The successive mention of Ignatius, Photius, Stephen, Anthony, Nicholas, and Euthymius as «orthodox patriarchs of eternal memory» 125 shows that the famous schisms which occurred in the ninth and tenth centuries between Ignatius and Photius, and between Nicholas and Euthymius, and the mutual excommunications which ensued, were simply considered as not having taken place. But the omission among the names of the patriarchs of the late-thirteenth century of the names of Nicephorus II (1260–1261), Germanus III (1265–1267), John XI Beccos (1275–1282), Gregory II of Cyprus (1283–1289), and John XII Cosmas (1294–1303) reflects the rejection of the Union of Lyons (1274) and the terms of the reconciliation of the «Arsenites» with the official Church in 1310. The Arsenites had refused to recognize the deposition of Patriarch Arsenius Autoreianus in 1260, and obtained in 1310 his full rehabilitation, as well as a partial damnatio memoriae for several of his successors. 126 The Synodikon also portrays the Byzantine magisterium in action against the Platonism of John Italos (1076–1077, 1082), as well as the Christo- logical deviations of John " " s contemporary, Nilus the Calabrian, those of Eustratius of Nicaea (1117), Soterichos Panteugenos (1155–1156), Constantine of Corfu, and John Eirenikos (1169–1170), and, finally, the solution given to the great doctrinal disputes on «deification» and the «energies» in the fourteenth century. The Acts of the patriarchal synod, unfortunately, are not preserved for the entire period, but only for the last two centuries of the Byzantine Empire. They represent an inexhaustible source of information on Church-state relations, canonical procedures, and the practice of oikonomia, one of the important illustrations of the manner in which the Byzantines understood the relationship of law and grace in the Christian Church. 6. Oikonomia In both historical and theological literature, the principle of oikonomia is often referred to to illustrate the particularly Byzantine ability to interpret the law arbitrarily to suit political or personal purposes.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В 626 г. осаждавшие К. авары ограбили церковь, а 3 года спустя сожгли ее. Впосл. храм был восстановлен. Вероятно, именно он упоминается в деяниях VII Вселенского Собора в связи с происшедшим в нем чудом ( Mansi. T. 13. Col. 64). Мон-рь служил военной базой при осадах К. Фомой Славянином (822), Иоанном Вриеннием (1076), Готфридом Бульонским (1096), а также для византийских наемников, боровшихся с генуэзцами (1303). Имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) украсил церковь мрамором и мозаиками, а также благоустроил территорию монастыря; в конце жизни принял здесь постриг и провел последние дни. В 1081 г. в монастыре укрылись Исаак и Алексей Комнины, прежде чем покинуть город. Настоятелем обители до возведения на Патриаршество (1147) был Николай IV Музалон. Неизвестно, находился ли монастырь под властью латинян. Именно в нем провел ночь имп. Михаил VIII Палеолог перед торжественным вступлением в К. после его отвоевания (1261). В монастыре содержали бывш. патриарха Иоанна XI Векка накануне осудившего его Собора (1285); здесь находился свт. Афанасий I, после того как в 1-й раз отрекся от престола (1293). Мон-рь и его насельники упоминаются в документах XIV - нач. XV в.; его игум. Иосиф был одним из противников Ферраро-Флорентийского Собора. Русские паломники XIII-XV вв. оставили противоречивые сведения о монастыре, в т. ч. о нахождении в нем мощей святых Космы и Дамиана. Очевидно, обитель просуществовала до взятия К. турками. Квартал, в к-ром она располагалась и к-рый также назывался Космидион, отождествляется с совр. районом Эюп у Золотого Рога (обитель, вероятно, находилась в его зап. части), где была построена тур. мечеть в честь Абу Айюба аль-Ансари. Монастырь св. Лазаря (66) ( Janin. 1969. P. 298-300; Иванов. 2011. С. 179), был основан имп. Львом VI или его отцом Василием I Македонянином в кон. IX в. Имп. Лев поместил здесь мощи прав. Лазаря , привезенные им с Кипра, и равноап. Марии Магдалины, присланные из Эфеса (или Вифании); по свидетельству ряда средневек. паломников, в обители также имелись мощи святых Марфы и Марии, сестер Лазаря.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В нищенствующих орденах Н. был введен церковными властями, в т. ч. и для того, чтобы затруднить проникновение в ордены и конгрегации радикальных проповедников абсолютной бедности. Для францисканцев обязательный Н. сроком 1 год был установлен буллой папы Римского Гонория III (1216-1227) «Cum secundum consilium» от 22 сент. 1220 г. До 1244 г. образованные клирики принимались в орден без прохождения Н. или после краткосрочного испытания. Однако папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) сделал Н. обязательным для всех без исключения. В отличие от бенедиктинской традиции, в которой новиции сразу же оказывались связаны с конкретной обителью, у францисканцев появилась тенденция к централизации института Н. В каждой кустодии францисканского ордена были созданы 1 или 2 общих дома для новициев (Constitutiones Generales Narbonenses. 1. 7// S. Bonaventurae Opera omnia. Ad Claras Aquas, 1898. T. 8. P. 450-451). Постепенно францисканский Н. был встроен в орденскую систему образования. В орден принимали новых членов только с 18 лет. Те, кто получили в период Н. начальные знания о францисканском образе жизни, после принесения обетов продолжали свое образование в конвенте еще в течение 3 лет. В нач. XIV в. возраст новых членов ордена был снижен до 14 лет, что привело к созданию системы начальных школ в ордене. Папы Римские Александр IV (1254-1261) и Бонифаций VIII (1294-1303) сделали годовой Н. обязательным для всех нищенствующих орденов и конгрегаций (Liber Sextus. III 14. 1-3). Тридентский Собор в 1563 г. (25-я сессия, «Декрет о тех, кто живет по уставу, и о монахинях», гл. 15) установил одинаковую продолжительность обязательного Н. для всех орденов и конгрегаций - 1 год. При этом мн. религ. объединения, особенно новые конгрегации, стремились не сократить, а, наоборот, увеличить продолжительность Н. Так, у иезуитов был принят 2-годичный Н., на протяжении к-рого новиции проходили неск. испытаний и приносили обеты бедности, целомудрия и послушания (Examen. I 12// S. Ignatii de Loyola Constitutiones Societatis Jesu.

http://pravenc.ru/text/2577791.html

Внутри собора царит полумрак. В этом полумраке безмолвно высятся 56 каменных гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Даниловича Калиты (1283-1340/41) и кончая Иваном Алексеевичем (1666-1696), братом Петра Алексеевича I (1672-1725). Исключения составляют св. благоверный князь Дании Александрович (1261-1303), погребённый в Даниловом монастыре, и Юрий Данилович (ум. 1325), брат Ивана Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Лжедмитрием I (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606) и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (1586-1610). Здесь же похоронен император Пётр II Алексеевич (1715-1730), умерший в 1730 году в Москве от оспы. И сдесь же были успокоены останки князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1179-1246) и его боярина Фёдора (ум. 1246), убитых в Орде в 1246 году. В соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома - Юрия Дмитриевича Звенигородского (1374-1434), Василия Юрьевича Косого (ум. 1448), Юрия Ивановича Дмитровского (1480-1536), Василия Ярославовича Боровского (ум. 1483), Андрея Васильевича Большого Углицкого (1446-1494), а также героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго (1353-1410), князя Серпуховского. Вся русская история, в именах её главнейших деятелей, спит в стенах Архангельского собоа. При жизни многие из них враждовали друг с другом, но ныне, примирённые смертью, лежат все вместе. До Петра Алексеевича I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю. Постройка Архангельского собора сделала Соборную площадь Московского кремля необыкновенно торжественной. Столица Русского государства приобрела достойный своего значения архитектурный ансамбль. Многоглавые златоверхие храмы тесной группой венчали Боровицкий холм. А над ними высоко в небе парил золотой крест колокольни Ивана Великого. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Главная церковь Данилова монастыря устроена в честь Семи Вселенских соборов, с приделами: святого князя Даниила, где почивают его святые мощи, и Бориса и Глеба. Святой благоверный князь Московский Даниил родился в 1261 году, был сын святого князя Александра Невского. Когда он вступил на великокняжеский престол, то заботился более всего о мире и спокойствии своего княжения и украсил Москву многими зданиями. Желая посвятить себя иноческой жизни, он оставил Великокняжеский престол старшему сыну своему Юрию и принял монашеский чин; скончался в 1303 году на сорок втором году своей жизни. Монастырь, сооружённый великим князем Даниилом, после смерти его находился в запустении. Однажды случилось, при великом князе Иоанне Васильевиче III, одному придворному ехать мимо Данилова монастыря, святой князь Даниил явился ему и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну, что он сам себя утешает, а меня забыл, но не забыл меня Бог». Впоследствии времени, царь Иоанн Васильевич Грозный возобновил Данилов монастырь. В 1652 году 30 августа обретены были мощи святого князя Даниила и с того времени открыто почивают в соборном храме. Память святого благоверного князя Московского Даниила церковь празднует 4 марта и августа 30. Кроме соборной церкви в Даниловом монастыре находятся ещё церкви: 1) Живоначальной Троицы, с приделами Зачатия святой Анны и Алексия человека Божия; 2) Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Пророка Даниила, построенная царём Алексеем Михайловичем; 3) Симеона Столпника. В этом монастыре находится чудотворная икона преподобного Кассиана Римлянина 99 . Покровский монастырь (За Таганской площадью, у Семёновской заставы) Покровский монастырь, что на «убогих домах» основан был в 1655 году, при царе Алексеи Михайловиче, в честь Покрова Божией Матери. На этом месте издавна находились убогие дома, при которых погребались тела умерших внезапной, или насильственной смертью, почему и монастырь этот называется Убожедомским. По примеру древнего Иерусалима, при котором находились «села скудельничья» для погребения странников, приходивших из отдалённых стран, для поклонения Богу, в Иерусалимском храме, и в Москве устраивались дома, или скудельницы, куда привозились для погребения тела умерших бедных, странников и убогих, скончавшихся внезапной, или насильственной смертью. Таковые дома в древности были в Москве при церквах: святого Иоанна Воина, святого Николая Божедомского, что ныне в Звонарях, на Рождественке, святой Пятницы Убожедомской, на Могильцах, Успения Божией Матери, близ Пречистенки, и на убогих домах, что в Покровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Григорий (Николай Миткевич; 1807–1881) – церк. писатель, ректор Казанской Духовной Академии, затем архиепископ Калужский Григорий Турский (ок. 540 – ок. 594) – епископ г. Тура (в Галии) с 573, автор «Истории франков» Григорий – дьякон Новгородский, переведший и записавший в 1056–1057 Евангелие для Новгородского посадника Остромира Гримм, братья: Якоб (1785–1863), Вильгельм (1786–1859) – нем. филологи, основатели филологической школы Гротефенд Георг Фридрих (1775–1853) – нем. филолог, заложивший основы дешифровки др.-перс. клинописи Гумбольдт Фридрих Вильгельм фон (1767–1835) – прус. лингвист и гос. деятель Гус Ян (1371–1415) – лидер религиозно-национального движения чеш. народа Гюльман Карл-Дитрих (1765–1846) – нем. историк Даниил Александрович (1261–1303) – мл. сын Александра Невского, князь Московский с 1276, причислен Церковью к лику святых Даниил (до 1492–1547) – рус. митрополит в 1522–39, публицист, глава иосифлян, боровшийся с нестяжателями и еретиками Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – рус. философ, публицист и социолог, идеолог панславизма Дарий – имя нескольких царей др.-перс. династии (V–II в. до н. э.), наиболее известен Дарий I (522–486 до н. э.) Дацибал (Децибал) (к. I – н. II в.) – последний выдающийся царь даков, разбитый во II-oй дакской войне легионерами Траяна Девар – нем. философ Дегинь Жозеф (1721–1800) – фр. историк-ориенталист Дедрик (Дедре) Пьер – французский архитектор и археолог Декарт Рене (1596–1650) – фр. философ, физик, математик Джемшид – др.-перс. царь, основатель (по Зендавесте) культуры и религии Диоскер (?–454) – патриарх Александрийский, защитник еретика Евтихия, участник монофизитской смуты Дитрих Бернский – герой германских сказаний (в реальности – Теодорих; ок. 454–526), король ост-готов Дмитрий Александрович (1250–1294) – сын Александра Невского, великий князь Владимирский (с 1276) Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь Московский (1359) и Владимирский (1362) Добрыня (X в.) – воевода Владимира I Святого, посадник Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Груздев, серебряных дел мастер, реставратор икон — 156, 163, 165, 167, 218 Груздев Николай Андреевич — купец, староста петербургского Еврейского приюта на Песках — 130 Груша, воспитанница петербургского Воскресенского женского монастыря — 186, 221 Губонин Петр Ионыч (? –1894) — крупный строитель сети железных по России и конножелезных дорог в Москве и Петербурге; основатель банков, страховых обществ и богаделен; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 198, 213, 214, 249 Гурий (Руготин Григорий) (ок. 1500–1563) — святой; первый архиепископ Казанский (с 1555 г.), мощи которого покоятся в казанском Благовещенском соборе — 299 Д. Д. — см. Смирнов Дмитрий Дмитриевич Давид — по ветхозаветному преданию пастух; царь созданного им Иудейского государства (кон. XI в. — 950 до н. э.) со столицей в Иерусалиме — 135, 275, 320 Даде (Дате) Лука — князь, старший брат Даде Стефана — 229 Даль Владимир Иванович (1801–1872) — писатель, языковед, член–корреспондент Академии наук — 156 Даниил — Даниил Александрович (1261–1303) — святой; князь московский (с 1276 г.), сын Александра Невского; положил начало росту Московского княжества — 289 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) — естествоиспытатель, философ, публицист — 159 Дарвин Чарльз Роберт (1809–1882) — английский естествоиспытатель — 159 Дашков Василий Андреевич (1819–1896) — директор московского Румянцевского музея; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); действительный статский советник — 153 Дашкова — возможно, Евгения Иосифовна (? –1880) — княгиня, почетный член Петербургского Совета детских приютов — 153 Дворянчиков Михей Васильевич, целовальник, отставной унтер–офицер — 248 Делицын Николай Никитич (1826–1889) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1851); священник (с 1855 г.) и настоятель (с 1877 г.) Благовещенской церкви на Васильевском острове; член 1–ой экспедиции Санкт–Петербургской Духовной консистории (с 1869 г.), протоиерей (с 1872 г.), настоятель петербургской Скорбященской церкви (с 1878 г.); известен как организатор многих благотворительных заведений (см.: некролог: Церковный вестник. 1889. 19. С. 359–360) — 88, 178

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Императору узурпатору престола, ослепившему своего соперника, грозило отлучение; отлучали от причастия на долгие годы и за незаконный брак. Это церковное прещение исполнялось, император на коленях входил в храм и перед всею церковью ожидал разрешительной молитвы. И показательны не те злодеи, которым удавалось безнаказанно миновать грозной кары, а те, которые смиренно несли бремя канонической эпитимии. Показательны не те слабовольные и оппортунистические архиереи, которые склонялись перед властью безбожных тиранов и давали неканонические диспензации браков или смотрели сквозь пальцы на насильнический захват престола, а показательны те из них, кто неумолимо и стойко стояли за попираемую церковную правду, обличали и отлучали, чтобы, когда их архипастырская совесть сочтет это возможным, снизойти к немощи и покрыть своею любовью и молитвою кающегося, но обязательно кающегося грешника. Показательны не те примеры, когда иерархи и монахи, увлекаясь суетною славою и честолюбием, делались министрами или уходили с головой в гущу дворцовых интриг и заговоров, а показательны те патриархи, которые боролись за свободу церкви от гнета императорской власти, за чистоту канонов, за независимость, которые печаловались о гонимых и заступались за поверженного и уже бессильного врага и злодея, которому грозило ослепление, изгнание или казнь на эшафоте. Примером таких святителей могут послужить: Феодосии I (1178–1188), Иоанн Каматир (1198–1206), Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1287), Афанасий I (1289–1293 и 1303–1311) и мн. другие, чтобы уже не упоминать об Иоанне Златоусте или Фотии. Показательно не то, конечно, что императорский дворец был центром закулисных темных влияний и что вокруг трона и «гинекея» распространялась подчас гнилостная атмосфера придворных интриг, а показательны те императоры и царицы, которые превращали дворец в некий Лицей или Академию. Показательно, что при некоторых императорах «царский дворец был более похож на монастырь», как говорит порфирородная писательница, — монастырь, в котором царил образцовый порядок, в котором было определено время и для священных песнопений, и для трапезы и для приема сановников  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Л. К взаимоотношениям князей моск. дома во 2-й пол. XIV - нач. XV в.//ВИ. 1980. 6. С. 170-174; Горский А. А. Русь: От слав. расселения до Моск. царства. М., 2004 (по указ.). Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/159088.html

Лит.: Успенский В., Писарев С. Св. блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; Успенский В. И., Целепи Л. Н. Св. блгв. вел. кнг. Анна Кашинская: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-5, 8, 20-21; Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. Н. Живопись древней Твери. М., 1974. С. 12-13. 4; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 10-11, 46, 275-276. 180-181; он же. Миниатюры хроники Амартола и тверское искусство эпохи Михаила Ярославича//Михаил Тверской: Личность, эпоха, наследие: Мат-лы междунар. науч. конф. Тверь, 1997. С. 257-258; Лицевой летописный свод: Факсим. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 6, 7; Гадалова Г. С. Блгв. вел. кнг. Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 145-152; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 257-265. Г. С. Гадалова, Н. А. Майорова Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/2462131.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010