76.– Развалины Ура, отечества Авраама Первые обетования, данные Богом Аврааму; мессианское благословение Бог, повелевши Аврааму, после потери им отца своего Фарры, покинуть город Харран для того, чтобы идти в чужую землю, благословил его и сказал ему: Я произведу от тебя великий народ, И благословлю тебя, И возвеличу имя твое; И будешь ты благословен. Быт.12:2 . Здесь четыре различных обетования, и восходящая последовательность в пророчестве, которое заключает этот стих, такова: 1) обетование многочисленного потомства: Я произведу от тебя великий народ; 2) обетование частного благословения, т. е. материального и духовного благословения; 3) обетование возвышения имени Авраама, т. е. обещание великой славы и 4) обетование, что Авраам сам станет источником благословения для других: не только он будет благословен, но и сообщит людям благословение, которое получил. LXX и Вульгата перевели: и будешь ты благословен; оригинальный текст еще сильнее: ты будешь в благословение. Так как четвертое обетование самое важное из всех, то стих 3-й развивает и объясняет его: Я благословляю благословляющих тебя, И злословящих тебя прокляну; И благословятся в тебе все племена земные. Это благословение, которое Авраам получит и перенесет всем народам земли, есть повторение, продолжение и развитие благословения, данного предку Авраама Симу ( Быт.9:26–27 ). Авраам – наследник Сима, Иегова – его Бог . Иафет будет обитать в его шатрах, потому что в Аврааме благословятся все народы земли. Мотив и цель его призвания и новой истории, которая начинается с этим патриархом – истории народа Божия, ясно определены: от него произойдет благословение всего рода человеческого. В божественных словах личность Мессии не выделяется еще заметным образом, но она начинает обрисовываться: миссия избранного народа, которая будет вполне осуществлена Мессиею, точно обозначена. В Отрасли Авраама получит свое исполнение обетование, возвещенное Адаму, 1225 и ей будет дано благословение Сима; 1226 эти плоды спасения произрастут в земле, куда Бог приведет Своего служителя, т. е. во Святой земле; здесь И. Христос будет проповедовать новую веру, и принявши эту новую веру, мы становимся все детьми Авраама, как учит нас об этом Новый Завет: Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: И в семени твоем благословятся все племена земные, говорит св. ап. Петр, вслед за исцелением хромого ( Деян.3:25 ). Св. Павел писал в свою очередь галатам: Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: В тебе благословятся все народы. И так верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:7–9 ). Чрез Мессию, чрез И. Христа, мы благословлены в Аврааме и становимся его чадами по духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И Я первенцем поставлю его, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой – верен ему. И продолжу во век века семя его, и престол его (сделаю), как дни неба. Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, Если нарушат 1211 постановления Мои и заповедей Моих не будут хранить, То накажу жезлом беззакония их и ударами неправды их, Милости же Моей не отниму от них и не изменю 1212 истины Моей, Не нарушу 1213 завета Моего и не откажусь от того, что вышло из уст Моих. Однажды Я клялся святынею Моею 1214 : Давиду ли солгу? Семя его во век пребудет, и престол его, как солнце, предо Мною, И как полная луна во век. И свидетель (сему) на небе верен» 1215 . Ты же отринул, и уничижил, и низверг 1216 помазанника Твоего, Отверг завет с рабом Твоим, поверг на землю святыню его 1217 . Разорил все ограды, сделал опасным 1218 укрепления его. Расхищали его все проходящие дорогою, стал он поношением у соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его, возвеселил всех врагов его. Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани. Прекратил у него очищение 1219 , престол его поверг на землю. Сократил дни времени его, покрыл 1220 его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца? – будет пылать, как огонь, гнев Твой? Вспомни: какова моя 1221 природа 1222 ? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? Где древние милости Твои, Господи, которые, клянясь истиною Твоею, (обещал дать) Давиду 1223 ? Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в груди 1224 моей, от многих народов, Коим поносили враги Твои, Господи, коим поносили перемену с помазанником Твоим 1225 ! Благословен Господь во век. Да будет, да будет 1226 . 1196 Греч. ν κκλησ γων, т. е. в торжествующей Церкви святых небожителей. Так терминология перевода LXX совпадает с христианской богословской терминологией. 1206 Слав. успеет соответствует Вульг. proficiet, а по-греч. υκ φελσει – не получит пользы и выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

11 много времени на той земле. См. 5,16. 11 поливал ее при помощи ног твоих. Очевидно, здесь имеется в виду способ орошения земель в Египте. Вода поступала на поля по каналам, направляли ее с помощью деревянных колес, которые приводились во вращение ногами. 11 от всего сердца вашего. См. 28,1,2. 11 учите им сыновей своих. См. 6,6–9. 11 на которое ступит нога ваша. Эти же слова и описание границ Ханаана повторяются в книге Иисуса Навина (1,3–5). Слова «от пустыни и Ливана» (точнее, «от пустыни до Ливана») не совсем ясны. Границы должны включать и южный предел, поэтому под словом «пустыня», скорее всего, подразумевается Синайская пустыня. Эти границы охватывают всю территорию современного Израиля и Ливана, а также часть Сирии. 11 благословение и проклятие. Бог предлагает народу израильскому свободу выбора и открывает неизбежные последствия этого выбора. 11 на горе Гаризим... на горе Гевал. Подробности о местонахождении этих гор, а также церемонии благословений и проклятий описаны в гл. 27 и 28; эти церемонии были совершены Иисусом Навиным в соответствии с указаниями Моисея ( Нав. 8,30–35 ). В данном стихе лишь сообщается, что горы Гаризим и Гевал находятся «за Иорданом», «по дороге к захождению солнца», т.е. к западу. Иными словами, обе горы находятся в Ханаане. Они расположены «близ дубравы Море», которая, в свою очередь, согласно Быт. 12,6 , находится недалеко от Сихема. Упоминание о земле хананеев, живущих на равнине против Галгала, мало что проясняет: местоположение Галгала также не указано, однако он, по-видимому, находился недалеко от Иерихона ( Нав. 4,19 ). Глава 12 1226,19 Моисей повторяет законы, регулирующие поклонение Израиля и его образ жизни. 12 во все дни, которые вы будете жить на той земле. Последнее утверждение, вероятно, относится к первой части стиха и означает: следуйте этим законам всегда, пока вы живете на этой земле, которую Господь, Бог отцов ваших, дал вам. 12 Истребите все места. Места поклонения, о которых говорит Моисей, должны быть разрушены. Излагается также требование истинного поклонения, не допускающего никакого компромисса с идолопоклонством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мы не будем утверждать, пишет г. Сменцовский, что аскеты любят мир именно в плоти его, на чем так усиленно настаивает г. Розанов , но не будем называть эту любовь к миру плотскою. Они любят все творения Божии, любят мир и с духовной и с телесной его стороны, любят деятельно, не словом и языком, но делом и истиною, согласно наставлению апостола: «если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела; что пользы»? 1220 . Зная по опыту, как трудно отказывать себе и переносить лишения, они всегда с готовностью облегчают страдания ближних и даже бессловесных тварей 1221 , но еще более они сочувствуют душевным немощам ближних и облегчают их, еще чаще упражняются в делах милости духовной, а телесную вещественную милость они оказывали пред своим выступлением на аскетические подвиги 1222 . Оценив, общую принципиальную сторону рассуждений г. Розанова , Сменцовский останавливается на некоторых подробностях его статьи, а именно, разбирает положения В. В. Розанова о том, что 1) «Соломон в молодости, тотчас после смерти Давида, приносил жертвы и курения на высотах 1223 , т. е. по сирофиникийскому ритуалу; 2) что Платон-философ был якобы поклонником плотских удовольствий 1224 ; 3) что между апокалипсическими животными (льва, тельца и орла) находится связь с египетскими культами плоти (аписа, копчика, сфинкса), и 4) что праведный Иов есть один из типов «в хороводе безумствующих в любви потому что, будучи болен он и то умоляет жену приходить к нему ради плода чрева своего 1225 , о чем жаловался своим друзьям на гноище; а сойдя с него, порождает еще 7 сыновей и 7 дочерей, опять погружается в мирские дела, как и до болезни, и пребывает, однако, во все дни бытия своего праведным и благочестивым. Оставляем рассуждения по этим вопросам в стороне в виду того, что они не имеют прямого отношения к нашей задаче. Наконец, весьма любопытно познакомиться вкратце с мнением о происхождении аскетизма, высказанным профессором Гусевым в его сочинении: «нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» 1226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ныне вступим в союз с господином моим, царем Ассирийским». И далее: «И разве я без воли Господней пришел на землю сию, чтобы разорить ее?» 1222 (2) Так Иона говорит о том же силою пророчества: «И подошел к нему начальник корабля, и сказал ему: Что ты спишь? Восстань, воззови к Богу Твоему, может Он спасет нас и мы не погибнем?» ( Ион. 1:6 ). (3) Словами «Бог Твой» он показал, что считал его человеком, который знает Бога, а продолжение фразы, «чтобы Он спас нас», делает ясным, что в разуме язычников уже присутствовало представление о Вседержителе, хотя они еще не верили в Него. (4) Далее сказано: «И он сказал им: я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». (136,1) «Тогда воззвали они: Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего». 1223 (2) Малахия пророк влагает следующие слова в уста Господу: «Приношение рук ваших не угодно Мне, ибо от восхода Солнца и до захода велико будет имя Мое между народами, и на каждом месте будет принесена Мне жертва», (3) И снова: «Ибо Я царь великий и имя Мое явлено в народах» ( Мал. 1:10–14 ). О каком имени здесь речь? Об имени Отца, таинственно явленном через Сына, Бога-Творца, как его называют эллины. 1224 Еще раз о поэтах и философах (4) О свободной воле Платон учит следующим образом: «Добродетель не есть лишь достояние какого-либо одного почитателя или непочитателя ее. Каждый приобщается к ней в большей или меньшей степени. И вина лежит на избирающем, Бог же – невиновен». 1225 Бог, действительно, не может быть причиной зла. (5) Лирик так говорит об этом 1226 : О войнолюбивые Трояне, всевышний, всех видящий Зевс Не есть причина скорбей смертных, Однако каждый человек в силах сам Найти путь святой и чистой Дикэ, Сопровождаемый правомерностью и осторожной Фемидой, И благословенны ваши родители, Если все они обитают в вашем доме. (137,1) О Зевсе-Спасителе, муже Фемиды, царе спасительном и праведном, Пиндар говорит в таких словах 1227 : Сначала справедливейшую Фемиду небесную На колеснице златой к крутому берегу океана Мойры подводят, к самому началу сверкающих ступеней, Что ведут на высокий Олимп, Пред очи спасителя Зевса как его супругу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

(Простр. Хр. Катих. о перв. члене). На это учение, которое всецело заимствовано у священного бытопи­сателя Моисея, было и особенно ныне существует три ложных взгляда. Одни не принимают Моисеева сказания о шестидневном творении за историю, а думают понимать его в смысле переносном, таинственном. 1226 Другие, принимая это сказание за историю, произвольно истолковывают его, или недоумевают, о чем здесь говорит Моисей: о сотворении ли всего мира, или только о сотворении земли, и притом, о первоначальном ли происхождении земли, или только о преобразовании ее и т. т.п. 1227 Третьи, наконец, хотя также принимают это сказание за историю, утверждают, будто оно содержит в себе много несообразностей и про­тиворечит показаниям наук естественных, а потому не заслуживает вероятия. 1228 Эти ложные мнения прямо указывают те стороны, с каких должно быть рассмотрено поддерживаемое право­славной Церковью откровенное учение о происхождении мира ве­щественного. § 72. Моисеево сказание о происхождении мира вещественного есть история. Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мира вещественного обязываемся потому, что – 1 . За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека, следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы скрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого непонятный. А главное, на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всею ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил;… посему благословил Господь день субботний и освятил его ( Исх. 20:8–11 ). И в другом месте: и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;… потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился ( Исх. 31:16–17 ). Одно это побуждение видеть историю в сказании Моисеевом совершенно достаточно для цели, хотя бы не было никаких других побуждений, потому что вне сомнения, что слова всякого писателя надобно понимать в таком точно смысле, в каком он сам понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1226 Но горе таковому, ибо сам не входит в Царствие Небесное и хотящих войти не пускает ( Мф. 23:13 ). Таким образом, совесть у людей в греховном состоянии, то сама по себе неверна, то намеренно искажается из-за страстей. И за это предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют ( Рим. 1:28–32 ). Воля Стремление неразумных существ не называется ни волей, ни актом воли. 1227 Преп. Иоанн Дамаскин Ниже совести в числе деятельных сил поставляется воля – способность стремлений и расположений, дело которой заключается в устроении внешней жизни и деятельности человека. 1228 Воля есть сила, располагающая всей деятельностью души и отдельных ее сил по указанию сознания и требованию совести. Существенными ее потребностям являются потребности желать и действовать. Эти потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены: желание порождает действие, удовлетворяющее алчбу и жажду души, которая, получив удовлетворение, может снова пожелать того, чем была удовлетворена. В основе всех желаний и действий лежит ревность, возбуждаемая силами чувствительности. В роли же руководителя выступает сознание, управляющее чувствами и направляющее к искомому породившиеся желания и действия. Действие воли всегда сознательно. «Действие есть деятельность разумная», 1229 – говорят Отцы, имея в виду действие волевого характера, ибо воля, по их же определению, «есть разумное и свободное естественное стремление». 1230 Деятельность неразумная – деятельность невольная и несвободная. Такова деятельность бессловесных существ. В основе такой деятельности лежат неразумные стремления, которые по причине неразумности их и несознательности нельзя признавать ни волей, ни актом воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Если в течение 6-месячного срока никто не явился к отысканию наследства, оставшееся имение надлежит (по общему правилу 1243 ст. Зак. Гр. о безвестно отсутствующих) брать в казенный присмотр (в ведомство опеки). В опеку же поступает имение по спору о наследстве, в случаях, указанных в 106614, 1098–1103, 1300 ст. Зак. Гр. и 397, 398 ст. Зак. Суд. Гражд. В опеку предписано брать имения населенные, достающиеся по наследству непотомственным дворянам, впредь до совершения акта о выкупе крестьянских земель или до отчуждения имения владельцем потомственному дворянину (1304 ст. Зак. Гр.). А) Применение 1226 ст. Зак. Гр. сопряжено с немаловажными затруднениями, по ее неопределительности. При действии старого порядка, имение оставлялось обыкновенно, без описи, во владении наличных наследников, когда они состояли налицо, и устранить в сем случае вмешательство полиции не стоило больших затруднений. Этим облегчалось положение наследников, но зато, с другой стороны, представлялось немало случаев и поводов к расхищению или утайке имущества. Напротив того, при введении в действие мировых учреждений, 1226 ст. начали применять с чрезмерной строгостью. Действительно, текст ее во многих случаях представляет одинаковое основание как к устранению описи, так и к требованию описи. При действии новых правил судопроизводства возникло более поводов исполнительным чинам опасаться ответственности за несоблюдение важной формальности, но с другой стороны, явились и новые личные побуждения требовать непременного ее соблюдения, ибо с составлением описи соединяется взыскание сбора в пользу судебных приставов. Посему неудивительно, что ныне мировые суды требуют описи открывающегося наследства с чрезмерной строгостью, походящей в иных случаях на притязательность. Много на это ропота и жалоб, особливо по случаю описи малых наследств, не соответствующих издержкам на опись и хлопотам; однако же трудно удовлетворить эти жалобы на основании нынешней редакции 1226 ст. Надлежало бы выразить ее определительнее. Для сего, может быть, потребовалось бы в нашем законе установить принятое в других законодательствах различие между прямыми и непрямыми наследниками и предоставить прямому наследнику законную возможность вступить во владение имением непосредственно, с принятием на себя ответственности пред прочими, могущими явиться, а вместе с тем уменьшить издержки по случаю описи малых наследств.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010