В последующих частях книги христианин Кукша оказывается в Киеве, дружит с князем Аскольдом (принявшим в крещении имя Николай), попадает в сложнейшие переплеты, взрослеет, преодолевает соблазны власти (мог бы и князем стать, если бы согласился убить Аскольда), женится и в итоге с молодой женой возвращается к матери. И во всех ситуациях выбора, порой выбора мучительного, герой поступает по-христиански. Кстати, по первой части романа еще в советские времена (1986 год) был снят совместный советско-норвежский фильм «И на камнях растут деревья». Подходит для чтения детям с 10 лет. 2. Виктор Хинкис. «Жизнь и смерть Роджера Бэкона» Эта историческая повесть для детей, написанная известным советским переводчиком Виктором Хинкисом, вышла в 1971 году, и на первый взгляд вполне укладывается в идеологические рамки того времени. В самом деле, речь идет о конфликте науки и религии в средние века, об обскурантизме и нетерпимости — то есть, казалось бы, льет воду на мельницу атеизма. Однако на самом деле все гораздо сложнее и интереснее. Главный герой книги, средневековый английский ученый Роджер Бэкон (1214–1292) всю жизнь, с детства стремится познать истину — и о природе, и о Боге. Он учился в университетах Парижа и Оксфорда, получил степень доктора богословия, в 1250-х годах принял монашество и вступил в орден францисканцев. То есть, разумеется, никаким атеистом он не был, и свободомыслие, за которое он серьезно пострадал (12 лет провел в темнице) заключалось вовсе не в отрицании бытия Божиего, а в критике философии схоластов (Альберта Великого, Фомы Аквинского). Он фактически первым, задолго до Галилея, занимался экспериментальной физикой, писал работы по оптике (его труды стали основой для последовавших столетиями спустя изобретения подзорной трубы и микроскопа), по химии и математике, как философ, настаивал на бесполезности отвлеченной диалектики в естествознании, зато считал необходимым всячески использовать математические методы. И, конечно, у него были конфликты с церковной иерархией, он решительно обличал отступление от евангельской нравственности, распущенность нравов католического духовенства (что и стало причиной тюремного заключения).

http://foma.ru/5-istoricheskih-knig-dlya...

Бэкон Роджер (ок. 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель, монах-францисканец, автор богословских трактатов, проповедовавший необходимость непосредственного изучения Библии Бэкон Франсис (1561–1626) – англ. мыслитель, родоначальник англ. материализма Валентин (?–160) – философ-гностик, чьи сочинения дошли в передаче Иринея Лионского . Последователи Валентина, т.н. «валентинеане», образовали особое течение в христианстве, просуществовавшее до V в. Валентинианы – рим. императоры, представители западной линии Феодосиева дома: Валентиниан I Флавий (321–375), преследовавший манихеев, укреплявший позиции церкви, проявлявший терпимость к язычникам; Валентиниан II (371–383); Валентиниан III (419–455) Валид-Вали-Исаак-Ходжа – один из Сеидов, прямых потомков Мухаммеда, родоначальник ходжей Валицкий Альфонс Осипович (1808–1858) – профессор греч. литературы, поэт, переводчик Валлис Джон (1616–1703) – англ. математик Валуа – династия фр. королей в 1328–1589 Валуев Дмитрий Александрович (1820–1845) – рус. историк, славянофил, племянник Хомякова Варрон Марк Теренций (116–27 до н. э.) – рим. писатель, ученый-энциклопедист Василий II Темный (1415–1462) Васильевич – великий князь Московский с 1425, во время правления которого был положен конец зависимости русской Церкви от Константинопольского патриарха Василий IV Шуйский (1552–1612) – рус. царь в 1606–1610 Варвара, св. (? – ок. 306) – святая великомученица, погибшая в Гелиополе при императоре Максимилиане. На Русь мощи св. Варвары принесены из Константинополя в 1108 дочерью императора Александра Варварою (женою великого князя киевского Святополка II (Михаила)) Варнава (? – 76) – один из 70 апостолов, спутник апостола Павла, его послание включено в Новый Завет Варсанофий Великий (к. V – к. VI в.) – монах-отшельник, особо почитаемый на христианском Востоке. Автор сочинений нравственно-аскетического характера Вей (вэй) – китайская династия 386–535 Веллей Патеркул (ок. 20 г. до н. э. – ?) – рим. историк Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805–1827) – рус. поэт, философ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

– Типикон Эвергетиды, XII в. (Дмитриевский А. А. I. С. 554) – Vatican 1877, 1292 г. (там же. I. С. 881) – Sinai 1097, 1214 г. (там же. III. С. 405) – Шесть посланий патриарха Афанасия I (1289–1293 гг. и 13031310 гг.) по списку Paris Suppl. Gr. 516, XV в. (Pallas. S. 299307) – Vatoped 1199 (ранее 954), 1346 г. (Дмитриевский А. А. III. С. 451453 под шифром 320 (931) – Paris Coislin Gr. 215, 1360 г. – Ethnike bibl. 2670, XVI в. Создается впечатление, что чин погребения был исконно монашеским элементом, который постепенно развился из простого пения тропаря «Благообразный Иосиф» после повечерия в Великую пятницу в процессии с евангелием, обернутым в аер, который ниспадал с плеча священника. Это первое свидетельство о сегодняшнем шествии, в котором плащаница переносится над евангелием словно балдахин, как по славянскому типикону XVI в. 784 Но точно неизвестно, когда обособились воздух и плащаница. А позднейший обычай размещения плащаницы на престоле во время Светлой седмицы? К тому времени, по крайней мере, она уже стала покровом, отличным от аера. Этот обычай, в свою очередь, перенес на антиминс тему «Оплакивания Христа», восходящую к XVI в. Нам неизвестны свидетельства в поддержку утверждения Палласа, что аер некогда несли как балдахин над дарами на Великом входе, что повлияло на обряд Великой субботы. 785 То же самое можно сказать об утверждении Джонстауна, что к концу XIV в. аер стал настолько большим и тяжелым предметом, что больше не мог использоваться как покрывало, но просто выносился на Великом входе, а затем накидывался на престол или подвешивался на стену алтаря. 786 Эти теории имеют право на существование. Гоар утверждает, что от Пасхи до Вознесения во многих монастырях был обычай выносить плащаницу на Великом входе. 787 Трембелас же настаивает на обратном: плащаница не выносилась на Великом входе от Великой субботы до окончания пасхального времени, потому что полагалась на престоле, а литургия совершалась прямо на ней. 788 Наше собственное видение состоит в том, чтобы считать большой вышитый покров, изображенный во фресках Великого входа, настоящим аером, использовавшимся для покрытия даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

203 Петр Дамиани (1007–1072) – католический святой, учитель Церкви, богослов, монах-бенедиктинец, кардинал. 206 Фридрих I Гогенштауфен (1122–1190) – король Германии с 1152 г., император Священной Римской империи с 1155 г. 208 Иоанн Солсберийский (1115/1120–1180) – англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ. 212 Надпись, появившаяся на стене во время пира царя Валтасара и предвещавшая конец его царствования: «МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен и найден очень легким; ПЕРЕС – разделено царство твое и отдано Мидянам и Персам» ( Дан. 5:26–28 ). 213 Историю канонического законодательства о проценте на русском языке см. у Эшли: «Экономическая история Англии в связи с теорией». 214 Имеется в виду знаменитый афоризм П. Ж. Прудона: «Собственность есть кража», сформулированный им в книге «Что такое собственность. Изыскания о принципе права и государства» (Париж, 1840; рус. пер.: 2-е изд., М., 1919). 215 Цезарий Гейстербахский (1180–1240) – цистерцианский монах, приор монастыря этого ордена в Гейстербахе, близ Кёльна, немецкий писатель, теолог. 216 Как показывает Э. Трёльч в новейшем исследовании «Die Soziallehren der christlichen Kirchen» (Arch.f. Sozialw. 1908–1910), характеристика средневековой культуры и хозяйства у Эйкена сделана односторонне и сильно «стилизована», так что не может быть принята без весьма существенных оговорок. 217 Бэкон Роджер (ок. 1214–после 1292) – английский философ и естествоиспытатель, член ордена францисканцев. 223 Евгений IV (1383–1447) – папа римский с 1431 г. В миру – Габриэле Кондульмер. Родился в Венеции, был племянником Григория XII. В 1408 г. стал кардиналом. Большую часть понтификата Евгения IV заняла борьба с Базельским собором. В 1434 г. народное восстание изгнало Евгения IV из Рима, и до 1443 г. он находился во Флоренции. В 1438–1439 гг. руководил Ферраро-Флорентийским собором. Осложнение в отношениях папства с Францией вызвало издание в 1438 г. Прагматической санкции, давшей французскому духовенству право самостоятельно распоряжаться церковным имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ученик Альберта Великого Фома Аквинский (1225–1274), монах-доминиканец – один из самых выдающихся богословов средневековья. Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения – томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии). Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». Фома Аквинский стремился философски обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание. Учил, что воля человека свободна, совершенное познание и совершенное блаженство заключаются в созерцании Бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религиозного экстаза; он считал, что все виды государственной власти происходят от Бога и церковная власть выше власти монарха (Фома Аквинский, как и Аристотель, из всех форм государственного устройства предпочитал монархию). Он обосновывал положение – земные государи должны повиноваться папе римскому, власть которого «от Христа». Теологическая система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с XIV в. была ведущим направлением католической теологии. Фома Аквинский имел титул «ангельского доктора», «всеобщего наставника» и «князя схоластов». Он был канонизирован в 1323 г. В 1567 г. назван «пятым учителем церкви» после Августина, Иеронима, Амвросия Медиолаиского, Григория I. В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII теологическая доктрина Фомы Аквинского была признана «единственной, истинной философией католицизма». Учение Фомы Аквинского – томизм, стало в новое и новейшее время основой неотомизма – учения современной католической Церкви. В средневековом мире также был известен английский богослов, ученый, занимавшийся вопросами естествознания, Роджер Бэкон (1214–1292).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов-схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов-схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор») 1304–1374 Итальянский гуманист Франческо Петрарка 1309–1378 «Авиньонское пленение» римских пап 1310–1437 Династия Люксембургов в Чехии 1312–1347 Правление германского короля Генриха VII 1313–1375 Итальянский гуманист Джованни Бокаччо 1319–1364 1327–1377 Правление английского короля Эдуарда III Плантагенета 1328–1589 Династия Валуа во Франции 1328–1358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фома Беккет, архиепископ Кентерберийский (1115–1170), был убит в храме по приказу Генриха II (1133–1189, английский король с 1154). 241 Жанна д " Арк (1412–1431) — народная героиня Франции, возглавившая борьбу против английских завоевателей, канонизирована в 1920 г . (святая Иоанна). Явившись к дофину, чтобы вдохновить его на борьбу с англичанами, Жанна узнала его, хотя тот, для испытания, предложил одному из придворных занять его место. 242 Святой Патрикий (IV — сер. V в.) — полулегендарный основатель ирландской христианской церкви, патрон Ирландии. 243 Дьявол — обезьяна Бога (лат.). 244 Илия Кортонский (ум. 1253) — один из учеников Франциска, после его смерти — генерал ордена, низложен в 1239 г . 245 Риети, Нурсия, Кортона — области Италии. 246 Шоу Джордж Бернард (1856–1950) — известный английский драматург, один из учредителей фабианского (социалистического) общества, к которому принадлежал и Г. Уэллс. 247 ПублийВергилий Марон (70–19 до н. э.) — великий римский поэт. В «Божественной комедии» он служит проводником по аду. 248 Ужасные предания об Итисе и Прокне — Прокна и Филомела, чтобы отомстить мужу Филомелы, убили маленького сына Филомелы Итиса и подали его мясо отцу на обед. За это боги превратили Прокну в ласточку, а Филомелу в соловья, и она теперь вечно зовет Итиса. 249 Харон был перевозчиком душ умерших, а Минос — судьей загробного царства. 250 День гнева — (лат.). («День гнева» — католический гимн, который поют во время заупокойной мессы.) 251 Давид — израильский царь XI–X в. до н. э. 252 Сивилла — античная прорицательница, в средневековье считалась святой. 253 В Доме Господнем обителей много — Ср.: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. XIV, 2). 254 Братцы (итал.). 255 Флагелланты — бичующиеся, люди, которые по обету или ради покаяния истязали сами себя. 256 БернардиноСиенский (1380–1444) — итальянский проповедник, обходивший всю Италию пешком. Трижды отказывался от епископата, чтобы остаться проповедником. 257 Роджер Бэкон (1214–1292) — английский философ, монах–францисканец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Далее начато: Что я 1211 В подлиннике: на него. 1212 ув 1213 письма вашего. 1214 его 1215 сильно и хорошо 1216 не в том же духе 1217 Далее начато: Кто д 1218 так почти об этом и не нужно ему 1219 В подлиннике: есть ли 1220 что-нибудь есть 1221 носу 1222 выносить слишком сильного 1223 Далее начато: и 1224 но сохранить к ним по 1225 Потом что теперь 1226 дух времени 1227 потому что он 1228 разъятие ясное всего и облечение всего в простое слово 1229 с тех по 1230 в болезнь и в худшее состояние 1231 к концу 1232 вообще настроенному 1233 заключаю 1234 приготовлен в то время 1235 Сами твои 1236 что 1237 еха 1238 есть и ему 1239 распорядись таким образом 1240 в Рим 1241 глубины премудрости 1242 остаетесь на лето 1243 В подлиннике: рыскнули 1244 и на то, что не отвечаю 1245 Скажите, что, вместо ответа 1246 несмотря даже на настоятельный совет 1247 но вместе с тем 1248 и хотим для себя 1249 даже и 1250 Ч; в К обращение опущено. 1251 много Ч 1252 ваше ходатайство Ч 1253 одной только Ч 1254 Но мне сделалось в то же время грустно Ч 1255 сделанное Ч 1256 и легла добрая мысль Ч 1257 дурно, ничтожно, незрело Ч 1258 им Ч 1259 скорей извлекают из них извлеченья Ч 1260 души своей Ч 1261 о чем-либо Ч 1262 сказали бы мне Ч 1263 если будет выполнен Ч 1264 потому что Ч 1265 не чужд был Ч 1266 помышлений Ч 1267 Далее: как я знаю Ч 1268 о мне со временем так Ч 1269 Теперь Ч 1270 Было: перед Ч 1271 незначительней, чем прежде Ч 1272 сделать его Ч 1273 вместе с этим и Ч 1274 что нынешним письмом вашим вы Ч 1275 хотел сказать Ч 1276 А я Ч 1277 многое, сделанное вами в пользу а. всем нам б. наук Ч 1278 и Ч 1279 просвещения нашего Ч 1280 и как 1281 за личное добро мне Ч 1282 у Ч 1283 Далее начато: благодарность моя Ч 1284 то, что Ч 1285 будет походить Ч 1286 Далее начато: вот вам вместо того Ч 1287 вместо его Ч 1288 состояния душевного Ч 1289 другого Ч 1290 давно живя в удалении от него, я позабыл их вовсе Ч 1291 и искренно за то признательный Ч. 1292 Далее начато: буду 1293 приводится ими 1294 Далее начато: Почему знать, может быть 1295

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Закрыть Марк Любомудров Читательский рейтинг: 101 Все статьи автора 24.10.2022 484 12.04.2019 958 29.03.2019 866 01.02.2019 594 01.11.2018 795 02.10.2018 1214 20.04.2018 841 07.03.2018 1292 16.02.2018 591 08.10.2017 771 06.03.2017 592 11.08.2015 521 16.12.2014 1098 30.11.2014 394 04.06.2013 372 27.05.2013 403 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/l/lyubomudrov_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010