Помимо Св. земли целый ряд О. д.-р. был создан на Пиренейском п-ове и в Прибалтике. К Реконкисте в испан. королевствах изначально привлекались тамплиеры и госпитальеры, но поскольку их первоочередной задачей оставались защита и поддержка христ. владений на Св. земле, во 2-й пол. XII в. возникли местные О. д.-р. В 1158 г. группа цистерцианцев, рыцарей и мирян основала в кастильском замке Калатрава военную общину для защиты этого укрепления от арабов. В 1164 г. орден Калатрава был утвержден папой Римским Александром III (1159-1181). Новое братство приняло цистерцианский устав и было подчинено цистерцианскому мон-рю Моримон. Схожий путь прошел орден Алькантара , основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. (точная дата возникновения этого ордена неизвестна, но, по-видимому, это произошло незадолго до его признания папой). Ок. 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение нек-рого времени оно называлось также орденом Трухильо. В 1218 г. братство получило в дар от ордена Калатрава замок Алькантара, и с этого времени орг-ция стала соответственно называться орденом Алькантара. Король Леона Фернандо II (1157-1188) основал в 1170 г. военное братство для защиты г. Касереса. В 1171 г. Педро Гудестейс, архиепископ Сантьяго-де-Компостелы (1168-1173), передал братству Касереса знамя ап. Иакова Зеведеева и вступил в качестве почетного члена в новый орден, получивший название в честь своего покровителя - «вассалы и воины св. Иакова» (vasalli et milites sancti Jacobi), или орден Сантьяго . В 1175 г. папа Александр III утвердил новый орден, к-рый получил Августина устав . В королевстве Арагон в 1173 г. леонский аристократ и рыцарь ордена Сантьяго Родриго Альварес де Саррия основал новый орден - Монтегаудио (Mons Gaudii, лат.- «гора радости», по названию горы, с к-рой христ. пилигримам открывался вид на Иерусалим). Кор. Альфонсо II Целомудренный (1164-1196) способствовал усилению ордена, в 1174 г. он пожаловал Родриго Альваресу де Саррию недавно отвоеванную у мусульман крепость Альфамбра. В 1176-1178 гг. Родриго Альварес де Саррия находился на Св. земле; там он получил ряд земельных пожалований от Балдуина IV, кор. Иерусалимского (1174-1185), его сестры Сибиллы и Рейнальда Шатильонского. В 1180 г. следовавший цистерцианскому уставу орден Монтегаудио был утвержден папой Александром III. В 1181-1182 гг. Родриго Альварес де Саррия расширил владения ордена за счет пожалований в Италии, Арагоне и Кастилии.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Публикуемая проповедь святителя Амфилохия Иконийского была критически издана в 1978 г. бельгийским ученым Корнелием Датема в Corpus Christianorum на основании 12 рукописей, которые по своему происхождению делятся на две группы — w 1 и w 2 . В первой группе преимущественное значение для реконструкции текста имеют три манускрипта Parisinus gr. 1173 (XI в.), Vaticanus Ottobonianus gr. 85 (IX в.) и Romanus Angelicus gr. 108 (XI–XII в.). Среди этих трех рукописей Parisinus gr. 1173 является наиболее верной копией первоначального текста, поскольку своим источником имеет собрание рукописей V века 3 .  Манускрипты Vaticanus Ottobonianus gr. 85 и Romanus Angelicus gr. 108 позволяют, со своей стороны, устранить некоторые неточности первой рукописи. Во второй группе, содержащей всего три рукописи, необходимо отметить манускрипт Parisinus gr. 1173 А (XII в.) как наиболее верную копию. Следует также отметить, что рукописи группы w 2 передают сильно измененный текст. Это видно из того, что библейские цитаты исправлены с учетом textus receptus. Первое издание проповеди святителя Амфилохия о Лазаре четверодневном было предпринято Комбефисом в 1644 году на основании самой древней и верной рукописи Parisinus gr. 1173. Затем эту проповедь повторно издал Галланди, а через него это сочинение вошло в издание Миня. Данная проповедь на русском языке публикуется впервые. Вновь возвещу евангелиста Иоанна, потому что удобно [у него] рассмотреть начаток воскресения. Ведь ты только что слышал, что он сказал: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых(Ин 12:1). Видишь, как начаток воскресения стал прообразом в Лазаре, и как это признал верующий народ? Народ признал, а архиереи вознегодовали, превратив сотворенное чудо в повод для ненависти. Они действительно возненавидели воскресение Лазаря, потому что после воскресения, о котором ты слышал, они решили убить его. Видишь избыток ненависти? Они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не поняли, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга. Они совещались убить Лазаря, потому что ничто так не уязвляло иудеев, как воскресение Лазаря. Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: Это он. Это не он. Похож на него(Ин 9:9) 4 .

http://pravmir.ru/slovo-na-voskreshenie-...

Луций III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 208 (РГБ) (Ок. 1097 или 1100, Лукка - 25.11.1185, Верона; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181). Происходил из знатного рода. До избрания на Папский престол Аллучиньоли был близок к ордену цистерцианцев , но монашеских обетов он, по-видимому, не приносил ( Robinson. 1990. Р. 212). В дек. 1138 г. папа Римский Иннокентий II возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Адриано, в мае 1141 г.- кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Прасседе. В дек. 1158 г. папа Адриан IV сделал его кардиналом-епископом Остии и Веллетри. 20 сент. 1159 г. кардинал принимал участие в церемонии интронизации нового папы Александра III . Этому понтифику удалось положить конец церковной схизме, события к-рой были тесно связаны с итал. политикой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), был заключен мир в Венеции (июль 1177), и Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским. В марте 1178 г. папа при поддержке имп. войск вступил в Рим. В марте 1179 г. Александр III провел Латеранский III Собор , который объявил недействительными все назначения и рукоположения, совершённые «имперскими» антипапами Виктором IV (V) (1159-1164), Пасхалием III (1164-1168) и Каллистом III (1168-1178). Однако уже в мае того же года Александр III был вынужден вновь бежать из Рима из-за народных волнений; во 2-й пол. XII в. в городе установилось коммунальное правление и римляне выражали недовольство светской властью папы над Римом и Папской обл. Спустя неск. месяцев нек-рые кардиналы и представители рим. знати поддержали антипапу Иннокентия III (1179-1180). Со смертью антипапы закончилась и церковная схизма, но в Рим папа Александр III вернуться не смог: он умер 30 авг. 1181 г. в Чивита-Кастеллана. После его смерти собравшиеся в Веллетри кардиналы избрали на Папский престол кард. У. Аллучиньоли, являвшегося к тому времени деканом коллегии кардиналов . Во время выборов 1181 г. впервые был применен канон «Licet de evitanda discordia» III Латеранского Собора. В соответствии с ним папа был избран 2/3 голосов всех кардиналов-выборщиков. Новый папа взял себе имя Луций. 6 сент. там же, в Веллетри, состоялась церемония папской интронизации.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

Тогда как в пределах княжества Владимирского церкви устроялись преимущественно князьями, в Новгороде и его области созидателями храмов были не столько князья, сколько архипастыри, а еще более простые миряне. Из князей новгородских летописи именуют только Святослава, построившего в 1165 г. деревянную церковь святого Николая на Городище, и Ярослава, который в 1191 г. построил другую деревянную церковь святого Николая на том же Городище, вероятно, по сгорении первой . Из числа Новгородских владык Нифонт воздвиг каменную церковь святого Климента в Ладоге (1153); Илия с братом своим Гавриилом — каменную церковь святого Иоанна на Торговой стороне в Новгороде (1184); тот же Гавриил — еще две церкви деревянные: во имя трех святых отроков и пророка Даниила на Жатуне в Новгороде (1189) и Сретения Господня на собственном дворе (1191); наконец, Мартирий — каменную церковь на городских воротах в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы (1195) . Из мирян — какие-то Шетеничи построили в Новгороде церковь Пресвятой Троицы (1165); Сотко Сытинич — церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную (1167–1173); Михаил Степанович — церковь святого Михаила, а Моисей Доманежец — Усекновения главы святого Иоанна Предтечи на Чюдинцовой улице (1176); Радько или Родка с братом — церковь святого Игнатия на Рогатой улице (1183) ; Милонег тысяцкий — святого Вознесения на Прусской улице, каменную (1185–1191); Нездинич — церковь Нерукотворенного образа, а Константин с братом — святой Пятницы на Торговой стороне (1191); Еревша или Арефа — церковь святого пророка Илии на холме во Славне, каменную (1198–1202); Вячеслав Прокшенич, внук Малышев,— церковь святых 40 мученик, каменную (1199–1211); Твердислав с Феодором — церковь святого Михаила, каменную (1219–1224) . Между тем многие другие церкви построены в Новгороде неизвестными лицами. Например, в 1151 г.— две: святого Василия и святых Константина и Елены; в 1170 г. — одна, каменная, Иакова в Неревском конце; в 1181 — пять деревянных; в 1195 г.— три деревянных и проч. и проч. Во время пожаров, опустошавших Новгород, не раз страдали и церкви: в 1152 г. сгорело в нем восемь церквей, в 1175 г.— три церкви, в 1177 г.— пять церквей, в 1181 г. — три церкви, в 1194 г.— десять церквей, в 1211 г.— пятнадцать и в 1217 г.— еще пятнадцать церквей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

о степенях игуменов); “Дополн. к Акт. истор.», I, 162 (Приговор 1611 г.; подписал игум. Геннадий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 75; “Чтения в И. Общ. Ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.235 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 20, 34 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 26 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Новгород. писцов. кн.», I, 147, 150, 514, 786; II, 284; “Полн. собр. лет.», III, 23 (постр. кам. церк. 1196 г.), 152 (в 1547 г. В. кв. Ив. Вас. слушал здесь молебны при игум. Афанасии и келаре Парфении; их следует отнести к Кириллову Белозер. м-рю, а также и известие в 1548 г.; у Строева неправильно отнесены сюда), 167 (посещ. в 1492 г. м-ря архиеп. Леонидом), 197 (о степенях м-рей 1673 г.), 217 (в 1196 г. постр. церк. Афанасия и Кирилла); IV, 18 (о том же), 94 (в 1386 г. сожжен новгородцами); VI, 213 (в 1478 г. занят войсками В. кн. Ивана Васильев. под командою царевича), 301 (пожар 1537 г. при игум. Корнилии); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.); X, 23 (в 1196 г. постр. кам. церк.); XV, 286 (в 1197 г. залож. каменная церковь св. Кирилла); “Русская историческая Библиотека», II, 486, 142 (царская грамота 1627 года о кормовых и панихидных деньгах). 867. Кириллов – Белозерский – Успенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), при гор. Кирилове, Новгородской губ., на берегу оз. Сиверского и при рч. Свияге. Основан преп. Кириллом, переселившимся в Белозерскую область в 1397 г. из Симонова Москов. монастыря, где он был недолгое время архимандритом. Здесь он ископал пещеру, и вскоре около него стала собираться братия, которая устроила церковь Успения. Преп. Кирилл преставился в 1427 г., 9 июня, в каковой день и чтится его память; мощи его покоятся под спудом в церкви во имя Кирилла Белозерск. Монастырь разделяется на Большой и Малый; в последнем сохраняются под каменным чехлом дерев. келия преп. Кирилла, его колодезь и крест. Из вещей преп. Кирилла уцелели: фелонь, подрясник, деревянный красный сосуд, овчинный тулуп, шерстяной колпак, костыль орехового дерева, кожаный пояс, 2 чаши, ковш, святцы, писанные рукою преподобного на пергаменте, духовное завещание, в котором он поручал свой монастырь Можайскому кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в честь Успения Пресв. Богородицы. В правление В. Ю. в Сев.-Вост. Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь и владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь , ярославский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и др. Над образами и фресками для церквей и мон-рей работали артели визант. и рус. иконописцев. На протяжении ряда лет были обновлены или сооружены укрепления в Суздале, Владимире, Переяславле Залесском, Москве, Дмитрове, Городце-Радилове на Волге и в др. городах Сев.-Вост. Руси, а также в родовой «отчине» В. Ю. Городце (Городке) на р. Остёр, на территории Переяславского княжества. После смерти киевского кн. Святослава Всеволодовича в Юж. Руси в 1194-1196 гг. за обладание Киевской землей развернулась борьба между Рюриком и Давидом Ростиславичами, с одной стороны, и князьями черниговской ветви (Ольговичами) - с другой. В. Ю., к тому времени прочно утвердивший свое влияние в Рязанской земле (что в итоге привело к созданию независимой от Чернигова епархии во главе с еп. Арсением в кон. 90-х гг. XII в.), старался активно участвовать в этой борьбе. Его признавали «старейшим в Володимере племени», т. е. среди потомков Владимира Мономаха (был единственным здравствующим из его внуков). Это давало ему возможность покровительствовать Ростиславичам и в то же время пытаться играть роль арбитра в их противостоянии с Ольговичами. В 1196 г. В. Ю. женил сына - блгв. кн. Константина Всеволодовича - на дочери белгородского кн. Мстислава (Бориса), племянника Рюрика и Давида, а затем на стороне последних вмешался в войну напрямую, совершив поход на Черниговскую землю. В результате усобицы Киев остался за Рюриком, но Ольговичи не отказались от претензий на него в будущем. Владимирскому князю удалось добиться от Рюрика передачи себе городов Торческа, Корсуни, Богуславля, Треполя и Канева, к-рые ранее киевский князь обещал отдать своему зятю Роману Мстиславичу. В. Ю. послал в эти города посадников, а Торческ отдал зятю Ростиславу Рюриковичу. Это расстроило отношения Рюрика с Романом, к-рый примкнул к черниговским князьям. Между тем узнав позднее (все в том же 1196), что В. Ю. заключил мир с Ольговичами без его ведома, правитель Киева вернул себе эти города. Борьба за киевский стол вновь обострилась в 1202-1205 гг., когда против Рюрика, заключившего союз с черниговскими Ольговичами, выступил владимиро-волынский и галицкий кн. Роман Мстиславич. В. Ю. склонялся к союзу с последним, но, как и в 90-х гг. XII в., старался открыто не втягиваться в усобицу и сохранять роль арбитра. В 1205 г., после гибели Романа, борьбу за Киев и Галич повели Рюрик и сын Святослава Всеволодовича черниговский кн. Всеволод Чермный. В этой ситуации, потерпев неудачу в борьбе с Ольговичами за Галич, сын В. Ю. Ярослав под угрозой военной силы был вынужден оставить княжение в Переяславле Русском и вернуться к отцу.

http://pravenc.ru/text/155472.html

К. Всеволодом Ярославичем увеличена и украшена каменными зданиями; почему, в княжение Всеволода и несколько времени после, и имела название Всеволожа монастыря св. Михаила. – В 1169 году она разорена и опустошена войсками кн. Андрея Боголюбского, при осаде Киева; потом возобновлена в 1181 году князем Рюриком Ростиславичем и ограждена каменными стенами, которые сделаны известным тогда зодчим Петром Милонегом. После того Выдубецкий монастырь еще дважды подпадал разорению при взятии Киева, в 1202 половцами и 1240 г. Батыем, и был возобновляем из сумм Печерской Лавры. – Во времена гонения на православие от римско-католиков, эта древняя обитель находилась во власти Униатов; а в 1635 г. польским королем Владиславом IV, по ходатайству киевского митрополита Петра Могилы , возвращена Греко-Российской церкви и приписана была тогда к Киево-Софийскому монастырю. – В 1786 году возведена она была во 2 класс. Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Архистратига Михаила ; заложена каменная великолепная В. К. Всеволодом Ярославичем, в 1070 году, вместо прежней деревянной, а кончена в 1088, и освящена митрополитом Иоанном; после разорения в XII в., возобновлена кн. Рюриком Ростиславичем, в 1181 году, и украшена живописью; потом еще возобновлена при Петре Могиле . 2) Великомученика Георгия; нынешний храм сооружен, вместо древнего, в исходе XVII века (1696) Стародубским Полковником Миклашевским. 3) Преображения Господня. 4) Пророка Даниила. Из числа прежних настоятелей Выдубецкого монастыря известен игумен Сильвестр, продолжатель Несторовой летописи. ГЕОРГИЕВСКИЙ-ЛЕБЕДИНСКИЙ, муж. заштатный, в селе Лебедине; существует со второй половины XVIII века. Здесь церковь Великомученика Георгия. В недавнем времени обитель эта упразднена в следствие Высочайше-утвержденного в 20 день декабря 1845 года представления Святейшего Синода. МОТРИНЕЦКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в Чигиринском уезде, в лесу, именуемом Мотренин; находится под управлением архимандрита. Время построения этой обители неизвестно; первый раз упоминается она в 1568 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Шестиконечная форма креста в Византии известна уже по изображениям на монетах императора Юстиниана II (685–695, 705–711), но период ее наиболее широкой популярности приходится преимущественно на XII век, что столь наглядно показывают кресты-реликварии и ставротеки 167 . На Руси кроме уже упомянутого креста 1161 года известны новгородские воздвизальные кресты XII–XIIIbekob, иногда со следами более поздних переделок 168 . Они обычно с прямыми рукавами, неимеющими расширений на концах, подобно бронзовому кресту 1181 года. Последний в этом отношении скорее может быть соотнесен с изображением на каменном рельефе конца XII или первой четверти XIII века, вмонтированном в 1219 году в кладку фронтона западного фасада притвора Столпов св. Георгия в Будимле 169 . В сущности, сохранилась лишь верхняя часть первоначальной композиции с отчасти поврежденным рельефным крестом, по сторонам которого вверху – фигуры двух ангелов, а ниже – памятные славянские надписи с именами усопших (рис. 2). Крест 1181 года, несомненно, принадлежит к типу ручных, ранее обычно носимых епископами и священниками при совершении богослужения. Рудиментом этого обычая на восточных землях Украины до самого последнего времени оставался крест в руке священника, когда он совершал отпевание умершего или панихиду. В регионе Перемышля, рассказывают, священник имел крест всегда, независимо от того, что ему предстояло служить. Сказанное касается треб. 2. Крест из Галича В 1882 году Л. Лаврецким и И. Шараневичем была раскопана в Галиче церковь Спаса 170 . В руинах обнаружены бронзовые кресты-энколпионы и два креста-тельника, а также фрагмент бронзового креста с рельефными изображениями, оказавшийся собственностью священника с. Залуквы Льва Лаврецкого. В 1888 году это произведение было экспонировано на археологическо-библиографической выставке в Ставропигийском институте во Львове 171 . Миниатюрное воспроизведение находки на одной из фототаблиц, изготовленных в весьма ограниченном количестве, не позволяет охарактеризовать с желаемой подробностью это неизвестное ныне в оригинале изделие (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

КОЗЬМЫ и ДЕМЬЯНА, ц. в Новгороде, построена в 1181 году. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА, что на ЛУБЯНИЦЕ, ц. в Новгороде, существующая с 1181 года. При этой церкви, в часовне, почивают под спудом мощи Блаженного Феодора, современника Блаженного Николая Качалова; он скончался в 1392 году. ТРОИЦЫ, что на ШАТИНИЩЕ, ц. в Новгороде, построена новгородцами в 1165 году. СВ. ИОАННА, что на ТОРГОВИЩЕ, ц. в Новгороде, построена каменная св. архиепископом Иоанном, в 1183 году. 40 МУЧЕНИКОВ, ц. в Новгороде, существует каменная с 1200 года. ЛУКИ ЕВАНГЕЛИСТА, что на ЛУБЯНИЦЕ, ц. в Новгороде, построена в 1207 году новгородцами, а каменная сооружена в 1424 году. АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, ц. в Новгороде, построена каменная в 1218 году посадником Твердиславом. СВ. ПРОКОПИЯ, что на КНЯЖЕМ ДВОРЕ, ц. в Новгороде, построена каменная в 1359 году св. Моисеем архиепископом новгородским. ПЕТРА МИТРОПОЛИТА Церкви, в Новгороде, построенные каменные в 1416 году св. Симеоном, архиепископом новгородским СВ. АФАНАСИЯ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА, ц. в Новгороде; на Софийской стороне, построена в 1554 году над могилою Блаженного Николая Качанова, которого мощи, по обретении их нетленными, почивают ныне в сем храме, под спудом. В 1831 году, по повелению императора Николая I, устроена для них прекрасная серебряная рака. КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, древняя церковь , в Новгороде, на посаде. Тут показывают гробницы каких-то двух братьев Соколенских, которые по старинным святцам показаны в числе святых. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, на ГОРОДИЩЕ, ц. в одной версте от Новгорода. Она первоначально построена в 1099 году деревянная, а каменная воздвигнута, 1103, в. к. Мстиславом Владимировичем, когда он еще княжил в Новгороде. Здесь находился древний великокняжеский дворец, в котором живали подолгу в. к. Иоанн III и Царь Иоанн IV в свой приезд сюда. При Иоанне III построен был от сего дворца чрез Волхов к Юрьеву монастырю, большой мост на судах. Дворец этот был пожалован Петром Великим князю Меншикову; теперь же не осталось от него никаких следов, кроме обширного сада. – Некоторые полагают, что и Рюриково местопребывание было здесь же, на городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010