Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь МАРИАНЕ (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии), католич. монашеский орден МАРОНИТЫ приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Мелькитская греко-католическая Церковь], одна из Восточных католических Церквей, придерживающаяся византийского обряда МЕННИНИ Антонио (род. 2.09.1947), ватиканский дипломат, титулярный архиеп. Ферентский, офиц. папский представитель в РФ в 2002-2010 гг. МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кард., гос. секретарь (1903-1914) МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена

http://pravenc.ru/rubrics/122074_24.html

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впосл. положение Н. е. зависело от вхождения Ниша и земель, на к-рых она располагалась, в различные гос. образования. Во 2-й пол. XII в., во время правления вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), Ниш отошел к Сербии, но позже некоторое время был в составе Венгрии и Болгарии. В церковном отношении все это время он оставался в юрисдикции Охридской архиепископии. После восстановления Второго Болгарского царства епархия в 1186 г. стала частью Тырновской архиепископии (см. Тырновская Патриархия ), но вскоре, после возвращения Ниша в состав Сербского гос-ва, епархия вернулась под юрисдикцию Охрида. Н. е. не упоминается в период формирования новосозданной автокефальной серб. Жичской архиепископии (см. в ст. Сербская Православная Церковь ) в 1219 г. В этот момент сам Ниш принадлежал болгарам, но большей частью его окрестных территорий управляли сербы; в церковном отношении эти земли входили в состав Топлицкой епархии Жичской архиепископии. В составе Сербской архиепископии Н. е., а точнее еп. Нишский Никодим, упоминается лишь в 1279 г., после возвращения города сербам. Османское завоевание Балкан вызвало изменения в церковной структуре в XV в.: после взятия Охрида (1395) в его церковную юрисдикцию стали переходить части Сербского гос-ва по мере их завоевания Стамбулом. Ниш пал в 1428 г. и вновь оказался в составе Охридской архиепископии. Н. е. имела высокий ранг среди 32 епархий архиепископии. Митр. Нишский Матфей участвовал в Соборах 1528-1532 гг., на которых был осужден еп. Смедеревский Павел за попытку возглавить архиепископию. После обновления в 1557 г. автокефальной Печской Патриархии Ниш вошел в ее юрисдикцию. В записи 1592 г. упоминается митр. Евфимий с титулом «Нишавский и Лесковацкий», однако из этой формулировки неясно, какая часть территории вдоль р. Нишавы входила в состав его епархии; очевидно, он относился к части Пиротского кадилука (Црни-Врх, Кална, Стрелац). До 1640 г. в ее составе была и обл. Топлица, к-рая в 1645 г. на краткий срок была выделена в самостоятельную епархию. В состав Н. е. тогда входили обл. Прокупле и г. Крушевац - центр санджака. В 1684 г., при митр. Нишском Евфимии, размер пешкеша составлял 4 тыс. аспри.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал МАБИЛЬОН Жан (1632 - 1707), франц. бенедиктинец, член конгрегации мавристов, историк, автор трудов по вспомогательным историческим дисциплинам - палеографии и дипломатике МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви МАРИАНЕ (офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии), католич. монашеский орден МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕРИ Филиппо Ромоло (1515-1595), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 26 мая), основатель конгрегации ораториан НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций)

http://pravenc.ru/rubrics/130131_5.html

Памятей святых в Бандиниевом календаре немного, около 60 на все 8 месяцев и почти все те же, которые и в Алляциевом; но Хрисанф и Дария не 25 окт., а 28 ноября, ап. Фома не 21 дек., как в других древних римских мартирологах, а 20 дек., как в настоящем римском календаре. Б конце календаря находится таблица 19 летнего пасхального цикла с показанием индикта, епакты, дней пасхи и проч., начиная с 817 года и кончая 911 годом. Из древних календарей западных, изданных в полном курсе Патрологии Миня (Т. 138), замечателен календарь Валлумброзанский ок. X века, названный по аббатству в Тоскане (Vallumbrosanum), тем, что 31 янв. имеет Кира и Иоанна, 5 дек. Савву, 9 дек. Зачатие Богоматери, тогда как их нет в древних римских мартирологах и календарях. Св. Савва находится еще в отрывке Луккского календаря 2 и 5 дек., равно и зачатие Анною Богородицы (р. 1279 и 1291). Такие замечателен календарь Флориаценский ок. X века (р. 1186). Еще замечателен древний календарь Англинанский, имеющий название месяцев по еврейски, египетски, гречески, римски и саксонски и памяти святых на 199 дней в году. Особенность его в отношении к восточным святым та, что 9 апреля имеет Марию египетскую 62 . В означении памятей святых сходствует с древними римскими календарями и мартирологами. Немецкие календари не восходят ранее 9 века. Герберт издал три календаря из сего века, Гонтгейм издал пять, из коих древнейший относится к X в., Ектарт и Бинтерим издали по календарю из XI века. К древним относится и календарь Бекка. Существенно они не отличаются от римских налендарей 63 . 2. Мартирологи. В западной церкви весьма рано существовали собрания святых на каждый день месяца и при том не по одной памяти, с означением места, времени и образа их жизни или страданий. Эти полные собрания святых называются, как сказано выше, мартирологами, мученикословиями, хотя в более поздних из них содержатся имена не мучеников только, но всех святых 64 . При собрании мучеников и святых из разных мест и времен естественно в один и тот же день совпадало не мало святых соименных; отсюда естественно явилась потребность отличить их одного от другого обозначением места, времени и других обстоятельств жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вышегородский князь Мстислав Давыдович, правнук основателя обители, был погребен в храме в 118 7 г., а в 1195 г. здесь же был похоронен Изяслав Ярославич, еще один правнук ктитора 1278 . В Кирилловом монастыре, основанном женой киевского князя Всеволода Ольговича, была в 1178 г. погребена сама основательница, здесь же в 1194 г. был похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович, причем летопись подчеркивает, что его положили «во отни емоу манастыре» 1279 . Особую ситуацию видим в соборной церкви Киево-Печерского монастыря, где рядом с чтимым погребением одного из основателей обители, Федосия, были «положены пресветлые князи» 1280 . В 1108 г. в соборе было положено тело сестры Владимира Мономаха , Ирины Всеволодовны, а в 1109 г. здесь же в устроенной специально для этого «божнице» была погребена другая его сестра, Евпраксия. В 1119 г. в соборе «в головах преподобнаго Феодосия» похоронили полоцкого князя Глеба Всеславича, насильно вывезенного в Киев Владимиром Мономахом , а в 1158 г. тут же была погребена его вдова и «положена бысть... со князем Глебом в гробе в головах святого Феодосия». «Свои монастыри» строили и черниговские князья, причем отдельные представители этого рода и их родственники погребались в соборах отдельных монастырей. Скончавшийся в 1123 г. князь Давид Святославич был похоронен в построенном в начале XII в. по его заказу монастырском Борисоглебском соборе 1281 . В 1162 г. в этом храме похоронили его сына, Изяслава Давыдовича, причем летопись отмечает, что «положиша тело его в отни ему церкви» 1282 . Другой черниговский князь, Всеволод Святославич, в 1196 г. был погребен в «церкви святой Богородицы» 1283 , которую он «сам создал» в 1186 г. 1284 Речь идет о церкви Благовещения в Чернигове, которая, судя по сообщению патерика Иосифа Тризны, была монастырским храмом 1285 . В Галицкой земле мы имеем всего одно упоминание о погребении князя в монастыре: убитый под Галичем в 1189 г. князь Ростислав Иванович был, по свидетельству летописи, похоронен «в манастыре во церкви святого Иоанна» 1286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание святого Георгия у южных славян Почитание святого Георгия Победоносца пришло на южнославянские земли задолго до официального принятия христианства. Как известно, один из древнейших храмов Софии (Сердики) – ротонда VI века – был посвящен святому Георгию. Имя Георгий в средние века и в настоящее время является одним из популярнейших в регионе. Однако оно не вошло в ономастикон правящей болгарской династии ни в эпоху Первого Болгарского царства, ни в правление Асеней (1186–1279), хотя известны представители боярства, носившие это имя, например Георгий Войтех, возглавивший в 1172 году болгарское восстание против византийского владычества. Верховные правители с этим именем (происходящие из боярского рода Тертовичей) появляются только в посл. четверти XIII века: цари Георгий I Тертер (1280–1292) и его сын Георгий II Тертер (1321–1322). Святой Георгий пользовался особым почитанием в Сербии, особенно среди членов династии Неманичей. В житии святого Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, королем Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде великомученика Георгия, освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть. В память об этом событии в 1167–1170 годах (или в 1-й половине 1171 года) Неманя построил монастырь Джурджеви Ступови на Лиме. В начале XIV века этот монастырь обновил король Стефан Драгутин и впоследствии был там погребен. Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя великомученика Георгия в Будимле на реке Лим, где находится гробница Стефана. У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд сербских удельных правителей, например, дуклянский король Георгий (1208–1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Святитель Савва Сербский построил во имя великомученика Георгия монастырь Ораховица, возобновленный в начале XIV века королем Стефаном Урошем II Милутином. По свидетельству летописей, король Драгутин построил монастырь во имя великомученика Георгия в Ломнице. Святому Георгию посвящена и возведенная в 1318 году задужбина Милутина – монастырь в Старо-Нагоричино близ Куманова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тов Э. 42 Товит, ветх. 113 Тойвиайнен К. 1926 Толгский А., прот. 1016 Толкиен Д. 2965 Толстая С. М. 2939 Толстой А. К. 269 Толстой Г. А. 3160 Толстой Л. Н. 2998 Толстой Н. И. 2910–2912 Томачинский В. В. 2983, 2984 Томюк А. Г. 3080 Тон Н. 2164 Торопцева Н. Т. 1378, 2739, 3020 Торчинский Л. 1462, 1673 Тоцке, Ириней, архим. 1861 Трапезников Г. Е. 1203 Трауберг Н. Л. 139,141,159,161,163, 165, 1545, 1603, 1838, 1885, 1949, 2021, 2138, 2962, 2964, 2966, 3049, 3043, 3057, 3029–3039, 3056, 3050, 3051, 3060 Тресмонтан К. 3068 Третьяков А. В. 1897, 1898 Трифон Коробейников см. Коробейников Т. Троицкий А., свящ. 2842 Троицкий В. Ю. 2708 Троицкий С. В. 616 , 1207–1209, 1373, 2386–2388, 2395, 2405, 2406, 2412–2415, 2495, 2849 Трофимчук Н. А. 1668, 2419 Трубачев С. З., диак. 2600 Трубецкой Г. Н., кн. 3114 Трубецкой Е. Н. 3093 Трубецкой Н. С. 2556 Трэхэрн Т. 3028 Тунберг Л. 448 Туотилон Санкт-Галленский 2276 Тупикин А. П. 1119 Турилов А. А. 1274 Туринцев А., прот. 1186 Турчанинов П. И., прот. 2606 Тухачевский М. Н. 3178 Тэвенер Д. 2579 Уайбру (Вайбру) Х. 2177, 2178, 2195 Ужанков А. Н. 2908, 2972 Узенева Е. С. 2940 Уильямс Р. 1899 Уколов К. И. 2943 Уланов К., изограф 2523 Ульянов О. Г. 2547 Уляхин В., свящ. 1132, 1950, 1951, 3169 Уминский А., свящ. 1228, 2022, 2034–2036, 2713 Ундольский В. М. 732 Уолш Э. 2967 Уржумцев П. В. 959, 971, 2284 Урсула, (св. мц.) 1245 Усачева В. В. 2941 Успенская Л. А. 239 Успенский Б. А. 2200 Успенский К. А. см. Порфирий (Успенский) , еп. Чигиринский Успенский Л. А. 723, 724, 1184, 1195, 1278, 1279, 1488, 1489, 2227, 2436, 2494, 2495, 2496–2499, 2515–2520, 2528, 2562, 2563 Успенский Н. Д. 7 33, 734, 953, 958, 959, 1439, 2157 , 2158 , 2191–2194, 2201, 2205, 2206, 2269, 2270, 2280, 2281, 2283, 2850 Уханова Е. В. 2249 Ушаков И. А. 2749 Ушаков С., иконописец 2483 Ушакова Ю. В. 1604, 1605, 1816 Ушинский К. Д. 3171 Фаддей (Успенский) , архиеп. Тверской, сщмч. 1247 Файн С. 1953, 2134 Фалассий, авва, (прп.) 326–328 Фамарь, ветх. праматерь 151 Фауст, легендарное лицо 2915

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1889. P. 558-559). Церковная карьера И. П. в этот период была успешной и стремительной: в 1275 г. он был избран главой англ. провинции францисканцев; в нач. 1277 г. назначен папой Иоанном XXI (1276-1277) лектором теологии в Римской курии , вслед. чего покинул Оксфорд и отправился в Рим. В 1279 г. папа Николай III (1277-1280) отклонил предложение англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) назначить канцлера Роберта Барнелла († 1292) архиепископом Кентерберийским вместо Килуордби, ставшего кард. Порто и Санта-Руфины в Италии. Выбор папы пал на И. П.; о его избрании архиепископом Кентерберийским папа Николай торжественно объявил в праздник обращения св. ап. Павла, 28 января 1279 г. ( Douie. 1952. P. 47-48). Во время Великого поста 1279 г. (в 1-е воскресенье - Thompson. 2004. P. 364, или в 4-е воскресенье - Douie. 1952. P. 49) И. П. был торжественно возведен папой в сан архиепископа; вскоре после этого, в конце марта или нач. апр. 1279 г., он отбыл в Англию. По дороге И. П. на непродолжительное время останавливался в Париже, откуда направился в Амьен для встречи с кор. Эдуардом. И. П. был принят королем 23 мая; Эдуард благосклонно отнесся к И. П., признал его право на архиепископские темпоралии (т. е. на имущество, даруемое королем во временное пользование архиепископу и являющееся источником доходов) и ввел его в состав королевского совета. В благодарность за доброе отношение к нему короля И. П. направил папе Николаю послание, в к-ром поддержал Эдуарда в его споре о статусе Гаскони с франц. королем Филиппом III (1270-1285) (подробнее см.: Douie. 1952. P. 51; текст письма И. П. папе: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 5). Сразу же по прибытии в Дувр И. П. отдал распоряжение, чтобы англ. суффраганы (подведомственные ему епархиальные епископы Англии) встретили его в Ридинге 30 июля 1279 г. ( Douie. 1952. P. 53; ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 9); И. П. намеревался провести там Собор англ. Церкви, главной задачей к-рого он считал подтверждение курса церковных реформ, инициированного папой Николаем III на Лионском II Соборе (1274). Время до начала Собора И. П. посвятил организации церковной жизни в своей епархии, произведя ряд важных назначений (см.: Douie. 1952. P. 55-94).

http://pravenc.ru/text/471431.html

Др. целью Н. было подтверждение прав Римских понтификов на Романью. Пытаясь получить это подтверждение, папа начал переговоры с кор. Рудольфом I Габсбургом; без положительного результата переговоров Н., как и его предшественники, отказывался совершить имп. коронацию герм. короля. Осенью 1278 г. Н. назначил племянников, Бертольдо Орсини и кард. Л. М. Орсини, ректором (светским наместником) и легатом Романьи соответственно, поручив им положить конец многочисленным конфликтам между городами в регионе. К февр. 1279 г. Рудольф I окончательно уступил права на Романью папе Римскому. Формальным поводом послужило невыполнение герм. королем данного ранее обещания организовать крестовый поход. С приобретением Романьи завершилось территориальное оформление Папского гос-ва (в таком виде оно существовало до 1860). В нач. XIV в. хронист Толомео Луккский писал, что в 1279 г. Н. разработал проект разделения Свящ. Римской империи на 4 части: Германское королевство, власть над к-рым папа якобы планировал закрепить за потомками Рудольфа I, Бургундское королевство (Арелат), которое должно было отойти представителям Анжуйской династии, и королевства Ломбардия и Тоскана. Однако реальность существования подобных планов сомнительна. Практической мерой, призванной обеспечить политическую стабильность в Европе, стало посредничество Н. в организации брака между Карлом Мартеллом, внуком Карла Анжуйского, и Клеменцией, дочерью Рудольфа I (брак заключен уже после смерти Н., в нач. 1281). В 1279 г. Н. отправил кард. Л. М. Орсини легатом во Флоренцию, чтобы проконтролировать передачу представителями Карла Анжуйского управления городом местным властям. Стремясь выполнить решения II Лионского Собора об организации крестового похода против мусульман, Н. добивался выплат, предусмотренных Собором, пытался урегулировать конфликт между Францией и Кастилией, уладить междоусобицу в Венгрии, а также установить союзные отношения с монгольскими правителями (миссия францисканцев, среди к-рых был мон. Иоанн из Монтекорвино ). Папа выступил арбитром в конфликте между 2 ветвями францисканского ордена - конвентуалами и спиритуалами (обсервантами). Буллой «Exiit qui seminat» (14 авг. 1279) Н. подтвердил первоначальный устав ордена, отменив послабления, допущенные папой Иннокентием IV, но вместе с тем осудил радикальных спиритуалов.

http://pravenc.ru/text/2566082.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010