Говорят, что всего получилось 12 подписей. Но так как простой народ и второстепенные рыцари волновались и протестовали, то их успокоили объявлением по лагерю, что Египет составляет ближайшую цель дальнейших предприятий. Вильгельм — Вильгельм III Старый, маркграф Монферратский (1135-1188), сын Ренье I и Жизели Бургундской. В 1147 г. сопровождал Конрада III во втором крестовом походе. В 1154 г. поддержал императора Фридриха I Барбароссу против Ломбардской лиги. Известно также, что он вновь вернулся в Святую землю и был взят в плен в битве при Хаттине (1187 г.). Ренье — Ренье (Рене) Монферратский (1162-1183), младший сын Вильгельма III, был известен редкой красотой. В 1180 г. женился на Марии, дочери византийского императора Мануила I Комнина, который утвердил за ним титул кесаря и отдал в фьеф Фессалонику. Вмешавшись в политическую борьбу в Византии, способствовал приходу к власти в 1183 г. Андроника I Комнина, по приказанию которого был вскоре умерщвлен вместе с женой. См. пред. прим., а также прим. 14 к гл. IV. Венгерский король — Генрих (Имре) Арпад (1196-1204). Часть 5 Приведенным секретным соглашением между германским королем и Венецией последней гарантировалось возмещение убытков за последние 30 лет. По этому поводу нужно сделать несколько объяснений. В XII в. Венеция играла роль первой морской державы в Средиземном море, торговые интересы тесными узами связывали ее с Византией, где она имела рынки для сбыта своих товаров. Все усилия венецианских государственных деятелей направлялись к тому, чтобы извлечь больше выгод из империи и устранить всякого рода конкуренцию в портах Средиземного и Черного морей. Но должно сказать, что и империя со своей стороны находила интерес поддерживать Венецию, ибо последняя владела таким флотом, какого у империи не было, и имела много случаев как оказывать Византии услуги, так и наносить большой вред. Сознавая свою морскую силу, Венеция выхлопотала себе от византийского правительства такие привилегии, при которых ей легко было завладеть экономическими средствами страны и взять в свои руки производство и торговлю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Пусть будет доказанным, что был тайный договор Венеции с Малек-Аделем. Что же из этого следует? Только то, что для удовлетворения желания султана и для выполнения договора с ним было бы вполне достаточным, если бы венецианцы отклонили крестоносцев от похода на Египет. Тогда была бы спасена Византийская империя, разрушение которой и не входило в планы султана и не обусловливалось договором 13 мая 1202 г. Само собою разумеется, что для того, чтобы объяснить, в силу каких побуждений крестоносцы пошли на Константинополь, нужно было направить исследования в другую сторону, то есть показать, для кого было полезно именно такое направление похода, причем вопрос о договоре Венеции с султаном естественно теряет первостепенное значение в истории Четвертого похода. Иннокентий III (1160-1216) — папа римский с 1198 г., один из организаторов четвертого крестового похода. Папство в его правление достигло наивысшей светской и духовной власти. Виллардуэн, маршал Шампани — Жоффруа де Виллардуэн (ок. 1150-1213), сын сира Вилэна ди Виллардуэна, хронист четвертого крестового похода. Маршал Шампани с 1185 г., участник третьего крестового похода и многих крестоносных кампаний. Автор хроники " Завоевание Константинополя " . " Теорией случайностей " концепцию Виллардуэна первым назвал французский историк П. Риан (см. прим. 11). Mas-Latrie J.-M.-J.-L., Comte de. Histoire de l " ile de Chypre sous le regne des princes de la maison de Lusignan. 3 vol. Paris. 1852-1861. Мас-Латри, Жак-Мари-Жозеф-Луи, граф де (1815-1897) — французский историк, специалист по отношениям Европы и Востока в средние века. Энрико Дандоло (1107-1205) — дож Венеции. В 1173 г., будучи посланником в Константинополе, был ослеплен по приказу императора Мануила I, но не совсем потерял зрение и в 1192 г. в возрасте 84 лет был выбран дожем. С помощью крестоносцев заложил основы морского могущества Венеции, был одним из руководителей четвертого крестового похода и участвовал в захвате Константинополя (1204 г.). Вильгельм Тирский — Гийом Тирский (1130-1196), один из лучших историков крестовых походов; родился в Палестине в знатной французской семье, архиепископ Тира с 1174 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

15 . Когда же ум отсечется от сего и взойдет единственно к [Божественной] сущности через зрение того, что свойственно 1195 оной благой Природе, и приобретет вечное ведение 1196 , предшествующее бытию всех [вещей], и прочее, свойственное ей [Божественной Природе], – тотчас страх извергнется вон и помышление 1197 получит опору 1198 в надежде. Когда же, опять, ум низойдет оттуда и прострется к мирам и их различиям, это [описанное выше состояние] убежит отсюда и даст место страху. Ведь и сие [Божественное] промышление, посредством которого ум во всякое время остается в созерцании истины, не согласится [более открывать себя]. И поэтому, иногда оно исторгает из сердца оную силу надежды, воздвигаемой [в сердце] от подлинного созерцания, и попускает ему [уму] вновь обуреваться разнообразными мнениями, дабы он не прекращал непрестанно судить помыслы и дела свои, правы ли они, и обретать ясность 1199 . Ибо он не знает, как встретит суд Бога, Которому слава во веки веков. Аминь. Слово двадцать девятое. О различных видах премудрого [Божественного] домостроительства 1200 , полезных 1201 для возрастания тех, кто им ведом 1202 1 . Всякая мудрость от Господа 1203 , как сказано [в Писании], и в том, что свойственно нам, мы научаемся мудрствовать о том, что свойственно Господу в отношении нас. Отец Истины обращается с чадами Своими многообразно, от того же, чтобы являть лице Свое одинаково, единообразно и во всякое время 1204 , Он удерживает Себя ради пользы чад. Наипаче же Он похищает у испытующего взгляда 1205 любовь Свою. Ведь у чина [Божественного откровения есть] завеса 1206 : [Бог] показывает то, что не есть Он, а то, что есть Он, [Бог] скрывает 1207 . И премудрый сын из изменений [в действиях], бывающих по отношению к нему, уразумевает промысл Отца своего о нем, а, вместе, и рассудительную любовь Его. Правому помышлению 1208 действие истинной любви видится двояким: с одной стороны, в вещах, доставляющих услаждение, с другой стороны, в вещах, причиняющих страдание. Другими словами, в Своем замысле Он постоянен на утешение возлюбленного Своего, но, опять же, иногда и причиняет страдание по причине того, что сильно любит. Он и Сам страдает с ним, когда причиняет страдание. Однако, Он удерживает Свое естественное милосердие, когда оно приходит в волнение [при виде человеческого страдания] – из опасения вреда, который [последует] после этого. Любовь понуждает [Его] стать общником [людей и их скорбей], но знание [последствий] укрепляет Его в том, чтобы Он удержал милосердие 1209 [Свое]. Вместе с изменениями в выборе [Его] бывает и разнообразие видов премудрой любви [Его] 1210 по отношению к тем, кто восприемлет сие [Его] управление. Не будем желать от премудрого Друга [нашего] неразумной 1211 любви. Нет разницы между тем, кто убивает своего сына, давая ему в пищу [только] мед, и тем, кто убивает ножом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

На Западе, наоборот, больше склонялись в сторону действительной всеобщей греховности, унаследованной от Адама. Уже Тертулиан говорил о порче (corruptio), проистекающей во всех людях из греховности рождения (ex originis vitio 1187 ), св. Киприан настаивал на необходимости ради отпущения грехов крещения и не только для взрослых, но и для детей, утверждая, что в крещении отпускаются не собственные, но чужой (т. е. первородный) грех. 1188 Св. Амвросий всё время 1189 колеблется между восточной и западной концепцией первородного греха, но всё же в нём заметен значительный наклон в сторону Запада 1190 и, именно в направлении к Августину. Классическим местом в данном случае является следующая тирада св. отца, повторенная позже и  блаженным Августином 1191 : «Был Адам и в нём были все. Погиб Адам и в нём погибли все». 1192 Возможность такого перехода греха одного на других основывается на том, что Адам был начальником рода. «Чрез одного грех перешёл на всех ( Рим. 5, 18 ). И как нам не избежать начальника рода, так не избежать первовиновника смерти; и как чрез одного к нам вошла смерть, так чрез одного и воскресение». 1193 Своим непослушанием, этой «заразой древнего греха», 1194 Адам совлёк с себя одежду веры и нанёс «смертельную рану» всему человеческому роду, 1195 который пал, таким образом, во грехе своего прародителя. 1196 Отсюда все люди рождаются во грехе, 1197 поскольку каждый из них во грехе Адама. 1198 Никого нет без греха, 1199 ибо быть без греха свойственно одному Богу, 1200 только Христу, 1201 даже Пресвятая Дева – и та была не без недостатков. 1202 Несколько неопределённо только говорит св. Амвросий о греховности детей: то он утверждает, что дитя не имеет никакого греха и вины, и потому оно чисто пред праведным Судиёю (parvuli apud iustum iudicem nulla est culpa…, quia parvulus sine ullo est crimine praevaricationis et culpae 1203 ), что невинно детство людей, 1204 то, наоборот, говорит, что люди становятся причастными скверны ещё раньше своего рождения (antequam nascimur 1205 ), что в каждом из нас сначала рождается Каин, сам себя превозносящий, потом Авель, почитатель Бога, 1206 что никто не может оправдаться в глазах Божиих, так как даже однодневный младенец не свободен от греха, 1207 и что в силу этого необходимо крестить не только взрослых, но и детей. 1208 В этом противоречии св. Амвросия яснее всего сказалось его колебание между восточным 1209 и западным воззрением не первородный грех. 1210

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1194 Полное имя Клавдия (сына Друза Старшего) — Тиберий Клавдий Нерон Германик. Он был младшим братом Германика. 1195 Светоний (Клавдий. 30) сообщает: «Но когда он ходил, ему изменяли слабые колени...» 1196 Собралось, таким образом, незначительное число членов сената (при Октавиане Августе, например, сенат состоял из 600 человек). 1197 Речь идет о командах гонщиков на колесницах, которых в Риме было четыре: «белые», «красные», «голубые» и «зеленые» (по цвету одежды). Калигула, как сообщает Светоний (Калигула. 55), был рьяным болельщиком «зеленых». Одному из возниц «зеленых», Евтиху, он как-то подарил два миллиона сестерциев. 1198 За Клавдием еще при жизни Октавиана Августа и его собственной матери закрепилась репутация тупоумного. Антония Младшая, как повествует Светоний (Клавдий. 2). желая укорить кого-либо в тупоумии, говорила: «Глупее моего Клавдия». Это явно не соответствовало действительности, хотя сам Клавдий, избегая опасности политических интриг и отдавшись занятиям наукой, старался поддерживать такую свою репутацию, очевидно, чтобы сохранить жизнь при бурных событиях времен правления Тиберия и Гая Калигулы. 1199 Вероятно, консула суффекта. 1200 Здесь — игра слов. «Луп» (lupus) по латыни значит «волк». (Перев.) 1201 Это Паренталии, отмечавшиеся 13—21 февраля. 1202 По Полибию (V, 71, 2), это была столица области Авилены в Келесирии, недалеко от Дамаска. (Перев.) 1203 Речь идет, очевидно, об Антиохе IV (38—72 гг.), последнем царе Коммагены. Во время его правления Коммагена на короткое время обрела независимость от Рима. 1204 Второе консульство Клавдия приходилось на 42 г. 1205 Первоначально статус муниципия римляне давали италийским городам, а статус колонии — городам, основанным на завоеванных ими территориях. При принципате статус муниципиев распространился и на города в провинциях; постепенно разница в правах между колониями и муниципиями сглаживалась. И те и другие имели свои магистратуры, совет декурионов (из бывших магистратов), народное собрание. Эта структура соответствовала устройству Рима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

В 1186 г. Болгария восстановила свою независимость от Византии, разгромив в 1190 г. армию Исаака II Ангела (1185-1195), а в 1196 г. уже и Сербия стала искать политическую поддержку не в Константинополе, а у Римского Папы. Естественным результатом «семейного бизнеса» клана «Комнинов и Ангелов со товарищи» стало в 1204 г. взятие Константинополя крестоносцами (по личной просьбе одного из рода Комнинов - Алексея IV Ангела) и создание Латинской империи. Христианство в целом, несомненно, являлось могущественным объединяющим элементом Восточно-Римской (Византийской) империи. Именно Константин Великий (по совету епископа Осии Кордовского) ввел удачный единый термин для подданных Римской Империи - Corpus Christianorum «сословие христиан». Но хотя христианская вера и давала возможность великого плодотворного принципа взаимодействия власти и общества, - христианское население все-таки не было в социальном и политическом смысле единым «народом» (нацией). Во-первых, в Империи сохранялось еще значительная часть языческого населения, при том, что само государство как учреждение было прямым потомком языческой Римской республики (Император был лишь управительной, но не верховной властью). Правда, при Феодосии Великом в 380 г. христианство было официально объявлено единственной государственной имперской религией, видимо, в расчете на то, что этим удастся объединить распадающееся духовно-нравственное состояние позднеантичного общества. А во-вторых, христианское население Византии не могло быть настоящим «народом», так как это было в моноэтнических государствах Франции, Англии или Руси, поскольку христианское население империи было полиэтническим. Старый Римский мир умирал медленно и долго именно поэтому византийцы до самого конца продолжали именовать себя «ромеями» (римлянами), объединяясь не вокруг свежей струи рождающейся концепции «Христианского Царства», а вокруг умирающей античной идеи PAX ROMANUM. Если бы христиане империи действительно были «народом», у них должны были бы сформироваться свои сословия, корпорации или гильдии, аристократические или демократические социальные отношения, но в рамках единого христианского «народа» этого, увы, не произошло. Зато внутри многочисленных народов и племен, населявших Империю, существовали свои сословия, аристократия, корпорации, которые имели собственные национально-племенные интересы. Когда эти национальные интересы оформились в особые национальные притязания, тогда одна за другой огромные части Империи стали создавать собственные, преимущественно моноэтнические государства, базирующиеся на собственных толкованиях христианской веры (Армения, Болгарское царство, Итальянские государства, исламские Египет и Сирия, Венеция, норманская Сицилия, королевство Сербия).

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/14/...

Возникновение Антиохийской школы связывают обычно с личностью св. Лукиана 1195 , мученически погибшего в период последних гонений на христиан (312) 1196 . Он был известен преимущественно как «филолог-библеист», усердно трудившийся над текстом Священного Писания. Результатом его трудов был тот факт, что «Лукиановская редакция Библии » получила широкое распространение на греческом Востоке, став здесь общепринятым богослужебным текстом 1197 . Занимался св. Лукиан и толкованием Писания, хотя от его экзегетических трудов ничего не осталось. Причем как в своей текстологии, так и в экзегезе он во многом следовал за Оригеном 1198 . Насколько зависел св. Лукиан от Оригена в своих догматических воззрениях, сказать трудно, поскольку сочинения, вышедшие из-под пера антиохийского мученика, не дошли до нас в подлинном виде. Но несомненно, что вокруг него сплотились ученики (так называемые солукианисты), многие из которых впоследствии стали видными представителями арианской ереси. Однако сам св. Лукиан «оставался на почве церковного учения и потому не может считаться “Арием до Ария”» 1199 . Во всяком случае, следующий видный представитель Антиохийской школы – св. Евстафий – был непримиримым противником ариан, встав в резкую оппозицию к «солукианистам» 1200 . И можно предполагать, что он унаследовал ту подлинно православную традицию богословской науки, основы которой в Антиохии были заложены св. Лукианом и, возможно, Дорофеем 1201 . По суждению одного русского ученого, св. Евстафия следует отнести к категории «пасынков судьбы», ибо, хотя «он был, по причине широкой образованности, мудрости и красноречия, предметом удивления ученейших и красноречивейших своих современников, равно как и других мужей древности» 1202 , о его жизни и личности история сберегла самые скудные сведения. Также и от многочисленных трудов св. Евстафия сохранилось очень немногое; среди них особое место занимает сочинение «О чревовещательнице», в котором Антиохийский епископ полемизирует против крайностей аллегорического толкования Священного Писания у Оригена , отнюдь не отрицая, правда, сам этот метод аллегории 1203 . Для экзегезы самого св. Евстафия «исходным пунктом и точкой опоры, на которой он базируется почти все время, является буква священного текста»; кроме того, характерной особенностью этой экзегезы является «тщательный анализ текста Писания», и вообще, «экзегетические приемы Антиохийского епископа обращают на себя внимание своей общей научностью» 1204 . Это, вкупе с некоторыми особенностями его богословского миросозерцания, позволяет считать св. Евстафия типичным представителем Антиохийской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Широкую известность в Европе получил трактат Мухаммада аль-Идриси (1100-1165 или 1166) «Развлечение истомленного в странствии по областям», написанный по заказу сицилийского кор. Рожера II (1130-1154); в этом сочинении были обобщены географические познания античных и араб. авторов. Из исторических сочинений наиболее известен трактат аль-Аббара (1199-1260) «Туника, расшитая золотом». В литературе XII-XIII вв. получила распространение народная диалектальная строфическая поэзия - заджаль, с упрощенной ритмической структурой (в этой манере написаны мн. произведения кордовского поэта Ибн Кузмана (ум. в 1160)). К этому времени относится одно из самых известных произведений араб. средневек. художественной прозы - «Повесть о Хайе, сыне Якзана» философа и писателя Ибн Туфайля (Абубацер, ум. в 1185/86). Популярностью пользовалась мистическая суфийская лирика; видными представителями этого направления являлись аш-Шуштари (1203-1269) и Салих ибн Шариф ар-Рунди (1204-1285). Высокого уровня достигла медицина - за пределами И. были широко известны медики Абу Марван Ибн Зухр (Авензогар, ум. в 1162) из Севильи и Ибн Байтар (ум. в 1248) из Малаги, автор соч. «Сборник простых медикаментов» с описанием действия различных лекарственных трав. При альмохадском халифе Якубе аль-Мансуре (1184-1199) в Севилье была построена обсерватория для занятий астрономией (1196). Выдающимся математиком был аль-Ишбили (ум. ок. 1213) из Севильи, продолживший традиции родоначальника сферической тригонометрии египетского ученого аль-Джайяни (989 - ок. 1050). Численность христ. населения, а также характер его расселения в мусульм. И. установить сложно. Известно, что христиане проживали как в крупных городах Андалуса (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде), образуя особые кварталы или свободно расселяясь среди иноверцев, так и в сельской местности. До сер. X в. мосарабы составляли большинство населения мусульм. И. По приблизительным оценкам, в 850 г. на территориях, покоренных арабами, мусульманами являлось ок. 20-30%, в 961 г.- 50% населения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Последние годы XII столетия и первые XIII были тяжелым временем для византийского монашества. Выше уже было сказано, каким опустошениям и насилиям подвергались монастыри и монахи в царствование Андроника Комнина и суеверного и беспорядочного Исаака Ангела при всех симпатиях последнего к монашескому институту. Бедствия не оставляли монахов и в царствование Алексея III (1195–1203), хотя он по силе возможности и старался облегчить тяжесть положения монахов среди нелегких обстоятельств его царствования. Так, в 1196 году он подарил патмосскому монастырю св. Иоанна Богослова монастырек Ниси ( Νησ) на острове Крите, построенный епископом Каламнийским ( τν Καλαμνν), со всеми его владениями. Этот дар был сделан ввиду того, что братство монастыря, увеличившись до 150 человек, нуждалось в материальных средствах. 913 В 1197 году Алексей утвердил свободу судна того же монастыря от морских налогов. 914 Он же дал независимость монастырю св. Марии Махера на Кипре и утвердил за ним навечно все его недвижимые имения с 24 париками. За эту милость Алексея монахи прибавили особое молитвенное прошение за царя в великой ектении. 915 Но личная расположенность Алексея в пользу монашества не могла устранить тех бедствий, которые наносили ему внешние враги. При Алексее монастыри и монахи много пострадали от скифов. Это нашествие скифов было огромнее и ужаснее всех бывших прежде. Разделившись на четыре отряда, они прошли всю Македонию, грабя и разоряя все встречавшееся на пути. Они проникли между прочим в гору Ган, разграбили многие монастыри и перебили монахов. 916 Но более, чем от скифов, константинопольские монастыри пострадали от крестоносцев. В 1203 г. войска крестоносцев, по просьбе Алексея IV, осадили Константинополь. Эта осада закончилась страшным пожаром, который был произведен венецианцами. Этот первый пожар истребил навсегда наибольшую часть северо-западных окраин Константинополя, в том числе немало и монастырей. 917 Второй пожар Константинополя, бывший в 1204 г., до завоевания столицы латинянами, истребил громадную часть города от сарацинского квартала на берегу Золотого Рога до Манган. 918 Наконец 12 апреля 1204 г. город был взят и подвергся страшному разграблению. Та же участь постигала постепенно и все другие монашеские центры Византии. Греки во главе с императором Феодором Ласка- рисом удалились в Малую Азию, утвердились в Никее и образовали здесь (1204) Никейскую империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В 1191 или 1192 году в новом монастыре произошло особо значимое для его будущего событие – в нем принял постриг отрок Растко, в будущем свт. Савва Сербский , архиепископ Сербии и основатель автокефальной Сербской Церкви. Растко был младшим сыном великого жупана Сербии Стефана Немани (1170–1196), его старшие братья Вукан, король Зеты (1195–1208), и Стефан Первовенчанный, великий жупан Рашки (1196–1217). Еще будучи в доме своего отца Растко мог встречаться с русскими монахами, что и определило его выбор обители. В Россикон была послана погоня – вернуть царственного отрока, однако – по преданию – пока посланные беспечно спали, будучи гостеприимно приняты в обители, Растко был пострижен в монахи и наречен Саввой в честь прп. Саввы Освященного (+532). Дальнейшая траектория жизни Саввы привела к возрождению сербского монастыря Хиландара, который был воссоздан (в 1198–1199 годах) как сербская обитель его отцом, принявшим монашеский постриг с именем Симеон. Итак, в то время братство обители было смешанным русско-сербским. Начало XIII века трудное и для Россикона, и для всего Афона, которому пришлось временно – после взятия латинянами Константинополя в 1204 г. – подчиняться (до 1224 года) римскому папе Иннокентию III (1198–1216) и даже искать у него защиты. В конце периода латинского засилья начался период Болгарского влияния, продолжавшийся почти до середины XIII века и имевший в целом положительный характер как для всего Афона, так и для Россикона, установившего связи с монастырём св. Иоанна Рыльского в Болгарии. Однако, в целом, Россикон в те годы слабел как из-за ослабления власти Византии в период латинского владычества (1294–1261), так и из-за катастрофы 1237–1241 годов и установления на Руси татаро-монгольского ига. Второе запустение Россикона произошло в начале XIV века после опустошения каталонскими наемниками-пиратами, первоначально привлекавшимися императором Андроником II Палеологом как помощь против турок. Не добившись своих целей при осаде Хиландара, они устрем ились к Россикону и потребовали выдать им Хиландарского игумена Даниила, который укрылся здесь от врагов с двумя чернецами. Каталонцы сожгли всё дотла, включая монастырские документы, кроме каменной башни, в которой спасся как о. Даниил так и его помощники. Впоследствии о. Даниил, известный как сербский летописец, стал архиепископом Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010