1211.  Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 6). 1212. Ин. 6. 63. 1213. Мф. 5. 3. 1214.  Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 1215.  Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217.  Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218.  Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222.  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238.  Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240.  Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245.  …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249.  Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250.  Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255.  Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И Я первенцем поставлю его, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой – верен ему. И продолжу во век века семя его, и престол его (сделаю), как дни неба. Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, Если нарушат 1211 постановления Мои и заповедей Моих не будут хранить, То накажу жезлом беззакония их и ударами неправды их, Милости же Моей не отниму от них и не изменю 1212 истины Моей, Не нарушу 1213 завета Моего и не откажусь от того, что вышло из уст Моих. Однажды Я клялся святынею Моею 1214 : Давиду ли солгу? Семя его во век пребудет, и престол его, как солнце, предо Мною, И как полная луна во век. И свидетель (сему) на небе верен» 1215 . Ты же отринул, и уничижил, и низверг 1216 помазанника Твоего, Отверг завет с рабом Твоим, поверг на землю святыню его 1217 . Разорил все ограды, сделал опасным 1218 укрепления его. Расхищали его все проходящие дорогою, стал он поношением у соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его, возвеселил всех врагов его. Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани. Прекратил у него очищение 1219 , престол его поверг на землю. Сократил дни времени его, покрыл 1220 его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца? – будет пылать, как огонь, гнев Твой? Вспомни: какова моя 1221 природа 1222 ? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? Где древние милости Твои, Господи, которые, клянясь истиною Твоею, (обещал дать) Давиду 1223 ? Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в груди 1224 моей, от многих народов, Коим поносили враги Твои, Господи, коим поносили перемену с помазанником Твоим 1225 ! Благословен Господь во век. Да будет, да будет 1226 . 1196 Греч. ν κκλησ γων, т. е. в торжествующей Церкви святых небожителей. Так терминология перевода LXX совпадает с христианской богословской терминологией. 1206 Слав. успеет соответствует Вульг. proficiet, а по-греч. υκ φελσει – не получит пользы и выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Contra Macedonianos (M.), 1301–34. De anima et resurrectione, (46), 11–160. De infantibus qui præ mature abripiuntur, 161–191. Testimonia adversus Judæos (G.), 193–234. III. Ascetica et Miscellanea. De professione christiana, 237–50. De perfecta christiani forma, 251–286. Var. notæ , 1181–6. De instituto christiano, 287–306. De castigatione, 307–16. De virginitate, 317–416. Var. notæ , 1185–1200. Adversus eos qui baptismum differunt, 415–32. IV. Orationes et Epistolæ . Contra usurarios (Sinner), 433–52. De pauperibus amandis 1–2: 453–70, 471–90.. Var. notæ , 1199–1202. Contra fornicarios,489–98;fg.ll07–10=64,465–74. De mortuis, 497–538. Contra Manichaos, 541–42=Didymi; Var. notæ. In suam ordinationem, 543–54. Var. notæ , 1207–4. De deitate Filii et Spiritus Sancti, 553–76 (Laus Abraham). In baptismum Christi, 577–600. Var. notæ, 1203–6. In Christi resurrectionem 1–5; 1: 599–628; 2: 627–52; 3: 651–82; 4: 681–84; 5: 683–90. Var. notæ , 1205–10 (2a est Severi Antiocheni). In Christi ascensionem, 689–94. Var. notæ , 1209–10. De Spiritu Sancto, in Pentecosten (G.), 695–702. In S. Stephanum, 1: 701–722; 2: (G.), 721–36. Var. notæ, 1211–12. De S. Theodoro, martyre, 735–48. Var. notæ, 1211–14. In quadraginta martyres 1–3: 749–56, 755–72, 773–88. Var. notæ, 1213–16. In laudem Basilii fratris, 787–818. De vita S. P. Ephrem Syri, 819–50. Laudatio Meletii episcopi, 651–64. Var. потæ, 1215–8. In funere Pulcheriæ, 863–78. Oratio funebris de Placilla, 877–92, Var. notæ, 1217–20. De vita S. Gregorii Thaumaturgi, 893–958. De vita S. Macrinæ, 959–1000. Epistolæ 1–26, 999–1108 (4–26 ex G.). Var. notæ, 1223–48 (Gretseri in ep. 2 contra P. Molineum, 1223–38). FragmentA, 1107–1126, ex variis. 1 . Ex oratione adversus fornicarios, 1107–10. 2 . In orationem dominicam, 1109–10. 3 . Ex sermone in Hic est Filius meus dilectus, 1109–12. 4 . Ex sermone in Mariam et Joseph, 1111–12. 5 . Ex epistola ad Philippum, monachum, 1111–12. 6 . Ex libro de cognitione Dei, latine, 1111–26 (græce in Panoplia Euthymii Zigabeni).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 1207 году монголо-татары покорили Южную Сибирь, в 1211 году – Китай, затем Туркестан, Афганистан, Персию. Крупнейшие культурные очаги Средней Азии – Самарканд, Бухара, Мерв – лежали в развалинах. В 1221–1223 годах полчища монголо-татар захватили Кавказ и Закавказье и появились на границах Руси, победили русских в 1223 году в битве на Калке, а затем ушли. Однако в 1236 году они переправились через Яик, покорили Волжскую Болгарию и снова пришли на Русь, взяли Владимир и другие города, а в 1240 году овладели Киевом. На западных рубежах Руси русские вынуждены были отражать нападения шведов, ливонских и тевтонских рыцарей. Монголо-татарское нашествие, перешедшее затем в страшное иноземное иго, когда, по словам летописца, «и хлеб во уста не идешеть от страха», нанесло жесточайший урон русской культуре и изменило развитие литературы. С середины XIII века основными жанрами русской литературы стали воинские повести, жития мучеников за веру, проповеди , призывавшие к нравственному очищению как залогу будущего освобождения. Монументализм литературного стиля, столь характерный для предшествующего периода, отныне приобретает более сдержанный, суровый и лаконичный характер. Драматичность ситуаций, о которых повествуют литературные произведения середины и второй половины XIII века, усиливается сознанием собственной вины русских, приведшей к установлению ига: недостаток единства среди князей и недостаток твердости в сопротивлении чужеземным захватчикам. В сущности, эти две темы присутствуют уже в неясных предчувствиях грядущей опасности, которыми была пронизана русская литература в первой трети XIII века – накануне монголо-татарского нашествия. Русские авторы уже в XII и начале XIII века ясно понимали, что рядом с разрываемой княжескими усобицами Русью стоит наготове ее внешний враг – степные народы. Вот почему каждая из княжеских распрей заставляла русских писателей тревожиться за целостность и независимость Русской земли. Братоубийственные войны князей были опасны не только сами по себе, но были чреваты также резким внешним ослаблением страны. Назиданием русским князьям кончается «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году», написанная кем-то из русских очевидцев этих событий: «И тако погыбе царство богохранимаго Костянтиняграда и земля Грьчьская въ свад цесаревъ, еюже обладають фрязи». Иными словами, даже царство богохранимого Константинаграда – Византия погибло от свары князей. Междоусобия «князей-цесарей» представлялись несчастьем мирового порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1209 Ханерас (Janeras S. Introductio II. P. 26) весьма сдержанно относится к этой теории. Юнгманн считает, что синапта с этисисом и молитвой проскомидии относится к молитвам верных (Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. I. S. 483. Прим. 17). 1211 Mateos J. Célébration. P. 60, 160161. Молитвы богослужений суточного круга из кодекса Barberini 336 опубликованы: Goar. P. 37 (вечерня) и 45 (утреня). Другие рукописи, перечисленные М. Арранцем, который превосходно проработал весь круг вопросов, связанных с молитвами византийской вечерни и утрени в статьях: Les priers sacerdotales des vepres byzantines//OCP. 1971. 37. P. 106, 107, Table II; Les prières presbytérales des matines byzantines I; Table II, part III. P. 410; II, OCP. 1971. 38. P. 67: Schema A и p. 11. О постепенном исчезновении молитв верных на утрени в рукописях см. Ibid. P. 6871. 1212 LEW. P. 374. Сегодня литания и молитва над просвещаемыми находится только в ПРЕЖД, но она некогда была также и в ВАС, как это прослеживается по рукописной традиции (см. Орлов. С. 110115). 1213 Матеос (Célébration. P. 60. Прим. 1221) считает, что аполизис происходит из Палестины и поэтому чужд изначальному соборному обряду Великой Церкви, но исследование Арранцем богослужебных рукописей суточного круга не подтвердило этого. 1218 Мы приводим по списку Sinai 973 (1153 г.), Дмитриевский А. А. II. С. 87. См. также Sinai 966 (XIII в.), Ibid. С. 207 ; 959 (XI в.) и 1036 (XIIXIII в.), Strittmatter A. Slavic Peculiarity. P. 200, прим.17. См. также ПРЕЖД по списку Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 128129. Мы исследовали похожие чины в ПРЕЖД по другим спискам Синайского собрания. 1219 Это же находится в ПРЕЖД по двум венецианским изданиям 1558 и 1562 гг. См. Strittmatter A. Synapte. S. 80. 1223 ПРЕЖД по списками Barberini 336 и Петербург 226, двум древнейшим евхологиям, не содержит этизисов перед Великим входом (Strittmatter A. Synapte. S. 6869). 1224 Единственным явным свидетельством о молитвах во время литургии Слова в Константинополе является послание нескольких монофизитских епископов, проживавших в столице. Но документ не упоминает литаний, а касается только молитв и отпустов двух разрядов кающихся, упомянутых в 11-м правиле Никейского собора (Mansi 2, 673). Данный источник был опубликован на сирском языке с латинским переводом Рахмани (Studia Syriaca. 3. P. 523; 2347), и на французском языке в переводе Но (Nau): Revue de lOrient Chretien. 14. 1909. P. 3949. Бишоп (Bishop E. Liturgical Notes and Comments//JTS. 19121913. Vol. 141. P. 53. Прим. 1) и Баумштарк (Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922. S. 175) считают, что документ также касается отпуста. Весь круг проблем рассматривается здесь: Van de Paverd. P. 456459.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такова природа конкретного синтеза. Он слагает всегда некое «синтетическое единство», 1203 «истинное», 1204 «положительное», 1205 «внутреннее», 1206 «живое» и «конкретное». 1207 Это «первоначальное и абсолютное единство», 1208 полное содержания, 1209 являет собою «живой образ», 1210 внутренне спаянный «нераздельною непрерывностью» 1211 и абсолютною текучестью. 1212 Он есть совершенный организм, предающийся «спокойному» 1213 и «гармоническому» 1214 «самонаслаждению» 1215 и пронизывающий биением своего пульса все кровеносные пути своих органов. 1216 Всегда равный себе, всегда обращенный на себя, 1217 он заставляет свои части вести «совместную и богатую жизнь» 1218 и сливаться в творческое функциональное единство. Поэтому жизнь его может быть описана как замкнутое пульсирование самоутверждающейся абсолютной индивидуальности; или как замкнутая система, ведущая свое «живое движение» 1219 во многих сросшихся системах; или как реальная цель, творящая в себе богатство конкретного содержания; или, наконец, как самоопределяющая сила мысли. Именно этой силе мысли присуща способность «исцелять» диалектические раны так, чтобы «не оставалось шрамов»; 1220 приводить противоположности к «живой связи», 1221 к «внутреннему тождеству», 1222 к качественной индифференции 1223 и спокойному равновесию. 1224 И эта способность к слиянию и сращению не покидает Понятия на всем протяжении его восходящего пути. Всюду, где живет мысль – творятся её законы, осуществляется её способ жизни, обнаруживается её ритм. Но, так как мысль есть сама реальность, 1225 живая субстанция всего сущего, то все сущее творит в своей жизни её закон и обнаруживает подчиненность её ритму. А это означает, что все сущее должно быть причастно диалектическому разложению и спекулятивному синтезу. По Гегелю, это так и есть на самом деле. Вот почему он говорит: «Истинное конкретно», 1226 или, иначе, «все истинное конкретно». 1227 «В каждом содержании, так как оно конкретно, определение может быть понято как определенная противоположность и тем самым как противоречие». 1228 Но вершина и достижение не в противоречии: «содержание спекулятивной идеи состоит в примирении» 1229 и сущность философского знания – в постижении единства. 1230 Ибо все «разумное» 1231 и «все духовное» 1232 конкретно, как и само «абсолютное Понятие». 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

По-видимому, тогда же появилось слово “татары”. Полагают, что китайцы называли так монгольское племя “та-та”, или “тар-тар”, или “та-дзе”, кочевавшее по среднему течению реки Хуан-хэ. (Современные провинции Шань-си, Шэньси и район Ордос.) Это племя, теснимое соседями, перешло на северо-запад, в современную Монголию. Предполагают, что Чингиз-хан происходил именно из этого племени, а его мать носила имя Та-та. Монгольские племена, почитая своего объединителя Чингиз-хана за основателя всего народа, стали и сами себя называть татарами. Вскоре начались захватнические войны. В 1211 году состоялся поход на Китай. За каких-то три года, с1219 по 1221 год, была целиком завоевана Средняя Азия. Этому содействовало предательство чиновников, купцов и мулл, плохая оборона страны, беспомощность хорезмшаха Мухаммеда (1200– 1220). Цветущие города Средней Азии превратились в развалины, население было перебито, ремесленники уведены в плен. Между тем монголы продвигались дальше. Пройдя Северный Иран, Грузию, они через Ширванское ущелье вышли на просторы Северного Кавказа. Победив хитростью и силой аланов (ясов) и кыпчаков, они прошли в Крым и захватили г. Судак. 16 июня 1223 года произошла первая битва монголов с русскими на Калке, закончившаяся поражением русских. В 1227 году, семидесяти двух лет, умирает Чингиз-хан. У него четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэ, Тули. Старшему Джучи (или Души)-хану по планам отца предназначается Юго-Восточная Европа. Она пока еще не завоевана, но уже называется улус Джучи. Но Джучи умирает молодым, и честь исполнения широких планов великого деда достается сыну Джучи – внуку Чингиз-хана – Бату-хану. Он и есть покоритель России тех времен, основатель нового государства Золотой Орды, известный русским под страшным именем Батый (см. примеч.7). Миссию завоевания официально возлагает на него курултай 1235 года, проходивший в Каракоруме. Получив полномочия, Бату уже в 1236 году двинулся к средней Волге и занял все от Каспия и Азова до границ России (у рязанской земли). Здесь он сперва делает мирные предложения на условиях получения дани в размере одной десятой от всех главных сил. Русские гордо отвергают это предложение. “Когда мы не останемся в живых, то все будет ваше”, – отвечают они. Последствия были ужасны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Из области оборотов речи и грамматических форм отметим следующее. Пристрастие к оборотам с дательным самостоятельным, напр. князю же Александру слышавши словеса их; идущу же ему из церкви; и оному же... падшю и т. д. Вместо слов «иже с ним крепко мужьствоваху» составатель Комм. списка написал: и бе мужство их с княземь крепко. Измененные глагольные формы: хотяще вместо хотя, скончавъши вместо скончав; поможеве вместо поможем; наихавши вместо наехав и т. д. Принимая во внимание, что составитель Коммиссионого списка вообще сравнительно свободно относится к тексту своего оригинала, обстоятельство, на которое впервые было обращено внимание академиком Шахматовым 75 , мы имеем основание предполагать, что перечисленные искажения происходят от редакционной работы составителя. В подтверждение этого предположения мы подобрали из Комм. списка ряд случаев подобного искажения текста, рассеянных по разным местам: Под 1215 г. прибавлено: на память св. отца нашего Мелентея, архиепископа Мелетиискаго (ср. 1204, 1205, 1206, 1208, 1211, 1214, 1215 и пр.); г. 1158: понеже бо велик бяше смрад; 1216: якоже елене: 1218: и у гроба отца своего кость своя положити; 1230: и абие же ему разболевшуся и пребывшю ему в том недузе; 1238: бо в то время нужьное; 1261: и дай ему Бог спасаная молитва отпущение грехов; 1230: нь сиа страшная казнь на нас бысть, понеже бо грехов своих не каяхомся, а злая дела беспрестани творяще; нь во всей Руской земли такову казнь вдаст Бог нам по грехом нашим, а Кыевьскаго града Бог сблюде; ср. 1223, 1228, 1261 и т. д. Из мелких вставок: под 1204 г. именем, в то время, пакы; 1216: с себе, пакы, великою (честью); 1218: сице, к ним, пакы, обои; 1220: самому, и абие; 1225: и пакы назад; 1232: (Алексея) человека Божиа; 1266: князя, тако; 1224: и сице, абие и правда, ничим и т. д. Дательный самостоятельный: Ярославу вбегашю (1216): и абие приспевши нощи (1228, ср. 1230:1233). Замена одних выражений другими: и мышляаше в себе вм. хотяше (1204). Что касается Толстовского (и Академического) списка, то и в нем мы находим, хотя не в такой мере, как в Комм.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1211 «Благонравию достойнейших, говорит св. Кирилл, некоторым образом противопоставляет (пророк) преступления нерадивых и противоположением лучшего обличает худшее. Как свет во тьме является ( Ин.1:5 ), и совершается в немощах сила ( 2Кор.12:9 ), так и красота добродетели имеет более ясный вид, если рядом с нею полагается какое-либо зло или грех . Итак, некоторые прожили священнодостойно, в мире исправляя себя самих и других, и были с Богом, и многих обратили от неправды, ибо носили в устах знание и были точными толкователями Божественных законов. Бывшие же после них, к коим обращена теперь речь, уклонились от пути, ибо отпали от справедливости, не мало повредили себе самим и другим» (Кирилл, 275). 1219 Такое недоумение естественно и в народе разрешалось пренебрежением, к закону. Этот оттенок мысли передает сирский перевод: «соблазнили многих от закона», т. е. привели к отступлению от закона. 1223 На эту определенность завета, о котором идет речь, указывает член (если имя находится в st. constr., то потребный для него член ставится пред nomen rectum). 1225 В таком смысле толкует бл. Иероним: «quibus rectissimme dicitur: irritum fecistis pactum Levi, pactum vitae et pacis, et caetera, quae pertinere ad officium diximus sacerdotis. Quam ob causam, et Ego, inquit, dedi vos contemptibiles et humiles omnibus populis, ut vos contemnerent etc» (Hieronymus, 1558 A). 1226 Подчеркивание достигается уже употреблением личного местоимения (пророк мог бы сказать и просто , без ), а сообщает ему особенную настойчивость. 1232 Ges-K., а. а. O. – Kohler, 83. – Keil, 397. – Hitzig, 363. – Ewald, 219; в комментарии Эвальд разумеет будущее (S. 222) – Orelli, 217. – Bachmann, 20. 1234 Есть разночтения: παρερριμενους, παρειμενους, παρημενους, παρεριμενους; но в общем чтение απερριμμενους стоит твердо. Бл. Иероним переводит бывшее в его употреблении чтение LXX – «dissolutos» (Hieronymus, 1557 С). Сирогекз. передает, как в Ис.35:3 (==греч. παραλελυμενους). 1241 Любопытно проследить, как из именного значения («рот», «уста») развилось предложно-союзное («по», «сообразно», «так как» и пр.). Из точного первоначального значения , – «рот», «уста», – развивается два метонимических: а) то, что произносят уста==«изречение», «слово», «повеление»; б) то, что наполняем рот==«кусок», «глоток»; – отс. «часть», «порция». Отсюда выражения , , получают смысл: «по сказанному», «в меру», «в пропорцию», «соответственно» и т. д. Примеры см. у Slade, Wb., S. 568.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Мешко, кн. ратиборский и опольский (ум. в 1211 г.) IV, 318, 320, 320 Микула, сотник галицко-волынского кн. Романа Мстиславича 325 Минь Ж.-П., см. Migne J.-P. Миркода (?), хан половецкий (кон. XI в.) 362, 362 Михаил, архангел 53, 105, 158, 326 Михаил I Рангаве, имп. византийский (811–813) 23 Михаил III, имп. византийский (842–867) VIII Михаил IV, имп. византийский (1034–1041) VIII, 136 Михаил V Калафат, имп. византийский (1041–1042) VIII Михаил VII Дука, имп. византийский (1071–1078, ум. в 1090 г.) VIII Михаил I, митр, киевский (1130 – после 1145) 206 Михаил Всеволодович, кн. черниговский (1223–1235, с перерывами), вел. кн. киевский (1238–1239, уб. в 1246 г.) V, IXa, 372 Михаил Докиан, византийский катепан Италии (1040–1042) 94, 94 Михай (Михаил), б. венгерского кн. Гезы (втор. пол. X в.) V 351 Млада (Мария), д. чешского кн. Болеслава I (поел. четв. X в.) VI, 185–186 Моислав (Маслав, Мецлав), кн. мазовецкий (30–40-е гг. XI в.) 173, 300–301, 300–301 Мойнольт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368, 368 «Молитвенник Гертруды», комплекс литургических и календарных текстов, принадлежавший Гертруде, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича (втор. пол. XI в., с позднейшими добавлениями) 112, 231 Моноч, половец, участник сражения с венграми в 1099 г. 362 Мошин В. А. 20 Мстислав, кн. ободритов (перв. четв. XI в.) 271, 271 Мстислав Владимирович, кн. черниговский (1024–1036) IXa, 99, 139 Мстислав (Харальд) Владимирович Великий, кн. киевский (1125–1132) V, VII, VIII, IXb, 180–183, 181, 200, 235–236, 257, 271, 368, 371, 371 Мстислав Изяславич, кн. владимиро-волынский (1154–1170) IV, IXb, 200, 251, 265, 310–311, 318, 371 Мстислав Мстиславич Удатный, кн. галицкий (1219–1228) V, IXb Мстислав Ростиславич Храбрый, кн. новгородский (ум. в 1180 г.) IXb ал-Мутасим, багдадский халиф (833–842) 19 «Мученичество св. Климента Римского » 100, 326 Назарова Е. Л. 330, 343 Назаренко А. В. 4, 18, 20, 26–30, 32–35, 38–39, 42, 44–49, 56, 64–66, 68, 71–74, 76, 78–83, 88, 90–92, 97, 101, 106, 108, 117, 120, 133, 135, 143, 153, 159, 167, 175, 177, 180–181, 183, 187, 190–191, 193, 216–217, 224, 231, 233, 244, 252, 277, 281, 294, 339, 351, 360, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010