14 . Не унывай от того, что не творишь, или не исполняешь молитвенного правила. Труды твои вместо правила Господь вменит тебе; но без молитвенного правила памятуй всегда Бога и имей дух сокрушенный и сердце смиренное, моля о прощении грехов и о даровании сердца чистого и духа правого. Самомнение в сторону, говори: раба неключима есмь. 7/III/1895 Письма к игумении Таисии. С. 9? 1194. Вериги нынешнего времени: послушание, молитва, чистота 21 . Вериги носить N не благословляю, пока сам Господь не укажет чрез кого-нибудь. Много потребно условий для ношения вериг, а главное – потребно глубочайшее смирение, а достигла ли она его? Послушание, бдение, молитва, хранение от помыслов – вот вериги монахинь нынешнего времени. 7/XI/1897 Письма к игумении Таисии. С. ? 1195. Подризник 89 . В Астрахани жар для меня был тяжелый, необычный. Служил я литургии три без подризника в новом, чистом, белом подряснике, во избежание излишнего жара. 28/VII/1902 Письма к игумении Таисии. С. 56 1196. Враги невидимые, как звери 97 . Божией милостью я здоров и побеждаю борющих меня невидимых врагов, нападающих зверски на немощь мою. 6/II/1903 Письма к игумении Таисии. С. 61 1197. Вечерня и утреня сердцем дома 117 . Божией милостью и Вашими молитвами, и других многих я почти совсем поправился, и уже начинаю понемногу служить. К утреням и вечерням не хожу, прочитывая и объемля их сердцем дома. 9/III/1905 Письма к игумении Таисии. С. 75 1198. В будущем России хорошего не видно 125 . Каково-то будет будущее состояние России? Вот, между прочим, какой вопрос меня занимает. В руке Господней будущие судьбы ее, но ужасна расшатанность нравов России; она ничего не предвещает хорошего – полное разложение. Вольнодумная печать испортила Россию. Священство, как соль, обуяло и само развратилось. 27/I/1906 Письма к игумении Таисии. С. 80, 81 1199. Благодать Божия в иерее охраняет его и влечет к нему 133 . В Господе моем Иисусе Христе я легко переношу все издевательства надо мной людей лукавых. Жалко, что они так низко сами падают, купаясь в злобе диавольской, и марают свои души. Благодатью Божией, я – все тот же Божий раб и не изменяюсь в лукавую сторону. Ты знаешь, как ко мне, благодатью Божией, стремится народ – и старый, и малый, как дети везде меня встречают с радостью. Что это значит? Значит, что благодать Божия живет во мне и всех простых сердцами влечет ко мне, а чрез меня к Богу, Коему я служу. 31/X/1906

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Второе, весьма важное отличие Лотце от идеалистического взгляда заключается в том, что он смотрит на высшую идею не как на абстрактную мысль, но как на реальное существо, самостоятельное, живое и притом личное. Олицетворение мысли, говорит он, далеко от живой личности, и всякая идея, которою мы в своем познании стремимся исчерпать природу какого-либо существа, всегда останется указанием только мысленной формулы, благодаря которой мы фиксируем для нашей рефлексии внутреннюю связь между живыми деятельностями реального, само же действительное есть то, что отстаивает эту идею, что противоречие против нее ощущает как свое собственное расстройство, a осуществления ее желает и предпринимает его как цель своего собственного стремления. Только это, неразрешимое в мыслях, ядро, которого смысл и значение мы переживаем лишь в непосредственном внутреннем опыте своего духовного существования и которого мы никогда не поймем, если вздумаем конструировать из чего-либо другого, есть живой субъект личности, которая, отсюда, никогда не может быть свойственна неизменной по значимости истине или идее, а только существу, попеременно то страдающему, то воздействующему. 1195 §7. Спиритуалистический взгляд Наконец Лотце отступает от идеализма и в другом, весьма важном, пункте. Признавая царство вещей, которое, по обычному взгляду, самостоятельно существует между духами и производит на них воздействие, за простое явление внутри духов, 1196 идеализм этим самым, во-первых, утверждает втихомолку реальность этих духов, а во-вторых, указывает основу реального существования вообще в свойстве духовности. Но если так, то, говорит Лотце, почему не признать и этих вещей, которые для нашего внешнего наблюдения кажутся только слепо действующими и бессознательно страждущими, за нечто внутренне лучшее, чем они кажутся извне, т. е. почему не признать их также духовными? Почему вообще положение, что реальны только духи, не перевернуть в другое, что все реальное есть дух? 1197 На этот вопрос наш философ, как мы уже видели, отвечает утвердительно 1198 по разным соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Что касается других сочинений бл. Августина, и главным образом нравоучительных, то они имеют отношение к подвижничеству постольку, поскольку последнее, осуществляя нравственную задачу жизни, может находить в них раскрытие вопросов христианского нравоучения. Практически и бл. Августин и св. Амвросий выразили ревность и содействие подвижничеству попечением о монастырях 1195 , но честнейшее раскрытие подвижнического идеала, выяснение самих основ подвижничества и его осуществление со стороны внутреннего и внешнего человека тот и другой не делали предметом непосредственного и специального исследования. А между тем, если и можно говорить о влиянии на преп. Кассиана западной богословской мысли, то нужно иметь в виду влияние этих именно двух великих учителей Запада и особенно блаж. Августина. Блаж. Августина обычно признают как бы центром религиозного развития Запада, насколько он, с одной стороны, сосредотачивает в себе особенности западного христианства, которые можно наблюдать и в предшествовавших ему представителях западного же христианства, с другой – определяет своим влиянием дальнейшую его историю в области богословской мысли и религиозно-нравственной настроенности, хотя конечно и неисключительно 1196 . И если теперь говорить о влияние на преп. Кассиана западной богословской мысли в лице указанных мыслителей и особенно блаженного Августина , то и нужно иметь в виду влияние их со стороны именно только особенностей общехристианского мировоззрения и направления богословской мысли, насколько они заявляют себя у преп. Кассиана в его восточном понимании подвижничества. Главная область богословских вопросов, около которых сосредотачивается богословская спекуляция Августина это – область антропологии. К антропологии, как действительной основе всех своих воззрений, бл. Августин сводит все свои спекуляции в учении о Боге и о спасении. Поэтому-то и различие богословских воззрений Востока и Запада, если иметь в виду Августина, как главного представителя этих особенностей Запада, выступает всего ярче именно в области антропологии: в учении о человеке вообще, в определении сущности его жизни, в учении о природе, как в невинном, так и в падшем состоянии. Проводить подробные параллели учения восточных отцов и Августина по этим вопросам в данном случае излишне, ограничимся указанием только самого типического, что именно может относиться к нашей прямой задаче 1197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

в честь Успения Пресв. Богородицы. В правление В. Ю. в Сев.-Вост. Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь и владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь , ярославский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и др. Над образами и фресками для церквей и мон-рей работали артели визант. и рус. иконописцев. На протяжении ряда лет были обновлены или сооружены укрепления в Суздале, Владимире, Переяславле Залесском, Москве, Дмитрове, Городце-Радилове на Волге и в др. городах Сев.-Вост. Руси, а также в родовой «отчине» В. Ю. Городце (Городке) на р. Остёр, на территории Переяславского княжества. После смерти киевского кн. Святослава Всеволодовича в Юж. Руси в 1194-1196 гг. за обладание Киевской землей развернулась борьба между Рюриком и Давидом Ростиславичами, с одной стороны, и князьями черниговской ветви (Ольговичами) - с другой. В. Ю., к тому времени прочно утвердивший свое влияние в Рязанской земле (что в итоге привело к созданию независимой от Чернигова епархии во главе с еп. Арсением в кон. 90-х гг. XII в.), старался активно участвовать в этой борьбе. Его признавали «старейшим в Володимере племени», т. е. среди потомков Владимира Мономаха (был единственным здравствующим из его внуков). Это давало ему возможность покровительствовать Ростиславичам и в то же время пытаться играть роль арбитра в их противостоянии с Ольговичами. В 1196 г. В. Ю. женил сына - блгв. кн. Константина Всеволодовича - на дочери белгородского кн. Мстислава (Бориса), племянника Рюрика и Давида, а затем на стороне последних вмешался в войну напрямую, совершив поход на Черниговскую землю. В результате усобицы Киев остался за Рюриком, но Ольговичи не отказались от претензий на него в будущем. Владимирскому князю удалось добиться от Рюрика передачи себе городов Торческа, Корсуни, Богуславля, Треполя и Канева, к-рые ранее киевский князь обещал отдать своему зятю Роману Мстиславичу. В. Ю. послал в эти города посадников, а Торческ отдал зятю Ростиславу Рюриковичу. Это расстроило отношения Рюрика с Романом, к-рый примкнул к черниговским князьям. Между тем узнав позднее (все в том же 1196), что В. Ю. заключил мир с Ольговичами без его ведома, правитель Киева вернул себе эти города. Борьба за киевский стол вновь обострилась в 1202-1205 гг., когда против Рюрика, заключившего союз с черниговскими Ольговичами, выступил владимиро-волынский и галицкий кн. Роман Мстиславич. В. Ю. склонялся к союзу с последним, но, как и в 90-х гг. XII в., старался открыто не втягиваться в усобицу и сохранять роль арбитра. В 1205 г., после гибели Романа, борьбу за Киев и Галич повели Рюрик и сын Святослава Всеволодовича черниговский кн. Всеволод Чермный. В этой ситуации, потерпев неудачу в борьбе с Ольговичами за Галич, сын В. Ю. Ярослав под угрозой военной силы был вынужден оставить княжение в Переяславле Русском и вернуться к отцу.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Кириллов монастырь, урочище. Кириллов монастырь. Монастырь во имя святителя Кирилла Александрийского /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1196. Год утраты:1945 Адрес: Россия, Новгородский район, в 1,3 км от Спас-Нередицы, на острове Селезневе Координаты: 58.509432, 31.329849 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Новгородский Кириллов монастырь был основан в XII веке при зимней дороге на Москву, которая начиналась от Славковой улицы. Каменный храм был возведен в 1196 году, о чем имеется летописное описание: " Заложиста церковь камену святого Кирилла в монастыре в Нелезени Костянтин и Дмитр, братеника (а мастер бяше) Коров Якович с Лубяней улице, начаша ю делати априля, сконцяша июня в 8, на святого Прокопия; и святию владыко Мартурии генваря в 12, и бысть радость крестианом, а Костянтину и Дмитру вечная память " , то есть по заказу братьев Дмитрия и Константина новгородский мастер Коров Яковлич возводит каменный храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских — «цьрковь камяну святого Кюрила в манастыри в Нелезне». Остров Нелезен (впоследствии — Селезнев, второе название — Журавья горка) находится вблизи торговой стороны Великого Новгорода меж двух рукавов Малого Волховца — Левошни и Правошни (на современных картах обозначена только Левошня, второй рукав именуется как Малый Волховец). Топоним Нелезен некоторые исследователи интерпретируют как «непроходимый, труднодоступный». Кириллов монастырь стал особо почитаться, когда 9 июня 1238 года, в день памяти Кирилла Александрийского, в 100 верстах от Новгорода у Игнач-креста остановилось движение татарских отрядов. Монастырь пострадал при захвате Новгорода шведами, к 1621 году возобновлён и действовал, а в XVIII веке был полностью реконструирован. Древний собор Кирилла разобрали по нижние окна и в 1754 году возвели новый храм — с пристройками и пятиглавый. В 1755 году рядом сооружена церковь Покрова Богородицы с папертью и колокольней, ближайшим аналогом этого храма является новгородская церковь Георгия на Торгу. В 1775 году сооружен двухэтажный настоятельский корпус в северной части монастыря, в 1780 году построены западные «приворотные» кельи, в 1831 году переделан братский южный корпус, он стал двухэтажным. В 1813 году монастырь обнесли каменной оградой с башнями, в 1835 году построен кирпичный сарай и ледник в юго-восточном углу монастырской территории, кроме того при обители существовал колокольный завод.

http://sobory.ru/article/?object=48190

Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина), скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 в.), фундаменты церкви Св. Иоанна Крестителя. По периметру круга располагаются колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда. Круглый периметр стен и их треугольные в плане укрепления по внешней стороне вызвали предположение, что монастырь возник на месте древней античной крепости, но если было так, то ко времени строительства монастыря это место полностью запустело. Монастырь был основан сербским великим князем Стефаном I Неманей. В 1196 году Стефан І Неманя, в возрасте 82 лет, отрекся от престола, передав великокняжескую власть своему второму сыну — Стефану Первовенчанному. В этом монастыре он и его жена Анна приняли монашество. Вскоре он последовал за своим младшим сыном Растко (будущим архиепископом Саввой) на Афон, где через 4 года, 13 февраля 1200 года, скончался. В 1208 году св. Савва привез с Афона мироточивые мощи своего отца (в монашестве Симеона) для захоронения в семейной усыпальнице в Студенице. Св. Савва до 1217 года был архимандритом в Студенице, называл ее Великой Лаврой, а после канонизации Св. Симеона Мироточивого около 1210 года Студеницу стали называть Лаврой Святого Симеона. Источники информации: http://alexjourba.livejournal.com/204359.html http://www.people.su/79950 А.А. Воронова «На границе Востока и Запада. Средневековая архитектура Сербии, Далмации и Истрии», М., издательство ПСТГУ, 2015, С. 116. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=35656

Восседая на Новгородской святительской кафедре, не забыл блаженный Мартирий и своей Старорусской обители, им основанной. Вместо сгоревшего в ней деревянного храма Преображения Господня, в 1196 г. он вооружил каменный однопрестольный храм, который и был освящен им в том же году, на праздник Успения Пресвятая Богородицы. При освящении этого храма святитель Мартирий радовался того же, свыше вдохновенною радостью и молился Господу так пламенно, как некогда равноапостольный князь Владимир, по освящении храма Тождества Пресвятая Богородицы в Киеве, или как Соломон по освящении храма Иерусалимского. Летопись сохранила до наших времен ту самую молитву, которую произнес при освящении храма блаженный Мартирий, она начинается так: «Господи Боже, призри с небесе и виждь, и посети виноград свой, и соверши, его же насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже создах раб Твой, архиепископ Мартирий, во имя святаго Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи ему молитвами Пресвятая Богородицы и всех святых Твоих. Аминь». «И веселяшеся блаженный душею и телом», говорить современный летописец, «устроив себе память вечную и всем крестьянам (христианам) честный монастырь». В том же 1196 году, с помощью двух посадников, блаженный архиепископ Мартирий построил церковь во имя свв. Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских в монастыре, на острове Селезневе, а по летописи Нелезине, в 4-х верстах от Новгорода. В 1197 году святитель Мартирий имел утешение заложить в Новгороде, в Плотницком конце, храм во имя св. великомученицы Евфимии Всехвальных с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая боярыня Полгода, жительница Рюрикова Городища. В 1198 году было необыкновенное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и с благоговением принимал антидор или просфору. Однажды нес он Богородичную просфору в дом и, по немощи, заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели схватить просфору, но отражаемые невидимою силой отходили прочь. Это было в виду многих. Когда узнал об этом блаженный Мартирий, он тотчас же благословил на месте происшествия основать храм в честь Пресвятыя Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена издержки по построению храма приняла на себя. В следующем году храм был освящен самим блаженным архиепископом Мартирием в честь Рождества Пресвятыя Богородицы и основан при нем женский монастырь, называвшийся впоследствии Богородицким на Молоткове.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. Он мирно преставился ко Господу 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Приблизительно тогда же была составлена первая служба преподобному, известная под названием «Рыльской». Отдельные фрагменты ее вошли в тексты позднейших служб. Примерно через 30 лет преподобный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октября святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки и наконец в XII веке в новом храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан монастырь. Ко времени обретения мощей относится канонизация преподобного Иоанна. В 1183 году венгерский король Бела ІII (1172–1196) захватил Средец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребывание в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром. 19 октября 1195 года, после освобождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187–1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского монастыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии (дочери сербского деспота Георгия Бранковича), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне. 30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торжественно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднование возвращения мощей было установлено 1 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зак. X т., 1 ч., 45 ст.; Высоч. пов. 14 янв. 1895 г. о нов. прав. о расторж. бр. по безвест. отсут.; см. эти правила в Ц.Вед. 1895, 7, офиц. ч.); см. также выше, 1195–1196 стр. речатного оригинала. 4) Присуждение одного из супругов к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния 1016 (Св. Зак. X т., 1 ч., 45 ст.; Уст. Д.К., 223); но, если оба супруга лишены прав состояния, брак их также должен оставаться в силе 1017 (Кур. гражд. пр., К.П. Победоносцева , 95 стр.); см. также выше, 1196–1198 стр. печатного оригинала. – Дела о расторжении браков подлежат вообще ведомству судов духовных и начинаются не иначе, как подачею просьбы тем из супругов, который требует сего расторжения (Св. Зак. XVI т., 2 ч., Зак. Суд. Гражд., 440, 448 ст., изд. 1892 г.), и завершаются решением об оставлении брака в силе или об его расторжении. Производство дел о расторжении браков лиц православных подлежит епархиальному суду 1018 (Уст. Д.К., 148). Равным образом и дела о расторжении браков: а) православных с иноверцами, б) лиц христианских неправославных исповеданий, в случае повенчания этих лиц по обрядам Православной Церкви православным священником, в) лиц, браки которых совершены по обряду инославного вероисповедания, в случае присоединения впоследствии одного из таких супругов или обоих к православию (см. выше, 1209 стр. печатного оригинала), тоже подсудны указанному духовному суду Православной Церкви 1019 ; при этом браки всех вышеперечисленных лиц расторгаются тем же порядком и только по тем же причинам, как и браки лиц православных 1020 (Уст. Д.К., 257; Св. Зак. X т. 1 ч., 73 и 65 ст.; ук. Св. Син. 15 июн. 1887 г.). – Вышеуказанными четырьмя причинами исчерпывается весь круг оснований к расторжению брака. 1021 Впрочем, допускается ещё развод в случае добровольного согласия обоих супругов поступить в монастырь, если только они достигли узаконенных для того лет 1022 и не имеют малолетних детей, требующих родительского призрения (Св. Зак. IX т., 413 ст., изд. 1899 г.); но в данном случае существовавший брак прекращается, конечно, не для того, чтобы который-либо из бывших супругов вступил в новый брак, а для принесения обоими ими обета безбрачия; поэтому такое прекращение брачного сожития представляется собственно не разводом, а пожизненным разлучением супругов, без права для них вступать в новый брак 1023 (Кур. цер. права, проф. А.С. Павлова , 388 стр.). Виды и степени родства и способ счисления их

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОЯН (Иоанн, Иоанница; † 1207), болг. царь (1196-1207). Младший из 3 братьев, основателей династии Асеней (уменьшительные имена, под к-рыми он известен - Иоанница и Калоян, т. е. «добрый Иоанн»). После заключения его старшими братьями Иоанном I и Петром мирного договора с Византией в 1188 г. К. был взят в качестве заложника визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195) в К-поль. Вернувшись в Болгарию, стал соправителем старшего брата, Иоанна I, а после его убийства (1196) - соправителем Петра. Вступив на престол после гибели Петра и объединившись с родственниками Алексием (Иванко) и Добромиром Хрисом, К. объявил войну визант. имп. Алексею III Ангелу. Вначале К. потерпел поражение, но привлек половцев, родственников жены, и в условиях обострившегося противостояния Византии с Западом в 1202 г. заключил мирный договор с К-полем. Для укрепления международного положения Болгарии К. просил Рим признать законность его власти. Но получив в кон. 1199 г. ответ Римского папы Иннокентия III (1198-1216), болг. царь неск. лет не принимал выдвинутые папой условия - признать юрисдикцию Рима над Болгарской Церковью. Однако после заключения мира с греками и обострения отношений с Венгрией К. в 1202 г. направил в Рим еп. Браничевского Власия, диоцез к-рого находился на оспариваемой венграми территории, и попросил «царскую корону и достоинство, какие имели наши древние цари». Посольство также везло письмо главы Болгарской Церкви архиеп. Василия, выражавшего готовность перейти под папскую юрисдикцию в случае удовлетворения просьбы болг. царя. Первое посольство не достигло Рима, но 2-е, в составе пресв. Константина и конюшего Сергия, в кон. 1202 г. передало письма Иннокентию III и получило на них положительный ответ. В письме от 10 сент. 1203 г. К. впервые назван «светлым царем болгар и валахов», при этом папа желал его потомкам унаследовать не только царство, но «преданность апостольскому престолу на вечные времена». Подобное письмо было доставлено и Тырновскому архиеп. Василию, а прибывший в Тырново (ныне Велико-Тырново) осенью 1203 г. капеллан Иоанн Каземаринский вручил ему епископский паллиум.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010