1279 г. папа Николай III (1277-1280) отклонил предложение англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) назначить канцлера Роберта Барнелла († 1292) архиепископом Кентерберийским вместо Килуордби, ставшего кард. Порто и Санта-Руфины в Италии. Выбор папы пал на И. П.; о его избрании архиепископом Кентерберийским папа Николай торжественно объявил в праздник обращения св. ап. Павла, 28 января 1279 г. ( Douie. 1952. P. 47-48). Во время Великого поста 1279 г. (в 1-е воскресенье - Thompson. 2004. P. 364, или в 4-е воскресенье - Douie. 1952. P. 49) И. П. был торжественно возведен папой в сан архиепископа; вскоре после этого, в конце марта или нач. апр. 1279 г., он отбыл в Англию. По дороге И. П. на непродолжительное время останавливался в Париже, откуда направился в Амьен для встречи с кор. Эдуардом. И. П. был принят королем 23 мая; Эдуард благосклонно отнесся к И. П., признал его право на архиепископские темпоралии (т. е. на имущество, даруемое королем во временное пользование архиепископу и являющееся источником доходов) и ввел его в состав королевского совета. В благодарность за доброе отношение к нему короля И. П. направил папе Николаю послание, в к-ром поддержал Эдуарда в его споре о статусе Гаскони с франц. королем Филиппом III (1270-1285) (подробнее см.: Douie. 1952. P. 51; текст письма И. П. папе: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 5). Сразу же по прибытии в Дувр И. П. отдал распоряжение, чтобы англ. суффраганы (подведомственные ему епархиальные епископы Англии) встретили его в Ридинге 30 июля 1279 г. ( Douie. 1952. P. 53; ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 9); И. П. намеревался провести там Собор англ. Церкви, главной задачей к-рого он считал подтверждение курса церковных реформ, инициированного папой Николаем III на Лионском II Соборе (1274). Время до начала Собора И. П. посвятил организации церковной жизни в своей епархии, произведя ряд важных назначений (см.: Douie. 1952. P. 55-94).

http://pravenc.ru/text/471431.html

В 1180 г. при кор. Вильгельме Льве (1165-1214) состоялось перенесение мощей М., к-рые были помещены в новую гробницу. С кон. XII в. в Данфермлине, вероятно в расчете на предстоящую канонизацию, начался процесс сбора сведений о совершенных М. чудесах, к-рый продолжался и в XIII в. (The Miracles of St. Æbbe. 2003. P. XXIV-XXVI). М. рассматривалась как покровительница шотл. королевского дома. Англ. хронист Роджер из Ховедена (кон. XII - нач. XIII в.) приводит рассказ о том, как в 1199 г. М. явилась во сне кор. Вильгельму Льву и предупредила его, чтобы он не предпринимал гибельный для себя поход в Англию (Chronica magistri Rogeri de Houedene/Ed. W. Stubbs. L., 1871. Vol. 4. P. 100). Наряду с этим имеются свидетельства народного почитания М. в кон. XII-XIII в., особенно в Данфермлине и окрестностях ( Keene. 2013. P. 129-130). В 1245 г. шотл. кор. Александр II (1214-1249) обратился к папе Римскому Иннокентию IV (1243-1254) с просьбой об офиц. канонизации М. После 4-летней подготовки канонизация М., по-видимому, состоялась в сент. 1249 г. (точную дату установить невозможно из-за утраты большей части мат-лов канонизационного процесса: Ibid. P. 119-122). 19 июня 1250 г. в присутствии кор. Александра III (1249-1286) состоялось торжественное перенесение мощей М.: их поместили в новую раку, установленную в капелле, примыкавшей к новому готическому хору монастырской церкви. В средние века почитание М. было достаточно широко распространено в Шотландии и в Англии. Дни ее памяти (19 июня и 16 нояб.) включены в Колдингемский (кон. XIII в.) и Абердинский (XVI в.) бревиарии. Частицы мощей М., вероятно вывезенные из Шотландии англ. кор. Эдуардом I (1272-1307), упоминаются в описи англ. казначейства (1344). Согласно источникам кон. XIV-XV в., частицы мощей святой находились в Дареме, Вустере и капелле св. Георгия в Виндзоре. В Дареме хранился также почитаемый крест М. ( Keene. 2013. P. 133). Во время Реформации в Шотландии аббатство Данфермлин было закрыто и разграблено (1560), но реликварий с главой М.

http://pravenc.ru/text/2561964.html

Паломник у раки святого Бертрама в Иламе, Стаффордшир (фото любезно предоставила С. Фогель) Из современной православной службы преподобному Бертраму, пустыннику и чудотворцу Иламскому, составленной на английском языке; автор – монах Иосиф (в миру Исаак Ламбертсон; † 2017): Воистину рака святого и праведного Бертрама есть несомненное прибежище ищущим спасения нашим душам; посему да единодушно песнями восхвалим возлюбленного Богом угодника. Помня аскетические подвиги, коими праведный Бертрам попрал греховные страсти и обратил демонов в бегство, да почтим его святую память гимнами. Твоя святая рака словно стол небесного пира, о праведный Бертрам, богато украшенная духовными яствами для нас, алчущих и жаждущих правды. Соберемся, о христиане этих последних времен, да во весь голос в песнях благочестиво прославим и восхвалим нашего праведного отца Бертрама. Ибо, лишившись семьи по непостижимому Промыслу Божиему, он отверг корону и богатства мира, в великих тяготах и добровольной нищете удалился в пустыню, где боролся против слабости своей природы, победив все бесовские прелести. За это он получил венец победы из рук своего Владыки Христа на небесах, где дерзновенно молится о тех, кто чтит его святую память с любовью. Святой отец Бертрам Иламский, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 319 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В раннем средневековье волки обитали в большом количестве во всех районах Британии. Согласно историку Гальфриду, во времена свт. Кутберта Линдисфарнского (VII в.) в Нортумбрии волки были столь многочисленны, что уничтожали целые поголовья овец, а в некоторых районах Шотландии и на границе с Уэльсом вдоль дорог стояли домики, где путники могли бы спрятаться от стай волков. В X веке король Ательстан Английский повелел валлийскому королю выплачивать ему дань в виде 300 волчьих шкур в год. После Норманнского завоевания волки стали истребляться в огромных количествах, король Эдуард I (1272–1307) приказал уничтожить всех волков в стране, но это невозможно было исполнить.

http://pravoslavie.ru/123283.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010