В фульдских летописях, под 845 и 857 гг., есть такие известия, из которых можно вывести, что, кроме сохранившихся в исторических памятниках названий разных чешских колен, было еще не мало таких, память о которых совсем пропала. Это были колена, вероятно, еще до усиления дома Славниковцев потерявшие свою первоначальную независимость и подчиненные князьям чешским; 366 ясное доказательство существования таких колен, в последствии утративших свое имя, можно видеть в Дулебах. У Косьмы они упоминаются уже совершенно особо, без разделения их на жупы, чего нужно было бы ожидать по аналогии с другими коленами. Может быть, что жупан Вистрах 367 был собственно князем Дулебов, если жупу виторажскую, где жил он и сыновья его, принять за часть области того колена, которое разделялось на жупы виторажскую и дулебскую 368 ... Юго-западная часть Чехии вообще сохранила весьма мало признаков, по которым бы можно было судить о коленном расположении здесь народа чешского – доказательство, что она ранее других частей подверглась влиянию князей земских, а потом Славниковцев. На западе Чехии, по рекам Отаве и Радбузе, в нынешних округах прахенском и плъзенском, сидело тоже особое колено, весьма рано утратившее свою самостоятельность. Указание на него встречается в Зеленогорской рукописи; тут представители этого колена – Стяглав на Радбузе и Хрудош на Отаве – названы потомками Тетвы Попелова – «jen-e pride s plky s echovymi v sie-e irné vlasti». Колено Седличане, тоже весьма рано утратившее свое имя и независимость, упоминается в рукописи Зеленогорской, как имеющее собственного князя, «Радован от Камена-моста». Память о Радоване сохранялась долго в тех местах: в грамоте 1226 г. говорится о броде радовановом и о мостище в болоте; 369 можно видеть указание на это имя и в нынешнем названии селения Radansfurt, Rodisfurt; около первой половины IX века Седличане попали в зависимость к Франкам. История застает Чехию еще не успевшею объединиться под земскими князьями из рода Премысловцев. В иностранных современных летописях и князь пражский, и отдельные представители колен называются часто одинакими титулами: dux regulus.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ [лат. Davidus ab Augusta, de Augusta; нем. David von Augsburg] (ок. 1200 или 1210, Аугсбург - 15.11.1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений. О жизни и деятельности Д. А. известно мало. Хроники францисканского ордена (не раньше 20-х гг. XIV в.) сообщают лишь дату смерти и место погребения - алтарная часть церкви миноритов (до наст. времени не сохр.), днем его поминовения в ордене считается 19 нояб., вероятно день погребения. Д. А. предположительно вступил во францисканский орден в Регенсбурге, 1-й мон-рь францисканцев появился ок. 1226 г. (в Аугсбурге в 1243). Получил богословское образование (данные, подтверждающие, что он, как и Бертольд Регенсбургский , учился в орденской школе в Магдебурге, отсутствуют). Согласно орденским хроникам XV в., в 1235-1250 гг. Д. А. был наставником новициев в Регенсбурге. До сер. XX в. Д. А. считался наставником Бертольда Регенсбургского, что основывалось на посвящении некоему брату Бертольду (fratri Bertholdi) соч. «De compositione» (см., напр.: Stöckerl. S. 187). В наст. время исследователи пришли к выводу, что отождествление «брата Бертольда» с Бертольдом Регенсбургским безосновательно, тем более что послание к новициям, содержащее посвящение Бертольду, появляется в рукописной традиции лишь в XV в. ( Bohl. S. 71-72). Известно об участии Д. А. в проповеднических странствиях Бертольда Регенсбургского как «socius», спутника и товарища («der mit bruder perchtolt gieng» ([Давид], к-рый ходил с братом Бертольдом) - Баварская Национальная б-ка, Мюнхен, Cgm 210. Fol. 79r; «vagando per diversas terras» (странствуя по разным землям) - De compositione. P. 63). В 1246 г. вместе с францисканцем Бертольдом Регенсбургским, канониками Генрихом Лерхенфельдским и Ульрихом Дорнбергским был назначен папским визитатором регенсбургских монастырей канонисс-августинок Нидермюнстер и Обермюнстер. Впосл. вернулся в Аугсбург; дальнейшие сведения о нем вплоть до смерти 15 нояб. 1272 г. отсутствуют. Согласно более позднему орденскому преданию, Бертольд Регенсбургский, произносивший в это время проповедь далеко от Аугсбурга, мистическим образом почувствовал кончину Д. А. и в память о нем процитировал строки из гимна «Iste Confessor»: «Qui pius, prudens, humilis, pudicus,/Sobriam duxit sine labe vitam» (Тот, кто благочестив, мудр, смиренен, стыдлив,/Целомудрен, вел жизнь благоразумную и безупречную).

http://pravenc.ru/text/168542.html

Юля), ши-ю (каменное масло), и корень растения цун-юн (Orobanche, Dr. Bretschneider) 17 и др. 18 Замечательно, что способ приготовления корня цун-юн описывается у китайцев 19 довольно сходно с описанием манипуляции с Salamander у М. Поло; но под конец, оба авторитета совершенно расходятся; по китайской ботанике из корня цун-юн приготовляется врачебное снадобье, у М. Поло из Salamander добывают несгораемые нити. До сих пор, почти нет сомнения, что Чигинь-тала М. Поло есть Чигинь позднейших сказаний; но относительно расстояний представляется немаловажное затруднение; Чигинь отстоит от Су-чжоу в 250 или 260 ли, по показанию же М. Поло, переезд этот требует 10 дней. Надобно допустить одно из трех объяснений этой несогласицы: или Чигинь-тала не есть Чигинь, или память изменила путешественнику, или наконец в числе переездов произошла описка; мне кажется более вероятными последние два предположения, тем более, что подобные затруднения не раз встречаются в реляции М. Поло. Впрочем, изложив данные, предоставляю вывести из них заключения тем читателям, которые основательно изучили творение М. Поло. Гл. XLIII. Sukchur. Сучжоу, как пункт транзитной торговли, всегда был городом знатным по населению и богатству; однако ж М. Поло отзывается о нем невыгодно, 20 и справедливо; в его время этот город не мог еще оправиться от монгольского погрома; в 1226 году, Чингисхан, по возвращении из западных стран, мстя тангутскому королю за отказ его в участии в походе на запад, 21 прошел с огнем и мечем от нынешнего Нин-ся до Ша-чжоу. Раздраженный упорною защитою Су-чжоу его жителями, он, по взятии города, вырезал всех, без различия пола и возраста. 22 По поводу ревенного производства, о котором говорит Марко Поло, «Описание Су-чжоу» (Су-чжоу-чжи ) также делает замечание, что лучший ревень, с золотистыми разводами в разломе, добывается именно в этой области (в уезде Шань-дань ), и что он благодетелен, как для людей, так и для скота, спасая их от гибельного действия жаров. М. Поло замечает, что «нетуземный скот в Сучжоуских горах теряет копыта», вероятно, не от употребления ядовитой травы, а от каменистой почвы; китайский посланник Гао-цзюй-хуй, в 981 г., переезжая из Гань-чжоу в Су-чжоу, прикрепил к копытам своих лошадей деревянные башмаки и обвязал лапы верблюдов кожею яка.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Благодарю за продолжаемое вами о мне попечение. Совет ваш, чтобы не встречать крестнаго хода в Сретенском 27-го дня, получил я вчера 30. Однако я поступил так, как вы советовали; и не мог иначе. Продолжалась скудость сил, и некоторое ощущение тягости, наводившее опасения: это особенно значительно было третьего дня: но, несмотря на то, я должен был принять несколько посещений необходимых. Вчера из Успенскаго собора зашел в Чудов, в ожидании литургии придворной, и нашел келии такие холодныя, что тут же почувствовал простудную боль; но наконец догадался надеть шубу. Ныне случилось некратковременное ожидание пред служением, и я очень устал, и едва слышимо говорил. Теперь отдыхаю. Слава Богу о всем. – Вопрос, ехать ли в Коломну, стоит передо мною. Еще не знаю, как разрешу. – Уже не один год тому, как я говорил, что мне нужно, вместо резнаго написанное Распятие Господне, в залу, или по старому в крестовую палату. Вы конечно забыли; а я не докучал. Не отдадите ли мне теперь оставшееся после ризничаго, в память его и моего болезненаго привитания у него, да поминаю последняя. Москва. Августа 31-го 1858. 1226 Благодарю, отец наместник на молитву о моем недостоинстве, а также и за совет о сбережении моих оскудевающих сил. От однаго зова на освящение храма, именно в Купавну, я отказался. А о поездке в Коломну, признаюсь еще недоумеваю. Так очень обнадеженны, и отсрочили освящение для меня: следственно я виноват буду, и в том, что отсрочку предложил, и в том, что обещание не исполнил. Притом я слабее бываю дома, нежели вне у дела. 31-го дня прошедшаго месяца я очень устал в Знаменском монастыре: но оказалось, что на другой день я чувствовал себя крепче и лучше, нежели во все предыдущие дни со времени возвращения из Лавры. Будет в Лавре владыка Киевский. Я предложил ему остановиться в моих келиях. Примите его, упокойте, угостите, и икону представьте ему от обители и настоятеля. Предложите, не пожелает ли служить. Что говорит комета, ведает Премудрость Божия. Неприятное говорит не одна комета. Особенно грехи наши заставляют бояться жезла наказующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Подробный рассказ о П., созданный на основе истории Сократа Схоластика, со вставкой о событиях арианских споров помещен в арм. Синаксаре Тер-Исраэла. Этот рассказ имеет ряд неточностей, напр., виновником 1-го изгнания П. назван еп. Евдоксий; мощи П. в К-поль переносятся из Кукуза, а не из Анкиры. В копт. Александрийском Синаксаре (XIV в.) присутствует краткое сказание об Анбе Булосе (т. е. о П.), восходящее также к Сократу. Здесь память П. приходится на 5-й день месяца паопи (2 окт.). Под предыдущим днем П. упомянут в календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.). На Западе почитание П. также известно с IX в. В мраморном Неаполитанском календаре его память содержится под 6 нояб. Возможно упоминание о П. в Мартирологе блж. Иеронима (V в.). В его парижской рукописи XI в. (Paris lat. 12410 D) под 7 июня указана память «в городе Бизантии Павла». В одном из древнейших кодексов Мартиролога - Эхтернахском (нач. VIII в.) - П. назван епископом не Византии, а Бизацены (область в Сев. Африке). Уверенно можно сказать, что память П. под 7 июня была введена в Мартирологи Флора и Адона Вьеннского со сказаниями на основании «Трехчастной истории» Епифания и Кассиодора, в к-рых сведения также черпались из трудов Сократа и Созомена ( Quentin. 1908). Из Мартиролога Адона заметка о П. перешла в Мартиролог Узуарда и далее в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (XVI в.) с добавлением заметок о вмешательстве папы Юлия в дело П., а также о перенесении его мощей в К-поль. Мощи П. находились в К-поле до разгрома города крестоносцами в 1204 г. Ок. 1200 г. их видел в к-польской церкви, посвященной П., рус. паломник Антоний , буд. еп. Новгородский (Добрыня Ядрейкович); мощи находились под спудом. Там же хранились омофор и стола святого. В период лат. правления, вероятно в 1226 г., мощи были перенесены из К-поля в Венецию и помещены в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо). В 1686 г. была произведена рекогниция мощей. На ней присутствовал ученый-болландист К. Янник, к-рый констатировал, что мощи находятся в целости в драгоценной раке (ActaSS. Iun. T. 1. P. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Лаврентий, святитель, епископ Туровский, затворник Печерский († 1194; память 29 января/11 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов) Преподобный Лаврентий первоначально подвизался в Киево-Печерском монастыре. О нем как о святителе, вышедшем из иноков Киево-Печерской обители, упоминает святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский († 1226), в своем «Послании к Поликарпу», положившем начало Киево-Печерскому патерику. Впоследствии, как это видно из повествования святителя Симона, преподобный Лаврентий пожелал уйти в затвор, но отцы печерские не дозволили ему этого, считая (после искушения, постигшего преподобного Никиту, † 1108; память 31 января/13 февраля) подвиг затворничества весьма трудным и небезопасным. Тогда преподобный Лаврентий перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия, построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем. Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий жил в безмолвии и строгом воздержании и не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и богомыслия достиг дара исцелений и слыл еще при жизни чудотворцем. Монастырь во имя святого великомученика Димитрия был с 1128 года передан в ведение Киево-Печерской обители и считался первоначально приписным к ней. Во второй половине XII века, когда в Димитриевском монастыре подвизался преподобный Лаврентий, он уже был самостоятельным и управлялся своим игуменом. Независимость его подтверждается тем, что игумен Димитриевского монастыря дозволил преподобному Лаврентию подвизаться в затворе подвигом безмолвия, в чем ему отказали печерские отцы. Пребывая в затворе, преподобный Лаврентий не прерывал духовного общения с братией Киево-Печерской обители. Известен случай, когда к святому Лаврентию привели одержимого бесом. Преподобный Лаврентий не смог исцелить его один и велел отвести в Киево-Печерский монастырь. Услышав это, одержимый стал кричать, что боится приблизиться к святым пещерам. Преподобный велел вести его силой. По приближении к святым вратам обители нечистый дух оставил страждущего, и он совершенно здоровым вошел в монастырь. Когда его спросили, кто его исцелил, он показал на чудотворную икону Божией Матери и сказал: «Тридцать святых отцов вместе с Нею встретили нас, и я исцелился». Столь великой оказалась сила соборной молитвы Киево-Печерских иноков, предстательством Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Онон, река в Монголии и Читинской области России. Церковь причислила его к лику святых (память 4 февр.). Память 4 марта. Митрополит Иоанн, «Самдержавие Духа», С-Пб, 1994, стр. 77. Впрочем, в историографии нет единого мнения о том, что следует понимать под терминамя «Белая Орда» и «Синяя Орда», так как в средневековых источниках по этому вопросу содержатся противоречивые указания. Здесь приведена традиционная точка зрения, распространенная в России , и восходящая к русским летописям. Часть историков считает, что Ак Орда, наоборот, соответствует восточной части улуса Джучи, а Кок Орда — западной. В Казахстане общепринятой является третья точка зрения, согласно которой деление на Ак и Кок Орду относится только к восточной части улуса Джучи. Соответственно, под Ак Ордой понимается улус старшего сына Джучи Орды Ичэна на территории между Иртышом и Сырдарьей, и она рассматривается как ядро современного Казахского государства. Под Кок-Ордой понимается улус сына Джучи Шибана , расположенный между западным крылом Золотой Орды и улусом Орды Ичена, на территории современного западного Казахстана. Сарай означает то же, что турецкий сераль, т.е. дворец. Ныне на этом месте расположено село Селитряное. Из сочинения арабского историка Элъ-Омари «Пути взоров по государствам разных стран». Английские средневековые источники IX-XIII вв., М. Наука, 1979, с. 137. Датой составления Яссы Рашид-ад-дин и Джувейни считают курултай 1206 года. Законы Яссы были чрезвычайно суровы, за неисполнение их, за малейшее нарушение правил виновнику часто грозила смертная казнь. Плано Карпини, «История монгалов», Алматы, «Гылым», 1993, стр.70. Из «Истории завоевателя мира» Ала-ад-дин Ата-мелик Джувейни (1226 – 1283 гг.). Джувейни с молодых лет находился на службе у монгольских правителей Хора­сана, которым служил уже его отец; несколько раз он ездил в Монголию, Уйгурию и Мавераннахр. С 1256 г. был губернатором Багдада, Ирака и Хузистана. Память их обоих Церковь чтит 20 сентября (3 октября) и 14 (27) февраля.

http://pravoslavie.ru/38347.html

Болгария была подчинена в 11 веке Риму и болгарские короли, столица которых находилась в Тырнове, короновались папой. Сербский князь Михаил получил также свою корону из рук римского епископа. В конце 12 века на сербском престоле утвердилась православная династия Немяней, подчинившихся константинопольскому патриарху. Король Стефан был очень благочестив и в старости ушел на Афон, где и скончался в 1200 году в монастыре Хилендарь. Он известен на Афоне под именем Симеона, Мироточивого (память 13 февраля). Его сын, великий просветитель и устроитель сербской Церкви, св. Савва, ушел 18 лет на Афон в Русский монастырь св. Пантелеймона, потом основал свой сербский монастырь, Хилендарь. По возвращении на родину, он был избран архиепископом сербским, добился независимости сербской Церкви (1219) и в течение долгих лет мудро правил своей паствой. Он построил много церквей и монастырей, заботился о бедных и больных и был соправителем государства. Его значение для сербской Церкви очень велико. Вся страна до сих пор почитает его своим просветителем (память 12 января). В его время сербская Церковь прославилась подвигами преп. Параскевы, которая отправилась в Палестину и провела там много лет в молитве (память 14 октября). Монашеские ордена, богословие. Университеты Между 11–13 веками на Западе было основано несколько монашеских орденов, которые не были ограничены какой-либо одной страной, а распространялись на весь западный христианский мир и составляли параллельную иерархию, находящуюся целиком в распоряжении пап. Основание их связано с деятельностью великих западных святых. В 11 веке были основаны ордена: Шартрезцев – св. Бруно, Премонтре – св. Норбертом и Цистерцианцев – Робертом Молем. В начале 12 века провел строгую реформу монашеской жизни св. Бернар Клервосский, который принял участие в устройстве второго крестового похода и авторитет которого в начале 12 века был исключительно велик. В начале 13 века возникли два новых ордена, которые были названы «нищенствующими». Первый был основан великим святым Запада, Франциском Ассизским (1182–1226), родившимся в Умбрии в богатой семье. После праздно проведенной юности, он роздал все имущество бедным и, несмотря на просьбы и угрозы родных, ушел из дома и поселился в брошенной часовне, около городка Ассизи. Он не хотел основывать ордена, а собрал небольшую группу монахов, которые должны были жить подаянием и проповедовать любовь Христову. Сам Франциск Ассизский простирал свою любовь на все творение, на птиц и даже на диких зверей. Он ездил на Восток и проповедовал Христа неверным. Последние годы его жизни были полны страданий, так как он вымолил себе раны на руках и ногах на подобие ран Христовых (стигматы). К его гробнице в Ассизи до сих пор стекаются сотни тысяч паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5 Святый младенче Гаврииле,/ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/и за Источившаго кровь Свою за нас/все тело твое на истощение крове/в лютыя язвы предал еси,/ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/прося нам здравие телеси/и спасение душам нашим. Кондак, глас 6 Отечество твое Зверки бысть,/мучениче Христов Гаврииле,/идеже от истых зверей-иудеев восхищен:/абие родителей лишен еси,/таже вся поряду люте претерпев,/в отечество Небесное преселился еси./Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/и умоли, молим тя,/улучити вечное наследие твое. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый младенче Гаврииле,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, ради чудотворного его образа «Зарайского», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа,/Богомудре отче Николае,/благодатию Небес освяти души наша,/заступи и покрый всечестным твоим омофором,/егоже приял еси от рук Пречистыя Девы,/и просвети нас светом заповедей Христа,/от Него бо приял еси глаголы жизни./Моли благость Отца Небеснаго,/во еже спастися/православно чтущим тя,/даруя нам велию милость. Кондак, глас 6 Дивнаго в чудесех чудотворца/воспоем, вси людие,/празднующе новаго источника щедрот явление,/издалече к нам притекшаго,/великаго святителя хотением:/припадающе к нему верою,/напояем жаждущия души своя,/любовию зовуще,/о преславный Николае,/пастырю наш добрый,/помози нам, немощным и убогим,/в житии сем многотрудном/и вечныя жизни наследники нас сотвори. Величание Величаем тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 10/23 Апостола Симона Зилота (I). Святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах почивающего (1226). Преподобного Симона Радонежского (XIV-XV). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1635). Перенесение мощей праведного Василия Мангазейского, мученика и страстотерпца (1670). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

59 Селище – Богородицкий монастырь, стоявший на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 60 «Еще читал святого Златоуста книги, и Ефрема Сирина ...» – святой Иоанн Златоуст (344 или 354–407) – один из самых известных и популярных отцов Восточной Церкви. Родом из образованной греческой семьи из Антиохии. В 397 г. был избран епископом Константинопольским. Обличал роскошь и распущенность императорского двора, чем восстановил против себя императрицу Евдоксию. В 403 г. был осужден и выслан из Константинополя. Неожиданное землетрясение возбудило народ, и он потребовал вернуть святителя Иоанна. Но в 404 г. он был вновь арестован и выслан на Кавказ. Не доехав до места ссылки, ныне город Пицунда, он скончался в местечке Команы 14 сентября 407 г. Оставил после себя множество произведений: проповеди, толкования, письма. В Древней Руси его произведения были необычайно популярны. Преподобный Ефрем Сирин (306–373) – родом из малазийского города Нисивина, который в 363 г. отошел к Персии. Преподобный Ефрем переселился в город Эдессу. По-видимому, именно здесь он основал библейскую школу и преподавал в ней. Создал толкования почти на все библейские книги, сохранились его проповеди, толкования на Новый Завет . Проповеди, написанные на сирийском языке, напоминают скорее гимны. Почти все его творения, имея поэтическую форму, были весьма популярны на Руси. 61 «...князя смоленского Мстислава» – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214. Убит в сражении на Калке (1223). 62 «...повторяя слова первомученика» – речь идет о первомученике архидиаконе Стефане, убитом разъяренной толпой иудеев вскоре после смерти Иисуса Христа. 63 Смоленский епископ Лазарь наследовал епископскую кафедру после смерти епископа Игнатия в 1205 г. Умер до 1226 г. 64 «Потом епископ Игнатий выстроил храм во имя Пресвятой Богородицы и монастырь...» – сначала храм в память Положения ризы и пояса Богородицы во Влахерне. Позднее был построен монастырь, названный в память первого игумена – Авраамиевым (начало XIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010