Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый " Гориславич " , упоминаемый в " Слове о полку Игореве " . Он " умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно " . Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег " много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи " . Святополк не хотел, " зане не он создал ту церковь " . Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). " Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились " . Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: " и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство " . За ним на других санях повезли святого Глеба: " с ним шел Давыд с епископами и духовенством " . (Олег ждал всех в церкви.) Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем " Поучении " , говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис. Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор " борисоглебских " имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

Величественная фигура Владимира Мономаха (1053–1125) – внука Ярослава и по матери–гречанке византийского императора Константина IX Мономаха (1042–1055) – предстает на страницах его автобиографического «Поучения», обращенного к преемникам, в котором он призывает к княжеской солидарности, терпимости, снисходительности и ответственности. Женившись на дочери английского короля Гарольда Гите, он унаследовал княжеские престолы северного города Ростова, Чернигова, Переяславля; наконец, призванный народом, стал великим князем Киевским (1113–1125). Постоянно участвуя в княжеских междоусобицах, гордясь своими военными подвигами и успехами в охоте на зубров и кабанов, он в то же время демонстрировал преданность памяти свв. Бориса и Глеба, которым приходился внучатым племянником, и сыграл ведущую роль в их канонизации. Огромное значение он придавал молитве: «Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то “Господи помилуй” взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу, ездя» 731 . Не подвигом святости, но являя образ простого, умного и преданного христианина, он постепенно приводил к православию население Киевского государства. За исключением подобных примеров преимущественно из княжеских родов, в общей массе верующих образцы христианского поведения встречаются гораздо реже 732 . Высокоразвитая христианская традиция Византии – с ее богослужением, каноническим правом и богословской утонченностью – в переводе на славянский язык прививалась молодому государству с недавним языческим прошлым и не имевшему письменной истории. Церковные уставы и обряды, опирающиеся на переводные греческие «книги», принимались целиком и полностью. Изначальное отсутствие собственных культурных корней восполнялось ревностным отстаиванием буквального и часто непонятного смысла переводных текстов. Это объясняет скрупулезный и формалистский подход к богослужению и нравственному порядку, существовавший в Древней Руси и остававшийся характерной чертой русского православия в последующие века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Эмиром (султаном) Мосула и Алеппо был представитель рода Сельджукидов Родован или, как его называет хронист первого крестового похода Альберт Ахенский, Бродоан (1095-1113), сын Тутуша Дамасского. Пасхалий II — папа римский (1099-1118), в миру Раньеро из Бьеды, бывший клюнийский монах. Слабохарактерный и мягкий, в борьбе за инвеституру с императором Генрихом V потерпел полное поражение. Короли французский и немецкий — речь идет о короле Франции Филиппе I (1060-1108) и германском короле и императоре Генрихе V (1105-1125). Дочь Филиппа I от первого брака с Бертой Голландской Констанция, разведясь с графом Шампани Гуго I в 1104 г., два года спустя была выдана замуж за князя Боэмунда I Антиохийского; младшая дочь Филиппа I от Бертрады де Монфор Сесилия стала женой Танкреда Апулийского, а после его смерти в 1112 г. вышла за Пона де Сен-Жилля, графа Триполитанского. Генрих V (1081-1125) — германский король и император с 1105 г., сын Генриха IV и продолжатель его политики в борьбе за инвеституру с папством. Во время похода в Италию в 1111 г. взял в плен папу Пасхалия II с несколькими кардиналами, после чего добился своей коронации и признания за собой права инвеституры. По возвращению в Германию вел ожесточенную борьбу со своими светскими и духовными противниками. Заключил в 1122 г. с папой Каликстом II Вормсский конкордат, в соответствии с которым император отказывался от права духовной инвеституры, но мог присутствовать на выборах немецких епископов и наделять их коронными землями в качестве ленов (светская инвеститура). Гуго Пейенский (Гуго де Пейен, 1070-1131) — рыцарь из Шампани, которому приписывают основание ордена тамплиеров (храмовников) в 1118 г. Свое название орден получил после того, как король Балдуин II уступил ему в Иерусалиме замок возле места, где, по преданию, находился храм Соломона. Английский король — Генрих I (1069-1135), король с 1100 г., младший сын Вильгельма Завоевателя. Последний король из Нормандской династии. Госпитальеры — " Рыцарский орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского " , католический орден, основанный в 1023 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

е) Что касается до Похвального слова святому Николаю, которое в списках Румянцева XV в. 435. 434) начинается так: «Се настоит, братье, светлое празднество»; а в списках Царского 381. 388) значится: «Се приспе, братие, светлое празднество», т. е. в последних с переменами в словах; то и язык его и особенно увещание: «на добрая дела подвигнемся, воздержашеся... от мертвечины и от кровоядения», показывают, что оно писано для новокрещенных славян, только едва ли русских: у последних и во время язычества, но летописи, не видно обычая есть мертвечину. Слово содержит в себе и краткое описание жития. 24. Игумен Даниил известен по Описанию путешествия своего по святым местам, совершенного 1113–1115 г. (изд. Сахаровым: Сказания Русск. людей, т. II). Описание одушевлено теплою верою и искренним благочестием; любопытно по многим сведениям о святых местах. Объяснение непонятных наименований местностей у г. Норова в Прибавлениях к Путешествию его в Иерусалим. «Бог тому послух и св. гроб Господень, говорит Даниил в конце Описания, яко во всех местах святых не забых имен князей Русских и княгинь и детей их и епископ и игумен и бояр и детей моих духовных.» Перечислив имена некоторых князей, продолжает: «Отпехом литургию за князей русских и за вся крестьяне 50 литургий и за усопшия литургию отпехом. И буди же всем почитающим се с верою и любовию благословенье от Бога и от св. гроба и от всех мест святых». 25. Великий князь Владимир Мономах (1113–1125 г.) оставил превосходное Поучение детям, сохранившееся в Лаврентиевом списке летописи. Там же его Послание к сыну о мире с немиролюбивым Олегом Черниговским. «Страх имейте Божий в сердце и милостыню творите неоскудеваемую, потому что здесь начало всякому добру»: так начинает свое Поучение Мономах. Сказав потом о случае, вызвавшем из души его наставление, он учит покаянию, молитве, гостеприимству; советует учиться чужим языкам; осуждает леность и в пример выставляет, как трудился сам он во всю жизнь. Это дорогая картина древней жизни, простой и глубоко благочестивой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 415. 154 См.: Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). М., 2000. С. 177, см. также с. 78–80, 163. 155 ТОДРЛ. Т. 15. С. 344. 156 Абрамович Д. М. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. С. 23, 26. 157 Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 6. Л., 1984. С. 136. 158 Ужанков А. Н. Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. М., 1999. 159 Гиппиус А. А. «Повесть временных лет»: о возможном происхождении и значения названия//Cyrillomethodianum XV – XVI. Thessalonique 1991—92. Отдельный оттиск; Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//«Отечественная история». 1993. Данилевский И. Н. Замысел и название Повести временных лет//Отечественная история. 1995. Ужанков А. Н. По каким книгам судимы будете?//Наука и религия. 1996. 2; Ужанков А. Н. «Совестные книги» Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд)//Россия XXI. 1999. 160 Цит. по: Орлов А. С. Владимир Мономах. С. 43–44, прим. 1. 161 Повесть временных лет. Серия «Литературные памятники». 2-е изд. СПб., 1996. С. 199. 162 Сын Ярослава Мудрого Всеволод (1030–1093, киевский князь в 1078–1093 годах) получил при крещении имя Андрей. Его вотчиной стал город Переяславль, в котором в 90-е годы его сыновьями Ростиславом и Владимиром сооружается первая на Руси церковь во имя св. апостола Андрея, а рядом с Киево-Печерским монастырем князь Всеволод основал Выдубицкий монастырь. Его сын Владимир (Мономах), став в 1113 г. киевским князем, перенес летописание из Печерского в Выдубицкий монастырь. В 1118 г., то есть уже после завершения работы над новой редакцией «Повести временных лет», в которую и вошло предание об апостоле Андрее, игумен Сильвестр был переведен на епископскую кафедру в Переяславль. В это время в Киеве княжил Владимир Всеволодович Мономах (1113–1125). 163 Кусков В. В. Исторические аналогии событий и героев в «Слове о полку Игореве»//«Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 68. 164

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Андреевский, или Янчин. В 1086 г. великий князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь святого Андрея и при ней устроил монастырь, в котором постриглась дочь его Янка (Анна) и, совокупив многих черноризиц, жила с ними по монастырскому чину. В числе черноризиц находилась и сестра Янки Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г. и по смерти (в 1109 г.) погребенная в Киево-Печерской обители . Замечательно, что Андреевским монастырем в 1115–1125 гг. управлял игумен Григорий , весьма уважаемый великим князем и народом, как и впоследствии управляли игумены . Это значит, что или женский монастырь Янки по смерти ее (в 1113 г.) был преобразован в мужеский, или у нас вначале, как случалось и в Церкви Греческой, некоторые женские монастыри подчиняемы были ведению настоятелей, которые совершали в них и церковные службы . Церковь Андреевского монастыря, построенная Всеволодом, вероятно, сгорела или много пострадала во время страшного пожара киевского, бывшего в 1124 г., потому что в 1131 г. она была освящена вновь. Великий князь Ярополк Владимирович, скончавшийся в 1139 г., был сначала погребен в голубце у Андреевской церкви, но потом в 1145 г. по желанию вдовствующей супруги его Елены тело его перенесено в самую церковь и положено рядом с телом Янки . Лазарев. В летописи об этом монастыре замечено только, что в 1113 г. скончалась игуменья Лазарева монастыря, святая житием, живши 60 лет в чернечестве, а от рождения 92 года . Следовательно, если допустить, что она и постриглась в этом же монастыре, то основание его надлежало бы отнести еще к княжению великого князя Ярослава. Феодоровский. В 1128 г. великий князь Мстислав Владимирович основал в Киеве каменную церковь святого Феодора и при ней учредил мужской монастырь, который дети Мстислава в память отца своего, здесь погребенного (1132), назвали Вотчим. В Феодоровском монастыре незадолго пред кончиною своею принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович, и игумен этой обители Анания облек тело его, по смерти поруганное киевлянами, в приличные одежды, совершил над ним панихиду и привез его для погребения в монастырь святого Симеона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

князя Михаила-Святополка 1093–1113, а имя Василия – Владимира Мономаха 1113–1125, который из почтения уступил дяде и престол прежде себя. Может быть по сей-то любви и почтению он удержал в гривне и Святого дяди. Может быть и гривну сию Владимир пожаловал кому-нибудь при жизни и великокняжестве дяди. A по вашему Несторовому тексту (Кенисб. стр. 204.) может быть и сам носил пожалованную от дяди. Но я согласен с Карамзиным, что князья сами гривен не носили, а кресты носили. Сей обычай окончился уже при царе Алексее Михайловиче. Цепи же и у князей и у бояр всегда были щегольством и на себе, и на лошадях. О княжеской гривне сличите Кенисб. место с другими летописями. Но поберегите все для псковщины. Если Свиньин всей вашей ерудиции не примет, то Каченовский и поготово, ибо в Москве свои работают над растолкованием сей старины. В таком случае Булгарин будет вам рад. Между тем если и немцы что-нибудь опубликуют, то вам же пригодится в екзегетику. He справляйтесь более в Синоде о службе Саввы Крынецкого. – Цензура, мне также неприязненная, не пропустила в Москве: об этом я уже имею оттуда известие. Письма Ермолаева о гривне, перерывши свои бумаги, я еще не нашел; а помню, что в сентябре имел я досуг сводить его с Карамзиновым расчислением и заметилъ, что Карамзин полагает 25, а Ермолаев 50 кун в гривне. Карамзин полагает 2 "/ 2 или 2 в куне резаной, а Ермолаев равняет резань куне; вот и все содержание письма. А чтобы до того, пока отыщу самое письмо, потешить Вас, посылаю вам фаворита своего Раковецкого, которого и вы полюбите, только чур чрез 10 дней мне возвратить, ибо он нужен мне и для ответа вашему Барону, а теперь я пока занимаюсь другим делом. Чтобы и Раковецкий непразден к вам шел, то я ему на плечи навьючиваю еще три тетрадки: 1) для вас описание Мирожского монастыря черновое, оное мне возвратите, 2) для Сибирского вестника статью о Камчатской Миссии, некогда полученную мною из Иркутска, 3) для Павла Петровича в Отечественные Записки статья о Корсуне с планом и описанием посылается особою трубкою, ибо мять его с Раковецким не захотелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

После 1037 г. Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 г. После 1051 г. Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е гг. или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирили ранее ликийского. Несколько прежде 1062 г. Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 г. До 1060-х гг. Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е гг. Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 г. Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 г. Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 г. Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 г. и возобновлен. До 1072 г. Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 г. Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 г. Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 г. 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ал. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 г. До 1096 г. Муромский мужской монастырь во имя Спасителя. До 1096 г. Киевский Кловский Стефановский (Стефанеч) монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. До 1096 г. Суздальский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского (поначалу – подворье Киево-Печерского монастыря). Ок. сер. XI в. Владимиро-Волынский Святогорский мужской монастырь. Ок. 3-й четв. XI в. Ростовский Авраамиев мужской монастырь в честь Богоявления. 1108 г. или позднее До 1113 г. Киевский женский монастырь (во имя св. праведного Лазаря Четверодневного ?) Новгородский Антониев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Новгородский Юрьев мужской монастырь во имя или ранее вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев женский монастырь во имя Спасителя. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Киевский Отний (Вотчь) мужской монастырь во имя св. вмч. Феодора Тирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (ок. 1095/1100 - 10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых). Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) В. М. был старшим сыном киевского кн. Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132) от брака с Христиной, дочерью швед. кор. Инге (1080-1112), и старшим внуком киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Первые сведения о В. М. относятся к 1117 г.- 17 марта он был оставлен в Новгороде своим отцом Мстиславом, к-рого Владимир Мономах перевел в Белгород под Киев. В 1123 или нач. 1124 г. В. М. женился на дочери Святослава Давидовича, одного из князей черниговского дома, тогда уже инока Киево-Печерского мон-ря (см. Николай Святоша , прп.). От этого брака у В. М. было 2 сыновей - Иоанн, умерший в младенчестве в 1128 г., и Владимир, а также дочь Верхуслава. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Княжение В. М. является важным этапом в становлении новгородской государственности. Стремление Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича сделать Новгород, как и Киев, наследственным владением Мстиславичей вело как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам новгородскому боярству. По мнению В. Л. Янина , именно при В. М., а не в результате его изгнания в 1136 г., как традиционно считалось в науке, в Новгороде сформировалось т. н. посадничество нового типа, полномочия к-рого заметно ограничивали княжескую власть. Свидетельством внутриполитической активности В. М. как новгородского князя являются и многочисленные находки преимущественно в Новгороде свинцовых печатей с изображением арх. Гавриила, возвещающего Пресв. Богородице о рождении Спасителя, на лицевой стороне и св.

http://pravenc.ru/text/155468.html

III. Так тянулись не год и не два, а целые сотни лет. Русские люди разумели, что они братья, а между тем усобицы не утихали. Русская земля распалась на несколько областей; в каждой области княжил особый род княжеский: в каждой был свой великий и свои удельные князья. Только в одной из русских земель не было особого рода княжеского, а сидели князья выборные; это было в Новгороде. (Петрушевский). 4. Владимир-Мономах (1113–1125 г.) миротворец и добрый страдалец за Русскую землю I. Вздохнула было не много Русь, когда сделался великим князем внук Ярослава от третьего его сына Всеволода, Владимир, прозванный по матери своей, дочери греческого императора Константина Мономаха, Мономахом, что значит единоборец. Он был человек добрый, умный, просвещенный, богобоязненный и храбрый; он отлично понимал, сколько бед приносят русской земле княжеские междоусобия и всегда старался всеми силами водворить между родичами мир. В этом смысле он много работал еще до своего великого княжения, и его всегда все любили. II. Все в нем нравилось народу. Как князь и судья, он был справедлив,  решал дела по правде, заступался за слабых и ненавидел ссор, меж­ду тем как другие князья о правде-то мало заботились и бо­лее надеялись на свою силу. Они крепко держались известной поговорки: «у сильного всегда бессильный виноват». Он любил установившиеся порядки и уважал старшинство, а потому не спорил, не домогался того, что не принадлежит ему по праву. О том же он всегда просил и братьев своих, мирил их, и все его прозвали за это братолюбцем. III. Как частный человек, Мономах был добрым хозяином, сам за всем приглядывал, держал порядок в доме, не тратил зря имущества и увеличивал казну, хотя и отличался необыкновенной щедростью. IV. Все имели к нему доступ; для всех он был ласков и приветлив. Но вместе с тем Мономах был страш­ной грозой для врагов: достаточно половцам увидеть его знамя, и они бегут без оглядки. Они обыкновенно с весной, когда подрастали травы, делали свои военные набеги на Русь. Моно­мах всегда старался предупредить их. «Сделал я», говорил, «83 больших похода, а малых и не припомню. Двадцать раз без одного заключал я с половецкими князьями мир, при отце и без отца, и давал им много от себя скота и платьев; пустил же из оков более 100 их лучших князей, да избил около 200».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010