Catherine of Sienna (c. 1347–1380), a remarkable Italian mystic, theologian, and advisor to Pope Gregory XI (r. 1370–1378), lived in the 14th century, as did John Wycliffe (c. 1330–1384), the forerunner of the Protestant Reformation in England. Other important mystical writers of this century were Walter Hilton (c. 1343–1396), Julian of Norwich (c. 1342-after 1416), and the anonymous author of The Cloud of Unknowing, all of whom were English. In Holland, Geert Groote (1340–1384) founded the popular and influential group of “secular” (i.e., non-monastic) priests and laity called the Brethren of the Common Life. This movement was part of a general revival and deepening of the spiritual life called the Devotio Moderna (Modern Devotion). The Dutch mystical writer Jan van Ruysbroeck (1293–1381) was probably the greatest representative of this movement in the 14th century. Emphasizing as it did the importance of Christian community, heartfelt devotion to Christ, and theological writing in the vernacular, as well as criticizing various abuses in the Church life of the time, this movement can be seen as a precursor to the Protestant Reformation. Dante Alighieri (1265–1321) completed his timeless masterpiece The Divine Comedy in the last years of his life. Also in the early part of the 14th century, the famous painter Giotto (c. 1267–1337) began the revolutionary devolvement of religious art in the West away from traditional Byzantine iconographic patterns and towards a more humanistic, naturalistic realism that remained prominent in Western religious art until the 20th century. Fifteenth Century The Great Schism in the Papacy, and the Conciliar Movement The West in the early decades of the 15th century was in turmoil over the relationship between the Papacy and Church councils. Some held that the Papacy was supreme. Others held that the authority of the Church councils supersedes that of the Pope of Rome. We have already mentioned the beginning of the Papal Schism in 1378, with two men claiming to be the legitimate Pope. In 1409, in order the settle the issue, the Council of Pisa met. This council deposed the two papal claimants and elected a new man, Alexander V, to be the true Pope. However, the two claimants, Gregory XII and Benedict XIII, refused to abandon their claims, so now there were three men claiming to be the real Pope.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Канонизирован Русской Православной Церковью (1988). 657 Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267–1337) – итальянский живописец, представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305–1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320–1325) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. 658 Пискатор (Piscator) Николас Иоаннис (собственно – Клас Янс Висхер (Visscher)) (ок. 1586 – 1652) – нидерландский издатель и гравер. Выпустил «Лицевую библию» (1650) с резцовыми гравюрами (по рисункам нидерландских художников). 660 Шаховской (Шаховской-Харя) Семен Иванович (? – 1654 или 1655) – князь, писатель; участник политической борьбы начала XVII в. (известен с 1606 г.), русско-польской войны 1632–1634 гг. Автор церковных сочинений, посланий, «росписи земель» Восточной Сибири, автобиографических записок и повестей о событиях начала XVII в. («Повесть книги сея от прежних лет», 1622–1624). 661 Андрей Боголюбский (ок. 1111–1174) – великий князь Владимиро-Суздальский (с 1157 г.), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово близ Владимира. 662 Никоновская летопись – общерусский свод XVI в. Компиляция многих источников по истории России. Составлена около 1539–1542 гг. В 40–60-х гг. XVI в. на основе Никоновской летописи составлен Лицевой летописный свод. Один из списков Никоновской летописи (середина XVII в.) принадлежал патриарху Никону . 663 Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Труды в области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Представитель мифологической школы в русской науке, позже – школы заимствования (миграционная теория). Издавал древние рукописи. 664 Сузо (Зойзе) (Seuse) Генрих (ок. 1295–1366) – немецкий мистик, доминиканец, ученик И.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

50 канонов, в значительной мере повторявших определения 1-го А. С., Всел. I Собора , а также Галльских Соборов V в., в Аравсионе (441) и Вазионе (442). Возможно, сборник был составлен по частной инициативе во 2-й пол. V в., но не исключено, что каноны действительно были подтверждены на этом А. С. 451 г. А. С., созванный свт. Равеннием , еп. Арелатским, после того, как папа свт. Лев I Великий в послании от 5 мая 450 г. попросил его обратиться к епископам Галлии, чтобы они поддержали томос, излагавший правосл. учение о двух природах во Христе (Ep. 67 (87)//PL. 54. Col. 886-887). Сохранилось послание этого Собора к папе Льву I и ответ святителя (Ep. 99, 102//PL. 54. Col. 966-970, 983-988). Между 452-454 гг. Под председательством свт. Равенния состоялся А. С., к-рый должен был разрешить конфликт между Феодором, еп. Форума Юлия, и мон-рем Лерен, настоятелем к-рого в это время был Фауст Регийский . Между 470 и 475 гг. Собор ок. 30 епископов под председательством свт. Леонтия по инициативе Фауста Регийского осудил пресв. Люцида , проповедавшего учение о безусловном предопределении. Через 2 года осуждение Люцида было подтверждено на Соборе в г. Лугдуне (см. Лугдунские Соборы ). 524 г. Собор под председательством свт. Кесария , еп. Арелатского, созван по случаю освящения базилики Св. Девы Марии, установил ряд канонов, касающихся церковной дисциплины и поставления пресвитеров. 554 г. Собор под председательством Сапауда, еп. Арелатского, принял 7 канонов литургического характера, а также правила, осуждающие лиц, наносящих вред церковному имуществу. 813 г. По указанию имп. Карла Великого состоялся большой Собор, получивший в истории название «реформационного». На нем было принято 26 правил, цель к-рых заключалась в восстановлении канонического порядка в Церкви и устранении разного рода злоупотреблений. Правила А. С. не вошли в канонический корпус Всел. Церкви, но действовали в границах Зап. Церкви. Кроме того, в Арле проходило неск. крупных Соборов католич. Церкви: 1052, 1205, 1211, 1234, 1236, 1267, 1275, 1326, 1337, 1365, 1453 гг. Ист.: Concilia Galliae (314-506)/Ed. Ch. Munier. Turnhout, 1963 (CCSL. 148); Les Conciles gauloises du IV siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977 (SC; 241); Les Canons des conciles mérovingiens (VI-VII siècles)/Éd J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. (SC; 353, 354). Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1-2 [passim]; Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Серг. П., 19142. М., С. 339-340; Griffe É. La Gaule Chrétienne à l " époque romaine. Toulouse, 1947. P. 133-134; Baader G. Arles//LTK. Bd. 1. Sp. 864-865; Girardet K. M. Konstantin der Grosse und das Reichs-Konzil von Arles (314)//Oecumenica et Patristica. 1989. P. 151-174; Munier Ch. Arles//EEC. Vol. 1. P. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75892.html

Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов-схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов-схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор») 1304–1374 Итальянский гуманист Франческо Петрарка 1309–1378 «Авиньонское пленение» римских пап 1310–1437 Династия Люксембургов в Чехии 1312–1347 Правление германского короля Генриха VII 1313–1375 Итальянский гуманист Джованни Бокаччо 1319–1364 1327–1377 Правление английского короля Эдуарда III Плантагенета 1328–1589 Династия Валуа во Франции 1328–1358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти». Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий). Праздник в дохалкидонской и западной традициях Джотто ди Бондоне (1267-1337). Рождество Марии. Часовня Скровеньи, Падуя. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы не принадлежит в Римской Церкви к числу самых величественных. Он ниже по рангу, чем празднования в честь некоторых святых: Рождества Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, апостолов Петра и Павла, всех святых, храмового праздника и местного святого. Однако он выше Преображения. С его службой соединяется служба дневного святого (мученика Адриана).

http://pravoslavie.ru/31991.html

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Джотто ди Бондоне (1267-1337) 1 произведение Джотто ди Бондоне Джотто ди Бондоне – итальянский живописец и архитектор XIV века, один из первых представителей проторенессанса. Известен как мастер церковных фресковых циклов (базилика св. Франциска в Ассизи, капелла Скровеньи в Падуе). Джотто был основателем итальянской школы живописи, разработал новый подход к изображению пространства. Произведениями Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/avtor/dzhotto-di-bo...

1253 Согласно некоторым святоотеческим толкованиям – дает 120 лет на покаяние, которые затем, вследствие нераскаянности, были сокращены. Тем самым решается противоречие с долготой жизни послепотопных патриархов. 1255 Именно так: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» ( Быт 3:22 ). Знание добра и зла есть библейское наименование способности суждения (ср. 2Цар 19:35 ). Не имея этой способности, Адам должен был, видимо, ей обучиться, осудив змея за клевету, а жену за доверие клевете и вероломство. Но он, вкусив плод, смог судить лишь о самом себе, что он наг. 1256 Ср. как интерпретируется этот сюжет в сочинении пс.-Филона, где поколение потопа противопоставляется Моисею-законодателю: «Ибо в древние дни Я помышлял о нем, когда говорил, что Мой Дух не будет посредником этих людей вовеки» (Древн. IX. 8). Также в кн. Премудрости Соломона утверждается, что через изральтян, как сынов Божиих, «имел быть дан миру (τ ανι) нетленный свет закона» ( Прем. 18:4 ). 1257 Так, блж. Иероним в Еврейских вопросах на книгу Бытия, ad loc., выражает мнение, что Бог не желает осудить поколение потопа навечно – «поскольку внутреннее состояние людей хрупко, Я не буду сохранять их для вечных мучений, но теперь воздам им то, что они заслуживают». Очевидно, Иероним ориентируется в этом толковании на 1Пет 4:6 . 1259 Греч.: τ γρ νθυμηθναι περ ατς φρονσετης τελειτης. Слав: еже бо мыслити ней, разма совершенство. 1263 «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание (, το παιδεσαι) за грехи ваши... Если и после сего не исправитесь ( , μ παιδευθτε) и пойдете против Меня... то и Я в ярости пойду против вас и накажу (, παιδεσω) вас всемеро за грехи ваши». 1264 Ср. Пс 40 LXX, где враги праведника, лежащего на одре болезни, «суетно» говорят в своем сердце, что он «собрал беззаконие себе», в то время как на самом деле Бог «принял его за незлобие» и «утвердил перед Собою вовек». 1267 МТ: сына своего, пока есть надежда, и стону его не внимай душой т.е. не придавай значения. Переводчик читал, видимо, , без местоименного суффикса 3-го л. Само это слово можно перевести как «стон», «крик», «шум», «ярость».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

1259. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 5–6). 1260. Достойное по делам нашим приняли; помяни нас, Господи, в Царствии Твоем! (Лк. 23. 41–42). 1261. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 1262. Уксуса, смешанного с желчью (Мф. 27. 34). 1263. Не судите по наружности, по плодам их узнаете их (Ин. 7. 24; Мф. 7. 16). 1264. Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое (1 Цар. 17. 28). 1265. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его (Пс. 88. 21). 1266. Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16. 7). 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лк. 4. 7. 1269. Лествица. Слово 22, гл. 22. 1270. Ин. 19. 10. 1271. Есф. 4–7. Аман, македонянин, был любимцем и первым вельможею Артаксеркса, царя Персидского. Мардохей, иудеянин, принадлежал к числу придворных и, будучи глубокого благочестия, не позволял себе человекоугодничества, не пресмыкался пред временщиком. Такое поведение Мардохея привело Амана в неистовство; он приготовил высокую виселицу, чтоб казнить на ней ненавистное ему исключение из общего низкопоклонства. По коловратности земных положений обстоятельства изменились — и Аман повешен на виселице, воздвигнутой им для Мардохея. 1272. Святой Исаак Сирский. Слово 33. 1273. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1274. Мф. 20. 23. 1275. Чашу спасения приму (Пс. 115. 4). 1276. Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11). 1277. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 1278. Вам дано ради Христа не только веровать, но и страдать за Него (Флп. 1. 29). 1279. Мы осуждены справедливо… Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41–42). 1280. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5. 44). 1281. Мф. 11. 12. 1282. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3. 15). 1283. Пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1266. Требник. Последование малой схимы. 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лествица. Слово 5, гл. 33; по переводу старца Паисия. 1269. Изречения Сисоя и Пимена Великих; заимствованы из Алфавитного патерика. 1270. Лествицы Слово 18. Заглавие. 1271. Лествицы Слово 7, гл. 64. 1272. Лествицы Слово 18 и преподобного Симеона Нового Богослова Слово 6. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 1273. Глава 28 Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1274. 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Издание 1844 года. Москва. 1275.  …развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 44). 1276. Слово 1, гл. 6. 1277. Слово 21. 1278. Гл. 69. Добротолюбие. Ч. 1. 1279.  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. …Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 7, 11). 1280. Слово 7, гл. 49. 1281. Слово 6, вышеприведенное. 1282. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 1283. Главы зело полезные, глава О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 1284. Преподобного Лаврентия отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврентий перешел в монастырь великомученика Димитрия, где «вся стрелы лукавого разжженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть». Патерик Печерский. 1285.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6. 26). 1286. Книга 1, глава 2. Добротолюбие. Ч. 3. 1287. Алфавитный патерик. 1288.  …всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 1289. Алфавитный патерик, буква А. 1290. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22. 11. 1291. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22, 11. 1292. Лк. 18. 8. 1293.  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Закрыть Задачи духовного строительства на современном этапе Доклад на VI Cbяmo-Фeoфahobckux чтениях в городе Соликамск Олег Сыромятников   11:56 21.11.2022 1267 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал « в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " » (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека. РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что « земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, " ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления " (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого. Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010