Да и ныне почти ту же самую одежду можно видеть на греках, временно проживающих в Крыму. У женщин старого времени – длинная на голове ткань с вышитыми концами, рубаха, красные шаровары, кафтан, плотно обтягивающий стан, застегиваемый на груди большими металлическими бляхами, пояс, иногда шитый шелком, серебром и золотом, башмаки с острыми, загнутыми вверх, носками. И ныне приезжие гречанки носят подобный костюм. Но оседлые крымские греки и гречанки носят большею частью одежду, обыкновенно, европейского покроя. Пища греков походит на пищу болгар, только вкуснее и питательнее болгарской. Греки, подобно болгарам, любят употреблять зелень: стручковый перец, кабачки, баклажаны, фасоль, помадоры, маслины, тыкву, дикую спаржу, огурцы и пр. Хлеб у них большею частью пресный, какой употребляют и болгары, т.е. калакай. Многие блюда – болгарские: борщ, пилав, или татарские, наприм., чебуреки. Но есть и национальные блюда. Таковы: суп из греческой крупы тарахана 363 , которая варится с прибавкой толченых орехов и масла, срава – разваренная фасоль с уксусом и олеею, стуфата – баранина, которую варят с головками лука и чеснока в сосуде, накрытом крышкою и замазанном по краям крышки тестом, кавурма – мелкие куски баранины, жареной в собственном соке, скордоля – сухари, растолченные с чесноком и положенные в кипяток с олеей и отварною соленою рыбою, ризогала – густая рисовая каша на молоке, застуженная на тарелке и сверху обсыпанная мелко истолченною корицею, кубите – круглый пирог с сырою бараниною и луком, фасоль – отваренная и истертая в тесто с олеею и поджаренным луком, суджук – прессованная и вяленая на солнце колбаса с фасолью и картофелем, шулики – коржи с маком и медом, или с маковой сытой. Кофе очень любят; любят и водку и вино, но не употребляют ни пива, ни кваса. Армяне Время поселения армян в Крыму с точностью определить трудно. Поселение их относят к X-XI веку: по словам армянского летописца, священника Григория, они были в Крыму еще в 1062 г., а в 1292 г. имели в Кафе (Феодосии) уже свою епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1288 ПФА РАН. Ф. 36. Оп. 2. 17. Л. 1. Письмо от 26 нояб. 1908 г. Схожие по тексту письма Глубоковский направил в тот же день Г. Э. Зенгеру (МФА РАН. Ф. 504. 72. Л. 12–13) и 28 ноября П. К. Коковневу (ПФА РАН. Ф. 779. Оп. 2. 89. Л. 1–2). 1292 ПФА РАН. Ф. 176. Оп. 2. 117. Л. 21. Письмо Соболевскому от 12 февр. 1914 г. В 1909 г. Глубоковский выступил печати в защиту А. И. Соболевского в связи с делом, возбужденным против него в окружном суде по жалобе ректора, проректора и деканов всех факультетов С.-Петербургского университета. В одной из статей в «С.-Петербургских ведомостях» Соболевский обвинил университетские власти в попустительстве и укрывательстве виновников «экспроприации» 3 апреля 1907 г., совершенной из кассы университета. В свою очередь университетские власти обвинили его в клевете в печати, 3 декабря 1909 г. он был осужден на 7 дней домашнего ареста и вынужден был покинуть университет. Защищая Соболевского, Глубоковский указывал, что в период «освободительных и мракобесных смут» Соболевский вел себя достойно, и его волновала не личная судьба, а принципиальный вопрос: есть ли университет «храм науки» или «вертеп разбойников»? (Самоосужденные//Колокол. 1909. 1120, 5 дек. С. 1, подпись «Профессор»; Как искали правду на суде//Там же. 1909, 1124, 10 дек. С. 1). 1294 Там же. 870. Л. 7–7 об. Еще ранее, 17 ноября 1913 г., вопрос о съезде обсуждался на заседании Совета СП6ДА, представителем академии был избран профессор по кафедре русской гражданской истории П. Н. Жукович (ХЧ. 1915. 2. С. 173. Журналы заседаний Совета Императорской Петроградской Духовной Академии за 1913/14 год). 1296 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 565. Л. 1. Глубоковский получил письмо 24 февраля, а 28 февраля отправил готовую справку. В тот же день он получил от Лаппо-Данилевского личное уведомление об избрании в состав Исполнительного комитета и приглашение на первое заседание 29 марта (Там же. Л. 3). 1298 Отзыв опубликован в «Записках Императорской Академии наук по историко-филологическому отделению». 1913. Т. IX. 3. С. 97–128. Было 100 отдельных оттисков в обложках. Один из них имеется в РНБ с дарственной надписью В. В. Розанову .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(4) Закончено то, что задерживало осуществление наших надежд; с полной уверенностью ручаюсь тебе за нравы моего Романа, которого украшают и занятия наукой и особенная любовь к родителям – качество, заслужившее ему и этот дар от матери, одновременно наследство от отца и усыновление от вотчима. (5) Добавь к этому его благородное происхождение и отцовское состояние 1286 . Полагаясь на твою благосклонность, верю, что просьбы придадут этому еще больше значения. (6) Прошу, владыка, дай мне принести ему столь желанное поздравление и удовлетвори моему, надеюсь, благородному чувству: гордиться твоим суждением не только обо мне, но и о друге. 5 Плиний императору Траяну. В прошлом году, владыка, замученный почти до смерти тяжелой болезнью, я пригласил иатралипта 1287 , отблагодарить которого за его заботливый и старательный уход смогу полностью только по твоей милости. Я и прошу: дай ему римское гражданство. (2) Он чужестранец, отпущенник чужестранки 1288 . Имя ему Гарпократ; хозяйкой его была Фермуфис, дочь Феона, давно уже скончавшаяся. Также прошу тебя, дай квиритское право отпущенницам почтеннейшей женщины Антонии Максимиллы 1289 , Гедии и Гармериде 1290 : я прошу тебя об этом по просьбе их госпожи 1291 . 6 Плиний императору Траяну. Благодарю тебя, владыка, за то, что ты незамедлительно даровал квиритское право отпущенницам моей родственницы и римское гражданство Гарпократу, моему иатралипту. (2) Когда я, по твоему указанию, сообщил его годы и имущественное положение 1292 , то люди опытные 1293 заметили мне, что я должен был сначала просить для него александрийского гражданства 1294 , а затем уже римского; он ведь египтянин. Я же, полагая, что между египтянами и остальными чужестранцами нет никакой разницы, удовольствовался только тем, что написал тебе об отпуске его на волю госпожой-чужестранкой и о давнишней ее смерти. Я не жалею об этой своей неосведомленности, которая дала мне возможность быть тебе неоднократно обязанным за одного и того же человека. (3) Итак, прошу тебя, чтобы иметь возможность законно пользоваться твоим благодеянием, пожалуй ему и александрийское гражданство и римское. Сведения о его возрасте и имущественном положении я отправил, чтобы опять не задержать твоих милостей, твоим отпущенникам 1295 , которым ты приказал их отправить.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Отрубленную голову мятежника Валент послал Валентиниану, находившемуся в Галлии. 1286 Евдоксий скончался в 369 г. По сообщению Сократа (IV, 14), Евдоксий умер в Константинополе сразу после отъезда Валента в Антиохию. 1287 Сократ утверждает (IV, 18), что вместе с Демофилом-арианином в городе появился и епископ от никейской партии – некий Евагрий. Он был рукоположен бывшим епископом Антиохийским Евстафием. 1288 Противостояние между епископом Гераклеи Фракийской и Константинополя продолжалось и позднее, всю первую треть V в. Попытки столичного епископа занять пер-венство формально получили некоторый успех в 381 г. во время II Вселенского собора. 1289 Евномий был назначен на пост епископа Кизикского указом императора (с подачи Евдоксия) (Сокр., IV, 7). Однако Кизика не приняла его вместо Элевсия, и Евномий был вынужден вернуться в Константинополь, оставшись епископом без места. 1292 Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом до 392 г. (до 383 г. совместно с Грацианом, который приходился ему сводным братом). 1293 Филосторгий ошибается: речь идет о вестготах, которые под натиском отступавших от гуннов остготов были поселены в 376 г. Валентом во Фракии на правах федератов. 1295 Феодосий стал соправителем Грациана 16 января 379 г. Он правил Востоком империи до 392 г., а в 392–395 гг. – всей Римской империей. 1297 Дорофей был вызван в Константинополь из Антиохии. В столице он вошел в явные противоречия с другим фракийцем, Марином, вызванным туда же чуть раньше. Сторонники Марина впоследствии получили прозвание псафириан. Они утверждали, что Отец всегда был Отцом, даже и до существования Сына (Сокр., V, 23). 1298 По мнению ортодоксальных церковных историков, евномиане была самым радикальным из арианских течений. 1299 Аркадий (Флавий) (император на Востоке, 395–408 гг.) родился в Испании около 377 г. Он был старшим сыном Феодосия I Великого и Элии Флавии Флакциллы; отец объявил его августом в 383 г. 1300 Восстание Максима в Британии началось в 383 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ Надгробие имп. Людовика IV кон. XV в. (Фрауэнкирхе, Мюнхен) Надгробие имп. Людовика IV кон. XV в. (Фрауэнкирхе, Мюнхен) [Людвиг; лат. Ludovicus IV Bavaricus; нем. Ludwig IV. der Bayer] (кон. 1281 или нач. 1282, Мюнхен - 11.10.1347, Пух, близ Фюрстенфельдбрукка, Бавария), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов. Младший сын Людовика (Людвига) II Строгого († 1294), герц. В. Баварии и гр. Рейнского Пфальца (с 1253), и Матильды († 1304), дочери герм. кор. Рудольфа I Габсбурга (1273-1291). После смерти отца управление его владениями перешло к старшему брату Л. Б., Рудольфу I Заике († 1319). Мать Л. Б. отослала его на воспитание в Вену, ко двору своего брата Альбрехта I, герц. Австрии (1255-1308). Альбрехт I, избранный в 1298 г. королем Германии, поддерживал права Л. Б. на долю в «баварском наследстве», поскольку Рудольф I Заика был сторонником кор. Адольфа Нассауского (1292-1298), соперника Альбрехта I в борьбе за герм. корону. В 1301 г. Л. Б. заключил с братом соглашение о разделе отцовского наследства. Вскоре, однако, Л. Б. вступил в конфликт с Габсбургами по поводу контроля над Н. Баварией. После смерти Оттона III, герц. Н. Баварии (1290-1312), право опеки над его малолетними детьми оспаривали Л. Б. и его двоюродный брат Фридрих Красивый, герц. Австрии (1306-1330). В начавшейся войне Л. Б. одержал победу в битве при Гаммельсдорфе (9 нояб. 1313). Летом того же года он заключил с братом новое соглашение, по к-рому стал единоличным правителем В. Баварии, а Рудольф сохранил за собой Пфальц. Впосл. Л. Б. заключил с сыновьями Рудольфа договор в Павии (4 авг. 1329), окончательно разделивший владения баварской и рейнской ветвей рода Виттельсбахов. Военно-политические успехи позволили Л. Б. предъявить претензии на герм. корону, остававшуюся вакантной после внезапной смерти имп. Генриха VII Люксембурга (24 авг.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Первый состав типографских рабочих был следующий. Наборщики Степан Ильин и Иван Михайлов, тередорщики Иван (Федоров) Колмаков и Данила Юдин, батырщики Тимофей Скотинков и Козма Георгиев (Егоров), принятый на место уволенного за воровство, и разборщик литер Никита Милюков. Все они были присланы из С.-Петербургской Типографии. У нового стана стали из монастырских, служителей: наборщики – Фока Петров и Афанасий Журкин, тередорщики Семен Жаров и Иван Перфильев, батырщики Семен Дмитриев Хохлов и Иван Нестеров и разборщик Артемий Зиновьев 1289 . С 1722-го года в Типографию определен писарь Сергей Тарасов 1290 . Содержание они получили следующее: писарь 40 рублей и хлеба 4 четверти муки и 4 четверти овса, наборщики по 37-и рублей 1-му алтыну 4 деньги, тередорщики по 26-ти рублей, батырщики по 24 рубля 2 алтына 4 деньги, разборщики по 25-и рублей 2 алтына 4 деньги и хлеба по 3 четверти муки и по 3 четверти овса на человека 1291 . В 1722-м году к 1-му февраля закончено было печатание «Пращицы», – 1.200 экземпляров 1292 . С 1-го февраля по 11-е марта печатана книга Толкование блаженств евангельских, первое издание, в количестве 600 экземпляров. Книга пушена была в продажу по 11-и алтын и принесла прибыли 117 рублей 1293 . С 28-го марта по 1-е мая напечатать был «второй выход», в 600 книг, и принес прибыли 133 рубля 1294 . С 1-го июня по 1-е августа напечатали уже третье издание, на этот раз в количества 2.350 экземпляров 1295 . Толкование блаженств евангельских, сочиненное по указу Государя, Петр сам редактировал и в указе Святейшему Синоду из Астрахани 13-го июля 1722-го года, собственноручно писал: «книгу о блаженствах всю чель, которая зело изрядная и прямой путь христианской, только надлежит предполагаю сделать, в котором разные наши толкования неправые ханжевские все выяснить, дабы читающий перво свой порок узнал, и потом пользу и прямую истину, також в конце силу всей книги зело короткою выпиской без толку 1296 , понеже оной уже выше писан, положить, дабы мог на память оное иметь, понеже всей книги на память невозможно иметь» 1297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Платонический Бог мыслит, и его мышление о мире тоже называется промыслом и в некотором смысле «благодеянием» миру 1290 . Однако понятие трансцендентного Бога у средних платоников и у неоплатоников сочеталось с достаточно жесткой градацией промысла. Так, у Плотина «Ум, как и само Единое, творит, не заботясь о своем творении», и не следует думать, что он каким-либо образом «занят» заботой о мире 1291 . Согласно Плотину, рок (фатум, εμαρμνη) «правит над худшим» (π το χερονος), а «над высшим – один промысл» 1292 . Гиерокл исключает из действия промысла материю и неразумную природу (за исключением промысла, сохраняющего роды и виды) 1293 . У средних платоников «непосредственно на дела мира распространяется фатум» 1294 , который хотя и подчинен высшему промыслу, но несет на себе отпечаток категории «необходимости», присущей материальному миру. Псевдо-Плутарх указывает на три категории промысла: высший, «понимаемый как воля Бога», которая охватывает «разумные души» и характеризуется как « πλαν μορα» 1295 – «непогрешимая часть»; второй и третий роды промысла принадлежат уже «младшим богам» 1296 и характеризуются, соответственно, как часть, «подверженная заблуждениям» (ες τν πλανσθαι νομιζομνην), и как часть «самая низкая» ( κατωττω), относящаяся «к поднебесному на земле» (τν πουρνιον τν περ γν) 1297 . Здесь же автор упоминает о платоновском мифе из Государства, подразумевая рассказ о «пещере» материального мира, где томятся души людей в земной жизни 1298 . Не останавливаясь на данной теме подробно, отметим только, что в целом вся языческая философия, если и говорила о воле и промысле высшего Бога по отношению к материальному миру, то имманентный ей дуализм не давал права высшей божественной реальности приблизиться своим промыслом слишком близко к «низкой» материи и телу человека. В христианском же мировоззрении, как в первом творении «из ничего», так и во втором – воссоздании человека во «втором Адаме» – Христе, открывается бесконечная благость и забота Самого единого и высшего Бога о Своем творении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Первое штатное расписание в Петербурге утвердили 1 марта 1871 г. для Олонецкой епархии. 1287 А немного спустя, 28 апреля, тамошнему епископу разрешили денежные оклады, высвобождающиеся при сокращении штатов, направлять на усиление жалованья 1288 . Впоследствии данный принцип распространили на все епархии 1289 . Принятие решений по большинству епархий пришлось на пятилетний срок: с февраля 1873 г. по февраль 1878 г. Так, 9 февраля 1873 г. по представлению комиссии, специально созданной 10 июня 1872 г. для рассмотрения проектов, Главное Присутствие утвердило сразу расписания по 18 епархиям: Архангельской, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Екатеринославской, Калужской, Кишиневской, Курской, Могилевской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Таврической, Тамбовской, Уфимской и Харьковской. В них оставили 7818 самостоятельных приходов вместо бывших 9810 со штатным духовенством в 24121 человек: священников – 11431, соборных дьяконов – 179, псаломщиков – 12511. В целом бывший состав причтов подлежал сокращению на 14701 человек, причем главным образом за счет причетников. Из священников за штатом оставалось 1263 1290 . В конце 1875 г. приняли расписания для Литовской, Минской, Полоцкой, Кавказской, Казанской, Орловской, Псковской, Самарской, Черниговской епархий. К 1878 г. 42 епархии имели утвержденные расписания. 16 февраля 1878 г. состав комиссии по рассмотрению проектов новых расписаний существенно изменился. Вместо архиепископа Воронежского Серафима в нее ввели преосв. Феогноста Подольского. Сменился и председатель. Сначала Главное Присутствие предложило эту должность митрополиту Киевскому Филофею, тем более, что рассмотрению подлежали расписания юго-западных епархий, а когда тот отказался, сославшись на множество дел, возглавил комиссию архиеп. Макарий Литовский 1291 . Но уже в феврале 1880 г. ее состав снова переменился, поскольку архиеп. Макарий получил в управление московскую кафедру. Состоящая из архиеп. Аполлоса Вятского, преосвященного Палладия Рязанского и члена Синода протоиерея И. В. Рождественского , она канула в Лету, так и не приступив к работе 1292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее – прокимен, чтение из кн. Исход, (второй) прокимен и чтение из кн. Иова. Потом произносят «Не предаждь нас до конца», Трисвятое, и начинают вечерню 67 . – Еще короче говорится о песненном чине 9-го часа в следующие дни – вторник и среду 68 . Изложенный чин мало разнится от обычного чина часов. Особенность составляет только песненное исполнение начального псалма и произнесение ектении. Нет здесь ни трех антифонов с ектениями и молитвами, ни молитв отпуста и главопреклонения. Очевидно, кроме краткости изложения, в данном случае сказалось также и происшедшее уже видоизменение в составе самого чина. О существовании, наряду с этим, более полного и целостного чина песненных часов свидетельствуют описанные проф. А. А. Дмитриевским Евхологии: Син. 958 (X в.), Париж. 213 (1027 г.) и другие, а также славянские рукописи: Синод. 371/675 и М. Д. А. 183 69 . Во всех этих Евхологиях приводятся только молитвы песненных часов; но и по молитвам можно судить о построении служб. В частности, во всех без исключения Евхологиях строго выдержан трехъантифонный строй часов; для каждого часа указываются три антифонные молитвы, одна молитва отпуста и одна молитва главопреклонения. Кроме того в некоторых памятниках положена еще 6-я молитва – заамвонная; а в Синод. 371 для первого часа указано даже семь молитв, так как между молитвою главопреклонения и заамвонной вставлена «молитва оутренеа». Каждая молитва имеет особый возглас, являвшийся вместе и возгласом соответствующей ектении. Перед молитвой главопреклонения иерей возглашает: «Мир всем»; диакон: «Главы ваша». После молитвы диакон произносит: «Премудрость», а иерей читает заключительную заамвонную молитву. Наиболее обстоятельное и полное изложение песненных часов, – хотя, нужно думать, не в чистом первоначальном их виде, а уже с некоторыми изменениями, – мы находим в Типиконах позднейшего времени, какими являются рукописи Ватиканской библиотеки, 1877 (1292 г.) и 1609 в.), и другие. Вседневные часы, по этим памятникам, мало отличаются от нынешних. Но служба часов первой и страстной седмиц великого поста обставляется особенной торжественностью; в эти дни совершаются песненные часы. – Вот как, например, описывается служба 1-го часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Во 2-й пол. XIII в. румын. образования к югу от Карпат предприняли попытку освободиться от венг. сюзеренитета. В 1272 г., одновременно со смертью венг. кор. Иштвана V и политическими распрями в Венгрии, воевода Литовой - возможно, сын или внук воеводы, упомянутого в 1247 г.,- распространил свою власть на др. гос. образования на территории Олтении и прекратил обязательные выплаты Венгерскому королевству. Венг. карательная кампания последовала в 1279 г.- быстрый и внезапный поход закончился полной победой королевских войск. Воевода Литовой погиб в сражении, а его брат Бэрбат был взят в плен и доставлен к венг. кор. Ласло IV Куну (1272-1290). Последний освободил пленника, взяв за него значительный выкуп. Несмотря на победу, речи о возвращении венг. короне равнинных территорий, к-рыми завладел Литовой, не шло. Взамен на денежные выплаты и формально принесенную Бэрбатом вассальную присягу Ласло IV признал это 1-е объединение румын. политических образований к югу от Карпат (История Румынии. 2005. С. 141). В 1276-1277 гг. влахи, согласно хронике Фомы Тосканского (1212-1282), вели войну с рутенами, не давая им прийти на помощь их союзнику кор. Чехии Пржемыслу Оттакару II в его борьбе с кор. Германии Рудольфом I Габсбургом ( Thomas Tuscus //Izvoarele istoriei românilor. 1938. Vol. 12. P. 31). Рим. курия не теряла своего интереса к румынским землям: 7 окт. 1279 г. Римский папа Николай III (1277-1280) попросил своего легата в Венгрии Филиппа, еп. Фермо, изучить положение епископии в Милкове. Очевидно, речь шла о расположенной на границах Золотой Орды бывш. Половецкой епископии, где к тому времени в течение 40 лет не было епископа ( Hurmuzaki . 1887. P. 421-423, 426-429). В 1288 г. Римский папа Николай IV (1288-1292) направил миссионеров во мн. восточные страны, среди к-рых упоминалась и «земля валахов» (Ibid. P. 483). В 1326 г. валахи вместе с рутенами и литовцами названы в числе участников похода на Одер, предпринятого кор. Польши Владиславом I Локетеком (1306-1333) против бранденбургского маркграфа ( Dugosz. 2009. Ks. 9. P. 164-166).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010