Так, например, рассуждая о появлении в мироздании зла, которого «изначально не существовало» 1230 , Святитель подчеркивает, что первый человек был сотворен таким образом, что чрез уподобление Самому Себе Творец «соделал его созерцателем и знателем сущих» 1231 . Но затем «люди… сами против себя начали примышлять и воображать злое» 1232 . Под злом в данном контексте подразумевается собственно поклонение идолам, но, как видно далее по тексту трактата, поклонение идолам появилось в роде человеческом позднее, а что касается Адама и Евы, то для них грехопадение состояло в предпочтении, оказанном «телу и телесным чувствам», вместо созерцания Бога и духовных сущностей бытия. Прародители «охотнее взыскали того, что ближе к ним», а именно тела и его чувственных восприятий (τ σμα, κα α τοτου ασθσεις), и, «обольщаясь этим как своею собственностью, впали в самовожделение», предпочитая созерцание «этого собственного» созерцаниям лучшим (τν κρειττνων), божественным (τ δια προτιμσαντες τς πρς τ θεα θεωρας) 1233 . Таким образом, согласно мысли Святителя, чувственное тело и плоть входили в состав человеческого естества изначально. Человек есть союз души и плоти, а не только одна душа или же одна плоть 1234 . В качестве определения человеческого естества свт. Афанасий повторяет восходящую к Антисфену и Хрисиппу и укрепившуюся в Александрийской традиции через Филона и Климента формулу «ζον λογικν θνητν» 1235 , относя разумность к душе, а смертность – к телу человека 1236 . Таким образом, в своей антропологии Святитель возвращается к строго библейской точке зрения на человеческую природу и исправляет ошибки антропологии Оригена , превозносившего всякую логосную ( παντς λογικο) природу над смертной природой «разумных животных» (θνητο λογικο ζου) и представлявшего соединение в человеке двух противоположных природ воедино как имеющее лишь временное значение 1237 . Тварное бытие, как уже отмечалось нами выше, будучи произведением благого Бога, не является для Святителя злом или источником зла. Зло признается им за не-сущее (οκ ντα) по своей природе, ибо не происходит от сущего Бога, а все сущее, наоборот, – «добро» 1238 . Люди, можно сказать, изобрели зло, уклонившись от познания и созерцания Бога. Ошибка человека, которая и стала порождением зла, состояла, по мысли Святителя, в том, что Адам признал за единственное благо все временное и телесное 1239 , «воспринимая удовольствие телесное за благо само по себе» 1240 . «Душа человеческая, смежив око, которым может созерцать Бога, измыслила себе злое» 1241 . Святитель настаивает, что у этого зла нет никакой собственной сущности 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Аще же кто обрящется, ныне или на прочая, непокорив и бесстыден, аще же и грабежники 1232 и хищники, и дерзнет двигнуть сия, яже уставихом, или восхочет 1233 возложить руку от данья чести 1234 архиепископии суздальской, или реченному пастырю и предстателю, или честь церкви той архиепископия отьять, ли отторгнуть 1235 церковное от предела ее: и оттуда своей души беду 1236 происходатает и Божьей церкви раздор и мятежи такой разум того человека. Смирение наше от Бога отместье и в нынешнем веке и в грядущем тягость отлучения страшного на нь полагает, яко да от всех содержатся 1237 и соблюдутся сии 1238 , яже зде рекохом, неподвижно и немятежно, добре, Божьей благодатью, от нас [и] вселенские Христовы церкви явления 1239 , предложенные и проповеданные. Яко же убо отлучения положихом тягость на непокоривого оного и хищника, тако же и молим Бога о споспешествующих и помогающих и здействующих сему нашему доброму оставлению, яко добрые о чти 1240 церкве Христовы [и] о благочестии 1241 поборницы подвизающеся, яко да дарует им Господь Бог свыше вся благая, всесвятого Духа благодатью, настоящую жизнь сию неоскудную и благовременную, и вечная благая и нескончаема. Сего ради дасться боголюбивому архиепископу Дионисию и церкви его сущей, собором святым и великим, сия с печатью грамота нашего смирения, и положится в [со]судохранильницы архиепископии его, всепоминания же ради и крепости в грядущие все и вечные лета, по нем преемником его. Еще же дарует боголюбивому архиепископу сему смирение наше, яко аще восхощет архиепископии своей честные праздники сотворить, якоже зде узрить, да не имать ни от когоже забавления, ни смущения: честно бо есть и то в славу Божью и церкви 1242 его, в веки веком, аминь. 1229 Место это, начиная от слов: «и душа пользовати могуща» почти дословно читается в настольной патриаршей грамоте, данной по всей вероятности, тому же Дионисию на русскую митрополию, но в последствии переделанной у нас на имя м-та Фотия. См. Акт. Ист. т. I, 254. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Душа проста, единична, неразделима, бессмертна 1234 . Что же такое смерть, как смотреть на нее, и что станется с душой, когда будет порвана связь ее с телом? Первый человек не был сотворен смертным, – таковым он сделался уже после; первозданный человек не подвергся бы ей, если бы не согрешил 1235 . Только с грехопадением явилась смерть и стала долгом природы, debitum naturae. Отсюда-то и объясняется страх смерти как неестественного в начале явления, здесь же лежит причина и того, почему не так легко разрывается союз души с телом 1236 . Как скоро этот союз разрушен, душа не уничтожается вместе с телом, – как в сонной жизни, так и здесь, душа продолжает свое существование 1237 , только уже не на земле, – все те мнения, будто души после смерти удерживаются на земле до тех пор, пока не оправдаются, будто души людей, умерших неестественной смертью, скитаются на земле до тех пор, пока не выйдет предназначенный им срок смерти 1238 , – все эти мнения несправедливы. Освободившись от уз тела, душа нисходит в преисподнюю, которую Тертуллиан помещает в недрах земли 1239 . Его преисподняя не есть какое-либо место, открытое со всех сторон, не есть помещение с какою бы то ни было кровлею в известной части света, – преисподняя – это какая-то бездна, где заключены души до дня судного. От этого места заключения душ отличается райское место, paradisus, в котором, с воскресения Господа находятся патриархи и пророки 1240 . В райские же места прямо идут и поселяются там даже до всеобщего суда и души мучеников и предвкушают там блаженство, участие в блаженном видении Бога (души остальных людей всех без исключения идут в преисподнюю, ad inferos, и остаются там до дня суда) 1241 . Говоря о сонной жизни, Тертуллиан касается и сновидений, и задается вопросом, как смотреть на них? нужно ли им верить? По представлению Эпикура, все вообще сны нельзя назвать пустяками, праздной мечтой, – им нужно верить; поэтому не без причины же существует множество различных снотолкователей и комментаторов снов 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Мν – единому. 1230 В свойстве Бога – невидимости, Апостол показал, что ничто видимое не может служить преградой действиям силы Божией и изменить Его блаженных передначертаний. Мыслью же о единстве Бога, св. Павел переносится в область духовную. Он намерен сказать, что и в мире духовном все делается по воле Спасителя Бога, и что ни начала, ни власти, ни силы не могут служить ограничением Божественной любви, спасающей человека 1231 . Σοφ – премудрому. Бесконечная любовь, спасающая грешника, является, вместе, как премудрость, неистощимая в средствах к достижению своей цели 1232 . Как бы ни были тяжелы обстоятельства грешника, он должен совершенно положиться на Бога Спасителя 1233 . Его премудрость развяжет узлы греховных уз и, сквозь мрачную область греха, среди бесчисленных распутий, укажет грешнику, сперва, быть может, тесную, но, зато, прямую тропинку, которая со временем выведет его на открытый путь спасения 1234 . Враг – диавол хитр и лукав 1235 ; но его хитрость ничтожна перед мудростью Бога 1236 ; она умудряет спасаемых и дает им разуметь самые глубины сатаны 1237 . Наконец, Бог один премудр. Ему одному принадлежит премудрость 1238 . Его совет никто из людей не может постигнуть, уразуметь 1239 . Человек знает только то, что ему откроет Господь 1240 . Поэтому, человеку непозволительно противиться Божественным велениям, а должно с покорностью принимать их и с благодарностью пользоваться ими для своего спасения 1241 . Кроме указанного значения свойств Божиих, они имеют еще и иной смысл. Задавшись целью опровергнуть лжеучение, Апостол и здесь косвенно напоминает о нем. Лжеучители учили о мифах и генеалогиях, о предметах, касающихся происхождения чего-то, причин появления и существования чего-то. Апостол, говоря, что Бог есть Царь веков, а, следовательно, и всего сущего, показывает, что мысль наша должна стремиться только к Богу, и что учения о всех прочих вещах и предметах, как существующих во времени, не могут иметь первенствующего значения и, следовательно, когда они отвлекают мысль от истинного предмета познания, от Бога, то делаются пустословием. Самый первый и величайший предмет познания – Бог . Истинное и величайшее учение – истинное учение о Боге, здравое евангельское учение и спасение наше заключается, исключительно, в Боге, а не в чем-либо другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1931 Это известие есть только в «Будской хронике». Об Арпаде никаких сведений не сохранилось; Геза был, видимо, младше Иштвана III и Белы III и был женат на некоей византийской принцессе. 1935 Вскоре после своей ранней кончины (в 1231 г.) причисленную к лику святых; Елизавета Тюрингенская (названная так по мужу: см. следующее примеч.) до сих пор остается одной из наиболее почитаемых святых в Западной церкви. 1936 Будущий тюрингенский ландграф Людвиг IV был обручен с Елизаветой в 1211 г., а в 1221 г., когда невеста подросла, состоялось бракосочетание. Людвиг IV, как и его дядя ландграф Людвиг III (см. 60, примеч. 1758), умер в крестовом походе, хотя и до прибытия в Святую Землю, в 1227 г. 1938 Дневные датировки в средневековье часто давались по литургическому (богослужебному) календарю, где каждому дню усвоено свое песнопение. 1941 Даниил Романович, тогда бывший князем владимиро-волынским, вел борьбу за возвращение Галича, которым владел его отец галицко-волынский князь Роман Мстиславич, и откуда Даниил с матерью и младшим братом Васильком был изгнан еще в детстве, сразу после смерти в 1205 г. отца. В первой половине 1230-х гг. Даниил Романович дважды на некоторое время занимал Галич в борьбе с венграми. Однако вмешавшись во внутрирусское противоборство между киевским князем Владимиром Рюриковичем и черниговским князем Михаилом Всеволодовичем на стороне первого, Даниил в 1235 г. был вынужден уступить Галич уже не венграм, а Михаилу Всеволодовичу, который посадил там сына Ростислава. Несомненно, своим визитом к новому венгерскому королю Беле IV Даниил надеялся изменить политику Венгрии в отношении Галича. Ведение под уздцы коня сюзерена, т. е. исполнение роли стремянного, – один из употребительных в средневековье обрядов, отражавших вассальную зависимость высокого ранга. Признавая свою формальную зависимость от венгерского короля, Волынский князь стремился получить помощь сюзерена в отвоевании Галича. Эти расчеты не оправдались, и Бела IV продолжал поддерживать Ростислава Михайловича. Только зимой 1238–1239 гг. Даниилу удалось овладеть Галичем, а Ростислав бежал к Беле IV, где вскоре женился на его дочери Анне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

»Божественная же благодать 1235 , – по мудрому в речах 1236 Максиму, – хотя и дает вкушение причастным 1237 по благодати, но не постижение, так как остается , даже в причастии вкушающих ее, непостижимой, ибо по природе как несотворенная ( γνητος) обладает беспредельностью» 1238 . Согласно божественному Григорию Нисскому , «существует двоякий смысл в обещании видеть Бога: один – знать превысшую всего природу, другой – срастворение с Ним чрез чистоту жизни; первый вид познания глас святых определяет, как невозможный, второй же обещает человеческой природе Господь, ублажая чистых сердцем 1239 " 1240 . Но и видимое глазами, если [воспринимается] тварной силой, несомненно чувственно; если же оно превыше любого такового восприятия, зрится силой Духа, согласно сказавшему об оном свете: »аБога не видел никто никогда” 1241 , , а то, что видел, в Духе это узрено " 1242 ; если, стало быть, оно зрится в силе Духа достойными, то и никоим образом не является собственно ( κυρ ως) чувственным и тварным. Так и божественный Григорий Нисский отвечает на это кажущееся противопоставление, когда пишет о Стефане, взглянувшем на небо, и приникнувшем взглядом к [тому, что] по ту сторону [неба], и узревшем незримую славу 1243 . Уже после [изложения] доказательства он в заключение говорит: «Итак, ясно уличается злодейство духоборов, так как мы научены 1244 Писанием, что подобное узревается подобным. Ведь Стефан видит божественное, не оставаясь в человеческой природе и силе, но, смешавшись с благодатью Святого Духа, Тем был вознесен к созерцанию ( καταν ησιν) Бога " 1245 . О созерцании же сказал он не потому, что оное зрелище покорно мысли ( νο σει) (ведь прежде он запретил [думать так]), но поскольку божественная слава и оный свет – называемые то видением, то мыслью, то по обоим [словам вместе] умным чувством, то иным чем-либо подобным, в особенности же более возвышенно откровением, единением, срастворением, духовным чувством – не подвластны ни человеческим словам, ни зрению ( ψεσιν). Замена 1246 и сочетание имен указывают вместе с тем и на то, что оный свет не принадлежит ни душе, ни телу, но обитающему и действующему в достойных душах и телах Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

7:20 Шершень – крупное насекомое (около 3,5 см) отряда ос, широко распространенное в Палестине, укол его жала может привести к смерти; однако значение евр. слова цира спорно. Возможно, здесь оно употреблено в переносном смысле как страх и паника, в которые Господь повергнет жителей Ханаана. 1224 8:1 С м. примеч. к 6:1. 1225 8:3 Т .е. тем, что Господь творит или учреждает могущественным словом, исходящим из Его уст. 1226 8:6 Или: бойся Его. 1227 8:14 Букв.: из дома рабства. 1228 8:17 Букв.: своей силой и мощью своей руки. 1229 8:19 Или: свидетельствую вам. 1230 9:4 Букв.: не скажи в сердце своем. 1231 а 9:14 Букв.: сотру их имена. 1232 б 9:14 И ли: сильнее. 1233 а 9:21 Букв.: а ваш грех. 1234 б 9:21 Букв.: сжег в огне. 1235 10:4 Букв.: десять слов/ речений. 1236 10:6 Букв.: колодцы сынов Яакана – точное расположение этого места неизвестно. 1237 10:16 Букв.: обрежьте же крайнюю плоть сердца. Обрезание крайней плоти у мужчины или мальчика – религиозный обряд, широко практиковавшийся у древних народов. У евреев этот обряд посвящения означал вхождение в общество богоизбранного народа и указывал на подчинение всем предписаниям Завета. «Необрезанными» обычно называли язычников. Слово «обрезание» употреблялось и образно. Пророк Иеремия говорит об Израиле как о народе «с необрезанным сердцем» (Иер 9:26) или как о народе, чье «ухо не обрезано» (Иер 6:10). 1238 11:8 См. примеч. к 6:1. 1239 11:9 Букв.: продлите дни. 1240 11:10 Букв.: ( работая) ногами – возможно, это указывает на то, что воду носили из реки или что для полива использовались специальные черпалки, которые приводились в движение ногами. 1241 а 11:14 Т ак в LXX и Вульгате; масоретский текст: Я. 1242 б 11:14 Т .е. дожди осенние (время пахоты и сева) и весенние (период созревания зерновых культур) . 1243 11:18 Букв.: между глазами. 1244 11:19 Букв.: идя дорогой. 1245 11:28 См. примеч. к 6:14. 1246 11:30 Или: в Араве. 1247 12:3 С м. примеч. к Исх 34:13. 1248 12:7 Букв.: ешьте. 1249 12:12 И ли: радуйтесь. 1250 12:15 Или: в любом из городов или селений (букв.: в пределах всех ворот твоих); то же в ст. 17. 1251

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

потому, как ложь 1226 Это было между прочим причиною того, что передо мною обнаружилось еще более мое собственное безрассудство, которое я так ярко обнаружил в моей книге. 1227 Я думал, что я 1228 возможность на всяком 1229 исполнять 1230 Только теперь, вследствие всего этого события, я могу [по]чувствовать во всей силе всю необходимость того, что проповедует твоя книга, скрыть 1231 Прежде я бы не понял этого, как следует, и долго бы в моих героях 1232 экземпляров ее 1233 юношу 1234 Далее начато: [и которое бы при этом] Другое условие, чтобы книги 1235 юношеством и детьми 1236 я жду их читать 1237 другого русского 1238 Дальше было: которой также прилагаю при сем письмецо 1239 Присоедини еще 1240 она сама 1241 заболеть самой 1242 свойства 1243 новую какую-то книгу 1244 В подлиннике: скрыжаль 1245 это в сво 1246 который бы 1247 это выйдет 1248 между прочим, я сказал 1249 к ненависти я не был способен 1250 к чему-нибудь насильно 1251 побольше 1252 часто 1253 обманываются и думают 1254 Далее начато: и еще две или три духовного со 1255 будет полезна 1256 Далее начато: Я послал 1257 его получите 1258 в постор дела 1259 Охота же вам была давать 1260 они у вас 1261 находятся 1262 Далее начато: Мое же 1263 что кому 1264 моих наблюдений 1265 какие только во мне пребывают 1266 и с 1267 В подлиннике: отвевшую 1268 в моей книге показалось вам 1269 писал им 1270 странных французских пиес 1271 этого множества 1272 поучить тому и других, чему 1273 дерзкая замашка и повелительный тон 1274 Далее начато: Имея много людей, не любивших меня 1275 Словом, я попался 1276 обличает только 1277 Далее начато: Оттого многое неуме 1278 самоослепление 1279 выброшенных 1280 Далее начато: тому, кто сидит уже у самого источника 1281 вышел к ним 1282 начинается тогда 1283 моих слов и выражений и гордость в самом смирении. Мне кажется, что 1284 несовершенство и недостатки 1285 Далее начато: которое 1286 точно, опасно 1287 В угловые скобки здесь и далее заключен текст, вырванный в подлиннике и восстановленный редактором. Многоточиями обозначаются вырванные места, которые не поддаются восстановлению. 1288

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ibid., стр. 70. 1232 Ibid., стр. 28. 1233  «В мире неясного и нерешенного», стр. 110. 1234 Ibid., стр. 5. 1235  Ibid., стр. 110. 1236 «Из восточных мотивов» (Тетради), стр. 24. 1237 «Религия и культура», стр. 173. Последнее верно, только если гены, отвечающие за эти признаки распложены на разных хромосомах. 1238 «В мире неясного и нерешенного», стр. 123. 1239 «Уединенное», стр. 169. 1240 «Около церк. стен», т. 1, стр. 91. 1241 «Религия и культура», стр. 150. 1242 Письмо к Голлербаху. См. Голлербах, Розанов. (Письма его), стр. 44 1243 «Сем. вопрос», т. 1, стр. 35 1244  «Темный лик…», стр. 265. 1245 «Опавшие листья», Кол. 1, стр. 255. 1246 «Люди лунного света», стр. 194 1247 «Из восточных мотивов» (стр. 15). Ср. «Сем. вопрос», т. I. стр. 25. 1248 «Апокалипсис нашего времени» (Версты 1927, стр. 336, 307, 303, 316, 345. 1249 Ibid., стр. 305. 1250 «Религия и культура», стр. 126. 1251 Ibid., стр. 126. 1252 «Сем. вопрос», т. 1, стр. 75, 78. 1253 Примеч. к письму Страхова в книге «Литературные изгнанники». стр. 342–3. 1254 «Идея рационального естествознания». Русский Вестник 1892 г VIII, стр. 196–7. 1255 Литературные очерки (1899) стр. 39. 1256 Ibid., стр. 42. 1257 См. яркие строки в «Уединенном», стр. 117. 1258 См. воспоминания К. Ельцовой. «Сны нездешние», Современные Записки, т. XXVIII (1926 г.). 1259 Биография Вл. Соловьева довольно недурно разработана. Важнее всего капитальное исследование СМ. Лукьянова:0 Вл. Соловьеве в его молодые годы, т. I—III, Петроград 1918—1921; В.Л. Величко. Вл. Соловьев. Жизнь и творения, 1904; СМ. Соловьев (племянник Вл. Соловьева) — биография Вл.С. в издании стихотворений B.C. (7–е изд., 1921 г., стр. 1—58); Прекрасно рассказана биография B.C. также в книге К.В. Мочульского. В. С. Соловьев (Париж, 1936). См. еще Воспоминания сестры Вл.С. М.С Безобразовой (Минувшие годы, 1908, 5); К. Ельцовой (сестры Л.М. Лопатина) Совр. Записки, т. XXVIII (1926 г.). См. также Э.Л. Р а д л о в. B.C. Соловьев. Жизнь и учение. Петербург 1913; Флоровский. Новые книги о В. Соловьеве, Известия Одес. Библ. Общ., 1912; Флоровский. Молодые годы В. Соловьева, Путь, 9 (1928 г.). Дальнейшую биографию см. в сборнике «Влад. Соловьев», издание «Пути», Москва 1911 г. и в книге Stremooukhow:W. Soloview et son oeuvre messianique. Strassbourg 1935. 1260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

1225 И. В. Киреевский. Собрание сочинений, т. 2. М., 1861, с. 252. Это мнение попало даже на страницы первого издания «Истории Византии» Ю. А. Кулаковского (Киев, 1910, с. 12). Во втором издании – Киев, 1913 – его уже нет. 1226 Fr. Petrarcae Epistolae de rebus familiaribus et variae. XXIV, 12; XVIII, 2 (ed. Francassetti, Florentiae, 1863, III, 302; II, 474). См. также: Φ. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 301–302; А. Н. Веселовский. Бокаччьо. Его среда и сверстники. – Собр. соч., т. 5. СПб., 1915, с. 86. 1227 Fr. Petrarcae Epistolae de rebus familiaribus et variae, XXV (ed. Francassetti, II, 369). См.: Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 303. 1228 De genealogia deorum, XV, 6. (Joannis Bocattii De genealogia deorum libri quindecim. Basileae, 1532, p. 389). См. также: М. Карелин. Ранний итальянский гуманизм и его историография. М., 1892, с. 993. 1229 De genealogia deorum, XV, 6 (Базельское издание 1532 г., с. 390 – hujus ego nullum vidi opus). 1234 Fr. Petrarcae Lettere sinili di Petrarca, V, 3 (ed. G. Francassetti, Firenze, 1869, I, 299); Lettere sinili... III, 6 (ed. G. Francassetti, Firenze, 1869, I, 73: è certamente una gran bestia). См. также: Lettere di Petrarca, ed. Francassetti, IV, 98; Bocaccio. De genealogia deorum, XV, 6 (Basileae, 1532, p. 389). См. также: A. H. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, Петроград, 1919, с. 364. 1235 F. Petrarcae Lettere sinili... III, 6 (ed. G. Francassetti, I, 174–175); Lettere (ed. Francassetti, IV, 98). См. также: А Н. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, с. 362–363. 1236 De genealogia deorum, XV, 6 (Basileae, 1532, p. 390). См. также: А. Н. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, с. 351–352. 1237 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 308; Joannis Bocattii De genealogia deorum. XV, 6. Basileae, 1532, p. 390. «Leontium... ut ipse asserit, praedicti Barlaae auditorem». 1238 P. Charanis. On the Question of the Hellenization of Sicily and Southern Italy. – American Historical Review, vol. LII, 1946–1947, pp. 74–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010