В Москве открылась выставка " Джотто в Падуе " Москва, 23 марта 2004 г. Джотто. Распятие С гениальным художником эпохи Ренессанса знакомит россиян выставка " Джотто в Падуе " , которая в понедельник открылась во Всероссийской библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) им М.И. Рудомино, сообщает РИА " Новости " . Центром экспозиции служит деревянный макет, в масштабе один к четырем воспроизводящий знаковую работу Джотто - расписанную им Капеллу Скровеньи, находящуюся в Падуе. Эти фрески мастер создал в период творческого расцвета, но не позже 1305 года, по заказу богатейшего гражданина Падуи - Энрико Скровеньи. Джотто. Бегство в Египет В любой книге наших дней можно найти определение этих росписей как абсолютного шедевра в мировом искусстве. Это и блестящая страница в истории европейской живописи, и важнейшее творение самого Джотто (1267-1337) - великого новатора, который считается родоначальником живописи Возрождения. Желая увековечить память своего отца и " замолить " его грехи, в 1303 году Скровеньи построил часовню рядом со своим дворцом, на месте римского амфитеатра (отсюда другое ее название - " Капелла дель Арена " ). Расписать храм был приглашен художник, в тот момент работавший в соборе св. Антония Падуанского и уже прославленный как автор цикла фресок в честь св. Франциска в Ассизи, а также создавший ряд знаменитых алтарных образов в родной Флоренции. Фрески Джотто на тему жития Богоматери, дополненные обширным циклом из истории Христа, покрывают стены и потолок небольшой капеллы в Падуе. Однако увидеть это чудо живописи, фрагменты которой включены в хрестоматии и изучаются в университетах всего мира, весьма непросто. Джотто. Сон Иакова Итальянцы берегут фрески как зеницу ока, гордятся тем, что недавно удалось их отреставрировать и " вернуть Капелле Скровеньи первозданный блеск " . А потому, дабы сохранить необходимый температурно-влажностный режим, туристов, стекающихся в Падую со всего света, в капеллу пускают только на 15 минут. Хотя стоит такой беглый осмотр, даже без услуг экскурсовода, недешево - больше десяти евро. Стоимость билета в Эрмитаж, по которому можно ходить по музею целый день, даже при новых, поднятых до ста рублей, ценах составляет примерно одну тридцатую часть этой суммы.

http://pravoslavie.ru/9326.html

Джотто первым стал писать картины на библейские темы с натуры. Что он хотел донести до современников? Джотто. Вознесение      Икономия Джотто Джотто (около 12671337) был предтечей эпохи Возрождения. Он первым стал постепенно отходить от византийской традиции, находясь еще как бы на территории Византии. Недалеко от Падуи, где он расписывал знаменитую капеллу Скровеньи, были Венеция, Равенна – духовно связанные земли; культурное влияние Византии было основным в этих краях, а Венеция тогда и политически была подчинена Византии. Это византийское влияние до сих пор не совсем изжито: так, Венецианский епископ носит титул патриарха; главой Венецианской Республики был долгое время дож – то есть герцог, «дука»; дожи были независимыми, но осознавали себя все-таки наместниками Византийского императора. В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии, совершает разворот в сторону иной эстетики – той, на основе которой потом в течение столетий будет, вплоть до наших дней, развиваться искусство. Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение. Что же нового дал Джотто искусству? Он стал первым писать святые образы с натуры. До этого художники извлекали их из глубин своей души – вот как Андрей Рублев создавал «Троицу» и другие иконы. Собственно, это же уникальный случай: преподобного Андрея Церковь прославила как художника, иконописца, но о его житии известно мало. Мудрая же Церковь увидела, что только святой человек мог из глубины своего сердца извлечь такой образ, как «Троица», только духовными очами можно так увидеть Бога, а для этого надо быть святым. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция      Джотто был человеком совсем не аскетичным. Уже в ХХ веке были обнаружены его останки – мастер был похоронен во Флоренции, в главном соборе, знаменитом Санта-Мария-дель-Фьоре. Исследователи изучили его кости, антропологи смогли воссоздать его портрет – и физический, и психологический. И отметили, что человек этот очень любил поесть мяса, любил орехи, которые дороги были в то время, любил вино – любил жизнь со всеми ее радостями и утехами. Такой почти исихазм, в который погружался преподобный Андрей, Джотто был недоступен и непонятен. Он не мог созерцать божественные тайны, как Рублев. Как не могли быть столь же духовными и те, кто созерцал его фрески и живопись. Ведь чтобы прочувствовать святые образы, получить максимум духовной пользы от их созерцания, войти в духовное общение с Богом, с Божией Матерью, со святыми через иконы кисти преподобного Андрея, надо тоже вести духовную жизнь, спасаться с таким же рвением.

http://pravoslavie.ru/87823.html

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

50 канонов, в значительной мере повторявших определения 1-го А. С., Всел. I Собора , а также Галльских Соборов V в., в Аравсионе (441) и Вазионе (442). Возможно, сборник был составлен по частной инициативе во 2-й пол. V в., но не исключено, что каноны действительно были подтверждены на этом А. С. 451 г. А. С., созванный свт. Равеннием , еп. Арелатским, после того, как папа свт. Лев I Великий в послании от 5 мая 450 г. попросил его обратиться к епископам Галлии, чтобы они поддержали томос, излагавший правосл. учение о двух природах во Христе (Ep. 67 (87)//PL. 54. Col. 886-887). Сохранилось послание этого Собора к папе Льву I и ответ святителя (Ep. 99, 102//PL. 54. Col. 966-970, 983-988). Между 452-454 гг. Под председательством свт. Равенния состоялся А. С., к-рый должен был разрешить конфликт между Феодором, еп. Форума Юлия, и мон-рем Лерен, настоятелем к-рого в это время был Фауст Регийский . Между 470 и 475 гг. Собор ок. 30 епископов под председательством свт. Леонтия по инициативе Фауста Регийского осудил пресв. Люцида , проповедавшего учение о безусловном предопределении. Через 2 года осуждение Люцида было подтверждено на Соборе в г. Лугдуне (см. Лугдунские Соборы ). 524 г. Собор под председательством свт. Кесария , еп. Арелатского, созван по случаю освящения базилики Св. Девы Марии, установил ряд канонов, касающихся церковной дисциплины и поставления пресвитеров. 554 г. Собор под председательством Сапауда, еп. Арелатского, принял 7 канонов литургического характера, а также правила, осуждающие лиц, наносящих вред церковному имуществу. 813 г. По указанию имп. Карла Великого состоялся большой Собор, получивший в истории название «реформационного». На нем было принято 26 правил, цель к-рых заключалась в восстановлении канонического порядка в Церкви и устранении разного рода злоупотреблений. Правила А. С. не вошли в канонический корпус Всел. Церкви, но действовали в границах Зап. Церкви. Кроме того, в Арле проходило неск. крупных Соборов католич. Церкви: 1052, 1205, 1211, 1234, 1236, 1267, 1275, 1326, 1337, 1365, 1453 гг. Ист.: Concilia Galliae (314-506)/Ed. Ch. Munier. Turnhout, 1963 (CCSL. 148); Les Conciles gauloises du IV siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977 (SC; 241); Les Canons des conciles mérovingiens (VI-VII siècles)/Éd J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. (SC; 353, 354). Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1-2 [passim]; Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Серг. П., 19142. М., С. 339-340; Griffe É. La Gaule Chrétienne à l " époque romaine. Toulouse, 1947. P. 133-134; Baader G. Arles//LTK. Bd. 1. Sp. 864-865; Girardet K. M. Konstantin der Grosse und das Reichs-Konzil von Arles (314)//Oecumenica et Patristica. 1989. P. 151-174; Munier Ch. Arles//EEC. Vol. 1. P. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Арелатском ...

Exhibited at the Tretyakov Gallery for the first time are pieces by Giotto di Bondone (1267-1337): ‘Madonna and Child (late 13 th c.) from San Giorgio alla Costa and polyptych ( c. 1305) from the Church of Santa Reparata. The third part of the project is the catalogue “In Christo: Exchange of artistic and spiritual masterpieces between Russian and Italy” published in Russian and Italian. The heads of the two states wrote introductions, while the theological part of the catalogue presents an article on the theology of icons in the Orthodox Church by Metropolitan Hilarion of Volokolamsk. Greeting were delivered by Dmitry Kozak, Deputy Prime Minister of Russia and chairman of the Board of Trustees of the Tretyakov Gallery; H.E. Antonio Dzanardi Landi, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Italian Republic to the Russian Federation; Russian Minister of Culture Alexander Avdeyev; Archbishop Giuseppe Betori of Florence, and Metropolitan Hilarion of Volokolamsk. The DECR chairman noted that close cooperation between the Moscow Patriarchate’s Department for External Church Relations and the Roman Catholic Archbishopric of Florence has played a great part in the realization of the project. ‘The exchange of the masterpieces of iconography has not only a cultural, but also a spiritual dimension. A wonderful opportunity is afforded to Orthodox Christians in Russia and Catholic Christians in Italy to see the best pieces of religious art created in spiritual traditions of Eastern and Western Christianity,’ he said. Ensemble San Felice from Florence performed medieval hymns from the archives of Santa Maria del Fiore, including hymns in Latin sung at divine services and hymns in Italian sung during people’s processions. mospat.ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/event/2319176

В своем выступлении генеральный директор Государственной Третьяковской галереи И.В. Лебедева рассказала, что представляемый проект является результатом совместных творческих усилий представителей научных центров и музейного сообщества, богословских кругов. Выставка являет собой уникальный опыт сотрудничества итальянских и российских специалистов, которые сделали возможным осуществление этого беспрецедентного обмена шедеврами в завершение перекрестного Года Италии в России и России в Италии. В здании баптистерия кафедрального собора Флоренции Государственная Третьяковская галерея показывает значимые и редкие памятники древнерусского искусства из своего собрания. В их числе — икона Божией Матери «Одигитрия», созданная в конце XIII столетия во Пскове, датированный 1408-м годом образ Вознесения Господня из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, связанного с творчеством преподобного Андрея Рублева, и образ Распятия Господа Иисуса Христа, написанный Дионисием в 1500 году. В то же время в Третьяковской галерее в Москве впервые экспонируются работы итальянского художника Джотто ди Бондоне (1267-1337): хранящиеся во Флоренции икона «Мадонна с Младенцем» конца XIII века из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из 10 образов на одном пьедестале, — полиптих из храма Санта-Репарата, созданный около 1305 года. Третьей частью этого масштабного проекта является изданный в Италии двуязычный каталог «Во Христе/In Christo. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией». Предисловия к нему написаны, в том числе, и главами двух государств. В богословском разделе каталога представлена статья митрополита Волоколамского Илариона «По образу и подобию. Богословие иконы в Православной Церкви». С приветственной речью к присутствующим на открытии выставки обратился заместитель председателя Правительства России, председатель Попечительского совета Третьяковской галереи Д.Н. Козак, который выразил уверенность в том, что экспозиция станет знаменательным событием перекрестного Года Италия-Россия: «Для России и Италии эта выставка является ярким свидетельством близости наших культур, взаимного интереса и доверия между нашими народами».

http://patriarchia.ru/db/text/1841561.ht...

Гольдберг А.Л. 10, 461 Гомбрих Э., историк искусства 347, 380, 386, 462 Гонзага Винченцо (ум. 1627), герцог Мантуанский 139 Гончарова Наталия Сергеевна (1881–1962), художница 438, 440, 442, 443, 444 Городцев П. 462 Грабар Андрей Николаевич, французский историк искусства, византинист 286. 361, 367, 369, 462 Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960), художник, историк искусства 179, 291, 363, 410, 462 Грамматин Н. 44, 462 Грещакова М.Ф. 459 Григорий (ум. ок. 1120), инок печерский, иконописец, преподобный 130 Григорий II, папа (751–731), святой 41 Григорий Богослов (329–389), отец церкви 168, 179, 220, 221, 222, 268, 313 Григорий Чудотворец (ок: 21З-ок. 270). святой 105 Григоров Дмитрий Александрович. историк и археолог 395, 462 Григорьев Иван, протоиерей 56 Григорьев Семен (упом. 1742), иконописец из Мстеры 182 Григорьева Е. Г. 93, 459, 462 Грищенко Алексей Васильевич (1883-?), художник, историк искусства 444 Грэй К. 462 Грязнов Ф. (упом. 1915), иконописец из Холуя 277 Гуревич А.Я. 74, 1 13. 217, 462 Гурий (ум. 299–306), св. мученик 74 Гурьянов Василий Павлович (1866–1920), иконописец и реставратор из Мстеры, Владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 169, 185, 186, 187, 191, 192, 195, 243, 267, 270, 332 Гусева Э.К. 163, 462 Гюйе Р. 219, 304, 462 Д Даль Владимир Иванович (1801–1872), писатель, лексикограф, этнограф, создатель Толкового словаря живого великорусскаго языка (1863–1866) 206, 462 Дамаскинос М. (XVI в.), греческий иконописец с о. Крит 305 Даниил Викулин (1653–1733), основатель Выго-Лексинского старообрядческого общежительская 368 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885), писатель, социолог, автор сочинения «Россия и Европа» (1869) 238 Данкевич В. 380, 462 Данку Д. 220, 448, 458 Данку Ю. 220, 448, 458 Дворжак Макс (1874–1921), австрийский историк искусства 297, 326, 327, 462 Денисов Л. И. 330, 462 Державина О.А. 122, 138, 462 Джотто (1267–1337), итальянский художник 313 Дзери Ф., итальянский историк искусства 304, 462

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий). Праздник в дохалкидонской и западной традициях Джотто ди Бондоне (1267-1337). Рождество Марии. Часовня Скровеньи, Падуя. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы не принадлежит в Римской Церкви к числу самых величественных. Он ниже по рангу, чем празднования в честь некоторых святых: Рождества Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, апостолов Петра и Павла, всех святых, храмового праздника и местного святого. Однако он выше Преображения. С его службой соединяется служба дневного святого (мученика Адриана).

http://pravoslavie.ru/31991.html

Канонизирован Русской Православной Церковью (1988). 657 Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267–1337) – итальянский живописец, представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305–1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320–1325) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. 658 Пискатор (Piscator) Николас Иоаннис (собственно – Клас Янс Висхер (Visscher)) (ок. 1586 – 1652) – нидерландский издатель и гравер. Выпустил «Лицевую библию» (1650) с резцовыми гравюрами (по рисункам нидерландских художников). 660 Шаховской (Шаховской-Харя) Семен Иванович (? – 1654 или 1655) – князь, писатель; участник политической борьбы начала XVII в. (известен с 1606 г.), русско-польской войны 1632–1634 гг. Автор церковных сочинений, посланий, «росписи земель» Восточной Сибири, автобиографических записок и повестей о событиях начала XVII в. («Повесть книги сея от прежних лет», 1622–1624). 661 Андрей Боголюбский (ок. 1111–1174) – великий князь Владимиро-Суздальский (с 1157 г.), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово близ Владимира. 662 Никоновская летопись – общерусский свод XVI в. Компиляция многих источников по истории России. Составлена около 1539–1542 гг. В 40–60-х гг. XVI в. на основе Никоновской летописи составлен Лицевой летописный свод. Один из списков Никоновской летописи (середина XVII в.) принадлежал патриарху Никону . 663 Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Труды в области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Представитель мифологической школы в русской науке, позже – школы заимствования (миграционная теория). Издавал древние рукописи. 664 Сузо (Зойзе) (Seuse) Генрих (ок. 1295–1366) – немецкий мистик, доминиканец, ученик И.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Да, канон строго определен и вроде не дает возможности развернуться фантазии, но при этом художник все равно остается свободным. Канон в данном случае не столько ограничивает, сколько задает рамки возможного. Если у свободы не будет границ, она перестанет существовать. Так и в иконописи – свобода существует в пределах дозволенного, и канон задает пределы, внутри которых художник остается свободным. В иконописи канон необходим точно так же, как в любом другом виде искусства. По сути канон – это жанр. Сага, поэма, эпос – все это определенные каноны, жанровые рамки, которые позволяют определять, поддерживать и развивать многообразие форм. В любом храме найдутся иконы, в которых соблюден внешний канон и при этом достаточно многообразия: в цвете, свете, в фонах, в линии, в особенностях расположения фигур. Это очевидное доказательство того, насколько свободным может быть иконописец в рамках канона. Но есть примеры и революционного подхода, как, скажем, у Джотто ди Бондоне. Джотто ди Бондоне (ок. 1267–1337) – итальянский художник и архитектор. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал основателем итальянской школы живописи. Джотто вышел за пределы плоского двухмерного пространства иконы. В его исполнении оно приобрело трехмерный объем, а использование светотени создавало иллюзию глубины. В каком-то смысле Джотто стал революционером в изобразительном искусстве и иконописи. Пространственные и оптические эффекты, применяемые им, имели огромное влияние на развитие живописи. К тому моменту художественные формы и сюжетные варианты были исчерпаны, напрашивался новый подход к традиционному изображению. И именно Джотто уловил и выразил потребность в этом новом этапе. С одной стороны, он использовал уже известные приемы – упрощенную античную перспективу и угловые ракурсы, но пошел дальше, создавая в своих работах иллюзию глубины, ясность и четкость структур объемного мира. Джотто экспериментировал с высветлением основного фона, придавая таким образом скульптурный объем фигурам. Вместе с тем не страдала и традиционная итальянская техника блестящего исполнения линии и цвета. Характерный почерк Джотто проявляется в тончайшей градации его любимых желтого, розового и зеленого цветов, тщательно выписанном рисунке складок одежды. Несмотря на большое количество учеников и последователей, по этим характерным особенностям всегда можно отличить работы самого мастера. Джотто имел огромное влияние на итальянскую школу живописи, в частности на Леонардо да Винчи, к его творчеству обращались Вазари и Микеланджело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010