Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ [греч. Κωνσταντνος Μονομχος] (ок. 995-1000 - 7/8.01.1055, К-поль), визант. имп. (с 12 июня 1042). Представитель семьи высокопоставленных к-польских чиновников-юристов. Фамилия Мономах (от греч. «единоборцы») сложилась скорее всего за несколько поколений до К., в XI в. считалась «знатной». Отец К. Феодосий занимал высокую должность в судебном ведомстве в кон. X в., был замешан в одном из заговоров знати против имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025), сохранил жизнь, но лишился карьеры. У К. были сестры Елена и Евпрепия и братья, неизвестные по именам, племянник К. по матери Лев Торник. О детях К. сведений нет. Некая родственница К. была выдана замуж за рус. кн. Всеволода (Андрея) Ярославича и стала матерью вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). В рус. источниках она известна как «Мономахиня». Точная степень родства между ней и К. неизвестна; едва ли она могла быть родной дочерью К. После смерти К. семья Мономахов известна среди визант. придворных чинов до рубежа XII и XIII вв. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. К. начал службу в качестве специалиста по праву и в 20-х гг. XI в. уже был членом синклита (сенатором). Видимо, еще при жизни отца К. женился в 1-й раз, но имя и происхождение его жены неизвестны; она умерла, возможно, в сер. 20-х гг. До 1028 г. К. женился вторично на Елене Склирене, дочери Василия Склира и Пульхерии, племяннице полководца Романа Аргира. 2-я жена К. также умерла через неск. лет, и его фавориткой вскоре (вероятно, до 1035) стала племянница жены Мария Склирена. Решающую роль в возвышении К. сыграла женитьба в нояб. 1028 г. Романа Аргира на визант. царевне Зое (ок. 978-1050), дочери и наследнице имп. Константина VIII, и его вступление на престол после смерти Константина. К., как зять Романа и способный чиновник, был включен в состав правящей фамилии и приобрел значительное влияние при дворе. Между К. и Зоей установились дружеские отношения; в К-поле даже сплетничали об их интимной связи. Ряд визант. историков, прежде всего Михаил Пселл , приписывали К. честолюбивые планы занять престол, к-рые К. якобы строил, рассчитывая добиться доверия Зои и в будущем используя ее в своих интересах. Скорее всего подобные представления о характере и карьере К. возникли уже позднее, когда К. стал императором.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

Описание времен Святополковых заключим известием, что Нестор при сем Князе кончил свою летопись, сказав нам в 1106 году о смерти доброго девяностолетнего старца Яня, славного Воеводы, жизнию подобного древним Христианским праведникам и сообщившего ему многие сведения для его исторического творения. Отселе путеводителями нашими будут другие, также современные Летописцы. Глава VII. Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113–1125 Грабят Жидов в Киеве. Мономах усмиряет мятеж. Новое пренесение мощей Бориса и Глеба. Закон о ростах. Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону. Черные Клобуки. Беловежцы. Дела с Греками. Мономахова шапка. Царевич Леон. Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача. Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых. Кончина Мономахова. Свойства его. Поучение. Основание Владимира Залесского. Гида, супруга Мономахова. Ее дети. Сочинение Митрополита Никифора. По смерти Святополка-Михаила граждане Киевские, определив в торжественном совете, что достойнейший из Князей Российских должен быть Великим Князем, отправили Послов к Мономаху и звали его властвовать в столице. Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и вражду Святополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказался от предложенной ему чести. Вероятно, что он боялся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего Ярославова сына, по тогдашнему обыкновению долженствовали наследовать престол Великокняжеский. Сей отказ имел несчастные следствия: Киевляне не хотели слышать о другом Государе; а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского, именем Путяты, и всех Жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка. Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Владимир приехал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники усмирились, видя Князя великодушного на главном престоле Российском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Ярослав Мудрый правил до 1054 года. При нем была построена София Киевская и издана «Русская правда» - первый законодательный сборник на Руси. Свою дочь Анну он выдал замуж за французского короля. Дочь писала отцу, что здесь все неграмотные и что она подписывает по этой причине важные государственные документы. На Евангелии, привезенном Анной, французские короли присягали. Владимир Мономах (1113-1125) по словам Н.М.Карамзина «с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели». При этом князе произошло восстановление единства Русских земель, Русь снова объединилась. Стенд, посвященный первому русскому самодержцу Андрею Боголюбскому. Он повествует и о его ратных делах, в частности, о походе на Киев, и о большом строительстве храмов и монастырей. Далее наступает печальная пора раздробленности. Как нельзя лучшей иллюстрацией к этому является работа недавно умершего большого русского художника П.Рыженко «Битва на Калке». Святой благоверный князь Александр Невский. Известны его высказывания: «Не в силе Бог, а в правде» и «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». Запомнились слова Патриарха о благоверном князе, отметившего его «твердое стояние в отеческой вере, стратегическую дальновидность государственного деятеля» и министра С.Лаврова о том, что он «заложил основы многовекторной российской дипломатии». Как известно, трудами св. Александра была учреждена православная епархия в Сарае. Противоположность ему – князь Даниил Галицкий, который не смог разобраться в хитросплетениях геополитики того времени. Рядом со стендом, посвященным ему, очень нелицеприятное высказывание о галичанах историка Карамзина. Из всех высказываний о беде, которая постигла Русь в начале 40-х годов 13-го века, наиболее запомнились слова, принадлежащие Чингисхану: «Я – кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлет вам кару в моем лице». Запомнилось еще, что если хотя бы один воин из какого-либо татарского отряда бежал с поля боя, то казнили отнюдь не каждого десятого, как это было у римлян, а уничтожали весь отряд.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/18/se...

642 Из рукописей Анны Николаевны Шмидт, с письмами к ней Вл. Соловьева (Москва, 1916). Предисловие, стр. XIV. 644 Гуго Викторинец, Гуго Сен-Викторский (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096–1141) – средневековый философ и богослов. Родился в Саксонии. В 1115 г. приехал в Париж, где обучался в школе монастыря Сен-Виктор. С 1125 г. преподавал в этой же школе, а с 1131 г. возглавлял ее. Гл. соч.: «О таинстве христианской веры». Он рассматривал все сотворенные вещи как чувственно воспринимаемое воплощение мыслей Бога. Гносеология Гуго отдает предпочтение интуиции, освобождающей ум для соединения его с Богом. Христианский догматизм Гуго объявлял либо согласным с разумом, либо стоящим выше разума, но не противным ему. Классификация наук Гуго предполагала самодовлеющее значение знания, так как в процессе жизни человек убеждается в пользе любых познаний. 645 Hegel. Encycl. 1. th., Die Logik (1840), VI. В. § 82, Zusatz, стр. 159 c. См. вообще мою статью «Гегель как интуитивист». Зал. Русск. Научн. инст. в Белграде, вып. 9. 646 См., напр., немецкое издание: J. Loyola, Das Exerzitienbuch. Перев. Feder’a, пояснения М. Meschler, S. J. Frb. J. Br. 647 Cl. Brentano. Sämmtl. Werke, hrg von C. Schüddenkopf. 1912, Bd. XIV. I Abth. «Religiöse Schriften» с введением W. Ochl’я. 651 Абеляр Пьер (Abelard, Abailard) (1079–1142) – французский философ-схоласт, теолог и поэт. Родился в Пале, близ г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 г. открыл собственную школу и имел множество учеников. Трагические перипетии судьбы Абеляра, описанные им в соч. «История моих бедствий» (1132–1136), привели его в монастырь, где он провел последние 20 лет жизни. Для воззрений Абеляра характерен рационализм – предварительным условием веры у него выступает разум («понимаю, чтобы верить»). Вера, не выдержавшая проверки разумом, недостойна свободного человека. По Абеляру, церковное предание и догматы также должны быть удостоверены разумом, лишь Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в этом. Тяга Абеляра к формально-логической стороне процесса познания особенно ярко проявилась в его соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Велисарий – византийский полководец 66, 76 Велосис (Бела) – венгерский бан 261 Вивиан – отец Адамантия 53 Викентий – пресвитер 18 Вильгельм – см. Гильельм Витон – пресвитер 18 Владимир I (Святой) – великий князь киевский (978–1015) 159, 182,183,186, 215, 217, 235, 236 Владимир II Мономах – великий князь киевский (1113–1125) 246, 252, 261, 270 Владимир (Владимирко) Галицкий – первый князь единого Галицкого княжества (ум. 1153) 252, 260, 261, 266, 275 Владимир Ярославин – русский князь 235 Владислав II Чешский – чешский (богемский) король (1140–1173) 265, 271, 272 Владислав – «тавроскифский династ», один из русских князей 253, 270 Волк (Вук) Неманич – сын жупана Стефана Немяни 290 Володарь Ростиславич – князь звенигородский, затем перемышльский (ум. 1124) 261, 267 Вонос – телохранитель императора Маврикия 105 Всеволод Юрьевич – русский князь (1154–1212) 270 Вусалв – приближенный Февдериха 57 Вышата – русский воевода 235 Гавриил – клирик, византийский посланник к венграм 157 Гадло А. В. 168 Гайна – византийский полководец, гот 25, 34, Галла Плацидия – дочь императора Феодосия I и сестра императоров Гонория и Аркадия 59–63 Галлиен – римский император (253–268) 22 Гарах – арабский военачальник 125 Гардизи – персидский историк 167, 257 Геза (Гейза) – см. Яза Генесий – византийский историк 216 Генрих Дандуло (Энрико Дандоло) – венецианский дож (1192–1205) 291, 303 Генрих – см. Эррик Гентзон (Гензон) – византийский полководец 102, 113 Гентон – гот 56 Георгий (Юрий Долгорукий) – князь ростово-суздальский и великий князь киевский (1190-е–1157) 252, 253, 260, 270 Георгий Акрополит – византийский чиновник, ученый, историк (ок. 1217–1282) 300–302, 304, 305 Георгий Амастридский – святой, архиепископ (род. 750–760, ум. 802–807) 129, 130, 137, 208 Георгий Кедрин – византийский хронист 216 Георгий Маниак – византийский полководец, поднявший мятеж против императора 237 Георгий Монах – византийский хронист 107, 182 Георгий Пахимер – византийский ученый, историк 314 Георгий Победоносец – святой, великомученик 227

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слав. книжниками создавались также Поучения, посвященные И. П., для седмичного цикла богослужения, приуроченные ко вторнику. Между 1061 и 1063 гг. иноком Григорием Философом , прибывшим на Русь с Георгием , митр. Киевским, был написан в Киеве цикл седмичных Поучений, читавшихся «по пению Параклита», в к-ром Слово на вторник посвящено И. П. Вероятно, между сер. и посл. четв. XV в. была создана 2-я редакция цикла, приспособленная для Минеи общей, и не позднее посл. четв. того же столетия - 3-я, представленная в упомянутом выше сборнике МДА. 77 (Слова, посвященного И. П., изменения коснулись мало). В ряде западноукр. Прологов XVI-XVII вв. под 7 янв. содержится Сказание о перенесении перста И. П. из К-поля в Киев. Эта реликвия была положена в киевском Купшином (в нек-рых списках - Кукшином или Купльшином) мон-ре на р. Сетомль ( Т[урилов] А. А., Г[алко] В. И. Сказание о принесении перста Иоанна Крестителя//Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003. С. 220-221). Согласно проложному Сказанию, перенесение перста произошло в 6600, т. е. в 1092 г. Эта дата неполная (в записи лет отсутствуют десятки и единицы), и наиболее вероятно, что Сказание было составлено в правление Владимира Мономаха (1113-1125). В Сказании не говорится, кто был дарителем этой святыни и кому она предназначалась. Скорее всего перст был частью десницы И. П., находившейся в Большом дворце К-поля. Хотя известен также перст этого святого, хранившийся в Студийском мон-ре (Книга Паломник. С. 22), главный храм к-рого был освящен во имя Иоанна Предтечи. Поскольку с десницей были связаны представления о венчании на царство визант. императоров, то перенесение перста в Киев не могло не иметь политической окраски ( Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха»//ДГСССР, 1987. М., 1989. С. 188). Учитывая тесные связи Владимира Мономаха с Византией, можно именно его считать инициатором этой акции. Однако в 1147 г., во время дискуссии о поставлении киевским митр. Климента Смолятича , Черниговский еп. Онуфрий считает, что для чина поставления в митрополиты достаточно того, что «глава у насъ есть святаго Климента (сщмч. Климента , папы Римского.- Авт.), якоже ставять греци рукою святаго Ивана», умалчивая о персте И. П. в Киеве (ПСРЛ. 2000. Т. 2. Стб. 341).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Таким образом, основные богословские идеи Повести временных лет сводятся к следующим положениям: в качестве равноправного члена единой семьи народов Русь изначально пребывает под особым водительством Божиим; апостольская проповедь – новый знак Божественного призвания Руси; с крещением Владимира и его народа великая битва за человеческие души между Богом и диаволом окончательно разрешается в пользу Бога; но всякий раз, когда князья будут нарушать принципы братской любви, а народ – возвращаться к языческим обычаям и порокам, Господь будет посылать “грехов ради” возмездие, дабы вернуть Русь на истинный путь. При всех византийских и прочих заимствованиях здесь проявляется отчетливая национальная позиция. Экскурс: Владимир Мономах При рассмотрении Повести временных лет мы намеренно не касались трех произведений, сохранившихся в Лаврентьевском списке в статье 1096 г., так как по содержанию они представляют собою вполне самостоятельные сочинения, автором которых был князь Владимир II Мономах (20 апреля 1113 – 19 мая 1125) 1034 . Речь идет о Поучении к сыновьям, Послании к князю Олегу Святославичу (даты создания которых не поддаются точному установлению) и Молитвах. Когда сочинения Владимира Мономаха были включены в летопись (эта особенность Лаврентьевского списка не повторяется более ни в одном другом), до сих пор остается спорным 1035 . При ближайшем их рассмотрении оказывается, что Молитвы вовсе не являются творением Владимира Мономаха , а позаимствованы из великопостной литургии (Триоди) греческой церкви и Канона молебного Кирилла Туровского 1036 . Поучение, в состав которого входит и автобиография 1037 , также использует многочисленные источники, из которых одни уже однозначно установлены (например, Житие Василия Великого ), а о других строятся более или менее обоснованные предположения 1038 . Именно Поучению в науке до сих пор уделялось наибольшее внимание, тогда как столь же своеобразное (благодаря теме совести) письмо к Олегу вызывало лишь эпизодический интерес 1039 . Вместе с тем сколько-нибудь заметное воздействие на последующую литературу оказало только Поучение 1040 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 10 декабря 2012 г. В недрах Киевской Руси в домонгольский период стали закладываться основы нового государственного образования, которое в трудах историков получило именование Владимиро-Суздальской Руси. Со временем Владимиро-Суздальская Русь явилась ядром Московской державы. Колыбель Владимиро-Суздальской Руси – древняя Ростово-Суздальская земля была отделена от Киева, “матери градов русских”, труднопроходимыми лесами, почему и называлась Залесьем. Главными городами и экономическими центрами Залесья в те далекие времена были Ростов и Суздаль. Княжеский “снем” в Любеке 1097 года признал Ростово-Суздальские земли владением Мономаховичей. Великий Киевский князь Владимир Мономах (1113–1125) уделял большое внимание “волости отца своего”, основав в Залесье город “в свое имя”, которому суждено было большое историческое будущее. О строительстве Владимира на Клязьме, притоке Оки, впадавшей Волгу, читаем в летописи под 1108 годом: “Того же лета свешен бысть град Владимир Залесский Владимиром Мономахом ”. Далее говорится, как князь построил в нем “ церковь камену святого Спаса”. В Суздале он воздвиг крепостные валы и Кремль, позднее были поставлены княжеские хоромы, построены храмы. Так князь Владимир Мономах положил активное начало возвышению Залесской Руси. Продолжателем начатых трудов явился его сын Юрий Долгорукий (1091–1157). Он был одним из младших сыновей великого князя Владимира Мономаха , и после смерти отца ему достался отдаленный Ростово-Суздальский край. Но поскольку в Ростове были сильны боярские традиции, то, не поладив с ростовским боярством, князь Юрий вынужден был переселиться в Суздаль, а точнее – во вновь отстроенную резиденцию Кидекша под Суздалем. В 1107 году Юрий Долгорукий женился на дочери половецкого хана Аепы. Этим браком был скреплен политический союз с целью усиления военного превосходства над соседней Волжской Болгарией. Если Киев находился под постоянной угрозой вторжения половцев, то северо-восточной части Центральной Руси угрожали болгары.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ищите прежде царствия Божия, по его же словам, означает: ищите «прежде всего познания истины... единого Божественного ведения и... добродетели» 1111 . Все эти изречения Отцов говорят о необходимости Богопознания и вообще духовного ведения. Но в чём состоит это последнее по учению Отцов? На этот вопрос и почти на все последующие ответит нам величайший христианский психолог и гносеолог – Исаак Сирин . Он говорит, что «духовное ведение есть (не что иное, как) ощущение сокровенного», или «ощущение тайн» (ασϑησις τν μυστηρων) 1112 , или иначе – «ощущение бессмертной жизни», а она есть «ощущение Бога» 1113 . Последнее же возможно только через откровение или через благодать Духа Святого. Исаак Сирин говорит о таинственном обучении тайнам Духа и откровениям ведения 1114 . Максим Исповедник заявляет, что Господь есть «просветитель ума и показатель таинств (δεικνς τ μυστρια), доступных одним чистым» 1115 . О необходимости для Богопознания Божественного откровения и об истинном Боговедении, как даре Божием, даре Духа Святого, говорят Климент Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий, Григорий Богослов , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник и вообще все Отцы и учители Церкви 1116 . Если доселе святоотеческая гносеология только следовала новозаветной гносеологии и разъясняла её, то естественно ожидать, что и в дальнейших пунктах, указывая условия и средства для Богопознания, она пойдёт по тому же пути. Исаак Сирин говорит, что царство небесное не приобретается изучением, оно может быть вкушаемо только по благодати (κ τς χριτος) 1117 . Равно и знание таин царствия – духовное ведение не приобретается внешним, душевным ведением. «Оного духовного ведения, – по словам Исаака, – никто не может приять, если не обратится, и не будет как дитя», то есть если «не поставит себя в младенческий образ мыслей» 1118 ; ту же мысль св. Отец выражает, говоря: «будь невеждой в мудрости своей» 1119 … Тайны царствия делаются доступными для вступившего в него прежде всего через веру, которая, по словам Климента Александрийского , «есть некое внутреннее, скрытое в душе благо» 1120 . Она, как выражается тот же учитель, дарит человека «новым глазом, новым слухом и новым сердцем» 1121 . «Для тайн Духа, читаем у Исаака Сирина , которых не ощущают ни телесные чувства, ни разумная сила ума, Бог дал нам веру» 1122 , которая есть дверь таинств ( πστις ϑρα στ τν μυστηρων) 1123 . Говоря, что «вера утончённее ведения» 1124 , Исаак подробно изображает богатство первой и скудость последнего, то есть несравненное превосходство веры – этой драгоценной жемчужины над душевным ведением, равноценным медному оболу 1125 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Государь Петр Алексеевич патриаршество на Руси отменил .— Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Иоанновиче в 1589 г., когда ослабела зависимость русской Церкви от Византии. В разные периоды истории значение патриаршей власти было различно — это зависело от условий, в которых патриарху выпадало действовать. Бывали периоды, когда патриархи не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства. Случалось же и так, что патриархи правили независимо и наравне с царями. Так было при Филарете (Романове) (см. коммент.), носившем титул «великого государя»; при Никоне (см. коммент.), принявшем такой же титул. Но патриаршая власть в России стала слабеть. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, царь Петр I, не решаясь сразу отменить патриаршество, назначил местоблюстителя патриаршего престола, а в 1718 г., заменяя приказы коллегиями в государственном управлении, заменил и единоличную власть патриарха коллегией: постоянным сбором духовного правительства,— ибо на церковь Петр Алексеевич смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Таким образом духовная коллегия (впоследствии Св. Синод) стала высшим духовным и правительственным учреждением в России. (Восстановлено патриаршество в России на поместном Соборе русской Православной Церкви 5 (18) ноября 1917 г.) Потемкин-Таврический — Потемкин Григорий Александрович (1739—1791), русский государственньлй и военный деятель, генерал-фельдмаршал (с 1784 г.), организатор дворцового переворота 1762 г., фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины II. Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота. После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. … ибо служил еще Августу Кесарю, от которого перешел к византийским императорам, а от них попал к Владимиру Мономаху .— Август Кесарь — Гай Юлий Цезарь Октавиан, римский император в 27 г. до н.э.— 14 г. н.э. Владимир II Мономах (1053—1125), с 1113 г. великий князь киевский, сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010