Для них у преподобного не оскудевали сокровища. Между 1204–1208 гг. он восстановил клонившиеся к упадку монастыри Каракалл и Ксиропотам и содействовал обновлению монастыря Филофея. Более всего он помог монастырю Ксиропотамскому, так что был назван его ктитором. 1193 В конце XII и начале XIII в. Афон успел окончательно оправиться от того запустения, которое постигло его при Алексее Комнине. Он снова покрылся многочисленными монастырями. Из них в афонских актах, относящихся к этому времени, упоминаются следующие: Великая лавра, или лавра св. Афанасия, Иверский, Ватопед, Зигу, Есфигмен, св. Никифора, Каспака, Ксиропотам, Афанасия, Дохиара, Богородицы, Сисоя, Факина, Сотира, Евстратия, Богородицы Ксилургу, Верриота, Фалакра, Халестр, Ксирокистра, Дорофея, Архистратига, Филадельфа, Неакита, св. Бессребренников, Николая, св. Ефрема, св. Петра, Coenobium Amalfitanorum, Каракалла, Варнавици, Цимисхи, Ионы, Зографа, Симона, Хи- ландарь, Филиппа, Плака, Кутлумуш, св. Димитрия, Трахала, Саровара, Скамандрина, Каллиника, Гемата, Макрогения, св. Пантелеимона, Скор- пия, Павла, Полита, св. Мины, Св. Троицы, Хонтракина, Катцари, Ивани- ци, Каллагрии, Петра Алипа, Харонда, Канфа, 1194 пророка Илии, Афанасия, Калафатский. 1195 Конечно, перечисленными монастырями далеко не исчерпывается их действительное количество в конце XII и начале XIII в.: в действительности их было гораздо более 62. Но и в этом числе, как видим, уже находятся 18 из 20 знаменитых, в наше время существующих монастырей. 1196 Одни из них успели занять первенствующее положение в ряду афонских обителей, а другие находились лишь в процессе роста. Вокруг этих монастырей, как около центров, группировались менее значительные. Число их особенно стало возрастать в царствование династии Ангелов. Бедствия Империи заставляли византийских монахов массами оставлять столицу и другие монашеские пункты, страдавшие от внешних и внутренних врагов, и бежать на Афон, находившийся вдали от мирской суеты и неурядиц. Жизнь византийского монашества постепенно стала приливать на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Святой Савва пробыл на Афоне шестнадцать лет (1191–1207). За это время он съездил в Константинополь, чтобы заручиться поддержкой императора для основания монастыря Хиландар (1199). Монастырь был основан вскоре после смерти Симеона (1199). В течение всей жизни на Афоне святой Савва жил в своем скиту (kellion) близ Карей, для которого составил особое монашеское правило, или типикон. Возвращение Саввы с телом усопшего отца, св. Симеона, в Сербию в 1207 году знаменовало начало его непосредственного участия в политических делах Рашки. Некоторое время он был настоятелем монастыря в Студенице – того, который был основан его отцом и где было погребено тело Симеона, источающее миро (почему и началось почитание старшего Немани как Симеона Мироточивого). Нередко испытывая политическое давление разных и конфликтующих друг с другом сторон, он сосредоточил усилия прежде всего на обеспечении безопасности своей страны, где правила династия Неманичей, священным символом которой стали мощи святого Симеона. Два брата святого Саввы – Стефан и Вукан – правили соответственно Рашкой и Зетой, но при этом ожесточенно соперничали друг с другом за власть. Вукан заключил союз с венгерским королем Эммерихом (1196–1204) и признал верховную власть папы. Церковь Зеты вновь оказалась в юрисдикции латинского архиепископа Антибари. Вукану даже удалось на короткое время оттеснить от власти Стефана, но тот восстановил свое правление, опираясь на Болгарию (1202–1204). Чтобы умиротворить брата и западные державы, Стефан отказался от жены–гречанки Евдоксии, дочери императора Алексия III, и женился на внучке венецианского дожа Дандоло. Фактически Вукан и Стефан соперничали друг с другом за благосклонность папы. Первым успехом Саввы по его возвращении стало примирение братьев, однако мирное соглашение предполагало, что церковно Зета останется в папской юрисдикции. Желая усилить власть Рашки, Стефан и Савва договорились отправить папе Гонорию III просьбу о том, чтобы тот дал королевскую корону также и Стефану 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Когда Калоян скончался в 1207 г., его царство держало в страхе весь Балканский полуостров. Он добился папского признания своей власти, но не собирался играть по обязательным для папских вассалов правилам. Его церковь в Тырново de facto была независимым патриархатом. Ее предстоятель, чья юрисдикция была почти идентична болгарскому патриархату времени Симеона, называл себя патриархом. Лишь " автокефальная архиепископия Охридская входила в территорию греческого Эпирского деспотата. В 1211 г. преемник Калояна узурпатор царь Борил (1207-1218) председательствовал на соборе в Тырново, на котором была осуждена ересь богомилов. Как мы знаем, эта ересь с ее дуалистическими корнями, резкими выступлениями против Церкви, иерархии и таинств, развилась в Болгарии в X в., но обрела второе дыхание во время всех сложностей и перемен века XII. Тырновский собор 1211 г. проходил по византийскому образцу: он возглавлялся царем и концентрировался на местных проблемах и ситуациях. У нас нет информации о том, что отцы собора получали какие-либо указания из Рима. Однако интересно отметить, что Тырновский собор прошел одновременно с репрессиями против альбигойцев (или катаров) на юге Франции. Вспомним, что альбигойцы, по всей видимости, происходили от богомилов. 10. За пару лет до этого князь Вукан Зетский (сын Стефана Немани) заключил союз с венгерским королем Эммерихом (1196-1204) и признал власть папы над собой. Церковь Зеты вновь была помещена в юрисдикцию латинского архиепископа Антибари. Вукану удалось даже на краткое время захватить власть над княжеством своего брата Стефана Рашского, который вернулся к власти лишь с помощью Болгарии (1202-1204). Чтобы упрочить свою власть и более не опасаться нападений брата, Стефан развелся со своей женой Евдоксией (дочерью императора) и женился на внучке Энрико Дандоло - дожа Венеции. Вукан и Стефан открыто соперничали, желая добиться папской благосклонности. Первой задачей, вставшей перед св. Саввой сразу же после его возвращения, было примирить братьев. Он добился этого, но подписанное ими мирное соглашение подразумевало, что Зета останется под папской церковной юрисдикцией. Стефан и св. Савва согласились, что для укрепления власти Рашки Стефану следует написать папе Гонорию III и попросить королевской короны для Стефана. Запрос был принят благосклонно, и в 1217 г. в Рашку прибыл папский легат-кардинал, короновавший Стефана. С тех пор в своем народе он стал известен как Стефан Первовенчанный .

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

В сент. 1189 г. в Филиппополе, уже занятом крестоносцами, Н. Х. встречался с герм. имп. Фридрихом I Барбароссой , пытаясь путем переговоров остановить бесчинства крестоносцев на территории империи. Вернувшись в окт. 1189 г. в К-поль, Н. Х. сохранил доверие императора. В 1190 г. он получил придворный пост грамматика логофетов (λογοθετικς γραμματικς; должность из др. источников неизв.; о ее возможных значениях см.: Dieten. 1971. S. 31-32). Вскоре, уже в 1190 или в 1191 г., он был назначен судьей вила (κριτς το βλου; один из 12 членов коллегии высшего суда империи). Высший пост, к-рый Н. Х. занял в 1196/97 г.,- логофет секретов (соответствует главе правительства) ( Simpson. Niketas Choniates. 2013. P. 19-20). Н. Х. был богат и владел 2 домами в К-поле; женился на представительнице знатной фамилии Велиссариотов. Сводные братья его жены Иоанн и Михаил поддерживали Н. Х. в его ученых занятиях. В авг. 1203 г., во время 2-го большого пожара в осажденном крестоносцами К-поле, сгорел богатый дом Н. Х. в квартале Сфоракий. Н. Х. переселился во 2-й, более скромный дом. В янв. 1204 г. в осажденном крестоносцами К-поле началось восстание против имп. Исаака II Ангела; 25 янв. в соборе Св. Софии состоялось многолюдное заседание различных представителей гос-ва, синклита, Церкви, воинов и горожан для избрания нового императора. Н. Х., присутствовавший на нем, пытался выступить в защиту Исаака II, убеждал, что смена правления в таких условиях не может привести к улучшению ситуации, но его не услышали ( Nicet. Chon. Hist. P. 561-562). Охваченный гневом народ возвел на престол имп. Алексея V Дуку (Мурцуфла); Н. Х. попал в опалу и лишился чина великого логофета и всех проч. званий (Ibid. P. 565-566). Захват К-поля крестоносцами в апр. 1204 г. означал катастрофу его карьеры и личной жизни. Лишившись имений спустя несколько дней после прихода завоевателей, Н. Х. вместе со своей семьей и семьей Велиссариотов с младшей дочерью на руках пешком покинул К-поль и поселился в Силимврии (ныне Силиври, Турция), провел там ок.

http://pravenc.ru/text/2565428.html

Принимая во внимания все эти чудеса, Собор Афонских иноков причислил преподобного Симеона Мироточивого к лику святых, и положил праздновать его память вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Савве Собор поручил составить стихиры и канон преподобному Симеону, и описать его чудеса. Желая преподать утешение своему Отечеству, Савва подробно сообщил обо всем, что совершилось на Афоне, своему державному брату великому жупану Стефану в Сербию. Он послал на Родину и миро от гроба прославленного родителя, и описание его чудес и службу преподобному. Спустя некоторое время Савва отправился по делам монастыря в Солунь, где остановился в монастыре Филокалия. Митрополит Солунский Константин, много слышавший о Савве, пригласил его сослужить ему и еще двум архиереям в кафедральном соборе. За богослужением эти иерархи соборно наградили отца Савву набедренником и возвели его в сан архимандрита. Но к этому времени покой и тишину на Афоне стали нарушать страшные вести. Во время четвертого крестового похода (1202--1204 гг.) крестоносцы 12 апреля 1204 года захватили Константинополь и образовали Латинскую империю. В Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда была восстановлена Византийская империя (в Никее все это время пребывали Византийский император и Патриарх). Католическая угроза нависла и над Афоном. Все это до глубины души печалило Савву, но еще больше его печалили черные вести, приходившее из родных краев. Когда великий жупан Стефан Неманя в 1196 году ушел от мира, он передал свою Державу не старшему сыну Вукану, а среднему его брату - Стефану. Вукан покорился воле своего отца, подчинился младшему брату, но переносил это с большим недовольством. Стремление к власти не оставляло его, и он искал случая освободиться от подчинения брату и самому взойти на престол. При помощи венгров Вукан отнял у брата Далмацию и Диоклию, объявив себя в 1202 году при поддержке Папы Иннокентия III королем. Стефан с трудом удерживал за собой только одну Сербию. Земля Сербская страдала, текла обильно братская кровь, опустошались поля, сжигались деревни. В таком тяжелом положении Стефан писал Савве на Афон, чтобы тот ради спасения Сербии перенес мощи их святого отца на Родину: " По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными; враги наши одолели нас; и по взаимной ненависти мы сделались позором для соседей наших. Может быть, вашими молитвами святыми, пришествием к нам, Всемилостивый Бог умилосердится над нами, соберет воедино рассеянных и посрамит противников " .

http://isihazm.ru/?id=1532

12) Профессор М. М, Тареев. Жизнь и учение Христа. Часть первая. Философия евангельской истории (Жизнь Иисуса Христа – Слава Божия). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1903. В XI главе названного труда, носящей заглавие: «Воскресение Христа», профессор разбирая различные взгляды, получившие известность в ученой и публицистической (отчасти) литературе на существенное значение воскресения Господа Иисуса Христа, 1192 излагает в общих существенных чертах и то воззрение по этому предмету, которое он называет безусловно и «прямо ложным” 1193 и согласно которому «Христос восстал из гроба к продолжению телесно-чувственной жизни, хотя и окруженный сиянием Божественной славы». 1194 Этот вопрос «в последнее время” «в литературе поставлен в связь с более общим вопросом об отношении современности к христианству, духа к плоти, святости к культуре”. 1195 «Стремясь к примирению современности с христианством и защищая святость плоти, надеются найти оправдание этого воззрения в евангельских фактах рождества Христова, Его преображение и (особенно) воскресения». 1196 Представителем такого воззрения, хотя еще и не доведенного до крайних выводов, был, по автору, в шестидесятых годах истекшего столетия, архимандрит Феодор Бухарев, взгляды которого вкратце и приводятся. 1197 Особенность рассуждения этого духовного публициста – «в установлении прямого соотношения между воскресшим телом Господа и душевной телесностью нашей земной жизни. 1198 В настоящее время по пути, проложенному Бухаревым, пошли еще дальше. «Ныне светские писатели нам уже говорят о святой плоти, о святом сладострастии, опираясь с той же решительностью на факты рождества Христова, Его преображения и воскресения”. 1199 Профессор здесь прежде и более всего имеет в виду Д. С. Мережковского, из которого и приводится довольно длинная выдержка. 1200 «В противоположность приведенным рассуждениям” проф. Тареев ставит своей целью «указать на неосновательность плотских выводов из истины воскресения Христова». 1201 Сущность его собственных выводов сводится к тому, что «Христос Иисус воскрес духовно». 1202 «Духовность воскресшего Христа есть именно божественная духовность. Божественный дух есть начало совершенно противоположное началу человеческому, душевно-личному, что в Св. Писании называется плотью... В качестве такого, противоположного душевно-личному, человеческому, плотскому, началу открылся дух и в воскресении Христа, откроется и в нашем грядущем воскресении по образу воскресения Христова. 1203 Наше будущее «духовное тело” «не будет иметь в себе ничего материального, если только этому слову придать реальное значение, – наша жизнь за гробом не будет иметь материального содержания”. 1204

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1196 Ибо церковь Христова в правоверии славится и в истове житии 1197 ; а еже на мзде поставление – нечестие нарицает явно. Поставляемые же многажды о себесами исторы сотворяют на свечи, на вино 1198 , и на 1199 прочие проторы 1200 , и на трапезу: таковая же не врежается сим; ибо поставление туне бывает, якоже рече Христос: «туне приясте, туне же и и дадите». 1201 Ино бо еже взимать мзды, поставления деля, ино же о нужных потребах исторы. И обретаем Господа Бога нашего Иисуса Христа, ходящу ему в многие дома, с учениками своими и достойное восприятия его 1202 , иже учаща истинному слову и богоразумию и чудеса многие сотворяюща, принимающее яже от них бываемое, и сия множицей и любочестием. 1203 «Егда бо вниде, рече, в дом Матфея мытаря, и створи ему чрежение велико». 1204 И в дом вшедшу ему Марии и Марфы, Марфа же тщашеся о мнозе службе. И другая 1205 многа такова обрящеши, Божественый же апостол Павел, от Моисеева закона приведя: «не завяжеши рта волу верхущу», таже разум божественного писания толкуя, «егда о волех, рече, родит Бог, но нас деля вся[ко] 1206 глаголет». Такоже: «священия содевающие от церкви едят, и алтарю служащей с алтарем соделяются». Тако и Господь повеле еже евангелие благовествующим от евангелия жить. «Аще мы вам всеяхом духовная, велие 1207 ли, аще мы ваша 1208 телесная пожнем?». Многа же сице[вая] 1209 хотяй обрести имать в божественном писании, с разумом правым бываемая, благою совестью, ничтоже споны творит еже туне, без мзды, сотворяемое 1210 : яже вся разумевающе, потщитеся исправить зле бывшая. Сего бо ради посла наше смирение и великий собор боголюбивого архиепископа суздальского Дионисия, мужа честна и благочестивого и добродетельного, и священных канонов известного хранителя, да видит вы от нас и благословит, и поучит, и накажет, и извещает, и подобное устроит и совокупит соборной апостольской Божьей 1211 церкви, да увесте, яко отлучаясь от церкви, самого того Христа Бога отлучается. Несть им участия ни жребия ни в семь веце ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1194 За период до-монгольский мы имеем положительные свидетельства только о монастырях соседственных, но не в точном смысле двойных (Ярославовы монастыри Георгиевский и Ирининский, монастыри преподобной Евфросинии Полоцкой Спасский и Богородицкий). Но мы находим у нас эти монастыри в последующее время. 1195 У нас не только считалось весьма обязательным и весьма важным делом благочестия призывать монахов на пиры в дома, но и весьма рано ввёлся обычай делать для них пиры (с допущением к участию в них женщин) в самых монастырях, чего нам не приходилось встречать в известиях греческих. Митрополит Иоанн в своём Правиле к Черноризцу Иакову пишет «иже в монастырях часто пиры творят, созывающе вокупи (вкупе) и жены и в тех пирах друг друга преспевают, кто лучший сотворить пир: сия ревность не о Бозе, но от лукавого»... (История преосвященного Макария II, 375. А о поведении наших монахов на пирах тот же митрополит Иоанн даёт знать, когда говорит: «а еже во пирах пити, целующеся с женами без смотрения мнихом и белцем»... ibid. стр. 374). 1196 О подвижниках Печерских говорят: летопись, Несторово житие преподобного Феодосия и Патерик; но во всех трёх источниках о подвижниках, как подвижниках, очень немного. Специальный и обширный Патерик, как уже мы говорили, повествует не столько о подвигах подвижников, сколько о чудесах. 1203 Чтобы не показались читателю невероятными слова относительно дров, нужно знать, что лес находился не за десятки вёрст от пещеры, а рядом с ней (т. е. с её верхом). 1204 «Копытьцем». Плетение копытцев и клобуков, как говорит Нестор в другом месте (Бодянский стр. ibid.), составляло одно из ручных дел пещерного братства, от которых они питались, продавая произведения своих рук. Клобуки – шапки, головные покровы, т. е. не монашеские клобуки, a мирские шапки (от которых первые заимствовали своё русское имя); копытца – принадлежность обуви (сравни у Востокова, в слове копытьце); какая именно, не видно, но должно думать, что носки. 1208 У Бодянского напечатано: на ней; не знаем, ошибка это типографии или рукописи, но должно читать или на нём (Феодосии) или под ней (другой свитой).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Печаль (λπη) проявляет себя (исключая значение этого слова самого по себе) как состояние души, охваченной унынием 1191 , астенией 1192 , психической болью и тяжестью, изнеможением 1193 , скорбью 1194 , угнетенностью 1195 , депрессией 1196 , часто сопровождается беспокойством или даже страхом 1197 . Это состояние может иметь разные причины, однако оно всегда создается неправильной реакцией раздражительной и/или вожделевательной силы души и по существу связано с вожделением и/или гневом. «Печаль, – объясняет авва Евагрий, – иногда возникает из-за неудовлетворенности желаний (στρησις τν πιθυμιν), а иногда следует за гневом» 1198 . Но равным образом она может возникнуть в душе через прямое воздействие бесов или появиться без видимого повода. Мы подробно рассмотрим различные причины происхождения этого недуга. 1 . Самая распространенная причина печали – это неудовлетворенность в одном или более желаниях. «Печаль происходит от неудовлетворения плотского желания», – отмечает Евагрий 1199 . Преподобный Иоанн Кассиан также полагает, что иногда печаль «происходит от разочарования в имевшейся надежде» 1200 , оттого, что один из главных объектов надежды «следует противоположному желанию» 1201 . Поскольку «желание связано с любой страстью» 1202 , каждая страсть способна постоянно порождать печаль, ибо «тот, кто любит мир, будет еще много раз опечален», по словам Евагрия 1203 . Поскольку удовольствие связано с желанием, можно еще сказать вместе с тем же автором, что «печаль есть лишение наслаждения (στρησις δονς), настоящего или ожидаемого» 1204 . Преподобный Максим Исповедник 1205 и авва Фалассий 1206 дают печали такое же определение. Как мы видим, преподобный Максим подчеркивает, что за чувственным наслаждением всегда следует скорбь (чаще душевная, чем физическая), приобретая форму печали. Вот почему тот же святой говорит, что печаль есть «конец чувственного наслаждения» 1207 . Поскольку эта страсть есть результат неудовлетворенности плотского желания (в широком смысле слова) и связанного с ним наслаждения; постольку печаль показывает привязанность того, кем она владеет, к чувственным благам и мирским ценностям. Вот почему Евагрий подчеркивает, что она связана со всеми страстями в той степени, в которой они предполагают вожделение 1208 , говоря: «Мы не сможем отбросить этого врага, если имеем пристрастие к чему-либо земному» 1209 . Авва Дорофей говорит в том же смысле: «Тот, кто не презирает всякую материальную вещь... не может... освободиться от печали» 1210 . А преподобный Иоанн Лествичник замечает: «Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Но тот, кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, еще не избавился от нее. Ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?» 1211 И продолжает: «Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя» 1212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

1196 B предисловии на послание к римлянам св. Иоанн Златоуст говорил: «Я скорблю и сокрушаюсь тем, что не все знают этого мужа так, как должно знать, а некоторые находятся в таком неведении, что не знают ясно и числа его посланий». (См.: Св. Иоанн Златоуст . Предисловие к беседам на Послание к Римлянам/Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 484.) 1197 Сократ не сообщает о том, что Прокл был келейником св. Иоанна Златоуста . Напротив, он говорит, что Прокл был секретарем епископа Аттика и сделал на этой должности большие успехи, так что Аттик вскоре возвел его в диаконский, а затем и в пресвитерский сан. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 304.) 1198 Это утверждение, в отличие от многих других, содержащихся в «Житии», согласуется со словами Палладия о необходимости анонимных обличений. «Если бы обвинения были произнесены частным образом в присутствии слуг, друзей или ближних, перед которыми трудно краснеть, равным образом был бы виноват говорящий дерзновенно, не узнав ни времени, ни места. Если же в церкви, подобно тому как на рынке, существуют похвалы для исправляющихся и порицания для нерадивых, почему мы сердимся на обвинения, обращенные к нам анонимно и для пользы?» (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 151.) То обстоятельство, что в одном литературном памятнике существуют противоречащие друг другу позиции, говорит о том, что агиограф опирался на различные источники, не всегда согласующиеся друг с другом. 1199 Этот патриций не известен по другим источникам. Вероятно, он либо вымышлен самим агиографом, либо он почерпнул сведения о нем из народных сказаний. (См.: Douze récits... P. 148, n. 41.) 1200 Силенциарий – одна из придворных должностей в Византийской империи. (См.: История Византии. Т. 1. С. 209.) 1203 Со слов «пока он был недоволен клиром» и до слов «нерасположение к нему воспламенилось еще больше» – заимствование им «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 243.) 1204 Со слов «возненавидевших его пастырей» и до слов «некоторых других царедворцев» – заимствование из «Диалога» Палладия. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 78.) У Палладия – «мыслями наемных пастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010