III. Рассмотренный пенитенциал, хотя и отличается подробностью содержания, однако, – предназначен для епитимии собственно мирским лицам. Эта односторонность сама собою вызывала на дополнения к нему в виде особых же пенитенциалов, имеющие своим содержанием епитимии за грехи, свойственные особым званием в церкви. – Таким пенитенциалом для монахов служил исключительно уже известный (пред заглавием «Правило о черноризцех») в литературе 1234 епитимийник из 30 – 40 правил. Внешняя судьба и этого специального пенитенциала в существенных чертах весьма аналогична с судьбою пенитенциала предыдущего. Так, подобно ему, и настоящий пенитенциал, – сверх указанного 1235 , – носил и другие надписания, как-то: «Правило о черньца х о черннца х » 1236 ; «Положенная же черньцемъ быти и хранити» 1237 ; «Заповди с т.ы х ць» 1238 ; «Опите н я черн ц емъ и м » 1239 . Такая же неустойчивость равным образом наблюдается здесь и в самом содержании пенитенциала. Надо, впрочем, сказать, что внутренний объем содержания здесь не испытал больших изменений; последние относятся в настоящем случае почти исключительно к распорядку правил 1240 . Непосредственно при чине исповеди этот пенитенциал наблюдается сравнительно редко 1241 ; помещаемый же вне устава исповеди он, обыкновенно, соединился с известным пенитенциалом Феодора Студита , касающегося нарушений исключительно в области монашеских уставов и надписывавшегося в славянском переводе: «Преподобнаго ца нашего Федора игумена студи и скаго. О останце х церковны х правилъ i номоканонъ» 1242 . – В дополнение к номоканону специально для монахов, добавим, были попытки составить такой же номоканон и исключительно для монахинь, но известная нам на этот раз единственная попытка – крайне неудачна 1243 . IV. В параллель монашескому пенитенциалу, при исповедном же чине имел место и пенитенциал специально для священнослужителей. Особо обработанного и всецело отвечающего данной потребности пенитенциала, однако, здесь мы не встречаем. Взамен того, для той же самой цели сюда вносили три самостоятельных пенитенциала, взаимно дополняющих друг друга, это: а) «Правило с т.го вселенскаго собора д.го. иже в халкидоне», б) с т.ы х ап .лъ. прави л (sic)» и в) «Собора сардиискаго правила» 1244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1233. Букв. «поднят разум его превыше соединения с чем–либо». 1234. Т.е. ум. 1235. Выражение naggiruta d–re " yana (букв. «растягивание разума»), по–видимому, является синонимом выражения naggiruta ruha (долготерпение, терпение в страданиях; букв. «растягивание духа»). 1236. Или «сущность» (букв. «чтойность»). 1237. Букв. «но только». 1238. Букв. «из–за собеседования размышления». 1239. Или «добродетель». 1240. Букв. «в оскудение надежды». 1241. Букв. «с хитрой мудростью». 1242. Букв. «положит он себе надежду на то, что скоро (близко)». 1243. Букв. «помыслы, которые о надежде». 1244. Или «в человеке». 1245. Здесь и далее преп. Исаак пользуется образом ныряльщика, добывающего устриц в морских глубинах. Будучи родом из провинции Катар на берегу Красного моря, преп. Исаак в детстве, несомненно, наблюдал за тем, как добывают устриц, а может быть и сам этим занимался. 1246. Букв. «звери». 1247. Букв. «до смерти». 1248. Во времена преп. Исаака был распространен взгляд, согласно которому жемчужина появляется в устрице в тот момент, когда луч солнца (или молния) попадают внутрь устрицы через ее раскрытые створки. 1249. Букв. «на богатства океана в сердце земли». 1250. Т.е. мясо устрицы. 1251. Букв. «к нашей торговле молитвы». Преп. Исаак продолжает использовать образ ныряльщика, который, найдя жемчужину в устрице, затем продает ее на рынке. 1252. Букв. «в которой есть утешение». 1253. Букв. «кто искусен в ремесле и в возрасте (древности)». 1254. Букв. «страдание». 1255. Букв. «в глубокие глубины». 1256. Букв. «легкими и маленькими». 1257. Или «не узнаем мы о плавании, которое в молитве». 1258. Вар. «гностическому погружению ума», «духовному плаванию ума» 1259. Т.е. служению разума. 1260. Сир. hultana («смешение»). 1261. Термин sukkale d–beryata, буквально означающий «прозрения в тварные " , " смысла тварных " , является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi ton onton и logoi ton gegonoton («логосы тварных вещей»), встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей. По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей («естественное созерцание»), т. е. проникновение в смысл и содержание всего существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния на пути от «праксиса» (исполнения заповедей Христовых) как низшей ступени к «богословию», или «гнозису» (созерцанию Бога), как высшей ступени.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

е. на Черноморье. В отношении к столь сильному монарху Андроник Трапезунтский являлся скромным вассалом, выставлявшим в армию султана двести «копий», т. е. 600 всадников. Зависимость от сельджуков отразилась на отношениях с Кавказом: не могли трапезунтские греки использовать последствия разгрома Грузинского царства монголами. Последние долго были заняты покорением Хоресма, и лишь в 1235–1236 гг. Чормагун с 4 туманами вторгся в Армению и Грузию, взял богатый Гандзак (Елисаветполь). Тогда татарские генералы поделили по жребию между собою Кавказ и Армению. Сам Чормагун разорил цветущую столицу армянских Багратидов Ани, насчитывавшую до 100 000 домов и до 1000 церквей (1239); развалины Ани ныне раскапываются русскими археологами под руководством профессора Марра. Завоевав Персию, Грузию, Агванк и Армению, сам Чормагун, разбитый параличом, не пошел дальше (†1242). Преемником ему был назначен его сотрудник Бачу начавший с разорения Карина (Эрзерум). Теперь не могло быть и речи о греческом влиянии на Кавказе. Гибель угрожала иконийским султанам, сюзеренам Трапезунта. Первый период Трапезунтского царства характеризуется подчинением сельджукам, по крайней мере на фоне этого вопроса протекает внешняя история Трапезунта при первых двух его Великих Комнинах. Концом этого периода является катастрофа, постигшая сельджуков. Могущественного Ала ад-дина Кейкубада сменил слабый преемник Гиас ад-дин Кейхозрев (1236–1245 или 1238–1246), вместо войн и управления возлюбивший магию, редкостных зверей, вино и женщин. Его покинули лучшие полки, и, когда приблизились монголы Бачу, подчиненные Конии государи – между ними и трапезунтский – заняли выжидательное положение. В окрестностях Сиваса (Севастии) Кейхозрев разбит был наголову монголами (1244) и бежал к греческому никейскому царю Иоанну Ватаци. Даже его семейство, доверенное охране армянского царя Хетума, было выдано последним по требованию Бачу. За это Хетум, царствовавший в богатстве и славе 45 лет и известный латинянам под именем Гайтона, обеспечил себе монгольскую дружбу и подданным своим в Киликии безопасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1234 . См. доказательства в Bleek, vol. I, pp. 338–375. Некоторые толкователи просто закрывают на это глаза, см. Speaker " s Сот., р. 13. 1235 Что касается остальных друзей Павла, кандидатура Тимофея исключается упоминанием о нем в Евр. 13:23. Кандидатуры Марка, Димаса, Тита, Тихика, Епафродита, Епафраса, Аристарха, Акилы, Иисуса Иуста никогда не выдвигались. В пользу Силуана, или Силы, ссылаясь на его видное положение (Деян. 15:22,27,34,40; 16:19; 1 Пет. 5:12), высказывались Бёме, Минстер и Рим (pp. 890 sqq.). 1236 Тертуллиан, Ульман, Визелер, Тирш, Ритчль, Ренан, Цан. У. Р. Смит (в «Британской энциклопедии») также склоняется к кандидатуре Варнавы. 1237 Климент Александрийский (который, однако, ошибочно считал Луку всего лишь переводчиком послания), Кальвин, Гроций, Крелль, Эбрард, Дилич, Доллингер. Эбрард полагает, что Лука написал это послание от имени и по поручению Павла, который сообщил ему общий план и основные мысли. В такой форме гипотеза об авторстве Луки наиболее приемлема, однако она не объясняет богословские расхождения. 1238 Дилич преувеличивает значимость филологических доводов; надуманные или натянутые аналогии скорее компрометируют подобную точку зрения, чем свидетельствуют в ее пользу. См. критические замечания Люнемана (pp. 24–31). 1239 Субъективное мнение, которое Ориген высказывает (Κλμης γενμενος επσκοπος Ρωμαων γραψε τν πιστολν) наряду с гипотезой об авторстве Луки. Было подхвачено Эразмом и Биспингом. 1240 Лютер, Озиандер, Нортон, Землер, Блик, Толук, Креднер, Реусс, Бунзен, Гильгенфельд, Ланге, Молль, Кендрик, Олфорд, Люнеман, Куртц, Сэмюэл Дэвидсон, А. Б. Дэвидсон. Гипотеза об авторстве Аполлоса пользовалась наибольшей популярностью до тех пор, пока в последние несколько лет Ренан, Цан и У. Робертсон вновь не привлекли внимание к гипотезе об авторстве Варнавы. Рим колебался между Аполлосом и Силуаном, но в результате обстоятельной и здравой дискуссии, как и Ориген, смиренно признался в своем невежестве (с. 894). 1241 Послание к коринфянам, гл. 47. 1242

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Совсем другое следует сказать о Существе Бесконечном, для которого одного только возможно познание интуитивное, т. е. такое, которое не нуждается в окольном пути размышления и исследования, но также созерцает и прозревает связь всех вещей, как мы, конечные существа, можем созерцать только содержание простых чувственных восприятий. 1233 Итак, все известные препятствия для образования личности не касаются Божественного Духа, и мы должны закончить эти рассуждения выводом, что Его бесконечность и безусловность отнюдь не препятствует Ему быть личным и что, напротив, для конечного духа, вследствие его условности, невозможно полное образование личности; 1234 у нас даже мало оснований говорить о личности конечных существ: она – идеал, который, как и все идеальное, свойственен только одному Бесконечному в своей безусловности, а нам, как и всякое благо, дается только условно и потому несовершенно. 1235 Совершенная личность – только в одном Боге. 1236 §10. Свойства Божии Различаются два разряда свойств, посредством которых человек стремится постигнуть существо Божие: метафизические и нравственные. Оба эти разряда напоминают и о тех побуждениях, из которых возникло понятие о Боге и вера в Него. Метафизические свойства единства, вездеприсутствия, вечности и всемогущества определяют Его, как основу всякой действительности конечного; нравственные свойства мудрости, справедливости и святости удовлетворяют требованию найти в высшем действительном и высшее по ценности 1237 и чрез то метафизическое понятие просто высшего духовного существа облагородить до понятия Бога. 1238 а) Метафизические свойства Божии . Из метафизических свойств единство Божества устанавливается Лотце на основе мысли о взаимодействии конечных существ: как обосновывается и какой смысл имеет у нашего философа это единство, мы могли видеть выше. 1239 Что касается, затем, вездеприсутствия божественного, то, приписывая Божеству это свойство, хотят, главным образом, устранить из понятия о Нем то ограничение, которое всякому конечному существу присуще вследствие того, что оно занимает исключительно только одно место в пространстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

57. Немощь твою и невежество твое от искреннего сознания в них исповедуй Господу в молитве твоей в противодействие тонкому действию возношения, чтобы не быть тебе оставленным и не подвергнуться искушению сквернами. Блуд последует гордости, и возношению — прелесть [ 1233 ]. Прелестию святые Отцы называют самообольщение, соединенное с обольщением, производимым бесами. 58. Христе, исполнение (полнота) истины! Истина Твоя да воссияет в сердцах наших, и да уразумеем шествовать путем Твоим по воле Твоей [ 1234 ]. 59. Когда посеется в тебе какой-либо лукавый помысл, или из числа таких, которые приходят издалека, или из числа таких, которые приходят по закону предприятия [ 1235 ], и часто будет представляться уму твоему, тогда знай наверно, что он тайно уставляет сеть тебе. Но ты пробудись благовременно. Если же помысл принадлежит к десным и благим, то знай, что Бог хочет даровать тебе какой-либо образ (особенный способ) к получению живота вечного, и по сей-то причине такой помысл, вне обычая, движется в тебе непрестанно. Если же приходящий к тебе такой помысл — темен и ты приходишь в сомнение о нем, не постигая ясно, свой ли он, или тать, заступник ли, или наветник, скрывающийся под личиною благого, то уготовься относительно его немедленно прилежною, денно-нощною молитвою, со многим бдением. Не отринь его и не согласись с ним; но с теплотою и тщанием сотвори молитву о нем. Не умолкай, призывая Господа, и Он покажет тебе, откуда пришел этот помысл [ 1236 ]. 61. Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и безмолвие: ибо вне безмолвия не бывает совершенного покаяния [ 1238 ]. 62. И сие знай, о рассудительный, что не для изобильного совершения правил мы избираем уединенное с душами нашими жительство, безмолвие и затворничество: ибо известно, что жительство со многими более споспешествует совершению продолжительных и обильных правил, по причине телесного рвения. Если б нужны были продолжительные правила, то некоторые из Отцов не оставили бы собеседования и общения с человеками; напротив того, одни из них жили в гробах, избрали затвор в уединенном доме, — таким жительством приводя тело свое в особенное изнеможение, оставляя его не способным к исполнению своих правил, во всякой немощи и изнеможении; сверх того, они со сладостию терпели в течение всей своей жизни и тяжкие приключавшиеся им недуги, от которых не могли даже встать на ноги, чтоб принести обычную молитву или славословие устами; они не совершали ни псалмопения, ни иного чего, исполняемого телом. Телесною немощию и безмолвием они удовлетворялись вместо всех правил. Такой образ поведения они являли в продолжение всей жизни своей. И при всей этой мнимой праздности никто из них не пожелал оставить своей келлии и, по причине оставления правил своих, искать полноты где-либо вне и увеселяться в церквах гласами и служением других [ 1239 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Речь пред самым выносом из собора говорил сам Преосвященный. Она отличалась душевною преданностию, глубоким уважением к почившему и сердечностью. Из всей родни плакала одна Глазкова и её дочери. Гроб весьма красивый, обтянут золотым глазетом, куплен за 240 рублей. Орденов не было: говорят забыли в Петербурге». 1187 Слово это напечатано было сначала в Москов. Вед., а оттуда перепечатано в разн. периодич. изданиях и между прочим, в Харьков. Епарх. Вед., 7-й, стр. 279 и сл. 1190 См. его в книге: Проповеди Амвросия, еп. Дмитровского, за последние годы служения в Москве (1873–1882), Москва, 1883, стр. 187, и в Полном Собрании проповедей Архиеп. Амвросия, издание Совета Харьковского Епархиального женского училища, т. II, Харьков, 1902, стр. 154–162. 1191 О началах христианского воспитания, в изд. 1883 г. стр. 198–215 и в Полном Собрании проповедей, т. II, стр. 163–176. 1193 Иван Васильевич, доктор прав, проф. Харьковского Университета, с 1856 г. в отставке, † 26 Августа 1890 г. См. о нем Историю М. Д. Академии С. К. Смирнова, М 1879, стр. 488–489. 1222 Евгений Евсигнеевич; 1-я половина 1-го тома вышла в 1880 г., а в 1901 г. выпущено 2-е издание её. 1235 Это писал мне от 10-го апреля первенствующий Член Св. Синода, митр. Исидор. Но вот что в то же время этот же Член писал Тульскому еп. Никандру: «Я и В. Б. (Бажанов) находили бесполезным рекомендовать вас в Тверь, по крайней скудости кафедры, не имеющей никаких угодьев, и вредной местности архиер. дома, (См. Душеп. Чт. 1893 г., авг.. стр. 641). – Честно и доброжелательно!.. Примечание преосв. Саввы. 1238 Успенский, бывший Чигиринский, с 1877 г. член Московской Синодальной Конторы, † 19 Апреля 1885 г. 1243 Предостережение сделано за помещенные в 43 и 44 возмутительные статьи священника Белюстина, под заглавием «К вопросу о раскольниках». Прим. Преосв. Саввы. 1256 Напечатана в книге Речи, говоренные в разное время Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, Тверь, 1892, стр. 78–80. 1261 Записка помещена в приложении к книге: «Воспоминания о Высокопр. Леониде, архиеп. Ярославском и Ростовском», Харьков, 1877 г., стр. 1–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ибо не в углу эти бесстыжие совершают свои скверные деяния, не скрываются в темном месте, но добровольно выставляют свою порочность под открытым небом на обозрение всей вселенной. Таким образом совершенно изгнаны и сделались целиком чуждыми обычаям этого древнего государства справедливость и разум и все, что в нем было почтенного, благообразного и доброго, так что и мы можем сказать теперь здесь то, что когда-то Бог через пророка Иезекииля изрек об Иерусалиме, сказав: Скажи неразумной дочери, Иерусалиму 1235 : Содома, сестра твоя 1236 , и половины грехов твоих не нагрешила 1237 , и оправдана тобою 1238 Содома. To есть, как говорит божественный Златоуст, «Содом является праведным по сравнению с тобой» 1239 . Книга 36, раздел 53 Однако не укроется, я думаю, ни от какого благоразумного человека, что и они, подражая мифической Эриде, вместо яблока [раздора] подкинули в епархию оного народа разделение, разделив одну митрополию на две, а подчиненные ей епископские кафедры перенеся одни туда, а другие сюда, чтобы получившие их в удел [митрополиты] имели постоянный повод к спору друг с другом и были бы вынуждены апеллировать к патриархам Константинополя как к высшей инстанции, друг на друга принося обвинения и каждый за себя – большие деньги. Ни те не показывали недостатка усердия в том, чтобы превосходить друг друга количеством приносимых оттуда подарков в обмен на получение священного сана и председательства среди епископов, ни эти не уставали заботиться о том, чтобы как можно больше раздувать огонь спора, но подкидывали в него массу всевозможного топлива, служившего им весьма полезным средством к удовлетворению позорного корыстолюбия. Книга 36, раздел 54 Поэтому они беззаботно делали то, за что им было заплачено, часто разрушая и переворачивая то так, то сяк то, что вчера было построено ими иначе, a то, что [было дано ими] третьего дня, распределяли по-другому – сегодня так, а на следующий день снова иначе, в зависимости от того, в какую сторону потянет поводья рука тех, кто пришлет оттуда больше денег, чем противная сторона. И нельзя было положить ни какого-либо предела схваткам и состязаниям этого злосчастного и отвратительного раздора, постепенно распространявшегося все дальше и усилившегося, ни конца позорной корысти и скверной наживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря заступничеству папы Иннокентия III, выступившего в поддержку своего вассала (король Арагона признал себя вассалом Папского престола в 1204), Хайме смог вернуться в И. Неск. лет происходили столкновения между опекунами несовершеннолетнего правителя. В 1227 г. было подписано т. н. соглашение в Алькала, прекращавшее вражду между королем и знатью. В 1229 г. началась кампания по завоеванию Балеарских о-вов, ядром армии стала эскадра, снаряженная крупнейшими каталон. городами, заинтересованными в устранении постоянной угрозы со стороны мусульман Балеарских о-вов. 31 дек. 1229 г., после осады с суши и моря, г. Пальма сдался. На Мальорке был введен каталанский язык, на остров распространилось действие «Барселонских обычаев», каталон. свода обычного права. В 1231 г. кор. Хайме I без сопротивления овладел Меноркой. В 1235 г. Таррагонский архиеп. Гильем де Монгри завоевал Ивису. Король лично занимался вопросом о разделе земель между местным мусульм. и прибывшим христ. населением. По договору с наваррским кор. Санчо VII в 1231 г. Хайме I получил корону Наварры. В 1238 г. была завоевана Валенсия, и Хайме придал покоренным территориям статус отдельного королевства. Как и при завоевании Мальорки, в Валенсии каталонцы пользовались особыми привилегиями, каталанский язык был признан официальным. В 1240 г. Хайме I пожаловал своим подданным «Новое фуэро» вместо действовавших прежде арагонских фуэро. К концу его правления Арагонская корона представляла собой объединение 4 гос. образований - 3 королевств и 1 принципата. Кор. Хайме I Завоеватель в окружении епископов и магнатов. Миниатюра из сборника фуэрос Арагона (Vidal Mayor). Кон. XIII в. (Los Angeles. The J. P. Getty Museum. Ludwig XIV. 6. Fol. 1) С кон. XI в. в составе христ. королевств, гл. обр. Леоно-Кастильского и Арагона, оказались территории, населенные мусульманами, в XIII в., после периода т. н. Великой Реконкисты, число мудехаров (от араб. мудаджан - прирученный, домашний), т. е. мусульман, ставших подданными христ.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В первой беседе он прежде всего говорит об участии Отца, Сына и Святого Духа в сотворении человека. Затем развивает мысль о том, что по образу Божию создано не тело человека, а его разум: именно в разумной природе усматривается превосходство человека над животными, тогда как по своим физическим возможностям он уступает многим из них 1229 . Далее Василий доказывает, что «женщина наравне с мужчиной имеет честь быть сотворенной по образу Божию» 1230 . Во второй беседе Василий обращается к теме сотворения человека «из праха земного» ( Быт.2:7 ). Бог «соизволил вылепить наше тело собственной рукой. Он не дал об этом приказа ангелу, и не сама по себе земля произвела нас наподобие кузнечиков, и не приказал Бог служащим ему силам сделать то или иное. Но собственной – искусной – рукой взял землю» 1231 . Ссылаясь на мнение «некоторых» 1232 , Василий говорит, что слово «вылепил» 1233 относится к телу, а «сотворил» – к душе 1234 . По словам Василия, Бог «сотворил внутреннего человека, вылепил внешнего. Ведь лепка имеет дело с глиной, а творение – с тем, что по подобию. Поэтому плоть вылеплена, а душа сотворена» 1235 . Повествование о сотворении человека из праха земного приводит Василия к важнейшей мысли о том, что «сотворение мира не было закончено» 1236 . Продолжением истории сотворения мира является вся история человечества, которая будет длиться вплоть до того момента, когда Господь придет во славе судить живых и мертвых: «Тогда восхищены будут праведники, а колесницей праведникам послужат облака; тогда провожатыми праведников будут ангелы, тогда праведники вознесутся от земли на небо, подобно звездам. Грешники же, в оковах, под бременем своих грехов ниспадут в преисподнюю со своей нечистой совестью» 1237 . Будущее блаженство праведников Василий толкует как восстановление – возвращение в первоначальное состояние райского блаженства: «Каким было первое творение, таким должно быть впоследствии восстановление (ποκατστασις). Человек возвращается к своему прежнему состоянию, отвергая порок, эту исполненную суеты жизнь, рабство души у житейских забот; отбросив всё это, он снова возвращается к райской жизни, избавленной от рабства плотским страстям, к жизни свободной в непосредственной близости к Богу, к жизни ангелоподобной» 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010