1117 Это в особенности надо сказать о семитических языках, преобладавших в древнем мире, и об арийских языках несколько позднейшего времени. В языках туранских (анарийских) словари совершенно были равные; удержаны только грамматические (приклеивающие) формы. 1118 Об этом passim смотри в Assyria и в Babylonia Джорджа Смита; и в Ancient Monarchies Роулинсона; и в Annales des rois d " Assyrie Менана, и у Масперо, и у Левормана etc. etc. 1119 См. Масперо: «Histoire Ancienne» 1876; de la religion Egyptienne pp. 26–37 (Comp. p. 50). Ср. в нашем Бругше стр. 90 (в оригинале 30). Ср. о папирусе Присс стр. 142 (ориг. 90). 1122 Мы не можем здесь входить в перечисление всех подобных героев-избавителей. К ним может быть относится и Издубар, Ассиро-Вавиловской легенды, и Кайумарац, Иранский, и мн. др. Мы хотим здесь только отметить, что Гладстон в Juventus Mundi к числу таких богов, на которых есть от блеск предания об Избавителе, причисляет и Аполлона, одного только из богов греческих нравственно чистого. В письме же лично ко мне от 24 Октября 1883 года, которое хранится у меня, он высказывает интересную мысль, что Прометей, страдающий за свои благодеяния человечеству, носит также на себе отблеск преданий об Избавителе и Искупителе. 1123 Всем известна 4 эклога в Буколиках Виргилия о рождении ребенка, приносящего золотой век, которая драгоценна ссылкой на пророчество древней Сивиллы, не входя в то, к кому применено это пророчество. Отсылая к сочинениям, говорящим о Сивиллах, мы напоминаем только, что и Платон говорить об одной из них. Варрон перечисляет их десять, известных в древности и которых пророчества высоко ценились. Известно пророчество, приводимое Тацитом (Hist. V, 13) о том, что «Восток одолеет весь мир». По всей вероятности оно имело начало в верованиях об Избавителе. 1124 Мы выше указывали на разногласие, существующее между нынешним еврейским текстом и греческим текстом LXX, о цифре «три» дня, или «сорок» дней. Но в сущности вопрос о количестве дней покаяния не изменяет значения книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Еще до епископского рукоположения (между 1115 и 1124) Н. вступил в спор с бенедиктинцем Рупертом Дойцским († 1129). Главной темой полемики был вопрос, могут ли монахи проповедовать и публично учить в Церкви или основная цель монашества - покаяние и оплакивание собственных грехов. По сути спор шел о том, что выше - монашество или священство. Поскольку у Н. и Руперта Дойцского был общий покровитель Куно, аббат мон-ря Зигбург, на первых встречах они вели себя весьма благожелательно по отношению друг к другу. Однако, как сообщает Руперт, однажды Н. попросил у него для изучения трактат «О божественных службах», который еще не был обнародован. Спустя несколько дней Н. вернул его, ни о чем не спрашивая, а потом начал прилюдно обвинять Руперта в ереси, будто он учит, что от Пресв. Девы Марии воплотился Св. Дух ( Rupert. Tuit. Super quaedam capitula Regulae divi Benedicti abbatis. 1//PL. 170. Col. 490). Также Руперт Дойцский упрекал Н. в принятии сана с каноническими нарушениями (Ibid. Col. 492), что, вероятно, и вызвало спор о священстве и монашестве. Между 1119 и 1121 гг. Руперт Дойцский составил в Кёльне (где Н. побывал в 1121 и 1122) полемический трактат «Диспут монаха и клирика о том, что монаху позволено проповедовать», в котором изобразил Н. клириком ( Idem. Altercatio monachi et clerici, quod liceat monacho praedicare//PL. 170. Col. 537-542; см. также новое издание: Idem. Opera apologetica/Ed. M. L. Arduini. Turnhout, 2012. (CCCM; 28)). Филипп из Арвана, аббат премонстрантского мон-ря Бон-Эсперанс (Эно) в 50-х гг. XII в., в опровержение «Диспута...» написал большой трактат, в к-ром намекал на то, что неприязнь Руперта Дойцского к Н. была вызвана конкретным обстоятельством: учителя Ланской школы признали т. зр. Н. более здравой, а Руперт хотел доказать, что он остался победителем в споре ( Philipp de Harveng. De institutione clericorum: De continentia clericorum. 103//PL. 203. Col. 807; подробнее о споре см.: Engen J. H., van. Rupert of Deutz. Berkeley; Los Ang.; L., 1983. P. 310-340).

http://pravenc.ru/text/2577955.html

Третий род лиры сохранял форму и устройство те же, только отличался большим изяществом: бруски или боковые плечья делались не прямые, а для красоты – изогнутые; как они, так и ящик покрывались разного рода украшениями; струны были различной длины 1114 . Вавилонская гитара была приблизительно такого же устройства, как и наша, только ящик её был сравнительно меньше, а гриф – гораздо длиннее; числа и распределения струн нельзя указать, так как незаметно этого и на памятниках, где изображается этот инструмент 1115 . Были в вавилонской музыке и барабаны – большие и малые; последние, вероятно, употреблялись танцовщиками во время пляски, как это в обычае и теперь на востоке; большие же барабаны имели вид опрокинутого конуса и отличались значительными размерами; прикрепляли их, вероятно, к поясу, но держали высоко перед собою; ударяли не палками, а ладонями рук 1116 . Существовали и бубны, как обыкновенно, круглые (а не четырёхугольные, как у египтян); они состояли просто из кожи, натянутой на круглую раму; каких-либо колец, звонков или металлических шариков, которые привешиваются на наших бубнах, там не было; держали их прямо пред собою и ударяли пальцами правой руки 1117 . Употреблялись еще кимвалы, состоявшие из двух металлических полукругов, снабженных длинными ручками; при игре их ударяли один о другой 1118 . К блестящему торжеству, сопровождавшемуся игрою многочисленного оркестра из названных нами инструментов, были созваны чрез гонцов 1119 важнейшие сановники со всех концов вавилонского царства. Здесь были сатрапы ( ) 1120 , правители отдельных областей, соединявшие в своем лице высшую военную и гражданскую власть и снабженные особыми полномочными правами 1121 ; воеводы ( ) 1122 или визири, – начальники областей военные 1123 ; наместники ( ) 1124 , паши, правители областей гражданские, подчиненные (как и воеводы) сатрапам 1125 ; верховные судьи ( ) 1126 , облеченные особыми высшими полномочиями 1127 ; казнохранители ( ), стражи государственных имуществ и государственной казны, заведовавшие экономическими и финансовыми делами 1128 ; законоведцы ( ), блюстители законов, заведовавшие юридическими делами государства 1129 ; блюстители суда ( ) или судьи в собственном смысле 1130 ; наконец, областные правители ( ), начальники отдельных провинций, подчиненные воеводам 1131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1117.  Goodenough H.E.R. By Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism. London, 1935. 1118.  Goodenough H.E.R. An Introduction to Philo Judaeans. New Haven, 1940. 1119.  Goodenough H.E.R. The Politics of Philo Judaeans. Practice and Theory with General Bibliography of Philo. New Haven, 1938. 1120.  Harris J. R. The Influence of Philo upon the New Testament. — The Expository Times. 1925-1926. XXXVIII. 1121.  Laporte J. La doctrine Eucharistique chez Philon d " Alexandrie. Paris, 1972. 1122.  Reider J. The Book of Wisdom. New York, 1957. 1123.  Wolfson Н. A. Philo. Cambridge, 1948. 1124.  Wright A.G. Wisdom — JBC, L   7. Ессейское движение и Кумран Источники 1125. Дамасский документ. Пер. И. Амусина и Л. Вильскера (Фрагменты). — ХДГ, с. 600-605. 1126. Дополнение к «Уставу» Кумранской общины. Пер. К. Старковой. — ПСб, 1960, (68), с. 22-31. 1127. Тексты Кумрана. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарии И. Амусина. Вып. I. М., 1971, 495 с. 1128. Устав для всего общества Израилева в конечные дни. Пер. К. Старковой — ПСб, 1959, (67), с. 17-72. 1129.  Barrows M., Trever J.C., Brownlee W. The Dead Sea Scrolls of St Marc " s Monastery, v. I-II. New Haven, 1950-1951. 1130.  Dupon-Sommer F. The Essene Writing from Qumran. New York, 1962. 1131.  Gaster Т.Н. The Dead Sea Scriptures in English (tr.). New York, 1956. 1132. Les Textes de Qumran. Tr. J. Carmignac et P. Guilbert. V. I-II, Paris, 1961-1963. 1133.  Vermes G. The Dead Sea Scrolls in English. London, 1976.   Литература (Приведена лишь основная литература. Более подробная библиография указана в трудах И. Амусина и К. Старковой.) 1134.  Аллегро Дж. Сокровища Медного свитка. Пер. с англ. M., 1967, 200 с. 1135.  Амусин И. Рукописи Мертвого моря. M., 1960, 272 с. 1136.  Его же. К определению идеологической принадлежности Кумранской общины — ВДИ, 1961, с. 3-22. 1137.  Его же. Находки у Мертвого моря. M., 1964, 102 с. 1138.  Его же. «Учитель праведности» Кумранской общины. — ЕМИРА, 1964. т. VII, с. 253-277.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Конечно. Ближнего можно обидеть не только словами, но также тоном голоса, манерой, произношением слов. Ведь ласковыми словами по отношению к ближним можно нажить себе духовный капитал. Поэтому полезно приучить себя к наиболее почтительным и ласковым именам. 1119. Можно ли переехать жить в другое место? Перемена места пусть предпринимается тобой в видах жития более духовного, а не в видах жития более спокойного (преп. Нил Синайский ), 1120. Можно ли у себя в комнате держать разные книги? Христианам в их жилищах нельзя иметь ни антирелигиозной, ни еретической литературы, ни безнравственных книг. Вспомним, как описывается в некоем патерике, как Матерь Божия не вошла в келлию монаха, который держал у себя еретическую книгу, сказав ему: «Ты держишь у себя врага Моего». 1121. Как приучить себя к послушанию? В житейских делах надо выработать в себе такую привычку: ближнего предпочитать всякому делу. Например, если мы заняты каким-либо делом, а услышим просьбу ближнего помочь ему в чем-либо, то надо тотчас же прервать свое занятие и исполнить просьбу ближнего, чтобы успокоить его. 1122. Как принимать к себе посетителей? Приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, должно принимать с лаской и веселым видом, а внутренно смиряться и считать себя ниже его. Хорошо отпустить от себя посетителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), хорошо снабдить ближнего божественной книгой (сообразуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые приходят к нам с целью развлечения, чтобы отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем духовный вред и разорение через их болтовню. 1123. Почему так важно скрывать свои хорошие дела? Потому что открытие их людям уничтожает их. Святитель Феофан Затворник пишет: «Сколько можно, скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их». 1124. Можно ли солгать? Ко лжи надо прибегать лишь в крайних случаях (при искушениях), и очень редко, как к опасному лекарству, и делать это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость, и тогда человек будет прощен. 1125. Что делать, когда приходят помыслы зависти?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

был повторен запрет мирянам под угрозой отлучения осуществлять И. духовными инсигниями), король продолжал назначать епископов и проводить их И. Имп. Генрих IV и антипапа Климента III изгоняют папу Григория VII из Рима. Смерть папы Григория VII. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose g. 6. Fol. 54) Имп. Генрих IV и антипапа Климента III изгоняют папу Григория VII из Рима. Смерть папы Григория VII. Миниатюра из «Хроники» Оттона Фрайзингенского. 1157 г. (Codex. Jenesis Bose g. 6. Fol. 54) Только во время понтификата прагматически настроенного папы Каллиста II (1119-1124) было найдено компромиссное решение, закрепленное соглашением сторон ( Вормсский конкордат (1122), ратифицирован I Латеранским Собором в 1123). Еще не будучи избран на Римский престол, радикальный «григорианец» Гвидо (впосл. папа Каллист II) выступил с предложением обсудить условия примирения. Генрих V и члены рейхстага приняли предложение, но из-за взаимного недоверия сторон и развивавшегося параллельно конфликта императора с оппозиционными князьями дело затянулось (в условиях этого конфликта император тем более не был готов отказаться от ленной И. епископов, обеспечивавшей ему вассалов). Однако потребность мира с Церковью в среде нем. знати неуклонно росла. На рейхстаге в окт. 1121 г. между Генрихом V и оппозиционными имперскими князьями был подписан мирный договор, условием к-рого по инициативе Майнцского архиеп. Адальберта было выдвинуто примирение императора с Римским папой. Договор между папой и императором, разрешивший многолетнее противостояние в «споре об инвеституре» и по-новому определивший положение католич. Церкви в Священной Римской империи, был заключен 23 сент. 1122 г. в Вормсе при посредничестве имперских князей. Теоретической базой для него стало обоснованное в кон. XI в. Иво Шартрским понятийное и соответственно правовое различие между «духовным» и «мирским» компонентами во власти прелата, снимавшее противоречие между требованиями канонического права о свободном, независимом от светских властей замещении епископских кафедр и нормами вассально-ленных отношений: светские сеньоры имели право И. применительно к «мирским» прерогативам (temporalia) епископа и вводили его во владение пожалованными регалиями, а дающее духовную власть (spiritualia) посвящение в сан осуществлялось актом И. церковной. В нач. XII в. этот компромисс (без заключения письменного договора) принял франц. король Филипп I (в 1104), затем англ. кор. Генрих I (Вестминстерский конкордат, 1107), в этих странах конфликт королевской власти с папством не принял столь жесткой формы.

http://pravenc.ru/text/389533.html

«Святая Троица, – говорит Амвросий в другом месте, – не имеет ничего предписанного Ей, ничего ограниченного, ничего измеренного и исчислимого. Она не заключается в каком-либо месте, не изменяется по возрастам, не вмещается в пределы человеческого суждения и человеческой оценки» 1119 . С этим свойством беспредельности и неизменяемости Божества, как истинного бытия, у Филона связывается платоновское доказательство Его вечности из Его неизменяемости и постоянства: невидимому и умопостигаемому (τ ορτ κα νοητ) по самой его природе принадлежит, как нечто весьма родственное, вечность существования (διτης), тогда как всё чувственное существует в форме рождения и превращения (πν γρ τ ασϑητν ν γενσει κα μεταβολας... ν) 1120 . Этот признак вносится в понятие о Божественной природе и Амвросием, для которого также бытие невидимое служит синонимом бытия вечного, а бытие видимое (quod videtur) мыслится подлежащим времени (temporale) 1121 . С другой стороны, с понятием беспредельности Божества связывается Его полная непознаваемость в своём существе: наш разум бессилен узнать о Боге что-нибудь определённое; все имена, прилагаемые нами к Богу, не выражают Его сущности; самооткровение Бога является при этом единственным источником истинного богопознания 1122 . Эту черту у св. Амвросия мы встречаем в несколько изменённом виде. Бессильный постичь Бога своим разумом, человек всё-таки имеет возможность приобрести приближающиеся к истине познания о Нём в вере, в религии (fide sequendus, religione venerandus) 1123 . Таким образом, в то время, как для св. Амвросия источником богопознания является Откровение в его исключительно церковном смысле, для Филона такое значение имеет Откровение в самом широком смысле, не только как совокупность Священных Книг, но и как плод личного вдохновения, экстаза. Кроме того, и само значение Откровения в данном случае у Амвросия оценивается значительно выше, чем у Филона: в раскрытых в Писании и учении Церкви именах Божиих он видит не голые имена, как у Филона и вообще у александрийцев, а действительные, соответствующие существу дела обозначения Божественных свойств 1124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В конце января 1786 года униаты получили наконец известие, что между русским послом и подканцлером идут переговоры о вызове Виктора в Варшаву 1115 для получения привилегии, что за тем решено его вызвать и даже поскорее. 1116 Левинский сейчас же, как мы уже упоминали, сформулировал пункты присяги и послал их для подписи Смогоржевскому, 1117 а между тем копии их представил королю, в министерство и нунцию. 1118 «Нунций (теперь) несказанно ими доволен, – писал Левинский, – и воздыхает к Богу, чтобы Садковский подписал их». 1119 Но Садковский не являлся в Варшаву. Левинский получил сначала известие, что он объезжал монастыри на Подлесья и получил выговор от посла за то, что делал это до получения привилегии, 1120 за тем, что Виктор возвратился в Слуцк и выедет в Варшаву лишь после Пасхи 1121 далее, что он очень не скоро приедет, лишь к осени, к сейму; 1122 но и это оказалось неверным. Левинский около 13 июня получил известие, что Виктор едет, но опять новая тревога, едет с большим штатом, одних певчих везет 24 человека, монахов для сослужения столько же или даже и больше, так как он наймет палац и будет служить в нем торжественно. 1123 В действительности и это известие было плодом фантазии вестовщиков Левинского. Виктор, обремененный тягостями своего нового положения, ничего не знавший о тех сетях, которыми его так усердно опутывали, ехал в Варшаву скромно и поместился в ней еще скромнее. «Наконец то мы дождались славного Виктора, писал Левинский (14/25 июля). Он приехал в прошедший четверг т. е. 20 (9) текущего месяца; однако не с такою пышностью, как ожидали, напротив приехал довольно частным образом (prywatnie). Заехал просто к посольскому капеллану, живущему на Лисне и помещается с ним». 1124 Непритязательность, скромность Виктора, сказавшиеся ясно уже при самом его везде, удивившем Левинского, привыкшего к шумным путешествиям и торжественным въездам своих сограждан, не вразумили этого ревнителя унии. Он давно уже обещал Смогоржевскому следить за Виктором и опутывать его сетями. «Как только он прибудет в столицу, буду усерднейшим образом наблюдать за его действиями», писал он еще 30 августа 1785 года. 1125 «Выражения (протеста нунция против назначения Виктора): пусть знает польское правительство, что я употреблю всевозможное старание, чтобы это (назначение) не причинило ни малейшей тревоги и вреда униатам, дают ему право домогаться, чтобы Виктор, согласно вашим соображениям, как змия был обмотан условиями,» – писал Левинский 4 октября того же года. 1126

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1055 А ср. An κα καταδεξτωσαν τε βσιλες... вм. καταδξηται β. С и καταδξεται κα β. Б М. 1058 δησιν не чит. Б и М так: ac ille (nempe imperator), jussum hortatorium, Ecthesin vulgo dictam, hic (hempe patriarcha), synodicam… mitant. 1078 На это место делается ссылка в Актах седьмого вселенского собора от лица Евфимия Сардского Mansi, Coll. Consil. act, IV coll. 37–40. 1079 Начиная с στραφες и до LXXXII гл. пропущено в А и Г. Начало этой главы в Г такое: «Потом сели опять и стали беседовать... 1091 σχετικν, М: per cognationem ac necessitudiuem et amicitiam relativam, – An: affecttualem, – C: habitudinalem et in affectu positam – т. е. относящеюся к божеским и человеческим проявлениям или движениям или состояниям. 1102 Так Б M A An: φσιν γρ λλ’ ο σχσιν τς ληθεας πσταται λγος Вм. С: σχσιν γρ λλ’ ο φσιν τς ληθεας τν νωσιν πσταται λγος: ибо как состояние, а не как природу знает (признает) единение истинное (их) учение (их подлинное учение относит единение природ и воль во Христе к состоянию, а не к природе). 1110 Б κτερον, – М и С: secundum utrumque eorum, ex quibus est, – но An: secundum utramque (?) – naturam? 1116 Так Б М, An но С пунктирует иначе: явило, что истинно воплотным стал Тот, кто по природе есть бесплотный Бог, – и Творца. 1119 ν τος νθρωπνοις М: inter hominess, An: in hominibus, C: in humanis – соб.: в человеческих свойствах. 1124 περιχωρησις – букв.: обхождение или околохождение одной в другую или другую, взаимопроникновение, перехождение, без перемены взаимопереходящих одна в другую и взаимно друг друга проникающих природ, – μεταχρησις – перехождение, соединенное с изменением и прехождением обеих природ. 1127 Б μφερομνων, М: versantur in… вм. μφυρομνων С и An: новшествами вводят разнообразное смещение. 1138 подходящей под категорию многих отдельных предметов иди объемлющей многие отдельные особи. Б πολλ ριθμ. 1142 Здесь кончается пропуск А и Г и начинается их совпадение с Б, С М и An. В А так: (rл.LXXVII): «Потом. Немного побеседовав друг с другом о жизни богоугодной и соблюдении божественных заповедей, (rл.LXXXII), при целовании их, сказал Феодосий консул»…

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010