В 1858 году Преосвященного Макария переводят в Харьков, где до декабря 1868 года он ревностно управляет епархией, а затем принимает назначение на кафедру архиепископа Литовского и Виленского. И в Тамбове, и особенно в Харькове ему удавалось, кроме успешного выполнения многотрудных архипастырских обязанностей, продолжать свои занятия по Истории Русской Церкви. Методика его работы заметно меняется.. По мнению исследователя деятельности Преосвященного Макария, «резкою гранью лежит тот перерыв в работе над «Историей», который совпал с назначением в Тамбов, потом в Харьков, который образовал Макария. как общественного деятеля, вывел его из монашеской кельи на широкие горизонты политики и общественности, который, наконец, так мучительно был пережит Макарием с победным возвращением к любимой исторической работе. Грань эта, лежащая между «введением» и первыми тремя томами, с одной стороны, и последующими томами – с другой, отделяет почти двух историков, так глубоко изменился автор за указанный период жизни» с. 195]. Сам Владыка Макарий сознавал преимущества своей новой методики и еще до-появления в печати IV и V томов извещал брата Александра, что тома эти «будут интереснее и лучше трех первых»), В декабре 1865 года было окончено печатание IV и V томов, а затем, вплоть до года кончины (1882), выходили всё более совершенные тома «Истории Русской Церкви». В 1879 году Преосвященный Макарий принимает назначение на кафедру митрополита Московского и Коломенского, но не прерывает упорного научного труда. В 1879–1881 гг. вышли в свет X и XI тома, а XII и начало XIII были изданы в 1883 году братом почившего великого историка с. 188] протоиереем Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым. В появившихся томах Высокопреосвященный Макарий успел рассмотреть весь второй период и часть третьего периода истории Русской Церкви. Второй период, охватывающий время от 1240 до 1589 года, распадается на два отдела: от Митрополита Кирилла II до Святого Ионы, или период монгольский (IV и V тт.), и от Святого Ионы до Патриарха Иова, или период разделения Митрополии (1448–1589), причем истории Московской митрополии Владыка Макарий отвел VI , VII и VIII тома, а митрополии западнорусской, или литовской,– том IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

40 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М.: Московский патриархат: Посад, 1993. – 227 с. 41 . Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – 95 с. 42 . Лазарь (Афанасьев), мон. Житница жизни: Страницы истории и духовного бытия Оптиной пустыни. – Козельск: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2003. – 254 с. 43 . Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М.: Донской монастырь: ТОО «Светлячок», 1993. – 204 с. 44 . Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589): Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589) – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 590 с. 45 . Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – 702 с. 46 . [Преп.] Макарий (Иванов М. И.), старец. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – СПб.: Яковлева, 1993. – 760 с. 47 . Малягин В. Ю. В Псково-Печерском монастыре. – М.: Отчий дом: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2001. – 207 с. 48 . Маслов Н. В. Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев. – М.: Самшит, 2002. – 367 с. 49 . Настольная книга для монашествующих и мирян: Сборник./Сост. Иоанн (Крестьянкин) , архим. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – 398 с. 50 . Никанор (Бровкович) , архиеп. Слова и речи. Т. 5. 51 . Николай (Сахаров), ид. Харизматическое старчество и послушание в христианской традиции./Начало: Журнал Института богословия и философии. – 10. – СПб., 2001. – С. 84 – 2 (20). 52 . О должностях пресвитеров приходских. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 221 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

[vi] Термины в данном случае мои. «Рефлексивный» — представляющий собой размышление, рассуждение от лица автора или же персонажа; «новеллический» — представляющий собой последовательный рассказ о происшедшем, фактографическое описание. [vii] Полагаю, именно в подобных пассажах личность писателя в интеллектуальном, эмоциональном и креативном планах должна проявляться наиболее обнажённо. [viii] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. четвёртая. Ч. первая: История Русской Церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1240-1589). Отд. второй: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Иона до патриарха Иова, или в период разделения её на две митрополии (1448-1589). М., 1996. С. 287-295. [ix] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Период второй, Московский. Т. II: От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Вторая половина тома. М., 1911. С. 176-180. [xi] Спасский Ф. Г . Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 92-127 (перв. изд.: Париж, 1951). [xiii] К «элементам» построения панегирической речи, очевидно, нужно отнести и разнообразные библеизмы (в виде образов, цитат, парафраз, аллюзий). [xv] Соболевский А. И. История русского литературного языка. М.: «Наука», 1980. С. 44 (курс лекций формировался в конце XIX в.). [xvi] Кадлубовский Арс. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 188. [xxiii] Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Логофета (Старшая редакция жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. Сб. статей и материалов. М., 1967. С. 242-257. [xxiv] Д. И. Чижевский почему-то говорит о восемнадцати речах — «eighteen eulogies» ( i evskij D . History of Russian Literature. From the Eleventh Century to the End of the Baroque. S-Gravenhage: Mouton & Co, 1960. P. 181). [xxv] 1) «Слово похвалное Покрову пречистыа владычице нашеа Богородице»//ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб, 1870. Стб. 17-23 (ср.: «Слово похвално честному Покрову пресвятыа владычица нашеа Богородица и приснодевей Марии, творение смиренаго ермонаха Пахомиа//БЛДР. Т. 12: XVI век. СПб., 2003. С. 54-61); 2) Слово похвалное на пречестную память преподобнаго отца нашего Варлаама, в нем же имать нечто на иудеа//ОЛДП. Т. XLI. СПб., 1881. С. 97-109; 3) «Слово похвальное бывшаго знамениа честною иконою пречистыя владычица нашея Богородица, сущии в Великом Новеграде»// Яблонский В. Пахомий Серб… Приложение. С. XCII-CI; 4) «Слово о перенесении честных мощей въ святых отца нашего в ерархох чюдотворца Петра, митрополита всея Руси»// Яблонский В. Пахомий Серб… Приложение. С. CXII-CXII (ср.: Седова Р. А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М.: «Русский мир», 1993. С. 132-140); 5) «Слово похвально святому Алексию митрополиту Киевскому и всея Руси»// Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия… С. 254-257.

http://bogoslov.ru/article/1250151

Ko..ln; Wien, 1990) и «Списки иерархов Российской Церкви» (СПб., 1882). К 900-летию Крещения Руси был издан справочник, составленный Н.Н. Дурново (под псевдонимом Н. Д.): «Девятисотлетие русской иерархии, 988–1888: Епархии и архиереи» (М., 1888). По состоянию на 1913 г. хронологические списки архиереев Русской Церкви приведены в книге С.В. Булгакова «Настольная книга для священно-церковнослужителей» (Киев, 1913. М., 1993р). Наиболее полными на сегодняшний день являются хронологические списки епархий и архиереев РПЦ, опубликованные в новом издании «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) по соответствующим периодам: конец X – середина XIII в. – кн. 2 (М., 1995. С. 663–667); 1240–1448 гг. – кн. 3 (М., 1995. С. 639–648); 1448–1589 – кн. 4 (2) (М., 1996. С. 351–358); епархии и архиереи Киевской митрополии в 1448–1596 гг.– кн. 5 (М., 1996. С. 515–521); 1589–1652 – кн. 6 (М., 1996. С. 736–745); 1652–1700 – кн. 7 (М., 1996. С. 607–618); 1700–1917 – кн. 8 (1) (М., 1996. С. 659–782); 1917–1997 гг.– кн. 9 (М., 1997. С. 706–769). Полный алфавитный список архиереев Русской Церкви публикуется в приложениях к соответствующим томам настоящего издания. Иерархия периода Киевской Руси представлена в приложении к книге Я.Н. Щапова «Государство и Церковь Древней Руси, X-XIII вв.» (М., 1989. С. 191–213). История создания архиерейских кафедр, изменения границ епархий (с приложением карт) в XVI-XVII вв. достаточно полно изложена в труде И. Покровского «Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы» (Казань, 1897. Т. 1). История иерархии синодального периода подробно представлена в книгах Ю.Толстого: «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721–1871» (СПб., 1872); «Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721–1895» (СПб., 1896). С конца XIX столетия списки иерархов публиковались ежегодно в издании: «Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии» (СПб., 1875–1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

391 Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отд. перв.: Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла 2 до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448). М., 1995. С. 619. 392 Святыни православной Москвы/Под общ. ред. еп. Бронницкого Тихона. Автор текста А. К. Светозарский. М.: Изд. Моск. патриархии, 1997. С. 18, 24. 395 Спивак Д. Л. Матричные построения в стиле «плетения словес»//ТОДРЛ. Т. 49. СПб., 1996. С. 105–106. 409 Словарь библейского богословия. С. 490–491//Толковая Библия... Т. 8: Евангелие от Матфея. С. 279. 410 Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России//Он же. Исследования по древнерусской литературе/Отв. ред. О. В. Творогов. Л.: Наука, 1986. С. 22–24. 412 Текст настоящего раздела опубликован автором под этим же названием, но в более сжатом виде, в книге: Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. 1. М.: ИМЛИ РАН; ОИДР, 1994. С. 80–120. 413 Эта рукопись издана литографически с воспроизведением всех миниатюр в виде прорисей (« Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца»: (По лицевому списку Троице-Сергиевой лавры 16 в.). Сергиев Посад, 1853). 414 ПЛДР: 14-середина 15 века. М., 1981. С. 571–572; Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности 15–17 вв.//Методические рекомендации по опис. слав.-рус. рук. книг. М., 1990. Вып. 3. С. 273. 416 « Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа чюдотворца, и малоисповедание от божественных чюдес его, списано учеником его, священноиноком Епифанием»//ВМЧ. Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883. Стб. 1463–1563. 417 « Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием» в 15 в./Сообщил архим. Леонид... СПб., 1885. 418 « Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чюдотворца. Списано бысть от Премудрейшаго Епифания»//ПЛДР. 14-середина 15 века. М., 1981. С. 256–429 (подг. текста Д. М. Буланина).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вступление Глава I. Иерархия и паства Глава II. Монастыри Глава III. Богослужение Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Глава VI. Состояние веры и нравственности Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим церквам Комментарии к книге 2 (тт. 1-3) КНИГА ТРЕТЬЯ От редакции История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589)   Отдел первый. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448) ТОМ 4 Вступление Глава I. Иерархия I. Первые четыре митрополита (1243–1354): 1. Кирилл II; 2. Максим; 3. Петр; 4. Феогност II. Время святительства митрополита Алексия (1354–1378) III. Смутное время в митрополии и митрополит Киприан (1378–1406) IV. Время святительства митрополита Фотия и его преемники (1410–1448) V. Русские епархии Глава II. Паства I. Умножение паствы: успехи православной веры между монголами II. Успехи православной веры в Литве и состояние там православия III. Обращение к христианству жителей Перми IV. Уменьшение православной паствы от раскола стригольников Глава III. Монастыри I. Монастыри в Юго-Западной России II. Монастыри в Восточной России 1. В первый, тягчайший период монгольского ига 2. Во второй период монгольского ига III. Монастыри в Новгородской области и других северных IV. Устройство и внутреннее состояние монастырей Глава IV. Богослужение I. Святые храмы, иконы и кресты II. Святые мощи, праздники и посты III. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования IV. Святые таинства и другие священнодействия V. Церковное пение и церковные вещи ТОМ 5 Глава V. Церковное право I. Правила и постановления собственно церковные 1. Древние и основные, заключающиеся в Кормчей 2. Правила и постановления новых Соборов и Цареградских патриархов по делам Русской Церкви 3. Правила и постановления наших митрополитов 4. Постановления наших епископов II. Гражданские узаконения на пользу Церкви 1. Узаконения греческих государей, вошедшие в состав Кормчей

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

История Русской Церкви. Книга третья К оглавлению От редакции В третью книгу настоящего издания вошли четвертый и пятый тома «Истории Русской Церкви» высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, охватывающие огромный период отечественной истории — более двух веков (1240–1448) — и посвященные, как означено в заголовке, «состоянию Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский». Такова тема книги в общеисторическом плане. В перспективе же собственно церковно-исторической тема настоящей книги и еще двух последующих книг, включающих 6, 7, 8 и 9 тома «Истории Русской Церкви» митрополита Макария,— «история Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589)». В этом заключается смысловой стержень книги — нелегкий путь к автокефалии, препятствием на котором была раздробленность некогда единых русских земель и княжеств, усугублявшаяся иноземным владычеством и стремлением ряда светских правителей к разделу целостной митрополии Киевской и всея Руси на малые, подконтрольные им части. Приходилось преодолевать нежелание Константинопольского патриархата предоставить самостоятельность богатейшей из митрополий, занимавшей одно из последних в церковно-юридическом отношении мест среди подвластных византийской столице, и противостоять стремлению папского Рима подчинить себе Русскую Церковь — попытка использовать трагическую для Руси ситуацию монгольского ига и безвыходное положение Византии перед лицом османской угрозы, бесславно окончилась спустя два столетия Ферраро-Флорентийской унией, состоявшейся только на бумаге. Приступая к созданию истории этой эпохи, митрополит Макарий столкнулся с неравномерностью распределения источников. Основные летописные памятники и многие документы, относящиеся к рассматриваемому периоду (за исключением, пожалуй, касающихся будущих украинских и белорусских земель), были к тому времени выявлены и опубликованы. Иначе обстояло дело с памятниками духовной литературы и письменности — житиями святых, сказаниями и учительными сочинениями древнерусских авторов — творениями, без которых неполна и даже ущербна история Церкви (на этих источниках по преимуществу основаны главы «Паства», «Духовная литература», «Состояние нравственности», «Богослужение»).

http://sedmitza.ru/lib/text/435855/

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (1226), составитель Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока надвигались, уничтожая все на своем пути, монголо-татарские орды, с запада — рыцарские полчища, называвшие себя с благословения Папы Римского «крестоносцами». В тот грозный час Промысл Божий воздвиг для спасения Руси святого князя Александра — великого воина и молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, крестоносцы вторглись в пределы России. Первыми были шведы. «Король римской веры из полуночной страны», из Швеции, собрал в 1240 г. огромное войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (герцога) Биргера. Гордый и самонадеянный швед прислал в Новгород к святому князю Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю». Святой Александр (ему не было тогда и 20 лет) повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лице острым своим копьем». За победу на р. Неве, одержанную 15 июля 1240 г., в день памяти святого равноапостольного Владимира, народ назвал святого Александра Невским. В 1242 г. святой Александр выступил в зимний поход и освободил Псков, этот древний «дом Святой Троицы». 5 апреля 1242 г. он дал Ливонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Его современники понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима» (57).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

5. Достиг ли папа своей цели 6. Как встречена была Флорентийская уния в России Примечания к тому 4 и 5 Комментарии к тому 4 и 5 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ От редакции История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589) Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589) ТОМ 6 Вступление Глава I. Митрополит Иона; самостоятельность Русской Церкви и разделение ее на две митрополии 1. Иона — до поставления его в митрополита: а) происхождение Ионы, пострижение в монашество и служение в сане епископа б) избрание Ионы на митрополию и обстоятельства, замедлявшие его поставление в митрополита и возбуждавшие в русских желание, чтобы митрополит их ставился не в Греции, а в России 2. Поставление Ионы в митрополита: а) почему и как совершилось оно в Москве б) объяснение этого события верующим в России в) письма по этому случаю в Царьград, впрочем не посланные 3. Самостоятельность Русской Церкви и возведение ее на степень первой митрополии: а) возобновление наших сношений с Цареградским патриархом б) новые сношения с ним и признание всеми патриархами за Русскою Церковию права избирать и поставлять себе митрополита и считаться первою в ряду православных митрополий 4. Соединение под властию митрополита Ионы всех епархий, восточнорусских и литовских, и попечение его о последних 5. Участие митрополита Ионы в делах гражданских: а) по случаю внутренних междоусобий б) против врагов внешних — монголов 6. Разделение Русской Церкви на две митрополии: а) поставление в Риме особого митрополита для литовских епархий по имени Григория б) письмо московского князя Василия Васильевича к литовско-польскому королю Казимиру и непринятии Григория и послания о том же митрополита Ионы к литовским епископам и всем мирянам в) новые сношения Казимира и Василия Васильевича; Собор русских епископов в Москве и послание их к литовским епископам по тому же поводу г) еще послания Ионы к епископам и мирянам земли Литовской

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

В течение последующих двух десятилетий в Московском Кремле был создан целый ряд монументальных живописных ансамблей: расписанные Успенский собор, Благовещенский собор (1547 – начало 60-х гг.), собор Чудова монастыря (около 1556 г.), выполнены росписи Золотой Палаты (1561) и был украшен фресками Архангельский собор (1564). В росписях Кремлевских соборов и Царских палат утверждалась мысль о Богоизбранности Московского Царства, о Божественном происхождении Царской Единодержавной Власти. И ныне мы можем лицезреть многие из этих росписей, особенно в Успенском соборе Кремля. + + + В завершение лучше всего привести слова И.Я. Фроянова из его труда о Царствовании Царя Иоанна Васильевича Грозного: «1547 год в истории Руси отнюдь не рядовой. Это год венчания Московского Великого Князя на Царство, знаменовавшего не только фактическое, но и юридическое оформление Самодержавия в Русском Государстве, иначе – рождение Святорусского Царства. Начинался новый период исторического бытия России, в течение которого наша страна превратилась в одну из величайших держав мира» . Павел Геннадиевич Петин, кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»   Красногорск, 29 Января 2022 года, память 475-й годовщины Венчания на Царство Государя Иоанна Васильевича Грозного     Царственная книга//Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 451–453. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 49. Соборная грамота духовенства Православной Восточной Церкви за Великим Князем Иоанном Васильевичем 1561 года. М.: В Синодальной типографии, 1850. С. 10–14. Кормчая книга//Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М.: Православная энциклопедия, 2015. C. 57. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 50–51. Новгородская Четвертая Летопись//Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. 1. Вып. 3. Л.: Издательство Академии наук СССР , 1929. С. 619; Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Ч. 1. Т. 7. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 123. Примечание 40 на С. 557–558; Архимандрит Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 104–105.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010