С. Ю. Даниил Московский Св. блгв. кн. Даниил Александрович (1261–1303), младший сын св. блгв. кн. Александра Невского, мудрый правитель Москвы, положивший начало собиранию Русских земель. Согласно Степенной книге (1560–63), почитание св. Даниила Московского началось в XVI в., после чудесного явления князя Даниила некоему юноше из великокняжеской свиты, в котором святой укорял вел. кн. Uoahha III в том, что он забыл о нем. Даниил и три отрока Народное название дня прор. Даниила и трех отроков: Анании, Захарии и Мисаила, а также прп. Даниила Исповедника, 17/30 дек. По народному поверью, св. Даниил обладал прозорливостью и способностью угадывать сны. Чтобы понять значение своих снов, русские часто обращались с молитвой к св. Даниилу. В Древней Руси в этот день разыгрывалось «пещное действо» – древний обряд, воспроизводящий сцены из библейской легенды о «ввержении трех отроков в пещь». Дария (Дарья) Св. мученица, празднуется 19 марта/1 апр. У русских крестьян она прозвалась Грязною, Пролубницей (Прорубнией); о ней говорили: «Дарья – оклади пролубы», «Дарья – засори пролубы», «Дарья-Повалиха», «Дарья – грязные проруби», «Дарья-Грязная, Грязниха», «Маркая», «Грязнопруд», «Дарья – оклади проруби», «Дарья – грязные пролубницы», «Грязные проруби», «Пролубницы», «Дарья- Поплавиха». С приходом тепла при оттаивании из-под снега во льду появляется грязь, оставленная в зимнюю пору, оттого и день назывался Грязнихой. Существовало поверье, что в этот день Дарья смывает у проруби грязь с одежды только чистого душой человека. А если он с черной душой, если замарал свою жизнь чернотой, «грязной грязью», зло какое совершил, то сколь ни полоскай одежду в проруби, она так грязной и останется. Дарья снимает только чистую грязь – ту, что прилипла от трудов праведных. А грязь, что появилась в результате дел неправедных, остается с человеком навсегда. Хозяйки полоскали свое белье в проруби при народе, чтобы все видели – чистая у них душа, и в доме чисто, раз одежда отстирывается. Люди с грязной душой остерегались одежду полоскать принародно. Дверь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди приближенных и советников императора были ученые и писатели ( Никифор Хумн , Феодор Метохит и др.). В К-поле шло строительство, реставрация и роспись церквей и мон-рей. А. П. стал известен как покровитель наук и искусств. С кон. XIII в. императрица Ирина Монферратская долго и настойчиво пыталась убедить мужа разделить империю между ее 3 сыновьями, но А. П. категорически отказался сделать это, опасаясь распада гос-ва и междоусобных войн. В 1310 г. попавшая в немилость к императору Ирина бежала в Фессалонику, где и умерла в 1317 г. Однако предотвратить междоусобицу А. П. не удалось. Со смертью Михаила IX (12 окт. 1320) образовалась оппозиция старому императору во главе с внуком и соправителем А. П. Андроником III Палеологом . В 1321 г. Андроник III принудил деда отдать всю Фракию и часть Македонии под его самостоятельное правление. В 1325 г. он был коронован, а 24 мая 1328 г. вошел в К-поль. Длительное царствование А. П. закончилось. Ему было позволено остаться во дворце, но в янв. 1330 г., когда Андроник III тяжело болел, его друзья заставили престарелого императора удалиться в мон-рь, где он принял монашеское имя Антоний и через 2 года умер. Похоронен в мон-ре Липса. Ист.: Акрополит. Летопись; Никифор Григора. История; Пахимер. История; Joan. Cantacus. Historia. Vol. 1. P. 11f. Лит.: PLP. Fasc. 9, N 21436. S. 81-82 [там же см. лит.]; Успенский. История. Т. 3. C. 525-553; Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994р. С. 370-378; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Speyer, 1938. N 58; Hunger H. Zur Humanität Kaiser Andronikos " II//ЗРВИ. 1963. К . 8/1. С. 149-152; Laurent V. Le serment de l " empereur Andronic II Paléologue au patriarche Athanase Ier, lors de sa seconde accession au trône œcumenique (sept. 1303)//REB. 1965. T. 23. P. 124-139; История Византии. Т. 3. С. 86-96, 123-129; Laiou A. Constantinople and the Latins: The Foreign Policy of Andronicus II. Camb., 1972; Κρρης Κ. Τ Βυζντιον κατ τν ο α. Τ. Α Η πρτη φσις το μφυλου πολμου κα πρτη συνδιαλλαγ τν δο Ανδρονκων (20.06.- φθινπωρον 1321) Εσωτερικ κα ξωτερικ προβλματα. Λευκωσα, 1982; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. С. 19-27; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 91 f. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115406.html

705-711     Иоанн VI   712-715     Герман I   715-730     Анастасий   730-754     Константин II   754-766     Никита   766-780     Павел IV   780-784     Тарасий   784-806     Никифор I   806-815     Феодот I   815-821     Антоний I   821-836     Иоанн VII Грамматик   836-843     Мефодий I   843-847     Игнатий I   847-858, 867-877     Фотий I Великий   858-867, 877-886     Стефан I   886-893     Антоний II   893-901     Николай I Мистик   901-907, 912-925     Евфимий I   907-912     Стефан II   925-928     Трифон   928-931     Феофилакт   933-956     Полиевкт   956-970     Василий I   970-974     Антоний III Студит   974-980     Николай II Хризоверг   984-996     Сисиний II   996-998     Сергий II   999-1019     Евстафий   1019-1025     Алексий I Студит   1025-1043     Михаил I Керуларий   1043-1058     Константин III Лихуд   1059-1063     Иоанн VIII Ксифилин   1064-1075     Козьма I   1075-1081     Евстафий Гарида   1081-1084     Николай III Грамматик   1084-1111     Иоанн IX Агапит   1111-1134     Лев   1134-1143     Михаил II   1143-1146     Козьма II Аттик   1146-1147     Николай IV Музалон   1147-1151     Феодот II   1151-1153     Неофит I   1153     Константин IV   1154-1156     Лука Хризоверг   1156-1169     Михаил III Анхиал   1170-1177     Харитон   1177-1178     Феодосий I Воррадиот   1179-1183     Василий II Каматир   1183-1186     Никита II Мунтан   1186-1189     Леонтий   1189-1190     Досифей   1190-1191     Георгий II Ксифилин   1191-1198     Иоанн X Каматир   1198-1206     Михаил IV   1207-1213     Феодор II   1213-1215     Максим II   1215     Мануил I Харитопул   1215-1222     Герман II   1222-1240     Мефодий II   1240     Мануил II   1244-1255     Арсений   1255-1259, 1261-1267     Никифор II   1260-1261     Герман III   1267     Иосиф I Галесиот   1267-1275     Иоанн XI Векк   1275-1282     Григорий II Киприот   1283-1289     Афанасий I   1289-1293, 1303-1309     Иоанн XII   1294-1303     Нифон I   1310-1314     Иоанн XIII Гликис   1315-1320     Герасим I  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

  Иоанн VII Грамматик   836-843     Мефодий I   843-847     Игнатий I   847-858, 867-877     Фотий I Великий   858-867, 877-886     Стефан I   886-893     Антоний II   893-901     Николай I Мистик   901-907, 912-925     Евфимий I   907-912     Стефан II   925-928     Трифон   928-931     Феофилакт   933-956     Полиевкт   956-970     Василий I   970-974     Антоний III Студит   974-980     Николай II Хризоверг   984-996     Сисиний II   996-998     Сергий II   999-1019     Евстафий   1019-1025     Алексий I Студит   1025-1043     Михаил I Керуларий   1043-1058     Константин III Лихуд   1059-1063     Иоанн VIII Ксифилин   1064-1075     Козьма I   1075-1081     Евстафий Гарида   1081-1084     Николай III Грамматик   1084-1111     Иоанн IX Агапит   1111-1134     Лев   1134-1143     Михаил II   1143-1146     Козьма II Аттик   1146-1147     Николай IV Музалон   1147-1151     Феодот II   1151-1153     Неофит I   1153     Константин IV   1154-1156     Лука Хризоверг   1156-1169     Михаил III Анхиал   1170-1177     Харитон   1177-1178     Феодосий I Воррадиот   1179-1183     Василий II Каматир   1183-1186     Никита II Мунтан   1186-1189     Леонтий   1189-1190     Досифей   1190-1191     Георгий II Ксифилин   1191-1198     Иоанн X Каматир   1198-1206     Михаил IV   1207-1213     Феодор II   1213-1215     Максим II   1215     Мануил I Харитопул   1215-1222     Герман II   1222-1240     Мефодий II   1240     Мануил II   1244-1255     Арсений   1255-1259, 1261-1267     Никифор II   1260-1261     Герман III   1267     Иосиф I Галесиот   1267-1275     Иоанн XI Векк   1275-1282     Григорий II Киприот   1283-1289     Афанасий I   1289-1293, 1303-1309     Иоанн XII   1294-1303     Нифон I   1310-1314     Иоанн XIII Гликис   1315-1320     Герасим I   1320-1321     Исаия   1323-1334     Иоанн XIV Калекас   1334-1347     Исидор   1347-1350     Каллист I   1350-1354, 1355-1363     Филофей Коккин   1354-1355, 1364-1376     Макарий   1376-1379, 1390-1391     Нил Керамевс   1379-1388  

http://pravoslavie.ru/39816.html

Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского . Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на «старейшество». К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым. И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство. Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии. Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды. Как сообщает Житие святого, мудро, «имея разум богопросвещенный», управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г. Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г. После вторжения монголов (30-е гг. XIII в.) представители Орбелянов смогли договориться с захватчиками и, признав их главенство (выплачивали дань и отбывали военную повинность), не только сохранили, но укрепили и расширили княжество. С целью получения ярлыка и подчинения непосредственно вел. хану Смбат Орбелян, владевший кроме армянского и грузинского персидским, уйгурским и монгольским языками, нанес визит хану Менгу (Мунке; 1251-1259) в Каракорум. Утверждение епископской кафедры в Н. было обусловлено ослаблением древнейшего сюнийского епископского центра в Татеве и разделением епархии на 2 с центрами в Н. и Татеве. Первый епископ Н., митр. Степанос II (1170-1216), породнился с княжеским родом, выдав дочь своей сестры замуж за Эликума Орбеляна; он поставил в епископы Саргиса I (1216-1242). Следующими епископами Нарованкской кафедры были Степанос IV (1242-1260), Григор I (1260-1261), Саргис II (1261-1298). Внимание Орбелянов к мон-рю усилилось после того как кафедру, начиная с митр. Степаноса (Орбеляна) (1286-1303), стали занимать представители этого рода: митр. Ованнес (Орбела; 1300-1324), Степанос-Тарсаич (Орбелян; 1314-1331) (оба учились в Гладзорском ун-те и известны культурно-просветительской и строительной деятельностью), Саргис III (1333-1337), Степанос-Султаншах (Орбелян; упом. в 1366). Наиболее знаменитым является Степанос (Орбелян), также выпускник Гладзорского ун-та, в 1285 г. он отправился в Киликию, где его рукоположил Армянский католикос. После поставления митрополитом Нораванкской кафедры он развернул в мон-ре активную строительную и рукописную деятельность. В 1297 г. он создал фундаментальный труд о Сюникской пров. (ашхар), в котором описал ее историю и географию, рассказал о церквах и мон-рях, в т. ч. воспользовавшись произведениями предшественников, дипломатическими материалами, письмами и эпиграфикой. Погребен в гавите ц. Сурб-Степанос. При митрополитах из рода Орбелянов Н. бурно развивался благодаря богатым вкладам и обширным владениям. Во 2-й пол. XIV в. вслед. ослабления рода Орбелянов Н. постепенно пришел в упадок. В XVI в. упоминаются Нораванкские епископы Аракел и его племянник, Егиш; последние сведения о Нораванкском епископе встречаются под 1661 г.; наиболее поздняя эпиграфическая надпись датирована 1701 г.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

После захвата города православный патриарх Иоанн Каматир бежал в Болгарию, где и умер в 1206 г. Его преемник Михаил Авториан был избран в Никее (1208), где его поддержала восстановленная там греческая империя. Этот патриарх, хотя и жил в изгнании, был признан законным во всем православном мире. Под его властью оставалась необъятная русская митрополия. От него, а не от его латинского конкурента, Болгарская церковь вновь получила свои права на церковную независимость вместе с восстановлением патриаршества в Тырново (1235). Именно с византийским правительством в Никее православные сербы также вели переговоры о создании собственной национальной церкви; их духовный вождь свт. Савва был поставлен автокефальным (независимым) архиепископом Сербии в 1219 г. Монгольское нашествие. Вторжение монголов на Русь стало бедствием для будущего русской цивилизации, но церковь выжила и как единственная объединяющая общественная институция, и как главная носительница византийского наследия. «Митрополит Киевский и всея Руси», назначаемый из Никеи или из Константинополя, был главной политической силой, признанной монгольскими ханами. Освобожденный от дани, которую платили монголам местные князья, и подотчетный лишь высшей по отношению к нему церковной власти (Вселенскому патриарху), глава Русской церкви – хотя и вынужденный оставить свою кафедру в опустошенном монголами Киеве – завоевал беспрецедентный нравственный авторитет. Он сохранял каноническую власть над огромными территориями от Карпатских гор до Волги, над вновь образованной епископской кафедрой в Сарае (близ Каспийского моря), столице монголов, и над западными княжествами бывшей Киевской Руси – даже после того, как те добились независимости (например, Галиция) или оказались под политическим контролем Литвы и Польши. Попытки восстановления церковного единства и богословское возрождение. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог освободил Константинополь из-под власти латинян, и православный патриарх вновь занял свою кафедру в Святой Софии. С 1261 по 1453 г. династия Палеологов правила империей, осаждаемой со всех сторон, раздираемой гражданскими войнами и постепенно сужающейся до границ собственно столицы. Церковь , однако, сохранила многое от своего прежнего авторитета, осуществляя юрисдикцию над неизмеримо большей территорией, включающей Русь, далекий Кавказ, часть Балкан и обширные регионы, захваченные турками. Несколько патриархов этого позднего периода – например, Арсений Авториан (1255–1259, 1261–1265), Афанасий I (1289–1293, 1303–1310), Иоанн Калека (1334–1347) и Филофей Коккин (1353–1354,1364–1376) – проявили большую независимость от имперской власти, хотя и оставались верны идее византийской ойкумены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Средневековая церковь со всеми ее атрибутами была не только громоздким, но и очень дорогим учреждением. Однако короли и феодалы шли на затраты, получая взамен нечто неизмеримо большее – высшую санкцию на свое господство. И поэтому, если иногда даже и вспыхивали распри между светской и духовной властью (например, между папами и императорами), то они всегда заканчивались примирением, причем церковь и папство неизменно оказывались в выигрыше. Пик могущества папской власти приходится на понтификаты Григория VII (1073–1086) и Иннокентия III (1198–1216). Первый изъял из рук светских властей назначение духовных лиц и установил единый порядок избрания пап конклавом кардиналов, второй сформулировал теократическую доктрину верховенства духовной власти над светской и создал разветвленный агентурный аппарат и порядок управления католическими странами. Отныне папский Рим не только распоряжался коронами европейских монархов, но и получал огромные доходы за счет поборов с «вассальных» государств. Кроме того, в результате организованного им четвертого крестового похода (1202–1204), Иннокентий добился сокрушения Византийской империи и кратковременного присоединения под власть папского Рима православной церкви (1204–1261). Это был предел, выше которого папская власть уже никогда не поднималась. Однако вскоре всем этим успехам пришел конец. По мере того как активизировался процесс консолидации крупных государств в Европе и усиливалась королевская власть, политическое значение папства неуклонно падало. В централизованном национальном государстве сильный монарх, не желая делить власть с соперником, всегда стремился поставить церковь в зависимое положение и, как правило, преуспевал в этом. Столкновение Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII и победа французского короля свидетельствовали о том, что наступили новые времена, и о былом могуществе Рима мечтать не приходится. Время понтификата Бонифация VIII (1294–1303) стало началом крушения могущества папской власти и прологом упадка католической церкви в целом. Уже вскоре после смерти этого папы последовало «Авиньонское пленение», в результате которого римским понтификам пришлось в течение 70 лет (1309–1378) жить на чужой территории, оставаясь фактически пленниками французского короля. Но и после этого положение пап не улучшилось и деградация католицизма пошла быстрыми темпами... Когда автор книги о Лютере уверяет нас в том, что накануне Реформации в католической церкви все обстояло более или менее благополучно, он умышленно умалчивает о тех диких безобразиях, которые происходили здесь в ходе всего XV века и которые должны были в корне подорвать прежнюю слепую веру населения Запада в своих духовных пастырей и их заветы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Митрополит Киевский и всея Руси свт. Кирилл (с 1243 г. нареченный митрополит) 1257–1259 Волнения в Новгороде, Суздале и Рязани против татар Изгнание крестоносцев из Константинополя. Восстановление Византийской империи Учреждение Сарайской епископской кафедры Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире против татарских сборщиков дани 1264–1271 Великий кн. владимирский Ярослав Ярославич 1264–1301 Великий кн. галицко-волынский Лев Данилович Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства ок.1271 г. Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества 1273 (или 1274) Митрополит Кирилл созвал Собор в Киеве 3001 (?) для устранения неисправностей в богослужебной практике, введена в употребление новая редакция Кормчей книги 1276–1303 Первый московский князь св. блгв. Даниил Александрович (родился в 1261 г.) до 1280 г. При владимирском Рождественском монастыре, вероятно при участии свт. Кирилла II(III), создано житие св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского Собор в Константинополе, где после смерти византийского имп. Михаила VIII Палеолога были низложены многие епископы за усердие к Лионской унии 1285–1289 В Твери построен каменный храм в честь Преображения Господня 1285–1305 Нашествие татар под предводительством Тудана («Дюденева рать»), разорение многих городов Северо-Восточной Руси Митр. Киевский и всея Руси свт. Максим 1299 (1300) Переезд свт. Максима во Владимир Суздальский ок. 1300 г. Св. блгв. кн. Даниил Александрович основал в Москве монастырь в честь поп. Даниила Столпника (Свято-Данилов) Присоединение к Москве Коломны Свт. Максим присутствовал на Соборе в Константинополе ок.1303 г. Кн. московский св. блгв. Даниил Александрович получил в наследство Переяславское княжество после прекращения местной династии Первое выделение Галицкой епархии в митрополию (упразднена в 1305 г.) 1303–1325 Московский кн. Юрий Данилович Присоединение к Москве Можайска Создание великокняжеского летописного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010