Вочеловечение Бога не могло не преобразовать творчество живописца, в том числе и взгляд его на самого себя как творца. Отсюда начинается процесс соединения умозрения с образом, процесс вхождения искусства во “святая святых”». Авторы сознают себя «инструментом» Бога и перестают подписывать произведения, а современники – упоминать их имена. Понятно, что в условиях тотального преследования христиан, это – в первую очередь, и мера, исходящая из чувства благоразумия. Однако на протяжении всей последующей истории Православной Церкви имена художников упоминались крайне редко. Сегодня, правда, некоторые искусствоведы ставят под сомнение принцип анонимности церковного искусства, но такие попытки явно бесплодны: в любом случае за 2000 лет Православия не набрать 1279 известных имен авторов, трудившихся в стенах храмов, как то было в более короткую эпоху античности. И несколько бессмысленно утверждать, с одной стороны, особую высоту православного иконописца по сравнению с западноевропейским художником, а с другой – подвергать сомнению сам принцип анонимности иконописи. Тем, собственно, «высота» и определяется, что руками изографа творит образ Бог, а картина пишется волей и разумением самого художника. Литургия тоже ведь безымянна относительно ее служ а щего. В сакральности литургисания образа и состоит истинная причина анонимности. Отсюда следовала и причина отсутствия на Руси цеховой корпорации художников, утвердившейся на Западе. Из данного литургического обстоятельства строится роль изографа в Церкви, роль, которую выполнял еще Веселеил: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила ; и Я исполнил его Духом Божиим , мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди , резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава , и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его, и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения, и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают» (Исх.

http://pravoslavie.ru/156.html

Иез. 46 :18. Но не должен брать старейшина насильственно от наследия народа, из своего (только) удела он может давать наследство сыновьям своим, чтобы никто из народа Моего не был изгоняем из владения своего. Иез. 46 :19. И ввел меня во вход южных ворот, в священную комнату священников 1277 , обращенную к северу: и вот-там отделенное место. Иез. 46 :20. И сказал мне: это-место, где священники должны варить (остатки жертвы) за (грех) неведения и за преступление 1278 , и там пекут все 1279 хлебное приношение, чтобы не выносить во внешний двор для освящения народа 1280 . Иез. 46 :21. И вывел меня во двор внешний и провел меня по четырем сторонам двора, и вот дворы по углам двора: Иез. 46 :22. На (каждом) углу двор, по четырем сторонам двора малый двор, в длину сорок локтей и в ширину тридцать локтей, одна мера у четырех (дворов). Иез. 46 :23. И комнаты вокруг них, вокруг (всех) четырех, и поварни устроены под комнатами кругом. Иез. 46 :24. И сказал мне: это помещения поваров, в коих варят служители храма народныя жертвы 1281 . Глава 47 Иез. 47 :1. И привел меня к преддверию храма, и вот вода истекала из-под непокрытого (места) храма 1282 на восток, ибо и храм лицем был обращен к востоку, и истекала вода с правой стороны, с южной стороны жертвенника. Иез. 47 :2. И вывел меня чрез северныя ворота, и обвел меня чрез ворота 1283 наружу к воротам двора, обращенного на восток. И вот вода вытекала с правой стороны, Иез. 47 :3. Как идет человек на противоположную сторону 1284 . И была мера в руке его 1285 . И намерил он тысячу мер и перешел по воде малую воду 1286 . Иез. 47 :4. И (опять) 1287 отмерил тысячу (мер) и перевел меня чрез воду, и поднялась 1288 вода до колен; и отмерил (еще) тысячу и дошла вода до чресл 1289 . Иез. 47 :5. И (еще) отмерил тысячу, но поток невозможно было и перейти, ибо кипела вода, как в шумном потоке, которого нельзя перейти. Иез. 47 :6. И сказал мне: видел-ли ты, сын человеческий? И повел, меня обратно 1290 к берегу реки. И когда я обратился, Иез. 47 :7. То вот на берегу реки весьма много деревьев по ту и другую сторону.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 51 :30. Перестали воины Вавилонские воевать, сидят там 1268 в укреплении, пропала храбрость их, и стали как женщины, пожжены жилища, сокрушены затворы его. Иер. 51 :31. Гонец бежит на встречу гонцу и вестник встречает вестника, чтобы сказать царю Вавилонскому, что взят город его. Иер. 51 :32. С конца улиц его взяты и огнем сожжены укрепления его, и воины его выходят. Иер. 51 :33. Ибо так говорит Господь Вседержитель, Бог Израилев: дома царя Вавилонского, как гумно с созревшим хлебом 1269 , будут измолочены, еще немного, и наступит жатва его. Иер. 51 :34. „Поедал меня, раздроблял меня, поглотила меня непроницаемая тьма 1270 , Навуходоносор, царь Вавилонский, поглотил меня, как дракон, наполнил чрево свое сластию моею, и изверг 1271 меня. Иер. 51 :35. Труды мои и беды мои на Вавилоне“, скажет жительница Сиона, и „кровь моя – на жителях Халдеи“, скажет Иерусалим. Иер. 51 :36. Посему так говорит Господь: вот Я буду судить соперника твоего и совершу отмщение за тебя, и опустошу море его, и изсушу источники его. Иер. 51 :37. И будет Вавилон пустынею, жилищем змей, ужасом 1272 и посмеянием, ибо не будет жителей (в нем). Иер. 51 :38. Они вместе 1273 , как львы, возстанут и как щенки львиные. Иер. 51 :39. Во время разгорячения 1274 их дам им питье, и напою их, чтобы они заснули, и уснут они вечным сном, и не встанут, говорит Господь. Иер. 51 :40. И сведу 1275 их, как ягнят, на заклание и как овнов с козлами. Иер. 51 :41. Как взят Сесах 1276 и завоевана слава всей земли 1277 ! Как сделался Вавилон изумлением 1278 для народов! Иер. 51 :42. Поднялось на Вавилон море, при шуме волн своих, и он покрыт. Иер. 51 :43. Города его опустошены, земля безводна и пуста 1279 , земля, на которой никто не будет жить, и не будет останавливаться 1280 в ней сын человеческий. Иер. 51 :44. И посещу 1281 Вила в Вавилоне и исторгну из уст его, что он проглотил, и не будут стекаться к нему более народы, ибо и стены Вавилонския падут. Иер. 51 :45. Выходите 1282 из среды его, народ Мой, и спасайте каждый свою душу от гнева ярости Господа.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Клир (ministri) отвечает: К Богу, веселящему юность мою. Священник Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня ( Пс. 42, 1 ). Клир Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? ( Пс. 42, 2 ). Священник Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42, 3 ). Клир И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою 1276 (см. Пс. 42, 4 ). Священник На гуслях буду исповедовать Тебя, Боже. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? (см . Пс. 42: 4–5 ). Клир Уповай на Бога; ибо я буду еще исповедовать Его, Спасителя моего 1277 и Бога моего (см. Пс. 42,5 ). Священник Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клир Как было в начале, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Священник Подойду к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою. Священник Сподоби, Господи, в этот день. Отвечают: Без греха сохраниться нам. Священник Исповедайте Господа; ибо Он благ (см. Пс. 117,1 ). Отвечают: Ибо вовек милость Его. Священник Моли о нас, святая Богородица. Отвечают: Чтобы нам соделаться достойными обетований Христовых. Священник 1278 Исповедаюсь Богу всемогущему, блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу, всем святым и вам, братия: согрешил я чрезмерно мыслью, словом и делом; моя вина, моя вина, моя вина величайшая. Потому прошу блаженную Марию Приснодеву, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и вас, братия, молиться обо мне Господу Богу нашему. Клир отвечает: Да помилует тебя всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к вечной жизни. Священник Аминь. Потом клир повторяет исповедание. Священник Да помилует вас 1279 всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к вечной жизни. Отвечают: Аминь. Священник Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам всемогущий и милосердый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Минь. Т. XI. С. 483 Творения Т. XI. С. 593 1279. Многие богатые ходят в храм только затем, чтобы показать себя Смотри, как входит сюда богатый мужчина, или богатая женщина! Не заботится о том, чтобы слушать слово Божие, а о том, как бы показать себя, как бы с величавостью и великою гордостью занять здесь место, как бы превзойти всех прочих великолепием одежды, и своею наружностью, взглядом и поступью возбудить в других большее к себе уважение. И вся забота ее и попечение состоит в том: видела ли ее такая-то? Удивлялась ли ей она? Хорошо ли я оделась? Но не об этом только она имеет попечение, а еще и о том, как бы не измялось, как бы не разорвалось ее платье. И в этом только состоит вся ее забота. Подобным образом входит и богатый мужчина... Он думает, что оказал милость и нам, и народу, и – может быть – Самому Богу, тем, что вошел в храм Божий... Скажи мне, если бы кто вошел в лечебницу и не у врача стал бы искать милости, но подумал бы, что он сам делает ему милость, и вместо того, чтобы просить себе лекарства от раны, стал бы заниматься своим платьем, то получил ли бы он, по выходе отсюда, какую-либо пользу? Я не думаю. Если хотите, я скажу вам и причину всего этого. Приходя сюда, они думают, что приходят к нам, думают, что от нас они слышат то, что слышат. Не обращают внимания на то, не думают о том, что они приходят к Богу, что Он Сам говорит здесь с ними... Возлюбленные! Мы только служители, мы говорим не свои слова, но слова Божии. Минь. Т. XI. С. 484 Творения Т. XI. С. 594, 595 1280. Церковное предание Беседа IV . Стойте и держите предания ( 2Фес. 2:15 )... Отсюда очевидно, что апостолы не все предали чрез послания, но многое сообщали и без письмени; между тем, и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Минь. Т. XI. С. 488 Творения Т. XI. С. 601 1281. Священник в храме, как военачальник в битве, более других подвержен действию вражеских стрел, потому просит об общей за себя молитве, о взаимном примирении и о совместном труде для спасения и оправдания в день Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Поскольку для Церкви Христовой существующий мир не имеет независимой истории, отличной от истории человека, то он (мир) шаг за шагом следует по историческому пути царя земного творения, то есть человека. И как нынешний мир и «все, что в нем», служат человеку, так будет на службу человеку и обновление мира. Эта истина, как и тот факт, что нравственные изменения в человеке определяют и изменение творения, были подчеркнуты святым Иоанном Златоустом. Божественный отец, ссылаясь на сказанное псалмопевцем, что небеса погибнут а Ты пребудешь… (Пс. 101, 26–27), а также на то, что пишет божественный Павел римским христианам (Рим. 8, 19–22), и на проповедуемое пророком Исаией (Ис. 51, 6), отмечает: как народ, населяющий землю, не должен исчезнуть, но должен измениться и «преставиться к нетлению», точно так же «и творение». И оно освободится от рабства тлению (Рим. 8, 21), то есть не будет больше «тленным», но последует «благообразию» и природе воскресших человеческих тел. Ибо как человеческое тело сделалось тленным по причине греха, стало и оно (творение) тленным, и вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). Подобным образом, когда тело станет нетленным, сделается нетленным и творение [ 1276 ]. В другом месте святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ныне творение, будучи причастным тлению, претерпевает то же, что и тела. Но когда это будет упразднено, творение явит нам «нетленное благолепие». Поскольку должны явиться нетленными тела, то и творение преобразится к лучшему» [ 1277 ]. Украшенное таким образом творение будет отражать и усиливать славу человека, которому служило на земле. Святитель Василий Великий также нас учит, что этот мир будет преображен по необходимости, поскольку и состояние душ после смерти также будет изменено «к другому виду жизни». Ибо как жизнь нынешнего мира аналогична природе нынешнего мира, так и будущая жизнь душ будет такой, чтобы соответствовать новым условиям их жизни [ 1278 ]. Тезоименитый богословию отец, святитель Григорий Богослов, толкуя богодухновенное слово, гласящее: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26; Агг. 2, 6–7), — отмечает: «Сим означается славное обновление всех вещей… Последнее потрясение есть не иное что, как Второе Христово Пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости». Он полагает, что это потрясение будет «ничем не меньше прежде бывших» [ 1279 ]. Кроме того, все неодушевленное «творение ожидает с великим нетерпением» и предчувствием свободы славы детей Божиих и новой нетленной жизни праведников, ибо живет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21). Когда Бог «обновит собственные наши тела через Воскресение, так и небо, и земля, со всем, что на ней, то есть вся тварь, будет возобновлена и освобождена от работы тлению» [ 1280 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Псалом 93 Псалом Давида. В четвертый (день) недели 1268 . Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился 1269 . Восстань 1270 , Судия земли, воздай возмездие гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: «Не увидит Бог и не узнает Бог Иакова». Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший 1271 ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли 1272 ? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким 1273 , со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешнику ров 1274 . Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все держащиеся ее, правые сердцем 1275 . Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто станет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: «Поколебалась нога моя», – тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему 1276 ): Они будут преследовать 1277 душу праведника и неповинную кровь осудят 1278 . Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежною мне помощью 1279 . И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог 1280 . 1268 Греч. v τετρδι σαββτου [алекс., в др. τετρδι σαββτων] – слав. четвертый субботы, т. е. по нашему счислению в среду, когда был предан Иисус Христос Иудой предателем. Григорий Нисский видит в псалме (особенно 20–21 стт.) немало пророчеств, относящихся к этому событию. В ветхозаветной Церкви он, м. б., воспеваем был в четвертый день недели (Афан. Вел., Феодорит, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Святость и чистота жизни человека, существа все же несовершенного, не безгрешного, не есть еще необходимое условие его мудрости и непогрешимости в учении веры и в различных обрядах. Св. Апостол Павел говорит в первом послании к Коринфянам: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков» 1278 . Значит дарования бывают различны: тот, кому даны «дары исцелений» или «чудотворения», еще может не иметь «слова мудрости», и «слова знания», «истолкования языков». Вполне понятно, поэтому, что многие святые мужи, принимавшие постановления Стоглавого собора, хотя за угождение Богу своей жизнью были сподоблены от него дара исцелений и чудес, но, не имея «слова мудрости», по простоте и неведению могли держаться взглядов Стоглавого собора на —378— те обряды, которые служат предметом пререканий между старообрядцами и православными. Преподобный Максим Грек , уважаемый и старообрядцами, так говорит об этом: «дадеся им апостоло-подражательного ради их смиренномудрия, и простоты и жития святолепного, дарование исцелений, чудес предивных, но не дадеся языкам разум и сказание» 1279 . Как могут поступать по неведению в делах веры и богоугодные мужи, и при этом все же оставаться богоугодными – пример этому находим в древнем Прологе 1280 . Здесь рассказывается, что «бе пресвитер свят и чист; егда же творяше службу, ангела видяше одесную себе и о левой. Бе же убо сей от еретик приял службу литургийную, яко прост сый и неискусен божественных таин и словес. Егда же литургию служаше в простыни и беззлобии, глаголаше и то, о нем же ся блазняше, и не ведяше, яко зло прия». Но когда этому пресвитеру объяснено было, какие именно слова еретические в его служебнике, он немедленно перестал произносить их, не удержавшись от этого и тем, что ангел не отступал от него и тогда, когда он ранее произносил слова еретические во время своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди тех лиц, которые имеют таковое сознание, чудеса также будут оказывать то или другое действие, смотря по степени развития сознания у данного лица. Господь Бог, по словам свв.пророков и апостолов, творя чудо, призывает через него человека добровольно обратиться к Нему, ибо чудо, возбуждая в человеке внимание к возвещаемому чудотворцем учению, отнюдь не действует на человека так непреодолимо, чтобы он не был в состоянии противиться действию чуда и должен был бы по необходимости принять сопровождаемое этим чудом Слово Божие. Свв.пророки и апостолы заповедуют людям, чтобы они старались принять обращенный к ним призыв Бога, а не ожесточали бы против Него своих сердец. «Се стою, – говорит Христос Спаситель 1270 , – у двери и стучу 1271 . Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». »Ныне 1272 , когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших«, – говорили свв.пророки и апостолы. В том, что люди могут противиться призыву Бога и противиться упорно, несмотря ни на какие, даже великие, чудеса, мы имеем свидетельство самого Священного Писания: »И сказали волхвы фараону 1273 : это перст Божий; но сердце фараона ожесточилось, и он не послушал их« 1274 . Из этого текста видно, что причина, по которой чудо не всякого человека располагает верить словам провозвестников воли Божией, заключается в искаженном религиозном сознании человека, когда он, вопреки всему, ожесточается против призыва Господа Бога и доходит иногда, по словам Библии, до того, что не верит и в том случае, «если бы кто из мертвых воскрес» 1275 . Образцом такого ожесточения против призыва Господа Бога могут служить, например, и такие мыслители, как Гете 1276 : «Никакой явный голос с небес не убедит меня, – говорит он, – что мертвые воскресают». Так и Вольтер 1277 : «Если бы на площади Парижа перед глазами 2000 человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее усомнился бы в 4002 глазах, чем поверил бы». Таковое впечатление оказывает чудо на людей, злоупотребляющих дарованной им свободой и утративших религиозное сознание. Если человек остается глух и нем к добрым призывам, то Бог не открывает Себя, справедливо говорит профессор Глаголев 1278 , и Божественные чудеса будут совершаться вне поля зрения такого человека 1279 . Совсем другое влияние оказывает чудо на людей, которые обладают религиозным сознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Хотя нет свидетельств того, что П. И. О. участвовал в переговорах францисканских администраторов и теологов с папой Римским, проходивших в Сориано-нель-Чимино в июле-авг. 1279 г., его трактат, а также написанные им незадолго до этого схоластические вопросы о бедном пользовании (вопросы 8 и 9 в собрании «Вопросы о евангельском совершенстве» по традиц. нумерации) могли использоваться в обсуждениях и оказывать косвенное влияние на ход дискуссий. В изданной папой Римским Николаем III булле «Exiit qui seminat» от 14 авг. 1279 г. (текст см.: Bullarium franciscanum. R., 1765. T. 3. P. 404-416) была подтверждена интерпретация устава францисканского ордена в строгом смысле: в частности, все имущество ордена признавалось не принадлежащим францисканцам, но лишь предоставляемым им в «пользование» Папским престолом. Папскую буллу поддержали как генеральный министр ордена францисканцев Бонаграция из Сан-Джованни-ин-Персичето, оповестивший орден о ее издании в окружном послании, так и П. И. О., к-рый в позднейших сочинениях заимствовал из папской буллы и окружного послания главы ордена аргументы в пользу собственной интерпретации учения о бедном пользовании. Т. о., вопреки встречающимся в лит-ре неточным утверждениям конфликт между П. И. О. и руководством ордена францисканцев, разворачивавшийся в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIII в., был вызван не столько жесткой позицией П. И. О. по вопросу о «бедном пользовании» (его взгляды почти полностью совпадали с позицией, к-рую в этот период занимал Папский престол), сколько выдвинутыми против П. И. О. обвинениями в распространении отдельных ошибочных мнений в области философии и теологии. Отрывочные и не вполне согласующиеся между собой сообщения источников позволяют заключить, что впервые вопрос о неортодоксальности нек-рых богословских суждений П. И. О. был поднят в период, когда генеральным министром ордена францисканцев был Иероним из Асколи (с 1288 папа Римский Николай IV ), т. е. между 1274 и 1279 гг. Вероятно, главным оппонентом П. И.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010