В нач. 1237 г. (возможно, в 1238, после захвата Дорогичина) Д. Р. и Василько убедили литов. кн. Миндовга и новогрудского кн. Изяслава напасть на Мазовию. В то же время Романовичи уехали в Венгрию по вызову Белы IV, чтобы помочь австр. герц. Фридриху II Бабенбергу, сражавшемуся против имп. Фридриха II Гогенштауфена. Заняв в 1238 г. киевский стол, Михаил Всеволодович отобрал у Д. Р. Перемышль, а в Галич посадил своего сына Ростислава. В ответ Д. Р., воспользовавшись походом кн. Ростислава на Литву, зимой 1238/39 г. захватил Галич, призванный на княжение «мужами градскими» - галицкими горожанами. В кафедральном Успенском соборе повторно совершилось настолование князя. Передаче власти Д. Р. воспротивились лишь местный еп. Артемий и «дворский» Григорий. Кн. Ростислав бежал в Венгрию, где вскоре женился на Анне, дочери кор. Белы IV. В 1239 г., пользуясь замешательством, царившим в Юго-Вост. Руси в связи с нашествием ордынцев, Д. Р. захватил Киев и поставил там наместником своего боярина Дмитра. 6 дек. (или 19 нояб.) 1240 г. Киев был занят войсками хана Батыя. Зимой 1240/41 г. захватчики опустошили галицко-волынские земли: были взяты Галич, Владимир-Волынский, Звенигород, Перемышль, Теребовль, Колодяжин и др. города, часть городов была полностью уничтожена. В качестве уцелевших Галицко-Волынская летопись называет Холм и отдельные крепости (Кременец, Данилов) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 786). Д. Р. узнал о набеге на пути из Венгрии, где вел окончившиеся неудачей переговоры о браке своего старшего сына Льва Даниловича с одной из дочерей Белы IV. Д. Р. вернулся в Венгрию, затем отправился в Польшу, где соединился с бежавшей туда семьей. Во время походов Батыя на Польшу Д. Р. скрывался в Мазовии; кн. Болеслав I, сын Конрада I, дал Д. Р. в кормление Вышегрод. После ухода монголов Д. Р. и Василько вернулись на Волынь, заняв по пути Дорогичин, временно осажденный мазовецким гарнизоном. В последующие 4 года Д. Р. активно занимался восстановлением разоренного захватчиками гос-ва и укреплением своей власти.

http://pravenc.ru/text/171312.html

13 февр. 1937 г. в выступлении перед церковными комитетами министр по делам церкви Г. Керль (см.: ЦХИДК. Ф. 1240. Оп. 1. Д. 27. Л. 2-26) уничижительно высказывался о значении Христа для церкви и заявлял, что истинное христианство не зависит от апостольского вероисповедания, а представлено партией, народом и фюрером. Национал-социализм - «дело воли Бога Отца, к-рая являет себя в нем. нации», а фюрер - «глашатай нового Откровения». Заявление Керля вызвало возмущение в оппозиционных кругах. В открытом письме Д. заявил, что Иисус Христос - Сын Божий, а не символ, выдуманный людьми, «на этом постулате основывается наша вера. Отсюда мы черпаем стойкость в нашей жизни» (ЦХИДК. Ф. 1240. Оп. 1. Д. 27. Л. 2). Д. подчеркивал, что христианство не приемлет знака крови и высказывался против насильственного насаждения в школах национал-социалистского мировоззрения. В авг. 1937 г. Керль возбудил процесс против Д., обвинив его в оскорблении личности, но Д. был оправдан. После падения нацистского режима Д. занял ведущие позиции в Евангелической Церкви Германии. Он выступал за возвращение к консисториальным формам церковной организации. В 1945 г. Д. стал генерал-суперинтендантом церквей Берлина и Бранденбурга с титулом «епископ», работал в Мариенкирхе в Вост. Берлине. В том же году вступил в Христианско-демократический союз, продолжавший традиции христианско-демократической партии Центра периода Веймарской республики. В окт. 1945 г. в качестве члена Временного совета Евангелической Церкви Германии и епископа Берлина и Бранденбурга Д. составил (вместе с еп. Вюртемберга Т. Вурмом и М. Нимёллером) Штутгартское заявление (Stuttgarter Schulderklärung), текст к-рого был отправлен представителям Всемирного экуменического совета церквей и содержал следующие слова: «С большой болью мы говорим: нами были причинены бесконечные страдания многим странам и народам… Мы приносим покаяние и признаем, что мы не были достаточно мужественными, недостаточно усердно молились, недостаточно верили и любили…» (Die Schuld der Kirche.

http://pravenc.ru/text/171949.html

Империи удалось наконец сломить сопротивление армян и поставить их в вассальные к себе отношения; но этот успех приобретен был ценою страшной международной ненависти, достигшей наконец таких размеров, что греки и армяне стали выражаться друг о друге не иначе, как с величайшим презрением 142 . Западные крестоносцы, появившиеся в конце XI века на востоке, стали между греками и армянами и до известной степени воскресили для тех и других Багдадский халифат; но это не могло уже примирить их. Они зашли слишком далеко во взаимной ненависти. Даже общее турецкое иго их не примирило.... Церкви опять явились верными выразительницами настроения своих наций, а богословские науки точными отголосками своих церквей. Впрочем, переговоры о воссоединении продолжаются и далее и даже по наружности в том же примирительном духе, как и прежде; но, при постоянно возрастающей взаимной ненависти между нациями, шансов на благоприятный исход их с каждым разом все оказывается менее; наконец, задолго еще до падения византийской империи, совсем прекращаются. Даже на Флорентийский собор представители той и другой церкви не нашли удобным явиться вместе, а те и другие заключили отдельно особые унии с Римом 143 . В промежуток времени с половины X до половины XV века было семь случаев сношений между обеими церквами о воссоединении, или, по крайней мере, об этих семи случаях сохранились до нас сведения. Первый такой случай был при византийских императорах Василии и Константине и при Константинопольском патриархе Полиевкте (956–970) и армянском католикосе Ваханике (965–970) 144 , второй при императоре Константине VIII Дуке, при патриархе Константине III Лихуде (1059–1064) и католикосе Качике (1058–1064) в 1060 году 145 , третий при императоре Алексее I Комнине (1080–1118), при патриархе Косьме I (1075–1081) и при католикосе Григорие II (1065–1081) в 1080 году 146 , четвертый при императоре Мануиле Комнине (1143–1180), патриархах Михаиле Анхиалие (1169–1177) и Феодосие I (1178–1185) и католикосах Нерсесе Благодатном (1165–1173) и Григорие IV Дега (1173–1193), пятый и шестой при императоре Иоанне Дуке Вататци (1221–1255), патриархах – Германе II (1226–1240) и Мануиле II (1241–1255) и при католикосе Константине I (1220–1267), – сначала в 1240, а потом в 1248 году 147 , седьмой при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1328), патриархе Исаии (1323–1337) и католикосе Константине II, – год не известен 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бесславный результат великих притязаний Пять войн Европы и США против России и СССР 29.12.2017 853 Время на чтение 18 минут Любая Европа исторически видит в России объект колонизации и источник обогащения. Среди ее оправданий (мотив же понятен и вечен): Европа культурнее и просвещеннее этой варварской окраины мира - Руси. Славист Будилевич в книге «Славянское единство» (XIX век) писал: «Гораздо позже начинается выступление на сцену всемирной истории славян. Они двигались собственно уже за готами и другими родственными им германскими племенами как второй вал в великом переселении народов, вследствие чего и эпоха образования славянских государств относится не к первым векам нашей эры, а к IX-X вв., следовательно, на 500-600 лет позже, чем у романогерманцев. Этот существенный в славянской истории хронологический факт некоторого запоздания в выступлении славян на сцену истории не только за романцами, но и за германцами имеет большое значение и в общей истории европейских арийцев вплоть до наших дней. Им главнейшим образом объясняются многие неудачи и утраты славянства в борьбе с романогерманцами как более старыми и искушенными опытом народами средневековой и новейшей Европы». «Отставание» сие, во-первых, было относительным (законы, образование), во-вторых, не касалось таких важных областей, как воинское искусство, в-третьих, означало, что страны те в историко-временном отношении моложе «старых» держав - значит, в чем-то сильнее их. Это скоро подтвердит мировая военная практика - главный критерий жизнеспособности. Отношения меж славянами всегда были сложны. Но уже в XIII в. шведы, немцы, датчане замыслили походы против Руси. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты на Неве, а в августе 1240 г. Орден начал поход на Русь. Долгое время Польша, Литва, Беларусь с Русью боролись сообща против Тевтонского ордена (битва при Танненберге, 1410). Сегодня можно только гадать: что было бы, если Литва соединила свою судьбу с Русью. «Если бы Ягайло стал зятем Дмитрия Донского и принял вместе со всей своей землей Православие, единоверный русско-литовский монолит сразу превратился бы в самую значительную единицу тогдашней Восточной Европы».

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/30/be...

Этим «нечто» и явилась битва на Чудском озере. Победа над немецкой партией в Новгороде После триумфа победы на Неве Александр Ярославич неожиданно, в том же 1240 году, оставляет Новгород. Принято было считать, что причиной стал конфликт с новгородской элитой в отношении новгородских вольностей. Но для такого конфликта было не очень подходящее время. Немцы начали наступление фактически синхронно со шведами, с задержкой буквально в месячный интервал, и в сентябре 1240 года захватили Псков. Александр изгонялся в то время, когда они уже наступали. Следовательно, с их наступлением вероятно и связывалось его изгнание из Новгорода. По мнению британского историка-слависта, автора книги «Кризис средневековой Руси: 1200–1304» Джона Феннела, Александр был отстранен от власти существовавшей в Новгороде немецкой партией 224 . С точки зрения развивающей этот взгляд И.О. Сурминой, новгородцы на первоначальном этапе были настроены на мирное урегулирование конфликта с Орденом относительно Пскова. В противоположность им Александр Невский не питал иллюзий о планах крестоносцев и выступал сторонником военного решения. Победили сторонники компромисса 225 . Однако через какое-то время стало ясно, что достижение компромисса в религиозной войне невозможно. Осознавшие свою неправоту новгородцы срочно призывают Александра вернуться. По всей видимости, его возвращение состоялось на основе принятия Новгородом определенных выдвинутых им условий (вероятно, ограничения права на отстранение князя). Подавление псковского сепаратизма Отражение внешних угроз в задачах политика большого уровня, каким являлся Александр Невский, должно было сочетаться с подавлением потенциального сепаратизма внутри страны. В ситуации раздробленности противостоять ему оказывалось особенно сложно. Наиболее выраженно этот курс проявился в политике Александра Невского по отношению к Пскову. Псковская республика, вернее ее феодально-купеческая верхушка, тяготилась зависимостью от Новгорода и пыталась выйти из-под его опеки. Но такое высвобождение создавало фактически сразу проблемные ситуации во взаимодействии с внешними акторами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В интерьере собора примечательно сочетание мозаик, находящихся в центральном подкупольном пространстве и апсиде, и фресковой росписи — в остальных частях. На западной, южной и северной стенах главного нефа помещены изображения семьи Ярослава Мудрого. Композиционным центром комплекса мозаик и фресок является изображение Пантократора (Христа-Вседержителя) в главном куполе и Богоматери-Оранты — в центральной апсиде. Стиль мозаик и фресок близок к византийской столичной художественной школе. Значительный интерес представляют росписи светского характера в южной и северной башнях. Здесь показаны сцены княжеской охоты, ловли диких животных, развлечения во время празднеств. От древнерусского декоративного оформления собора в отдельных местах сохранились участки многоцветного мозаичного пола, парапетные плиты из шифера, покрытые резным орнаментом, многочисленные резные мраморные детали, княжеские саркофаги. В 1240 г. хан Батый опустошил и ограбил собор. В XVI в. он находился в запустении. В первой половине XVII в. собор частично отстраивается (архит. О. Манчини). В декоре собора появляются ренессансные мотивы. После опустошения и разорения в 1240 г. собор вплоть до начала XVII в. находился в запустении. В конце XVII — середине XVIII вв. в результате перестроек собор приобретает формы украинского барокко (надстраиваются 6 новых куполов, устраиваются скатные крыши, фасады здания оформляются фронтонами и лепными украшениями, верхи всех куполов надстраиваются и приобретают барочную форму, сооружается барочный иконостас). В середине XIX в. собор капитально ремонтируется, укладываются чугунные полы, раскрывается от позднейших наслоений и записывается масляной живописью древняя фресковая роспись. В конце XIX в. к западному фасаду пристраивается нартекс. Собор, начиная с середины XIX в., исследовали Ф. И. Солнцев, П. Г. Лебединцев, Д. В. Милеев, И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Брунов, Ю. С. Асеев, Н. И. Кресальный, В. П. Волков, Б. П. Волков, Г. И. Говденко и др. Над изучением и реставрацией фресковых росписей и мозаик работали А. В. Прахов, Д. В. Айналов, П. И. Юкин, Е. А. Домбровская, В. Н. Лазарев, В. И. Левицкая, Л. П. Калениченко, О. Ф. Плющ, Е. С. Мамолат, Г. Н. Логвин, И. Ф. Тоцкая, И. П. Дорофиенко и др. Собору посвящена большая научная и научно-популярная литература (около 1000 наименований). Софийский собор относится к шедеврам мировой архитектуры. Он имел исключительно большое значение для развития древнерусской архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01028

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период Монастыри, основанные на Руси в 988—1240 Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями. IX в. Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня XI в. После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240 После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 После 1051 Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского. Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен. До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

мон-ря, с 1915 самостоятельный мон-рь, в 1930 закрыт, возрожден в 1993 как скит киевского Покровского жен. мон-ря, с 2002 самостоятельный мон-рь); Преображенский (муж., в с. Княжичи Броварского р-на, основан в 1992); Положения Ризы Божией Матери во Влахерне (муж., в с. Томашовка Фастовского р-на, открыт в 2000 как скит киевского Введенского мон-ря); Преображенский (жен., в пос. Песковка Бородянского р-на, основан в 2003); Преображенский (муж., в с. Нещеров Обуховского р-на, основан в 2004); Благовещенский Бортничский (муж., в Киеве, основан в 2005); Успенский (жен., в с. Райковщина Яготинского р-на, основан в 2006); Голосеевский Николо-Тихвинский (жен., в Киеве, основан в 2007); бориспольский в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (муж., в Борисполе, основан в 2008); иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (жен., в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на, открыт в 2008); Ковалёвский во имя прп. Анастасии Киевской (жен., в с. Ковалёвка Васильковского р-на, основан в 2009); Рождества Пресв. Богородицы Десятинный (муж., в Киеве, основан в 2009); Пустынно-Николаевский скит (жен., в с. Орджоникидзе Полесского р-на, приписан к киевскому Покровскому жен. мон-рю, основан в 2011); Киево-Братской иконы Божией Матери (жен., в с. Горенка Киево-Святошинского р-на, с 2013). Упраздненные вмч. Георгия (муж., в Киеве, основан после 1037, уничтожен в 1240); мц. Ирины (жен., в Киеве, основан после 1037, уничтожен в 1240); вмч. Димитрия Солунского (муж., в Киеве, основан в сер. XI в., после 1128 не упом.); во имя свт. Николая Чудотворца (жен., в Киеве, упом. в 50-60-х гг. XI в.); Германеч на Берестове во имя Спасителя (муж., в Киеве, основан ранее 1072, разрушен в 1240); во имя св. Симеона в Копыреве конце (муж., в Киеве, основан ранее 1076, разрушен в 1240); Янчин Андреевский мон-рь (жен., в Киеве, основан в 1086, разрушен в 1240); Кловский Стефанеч в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (жен., в Киеве, основан ранее 1096, разрушен в 1240); Выдубицкий во имя арх. Михаила (муж., в Киеве, основан в XI в., в 1924 обращен в общину, окончательно закрыт в 1929); Лазарев (жен., в Киеве, упом.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После 1037 г. Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 г. После 1051 г. Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е гг. или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирили ранее ликийского. Несколько прежде 1062 г. Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 г. До 1060-х гг. Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е гг. Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 г. Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 г. Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 г. Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 г. и возобновлен. До 1072 г. Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 г. Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 г. Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 г. 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ал. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 г. До 1096 г. Муромский мужской монастырь во имя Спасителя. До 1096 г. Киевский Кловский Стефановский (Стефанеч) монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. До 1096 г. Суздальский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского (поначалу – подворье Киево-Печерского монастыря). Ок. сер. XI в. Владимиро-Волынский Святогорский мужской монастырь. Ок. 3-й четв. XI в. Ростовский Авраамиев мужской монастырь в честь Богоявления. 1108 г. или позднее До 1113 г. Киевский женский монастырь (во имя св. праведного Лазаря Четверодневного ?) Новгородский Антониев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Новгородский Юрьев мужской монастырь во имя или ранее вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев женский монастырь во имя Спасителя. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Киевский Отний (Вотчь) мужской монастырь во имя св. вмч. Феодора Тирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1217. Прибавление к Слову 3. Святой Иоанн Лествичник. 1218. Слово о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 6. 1219. Слово 7, гл. 12. 1220. Мф. гл. 1 и 2. 1221. Преподобного Марка Подвижника Слово о покаянии и Слово о крещении. 1222.  Все проявления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое (Пс. 118. 128, 101). 1223.  кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2. 10). 1224.  …очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7. 1). 1225. Слово 7, гл. 4. 1226.  …Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. 3. 1). 1227. Vita Beati Antonii Abbatis. Patroloqiae. Tom. LXXIII, caput XV, и Четьи-Минеи. 1228. О молитве, гл. 47. Добротолюбие. Ч. 4. 1229. Слово 2. 1230. Цар. 17. 25. 1231. Художество и Правило святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 29. 1232.  Не принимаю славы от человеков… Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете (Ин. 5. 41, 44). 1233. Мф. 6. 16. 1234. Мф. 7. 1–18. 1235.  …пусть левая рука твоя не знает, что делает правая …и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6. 3, 18). 1236.  Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6. 24). 1237.  Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 33). 1238. Мф. 4 и Лк. 4. 1239. Преподобного Григория Синаита гл. 110. Добротолюбие. Ч. 1. 1240. Заглавие 28 Слова Лествицы. 1241. Святой Иоанн Карпафийский. Утешительных глав 55. Добротолюбие. Ч. 4. 1242. Иак. 5. 16. 1243. Алфавитный патерик, буква 1. 1244.  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 5. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010