Среди таких особенно выделялся Себастиан, занимавший долгое время пост префекта претория. 1234 При нем опять восстановился старый грех администрации – продажа должностей, который в свое время искоренял Маркиан. Дело велось самым беззастенчивым образом, и цены были значительно повышены. Если прежде управление Египтом можно было купить за 50 фунтов золота, то при Зеноне оно стоило 500. Деньгами оплачивались всякие дела в претории. 1235 Когда впоследствии Анастасий вновь вступил в борьбу с этим бедствием, то современники, прославляя его за это, с негодованием вспоминали о том, что было при Зеноне. 1236 Современник Юстиниана, лидиец Иоанн, 1237 называет его человеком легкомысленным, трусливым, боявшимся войны до того, что он не мог даже выносить вида картин, воспроизводивших сцены битв. По его словам, Зенон откупался от войны деньгами и производил много несправедливых конфискаций имуществ богатых людей, чтобы добыть денежные средства. В последние годы своего правления Зенон надеялся, по-видимому, выдвинуть в преемники своего брата Лонгина, которого Илл продержал в течение десяти лет в Исаврии. В 485 году Лонгин прибыл в Константинополь, и Зенон назначил его магистром армии in praesenti и два раза предоставлял ему высокий сан консула, в 486 и 490 году. В последний год жизни Зенона Лонгин имел сан патриция и состоял первым членом сената. Заискивая расположение столичного населения, Лонгин сохранил в памяти истории свое имя тем, что дал каждой из четырех партий ипподрома пантомимов, приобретших уже раньше славу своим искусством. Так как они были рабами какого-то предпринимателя, то Лонгин приказал выкупить их и щедро их одарил. 1238 Пантомимы обладали особым искусством возбуждать страсти толпы, и столичное население очень любило этот вид забав. Но сам Лонгин, человек необразованный и преданный чувственным удовольствиям, не мог приобрести популярности у столичного населения, которое относилось весьма враждебно к исаврам. Суеверный и веривший в предсказания Зенон, какими тогда были очень многие, прибег к помощи своего оруженосца Мавриана, владевшего искусством предсказывать будущее, чтобы выведать, кому суждено быть его преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Огромное разнообразие рукописей и широкая география их происхождения делают Ватиканскую библиотеку «библиотекой библиотек» (bibliotheca bibliothecarum) 1210 . Из других известных в мире библиотечных фондов отметим Амброзианскую библиотеку в Милане 1211 , библиотеку Св. Марка в Венеции 1212 , Медицейскую библиотеку во Флоренции (Флорентийская национальная библиотека) 1213 , ряд других итальянских хранилищ 1214 , французскую Национальную библиотеку, где содержится до 250 тыс. рукописей и свыше 13 млн. печатных документов 1215 , и иные французские собрания 1216 ; Национальную центральную библиотеку Рима (84 тыс. манускриптов, 2 тыс. инкунабулов), книгохранилища Эскуриала и иные библиотеки Испании 1217 , Королевскую к университетскую библиотеки в Копенгагене 1218 , крупные хранилища Великобритании: библиотеку Британского музея (свыше 327 тыс. манускриптов) 1219 , Бодлеианскую библиотеку в Оксфорде 1220 , библиотечные фонды в Кембридже 1221 и др. 1222 , Австрийскую Национальную библиотеку в Вене 1223 , ряд немецких собраний 1224 , коллекции в Египте 1225 и многие другие 1226 хранилища Европы 1227 и Америки 1228 . Из римских архивов , к которым имеют доступ современные исследователи, отметим архив Папского Восточного института, Тайный (Секретный) архив Ватикана, Римский архив Общества Иисуса, архив Конгрегации по распространению веры, архив Папского Грегорианского института, Архив варнавитов, Архив генеральной курии ассумпционистов, Архив Греческой коллегии Св. Афанасия, архив Ассоциации итальянского Средневековья, Исторический архив Министерства иностранных дел Италии и др. Из европейских архивов ценные историко–церковные материалы содержатся также во французском Национальном архиве (Париж), Славянской библиотеке (в 2002 г. ее фонды переданы в Лион), архивах Министерства иностранных дел Франции (Париж), Публичном архиве записей (Лондон), Государственном архиве Австрии (Вена) и др. § 2. Греческие архивы и библиотеки Греческие архивы и библиотеки содержат много интересной и уникальной информации по истории Церкви. Для ориентации по рукописным и книжным собраниям этой страны стоит обратить внимание на весьма обширную общую литературу по данной сфере. Очень полезны общегреческие указатели рукописей и печатных изданий 1229 . Такие каталоги есть по отдельным периодам 1230 , историческим персоналиям 1231 и библиотекам 1232 . Публикуются описания рукописей монастырей 1233 , церквей 1234 , епархий 1235 и учебных заведений разного уровня 1236 и др. 1237 Издаются специальные каталоги по некоторым научным отраслям, в том числе по богословию и церковной истории 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1233 См. J. Hamburger, Real-Encyclopädie, I. S. 749. «Die Person des Messias ist eine menschliche, von davidischor Ahkunft, aber mit gewaltigen Geistesgaben». 1235 Cp. Ant. Hulsii Theologia judaica de Messia, p. 435. L. Bertholdt, Christologia Judaeorum, p. 156 not. 1. C. Siegfried. Philo von Alexandrien S. 10–11. Aug Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 42. 1237 В Talm. Sueca cap. V, fol. 52a (y Ed. Bohl, Christologie des Alten Testaments, S. 19) по поводу Псал. 2:8 замечено, что Мессия сказал Богу: « я не желаю от Тебя ничего другого кроме жизни , а Тот ответил: » эта жизнь предназначена тебе еще прежде – в указанных псаломских словах ». См. Dr. Aug. Wünsche. Der Babylonische Talmud I, S. 400. 1238 H. H. Wendt, в «Zeitschrift für Theologie und Kirche» IV, 1, S. 39–40, и cp. Die Lehre Jesu II. S. 434 flg: «В отношении к существенному признаку Мессии – «Помазанник» – исконное наименование «Сын Божий» обозначало только случайный момент очень неясного содержания. Мы ни в каком случае не можем принять, чтобы иудеями времен Иисуса или, по крайней мере, иудейскими книжниками удерживался вполне определенный смысл титула «Сын Божий» в применении к Мессии». Cp. J. Hamburger, Real-Encyclopädie II, S. 740. 753. 1239 Didon, Jésus Christ, Pavis 1891, p. 236: «Иудейские учители и члены иерархии усвояли Мессии всякие привилегии – всеобщий суд, спасение, возрождение мира, основание царства Божия, победу над всеми своими врагами, вечное седение одесную Бога, соучастие в Его могуществе и славе –; но они упорно отрицали у него божество и в своих ежедневных молитвах (: см. J. Hamburger, Real-Encyclopädie II, S. 1087 flg. 1131) не переставали (и не перестают утром и вечером: ср. Еврейский молитвослов с дословным русским переводом Авзера Блоштейна , Вильна 1894, стрн. 23) возглашать (Второз. 6:4–9. 11:13–22. Числ. 15:37–41 ): «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть», толкуя эту формулу в унитарианском смысле, исключавшем в Боге всякое истинное сыновство». Отсюда объясняется и суждение С. G. Montefiore («The Jewish Quarterly Review») Vol. VI, No. 23, April, 1894, p. 449), будто «всякая теория, где Христос является более, чем человеком, чужда не только верованиям новейшего иудейства, но также его религиозной и духовной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Такая литературная задача Влеммида обусловливалась как общественно-политическим его служением отечеству, порабощенному в то время латинянами и сильно нуждавшемуся в авторитетной и просвещенной правительственной власти, так и субъективными его отношениями к молодому царю Феодору Ласкарису, на которого современное византийское общество возлагало большие надежды в связи с восстановлением разоренного царства. «Βασιλικς νδρις» Влеммида представляет глубокое отражение патриотического настроения писателя, его горячей любви и преданности отечеству, а вместе с тем – и выдающихся познаний в области политических вопросов. Трактат состоит из четырнадцати глав и подробно излагается г. Барвинком. Писатель говорит здесь о том, каких пороков должен избегать царь и в каких добродетелях должен совершенствоваться, каковы должны быть его обязанности к народу и каков вообще должен быть нравственно-политический идеал царя. По суждению Влеммида, «царю необходимо упорядочить, прежде всего, самого себя, а потом уже управлять и подданными». В частности, он должен иметь искреннюю веру и любовь к Богу, отличаться целомудрием, смирением, кротостью, щедростью, правдивостью, избегать гордости, гнева, скупости и других пороков. В основе отношений царя к подданным должна находиться философия, понимаемая не как совокупность отвлеченных идей, а как проникновение в истинную сущность вещей и наилучшее познание жизненных дел. Для блага Империи царь с особой внимательностью должен прислушиваться к советам мудрых людей, быть осторожным в выборе советников и друзей, назначать честных судей и достойных чиновников, содержать войско и флот и т. д. Из философских сочинений Влеммида более важными следует признать «Сокращенную логику» (πιτομ λογικς) и «Сокращенную физику» (πιτομ φυσικς), написанные им в качестве учебников для своих учеников. Логика была составлена не ранее 1238 г. (а не в 1235 г., как думает первый издатель ее Wegelinus), когда Влеммид, по назначению императора Иоанна Ватаци, выступил в должности учителя философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Летописные повести о монголо-татарском нашествии Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина В начале XIII в. из ряда восточных народов образовалось могущественное государство Чингисхана. После завоевания Средней Азии монголо-татары продолжали продвижение на запад. В 1223 г. тридцатитысячный отряд под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать им помощь, и коалиция, состоявшая из большинства князей, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на р. Калке. Татары преследовали русских до Днепра, но вторгнуться в пределы Руси не решились. Таково было первое знакомство русских людей с грозными завоевателями. В 1235 г. на курултае в Каракоруме было принято решение об общем походе на запад, и во главе войска был поставлен Батухан (Батый). В конце 1236 г. монголо-татары разгромили Волжскую Болгарию, а зимой 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. В условиях княжеских распрей Русь не могла осуществить организованный отпор завоевателям. Значительное численное превосходство (в татарском войске насчитывалось 120–140 тысяч воинов), использование сложной осадной техники, заимствованной у китайцев, также предопределили успех монголо-татарского нашествия. Рассеяв рязанское войско, монголо-татары осадили Рязань и взяли ее штурмом на шестой день. После этого они двинулись на Владимирское княжество. Около Коломны отряды Батыя разгромили значительное войско, собранное Юрием Всеволодовичем Владимирским. Захватив Коломну и Москву, монголо-татары осадили Владимир, который был взят и опустошен 7 февраля 1238 г. По свидетельству летописи в течение февраля месяца были взяты и разграблены 14 городов. В сражении на реке Сити Батый уничтожил остатки владимирской рати во главе с Юрием Всеволодовичем, Васильком Константиновичем и другими владимирскими князьями. После двухнедельной осады захватчики взяли Торжок и двинулись на Новгород. Однако из-за весенней распутицы сильно поредевшее войско Батыя вынуждено было повернуть назад и возвратиться в южные степи, не дойдя до Новгорода. Отходя на юг, монголо-татары разорили окраины Черниговского и Смоленского княжеств; особое мужество проявили жители маленького городка Козельска, семь недель отбивавшие штурм татарских войск – не случайно Батый назвал Козельск «злым городом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 16. Книга Пророка Софонии 62. Сведения о пророке Софонии и время его служения Девятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину ( Соф 1:1 ). Из такового перечисления предков до четвертого колена можно заключить, что Софония происходил из знатного рода; иначе таковое перечисление было бы странно и неуместно; только при этом по имени прапрадеда его Езекии не следует заключать, будто Софония был царского рода; ибо к имени этого Езекии не прибавлено наименование «царь», как обыкновенно делают писатели, когда речь идет о благочестивом царе Езекии; – и предание, записанное у Епифания, указывает происхождение Софонии из колена Симеонова, а не Иудина; притом не известно, были ли у Езекии другие сыновья, кроме Манассии; – и такое заключение не согласно со временем пророческого служения Софонии во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудина ( Соф 1:1 1235 ), так как между Езекией и Иосией были только два (Манассия и Амон, всего 57 лет), а не три поколения, как читается в родословии Софонии. Прочие обстоятельства жизни пророка Софонии неизвестны. Из содержания книги его можно заключать, что он проходил свое служение в первые годы царствования Иосии; потому что обличает Иудеев в открытом идолослужении, которое было прекращено по всем городам Иудеи в восемьнадцатый год царствования Иосии ( 2Пар 34:3–7, 33 1236 ). А отсюда очевидно, что Софония был современник пророка Иеремии, с которым есть у него значительное сходство (напр. Соф 1:4 ; 1237 ср. Иер 8:2 ; 1238 Соф 1:12 ; 1239 ср. Иер 4:1 1240 ). 63. Предмет, содержание и цель книги Софонии Главный предмет пророческой речи Софонии составляет царство Иудейское, а именно: господствующее в нем идолослужение и предстоявшее за то опустошение после смерти Иосии ( 2Пар 36:2–13 ; 1241 4Цар 23:32–24:17 1242 ); потом еще наряду с другими соседними народами второе разорение и, наконец, по истреблении беззаконников, торжество истинно верующих под непосредственным покровом и водительством Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Т. о., специфика К. как течения в евр. мысли в значительной мере заключается именно в совершенно новой, теургической интерпретации смысла исполнения заповедей (таамей ха-мицвот), а не в космогонических, космологических или герменевтических новшествах, ею разработанных и использованных. Первым настоящим каббалистом, всю жизнь посвятившим этой традиции и повлиявшим на дальнейшее ее развитие, по праву считается Ицхак Саги Нихор (Слепой, Ицхак из Нарбона) (ок. 1165-1235) - автор каббалистического комментария к «Сефер йецира». Он и каббалисты его круга говорят о К. в целом и о системе сфирот в частности как о чем-то известном испокон веков и не нуждающемся в определении или обосновании. Вместе с тем именно тогда впервые предпринимаются попытки рационального рассмотрения и формализации этого учения. На рубеже XII и XIII вв. в каббалистических кружках началась разработка теософской концепции Божества и Его проявлений в мире. В Юж. Франции, в Провансе, появились каббалистические сочинения т. н. круга «Сефер ха-июн» (Книга созерцания), в которых впервые систематически излагается учение о недоступном познанию абсолютном Боге (эйн соф - Предвечная тьма) и об изошедшей из него эманации света, о Божественном имени и мистике молитвы. Из Прованса К. постепенно проникала в христ. часть Испании, в Каталонию, где в 1230-1260 гг. в Жироне создавалась авторитетная школа К., крупнейшим представителем к-рой был Азриель из Жироны (ок. 1160 - ок. 1238). Его перу принадлежат многочисленные произведения, в т. ч. комментарии о 10 сфирот и талмудических легендах. С этой школой связано также имя крупнейшего испан. законоучителя и каббалиста Нахманида (рабби Моше бен Нахман, 1194-1270). Там же была, вероятно, написана «Книга образа» (Сефер ха-тмуна), согласно к-рой мировой процесс аналогичен земледельческому циклу в древнем Израиле. Как в земледелии через каждые 7 лет наступает новый цикл, а через каждые 49 лет - юбилейный год, так и мир создается заново каждые 7 тыс. лет, причем каждый раз под влиянием одной из 7 нижних сфирот, а по прошествии 49 тыс. лет наступает юбилейное тысячелетие, когда все сотворенное исчезает, а нижние сфирот возвращаются к своему источнику, к 3-й сфире Бина («пониманию»).

http://pravenc.ru/text/1319738.html

С нетерпением буду ожидать от Вас дальнейших известий. Но если уже суждено будет мне быть в Харькове, то я просил бы Вас, почтенный Иван Григорьевич, сколько можете, сообщить мне сведения об обстоятельствах тамошней службы, как благоприятных, так и неблагоприятных. У меня в Харькове решительно нет никого знакомых. Вы называете в письме своем «высоко стоящею» Семинарию Волынскую: вероятно, надобно разуметь Каменец-Подольскую. – Не можете ли, однако ж, поразведать, на чем основано невыгодное мнение о Преосвященном Курском? В следующем письме не забудьте, пожалуйста, сообщить мне сведение о ходе дела по духовно-судебной реформе. Оно очень интересует меня». Напечатанное 27-го Октября в 124 Церковно-Общественного Вестника неосновательное известие об оставлении меня будто бы на Полоцкой епархии подало повод Динабургскому Благочинному священнику Щербову написать мне 7-го Ноября письмо такого содержания: «Весть об оставлении Вашего Преосвященства нашим Владыкою и святителем чрезвычайно радостно и утешительно подействовала на души и сердца православного населения г. Динабурга и духовенства Динабургского благочиния, глубоко благоговеющих и искренно-свято любящих Вас – бесконечно дорогого и незабвенного нашего Архипастыря и Отца. Слава и благодарение Господу беспредельно нас облагодеявшему; невыразимо благодарим и Августейшего Монарха нашего, оставившего нам беспредельно дорогого Отца! Да хранит же Всеблагий Господь нашего незабвенного святителя и истинного Отца на много лет в добром здравии и совершенном благополучии, о чем я и моя паства будем усердно молиться до могилы и благословлять Ваше святительское имя». 7-го ч. писал мне из Петербурга И. Г. Слиборский: «Как я предсказывал, так и будет. Всеподданейший доклад о перемещении Вас в Харьков уже подписан Членами. Преосвященные Тульский 1235 и Курский просили оставить их на прежних местах. Причины, по которой поднять вопрос о перемещении Преосвященного Сергия, до сих пор я узнать не мог. Судя по опасению за Семинарию, виноват, не Волынскую, а Каменец-Подольскую, можно догадываться о слабости его действий. О переводе Вашего Преосвященства первый голос подал Высокопреосвященный Митрополит 1236 . Член 1237 возразил, что паства будет сожалеть об Вас и Вы неохотно оставите паству; Граф сказал, что ему известно Ваше желание переместиться; Митрополит добавил, что для Харькова, города чисто православного, многолюдного и университетского нужен Архипастырь опытный и дельный, что кафедра богатая и спокойная, как можно судить по количеству дел, поступающих в Синод; после этого предложение было единогласно принято. О Каменец-Подольске рассуждения кажется еще не было, в Астрахань предполагается Ректор Петербургской Семинарии о. Хрисанф 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Помилуй мя, Боже, вопиет Давид, по велицей милости Твоей! [ 1232 ] Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело. Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея [ 1233 ]. Давид просит помилования, признает себя погибшим: причину помилования он ищет единственно в милосердии Божием и в своем бедственном состоянии, в своей немощи, неспособности помочь самому себе. Не дает он себе преимущества пред кем-либо из человеков! напротив того, признает себя недостойным имени человека, грешнейшим из человеков: Аз же есмь червь, а не человек, говорит он, поношение человеков и уничижение людий [ 1234 ] . В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя [ 1235 ], исповедуется Давид, сознавая участие свое в падении, общем всему человечеству, а о собственном душевном состоянии он выражается следующим образом: внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския и буря потопи мя [ 1236 ] . Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего [ 1237 ]. Оплакивая порабощение свое демонам и умоляя Бога об избавлении от этого порабощения, Давид говорит: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша ми врази мои весь день. Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло [ 1238 ] . Умножишася стужащии ми! мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Воскресни, Господи, спаси мя Боже мой [ 1239 ]. Святой пророк Исаия, сподобившись увидеть Господа, седящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного ликами небесных Сил, воскликнул: О окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреди людий нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима [ 1240 ]. Пророк, увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но в бессмертии, по египетскому мировоззрению, участвует не душа только, а, по-видимому, и тело, которое сохранялось для этого под формой мумии. Жизнь за гробом называется вообще восстанием, воскресением мертвых 1235 . Озирис обещает оправданному, что душа его не будет разлучена с телом 1236 , что «свет божественный даст ему милость (grace) быть нетленным по телу» 1237 . Говорится об оживлении мертвеца, а том, что он получит возможность дышать, ходить, принимать пищу, пить воду. Ясно и положительно высказывается и мысль о воссоединении души с телом. Умерший представляется на виньетках близ летающей около него души, которая изображается под формой птицы с человеческой головой (ласточка), – летающая над мумией душа подает ей знак жизни (кресто-образная фигура, которая служит и символом божественного достоинства), умерший открывает клетку, в которой дотоле была заключена эта птица, представляющая душу. Последнее, очевидно, указывает на момент соединения души с телом, после отделения первой от последнего – по смерти 1238 . Это восстание тела или воссоединение души с телом стоит, по-видимому, в зависимости от сохранения тела, в котором жил умерший, и есть обновление этого тела, а не другого. Обновление или воскресение всегда изображается под видом дарования сердца, которое хранилось, вместе с внутренностями, – особыми 4-мя гениями, или духами. Умерший восстает, когда ему возвращается сердце духом – хранителем внутренностей. На одном из рисунков книги мертвых умерший передает свое сердце этому гению хранителю, от которого он имел вновь получить его после. На другом изображении – он держит свое сердце, стоя на коленях и просит душу войти в него 1239 . «Да не отнимается сердце у того, кто в Кер-Нетер», говорится также в молитве от лица умершего 1240 . Враг жизни Сет, с другой стороны, как мы видели, представляется пожирающим сердце и внутренности умершего. Таким образом, сердце умершего, по-видимому, признавалось принципом или основой жизни, которую нужно было сохранять для бессмертия и о дарования которой нужно было молить Озириса 1241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010