«Ныне я славлю, превозношу и величаю Царя Небесного», говорит царь в своем указе. «Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды». «И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» Он «силен смирить ходящих гордо»; «знамения Его велики и чудеса Его могущественны»; но и «все дела Его истинны и пути праведны» 1233 . Впрочем, язык и ход мыслей в этом выражении религиозных чувств у Навуходоносора подходят к другим его воззваниям, направленным преимущественно к Меродаху, одному из главных богов вавилонских. В одной клинообразной надписи своей Навуходоносор называет этого бога «господом» 1234 , «великим господом» 1235 , «князем богов» 1236 , «господом богов» 1237 ; всю славу своего собственного царствования приписывает милости Меродаха и его сына Нево 1238 ; говорит о могуществе первого, простирающемся на всех людей 1239 , и т. д. Это внешнее сходство между языком указа Навуходоносора (по книге Данииловой) и языком других его воззваний, направленных к Меродаху, заставляет нас сказать, что и в этот раз в сущности не было какого-либо обращения Навуходоносора к Иегове 1240 : в указе его проглядывает одно общее верование большинства языческих народов в верховное Божество, управляющее судьбами всех царств и народов; для вавилонян таким верховным божеством и был Меродах, «князь и господин» всех остальных богов. Монотеистом же, поклонником одного Иеговы, Навуходоносор никогда не был 1241 . После Навуходоносора вступил на вавилонский престол сын его Евильмеродах и царствовал только 2 года (561– 560) 1244 ; на втором году своего правления он был убит 1245 мужем сестры своей Нериглиссором, стоявшим во главе партии заговорщиков 1246 . Нериглиссор сам занял престол и царствовал около 4 лет (559–556) 1247 . Во время войны с персами он был убит и на престол вступил сын его Лаворосоардах, еще мальчик, царствовавший только 9 месяцев 1248 и убитый партией заговорщиков, среди которых был и Набоннид, знатный вавилонянин, занявший после того вавилонский престол 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Св. Апостол языков, прощаясь с пастырями Ефесскими, говорил им: «по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте». 1240 Слово великого Апостола исполнилось в точности. Кажется, не успел он сомкнуть свои глаза, как эти лютые волки выступили. Тяжелую картину борьбы христиан малоазийских с этими «лютыми волками» пришлось наблюдать и переживать Св. Апостолу Иоанну. Он видел, как «лютые волки» постепенно выступали со своею новою проповедью, как число их увеличивалось и как они с возрастающею силою устремлялись на Церковь , желая поколебать её основание. Вот что пишет сам Апостол об этом времени: «Много лжепророков появилось в мире», «многие обольстители пришли в мир» и «духи лести», «появилось много антихристов». 1241 Новые проповедники ходят из дома в дом, из города в город. Многие принимали их с усердием в свои дома. Влияние их было так велико, что, казалось, уже наступала последняя година. 1242 В рядах этих новых проповедников были Иудеи и язычники. Те и другие понимали важность и значение хри- —11— стианства. Но они не хотели отрешиться совершенно от вековых воззрений своего прошлого. Им казалось, что далеко не всё должно быть забыто из этого прошлого. Они находили возможным многое отсюда присоединить к христианству. Начали сопоставлять христианское учение с иудейским и языческим. Благодаря этому, открылся широкий простор личному произволу. Христианство не могло быть понято и оценено правильно и новое учение должно было представлять собою лишь смесь иудейства или язычества и христианства. Под пером таких писателей оно утрачивало свои особенности: из учения небесного Наставника оно превращалось в учение простого мудреца и обыкновенного учителя. Правда, это учение было просто, понятно и привлекательно, меньше в нём было неразрешимых вопросов для ума, ищущего разрешения всех своих сомнений. Но в нём таилась и великая опасность для христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Я живу, – говорит Лессинг 1239 , – в восемнадцатом столетии, в котором нет чудес». «В настоящее время, – пишет Пауэль 1240 , – нет чуда. Чудо и не нужно теперь, потому что перед глазами у нас величайшее из чудес – всемирное торжество христианства» 1241 . Вышеизложенное мнение о прекращении истинных чудес вполне несостоятельно, потому, что свв.пророки, повествуя о чудесах или говоря о Боге чудес 1242 , отнюдь не указывали при этом, что чудеса ограничиваются известными эпохами. Как некогда Бог творил чудеса, так Он творит их и поныне и будет вечно творить, потому что Бог есть живой Бог 1243 . Разбираемое мнение несправедливо и потому, что противоречит совершенно ясным, не допускающим никакого иного толкования, словам Самого Иисуса Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду« 1244 . »Уверовавших, – сказал Он, – будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы« 1245 . »Почему мы, – спрашивали Иисуса Христа апостолы, – не могли изгнать его», т.е. беса или, иначе говоря, совершить чуда? «По неверию вашему, – отвечал Христос Спаситель, – ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру в горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда«, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» 1246 . Разбираемое мнение несостоятельно еще и потому, что чудеса не суть только подпорки, необходимые при возведения здания Откровения, по окончании его более ненужные; – чудеса, помимо этого, суть еще и объект веры искупленного человека как члена Царства Божия. Поэтому они и должны существовать в Православной Церкви и быть свидетельством силы веры искупленного человека как члена Царства Божия во все времена 1247 . Вышеизложенное мнение не заслуживает внимания и потому, что оно противоречит истории Православной Церкви, так как она и, в особенности, святая жизнь ее подвижников изобилуют чудесами 1248 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Мансикка В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. СПб., 1913. 137 с. Маркс К. Разоблачения дипломатической истории XVIII века. URL: http://scepsis.net/library/id_878.html Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь, конец XII в. –1270 г.: Тексты. Перевод. Комментарий. М.: Индрик, 2002. 447 с. Махнач В.Л. Основание Сарайской (Крутицкой) епархии: забытые причины//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. 1999. 11. С. 124–128. Мэн Дж. Чингисхан. Жизнь, смерть и воскрешение М.: Эксмо, 2006. 416 с. Назарова Е.Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы)//Восточная Европа в исторической перспективе. М.: Языки славянской культуры, 1999. 324 с. Назарова Е.Л. Псков и Ливония в 40-е – 90-е годы XIII в.//Civimas et castrum ad Mare Balticum. Baltijas arheoloijas un vstures problmas dzelzs laikmeta un viduslaikos. Рига, 2002. С. 591–609. Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд, 2006. 397 с. Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. Ревизия и правда истории. М.: Вече, 2010. 352 с. «Невская битва 1240 г. вполне могла быть, но о ней рассказывает единственный источник». Интервью с И. Н. Данилевским//Историческая экспертиза. 4 (13). 2017. С. 324–329. Несин М.А., Фомичёв М.В. О некоторых дискуссионных вопросах и мифах, относящихся к Невской битве 1240 года (К 780-летию Невской битвы)//Novogradia. 2020. 1 (5). С. 71–131. Нестеренко А.Н. Мифологемы Невской битвы//Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н.Э. Баумана): Электронный журнал. 2016. 4 (42). URL:http://hmbul.ru/articles/356/356.pdf Никита Хониат. История. Царствование Исаака Ангела. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/2_1.htm Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье)//Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984. С. 121–137. Никитин А.Н. Центрально-Европейские походы в освещении монгольских источников эпохи Угэдэй-каана (1228/29–1241) и Гуюка Далай-хана (1246–1248)//Источниковедческая компаративистика и историческое построение. М., 2003. С. 239–241.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б.Н. Флоря в сборнике «Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства» (М., 1982) так оценивал деятельность князя Ярослава Всеволодовича: «Русская земля в XII–XIII веках продолжала сохранять политическое единство – верховная власть Владимире-Суздальских князей была не идеалом, а реальностью. Наиболее ярко такая тенденция отразилась в рассказе Степенной книги о вступлении Ярослава Всеволодовича на великокняжеский стол после нашествия Батыя. Когда Ярослав «восприим старейшинство во всем Руском языце», то «прихожаху к нему в Суждальскую землю от славныя реки Днепра и от всех стран Руския земли: Галичане, Волынстии, Кияне, Черниговцы, Переяславцы и славнии Киряне, Торопчане, Меняне, Мещижане, Смольняне, Полочане, Муромцы, Рязанцы и вси подражаху храбрости его и обещавахуся ему живот свои полагати за избаву христьянскую». Лишь позднее, когда полностью укрепилась власть Золотой Орды над русскими землями, это единство разрушилось». В июне 1238 года в резиденции датского короля Вольдемара II Стенби был заключён немецко-датский договор о совместном разгроме новгородских земель, подписанный самим королем, магистром Тевтонского ордена в Ливонии Германом Балком и папским легатом в Прибалтике Вильгельмом Моденским. Шведы стремились завоевать Карелию и устье реки Невы, датчане хотели занять все юго-восточное побережье Финского залива, орден стремился завоевать Псков. Для захвата важнейшего торгового пути, связывающего Прибалтику с Новгородом по Неве, датчане начали укрепляться в Эстонии, а крестоносцы – в Ливонии и Финляндии. В 1240 году орденские рыцари, отряды датского короля и дерптского епископа разгромили псковское войско во главе с воеводою Гаврилою Гориславичем и взяли Изборск, вырезав все местное население. «В лето 6748 (1240) избиша немцы пскович под Изборском 600 муж месяца сентября в 16 день. И по сем пришедше немцы и взяша город Псков и седоша немцы в Пскове 2 лета». 16 сентября 1240 года немецкие рыцари с помощью псковских бояр-германофилов овладели Псковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Целью шведской экспансии в середине XIII века было отторжение от Северной Руси территорий в пользу Шведской короны. Для Руси обороняться в этот период было особенно тяжело, поскольку зимой 1237-1238 годов она жестоко пострадала от " Батыевой рати " , а в 1239 и 1240 годах вновь подверглась опустошительным нашествиям моноголо-татар. В силу этих обстоятельств Александр Ярославич, княживший в Новгороде Великом с 1236 года, не мог рассчитывать на масштабную помощь людьми из " Низовской руси " , где княжил его отец Ярослав Всеволодович. Он располагал лишь собственной небольшой дружиной и силами Новгородской вечевой республики. Тем не менее, в ожесточенной битве 15 июля 1240 года в районе Усть-Ижоры князь Александр Ярославич на голову разгромил шведских захватчиков и остановил тем самым шведскую экспансию на восток. Это событие не отразилось в шведских исторических памятниках, поскольку само шведское историописание к тому времени пребывало в зачаточном состоянии, но в русских источниках оно описано с подробностями. Радиопрограмма подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/07/03/20-3...

Потерпев поражение на востоке и неудачи на юге в борьбе с литовцами, ливонские меченосцы обращаются к папе Григорию IX с просьбой о соединении ордена братьев-меченосцев с орденом тевтонских рыцарей. 12 мая 1237 г. совершился торжественный акт их слияния в Ливонский орден, но и этого оказалось недостаточно для обращения в католичество прибалтийских народов. Папа нашел подкрепление в Швеции – большое войско крестоносцев во главе с герцогом Биргером, в 1240 г. Ливонский орден и шведы открыли военные действия против русских. Первыми выступили шведы. Русско-шведские противоречия возникли не вдруг, они обнаружились еще в XII в. Для похода на Русь шведское правительство короля Эриха Картавого выделило значительное войско, а также вспомогательные отряды из жителей покоренных земель еми и суми и, возможно, из небогатых норвежских феодалов. Князь Александр Ярославич в 1239 г. позаботился об охране не только западных, но и северных границ, установив тщательную оборону Финского залива и Невы. Первым на русской границе появилось шведское войско. Князь Александр, не дожидаясь ни сбора всех сил новгородцев, ни помощи от других князей, с небольшой дружиной 15 июля 1240 г. неожиданно напал на шведское войско на берегах Невы и нанес ему сокрушительное поражение, с тех пор мужественный победитель шведов князь Александр был прозван Невским. В 1240 г. немецкие крестоносцы, собранные из всех крепостей Ливонии, в том числе и из Оденпе, Дерпта, Феллина, направляемые перешедшим к ним князем Ярославом Владимировичем, захватили Изборск. Против них выступили ополченцы Пскова, но были разбиты превосходящими силами наступавших. Затем немцы захватили и Псков, где намерены были утвердиться, передав управление городом в руки орденских братьев. Не довольствуясь захватом Изборска и Пскова, немцы вторглись в землю племени води и, построив крепость в Копорье, напали на русские земли, принадлежавшие Новгороду, и опустошили их. Тогда новгородцы обратились к владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу с просьбою прислать к ним снова своего сына князя Александра, который из-за ссоры с новгородцами вскоре после победы на Неве оставил Новгород. Князь Александр немедленно вступил в военные действия против немецких рыцарей. Прежде всего он овладел Копорьем. Русские князья, осознав важность происходивших событий, послали в Новгород войско, собранное из представителей других русских земель. Получив помощь, князь Александр в начале 1242 г. двинулся на Псков. Немецкие рыцари упорно оборонялись, но все же город был взят, и Александр вступил в пределы Ливонии, где дал сражение большому рыцарскому войску 5 апреля 1242 г., названное впоследствии Ледовым побоищем. Оно окончилось полным поражением ливонцев. Они смирились и поспешили отправить в Новгород послов для заключения мира. Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

keyboard_arrow_right 00:00 00:00 playlist_play chevron_left volume_up chevron_left Go to album Победа над шведами на реке Неве 1240 года 8 декабря, 2021 Фрагмент росписи Храма благоверного князя Александра Невского в Сормове Анимированный комикс «Александр Невский». Вопросы Веры и Фомы Летом 1240 года Шведское королевство нанесло удар по северной части земель Новгородской вечевой республики. Борьба между шведами и Русью за Карелию, Южную Финляндию, Приладожье и землю Ижорскую велась давно. Противники обменялись многими ударами. Да и в будущем предстояло им сразиться многое множество раз. В 1240 году упорного и энергичного противника должен был отбивать юный князь Александр Невский. Его «поставил» на Новгород отец, Ярослав Всеволодович. Сам он занят был в ту пору делом мучительным: наводил порядок на землях Руси, разорённых нашествием монголо-татар, строил новые крепости и храмы на месте старых, сожжённых, сдерживал литвинов, пытавшихся оторвать от Руси то одну область, то другую. На новгородские дела ему не хватало времени. Отец нуждался в человеке, который, приняв Новгород, не подведёт великого князя, не пропустит сюда никакого врага. Соседи видели слабость Руси, получившей от Батыя тяжёлые раны. Эта слабость внушала им надежды, что князья русские не сумеют защитить своей земли. А значит, можно надеяться на приращение собственных владений за счёт Руси. Александр Ярославич оказался незаменимым помощником для отца. В 1240 году ему исполнилось всего лишь девятнадцать лет. По меркам нашего времени, правитель громадной области, столкнувшийся с беспощадным и сильным врагом, — совсем молодой парень. Что он знает о жизни? Что умеет? Как оборонит подвластную ему Новгородчину? Но в ту пору люди взрослели рано, рано шли на войну, рано вступали в брак. Для забот княжеских, для войны, суда и иных державных дел Александр Ярославич, по обычаям своего времени, считался вполне взрослым. Взрослым безо всякого сомнения, безо всяких скидок. Как взрослый человек, он держал в уме историю столкновений Новгорода Великого и шведов. В 1164 году шведы ходили с большими силами на Ладогу и были разгромлены наголову. В 1198-м новгородцы разрушили шведский оплот на землях финнов — город Або. Отец Александра, князь Ярослав Всеволодович, в 1220-х годах ходил на союзников Швеции — народ емь, затем сама емь ударила по Ладожской земле, но потерпела поражение. Десятилетием позднее та же емь выступила союзницей Руси, восстала против шведских завоевателей и изрядно их разорила. Народ емь колебался, выбирая в качестве своих врагов то Русь, то шведов. Часть историков считает, что во второй половине 1230-х, незадолго до похода на Неву, шведы одолели емь и поставили её под свою власть. Другие специалисты возражают: нет, емь оказалась завоёвана шведами окончательно лишь в 1250-м. По всей видимости, к 1240 году Шведская корона поставила под контроль народ емь лишь частично и мечтала о большем. Другой финский народ, сумь, к тому времени давно пребывал под властью шведских завоевателей.

http://veraifoma.ru/famblog/pobeda-nad-s...

Единству государства угрожали самозванцы, действовавшие на юго-востоке страны и собиравшие вокруг себя недовольных. Это привело к 2 масштабным восстаниям («оборванцев» и «погромщиков», 1220-1226), которые удалось подавить лишь совместными усилиями короля и ярла. Ярл Скули, продолжавший претендовать на корону, несмотря на брак своей дочери с Хаконом IV, владение третью страны и титул герцога (получен им в 1237), организовал заговор. Наряду с частью старых «берестяников» его поддержали исландские магнаты во главе со Снорри Стурлусоном (1178/79-1241), в союзе с королевским тестем добивавшимся установления главенства своего клана (Стурлунгов) в Исландии. В исландском споре кор. Хакон IV принял враждебную Скули и Снорри сторону Гицура Торвальдссона (1208-1268), который был зятем Снорри и представлял др. исландский клан. В 1239 г. Скули добился избрания себя королем на Эйратинге, что означало открытый мятеж и новые усобицы, а потому он не был поддержан ни придворными, ни локальными группировками знати. Войска герц. Скули были разгромлены под Осло, он бежал в Нидарос, где и был казнен (1240). 23 сент. 1241 г. от руки Гицура на собственном хуторе в Исландии пал союзник герц. Скули - Снорри Стурлусон. Эпоха величия (1240-1319) Хакон IV, укрепив королевскую власть в стране, считал необходимым утвердить свой авторитет на международной арене, а также разрешить вопрос о разделении в стране светской и церковной юрисдикции. В 1240 г. сын Хакона IV, Хакон Юный, был избран соправителем отца, что должно было подчеркнуть преемственность власти и наследственные права потомков Сверрира на престол Н. Норвеж. придворные круги выразили готовность поддержать папу Иннокентия IV в его борьбе с имп. Фридрихом II Штауфеном и в ответ получили буллу (1246), которая снимала сомнения в законности власти Сверрира и его потомков. Кроме того, папа даровал норвежскому королю право 3 года распоряжаться определенными церквами в Н. и собрать 20-ю часть церковных доходов в свою пользу. В качестве скрепления союза папа отправил в Н.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010