Пенза. Церковь Сошествия Святого Духа. Церковь Рождества Христова /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью  Пенза. Духа Святого Сошествия церковь Храм в память Сошествия Св. Духа на Апостолов, с теплыми приделами в память Рождества Пр. Богородицы и Рождества Христова, каменный, построен в 1771 г. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли 33 д. Дом для членов причта церковный. В пользу причта капитал 7364 р. Прихожан м. п. 1108, ж. п. 1226. С 1875 г. приходское попечительство. С 1892 г. одноклассная церковно-приходская школа. На содержание ее билет в 500 р. Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии , сост. А. Попов Впервые деревянная церковь во имя Рождества Христова, построенная в слободе конных казаков, упоминается в числе вновь прибывших в оклад в 1677 году. В 1680 году она была разорена кочевниками, напавшими на Пензу, но через некоторое время вновь отстроена. В 1711 году ее заново перебрали. 22 ноября 1734 года церковь сгорела. 27 января 1735 года солдаты Конной слободы г. Пензы сотник Игнатий Сажин, пятидесятник Семён Арбеков, Григорий Трясогузов с товарищами подали прошение в Синодальный казенный приказ, в котором обещались построить вновь на погорелом месте церковь Рождества Христова с теплый приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, просили дать указ о строении церкви и придела и выдать антиминсы для их освящения. Каменный храм был сооружен в 1770-х годах. Между 1806 и 1809 годами в теплой части церкви для ее расширения разобрали четыре каменные колонны, заменив их арками. В 1808 году к храму пристроили придел справа – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1823 году – слева, во имя Рождества Христова. Главный же престол был посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. С этих пор церковь стала официально именоваться Духосошественской, хотя в народе ее по-прежнему называли Христорождественской (Рождественской). В это время около церкви находилась небольшая площадь, к которой сходились шесть улочек, что видно на фрагменте генплана 1780-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=39858

Мужской монастырь Режевичи Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Режевичи (серб. Манастир основан в XIII веке, давно признан архитектурным памятником и внесен в список историко-культурного наследия Черногории. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Режевичи, названный так по имени паштровического племени режевичи, обитавшего в этих местах, был основан в XIII веке. По преданию, указание возвести здесь первую монастырскую церковь дал сам король Стефан Первовенчанный (сын Стефана Немани ), который в 1226 году, проходя мимо деревни со своей свитой, испил местного вина и заночевал в этом селении. В память о царском ночлеге и была построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Через сто лет после строительства первого храма рядом была построена вторая церковь в честь Святого Стефана. Это произошло в 1351 году, а деньги на новый храм выделил сербский король Душан. К XV веку появились первые упоминания об этом монастыре в письменных источниках. А в XVII веке обе церкви были расписаны известным мастером фресковой живописи Страхиней из Будимля. Дошедшие до нас фрагменты этой росписи сегодня представляют собой высокую культурную ценность. Будучи расположенным в пограничной местности времен турецких завоеваний, монастырь Режевичи неоднократно становился целью вражеских набегов — его много раз грабили, разрушая все церковные постройки. В конце XVIII века церковь Святого Стефана пострадала настолько, что было принято решение не восстанавливать ее, а построить на этом месте новый храм. Таким образом в 1770 году здесь появилась церковь Святой Троицы, иконостас нового храма расписал петровацкий мастер Марко Грегович. А в 1839 году рядом возвели высокую колокольню. От старой церкви Святого Стефана осталась только одна стена, позже она была использована при строительстве монастырского конака. Много усилий для развития монастыря приложили его настоятели: сначала игумен Максим Косеревац, а затем его ученик Никодим Вукович. Вплоть до 1907 года монастырю оказывало материальную помощь правительство Российской империи.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Но все эти идейки - миф, и не более того. Ибо если экономическая мотивация людей была главнее религиозной, если чрево, а не дух, определяло жизнь людей, то почему народ Украины в 17 веке не принял унию и католицизм, несмотря на колоссальное давление, начал войну против намного более сильной Речи Посполитой, часто предпочитая смерть папской ласке? Почему христиане Балкан в массе своей не приняли ислам, хотя за это их освобождали от многих тяжких налогов и давали карьерный рост? Или почему жители захваченного Тбилиси предпочли смерть поруганию святых икон? Напомню, что в 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезм-шахом Джалал ад-Дином. Покорив народ, Джалал ад-Дин решил обратить его в ислам. По приказу Джалал ад-Дина из храма вынесли иконы Спасителя и Богородицы и положили на середину Метехского моста. Всех горожан согнали к мосту и под страхом смерти приказали пройтись по мосту, попирая святые иконы. Пленникам предложили свободу и щедрые дары, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы, поставленные на мосту. Христиане же, подходя поочередно к святым иконам, вместо поругания воздавали им честь и поклонение. Тут же палачи отрубали им головы и обезглавленные тела бросали в реку. Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу. Память 100000 мучеников Тбилисских совершается Церковью 31 октября (13 ноября н. ст.). Итак: не то что экономические выгоды не прельщали христиан, а даже сама смерть не остановила этих по-настоящему религиозных людей. Так что церковные догматы посильней будут и куда верней, чем марксистские, или либеральные. Религия, нравится кому-то, или нет, определила магистральный путь развития человечества. Православие впиталось в плоть Святой Руси так, что даже немногие славяне, желающие вытравить его, образно говоря, серной кислотой, вряд ли преуспеют в этом. Ибо оно во многом определяет менталитет и морально-этическую систему ценностей даже у украинских или русских атеистов, даже у сектантов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/27/...

Седьмой Вселенский Собор, восстановивший иконопочитание, повелевает христианам почитать иконы «наравне со Крестом и Евангелием». А значит, верно и обратное равенство: Крест должно почитать наравне с образом Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его Словом – Евангелием! И бесчестие, нанесенное знаку креста, восходит к его первообразу – Животворящему Кресту Христову и Самому Спасителю, а потому есть богохульство и кощунство. О тех, кто умирал за святыни Во все времена и во всех странах для ревностных христиан попрание святых икон или креста было смертным грехом, равносильным отречению от Христа. Поэтому они предпочитали мученичество за веру и смерть. Фуми-э с изображением Распятия Для христиан попрание икон или креста было смертным грехом, равносильным отречению от Христа В конце XVI – начале XVII вв. в Японии начались жестокие гонения на христиан, сопровождавшиеся пытками и казнями (в том числе распятием на кресте). Проверка на лояльность местному синтоистскому и буддийскому культу и доказательство непричастности к тайным христианам проходили в виде церемонии э-фуми – попирания ногами христианских символов и икон. Изображения Иисуса Христа и Богородицы, предназначенные для этой проверки, назывались фуми-э (яп. фуми «наступать» + э «изображение») и дали название церемонии. Церемония производилась ежегодно, поэтому ради износостойкости и долговечности иконы отливались из латуни или бронзы. Выявленных христиан вначале уговаривали отречься от веры, потом пытали, а самых стойких – не отрекшихся – казнили. Фуми-э с изображением Девы Марии Подобна этой и история подвига тбилисских мучеников. В 1226-м году последний хорезмшах Джалал-Эд-Дин (1199–1231) захватил Тбилиси, разрушил все церкви, приказал снять купол Сионского храма Успения Божьей Матери и поставить на его место собственный трон. Затем по его приказанию из храма вынесли иконы Христа и Богородицы, уложили их на середину Метехского моста через реку Мтквари (Кура) и приказали горожанам в знак покорности завоевателю, отречению от Христа и согласия принять ислам пройти по мосту, попирая иконы ногами и плюнув на них. Отказавшихся казнили на месте: отрубали головы и сбрасывали тела в реку. За верность Христу отдали жизнь 100 тысяч православных грузин. Память их Грузинская Православная Церковь совершает 13 ноября.

http://pravoslavie.ru/122306.html

Но отвлечемся от примера России. Ее «тоталитарность» стала слишком уж аксиоматичной в перевозбужденных головах многих наших интеллигентов. Возьмем другие страны, где Православие было государственной религией. Например, Грузия. Там этот ужасающий статус Веры Истинной, этот принудительный, всеобщий кошмар, тоже привел народ вовсе не к безбожию. Наиболее, наверное, ревностно поддерживала этот статус Православия святая царица Тамара. Сразу же после прихода к власти, в 1184 году, она немедленно созвала Поместный Собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Собор устранил неурядицы, отрешены были от кафедры недостойные архиереи, церкви освобождены от повинностей. Замечательна тронная речь, произнесенная святой царицей на Поместном Соборе: «Вы, – обратилась она к отцам Собора, – от Бога учинены водительствовать нами. Благостно исследуйте все. Утвердите правду и посрамите скверну. Не угождайте власть имущим за величие их и не пренебрегайте бедняками за их униженность. Вы – словами, я же делом. Вы – ученьем, я – подтверждением сего учения. Вы – воспитанием, я – внедрением и укреплением воспитания. Объединимся и сомкнем ряды для защиты и превознесения веры: вы, как духовные отцы, я, как царь; вы, как властители, я же, как бдительный и зоркий часовой»… Вот она – Симфонии властей в действии. За государственный счет были посланы миссионеры во все концы Кавказа, Православие распространилось по всему Северу региона. В 1207 святая царица отошла ко Господу, другие цари продолжили ее дело, а уже в 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезм-шахом Джалал ад-Дином. Очень скоро мужественное сопротивление грузин было смято и Тбилиси взят. В городе начались убийства и кровавые бесчинства. Покорив народ, Джалал ад-Дин решил обратить его в ислам. Он приказал снести купол с кафедрального Сионского собора в честь Успения Божией Матери и поставить вместо него свой трон. По приказу Джалал ад-Дина из собора вынесли иконы Спасителя и Богородицы и положили на середину Метехского моста. Всех горожан согнали к мосту и под страхом смерти приказали пройтись по мосту, попирая святые иконы. Пленникам предложили свободу и щедрые дары, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы, поставленные на мосту. Христиане же, подходя поочередно к святым иконам, вместо поругания воздавали им должную честь и поклонение. Тут же палачи отрубали им головы и обезглавленные тела бросали в реку. Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и пожертвовали жизнью ради поклонения святым иконам. Память 100000 мучеников Тбилисских совершается Церковью 31 октября (13 ноября н. ст.).

http://pravoslavie.ru/36606.html

177 «Избрание диаконов предоставлено было народу (говорит блаженный Феофилакт), который и имел получить пользу от их служения». «Это нужно было для того, чтобы избранные пользовались доверием общества верующих. А доверие весьма важно потому, что оно предотвращает все невыгоды недоверия и подозрений и располагает других к содействию общему» (говорит преосвящ. Евсевий). «Предложение Апостолов примирило и начавшееся было разделение и неудовольствие» (пишет преосвящ. Михаил). И общение всего тела Церкви – с главою ее совершается полнее. Когда действует вся Церковь , тогда с нею действует и глава ее, а вместе и Бог, в Духе Святом живущий в Церкви. Вот почему избрание Апостолов было такое благопоспешное, единодушное. И избранными оказались высокие, достойные и знаменитые сослужители святых Апостолов, прославившиеся потом многими подвигами проповеди и служения слову, запечатлевшие оное мученической кончиной за имя Христово. Дееписатель отмечает в особенности полноту веры и благодати Святого Духа в Стефане – первомученике, а потом упоминает о Николае, как обращенном из язычников, показывая тем, что ропот Еллинистов здесь имел свой отклик. О Филиппе говорится далее (в 8-й главе). Прохор сначала был сотрудником Апостола Петра, а потом помогал Иоанну Богослову – в переписке Евангелия. Он был епископом в Никомидии и скончался мученически в Антиохии. Никанор был убит вместе со Стефаном. Тимон скончался мученически, будучи епископом Бострским (в Аравии). Пармен скончался в Иерусалиме. Все сии диаконы именуются архидиаконами и Апостолами. Память их ублажается 28 июля. Есть предположение, что Николай не удержался на высоте своего служения в священном числе первых диаконов и имя его не вписано во святых (см. у преосвящ. Михаила, стр.166). Составитель «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» ( П. Гильтебрандт ) утверждает, что несправедливо считают диакона Николая основателем ереси Николаитов (см. т. I, стр. 1226). 178 Посвящение диаконов – представляется очень благопоспешным, но, конечно, оно имело и свое время, ибо чтобы собрать всех семь и представить их пред Апостолами, необходимо было и немалое время, в которое и избираемые могли вдуматься в дело избрания и утверждающие их опознать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1701 г. при Царе Петре I, обретены мощи св. Князя Глеба нетленными и положены на вскрытии 30 ноября того же года; в 1755 г. переложены из каменного гроба 39 в серебряную раку, которая в 1818 г. июня 20, заменена новою, богатою сребропозлащенною. Мощи св. Князя Глеба находятся ныне на южной стороне храма, близ придельного алтаря, посвященного его имени. Память св. Кн. Глеба празднуется 20 Июня, в день его преставления. 3. Святой Благоверный Великий Князь Георгий II Всеволодович 40 Св. Благоверный Князь Георгий II, сын Всеволода III; родился 1189 года. В 1212 вступил на Великокняжеский престол. В 1221 г. болгары взяли г. Устюг, находившийся в зависимости у Владимирских Вел. Князей. Вследствие сего, Георгий Всеволодович посылал против болгар брата своего Святослава, который разбил их, и они клятвенно подтвердили мир. Вел. Князь посылал вспомогательное войско Новгороду против немецких рыцарей. Вскоре после сего сами новгородцы навлекли, было, на себя его негодование своим криводушием; он пошел против них, но мирные переговоры не допустили до брани. В 1226 г. Георгий Всеволодович с племянниками своими, Василием и Всеволодом, ходил на помощь к шурину своему, Черниговскому Князю Михаилу, против Курского Князя Олега, завладевшего Черниговом. Киевский Князь Владимир Рюрикович, узнав о сем, послал к враждующим Князьям Митрополита Кирилла, который советом и благоразумными убеждениями своими окончил ссору их миром. В 1236 г. Георгий ходил в Мордву для завоевания оной и возвратился с успехом. Но сему Князю суждено было встретиться с неприятелями другого рода. За хребтами уральских гор в привольных степях жил дикий, кочевой народ – монголы, о которых русские долго не слыхали. В 1237 г. вождь монголов, Батый, осенью переправился чрез Волгу с многочисленным войском; обратил в пепел все встретившееся ему на пути; разбил русскую дружину близ Коломны; сожег Москву, жителей ее предал мечу, a Георгиева сына Владимира взял в плен. Вел. Князь увидел, сколь опасны сии неприятели и, поручив защиту столицы сыновьям своим, Всеволоду и Мстиславу, сам с тремя племянниками, детьми старшего брата своего Константина, и с малою дружиною удалился в Ярославскую область; расположился станом на берегах Сити, впадающей в Мологу, и начал собирать войско для отражения неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды Вторжение хорезмшаха Джалал ад-Дина (1225-1227), столетнее господство монголов (1235/42 - 30-е гг. XIV в.), разрушительные набеги Тамерлана (1386-1403) опустошили страну. Культура и экономика замерли, политическое единство разрушилось. Наряду с др. областями жестоко пострадали и центральные провинции Грузии - Шида-Картли и Квемо-Картли. Значительно сократилось население, цари не могли противостоять ударам, в страну хлынули кочевые орды тюрк. племен, усилилась агрессия Ирана. В 70-80-х гг. XV в. вост. часть Квемо-Картли, вплоть до правого берега р. Дебеда, была оккупирована тюркскими племенами. В 1226 г. хорезмшах Джалал ад-Дин жестоко замучил 100 тыс. жителей Тбилиси и К. (см. ст. Тбилисские мученики ); в 1289 г. в Золотой Орде принял мученическую смерть царь Грузии св. Димитрий II Самопожертвователь ; в 1386 г. в кафоликоне мон-ря Кватахеви Тамерланом были сожжены братия и паства мон-ря (см. ст. Кватахевские мученики ). Армянская Церковь чтит память армян из Самшвилде, погибших во время нашествия Джихан-шаха в 1440 г. Храм мон-ря Самтависи Храм мон-ря Самтависи Картлийское царство со столицей в Тбилиси, образовавшееся после распада Грузии в кон. XV в., помимо Шида-Картли и Квемо-Картли охватывало Двалети (Нарская котловина). Позже границы царства расширились до территорий, находящихся западнее Лихского хребта. В сер. XVIII в. цари К. восстановили власть над провинциями Казахи и Шамшадило (бывш. обл. Гардабани). Страна была разделена на 4 воеводства (садрошо, от - знамя). Во главе садрошо стояли представители высшего аристократического слоя - тавады (князья). Среди многочисленных княжеских родов К. выделялись 6 «великих тавадов»: Мухран-Батони (Мухранский), Арагвские и Ксанские эриставы, Цицишвили, Амилахвари, Бараташвили. Сатавадо (владетельные земли тавадов) представляли собой систему полунезависимых феодальных сеньорий и играли важную роль в социальной и политической жизни Грузии. Во время монг. владычества, «в годы великой нужды и недостатка» (надпись инока Георгия в церкви в Кобайра, 1282 г.- Мурадян.

http://pravenc.ru/text/Картли.html

43 Св. Франциск Ассизский (1182–1226) – основатель нищенствующего ордена, названного его именем. Он знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, новую эпоху в истории западного монашества. 44 Архиепископ Алексий (в миру Альберт ван дер Менсбрюгге, нидерл.; 1899–1980) – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Дюссельдорфский. 45 Упанишады (upa-ni-ad – букв, «сидеть около», т.е. у ног учителя, в переносном смысле – «тайное, сокровенное знание») – серия индийских философско-религиозных произведений, примыкающих к какой-либо из четырех вед и образующих заключительную часть ведийской литературы – веданту. 46 Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства. 47 «...романизм [т. е. учение Рима], настаивая на самой основе таинства, т. е. на преложении земных элементов в небесное тело, истолковывает, по своей неизменной привычке, духовное действие как чисто вещественное и унижает таинство до какого-то атомистического чуда... Это стремление так явно, что раз, когда мне случилось переводить вслух рассуждение некоторых римских богословов в их полемике против протестантов, один благочестивый, хотя и неученый священник, бывший при том, воскликнул в благочестивом ужасе: «Господи, что же это они говорят такое? Они, кажется, принимают Тело Христово за мясо Христово?»)». См.: Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т 2. Работы по богословию. С. 100. 48 Сет. Григорий Палама (1296–1359) – византийский богослов, митрополит г. Фессалоники. Систематизировал мистико-аскетическую традицию Византии (в особенности исихазм), дав ей окончательное философское и догматическое оформление. Память 14 ноября и в Неделю вторую Великого поста. 49 Прот. Всеволод Дмитриевич Шпиллер (1902–1984) – проповедник, священник Болгарской Православной Церкви, с февраля 1950 г. – Русской Православной Церкви. 50 Митрополит Елевферий (в миру Дмитрий Яковлевич Богоявленский; 1868–1940) – митрополит Литовский и Виленский с 1928 г. Временно управляющий Западно-Европейскими приходами Русской Церкви (1930), с 1931 г. управляющий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Здесь к Шио стали собираться желавшие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии, Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни св. Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, которая одна из немногих уцелела среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VII веке. 10-е число Апостол Симон Зилот происходил из Каны, был братом Господа по плоти и апост. Иуды (память 19 июня) и одним из 12 апостолов. Он называется Кананитом от г. Каны и Зилотом, т. е. «ревнителем закона». Полагают, что И. Христос был на браке в Кане именно у сего апостола, где обратил воду в вино. Увидев чудо, совершенное Господом, Симон воспламенился ревностью следовать за Ним, несмотря на то, что только вступил в брак. Проповедовал Симон в Иудее, Египте, Британии и др. местах. В Британии он был распят на кресте и погребен. Преподобный Симон, епископ суздальский, был первым епископом во Владимире. Жил во 2-й половине XII века; сначала довольно долгое время подвизался в Киево-Печерской обители. Любил читать жития святых печерских угодников и сам старался подражать им. Он написал жития свв. Антония и Феодосия и многих других иноков печерских. Владимирский великий князь Георгий Всеволодович, любивший и почитавший Симона за его добродетельную жизнь, когда, в 1215 г. устроил отдельную Владимирскую епархию, то избрал его епископом новой епархии. Скончался св. Симон в 1226 году. Мощи его перенесены из Владимира в Киев, где и почивают в пещерах. Преподобная юродивая Исидора подвизалась в Тавеннской женской обители, в Фиваиде. Когда стали уважать ее за подвиги, то она приняла на себя вид глупой и помешанной. Так ее и считали все и нередко унижали, оскорбляли и даже били. Св. Исидора все переносила безропотно и терпеливо. Вместо кукуля набрасывала она себе на голову какую-нибудь тряпку. За трапезу не садилась, а ела остатки от трапезы монахинь и пила вымывки из посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010