На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Семейство Ярослава I, названного Мудрым (годы великого княжения: 1015–1054), породнилось со многими королевскими домами Европы. Его сестры и дочери, вступив в брак с европейскими королями, помогали Руси устанавливать дружественные отношения со странами Европы, решать международные проблемы. Да и формирование менталитета будущих государей во многом определялось мировоззрением матери, ее родственными связями с королевскими дворами других государств. Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств, вышедшие из семьи Ярослава Мудрого, получили воспитание под надзором матери – Ингигерды (1019–1050). Ее отец – король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) – дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию. Скандинавские саги передают подробности женитьбы Ярослава на принцессе Ингигерде и замужества их дочерей. Легенды и мифы, вошедшие в сборник «Круг земной», подтверждают упомянутые исторические события. Несомненно, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава: Елизавета, Анастасия и Анна. Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А.К. Толстой: Гарольд в боевое садится седло, Покинул он Киев державный, Вздыхает дорогою он тяжело: «Звезда ты моя, Ярославна!» Гарольд Смелый, совершив походы на Константинополь, Сицилию и в Африку, с богатыми дарами вернулся в Киев. Елизавета стала женой героя и королевой Норвегии (во втором замужестве – королевой Дании), а Анастасия Ярославна – королевой Венгрии. Об этих браках было уже известно во Франции, когда княжну Анну Ярославну посватал король Генрих I (он царствовал с 1031 по 1060 г.). Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), – за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян. Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XVI в., послесловии/предисловии к «Великому миротворному кругу» новгородского свящ. Агафона 1539-1542 гг. и в др. текстах). Цикл «Сказаний о князьях владимирских» включает Послание митр. Спиридона-Саввы , к-рое позднее использовалось в чинах венчания рус. царей, отдельные сюжеты из него вошли в Воскресенскую летопись, «Книгу степенную царского родословия» . «Сказание» имело целью утвердить глубокие исторические корни правящей московской династии Рюриковичей, возводя ее (на легендарном уровне) к рим. имп. Августу и противопоставляя московских правителей литов. Гедиминовичам, имевшим менее знатных предков. В рус. части генеалогии, изложенной в «Сказании», ключевой фигурой среди владимирских князей является Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, чьей вотчиной был Владимир-на-Клязьме, где в 1108 г. князь построил крепость. Владимир Мономах, по версии «Сказания», получил от визант. имп. Константина IX Мономаха царские инсигнии («венец царский»), «и от того часа тем венцем царскым... венчаются все великие князи владимирские, егда ставятся на великое княжество Русское». В. в. к. представлено в памятнике как ступень к «великому княжеству Русскому». Рассказ о передаче на Русь царского венца не подтверждается историческими фактами, не были современниками киевский кн. Владимир Мономах (1113-1125, род. 1053/54) и визант. имп. Константин IX Мономах (1042-1055). Однако в новейших исследованиях отмечается, что основа для формирования предания о визант. царских дарах появилась в домонг. время ( Назаренко А. В. Владимир (Василий) Всеволодович//ПЭ. Т. 8. С. 684, 686). В послесловии/предисловии свящ. Агафона к «Великому миротворному кругу» митрополия Сев.-Вост. Руси называется «Владимирской и всея Руси», при этом утверждается преемство рус. столиц от Киева через Владимир к Москве. В пространном титуле митр. Иоасафа (1539-1542), в святительство к-рого был создан памятник, названа ц. Успения Богородицы «в царствующем граде новем Риме Москве, матере градовом святейшиа митрополия Владимирскиа и всеа Русии».

http://pravenc.ru/text/154987.html

356 Басилиос, или Барсех (Василий), – католикос города Ани ( 1081–1102), который стал преемником Григора Вкайасера (Мартирофила) и правил католикосатом в 1103/4–1113 гг. Начиная с XI в., в период окончательного политического разложения Армении, духовная власть также распадается – в различных местах появляются одновременно несколько армянских патриархов. Так, Григор II сидел в Египте, Теодор – в Хони (близ Мараша), Барсех – в Ани и Погос – в Мараше. 357 Шугр – видимо, часть Черной горы. М. Орманян и Г. Зарбаналян отождествляют Шугрский и Кармирванский монастыри. Однако, как показывает М. Абегян, это два разных монастыря, Кармир-ванк находился близ Кесуна (см.: М. Абегян. История древнеармянской литературы, кн. II. Ереван, 1946, с. 76, примеч. 3; на арм. яз.). 361 В конце XI в. Эдессой владел армянский князь Торос. Значительная часть ее населения состояла из армян-переселенцев. Торос, радушно принявший крестоносцев, был убит ими, и Эдесса стала отдельным графством, принадлежавшим крестоносцам. Автор описывает события 1144 г., когда Эдесса была взята и разграблена Алеппским эмиром Занги, владевшим почти всей Месопотамией и Сирией. Эти события легли в основу поэмы Нерсеса Шнорали «Плач на взятие Эдессы», написанной в 1145–1146 гг. 362 Тлук – находился недалеко от Иерополя (хеттского Каркемыша); см. Г. Микаелян. История армянского Киликийского царства. Ереван, 1952, с. 62. 363 Местоположение Цовка в одно время ошибочно отмечали в Таврских горах, в области Цопк, у озера южнее Харберда, подробное местоположение Цовка исследовано и определено Кюлесеряном. Г. Алншан уточняет, говоря, что замок Цовк, видимо, находился между Марашем и Айнтапом (Г. Алишан. Нерсес Благодатный и его окружение, с. 96). 364 В конце XI и начале XII вв., в годы царствования Давида Строителя (1089–1125), образовалось единое Грузинское государство, ставшее значительной силой на Ближнем Востоке. Объединенные грузино-армянские войска очистили от сельджуков большую часть армянских земель, на которых образовалось армянское княжество Захаридов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1111 Euseb., Hist. eccl. VI, 30 [ Μ igne, s. g., t. 20, col. 589]. 1112 Ambros., Ep. 60 [Migne, s. l., t. 16, col. 1183]. 1113 Socrat., Hist. eccl. II, 5 [Migne, s. g., t. 67, col. 192]. 1114 Theodoret., Hist. eccl. I, 26 [Migne, s. g., t. 82, col. 981]. 1115 Nov. CXXIII, c. 1. 1116 Nov. CXXXVII, c. 2. 1117 Правило этого собора в нашем “Зборнике” значится как 26-е карфагенское. 1118 Nov. XVI (Zachariae, Jus gr.-rom, III, 88). Nov. LXXV (там же, р. 172—173). 1119 Аф. Синт., II, 338. Ныне суждение о том, какой возраст должны иметь кандидаты на низшие иерархические степени, предоставлено церковным властям. Относительно высших степеней нормой служит: в константинопольской патриархии для диакона 25 лет, для пресвитера 30 (синод. пост. от июня 1796 г.); в королевстве греческом — то же (закон 18 окт. 1856 г., гл. I, п. 2); в России для диакона 25 лет, для пресвитера по возможности 30 лет (указ 16 апр. 1869); в карловецкой митрополии — для диакона, равно и пресвитера 25 лет (§ 36 Декларатории 1779 г.). Однако, и здесь решение предоставляется усмотрению подлежащей церковной власти, согласно потребностям времени, как основательно замечает архим. Иоанн в толковании на это правило (II, 373). 1120 Νον . III, с. И. 1121 Νον . XXII, Аф. Синт., V, 230—4. 1122 Hom. 14 in Acta Apostolorum. 1123 Аф. Синт., II, 343. В Греции рекомендательная (представительная) грамота обыкновенно соединена с отпускною (увольнительною). См. Пидалион (упом. изд.), стр. 757. 1124 См. Вальсамоново толкование 11-го правила IV Всел. Собора в Аф. Синт., II, 245. 1125 Аф. Синт., II, 347. 1126 См. книгу. “О должностях пресвитеров приходских,” § 20. 1127 См. в моем “Зборнике,” стр. 264. 1128 Изд. 1848, стр. 14—15. 1129 Митр. Макарий, Введение в прав. богословие, § 141. 1130 Упом. изд., стр. 38—39. 1131 Аф. Синт., II, 350. 1132 Аф. Синт., II, 347. 1133 Упом. соч., II, 380. По Кормчей выходит, будто епископ, погрешивший против этого правила, подлежит извержению из сана, и с тех пор становится пресвитером, чем был до хиротонии, причем сказано, что в подобных случаях имеет силу это трулльское правило, а не 29-е IV Всел. Собора. Однако, это утверждение Кормчей не точно, как видно из того, что сказано в нашем толковании этого правила и что отмечено и архим. Иоанном в его толковании этого трулльского правила (упом. соч., II,380, прим. 351).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

1094 У св. Никифора исповедника († 829) помещения для мощей, находившиеся под полами церквей (последнее не прямо говорится, а дается знать) называются именно усыпальницами, – κοιμητρια, см. у Ралли и П. IV, 431 ε». 1095 Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея были положены в Константинополе, в храме апостолов, π τν ερν τρπεζαν (ποκτω τς γας τραπζης), – Менологий импер. Василия под 30-м Ноября и Хроника пасхальная под 356-м годом; вообще о полагании мощей святых под св. трапезой см. у Никодима в Синаксаристе под 12-м Ноября память препод. Нила постника. Вальсамон в толковании на 2-е правило Дионисия Александрийского , выражаясь не совсем ясно, как будто говорит, что иногда мощи поставлялись в притворах (πρναοι) церквей, – у Ралли и Π. IV, 8 fin. 1111 Mendelssohn-Bartholdy. Geschichte Griechenlands von der Eroberung Konstantinopel durch die Türken bis auf unsere Tage. I. Theil. S. 6–7. 1113 Hammer. Geschichte des Osmanisch. Reiches. B. II, S. 468–9, Pesth. 1834. Hertzberg. Op. cit. B. III, s. 98. Zinkeisen. B. III, s. 367–368. 1122 Проф. Е. Е. Голубинского . Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Молдаво-Валашской, стр. 337–338. У автора приложен и список господарей (342 и д.), уясняющий преемство фанариотов на столе молдаво-валашском. 1125 Hertzberg. III, 199. Впрочем, считаем долгом справедливости указать одного автора, представляющего правление фанариотов в более мягкой форме. Разумеем: Heimbach. Griechisch-römisch. Recht im Mittelalter und in der Neuzeit: Ersch und Gruber – Encykl. B. 87, S. 56–57. 1126 Полный список свято-гробских монастырей с угодьями (но без всяких подробностей об этих имуществах) напечатан у Silbernagl’я: Verfassung der Kirchen des Oriens. S. 148–150. Неполный список их, но с некоторыми подробностями см. у Муравьева: «История св. града Иерусалима», часть II. стр. 275:297–8:390 (Петерб., 1844), а также у Δοσθου – «история патриархов иерусалимских», σελ 1168:1174. 1127 Полный список монастырей с угодьями, принадлежавших горе Афонской, напечатан (но без всяких подробностей) у Silbernagl’я (Op. cit. S. 149–151). Подобный же список этих имуществ, с подробностями, но далеко не всеми, какие были бы нужны для историка, напечатан у преосвящ. Порфирия: «История Афона», часть III, отд. 2-ое, стр. 339–354 (Петерб., 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

996. Книга письменная, в начале слово обличительное на Еретики, в полдесть. 997. Книга на Еретики в четверть, в ирхе келейной. 998. Книга на Новгородских еретиков, в полдесть ветха, Васьяновская Строева. 999. Книга на еретики Новгородские же, письменная Владыки Афанасия, в полдесть. 1000. Тетрадь в коже; на Новгородских еретиков, в полдесть, ветха. 1001. Книга Иосифа Волоцкого на еретики, в полдесть, ветха, в затылке Селивестровская. 1002. Книга Мефодия Патрского, письменная в четверть, Исаинская. 1003–1005. Три книги Иосифа Евреянина письменная, в полдесть. 1006–1008. Три книги Григория Амиритского с Герваном, письменные в полдесть, в одной книге в начале поучение Кирилла Иерусалимского. 1009–1018. Десять книг Соборников письменных в десть; один в них в затылке, бумага малая. 1019–1070. 52 книги Соборников письменных в полдесть, в досках и в коже и с ветхими. 1071–1104. 34 книги Соборников, письменных, в четверть, в досках и в коже и с ветхими; один в них Греческое письмо. 1105–1109. Пять книг Криниц письменных в полдесть, ветхи. 1110. Книга Летописец Князей Киевских, письменный, в десть. 1111. Книга Летописец же письменный в десть, без начала. 1112. Книга Летописец же написан вновь в десть, в тридцать три строки, переплет новый же. 1113–1117. Пять книг Летописцев письменных, в полдесть. 1118–1120. Три книги Летописцы письменных, в коже, в четверть. 1121. Книга начало Римского царства, в ней же и переселение Иерусалимское, сначала Александрия, письменная в четверть, бумага большая. 1122. Книга Соборник толстый в десть, на весь год, с Сентября по Август, в начале житие Симеона Столпника. 1123. Книга Торжественник письменный, в десть. 1124. Книга Апостол, Греческое письмо, в полдесть, Селивестровский. 1125. Евангелие Пракос, письмо чудотворцева ученика, старца Христофора, на харатьи, оболочено бархатом вишневым, дска серебряная золочена сканная, на ней образ живоначальной Троицы, да образ Распятие Господне, да образ пречистой Богородицы, да четыре Евангелисты серебряны золочены, жуки и застежки серебряные же, а в Евангелии заставицы и главы писаны золотом твореным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

567 ...позавиде Владимиру Манамаху... – Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125). С 1113 г. – великий князь киевский. С 1093 г. вел ожесточенную борьбу с половцами, был организатором и участником удачных походов 1103, 1107, 1111 гт. Автор «Поучения» (см.: т. 1 наст. изд.), в тексте которого содержится рассказ о его походах. С Фракией, Халкедонией и Грецией войн не вел. 568 ...на греческого царя Констянтина Монамаха... – Константин Мономах, император Византии с 1042 г., действительно вел войны с Русью. В 1043 г. был заключен союз между Византией и Русью, скрепленный браком родственницы Константина (возможно, даже дочери) со Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Владимир Мономах , родившийся от этого брака в 1053 г., не мог вести войну с императором Константином, умершим в 1055 г. 569 Посылает к нему с великим смирением... – Рассказ о посольстве императора Константина с дарами (царским венцом, скипетром, багряницей и сердоликовой крабицей Августа) заимствован из «Сказания о князьях владимирских» (см.: т. 8 наст. изд.). 570 ...празновав царь... пятдесятный день по Пасце... и всю ту неделю Пянтикостную... – В 1552 г. Пятидесятница (Троица) приходилась на 5 июня. Пянтикостная неделя – первая неделя после Пятидесятницы. 571 ...митрополиту Макарию. – Макарий – инок, позже – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. С 1526 г. – архиепископ Новгородский (не по избранию новгородцев, а волею великого князя Василия III). После низложения Шуйскими митрополита Иоасафа в 1524 г. был призван на митрополичий престол, который занимал 22 года. Венчал на царство Ивана Грозного в 1547 г. При нем и под его непосредственным началом были созданы Великие Минеи-Четьи и Степенная книга царского родословия. 572 ...мир и любовное целование царице своей Анастасии... – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 г.), первая жена Ивана IV Грозного, дочь окольничьего при Иване III Васильевиче Романа Юрьевича. Была обвенчана с царем в феврале 1547 г. Мать Ивана Ивановича и Федора Ивановича, последнего из Рюриковичей на русском престоле. К первой жене Иван Грозный относился с искренней нежностью, чему есть много исторических свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1111. Полный текст протокола см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 23–33 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 15). 1112. Там же. С. 33. 1113. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 30–32. 1114. См.: И. А. Вести с Афона. — Русский инок 21–22, 1912. С. 83. 1115. Подробнее об этом см. в: Дмитриевский А. А. Афон и его новое политическое международное положение. СПб., 1913. 1116. Охрана Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 1117. Судьба Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 1118. См.: Троицкий С. В. Афон и международное право. Богословские труды 33. М, 1997. С. 144–145. 1119. Архимандрит Давид (Мухранов, 11931) происходил из крестьян Симбирской губернии. Был на военной службе, в зрелые годы принял монашеский постриг. В 1888–1898 годах заведовал Санкт–Петербургским подворьем афонского Андреевского скита. В 1903–1908 годах- настоятель Кобьевского монастыря Грузинской епархии. С 1908 года — на Афоне. С 1914 года — в Москве. В 20–е годы — духовник А. Ф. и В. М. Лосевых. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 94. 1120. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 38–39. 1121. Там же. С. 1122. Там же. С. 42. Ср.: Климент, монах. Имябожнический бунт или плоды учения книги»На горах Кавказа». — Исторический вестник. Т. 143. Март 1916. С. 769. 1123. Текст жалобы см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 34–35 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 64–64об). 1124. Здесь: посланников. 1125. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 44. 1126. Там же. С. 46. 1127. Там же. С. 53. 1128. Там же. С. 56–57. 1129. Цит. по: Имябожники и Церковь. — Новое время, 7.05.1914 13 703). 1130. Забытые страницы русского имяславия. С. 261–265 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д 358. Л. 30–35). 1131. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имяборческая пропаганда. Б. м., б. д. С. 209–210. 1132. См.: Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 6–9. 1133. Церковные вести. — Русская молва, 26.01.1913 46).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

30 августа. ПРАВМИР. Преподобный Алипий Печерский, один из первых и лучших русских иконописев, постриженик преподобного Никона (память 23 марта), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений еще при жизни: преподобный Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все иконы остались целыми. Одну из этих икон (Успение Пресвятой Богородицы), получившую наименование Владимирская-Ростовская (празднование 15 августа), взял великий князь Владимир Мономах (1113–1125) для построенного им в Ростове храма. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия (скончался 17 августа не позже 1114 года). Он был погребен в Ближних пещерах (память Собора 28 сентября). У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони – в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Скачать epub pdf 143. Мстислав I Владимирович, прозванием Великий, великий князь киевский сын Владимира II Всеволодовича Мономаха, великого князя киевского, от первого брака с Гидой Геральдовной, королевной английской. Родился в Смоленске в 1075 г.; выпрошен новгородцами и отпущен к ним на княжение в 1088 г.; переведен на стол ростовский в 1093 г.; возвращен новгородцами в 1095 г.; пошел на Олега, князя черниговского (см. 154), захватившего Муром, и разбил его под Суздалем 1 января, но вскоре же примирился со своим отцом, в 1097 г.; назначенный Святополком II, великим князем киевским (см. 169), в князья Владимиру-Волынскому, не отпущен туда новгородцами в 1101 г.; участвовал в походе русских князей за р. Дон на половцев в 1111 г.; победил Чудь в 1113 г.; «заложи Новгород болий перваго», – говорит летописец, в 1114 г.; взял чудский город Оденпе (Медвежья Голова) близ Дерпта 9 марта 1116 г.; волей отца, уже великого князя киевского, призван и явился на житье в Белгородку киевскую в 1117 г.; ходил с малой дружиной к Владимиру-Волынскому выручать брата Андрея, осажденного там Ярославцем Святополковичем в 1123 г.; наследовал после отца стол великокняжеский в. 1125 г.; сбитый с толку духовенством, допустил Всеволода Ольговича (см. 57) безнаказанно выгнать дядю своего из Чернигова и овладел последним, а сам взял Изяславль полоцкий в 1127 г. и отправил всю семью князей полоцких на трех ладьях в Константинополь в 1129 г.; посылал сыновей на Чудь (эстонцев) в 1130 и 1131 гг. Умер в Киеве 15 апреля 1132 г. Тело его погребено там же, в церкви Федора Тирона, уцелевшем остатке бывшего Федоровского вотча, т. е. отчего, монастыря, Мстиславом же сооруженного. Мстислав Владимирович Великий был женат дважды: 1) на Христине, королевне шведской (см. 189) и 2) на неизвестной по имени дочери посадника новгородского (см. 115). От обеих жен имел пять (по другим известиям, шесть) сыновей, в том числе Изяслава, Ростислава – великих князей киевских, и несколько дочерей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010