дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Вместе с тем, представление Арнобия о едином Боге испытало определенное влияние платонизма 1112 и отличается весьма возвышенным и спекулятивным характером. Действительно, согласно Арнобию, Бог есть «Верховный Владыка» (Deus princeps) и «высочайший Правитель» (summus rex), Который по своей природе невидим, бесконечен, нерожден, бессмертен, вечен, единственен, не ограничен никакой телесной формой, бестелесен, неописуем, не имеет ни качества, ни количества, прост, несложен, пребывает вне пространственного положения, движения и состояния, непостижим ни для какой тварной природы, неизречен словом 1113 . Наряду с этим высшим, нерожденным и непостижимым Богом, с Которым Арнобий, очевидно, отождествляет библейского Бога Отца 1114 , он признает Богом Христа 1115 , Которого называет «Богом внутренних сил» (Deus interiorum potentiarum) 1116 , «Господом всех сил» (virtutum omnium Dominus) 1117 , «возвышенным Богом, Богом, [происшедшим] от внутреннего корня, Богом-Спасителем (Deus sospitator), посланным из неизвестных царств и от Владыки всех» 1118 . При этом в сочинении Арнобия Христос ни разу не называется Сыном Божиим. Неясно также, считал ли он Христа несотворенным и обладающим единой сущностью с Богом Отцом. Скорее всего, мыслил Бога-Спасителя в качестве некоего подчиненного Божества, посредствующего между Высшим Богом и людьми 1119 . Это тем более вероятно, что наряду с Богом Отцом и Богом-Спасителем Арнобий признает существование множества других богов (dii), сотворенных непосредственно Высшим Богом 1120 . Эти духовные существа, к которым Арнобий относит богов, ангелов и демонов 1121 , по сравнению с Высшим Богом, имеют некую «среднюю природу» (media qualitas) и находятся в двойственном состоянии (in ambiguae sortis condicione) 1122 . Они бессмертны, но не по своей природе, а по воле и дару Бога Отца (voluntate Dei Patris ac munere) 1123 . Им Арнобий также усваивает определенные творческие функции, в частности, творение человека 1124 . Признавая существование богов, Арнобий возражает лишь против поклонения им: вполне достаточно воздавать божественные почести «Высшему Богу» и «Главе Божественности» (divinitatis caput), так как вместе с Ним почитаются и все остальные божественные существа 1125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

было датировано письмо Мономаха Олегу Черниговскому, непосредственно примыкавшее к «Поучению». Кроме того, события, описанные в летописи под следующим 1097 г. (Любеческий съезд князей, ослепление Василька, заключение Мономахом мира с киевлянами и Святополком), давали весьма наглядное подтверждение справедливости основных наставлений, связанных с необходимостью соблюдения князьями взятых на себя обязательств, скрепленных «крестным целованием». Выдающийся государственный деятель конца XI – начала XII столетия Владимир Всеволодович Мономах (1052 – 1125) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон, так что половцы его именем детей в колыбели устрашали. Став в 1113 г. великим князем киевским, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли. Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли. Характерная особенность «Поучения» – тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из «священного писания», но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни. На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя – забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен «пещись о хрестьянских душах», «о худом смерде» и «убогой вдовице». Междоусобные распри подрывают экономичес-кое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1104 Μδιμνος — аттическая хлебная мера, четверик. 1105 См. лат. пер. Ant., в греч. букв.: «от сплошного блаженства ( της κατα πλατς μακαριτητας ). 1106 В лат. — res humanas, т. е. «человеческими делами», — иначе — всем, что касается человеческой жизни. 1107 Т.е., не только на основании того, что доступно внешнему наблюдению всех людей (ср. лат. перев.). 1108 У пер.: привзошедшее - ред. 1109 Буквально: с греч. «разрушает»; ср. лат. пер. Ant. 1110 У пер.: худым — ред. 1111 Скобки подлинника. 1112 Т.е. поддерживала нас, помогая переносить нижеуказанные бедствия. 1113 Т.е., по необходимости, из-за материальной нужды. 1114 Т.е., происходить жизни; в лат. добавл. «in rebus humanis». Ср. то же у И. Дамаскина (loc.cit.). 1115 Την πρνοια ν добавлено в D. 1, и необходимо по смыслу речи (см. Var. lectiones, p. 354). 1116 Букв, с греч.: «против которых сообразно (кстати) было бы сказать и слова Писания " … 1117 Και τα εξς : «и то, что следует далее». См. Ис. 45:9. 1118 Буквально — «избегаем» ( φευκτς ); но Matth. предпочитает φκτς (порицаем); так же Con. и Vall. 1119 Отсюда Con. начинает 6-ю главу 8-й книги. 1120 Ср. трилемму Лейбница о настоящем мире как наилучшем из миров. 1121 Буквально с греч.: «погибнет». 1122 Точнее с греч.: «не получая свыше никакого попечения». 1123 Ав agendo — добавлено в лат. Ant. 1124 Добавлено в лат. переводе. 1125 A­ τοιαις — иначе: несообразностями, непристойностями, мерзостями. 1126 Буквально — «страсти» ( παθη ). 1127 Т.е. на земле; в лат. перев. «rebus humanis». 1128 Букв, с греч. «лучшим» (превосходнейшим). 1129 С греч. букв.: «есть дело " … Ср. лат. перевод. 1130 У пер.: прямо — ред. 1131 Точнее с греч.: «невероятно» ( απεμφανον ). 1132 Точнее с греч.: «по двум свойствам», или «в двух смыслах (отношениях)». 1133 Буквально с греч.: «неспособны к промышлению», т. е. — к принятию Промысла. 1134 Точнее с греч.: «невозможно, чтобы низшее достигало высшее», (у пер.: (досязало до высшего ред.). 1135 " Επιδεχμενη ( φανεται ) - иначе: (очевидно) дает просто, волю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

В 1113 году умер Святополк, и киевляне, собравшись на вече, избрали Владимира Мономаха своим князем; но Владимир медлил; между тем киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца Путяты и разграбили жидов, которым потакал Святополк во время своего княжения и поверял собрание доходов. В другой раз послали киевляне к Владимиру послов с такой речью: " Иди, князь, в Киев, а не пойдешь, так разграбят и княгиню Святополкову, и бояр, и монастыри; и будешь ты отвечать, если монастыри ограбят " . Владимир прибыл в Киев и сел на столе по избранию киевской земли. Время его княжения до смерти, последовавшей в 1125 году, было периодом самым цветущим в древней истории Киевской Руси. Уже ни половцы и никакие другие иноплеменники не беспокоили русского народа. Напротив, сам Владимир посылал своего сына Ярополка на Дон, где он завоевал у половцев три города и привел себе жену, дочь ясского князя, необыкновенную красавицу. Другой сын Владимира Мстислав с новгородцами нанес поражение Чуди на балтийском побережье, третий сын Юрий победил на Волге болгар. Удельные князья не смели заводить междоусобиц, повиновались Мономаху и в случае строптивости чувствовали его сильную руку. Владимир прощал первые попытки нарушить порядок и строго наказывал вторичные. Так, например, когда Глеб Мстиславич, один из кривских князей, напал на Слуцк и сжег его, Владимир пошел на Глеба войною, но Глеб поклонился Владимиру, просил мира, и Владимир оставил его княжить в Минске; но несколько лет спустя, вероятно, за такой же проступок, Владимир вывел Глеба из Минска, где он и умер. Точно так же в 1118 году Владимир, собрав князей, пошел на волынского князя Ярослава Святополковича, и когда Ярослав покорился ему и ударил челом, он оставил его во Владимире, сказав ему: " Всегда иди, когда я тебя позову " . Но потом Ярослав напал на Ро-стиславичей и навел на них ляхов; кроме того, он дурно обращался со своею женою; Владимир сердился на него и за это. Владимир выгнал Ярослава, отдавши Владимир-Волынский своему сыну Андрею. Ярослав покушался возвратить себе Владимир с помощью ляхов, венгров и чехов, но не успел, и был изменнически убит ляхами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

Замечательно, что по всем статьям «Русской Правды» не делаются более холопами военнопленные, – об этом уже нет речи. Бегство холопов было обыкновенным явлением, как и в последующие времена, а потому и в этот период возникли также постановления относительно их поимки. Беглые холопы обыкновенно находили себе убежище у других господ, которым служили, будучи обязаны им приютом, а когда эти новые господа начинали с ними обращаться строго, – убегали от них и искали иных. Для предотвращения этого постановлено: тот платил, кто, зная беглого холопа, даст ему хлеб или укажет путь, и напротив – устанавливалась плата в награду за поимку и задержание беглого холопа. Были случаи, когда господа доверяли своим холопам разные дела и посылали их торговать. Таким образом холоп был тесно, юридически, связан с господином и был членом его дома, так что за него господин отвечал. В случае, если бы холоп занял денег и заимодавец знал, что занимает холоп, то он давал не холопу, а господину, и господин обязал был или заплатить то, что взял холоп, или лишиться холопа; точно такое же правило наблюдалось и тогда, когда холоп был пойман в воровстве: господин отдает холопа тому, у кого он украл, или выкупает его, платя цену украденного. Холоп был поставлен ниже всякого свободного. Но положение его, в это время, по правам состояния кажется было выше, чем при Ярославе. Прежде за побои, нанесенные холопом свободному человеку, следовало убить холопа, а при детях Ярослава положено только брать куны; холоп вообще лишен был права быть свидетелем, но в крайней необходимости можно было ссылаться на такого холопа, который занимал у своего господина должность... Во времена Владимира и сына его Мстислава (1113–1125 г.) мало представляется живых сторон народной жизни в Южной Руси; по крайней мере в наших летописях они как бы скрадываются под иными событиями. Вообще, вероятно, народ, несколько успокоенный рукою Мономаха, менее испытывал страданий и внешних, и внутренних. Впрочем, в 1124 году было бездождие, которое естественно должно было повлечь скудость; был и сильный пожар в Киеве. В эти два княжения совершалось заселение Южной Руси переселенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вл. Соловьев идет еще дальше и утверждает, что без семьи любовь может утратить присущий ей личностный характер: «Здесь действительно, не по намерению только и стремлению, но и фактически, каждый есть цель для всех, за каждым ощутительно признается безусловное значение, каждый есть нечто незаменимое. С этой точки зрения семья является элементарною, образцовою и образовательною ячейкою всемирного братства или человеческого общества, каким оно должно быть» 804 . Свидетельства эпохи Древней Руси Среди старинных документов о семейной жизни отберем для рассмотрения четыре: Поучение Владимира Мономаха , Измарагд, Домострой и Житие Иулиании Лазаревской. Как великий князь, Владимир Мономах занимал Киевский престол с 1113 по 1125 год. Всю жизнь он воевал. Свое Поучение он написал в 1099 году, во время одной из военных кампаний. Это произведение не является целиком оригинальным; князь черпал вдохновение из Изборника Святослава, где было помещено поучение некоего Ксенофонта к детям 805 . Несмотря на многочисленные заимствования, Владимир сумел довольно точно отобразить в своем труде жизнь начала XII века на Руси 806 . Мы можем засвидетельствовать, к примеру, что простым верующим в ту эпоху предлагался тип справедливости и святости, свойственный их образу жизни. Мономах перечисляет ряд христианских добродетелей, противопоставляемых грубым обычаям того времени: подавать милостыню бедным, не убивать ни правого, ни виноватого, выполнять данные обещания, почитать церковных служителей, избегать нерадивости, пьянства и распутства, с пользой тратить свое время, быть мужественным во время справедливой войны 807 . Основной темой сборника Измарагд, «наилучшего ключа для проникновения в русскую средневековую религиозность» 808 , является спасение «в мире». Важно не место, где ты живешь, но как ты живешь, ибо «милость Божию можно обрести повсюду». Порой монах или отшельник могут иметь меньше духовных заслуг, чем простой мирянин. В Измарагде содержится также много проповедей, посвященных разным аспектам семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

В 1074 году Анна овдовела вновь. Еще при жизни графа Валуа король Филипп I помирился со своей матерью, доверив ей управление дворцовым хозяйством. Не желая зависеть от сыновей Рауля, она покинула замок Мондидье и вернулась в Париж к сыну-королю. Сын окружил стареющую мать вниманием – Анне Ярославне было уже больше 40 лет. Младший ее сын, Гуго, женился на богатой наследнице, дочери графа Вермандуа. Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа. Потеряв Рауля, она пыталась забыться, окунувшись вновь в государственные дела. «Анна Ръина» поселилась при дворе сына и опять стала подписывать указы и распоряжения. В них она называет себя уже не «королевой» и «правительницей», а лишь «матерью короля», но тем не менее ее уверенная подпись не раз еще встречается на деловых бумагах французского двора рядом с «крестами» неграмотных королевских чиновников. Вести из России и последние годы О последних годах жизни Анны Ярославны мало что известно из исторической литературы, поэтому интересны все имеющиеся сведения. Анна с нетерпением ожидала вестей из дома. Вести приходили разные – то плохие, то хорошие. Вскоре после ее отъезда из Киева умерла мать. Через четыре года после смерти жены, на 78-м году жизни, скончался отец Анны, великий князь Ярослав. У старого больного Ярослава не хватило решимости оставить верховную власть кому-то одному из сыновей. Европейский принцип соправительства им не был использован. Свои земли он поделил между сыновьями, завещая им жить в согласии, почитая старшего брата. Владимир получил Новгород, Всеволод – Переяславль, Вячеслав – Суздаль и Белоозеро, Игорь – Смоленск, Изяслав – Киев, а поначалу и Новгород. Таким решением Ярослав заложил новый виток борьбы за великокняжеский престол. Трижды смещали Изяслава, дважды возвращался на престол любимый брат Анны Всеволод Ярославич. От брака Всеволода с дочерью византийского императора Анастасией в 1053 году родился сын Владимир, племянник Анны Ярославны, который войдет в историю как Владимир Мономах (великий князь киевский в 1113–1125 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христос Пантократор. Мозаика ц. Успения Богородицы мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Христос Пантократор. Мозаика ц. Успения Богородицы мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. В 1108-1113 гг. был построен и расписан визант. мастерами собор в честь арх. Михаила Златоверхого киевского мон-ря (разобран в 1934-1936, воссоздан в 1998). В декорации этой церкви, как и в Софийском соборе, сочетались мозаика и фресковая роспись. Сохранившиеся мозаики, Евхаристия из центральной апсиды и неск. изображений святых (вмч. Димитрий Солунский, архидиак. Стефан, ап. Фаддей), имеют много общего с мозаиками Дафни. Иконографически повторяя роспись Св. Софии Киевской, мозаики Михайловского собора принадлежат др. стилистическому направлению. Апостолы, подходящие к Христу, изображены жестикулирующими, в поворотах друг к другу. Пропорции фигур вытянутые, на драпировках лежат цветные отсветы - рефлексы. Лики набраны многоцветной смальтой с использованием красного, серого, розового, коричневого цвета, контуры в зависимости от фона выложены в виде черной или красной линий. На смену статуарному однообразию и суровому величию апостолов Софийского собора пришли изысканность, деликатность и благородная красота. Среди апостолов, каждый из к-рых имеет индивидуальную характеристику, особой выразительностью отличается образ ап. Павла. Вмч. Димитрий Солунский. Мозаика ц. арх. Михаила Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108 - 1113 гг. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Мозаика ц. арх. Михаила Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. 1108 - 1113 гг. (ГТГ) В нач. XII в. художники столичного направления работали и в Вел. Новгороде. От ансамблей росписи Софии Святой (1108) и Николо-Дворищенского соборов (после 1113) сохранились отдельные изображения (архангел в лоратных одеждах в куполе Софийского собора, жена Иова в нартексе Никольского собора), отвечающие принципам раннекомниновского стиля. К более провинциальному варианту комниновского стиля принадлежат фрески Рождественского собора Антониева мон-ря (1125). Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Преподобная Анна Киевская (+ 1113) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 3 нояб. в день преставления В 1086 г. вел. князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного и при ней устроил женский монастырь. Он был женат на греческой царевне и, «сидя дома, знал пять языков» — пишет сын его, вел. князь Владимир Мономах. Он особенно чтил св. апостола Андрея, и его занимал вопрос о проповеди на Руси. Сохранились письма на греческом языке его дочери, Янки Всеволодовны, об этом. Она даже ездила в Константинополь изучать этот вопрос. По возвращении своем княжна Янка приняла постриг в Свято-Андреевском монастыре с именем Анна и, «совокупив много черниц, жила с ними по монастырскому чину и управляла ими». Есть сведения, что при монастыре своем, прозванном Янчиным, она создала первое в Киеве училище для девиц и сама обучала их грамоте, рукоделиям и пению. В 1106 г. под ее начало поступила ее сестра Евпраксия, скончавшаяся в 1109 г. Монахинями были и племянницы ее, Евфимия и Мария, дочери вел. князя Владимира Мономаха. Скончалась преподобная игумения 3 ноября 1113 г., а в 1116 г. святые мощи ее были обретены нетленными. По кончине ее монастырем управлял всеми чтимый игумен Григорий (1115—1125); по-видимому, по тогдашнему греческому обычаю, управлять женским монастырем надлежало игумену. В 1131 г. Свято-Андреевская церковь, в которой почивали мощи преподобной, была возобновлена. При нашествии Батыя Свято-Андреевский, Янчин, как его прозвали, монастырь был разрушен, и от него сохранилась только часть стены. Но еще ранее его основания, при вел. князе Ярославе Мудром, в Киеве существовал женский монастырь, где в 1114 г. скончалась, будучи 92 лет, неизвестная по имени «игумения святой жизни», прожившая в монашестве 60 лет. Возможно, что именно в этом монастыре постриглась мать прп. Феодосия Печерского (память его 3 мая). • Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга вел. князя Ярослава — Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блж. Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437840/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010