РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 64. Подлинник. 443. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства г. Екатеринбурга 12 марта 1917 г. Екатеринбургское духовенство восторженно приветствует в лице вашем свободную Россию. Готовое все силы свои отдать на содействие новому правительству в его стремлениях обновить на началах свободы государственный и социальный строй нашей родины, возносит горячие молитвы Господу Богу, да укрепит Он Всемогущий державу Российскую в мире, и да умудрит Временное правительство в руководительстве страной на пути победы и благоденствия. Храни Бог вас и ваших доблестных сподвижников на многие годы. Зауральский край. Екатеринбург, 1917. 61. С. 3; РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 65. Подлинник. 444. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства г. Воронежа 14 марта 1917 г. Пг. Таврический дворец Председателю Думы Родзянко. Духовенство церквей Воронежа горячо приветствует в лице вашем новое правительство, самоотверженно совершившее великое дело освобождения нашей дорогой родины, приветствует зарю свободной жизни и надеется, что христианские начала свободы, равенства и братства, на которых строится здание возрожденной России, будут благотворны и для процветания Православной церкви, с нетерпением ждет созыва церковного [Поместного] собора, свободно подчиняется новому правительству и молит Бога, да укрепит Он власть его, да поможет водворить порядок и мир, и да дарует нашему доблестному воинству силу и мужество довести войну до победоносного конца. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 71. Подлинник. 445. Телеграмма М.В. Родзянко собрания духовенства Корчевского уезда Тверской губернии 14 марта 1917 г. Петроград Председателю Государственной Думы Родзянко. [Из] Корчева [Тверской губернии]. Духовенство уезда в сознании великих исторических событий, свершившихся ныне над отечеством нашим, в общем собрании своем открыто и свободно выражает одушевляющие его чувства полного удовлетворения действиями] нового Временного народного правительства, готово и счастливо отдать все свои силы и разумение на согласное с волей народного действования, в устроении возрождающегося отечества на началах светлых идей справедливости, правды и всеобщего братства во Христе. Оставаясь пастырями, верными церкви Христовой, отныне самоопределяющейся на основе евангельских заветов, духовенство, осенив себя крестным знамением, вступает в новую трудовую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

547. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 2-го благочиннического округа Ржевского уезда Тверской губернии 19 марта 1917 г. Петроград Государственная Дума. Родзянко. Съезд духовенства второго благочиннического округа Тверской губ[ернии] Ржевского уезда, молитвенно благодарный спасителям освобожденной России, приветствует благоверное правительство, горячо молит Господа дать сил довершить святое дело обновления державе Российской и церкви Христовой светлым путем любви, братства [и] равенства, помощью всех граждан России и всех сынов церкви Христовой. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 105. Подлинник. 548. Телеграмма министру-председателю Г.Е. Львову собрания духовенства 4-го Рязанского благочиннического округа 20 марта 1917 г. Собранное духовенство четвертого Рязанского [благочиннического] округа радуется дарованной России и ее церкви свободе, молит Бога о расцветании церкви и отечества [при] новом правительстве, от которого ждет облегчения тяжелого положения духовенства, созданного старым режимом. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 93. Л. 83. Подлинник. 549. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства 3-го благочиннического округа Николаевского уезда Самарской губернии 20 марта 1917 г. Вознеся по получении первых известий о перевороте благодарственное моление Господу во всех церквах, духовенство третьего [благочиннического] округа Николаевского уезда Самарской губ[ернии] единогласно присоединилось к новому правительству, по почину Государственной Думы и воле народа возникшему. Приветствуем его, призвав к тому и паству. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 109. Подлинник. 550. Телеграмма председателю Государственной думы собрания священников и мирян 4-го благочиннического округа Слободского уезда Вятской губернии 20 марта 1917 г. Пастырско-мирянское собрание четвертого округа Слободского уезда горячо приветствует обновление государственного строя и отдает себя, все силы свои на служение освобожденному народу. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 111. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 132. Подлинник. 565. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 4-го Черноморского благочиния Сухумской епархии 27 марта 1917 г. Духовенство четвертого Черноморского благочиния Сухумской епархии на съезде своем, в единодушном порыве, поручило мне сообщить вам, что оно горячо приветствует новые условия жизни дорогого нам отечества, свободно и сознательно подчиняется Временному правительству, молит Бога помочь ему в работах устроения жизни на новых началах, открывающих простор развитию духовных и материальных сил русского народа, ко благу церкви и дорогого нам отечества. Всеми зависящими средствами будем содействовать Временному правительству в этой деятельности. Благочинный, священник Евгений Яковлев РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 133134. Подлинник. 566. Телеграмма председателю Государственной думы собрания причтов и церковных старост 6-го благочиннического округа Подольского уезда Московской епархии Не позднее 28 марта 1917 г. Причты, церковные старосты шестого округа Подольского уезда Московской губернии приветствуют в лице Вашем Государственную Думу возобновительницу России. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 12. Подлинник. 567. Телеграмма обер-прокурору Св. синода преподавательской корпорации Таврической духовной семинарии Не позднее 30 марта 1917 г. Корпорация Таврической духовной семинарии приносит вам искреннюю благодарность за присланную радостную весть о доверии местным культурным работникам духовной школы 795 и о дарованном праве избрания. Корпорация убеждена, что при новых условиях жизни духовная школа пойдет путем созидательной и плодотворной работы на пользу церкви и родины. Таврический церк.-обществ. вестник. Симферополь, 1917. 10. С. 237. 568. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко духовенства 2-го благочиннического округа Грайворонского уезда Курской губернии 1 апреля 1917 г. Духовенство второго Грайворонского [благочиннического] округа Курской губернии в лице Вашего Высокопревосходительства приветствует Временное правительство и выражает свою готовность всеми своими силами способствовать укреплению нового государственного строя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да укрепит Всевышний правительство обновленной нашей родины на пути к победе над грозным врагом и водворения в стране правды, света и добра. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 24. Подлинник. 420. Телеграмма обер-прокурору Св. синода духовенства Ижевского завода 709 7 марта 1917 г. Духовенство Ижевского завода с чувством живейшей радости приветствует в лице Вас и Председателя Государственной Думы Новое Правительство и с полной готовностью, бодро и смело идет ему навстречу во всех благих начинаниях на пользу Православной Церкви и процветание нашего дорогого отечества. Слово и жизнь. Вятка, 1917. 22. С. 4. 421. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко духовенства г. Ахтырни Харьковской губернии 7 марта 710 1917 г. Духовенство города Ахтырни приветствует новое Временное правительство, избранное из числа народных представителей. Всей душой присоединяемся к нему и молим Господа, чтобы Он споспешествовал ему насадить мир внутри России, даровать победу над врагом и вывести дорогую родину на путь славы и величия. Духовенство города Ахтырни Харьковской губернии. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 177. Подлинник. 422. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства г. Николаевска Самарской губернии и близлежащих к нему сел 8 марта 1917 г. Духовенство города Николаевска Самары [...] 711 и окрестных сел, сорганизовавшись наскоро, спешит выразить вашему высокопревосходительству свое искреннее единомыслие с волею народа и народной властью, осуществляемой Государственной Думой. Готовы отныне свободно нести [...] 712 христианской любви и правды. [...]. 713 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 28. Подлинник. 423. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко духовенства г. Шацка Тамбовской губернии и пригородных слобод 8 марта 1917 г. Духовенство города Шацка и пригородных слобод искренне приветствует новое правительство, поставившее своей целью благо народа и счастье дорогой родины, и прилагает усиленное старание к поддержанию в народе спокойствия и укрепления в нем доверия к установившемуся новому правительству. Молитвенно с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

536. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко духовенства 1-го благочиннического округа Кирсановского уезда Тамбовской губернии 15 марта 1917 г. Духовенство вверенного мне первого Кирсановского благочиннического округа сердечно приветствует новое правительство и готово помогать ему всеми своими силами по обновлению [и] устроению государственной жизни. Благочинный, священник Смирнов 785 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 88. Подлинник. 537. Телеграмма председателю Государственной думы собрания духовенства 3-го благочиннического округа Владикавказской епархии 15 марта 1917 г. Духовенство третьего округа Владикавказской епархии, собравшись на первое свободное собрание, вседушно присоединяясь к освободительному движению во благо и счастье дорогой отчизны, в вашем лице шлет привет всей свободной России, смело подавая ей руку помощи в деле проведения свободы на началах демократии. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 89. Подлинник. 538. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко духовенства 10-го благочиннического округа Бузулукского уезда Самарской епархии 15 марта 1917 г. Духовенство десятого [благочиннического] округа Бузулукского уезда Самарской епархии, помолившись Господу Богу о даровании силы и мудрости новому правительству, свидетельствует вам о своем искреннем признании новой власти и своей полной готовности исполнять [ее] предначинания ко благу и счастью родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 91. Подлинник. 539. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко духовенства 1-го благочиннического округа Чембарского уезда Пензенской епархии 15 марта 1917 г. Духовенство первого Чембарского округа Пензенской епархии, одушевленное чувством глубокой благодарности к вам за мудрое ваше руководительство народным представительством, в тяжелые дни титанической борьбы за свободу русского народа приветствует вас и народное представительство с светлой радостью по случаю одержанной победы над преступным правительством, доведшим Россию до полного во всех отношениях краха. Многострадальный русский народ, а с ним и православное духовенство, вышли на свободу на ваших могучих плечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1276 года Федор так же не упоминается в русских летописях, как и в период с 1281 по 1292 год. Второй вариант, следовательно, не имеет с этой стороны преимущества перед первым. Но он имеет тот недостаток, что оставляет Федору слишком мало времени для жизни с новой семьей в Ярославле – только 7 лет до его смерти в 1299 году. По первому, т. е. раннему варианту, новая семья живет с Федором в его уделе не менее 23 лет. Такой срок вполне достаточен, чтобы ярославцы привыкли к новой семье Федора, признали ее “своей” и уважали ее авторитет. Наконец, необходимо отметить, что утверждение о том, что с 1281 по 1292 год Федор не упоминается в летописях, – неточно. Есть свидетельства, что в 1284 году он был в Смоленске, где заключил торговый договор с рижскими немцами7 и дал суд немцу Бирелю с Армановичем4. Н. М. Карамзин, когда пишет, что “вероятно, Федор был зятем не Менгу-Темира, а Ногая, женатого на христианке и не хотевшего принять веры магометанской”11, ошибается в том, что Ногай не принял ислам . В арабской летописи Рукнеддина Бейбарса указывается, что около 1271 года Ногай принял ислам, за что получил от египетского султана письмо, заключавшее “обильную долю признательности и прекрасное благовоние похвалы”. В этом письме Ногай называется “высокоставленным, родовитым, воинствующим во славу Господа своего, озаренным светом сердца своего, сокровищницей мусульман и помощи верующих”19. В арабских летописях, приведенных у В. Тизенгаузена19, торжественно сообщается о каждом золотоордынском государе или крупном сановнике, принявшем ислам (Берке, Ногай, Туда-Менгу, Узбек), но ничего не говорится о принадлежности к исламу Менгу-Темира. По-видимому, этот хан, поддерживавший, как и другие ханы Золотой Орды, активные сношения с мусульманским Египтом, сам не был мусульманином. Отсюда следует, что христианский брак его дочери с Федором не встречал препятствий со стороны религии. Житие Федора указывает на очень активную роль ханши в деле второго бракосочетания Федора. Кто была эта ханша?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

483 См. I т. А. И. 2, 14, 15, 25, 28, 29 и др., а таже 1 т. А. А. Э. 5, 7, 19 и др. Содержание жалованных грамот ΧΙV столетия и позднейших хорошо изложено у Ланге, „Древние русские смесные или вобчие суды”. Москва, 1882, стр. 65 и сл. 485 Таковы, напр., описанные Востоковым кормчие румянц. муз. под ССХХХИИ, CCXXXIII, CCXXXV и особенно последняя из них, волынская, в которой устав Владимира, как разъяснено мною в „Следах”, помещен даже дважды. В кормчей под ССХХХИИ, содержащей в себе уставы Владимира, Ярослава и грамоту Василия Дмитриевича, имеется, между прочим, Судебник Казимира IV. О грамотах, напечатанных у Зубрицкого, см. ниже. 488 Там же, под буквой Г, на стр. 5. В четвертой из упомянутых гра­мот заклятие против нарушителей формулировано так: „а кто уступить на мое слово, суд с ним пред Богом и да будет клятва Божия на нем и святых отец триста осмнацять в сей век и в будущей в день страшного суда Божого” (там же, под буквою Ж, стр. 19). 489 Одна грамота писана 6800 (т.е. 1292) г. в пятницу октября 8-го, дру­гая 6810 (1302) г. в пятницу октября 8-го же, третья 6809 (1301) г. в чет­верток 8 марта, четвертая 1292 г. в пятницу октября 8-го. 492 Из грамоты Сигизмунда видно, что владыка перемышльский, желая по­лучить подтверждение церковных привилегий от Сигизмунда, заявил свою готовность присягнуть, что копия с подтвердительной грамоты Владислава, истребленной пожаром, буквально соответствует виденному владыкою до пожара оригиналу. 493 У Зубрицкого под буквою Ε. Это есть будто бы подтвержденный Казимиром IV в 1448 г., и затем после него многими королями устав князя Льва Даниловича, начинающейся словами: „Ego Leo dux terrarum Russiae, fi­lius regis Danielis, consilio capto cum senatu nostro, quem admedum altavus noster more Ruthenico Caesar Wloimirus nuncupatus и т. д. Следующее затем содержание грамоты Льва оказывается совершенно непохожим на со­держание известных грамот этого князя на русском языке и изобилует к тому же грубыми анахронизмами (см. Зубрицкий, стр.15–18, прилож. в пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Представители мирян и духовенства третьего благочиннического округа Богучарского уезда, пребывая [в] спокойной и радостной работе, спешат выразить Временному правительству доверие, и не за страх, а за совесть будут повиноваться и исполнять все его распоряжения. С нетерпением ждем тот момент, когда спокойно свободный народ выскажет свою волю в Москве, сердце России, [на] Учредительном Собрании. И все мы во имя блага Родины подчинимся и тому решению. Да поможет Господь Бог первому народному правительству. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 97. Л. 167. Подлинник. 592. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 43-го благочиннического округа Томской епархии 19 апреля 1917 г. Съезд духовенства 43 [-го] благочин[ническ]ого округа Томской епархии приветствует в лице вашем Временное правительство, вырвавшее дорогую родину из цепей рабства, [давшее] ей свободу. И всецело присоединяется к нему. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 154. Подлинник. 593. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства 1-го Макарьевского благочин-нического округа Костромской епархии 19 апреля 1917 г. Духовенство первого Макарьевского [благочиннического] округа Костромской епархии приветствует вас, уважаемый Михаил Владимирович, как председателя Государственной Думы вместе с лучшими представителями ее, имевшего мужество для спасения нашей родины порвать узы царизма, угнетавшего своей тяжелой рукой жизнь государства и Православной русской церкви. Духовенство молит Бога об укреплении ваших сил по созданию новой свободной России и новой Православной русской церкви. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 157. Подлинник. 594. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян П-го благочиннического округа Осташковского уезда Тверской губернии Третья декада мартавторая декада апреля 1917 г. Благородные могучие порывы лучших людей возродили Россию. Возглавляемое вами Временное правительство мудро выводит страну на светлый путь свободного гражданского ее устроения. Поднимается светлая заря новой свободной жизни и в церкви Христовой. Духовенство, церковные старосты и миряне округа 807 Осташковского уезда, собравшись на благочиннический съезд, стоят перед новыми задачами приходской жизни на началах свободы. Объединенные в горячем стремлении принести все силы своей души на благо Родины, просим принять наши приветствия и всемерную преданность Временному правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Даниил Галицкий Понять, каким представлялся образ Русской земли в Галицко-Волынской летописи, сегодня достаточно важно. Дело в том, что в последние годы Галицко-Волынская летопись – этот уникальный памятник общерусского значения, создававшийся между 1246 и 1292 годами и охватывающий события почти целого столетия (1201–1292), – стала, к сожалению, знаменем воинствующих украинских националистов. Для них эта летопись – первый памятник украинской литературы (некоторые, пытаясь сделать корректными свои высказывания, говорят: староукраинской). Объединителя Галицко-Волынской Руси князя Даниила пытаются сделать чуть ли не первым украинским властителем (то ли гетманом, то ли президентом), с особым удовольствием смакуют его унию с Римом (правда, еще вопрос, а была ли она в собственно церковном смысле) и стыдливо забывают упомянуть, что с Римом он разорвал вскоре после того, как получил корону от папы Иннокентия IV. Голословно утверждается, что Галицко-Волынская Русь в ΧΙΙΙ веке не имела ничего общего с прочими русскими землями, она-де – сама по себе. Начиная с ΧVI века, сначала поляки и униаты, а затем австрийцы, венгры и украинофилы пытались железом и кровью стереть с Галицко-Волынской земли всякие следы Православия и русскости, истребить самое имя Руси на этой многострадальной земле. Памятными вехами являются 1914–1915 годы, когда было уничтожено, по разным оценкам, от 60 000 до 80 000 православных русинов, а также 1941–1944 годы, когда на Галичине истреблялись не только поляки и евреи, но и русские – носители русского сознания и православной веры. Теперь воюют с прошлым, пытаясь стереть русское имя из памятников истории и памяти народной. Но если мы вглядимся в этот уникальный источник – Галицко-Волынскую летопись, то с удивлением увидим, что он, как и «Слово о полку Игореве», пронизан общерусским сознанием, болью за всю Русскую землю. Самый язык Галицко-Волынской летописи, при всех его особенностях, это язык древнерусский. Лучшим доказательством того, что в сознании книжников, создававших Галицко-Волынскую летопись, Русская земля была единой, являются включенные в летопись повесть о битве при Калке, рассказ о нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь и о героической защите ее городов – Рязани, Владимира, Козельска, та скорбь, которая ощущается в величественных и простых словах этих повествований. Это и приводимые ниже наблюдения показывают, что и в ΧΙΙΙ веке раздробленная, растерзанная и страдающая Русь была духовно единой, в первую очередь благодаря единой православной вере, которая во многом формировала общерусское сознание и образ единой Русской земли, завещанной потомкам, в том числе и нам с вами.

http://pravoslavie.ru/64352.html

(1) Lausseur и Шамбертень – марки французских вин. (2) Супиры, сувениры – названия дамских туалетов, происходящие от французских слов: le soupir – «вздох», le souvenir – «воспоминание»; репантир – название модной прически, от фр. le repentir – «раскаянье». Арбенин Печатается по авторизованной копии тетради автографов бывш. Чертковской библиотеки – ГИМ, ф. 445, лл. 2-41. Заглавие, ремарки в стихах: 238, 238–239, 401–402, 407–408, 420, 493–494, 501–502, 524–525, 536–537, 768–769, 812–813, 923, 954–955, 1030, 1045, 1175–1176, 1232–1233, 1250–1251, 1286–1287, 1291–1292, 1307, стихи: 174, 182, 191, 229, 398, 436, 551, 604, 789, 1044, 1070, 1292, 1294–1297 и дополнения к списку действующих лиц даны по копии – ЦГИАЛ, Бумаги председателей и членов Государственного Совета (Д. Н. Блудова), ф. оп. XVI, «О рассмотрении старинных бумаг князя Долгорукова», лл. 73-113 об. (об этой копии см. Г. М. Дейч. Новое о драме Лермонтова «Арбенин». «Звезда», 1946, стр. 188–189). Копия бывш. Чертковской библиотеки (ГИМ) сделана безграмотным переписчиком и в первоначальном виде содержала много ошибок и пропусков текста. Затем рукопись была прочитана Лермонтовым, который карандашом отметил испорченные места и пропуски, подлежащие восполнению. На обороте второго листа Лермонтов набросал в черновике список действующих лиц, отчасти повторенный в конце 4-го действия. В то же время он приписал на лицевой стороне второго листа, также карандашом, стихи 56–64, а в тексте отметил звездочкой место, где их нужно поставить; следующий слой правки – исправления и вставки, сделанные чернилами против карандашных помет Лермонтова рукой С. А. Раевского. Однако и Раевский допустил ряд ошибок при исправлении текста. На рукопись нанесены вторичные поправки Лермонтова, сделанные уже чернилами. На этой стадии работы поэт внес в текст ряд творческих изменений. Несомненно позднейшего происхождения и сделанная Лермонтовым разбивка драмы на явления (вписанные карандашом ремарки). Заглавие драмы в данном списке отсутствует.

http://predanie.ru/book/221037-maskarad-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010