В 60-х гг. XIII в. возросло военное давление Египта на Иерусалимское королевство и Антиохийское княжество. Войскам султана Бейбарса I удалось захватить Кесарию и Арсуф (1265), Сафед (1266), Яффу и Антиохию (1268). В 1266 г. папа Римский Климент IV (1265-1268) объявил о необходимости нового похода на Св. землю. Франц. кор. Людовик IX сообщил папе о готовности организовать экспедицию и в 1267 г. принес крестоносный обет вместе со своими братьями Альфонсом, гр. Пуатье, и королем Сицилии Карлом Анжуйским и 3 сыновьями: дофином Филиппом (впосл. кор. Филипп III (1270-1285)), Жаном Тристаном, гр. Невера, и Пьером I, гр. Алансона. Проповедь 8-го крестового похода во Франции первоначально была поручена кард. Симону де Бриону (впосл. папа Римский Мартин IV (1281-1285)). В 1267 г. о желании присоединиться к экспедиции объявил принц Уэльский (впосл. англ. кор. Эдуард I (1272-1307)). В 1268 г. папа назначил легатом, ответственным за проповедь, кард. Рауля де Гроспарми. 15 марта 1270 г. Людовик IX покинул Париж и в мае прибыл в порт Эг-Морт. Отправка армии была отложена до 2 июля из-за задержки кораблей в Марселе и Генуе. Первым транзитным пунктом крестоносцев стал г. Кальяри на о-ве Сардиния, где 12 или 13 июля на совете обсуждался вопрос о дальнейшем направлении похода и было объявлено о необходимости идти в г. Тунис, где власть принадлежала династии Хафсидов. Вероятно, это решение франц. король принял еще до начала похода под влиянием Карла Анжуйского, отношения которого с эмиром Туниса Мухаммадом I аль-Мунтасиром (1249-1277) были крайне напряженными. После поражения Манфреда, кор. Сицилии (1258-1266), сына имп. Фридриха II, в битве при Беневенто и перехода Сицилийского королевства к Карлу Анжуйскому эмир предоставил сторонникам династии Штауфенов убежище. При этом Тунис не был главной целью ни для Людовика IX, желавшего направить основной удар на Египет и первоначально рассчитывавшего на обращение Мухаммада I в христианство, ни для Карла Анжуйского, к-рый стремился к завоеванию территорий бывш. Латинской империи (см.: Strayer J. R. The Crusades of Louis IX//A History of the Crusades. 1969. Vol. 2. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Англ. корона стремилась ограничить самостоятельность ирл. парламента. С 1210 г. англ. короли не посещали И. В 1254 г. кор. Генрих III передал И. в числе др. владений сыну и наследнику Эдуарду (буд. кор. Эдуард I (1272-1307)), однако недостаточно четкое разделение полномочий между королем и наследником, а также отсутствие интереса короны к внутренним делам колонии привело к дестабилизации положения. После внезапной смерти Ансельма, последнего представителя семейства Маршалов (1245), земли в Лейнстере были разделены между мн. наследниками. Это вызвало экономическую стагнацию колонии и усиление ирл. вождей, контролировавших отдельные части Лейнстера. Во 2-й пол. XIII в. обычным явлением стали частные войны баронов, к-рые набирали собственные военные отряды и прибегали к помощи ирл. правителей. Борьба между Фиц-Джеральдами, де Бурго и др. магнатами причинила колонии значительный ущерб. Падение уровня доходов, поступавших из И. в королевскую казну, заставило кор. Эдуарда I уделять больше внимания ситуации на острове. В 1274 г. казначеем И. был назначен Стефан де Фулборн, еп. Уотерфорда и юстициарий с 1281 г., которому удалось восстановить поступление средств. Однако де Фулборн привлек на службу др. членов своей семьи, что стало причиной коррупции, финансовых махинаций и разногласий в руководстве колонии. Пытаясь справиться с кризисом, Дублинский архиеп. Джон де Сандфорд (юстициарий и канцлер в 1288-1290) предпринял ряд поездок по И. для проведения ревизий и примирения враждовавших баронов. Войны Эдуарда I в Уэльсе, во Франции и в Шотландии требовали крупных расходов, часть к-рых ложилась на И. Не в силах удовлетворить запросы короны, администрация была вынуждена идти на крайние меры, в т. ч. на принудительные закупки продовольствия по фиксированным ценам. В то же время король, нуждаясь в помощи со стороны англо-ирландских магнатов, предоставлял им привилегии, что способствовало ослаблению королевской власти. Внутренние проблемы колонии, отсутствие средств в казне, постоянные передвижения военных отрядов и уступки магнатам привели к дестабилизации положения в стране. Колония страдала от действий баронов, соперничавших за власть и влияние, и ирл. правителей, к-рые совершали опустошительные набеги.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Возникновение в XIII в. К. связано с переменами в Церкви Англии и королевстве в целом. В этот период, особенно в правление Генриха III (1216-1272), все большее распространение получает практика созыва провинциальных соборов архиепископами (вместо общих синодов королевства, созываемых папскими легатами). Согласно установлениям Латеранского IV Собора 1215 г., они должны были собираться ежегодно, однако в Англии регулярные синоды начали проводиться не раньше 2-й пол. XIII в. Фактически возникновение К. приходится на правление кор. Эдуарда I (1272-1307). В этот период провинциальные синоды достаточно регулярно собирались архиепископами без участия папских легатов (напр., в 1279, 1281 и 1292). В то же время частые войны, которые вел король, вынуждали его обращаться за денежными средствами к сословиям. В 1279 г. духовенство, не представленное в парламенте, вотировало субсидии монарху по указанию архиеп. Кентерберийского Джона Пекама. Однако нехватка средств заставила короля созвать еще 2 совместных собрания духовенства и мирян, на к-рых первые отказались предоставить дополнительные субсидии. Это привело к созыву архиепископом в 1283 г. особого собрания духовенства, единственной задачей к-рого было вотирование субсидий королю. Можно сказать, что это была 1-я К., собравшаяся в том составе, к-рый в целом сохранялся до 1921 г. Дальнейшая эволюция К. связана с изменением системы налогообложения духовенства. В 1291 г. Эдуард I, заручившись поддержкой папы Николая IV, произвел оценку церковных земель королевства, действовавшую до 1535 г. В 1294 г. он созвал К. и лично попросил у нее вотировать субсидии, угрожая объявить несогласных вне закона, так что духовенство дало обязательство выплатить ему половину своего дохода за следующий год. Однако средств все равно не хватало, поэтому в 1295 г. король приказал представителям духовенства явиться в парламент в том же составе, к-рый собирался в 1283 г., для вотирования дополнительных выплат. Этот призыв не только окончательно закрепил состав представителей духовенства в К., но и положил начало использованию известного пункта «praemunientes» в королевских предписаниях о созыве парламентов, который вскоре стали использовать для приглашения туда епископов.

http://pravenc.ru/text/1841882.html

Св. Бонифаций. Икона. Кон. ХХ в. В правление Генриха III (1216-1272) Римские первосвященники получили возможность совершенно свободно распоряжаться имуществом англичан путем назначения папских кандидатов на вакантные места в церковной иерархии В. Согласившись на предложение папы Александра IV вступить в борьбу за сицилийскую корону для своего младшего сына Эдмунда, Генрих в 1257 г. потребовал у Великого совета 1/3 доходов страны, а также 1/10 часть всех доходов Церкви и средства всех вакантных церковных бенефициев. Это вызвало негодование баронов и прелатов Церкви, поддержанных Архиепископом Кентерберийским Бонифацием. Конфликт завершился принятием под вооруженным давлением оппозиции т. н. Оксфордских условий (1258), согласно к-рым в Англии устанавливался режим аристократической олигархии. Узкосословная политика, проводимая баронским Советом 15, вызвала негодование рыцарства и горожан, к-рые в следующем году выступили со своими требованиями, добившись их оформления в т. н. Вестминстерских условиях, предусматривавших ограничение произвола королевских чиновников. Но король добился от папы специальной грамоты об освобождении его от всех прежде взятых на себя обязательств. Противостояние привело к началу в 1263 г. гражданской войны, закончившейся победой короны в 1265 г. Однако созданный в ходе войны сословно-представительный орган - парламент продолжал существовать, с течением времени играя все большую роль в социально-политической жизни страны. Результатом гражданской войны стало усиление политических позиций королевской власти, что отчетливо проявилось уже в царствование Эдуарда I (1272-1307), к-рый проводил более осторожную церковную политику, нежели его предшественники, что, однако, не мешало ему время от времени конфликтовать с Церковью. Первый из таких конфликтов был связан с изданным им в 1279 г. Статутом о церковных людях (Statute of Mortmain), согласно к-рому церковным корпорациям запрещалось захватывать в «мертвую руку» (manus mortus) земельные владения мирян. Второе столкновение было связано с тем, что в 1296 г. папа Бонифаций VIII буллой «Clericis laicos» под страхом отлучения запретил духовенству платить, а светским властям требовать налоги с доходов и имущества Церкви или ее служителей. После того как англ. духовенство во главе с Архиепископом Кентерберийским Робертом де Уинчелси (1294-1313) ответило королю решительным отказом на требование денег, с к-рым он обратился к нему в парламенте, кор. Эдуард объявил все духовенство лишенным своего покровительства, а затем и вовсе изъял его из-под защиты законов. К противостоянию подключилась баронская оппозиция, заставившая короля в 1297 г. издать т. н. Подтверждение хартии (Confirmatio Cartarum), иначе называемое «Статутом о неналожении податей» (Statutum de tallagio non concedendo), по к-рому корона соглашалась не взимать никаких, в т. ч. и церковных, налогов без согласия парламента.

http://pravenc.ru/text/150119.html

128-129. Теперь — отнять стараясь — то есть: " Теперь папа ведет войну посредством интердиктов и отлучений, лишая христиан причастия (хлеба, который любящий Отец, Христос, предназначил для всех) " . 130. Строчащий, чтобы зачеркнуть — то есть папа Иоанн XXII (1316-1334), прославившийся своим корыстолюбием и беспрестанными отлучениями, которые затем отменял с выгодой для себя. 133-136. Ты, впрочем, скажешь: " Я так люблю Иоанна Крестителя, который одиноко жил в пустыне и умер от плясок Саломеи, потребовавшей в награду его голову, то есть я так люблю золотые флорины с его изображением (см. прим. А., XXX, 74), что я забыл и Ловца (Петра), и Павла, которыми ты мне грозишь " . 3. Frui — латинский глагол: пользоваться, вкушать. Здесь — как существительное: вкушение. 46-48. Тот первый горделивец — то есть Люцифер. 101-102. Все как знак чудесный — то есть по-прежнему сохраняя очертания орла. 107. Prope — латинское наречие: близко. 111. Навек в богатом, или в нищем скопе — то есть награжденные вечным блаженством или осужденные на вечную муку. 115-117. Альберт — германский император Альбрехт (Ч., VI, 97), разоривший Чехию (пражскую землю) в 1304 г. 120. Тот, кто умрет от шкуры кабана — французский король Филипп IV (с 1285 по 1314 г.), погибший на охоте (ср. Ч., VII, 109; XX, 92; XXXII, 151; XXXIII, 44). 122. Шотландец — шотландский король Роберт Брюс (с 1306 по 1329 г.). Англичанин — английские короли Эдуард I (с 1272 по 1307 г.) или Эдуард II (с 1307 по 1327 г.), ведшие беспощадную войну с Шотландией. 125. Испанец — Фердинанд IV Кастильский (с 1295 по 1312 г.). Богемец — Венцеслав (Вацлав) II Чешский (с 1278 по 1305 г.) (ср. Ч., VII, 102). 127-129. Хромец ерусалимский — неаполитанский король Карл II Анжуйский, прозванный Хромым, носивший титул короля Иерусалимского. Его добродетели будут обозначены знаком I (единица), а пороки — знаком М (тысяча) (см. прим. Ч., XX, 79-80). 131. Тот, кто над жгучим, островом вельможен — сицилийский король Федериго II (с 1296 по 1337 г.) (ср. Ч., VII, 119; Р., XX, 63).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

политику. Кор. Сицилии и Неаполя Карл I Анжуйский (1266-1285), приехавший принести вассальную клятву новому папе, вынужден был обещать, что в состав Неаполитанского королевства никогда не будут входить Тоскана и Ломбардия. Титулы сенатора Рима и викария Тосканы и Ломбардии, дарованные Карлу I папой Римским Иннокентием IV , так и не были подтверждены. Вместе с тем папа способствовал примирению Карла I Анжуйского с герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С последним велись переговоры о восстановлении папской светской власти над Равеннским экзархатом. От англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1272-1307) И. потребовал выплатить чинш (вассальный сбор), не поступавший в Рим с 1215 г., и освободить пленников - Элеонору, гр. де Монфор, и ее брата Амори, захваченных в ходе междоусобной распри. Попытка И. организовать крестовый поход провалилась из-за раздоров между кор. Франции Филиппом III (1270-1285) и кор. Кастилии Альфонсом X (1252-1284), оспаривавших королевство Наварра. В кон. 1276 г. папским легатам удалось временно уладить конфликт между королями, однако весной 1277 г. вновь начались приготовления к войне, к-рой удалось избежать лишь благодаря вмешательству папы. Важными для И. были отношения с Византийской империей. Заключенная на II Лионском Соборе уния Церквей (1274) и произнесенные от имени имп. Михаила VIII Палеолога визант. послом Георгием Акрополитом признание примата Римского папы и клятва верности папе требовали офиц. подтверждения визант. императором. Кроме того, посольство под рук. Георгия Метохита, прибывшее из Византии незадолго до смерти папы Григория X, ожидало ответов на вопросы, касавшиеся организации нового крестового похода, маршрута армии крестоносцев, а также того, в какой мере глава Римской Церкви намеревался поддерживать агрессивную политику Карла Анжуйского в отношении Византии. Посольство, отправленное в К-поль папой Иннокентием V, вернулось в Рим из Анконы после получения известий о смерти папы. Посольство в Византию, подготовкой к-рого занимался уже И., было отправлено в нояб.

http://pravenc.ru/text/469710.html

Шатобриан Франсуа Рене де (1768–1848) – фр. писатель Шафарик Павел Иосеф (1795–1861) – филолог, историк, деятель словацкого и чешского нац. движения Шебуев Василий Косьмич (1777–1855) – рус. живописец Шеллей (Шелле) Анри Давид (1751–1823) – швейц. проповедник и публицист Шелли Перси Биши (1792–1822) – англ. поэт-романтик Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – нем. философ Шиллер Иоганн Фридрих (1759–1805) – нем. поэт, драматург Шлецер Август Людвиг (1735–1809) – нем. историк и филолог Шлоссер Фридрих Кристоф (1776–1861) – нем. историк Шталь (Сталь) Фридрих Юлиус (1802–1861) – нем. лютеранский филолог и публицист Штирнер Макс (наст. имя и фамилия Каспар Шмидт; 1806–1856) нем. философ-младогегельянец Штраус Давид-Фридрих (1808–1874) – нем. философ, историк, теолог и публицист Эвальд Генри (1803–1875) – нем. ориенталист, библеист Эдуард I (1239–1307) – англ. король с 1272 из династии Плантагенетов Эраст Фома (XVII в.) – основатель в Англии секты, отрицавшей Церковь Эрманарих (? – 373) – король остготов Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) – др.-гр. поэт-драматург Юм Давид (1711–1776) – англ. философ, историк, экономист Юстиниан I (482 или 483–565) визант. император с 527 Юшер (Ушер) Джеймс (1581–1656) – англ. архиепископ в Ирландии, проповедник кальвинизма Яворский Стефан (1658–1722) – рус. церк. деятель, писатель, в 1700–21 местоблюститель патриаршего престола Ягер – см. Жегер Языков Николай Михайлович (1803–1846/47) – поэт Янсен (Жансен) Корнелий (1585–1638) – гол. теолог, давший имя движению янсенизму Яо – китайский император Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь Киевский (1019) 716 Впервые: Соч., II, 399–407·, кроме < " Отрывка о церковных и административных вопросах " > . Два отрывка ( < " Построение жизни Спасителя " > и < " Заметки для исследования о подлинности Евангелия от Матфея " > ) нами опущены. Нуждающиеся в основательном и кропотливом научном исследовании, к чему не имеется здесь возможности, – они совершенно темны. Отрывок «О Св. Троице» не был включен в это издание вследствие сомнений Самарина в принадлежности его Хомякову (опубл.: ПСС, II, 512–513; латинский подлинник без перевода; там же, 430–431, – < " Отрывок о церковных и административных вопросах " > ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Влеммид оказывал большое влияние на императора, в том числе, говоря ему неудобную правду; в частности, известен случай обличения Влеммидом Феодора, когда тот в политических целях потребовал у епископата наложения анафемы на целый народ (греков, живущих под властью Эпирского деспота Михаила, не пожелавшего подчиниться власти Ласкариса); не побоялся Никифор сказать Феодору, когда тот заболел, что болезнь и ранняя смерт посланы ему в наказание за несправедливости, допущенные в его царствование 1305 . Как бы тяжело ни было слышать это Феодору, это послужило его покаянию, и на смертном одре он принял схиму. После кончины Феодора Ласкариса в 1258 г. Никифор уже не отлучался из своего монастыря даже после возвращения в 1261 г. византийцами Константинополя. В последние годы жизни Влеммид создал ряд важных сочинений по аскетике, написал правила монашеского жития и богословское сочинение «О вере», где кратко резюмировал свое учение о Троице. Также он оставил воспоминания о важнейших событиях своей жизни («Автобиографию»), где особо остановился на содержании прений с латинянами об исхождении Святого Духа. Скончался Влеммид в 1272 г., почитаемый в империи как выдающийся подвижник и богослов. Скажем теперь кратко о триадологии Никифора Влеммида, которая существенно повлияла не только на ход полемики с латинянами вокруг Filioque, но и на позднее византийское богословие в целом (включая паламизм). Как отмечает Мишель Ставру в предисловии выпущенного им недавно первого тома критического издания богословских сочинений Влеммида 1306 , в отличие от «Мистагогии» Фотия Великого 1307 , Влеммид уделяет большое внимание внутритроичным отношениям Сына и Святого Духа. Уже в своем раннем споре с латинянами в 1234 г. он подчеркивал, что Дух исходит от Отца к Сыну и пребывает в Сыне, или упокояется в Сыне 1308 (сходные выражения встречались до Влеммида, например у Иоаннна Дамаскина 1309 , а из ближайших по времени к Влеммиду богословов, авторитетных для него, – у Николая Мефонского 1310 ). Далее, как отмечает Ставру, примерно с 1255 г. Влеммид обращается к толкованию святоотеческих выражений, содержащих формулу «через Сына». При этом он придерживается учения, согласно которому происходившее в домостроительстве нашего спасения Воплощение отражает ту связь Сына и Духа, которая имеет место в вечности. В частности, он пишет, что «после Страстей и воскресения по завершении домостроительства [Христос] не воспринимает Святой Дух, но Его подает, уча тем самым, что [Святой Дух] через Него происходит от Отца» 1311 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327–1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377–1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники. В правление Генриха VII (1485–1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509–1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе. После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь. Строительство монастыря Бери-Сент-Эдмундс. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская Библиотека Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 – до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066–1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

http://pravoslavie.ru/30310.html

No obstante, la derrota de Ain-Jalut no acabó con las negociaciones entre los cristianos y los mogoles. El kan Abaka(1265–82), hijo de Hulagu, envió una embajada al Concilio de Lyón en 1274, ofreciendo su alianza. Eduardo I, rey de Inglaterra (1272–1307), escribió una carta entusiástica al Kan mogol esperando entrevistarse pronto con él en Palestina, liberada por los esfuerzos conjuntos de los enemigos de la Santa Cruz, En respuesta, seis enviados mogoles visitaron Inglaterra en 1277, pero no pudieron conmover al rey y a sus barones, y se aplazó indefinidamente la esperada cruzada. En 1286, el hijo de Abaka, Argun (1284–91), envió a Europa la última y la más impresionante misión. Para crear una atmósfera favorable, un destacado cristiano, Rubban Sauma, fue nombrado jefe de la delegación. Era cristiano chino, confidente y condiscípulo del patriarca nestoriano, Mar Jahballaha III (1281–1317), que era mogol ongut de nacimiento y que se había criado en Pekín. La misión mogólica visitó Roma, París y Londres en 1287. En todas partes fue recibida con honores; era muy admirado el docto y devoto chino. Dio a conocer a los cristianos occidentales una Iglesia cuya existencia no se sospechaba en Europa. No obstante, sus esfuerzos de conseguir una alianza militar entre los mogoles y los gobernantes cristianos no llegaron a nada, aunque el kan Argun anunció que se bautizaría en Jerusalén tan pronto recuperase la ciudad del poder de los musulmanes. En anticipación de este acontecimiento, bautizó a uno de sus hijos y le dio el nombre de Nicolás en honor del papa reinante. La Europa cristiana permaneció sorda a estas súplicas de Oriente. Sus gobernantes se hallaban absortos en sus disputas y problemas. El kan Argun murió en 1291. El mismo año, Acra fue tomada por los mamluks y Palestina se perdió definitivamente para los cruzados. El kan Ghazan (1295–1304) alteró drásticamente la política de su padre. Abrazó el islamismo, y esto condujo a la conversión del resto de los mogoles. Toda el Asia central, con excepción de Tibet, se incorporó, como el Próximo Oriente, a la comunidad islámica. Los Mogoles y la Conversión de Asia al Islam

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010