2 июля 1731 г. Коллегия Экономии донесла, что сироты по осмотру негодные за болезнями и за малолетством, по желанию розданы разных чинов людям и ныне в том монастыре, кроме караула, сирот тех никого не имеется 1208 . §3. Рекрутская и конная повинности Как владельцы населенных имений архиерейские дома и монастыри, наравне с помещиками и др., были обязаны давать государству известное число рекрут и лошадей, т.е. участвовать в несении рекрутской и военно-конской повинности на общем основании. Собственно, прямо эти повинности ложились на вотчинных крестьян или самих рекрутов; но затем, отягощая и разоряя крестьян, или отнимая необходимый персонал для управления вотчинами ложились бременем и на вотчинное хозяйство архиерейских домов и монастырей 1209 . Особенно неблагоприятными в этом отношении были годы Аннинского царствования, когда в 1736 г. при производстве набора брали не только по нужде, но и в наказание за уклонение от присяги в 1730–1732 гг. Архиерейских домов и монастырей этот набор коснулся особенно потому, что велено было брать на службу всех годных к ней архиерейских и монастырских слуг, оставляя на месте лишь столько, сколько было необходимо 1210 . Что касается конской повинности, то поставка лошадей была объявлена указом 6 сентября 1736 г. 1211 , при этом, однако, протопопы, попы и малые монастыри, в которых не было конских заводов, а находились только упряжные и рабочие лошади, были избавлены от поставки 1212 . Затем в 1737 г. сбор лошадей был повторен с разверсткой: 1 лошадь на 284 чел. с зачетом 8 руб. подушных 1213 . Духовные власти были, конечно, недовольны и Военной Коллегии приходилось просить Коллегию Экономии о понуждении их и вотчинных крестьян к исполнению указов, причем кое-где происходили безпорядки 1214 . В виду тягостности конной повинности, Св. Синод просил Кабинет о разрешении архиерейским домам и монастырям, в случае неимения соответствующих военным требованиям лошадей, не покупать годных, а поставлять какие есть, на что Кабинет постановил принимать годных из наличных, если есть по 2 в драгунские полки, а если нет, то по одной в кирасирские 1215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

приготовляются так или иначе, есть не что иное как повторение известного уже нам одиночного радения с тем, однако, громадным различием, что последнее производится двумя, тремя человеками, первое же всею массою участвующих в радении, т. е. 10, 15 и 20 человеками в раз. Начинается круговое радение так: по словам Андреянова, все, сделавши в раз оборот у стены по солнцу, начинают кружиться 1209 ; по словам Добротворского, „не расстраивая прежних кругов, начинает вертеться каждый по одиночке, мужчины в правую сторону, а женщины в левую“ 1210 . Зрелище, какое представляют при круговом радении белые, вертящиеся, как жернов, фигуры, по свидетельству очевидцев, в высшей степени поразительное, даже некоторым образом страшное. По словам свящ. Сергеева, хлысты при этом общем кружении „всячески дурачатся и бесятся: иные из них трясутся, кривляются, ломаются как бесноватые; другие топают ногами, приседают к земле и вдруг, как неистовые, вскрикивают, вспрыгивают, приходят в энтузиазм, нечто пересказывают и говорят иными языками, а какими – татарскими-ли, тарабарскими-ли, думаю, и сами не понимают, кольми паче другие ни одного слова не знают, да и понимать нечего“ 1211 . В другом месте тот же Сергеев замечает, что хлысты, во время этого общего неистовства, производят гоготанье, и какой-то необычный тихий свист, повторяя беспрестанно: „ой дух! ой дух! ой дух! ой Бог ! ой Бог! ой Бог! Царь Бог! Царь Бог! Царь Бог! Царь Дух! Царь Дух! Царь Дух! а иные: о Ега! о Ега! о Ега!, чем наводят на слушателей некоторый ужас“ 1212 . В таком же смысле описывает впечатление свое и Преображенцев, имевший возможность наблюдать долгое время совершение кругового радения. По его словам, „если б можно было посторонним людям видеть сие религиозное богослужение (круговое радение) сектантов, то каждый с удивлением и некоторым страхом сказал бы, что происходит какая-то странная и нелепая комедия диких народов, похожая более на бешенство, противное благочинию религии какой бы то ни было веры“ 1213 . По продолжительности круговое радение есть одно из длиннейших. Оно продолжается до тех пор, пока силы работающих окончательно не истощатся; обессиленные, они падают на землю, будучи белыми по лицу, как полотно. Рубашки взмокают, так что их необходимо бывает выжимать, и некоторые, сделавши эту последнюю операцию, снова продолжают неистовое кружение. Поту в это время образуется так много, что, по замечанию Сергеева, становится необходимым подтирать его ветошками“ 1214 . Во всех описанных нами до сих пор формах радения преобладает кружение в таком или ином его виде. В следующих трех формах радения вместо кружения хлысты и скопцы бегают только по прямому направлению.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Киприан, хотя и имели все это, но основывали свою аргументацию практически только на свидетельствах Св. Писания, которое язычники ставили в один ряд со «старушечьими баснями» (aniles fabulae, ibid., V.1; 4), то Лактанций идет средним путем, сочетая с красотой слога и ясностью мыслей свидетельства как ветхозаветных пророков (testimonia prophetarum), так и языческих поэтов и философов (ibid., I.4; 5 1205 ; 6; IV.5–30). По глубокому убеждению Лактанция , язычников следует сначала убеждать разумными доводами и здравым смыслом (argumentis etratione) и лишь затем переходить к свидетельствам Св. Писания (ibid., V.4). В отличие от Минуция Феликса и Тертуллиана Лактанцию уже не было необходимости отвечать на нелепые обвинения язычников в адрес христиан 1206 ; он задается целью наставить (instituere) самих язычников в истинном учении (ibid., V.4) и ограничивается опровержением предубеждений образованных язычников против таких христианских истин, как Боговоплощение, смерть Бога на Кресте, воскресение мертвых и др. (ibid., IV.22–27). Помимо собственно апологетики определенную дань Лактанций отдал и антииудейской полемике, в гораздо большей степени опираясь здесь на предшествующую христианскую традицию ( Тертуллиана и Киприана, ibid., IV.10–11; 17) 1207 . 2. Богопознание. Религия и философия По мнению Лактанция , нет более сладостной пищи для человеческой души, чем познание истины (cognitio veritatis, Div.Inst., I.1; cp. I.23 1208 ). Человек по природе наделен превосходным разумом (ratio perfecta), то есть мудростью (sapientia), которая дает ему превосходство над остальными животными, ибо только ему дано познавать Божественное (intelligere divina, ibid., III.10; II.1) 1209 . Способность «мудрствовать» (sapere), то есть искать истину, врождена всем людям (ibid., II.8) 1210 . Как солнце есть свет для глаз, так и мудрость есть свет для человеческого сердца (Div. Inst., ΙΙ.δ) 1211 . Мудрость ведет к богопознанию, благодаря которому человек наследует бессмертие, что есть для него высшее благо (De ira Dei, 13) 1212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Культуры этой эпохи, к кото­рым причастен был славянский компонент, не обладали этниче­ской «чистотой», скорее им свойственна была полиэтничность. По словам С. В. Алексеева, «со II в. до н.э. праславяне внедряют­ся в несколько разноплеменных культур, не составляя бесспорно­го этнографического целого. Это пшеворская культура на запа­де, зарубинецкая, позже Черняховская (вобравшая и пшеворский элемент) культуры на востоке» 1211 . Находясь в процессе экспансии на восток, славяне в свою оче­редь в эту эпоху вновь столкнулись с натиском германских наро­дов – на этот раз переселившихся на рубеже эр из Скандинавии восточных германцев: готов, гепидов, герулов, вандалов, ругиев, бургундов, скиров. Продвинувшись на юг от устья Вислы и Оде­ра, где они поселились ранее, на рубеже эр, германцы оттесни­ли славян из междуречья Одера и Вислы в их среднем течении к прикарпатским верховьям этих рек. Готы вместе с гепидами затем ушли дальше на юг: гепиды в Дакию, а готы в северное Причерноморье, где они разделились на везиготов, поселивших­ся на правом берегу нижнего течения Днепра до устья Днестра, и остроготов, регионом обитания которых стало левое Поднепровье, а также готов-трапезитов, или тетракситов, обосновавшихся в горном Крыму. Готы, овладевшие югом России, или Украиной, где они оказались в соседстве с ираноязычными сарматскими народами, грекоязычными гражданами приморских городов, а также славянами, не истребили и не вытеснили из этого реги­она славян и сарматов, но покорили их. Отличавшиеся исключи­тельной воинственностью во времена Иордана, то есть в середи­не I тысячелетия от R X., в прошлом славяне, как пишет тот же писатель, были миролюбивы и представляли опасность для сво­их соседей лишь из-за своей многочисленности. Археологическим свидетельством симбиоза славян с гер­манцами стала Черняховская культура, ареал которой охватывал Украину и Молдавию. Ее существование продолжалось с нача­ла III до конца IV столетия, когда началось великое переселение народов. В этой культуре присутствовали явным образом разли­чавшиеся этнические компоненты: готский, сарматский, дакофракийский, на севере ареала – балтский, а также славянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда вследствие войны, пожаров, наводнений и т.п. имение дойдет до такого положения, что доходов будет недостаточно для исправления, то владелец может с разрешения Сената употребить часть вспомогательного капитала, а если нет его, то занять в кредитном установлении сумму не свыше двухлетнего дохода (489). Владелец, для обеспечения участи жены и детей, кои не наследуют в сем имении, может жене определить 1/5 часть доходов по смерть, а для детей составить капитал не свыше трехлетнего дохода, посредством займа в кредитном установлении (Зак. Гражд. 1069, 1211, 1212). Если умрет, не сделав завещания, то вдова может требовать по смерти его 1/6 доходов, а дети требовать капитала, равного двухлетнему доходу, посредством займа в кредитном установлении. В случае неисправности в платеже сих обеспеченных долгов имение берется в администрацию, которая получает на свое содержание 1/20 часть из чистого дохода (Пол. Взыск. Гражд., ст. 402, 403). Если же есть такие взыскания, кои прежде учреждения заповедного имения обеспечены самим имением, то оно может быть обращено в продажу, если на него еще не распространено вполне действие постановлений, определяющих свойство заповедного имения (там же, ст. 404). Заповедное имущество не подлежит действию давности (564). Заповедное свойство имущества уничтожается, когда весь род первого владельца по нисходящей линии в мужском и женском колене прекратится, или никто из оставшихся наследников не принадлежит к потомственному дворянству, и в акте учредительном ничего не определено на сей случай: тогда имение поступает к наследникам последнего владельца по обыкновенному порядку наследства (1209). Есть примеры уничтожения заповедного свойства имений Высочайшим указом, по просьбе самого учредителя (см. Полн. Собр. Зак. 1864 г., N 41517). О заповедных имениях см. еще указ 1864 года (Полн. Собр. Зак., N 40901) о дозволении владельцам в западных губерниях продавать мелкие чересполосные участки, остающиеся за наделом крестьян. Подобный характер присвоен имениям, которые жалуемы были на праве майоратов в западных губерниях из казенных имений, бывших ленных, поиезуитских и пр. Право владения в сих имениях ограничивается по закону: люстрацией; правилами касательно управления; запрещением отдавать земли внаем долее 6 лет; взысканием с чистого дохода 3 % в пользу инвалидов; верховным надзором управления государственных имуществ; запрещением отчуждать, закладывать, раздроблять. Имения отбираются в казну за прекращением всех наследников, имеющих право по специальному закону (494–512). Особенный вид заповедных имений составляют так называемые завещательные вакуфы в Крыму. Имения эти состоят в пользовании тех частных родов, которым завещаны, причем переход вакуфа от одного наследника к другому может быть определяем завещанием. Когда линия владельцев, имеющих право на частный вакуф, пресечется, тогда он обращается в казну. См. прилож. к 1203 ст. XI т. Св. Уст. иностранных исповеданий. Касс. реш. 1874 г., N 613.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Любопытно, что более полугода Синод был в полной неизвестности относительно своего жалованья, и только 22 сентября 1721 года Сенат, после вопроса Синода, сообщил копию высочайшего указа о размерах жалованья членам и свое постановление, а может быть только соображение, что светским лицам, состоящим на службе при Синоде, следует относительно жалованья руководствоваться указом 1715 года 1208 . Один процент с жалованья вычитался на лазарет 1209 . Жалованье выдавалось по третям, обыкновенно в конце трети 1210 . Выдача производилась по ассигновкам из штатс-контор-коллегии. По-видимому, каждый раз приходилось напоминать о выдаче жалованья особым прошением 1211 . Но иногда и напоминания не имели успеха. Когда у штатс-контор-коллегии не было денег, жалованье удерживалось на полгода и более и Синод напрасно слал в коллегии указ за указом с напоминанием, что пришло время выдачи жалованья. Удовлетворение наступало иногда только после третьего указа. Не дождавшись удовлетворения от штатс-конторы, Синод иногда выдавал своим служащим деньги из своих специальных средств заимообразно, а затем покрывал эти выдачи жалованьем, когда оно наконец поступало 1212 . А в сентябре 1724 года, ввиду большой траты времени на переписку со штатс-конторою, Синод решил просить у государя разрешения обходиться при выдаче жалованья без штатс-конторы, пользуясь суммами, переходящими чрез Синод 1213 . Все сказанное относится к «денежному жалованью». «Хлебное жалованье» было выдаваемо самим Синодом, из имеющихся запасов. В первое время, когда у Синода не оказалось запасов хлеба, «хлебное жалованье» было выдано деньгами – по расчету стоимости хлеба. В сентябре 1721 года четверть ржаной муки стоила 1 рубль 80 копеек, четверть овса – 1 рубль 40 копеек 1214 ; в 1722 году юфть хлеба ценилась в 3 рубля 20 копеек 1215 ; с каждым годом цена на хлеб росла, и в 1723 году юфть хлеба ценилась уже в 5 рублей 1216 . Когда в казне ощущался полный недостаток в деньгах, то обыкновенно выдавалось только хлебное жалованье, а вместо денежного выдавались «сибирские и другие казенные товары» на сумму жалованья, по казенной расценке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сомнения русских мыслителей можно выразить, прибегнув к следующему возражению: принцип выражает потребность «природы», однако именно «личность» ответственна за добро и зло. И потому личность нуждается в «персональном» путеводителе на пути спасения. Из этого следует необходимость духовного руководства, доверенного тем, кто является не простым «истолкователем закона», но истинным «духовным отцом». «Этика закона, – утверждает Бердяев, – это этика социальной обыденности». Свое философское выражение она обрела в кантианстве, а свой религиозный образ – в фарисействе. Такая этика «организует жизнь среднего человека, человеческих масс» 1207 . Флоренский замечает, что библейская традиция уподобляет заповеди пути. Есть «два пути», мудрости и безумия, добродетели и порочности. Путь предполагает знание цели и разнообразие призваний каждого 1208 . Следует ли из этого заключить, что нравственные законы относительны? Нужно не забывать о противоречии, существующем между потребностью в законе и необходимостью его преодолевать 1209 . Разрешение этого противоречия может быть достигнуто не с помощью простого компромисса, но в «супраморализме» 1210 . Гессен в своей интерпретации романа Братья Карамазовы Достоевского видит в трех братьях – Дмитрии, Иване и Алеше – воплощение трех степеней блага и соответствующих им трех искушений зла. Дмитрий символизирует естественную основу нравственности, выраженную полуинстинктивными чувствами доброты, жалости и благоговения; Иван символизирует благо, ставшее объектом размышления, он ищет рациональный смысл жизни. Это кантианская автономная добродетель, состоящая в свободном исполнении долга без любви. Высшая степень блага воплощена в Алеше, который любит каждое живое существо «ни за что», в его индивидуальной целостности, и который в любой данный момент принимает творческое участие в жизни других людей. Фигуру старца Зосимы в этом романе Гессен рассматривает как выразителя сверхнравственной святости. Он истолковывает идею старца о том, что «всякий пред всеми за всех и за все виноват», как указание на то, что Царство Божие и принцип, на котором оно зиждется, выходит за пределы противопоставления между добром и злом. С точки зрения Гессена, старец Зосима стоит выше сферы морали, тогда как Федор Павлович Карамазов – даже не достигает ее 1211 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Какая-то разновидность текста Самарянского Пятикнижия, по-видимому, была известна отцам Церкви Евсевию Кесарийскому (ок. 265–339) и Иерониму (ок. 345–419). Западные учёные нового времени не видели его до 1616 г., когда Пьетро делла Валле (Valle) обнаружил рукопись Самарянского Пятикнижия в Дамаске. В кругах библеистов это вызвало большое волнение. Текст расценивали как превосходящий по качеству масоретский текст (МТ) до тех пор, когда Вильгельм Гезениус (Gesenius) в 1815 г. раскритиковал его как практически бесполезный для текстологии. Позднее значение Самарянского Пятикнижия было заново подтверждено такими учёными, как А. Гайгер (Geiger), Кале и Кеньон. Из сохранившихся рукописей Самарянского Пятикнижия ни одна не датируется ранее чем одиннадцатым столетием. Самарянское сообщество утверждало, что один свиток составил Авия, правнук Моисея, на тринадцатый год после завоевания Ханаана, однако эта ссылка столь одиозна, что такие притязания вполне можно оставить без внимания. На древнейшем кодексе Самарянского Пятикнижия имеется надпись о его продаже ок. 1149–1150 гг., но сама рукопись намного старше. Одна из рукописей была скопирована в 1204 г. Другая, датируемая 1211–1212 гт., в настоящее время находится в Манчестере, в библиотеке Джона Райлендса (Rylands). Ещё одна, датируемая приблизительно 1232 г., хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка. Стандартное печатное издание Самарянского Пятикнижия (Der Hebraische) Pentateuch der Samaritaner, 1914–1918) подготовил в пяти томах Ф. фон Гал (Gall). В нём приведён эклектический текст, основанный на восьмидесяти рукописях периода позднего Средневековья вместе с фрагментами. Хотя текст фон Галя записан древнееврейскими буквами, в действительности самаряне пользовались алфавитом, заметно отличающимся от стандартного древнееврейского. Впрочем, их письмо, как и у евреев, происходит от древнейшей палеоеврейской письменности. В Самарянском Пятикнижии насчитывается около 6 000 отклонений от масоретского текста, большинство из них тривиальны. Примерно в 1900 случаях самарянский текст сходится с Септуагинтой, отличаясь вместе с ней от масоретского текста. Некоторые отклонения были намеренно внесены самарянами, чтобы зафиксировать свои отличия в диалекте и традициях. В масоретском тексте запечатлены иудейские диалект и традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

76 Андрогин – первоначально созданное Богом существо (первый человек), заключающее в себе мужскую и женскую природы, которые впоследствии были разделены Богом и, таким образом, появились мужчина – Адам и женщина – Ева. «По учению некоторых отцов Церкви, первый человек был создан, содержа в себе все возможности и мужского, и женского бытия. Эта идея прежде всего присутствует у Филона Александрийского (в сочинении «О сотворении мира согласно Моисею») и затем получает развитие у отцов Церкви (см., например, Григорий Нисский . Гомилия о сотворении мира, XVI)» (см. сн. 1 в 70: 91). 78 О побуждении к творению (причине творения) и цели творения, или назначению тварей, см. разд. А. Побуждение к творению и его цель. 79 Под общим содержанием (определением) понятий «цель жизни» и «смысл жизни» мы будем понимать такие их обобщенные определения, которые соответствуют как религиозному, так и атеистическому мировоззрению. Иначе говоря, содержат общие аспекты для этих подходов. 81 «Виктор Эмиль Франкл (родился 26 марта 1905 г. в Вене) – всемирно известный специалист по вопросам психологии личности и психотерапии, профессор венского университета, а также Международного университета в Сан-Диего (Калифорния) и ряда других университетов» (123). 82 «Цель – конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению» (69: 646. См. «Цель»). «Цель – …то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить» (57: 1211. См. «Цель»). 83 «Сокровище – а). Драгоценность, дорогая вещь, деньги… б). О ком-то или о чем-то очень ценном, дорогом для кого-нибудь» (57: 366). 84 «Счастье – аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Философская традиция и обыденное сознание, как правило, отождествляют счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наследование в заповедном имении после владельца не препятствует тому же лицу наследовать по общему порядку в других незаповедных имениях после того же владельца (Гражд. Зак. 1192–1205). Если бы к одному лицу дошли 2 или 3 отдельные заповедные имения, то они у сего владельца не сливаются, и дальнейшее распре-деление их между наследниками совершается по особому порядку (ст. 1206, 1207). Если у мужа и жены отдельные имения, то мужнино переходит к старшему сыну или, за неимением сыновей и их потомства, к старшей дочери; а женино имение – ко второму сыну, или буде сын у них один, к старшей дочери, либо ко второй, когда старшая получает отцовское имение (1208). Заповедное свойство имения уничтожается, когда нет больше в заповедной линии наследников из потомственного дворянства: тогда имение поступает по общим законам к наследнику последнего владельца (1209). Если владелец умер, не обеспечив участи вдовы своей и детей, кои не наследуют в заповедном имении, то вдова получает пожизненное право на шестую часть чистого дохода с сего имения, а дети вправе требовать, чтобы для раздела между ними был составлен посредством займа особый капитал, равный двухлетнему чистому доходу с имения. То же право принадлежит вдовцу и детям после владелицы имения. Остающиеся по смерти владельца доходы последнего года, как собранные, так и подлежащие к сбору по день смерти, делятся, за вычетом личных долгов владельца, между вдовой и детьми – не наследниками (ст. 1211–1213. См. еще в первой части сего сочинения статью о заповедных имениях). 2 . Для имений, пожалованных на маиоратном праве в Западных губерниях (ст. 1214–1217). Имения сии поступают всегда к старшему сыну; только после первого приобретателя, не имеющего сыновей, имение переходит к старшей дочери и по ней к ее старшему сыну, или старшему сыну другой дочери. Когда нет дочерей у первого приобретателя, то наследует старший брат. 3 . Для участков, отведенных малоимущим дворянам на основании изданных в 1848 году правил; они переходят без раздробления к старшему в роде наследнику (516, 1191 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010