Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II (1119-1124). В период между сер. VII в. и «Авиньонским пленением пап» в нач. XIV в. известно более чем о 80 Соборах, проходивших под председательством пап Римских в Латеранском комплексе в Риме (см.: Aubert. 2008). С IX в. участники Соборов заседали в особом зале, т. н. триклинии Льва III, примыкавшем к Латеранской базилике. Большое распространение практика проведения Соборов в Риме получила во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. в связи с движением за реформирование католич. Церкви (см. Григорианская реформа ) и со спором об инвеституре . Вместе с тем по причине частых в этот период схизм в католич. Церкви (см. ст. Антипапа ) Римские папы нередко оказывались изгнаны из Рима и вынуждены были проводить церковные Соборы в Сев. Италии и во Франции. Совр. исследователи отмечают, что Л. С. по представительности и влиянию на жизнь Церкви принципиально не отличался от др. Соборов этого периода, проходивших под председательством пап Римских: Пьяченцского (март 1095), Клермонского (нояб. 1095), Латеранского (апр. 1099), Тулузского (июль 1119), Реймсского (окт. 1119) и др. ( Duggan. 2008. P. 319-320; см. также: Gresser. 2006). В источниках XII в. Л. С. назывался «всеобщим Собором» (consilium generale), однако в средние века так могло обозначаться любое крупное собрание духовенства под председательством Римского понтифика или даже без его участия ( Larson. 2007). Поводом к созыву Л. С. стало достижение компромисса между папой Римским Каллистом II и имп. Генрихом V (1111-1125) в споре об инвеституре, оформленного Вормсским конкордатом (23 сент. 1122). Однако подготовка Л. С. началась еще до подписания этого документа: Каллист II в письме Бальдериху, архиеп. Дольскому (1107-1130), от 25 июня 1122 г. объявлял о проведении в следующем году в 3-е воскресенье Великого поста (18 марта 1123) в Риме «всеобщего Собора» c участием «архиепископов, епископов, аббатов и благочестивых мужей» для обсуждения различных важных нужд Церкви (pro magnis et diversis Ecclesiae negotiis - PL. 163. Col. 1249). Приглашения на Собор рассылались вместе с копиями 2 грамот, составлявших Вормсский конкордат,- папской (Calixtinum) и императорской (Heinricianum) ( Stroll. 2004. P. 415-416); на самом Соборе его участники утвердили текст Вормсского конкордата.

http://pravenc.ru/text/2463159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХОХ РАЙХЕРСБЕРГСКИЙ [лат. Gerhohus Reichersbergensis, Reicherspergensis; нем. Gerho(c)h von Reichersberg] (1092/93, Поллинг, В. Бавария - 27.06.1169, Райхерсберг, близ Пассау, В. Австрия), богослов, деятель григорианской реформы , настоятель мон-ря регулярных каноников. Сведения о жизни Г. Р. содержатся в Житии, к-рое было написано и включено мон. Райхерсберга Магнусом († 1195) в «Райхерсбергскую хронику», созданную на основе монастырских анналов, составленных при Г. Р. (MGH. SS. T. 17. P. 490-495), а также в сочинениях Г. Р., его друзей и противников. Г. Р. получил образование в монастырских школах в Поллинге, во Фрайзинге, в Мосбурге, в Хильдесхайме. В 1119 г. был назначен каноником и главой кафедральной школы Аугсбурга, но в 1121 г. выступил против еп. Аугсбургского Германа, обвиненного в симонии , и был вынужден уехать в Роттенбух (Райтенбух). В 1123 г. вернулся и сопровождал еп. Германа на Латеранский I Собор , где посредничал в снятии с него отлучения. В 1124 г. под влиянием некоего отшельника обратился к идеалу апостольской бедности и вместе с отцом и братьями вступил в мон-рь каноников-августинцев в Роттенбухе. В 1126 г. еп. Куно Регенсбургский рукоположил Г. Р. во пресвитера. Г. Р. получил приход Кам в Баварии, но в 1128 г. из-за преследований сторонников династии Штауфенов вернулся в Регенсбург, где жил без должности, написал неск. полемических сочинений в поддержку григорианской реформы. Его радикальные взгляды, осуждение всех клириков, живущих не по уставу регулярных каноников, как еретиков и схизматиков и отказ признавать действительность совершенных ими богослужений и освящений стали причиной обвинения Г. Р. в ереси. Но на судебном процессе он сумел оправдаться, заручившись поддержкой папы Иннокентия II . В 1132 г. архиеп. Конрад I Зальцбургский назначил Г. Р. пробстом мон-ря августинцев в Райхерсберге. Г. Р. последовательно выступал за проведение в жизнь идей григорианской реформы, пытался добиться введения общежитийного устава и идеалов vita communis для всего светского клира, но преуспел лишь в реформировании устава августинских мон-рей в Роттенбухе, Зальцбурге и Райхерсберге.

http://pravenc.ru/text/164899.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЙ III (Нач. XII в., Крема, Ломбардия - 20.09.1168, Рим; до избрания - Гвидо из Кремы), антипапа (с 22 апр. 1164). По сообщению историка XVI в. Алеманно Фино, не подтверждаемому документальными источниками, был племянником Иоанна из Кремы († ок. 1135), кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Кризогоно и одного из приближенных папы Римского Каллиста II (1119-1124), принадлежал к роду графов Камизано ( Verardi. 2014). О жизни Гвидо нет достоверных сведений до его назначения кардиналом-диаконом рим. диаконии Санта-Мария-ин-Портико-Октавие (1145). Он фигурировал как свидетель в ряде документов, данных папами Евгением III (1145-1153), Анастасием IV (1153-1154) и Адрианом IV (1154-1159) различным ломбардским епископам и мон-рям. В качестве папского легата в 1146 г. разбирал конфликт между епископом и архипресвитером соборного капитула Вероны, в 1148-1149 гг. безуспешно пытался вернуть на польск. великокняжеский престол Владислава II (1138-1146), свергнутого братьями и изгнанного в Саксонию. В кон. 1151 - нач. 1152 г. участвовал в переговорах в Риме с представителями кор. Фридриха I Барбароссы (1152-1190, император с 1155). По условиям договора (утвержден Фридрихом I в Констанце 23 марта 1153), король в обмен на имп. коронацию обязался помочь папе вернуть власть над Римом и Папской областью, а также защищать «папскую честь и регалии св. Петра». В 1155 г. Гвидо вместе с 2 др. кардиналами встретил Фридриха I в Тоскане и сопроводил на коронацию в Рим, добившись выдачи папе мятежного проповедника Арнольда Брешианского († 1155). Гвидо принадлежал к «имперской» партии в Римской курии, был противником сближения папы Адриана IV с королем Сицилии Вильгельмом I Злым (1154-1166). Не позднее марта 1158 г. Гвидо был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Трастевере. В нояб. того же года был папским легатом на Ронкальском сейме, созванном имп. Фридрихом I, весной 1159 г.

http://pravenc.ru/text/2579161.html

Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского Церковь Божия 1114 , пребывающая 1115 в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии 1116 , и всем на всяком месте общинам святой и кафолической 1117 Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 1118 1, (1) Мы написали вам, братия 1119 , о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова (νωθεν) 1120 явил нам мученичество, согласное с Евангелием. 1121 (2) Поликарп ожидал, подобно Господу, что будет предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних. 1122 Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям. 2, (1) Итак, блаженны и доблестны (γενναα) все мученичества, совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. (2) Кто не удивится мужеству (τ γενναον) [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Тела одних рассекали бичами так, что даже видно было устроение тела вплоть до внутренних вен и артерий, – но они терпели, так что даже стоящие около них плакали от жалости. Другие были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал, показывая всем нам, что 1123 мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче представший 1124 Господь беседовал с ними. 1125 (3) Внимая благодати Христовой, они презирали мipckue казни, в один час искупляя себя от муки вечной. 1126 Огонь бесчеловечных 1127 мучителей был для них прохладен, ибо воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили 1128 , но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы. (4) Подобным образом и осужденные на съедение зверям претерпевали многие страшные казни: их простирали на колючих раковинах 1129 и истязали другими разнообразными мучениями, чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно 1130 , до отречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ II Гонорий II, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий II, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1036, Фаньяно, близ Имолы, Италия - 13 или 14.02.1130, Рим; мирское имя Ламберто Сканнабекки), папа Римский (с 21 дек. 1124). Род. в бедной семье. Был монахом-августинцем, получил образование в Имоле, затем обучался в Пизе. Служил архидиаконом в Болонье, откуда папой Римским Урбаном II был переведен в Рим и назначен каноником рим. Латеранской базилики св. Иоанна. В 1099 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Пракседы, а в сент. 1117 г. папой Пасхалием II - в достоинство кардинала-епископа Остии, декана коллегии кардиналов. Поддерживая антиимперскую партию в борьбе за инвеституру , входил в число сторонников папы Геласия II , избранного в 1118 г. без согласия герм. кор. и имп. Генриха V. 10 марта того же года кард. Ламберто Сканнабекки совершил в Гаэте епископское рукоположение нового папы, куда тот был вынужден удалиться из Рима, захваченного имп. войсками. Летом того же года сопровождал папу Геласия II во время бегства во Францию, где после его смерти (28 янв. 1119) участвовал в выборах папы Каллиста II . В 1119 г. в качестве папского легата кардинал был направлен к Генриху V для переговоров, в результате к-рых было достигнуто предварительное соглашение по вопросу инвеституры, но накануне его одобрения на Соборе в Реймсе (1119) император занял прежнюю позицию. Во многом благодаря усилиям кард. Л. Сканнабекки, проводившего с сент. 1121 по февр. 1122 г. новые переговоры с Генрихом V, в сент. 1122 г. был заключен Вормсский конкордат , ознаменовавший формальное завершение борьбы за инвеституру. После смерти папы Каллиста II (13 или 14 дек. 1124) выборы нового папы осложнились противоборством влиятельных рим. семей Франджипани и Пьерлеони и соперничеством различных групп в коллегии кардиналов. 15 дек. 1124 г. папой был избран ставленник семьи Пьерлеони кард. Теобальдо Бокка ди Пекора, принявший имя Целестин II , но из-за угрозы силового вмешательства со стороны семьи Франджипани кардиналы согласились признать папой кард. Л. Сканнабекки. В тот же день антипапа Целестин II отказался от Папского престола, однако 20 дек. кард. Л. Сканнабекки также заявил об отречении, считая свое избрание незаконным, и потребовал проведения новых выборов. Благодаря достигнутому согласию между Франджипани и Пьерлеони 21 дек. коллегия кардиналов единогласно избрала папой Римским кард. Л. Сканнабекки, принявшего имя Гонорий II.

http://pravenc.ru/text/166147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦИЙ II Луций II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 199 (РГБ) Луций II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 199 (РГБ) († 15.02.1145, Рим; до избрания папой - Джерардо (Герард)), папа Римский (с 12 марта 1144). Род. в Болонье. Согласно источникам XII в., его отца звали Орсо (Урс), хотя более поздние авторы называют Джерардо сыном Альберто. Исходя из этих сведений сложилась традиция, согласно к-рой буд. понтифик принадлежал к роду Орсо; это предположение нашло отражение в ряде исследований (см., напр.: Wandruszka. 1993), хотя убедительные основания для этого отсутствуют. Причисление Л. к роду Каччанемичи даль Орсо также весьма условно, поскольку свидетельства о связи 2 итал. родов можно датировать периодом не ранее нач. XIII в. Джерардо был регулярным каноником ц. Санта-Мария-ди-Рено в Болонье ( Segni. 1601. P. 66) или, по др. данным, базилики Сан-Фредиано в Лукке (упом. в дипломе герм. кор. Лотаря II от 1126 г.). В 1123 г. папа Римский Каллист II (1119-1124) возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. базилики Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. При папе Гонории II (1124-1130) Джерардо выполнял различные дипломатические поручения, в т. ч. в Германии (в частности, содействовал избранию Норберта из Ксантена на кафедру Магдебурга в 1126). Во время церковной схизмы, начавшейся после смерти Гонория II, Джерардо поддержал папу Римского Иннокентия II (1130-1143), к-рому противостоял антипапа Анаклет II (1130-1138). Одним из поручений Иннокентия II была организация посольства к архиепископу Равенны с целью добиться от него послушания законному папе. В 1130 г. Джерардо присутствовал на выборах епископа Болоньи. Вскоре Иннокентий II, стремившийся заручиться поддержкой со стороны герм. кор. Лотаря III (1125-1137, с 1133 император) и епископов Свящ. Римской империи, назначил Джерардо своим легатом в Германии. Миссия Джерардо способствовала укреплению позиций понтифика; на Соборе в Вюрцбурге король и представители герм. знати заявили о своем переходе на сторону Иннокентия II. В канун Рождества 1130 г. кардинал организовал встречу Иннокентия II с Лотарем III и германскими прелатами. Впосл. Джерардо совершил еще 2 поездки в Германию (окт. 1133 и июль 1134), в ходе к-рых он встретился с наиболее влиятельными представителями германского епископата, а также попытался убедить короля выступить с походом в Италию (к тому времени папа Иннокентий II и члены курии были вынуждены переехать в Тоскану).

http://pravenc.ru/text/2110924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ II (ок. 1060 - 13/14.12. 1124, Рим; до избрания папой Гвидо), папа Римский со 2 февр. 1119 г., архиеп. Вьенны (1088-1121), церковный деятель периода борьбы за инвеституру . Сведения о Гвидо до его избрания архиепископом и о его служении на Вьеннской кафедре фрагментарны. Архиепископские картулярии были утеряны, сохранились лишь отдельные документы в списках XVII-XIX вв.; отрывочные сведения встречаются также в картуляриях аббатств Вьеннского архиеп-ства. Так, в гренобльском картулярии, в основе к-рого лежит собрание, составленное св. еп. Гуго Гренобльским (1080-1132), достаточно подробно освещен спор между епископом Гренобля и архиеп. Гвидо Вьеннским по поводу архидиаконии Серморен (ныне в черте Вуарона, деп. Изер) и аббатства Сен-Дона (1091-1107). В картулярии каноников коллегиальной церкви Сен-Барнар в Романе (ныне Роман-сюр-Изер, деп. Дром) отражен конфликт архиепископа с канониками из-за статуса канониката (в картулярии сохр. неск. подложных грамот, изготовленных, вероятно, по приказу архиеп. Гвидо в 1095). Папы Римские Каллист II (слева) и Анастасий III перед троном Пресв. Богородицы с Мла-денцем. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. А. Эклисси. 1630–1644 гг. (Windsor, Royal Library. 8981) Папы Римские Каллист II (слева) и Анастасий III перед троном Пресв. Богородицы с Мла-денцем. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. А. Эклисси. 1630–1644 гг. (Windsor, Royal Library. 8981) Сохранилось 2 жизнеописания К.: одно, авторства кард. Пандульфа, датируется 30-ми гг. XII в., другое, составленное кард. Бозоном, относится к периоду понтификата папы Римского Александра III . Папские регистры не сохранились (последние упоминания о них в источниках относятся к кон. XII в.), однако до наст. времени дошло ок. 500 папских посланий. Частично сохранились акты Соборов в Тулузе, в Реймсе, во Вьенне, Латеранского I Собора . История отношений Папского престола в правление К. со светскими государями восстанавливается по англ., франц., южноитал. и герм. хроникам.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Вьеннский архиепископ активно боролся за признание практики светской инвеституры незаконной. Неизвестно, участвовал ли Гвидо в разработке плана созыва Собора франц. духовенства в Ансе (не состоялся), где должны были обсуждать «Pravileg». На Латеранском Соборе в марте 1112 г. только делегат Гвидо, еп. Гало Леонский (Бретань), и еп. Жерар Ангулемский представляли франц. клир. Согласно решению Собора, «Pravileg» отменили как насильственно навязанный Церкви документ. Решения Латеранского Собора не удовлетворили мн. радикальных сторонников григорианской реформы , в т. ч. и Гвидо: светская инвеститура так и не была признана противоречащей каноническому праву, а император не был отлучен от Церкви. Недовольство итогами Латеранского Собора 1112 г. послужило поводом для созыва 16 сентября Собора во Вьенне (его инициатором стал архиеп. Гвидо). Вьеннский Собор не был достаточно представительным: в нем приняли участие 3 франц. и 14 бургундских епископов, но его решения отразили радикальный настрой французского духовенства - светскую инвеституру Собор запрещал как еретическую практику, а Генрих V, за которым не признавалось императорское достоинство, был отлучен от Церкви. Гвидо направил папе Римскому Пасхалию II письмо с призывом утвердить решения Собора. (LP. Vol. 2. P. 373-374). В ответном послании папа согласился признать соборные постановления, однако перефразировал их и представил в весьма обтекаемых формулировках. Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v) Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v) Архиеп. Гвидо Вьеннский в последние годы правления папы Пасхалия II приобрел большое влияние и сохранил его при папе Римском Геласии II (1118-1119). Впрочем, папа так и не возвел Гвидо в достоинство кардинала, что свидетельствует о том, что архиепископ не был особенно близок к папе и вряд ли рассматривался как возможный преемник.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

1075 . Собор римский, по повелению папы Григория VII, постановляет определение о безбрачии духовенства. 1079 . Римский собор провозглашает проклятие на признающих брак духовенства. 1086 . Открытие при женском монастыре в Киеве училища для детей дочерью великого князя Всеволода Ярославича Анною. 1096 . Клермонтский собор. Проповедь Петра Амьенского. Начало крестовых походов. 1099 . Взятие Иерусалима крестоносцами. 1109 . † Анзельм Кентерберийский. 1119 . Учреждение монашеско-рыцарского ордена тамплиеров (храмовников) в Иерусалиме. 1122 . Вормский конкордат. 1124 . Пожар в Киеве, истребивший около 600 церквей. 1139 . Начало Португалии. 1142 . † Петр Абеляр. 1143 . Сербский князь Стефан принимает крещение от православного епископа Расского (ныне Новый Базар) Леонтия. 1147 . Основание Москвы кн. Юрием Долгоруким. Второй крестовый поход. 1153 . Бернард Клервосский. 1154 . Борьба Гвельфов и Гибеллинов. 1169 . Взятие Киева Андреем Боголюбским. Начало преобладания северной России. 1170 . Попытка примирения между армянскою и греческою церквами, по инициативе католикоса Нерсеса. 1174 . Основание г. Хлынова на р. Вятке новгородскими повольниками. 1189 . Третий крестовый поход. 1200 . Основание г. Риги. 1202 . Четвертый крестовый поход. Основание Ливонского ордена. 1204 . Покорение крестоносцами Константинополя. Основание Латинской империи. 1215 . Начало Конституции в Англии (великая хартия вольностей). 1222 . Основание г. Нижнего Новгорода. 1223 . Уничтожение рабства в Франции. Последнее появление волхвов в Новгороде и сожжение их народом. 1224 . Первое нашествие татар на Россию. Битва на р. Калке. 1227 . Новгородский князь Ярослав отправляет миссию из священников в землю Корельскую. 1237 . Второе нашествие татар на Россию под предводительством Батыя. Опустошение Рязанской и Суздальской областей. 1238 . Битва при реке Сихи. Начало Монгольского ига. 1240 . Поражение Александром Невским шведов при р. Неве. Разрушение Киева Батыем. 1242 . Поражение Александром Невским рыцарей Ливонского ордена на льду Чудского озера (Ледовое побоище).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

20 дек. 1924 г. был арестован вместе с большой группой лаврских монахов по делу о сокрытии церковных ценностей; освобожден 13 апр. 1925 г. под подписку о невыезде. С 1926 г. наместник Киево-Печерского мон-ря, одновременно служил в церкви в с. Совки (ныне в черте Киева), а после ее закрытия в 1929 г.- в ц. арх. Михаила в с. Будаевка близ Киева. В 1-й пол. 1933 г. был снова арестован; во время обыска в его комнате были изъяты рукописные материалы - переписка и, возможно муз. сочинения и записи церковных песнопений. 20 мая 1933 г. был освобожден под подписку о невыезде. Во 2-й пол. 30-х гг. И.- священник без прихода. В 3-й раз был арестован 13 июля 1938 г. по делу о контрреволюционной агитации; против него были составлены показания «бывших прихожан» и «свидетелей» с заверениями в призывах И. «быть твердыми в вере», «выступать против закрытия церквей и требовать открытия ранее закрытых церквей и охранять христианскую веру». 7 сент. 1938 г. И. признал себя виновным, 29 окт. ему был вынесен приговор: ссылка в Казахстан сроком на 5 лет, считая с момента заключения под стражу. Далее сведения об И. отсутствуют. Биографические данные об И., хранящиеся в ЦГИАК и в ЦДАГОУ, были найдены и впервые опубликованы Л. П. Рылковой. Муз. соч.: Ектения мирная, «С нами Бог», «Отче наш»: Для смеш. хора. М.; Лпц.: [П. Юргенсон, б. г.]. Соч.: История Киево-печерскаго лаврского роспева//РМГ. 1907. 3. Стб. 99-102; Чинопоследование «Пассии»: Ист. очерк и порядок ее. К., 1909, 19112. Лит.: Лисицын М., свящ. Упадок Киево-Печерскаго роспева//Совр. театр и музыка. 1903. 13; он же. Еще о пении в Киево-Печерской Лавре: (Письмо в редакцию)//РМГ. 1903. 37. Стб. 834-839; он же. Имеющему уши…: (Ответ г. В. П.)//Там же. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; В. П. [Петр В. И.]. О современном состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре//Там же. 1903. 27/28. Стб. 631-642 [ответ на ст. свящ. М. Лисицына «Упадок Киево-Печерскаго роспева»]; 45. Стб. 1087-1092; 46. Стб. 1119-1124 [возражение Лисицыну]; Компанейский Н. И. Церк. пение в Киеве//Там же. 1904. 40. Стб. 877-878; Балабан М. Киев (корреспонденция): [Рец.]//Там же 1907. 7. Стб. 207-208 [И. как регент митрополичьего хора]; N. Нам пишут из Киева: [Рец. на концерт хора под управлением И.]//Там же. 1909. 12. Стб. 345; Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в XX ст. К., 2008. С. 126-128.

http://pravenc.ru/text/200129.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010