Вступив в 1149 г. в борьбу за Киев, Юрий предпринял шаги, весьма напоминавшие чуть более позднюю практику смоленского кн. Ростислава Мстиславича: он начал раздавать сыновьям волости на юге Руси, прежде всего в Киевской земле (Андрею - Вышгород, Борису - Белгород, Ростиславу, а затем Глебу - Переяславль, Васильку - Поросье с Торческом), но ни один из них, кроме переяславского кн. Глеба Юрьевича, впосл. там не удержался. Более того, Андрей в 1155 г. самовольно покинул Вышгород и вернулся в свою вотчину на родине (вероятно, Владимир), предвосхитив основную тенденцию будущей киевской политики владимиро-суздальских князей. Именно желая обеспечить своему потомству решающее влияние в Киевской земле, Юрий завещал суздальский стол младшим сыновьям от 2-го брака - Михалку (Михаилу) и Всеволоду. Но его планы разбились о своеволие ростовского и суздальского веча, пригласившего на княжение кн. Андрея Боголюбского (1157-1174). Андрей расправился с княжеской оппозицией, отправив на время в изгнание троих младших братьев (Василька, Михалка, Всеволода) и племянников - сыновей старшего брата Ростислава, умершего еще при жизни Юрия Долгорукого, а также часть старшей дружины отца. Получив княжение благодаря вечу, Андрей не терпел никакой зависимости от него и потому сделал главным столом Владимир, из-за чего возник глубокий конфликт между старыми Ростовом и Суздалем и новым Владимиром, резко обнаружившийся после убийства кн. Андрея в 1174 г. Ростовцы и суздальцы призвали на стол Мстислава и Ярополка, сыновей Ростислава Юрьевича, тогда как владимирцы стояли за младших Юрьевичей - Михалка и Всеволода. Противоборство закончилось в пользу последних, и на владимирском столе (после скорой смерти Михалка) надолго вокняжился Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). После затяжного междоусобия Всеволодовичей в 1212-1216 гг., в к-рое оказался втянут и Новгород, и скорой смерти победившего св. кн. Константина Всеволодовича снова наступила полоса длительной стабильности в правление его младшего брата св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (1212-1216 и 1218-1238), при к-ром в 1214/15 г. в пределах его владений была образована Суздальская и Владимирская епархия (см. Владимирская и Суздальская епархия ).

http://pravenc.ru/text/180439.html

От XI века нам неизвестно ни одно Православное свидетельство о схождении в Великую Субботу Святого огня. Зато от первой половины XII века до нас дошли три православных свидетельства, из которых самое раннее, относящееся к Пасхе 1107 г., принадлежит первому Русскому паломнику – писателю игумену Даниилу 5 и как по обстоятельности, так и по подробности описания не только превосходит все свидетельства его современников, но не потеряло значения даже и в настоящее время. От 1122 г. сохранилась в Иерусалимском патриаршем книгохранилище греческая рукопись, заключающая в себе совершаемое в то время в Иерусалимской церкви богослужение страстной и пасхальной седмиц. Богослужение это, списанное с более древней рукописи, заключает в себе службу на схождение в Великую Субботу Святого огня 6 . Наконец, в конце греческого рукописного псалтиря 1149 г., сохраняемого в Туринском книгохранилище 7 , находится по поводу известного вечернего тропаря: “Свете тихий» следующая, печатаемая нами впервые, любопытная приписка: ποκεμενος λυχνικς μνος γεγνηται τρπ τοιδε. πειδ σνθες τ γ κα μεγλ κκλησ, τ ν ερουσαλμ, τς περαγας ναστσεως ναον κα ορνιον φς κατ πν θιον Ζββατον δχεσθαι ξαπτμανον ν τας πνω το ζωηφρου κα θεου μvματος κανδλαις, τοτο περιμνοντι ν τν πατριαρχν, λγω δ κατ’ κεν καιρ (ο γρ ρχεται κκλησα, οδ πτει τις, λλ προσμνει πσα γα Πλις, πως ξ ατο κβωσιν), ξαφνης ο μνον κω σωθεν το τφου, λλ σχεδν πσα γα νστασις ξψε παρ τ εωθς. ξεφνησεν ον πατριχης ς εκαρισταν τοτον τν μνον, κα ξ κενου μχρι το δερο ες εχριστον μνμην τ Θε παρεληπται πσιν δεσθαι. “Нижеследующая Вечерняя песнь составилась следующим образом: существовал обычай в великой церкви, находящейся в Иерусалиме, т. е. в церкви Воскресения получать во всякую Святую Субботу новый и небесный огонь, который зажигался в лампадах находящихся над животворящим и божественным гробом. Однажды в древнейшие времена, когда патриарх ожидал появления этого огня, ибо до его появления богослужение не начинается и никто не зажигает свечей, но все население Святого града ожидает появления Святого огня, чтоб засветить от него свои свечи, вдруг засветилось не только в Святом гробе, но против обыкновения также во всей церкви Святого Воскресения. В припадке признательности патриарх излил в этой песни свою благодарность Богу и с тех пор до нашего времени в знак воспоминания об этом чуде и благодарности к Богу принято всеми воспевать эту песнь».

http://azbyka.ru/rasskaz-nikity-klirika-...

От Мосха и Анастасия (жившего несколько позже), а также из целого ряда иных источников мы знаем о том, что среди синайских иноков были византийцы, каппадокийцы, исаврийцы, киликийцы, армяне и иверийцы (грузины). Идиотская (Aeliotes) лавра, в которой Мосх провел десять лет (58494?), возможно, являлась иерусалимской (Aelia) монашеской колонией на Синае. 1148 В своем послании, 1149 датированном 1 сентября 600 года и адресованном Иоанну, игумену Синайскому, святой Григорий Римский поздравляет Иоанна с мирным правлением и сообщает, что «сын наш Симплиций» известил его о недостатке необходимых вещей в больнице для престарелых, основанной на Синае неким исаврийцем, вследствие чего Григорий находит нужным отправить туда пятнадцать накидок, тридцать " rachanaé (ρχνη, ρκανα прим. пер.) и пятнадцать коек. Конечно, нам хотелось бы отождествить названного игумена Иоанна с великим аскетическим писателем Иоанном Лествичником , который также являлся игуменом Синайской горы. Однако, как мы увидим впоследствии, подобное отождествление, скорее всего, было бы ошибочным. В отличие от подобных Иоанну Мосху паломников, писания которых, в целом, можно считать исторически достоверными, сам Синай в шестом столетии был верен духу времени. Два главных его вклада в сокровищницу агиографической литературы повествование «Аммония» о преподобных отцах, в Синае и Раифе избиенных, 1150 и сказания Нила 1151 в течение длительного времени искажали общую картину, поскольку представленные в них описания воспринимались как строго исторические. Первый памятник, называемый греческим переводом коптского документа, обнаруженного в египетской монашеской келии, тут же вызывает определенные сомнения. Его атмосфера несомненно соответствует шестому столетию – монахи Синая скрываются за крепостными стенами и в башне, имя игумена Дула также совпадает с именем настоятеля, в правление которого, по всей видимости, и были выстроены крепостные стены (5567). Эпизод же о времени патриаршества Петра Александрийского , вынужденного скрываться от гонений мы предполагаем, что речь здесь идет о Петре II (37380), явный анахронизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

350 Стр. 290. …княгини Ростиславляа Верхослава… – Жена великого князя Ростислава Рюриковича (ум. в 1218 г.), дочь Всеволода Большое Гнездо. 351 …послушай Павла, глаголюща к Тимофю… – Имеется в виду одно из посланий апостола Павла к Тимофею (апостольские послания находятся в Новом завете после апостольских деяний). 352 Князь Георгий – Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, брат Верхославы (ум. в 1238 г.). 353 Стр. 292. Леонтий, епископ Ростовъскый – епископствовал с 1073 по 1077 г. Далее перечисляются русские епископы, выходцы из Печерского монастыря. 354 …с онема варягома… – Под 983 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели варягов-христиан отца и сына, живших в Киеве, которые были убиты киевлянами-язычниками. 356 …сиа съборныа церкви, красоты Владимерьскиа, и другиа Суждальскиа церъки… – Имеются в виду Успенский собор во Владимире (построен в 1158–1161 гг. и капитально перестроен в 1185 г.) и собор Рождества богородицы в Суздале (построен в 1222–1225 гг., перестроен в 1528 г.). 358 Стр. 300. …Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася… с лютымъ Мстиславомь. – Луда – плащ. Имеется в виду битва 1024 г. при Листвене (урочище близ Чернигова) Ярослава Владимировича Мудрого (киевский вел. кн. с 1019 по 1054 г.) с братом Мстиславом (князь Черниговский и Тмутороканский, ум. в 1036 г.). Ярослав потерпел поражение, участвующий на стороне Ярослава вождь варяжского отряда Якун (Гакон) во время бегства с поля боя потерял свой плащ. Об этом рассказывает и «Повесть временных лет». 359 …Изяслав, Святослави Всеволод – сыновья Ярослава Мудрого, в разное время занимавшие великокняжеский Киевский стол. Изяслав умер в 1078 г.; Святослав – в 1076 г.; Всеволод – в 1093 г. 361 Стр. 304. …сд Георгий Владимерович в Киев… – Юрий Владимирович Долгорукий начал княжить в Киеве с 1149 г. 363 Стр. 316. Ростислав же утопе… – Ростислав Всеволодович утонул в реке Стугне во время переправы через нее после битвы с половцами в 1093 г. В противоположность Киево-Печерскому патерику «Слово о полку Игореве» очень сочувственно говорит о гибели юного князя (см. стр. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

По свидетельству пр.Василия, к концу 1839 года почти все священники епархии выдали подписки в том, что они присоединяются к православной церкви 1149 . Только некоторые, ранее бывшие за штатом или теперь по старости вышедшие за штат, держались унии, желая в ней закончить дни свои. Да высланные из епархии в великороссийские монастыри продолжали упорствовать. По словам свящ.Зах.Марковского, их страшило «торжественное с клятвой отречение от догматов западной церкви» 1150 , которое они должны были произнести при переходе в православие. Однако, и они понемногу начали сдаваться. Зах.Марковский, бывший Чашницкий протопресвитер, в феврале 1839 г. сосланный в Курскую губернию 1151 , сдался первым. Тоска по родине и семерым детям, усиливпиаяся после смерти жены, умершей вскоре после его ссылки, сломили его упорство, и он в марте 1839 г. заявил пр.Курскому Илиодору о своей готовности принять православие 1152 . Марковский убеждал и Пия Перебилло, который также находился в мрачной задумчивости «от скорби и разлуки с детьми», перейти в православие, но тот отказался. В ноябре 1839 г. раскаялись и были возвращены в епархию, бывшие в Тригурском монастыре, священники Иос.Маковецкий и Иоанн Лаппо 1153 , а в декабре И.Обух, находившийся в Черниговской губернии 1154 . В начале 1840 г. раскаялся и Пий Перебилло, которому, как хорошо аттестованному настоятелем монастыря, в 1839 г. пр.Илиодор разрешил перейти из Обоянского монастыря в Курскую обитель 1155 . Тоска по семье и родине заставила и его сдаться. Рассказывают, что, стоя на пасхальном богослужении, когда мысли его невольно были обращены к находившейся вдали от него семье, Перебилло услышал пение концерта «Слыши, дщи, и виждь»... Под влиянием священной песни еще сильнее нахлынули воспоминания о доме, о семье покинутой, и Перебилло решил положить конец своим испытаниям, в тот же день он заявил о своем согласии присоединиться к православной церкви 1156 , а вскоре затем «с радостью отправился восвояси» 1157 . Раскаялись затем и оба Лосские, Хруцкий Игн. и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

The Catholicosate of the Armenian Apostolic Church followed its people in taking refuge outside of the Armenian highlands, which had turned into a battleground for Byzantine and Seljuk contenders. Its seat was first transferred to Sebastia (1058) in Cappadocia populated by Armenians. Later, it moved to various locations in Cilicia: Tavbloor (1062), Dzamendav (1066), Dzovk (1116), Hromkla (1149) and at list Sis (1292). The most influential Catholicos during this period was St. Nerses IV Klayetsi (1102–1173), also called Shnorhali («the Graceful»). Nerses, together with Emperor Manuel Comnenos, labored hard to unite the Greek and Armenian Churches. The union, however, was never consummated, the majority of the bishops remaining obstinate. St. Nerses Shnorhali was the great uncle of St. Nerses of Lambron (1153–1198), who was famous for his activity aimed of Churches unity. He was also the author of one of the best commentaries on the Divine Liturgy of the Armenian Church. The Catholicos of Cilicia, Grigor VI Apirat proclaimed a union between the Armenian Church and the Roman Catholic Church (1198); however, this had not considerable significance. The situation sorted Armenians to pro-Catholics and pro-Apostolics. The Western Church sent numerous missions to Cilician Armenia to help with rapprochement, but had limited results. During the XIV century Latin missionaries in Armenia attempted to unite the Armenian Church with the Latin Church. In response to this threat Armenian cler­gymen and theologians defended the doctrines and practices of the Armenian or­thodoxy. Armenian sovereignty in Cilicia lasted until 1375, when the Mamelukes of Egypt profited by the unstable situation in Lesser Armenia and destroyed it. The Catholicate remained in Cilicia, but because of the peace in Armenia Major many Armenians wished to return the See to its original home in Etchmiadzin. Cathol­icos Grigor Mousabegyantz, however, did not wish to leave Cilicia for Armenia. In in 1441 a new Catholicos Kirakos of Virab was elected at Etchmiadzin. Hence­forth, there have been two Catholicates, the Catholicate of All Armenians in Etch­miadzin and the Catholicate of the Great House of Cilicia. Both Catholicates have their jurisdiction and closely collaborate with each other.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

JI3AK – Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии Императорской Академии наук. СПб. Литвина, Успенский 2010 – Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: штрихи к портрету Климента Смолятича//Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции: Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI – начала XIII века. М., 2010. Лосева 2001 – Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. Лосева 2009 – Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII – первой трети XV веков. М., 2009. Лурье 1999 – Лурье В. М. Святой Кирилл перед мощами святого Климента//Общото и специфичного в балканските народи до края на XIX век. Сборник в чест на 70-годишнината на проф. В. Тъпкова – Заимова. София, 1999. Макарий 1–2 – Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1: История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. М., 1994 (комментированное переизд. издания 1868 г.); Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988–1240). М., 1995 (комментированное переизд. 2-го изд. в 1868 г. томов 1–3). Медынцева 1991 – Медынцева А. А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси//Советская археология. М., 1991. Милютенко 2006 – Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. Михеев 2011 – Михеев С. М Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011 (Славяно-германские исследования. Т. 6). Молдован 1984 – Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984. Морозов 1915 – Морозов Ф. Антиминс 1149 (6657) года//ЗОРСА. Т. 11, 1915. Мочульский 1887 – Мочульскии В. Историко – литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. Мурьянов 1991 – Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. Мурьянов 2003 – Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. Назаренко 1993 – Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков: Текст, перевод, комментарий. М., 1993 (ДИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Церковная организация каждой конкретной местной церкви предполагала наличие в ней трех важнейших элементов: епископа, клира (т.е. пресвитериума и диаконата), к которому примыкала группа церковнослужителей – чтецы (lectores), экзорцисты (exorcistae), аколиты (acolythi) и иподиаконы или субдиаконы (subdiaconi) 1143 – и церковного народа, в рамках которого важнейшее место занимали представители местной власти и знатнейшая часть горожан. Возглавляя местную церковь , 1144 епископ был безусловным духовным, а в некотором смысле и общественным лидером города, в чем проявлялось свойственное для христианской традиции личностное и сакраментальное понимание единства: епископ в евхаристическом собрании занимает «место Бога» (ες τπου θεου), в то время как пресвитеры – «место собора апостолов» (ες τπου συνδον των aπροστλων). 1145 Впрочем, власть епископа не носила абсолютный (даже в церковной сфере) и авторитарный характер, что также вытекало из христианского «персонализма». Отношения между епископом, клиром и церковным народом имели «диалогический» характер, что прекрасно иллюстрирует Altercatio Heracliani cum Germinio, рисующая нам картину церковной организации Сирмия в 60-е гг. IV в. Епископ, согласно этому источнику, вершит суд над обвиняемыми в ереси не единолично, а облекает его в форму публичного диспута, в котором участвуют его клирики (episcopo sedente in cathedra cum omni clero), а также церковный народ во главе с знатнейшей его частью (coram omni populo et maioribus natu populi – вероятно, речь идет о куриалах. 1146 Сам по себе тот факт, что значительная часть населения города оказывается вовлеченной в доктринальный спор, показывает, сколь быстрыми темпами шла христианизация городского населения Сирмия в IV столетии. Однако еще более примечательно в этой связи обвинение, которое наряду с обвинениями в ереси предъявляется Гераклиану и его товарищам. Им ставится в вину то, что они возбуждали мятеж и из одного народа сделали два (seditionem fecerunt, et de uno populo duos fecerunt). 1147 Это обвинение показывает, что в сознании людей того времени церковный мир в отдельно взятом городе был необходимым условием сохранения его населением внутреннего единства. Отсюда вытекает и чрезвычайно нетерпимое и агрессивное отношение собравшихся на суд горожан к обвиняемым. Толпа требует фактически отвести их к консуляру и казнить (consulari offerantur et occidantur), 1148 и лишь миролюбивые действия Герминия в финале диспута предотвращают кровавую расправу. 1149 Этот факт также показывает, что хотя епископ и советуется со своим клиром и народом и информирует их о своих действиях и решениях, он может не идти на поводу у толпы: последнее и решающее слово принадлежит именно ему. 1150

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Она желает исключительно обладать предметом своей страсти. В безумии своем она считает себя способною и достаточною заменить старца, которого, наоборот, она признает и провозглашает самым недостаточным и неспособным. Она не щадит никаких средств к достижению своих целей, — ни средств, доставляемых миром, ни средств, доставляемых сатаною. Пристрастие свое, а часто и порочную страсть, она называет живою верою, чистейшею любовию, чувством матери к сыну, сестры к брату, дочери к отцу, словом, всеми святыми наименованиями, усиливаясь посредством их сохранить в неприкосновенности приобретенное достояние — несчастную душу вверившегося ей инока. В женщине преобладает кровь; в ней с особенною силою и утонченностию действуют все душевные страсти, преимущественно же тщеславие, сладострастие и лукавство. Последнею прикрываются две первые. Здесь отнюдь не порицается и не унижается женский пол! он почтен Богом честию человечества и образа Божия, как и мужеский; он искуплен бесценною кровию Спасителя; искупленный и обновленный, составляет вместе с мужеским полом одну новую тварь о Христе [ 1145 ]. Здесь представлены женщины такими, какими они бывают тогда, когда действуют по беззаконным законам падшего естества, под водительством своей необузданной крови. Оказавшись способными вывести Адама из рая, при посредстве лести и обольщения, что Адам засвидетельствовал пред Богом о жене своей [ 1146 ], они и ныне продолжают обнаруживать и доказывать эту способность, выводя покоряющихся им иноков из благочестивой жизни, как из рая. Инок, обязанный любить всех ближних, а в числе их и женщин, любовию правильною, евангельскою, несомненно явит к ним эту любовь, когда, познав свою и их немощь, сохранит себя и их от вреда душепагубного, ведя себя с ними крайне осторожно, не вдаваясь в короткое знакомство, воздерживаясь от свободного обращения и храня чувства, в особенности зрение и осязание. Глава 43 О падших ангелах Святой апостол Павел говорит всем христианам: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным [ 1147 ]. Эта брань ужасна! она — на живот и на смерть. Последствиями этой брани должны быть или наше вечное или наша вечная погибель. Духи злобы, зараженные лютою ненавистию к роду человеческому, ведут эту брань с величайшим ожесточением и адским искусством. Святой апостол Петр говорит: Супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити [ 1148 ]. Но истинно любящих Бога никак не могут падшие ангелы отлучить от Бога [ 1149 ], хотя и употребляют все усилия, чтоб совершить отлучение. Они употребляют все усилия, чтоб совершить отлучение, потому что в этом отлучении заключается наша погибель. Для того чтоб противостать духам злобы и победить их благодатию Божиею, надо знать с точностию, кто — они, надо знать с точностию образ борьбы с ними, знать условия победы и побеждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

A. La Vie de S. Cyprien, docteur de l " Église, évêque de Carthage et martyr. P., 1717; Baillet A. Les Vies des Saints. P., 1739r. T. 6. P. 174-205; Monceaux P. Examen critique des documents relatifs au martyre de St. Cyprien//RA. Sér. 3. 1901. T. 38. P. 249-271; idem. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 179-197, 369-386; Godet P. Cyprien (saint)//DTC. T. 3. Col. 2459-2470; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 48, 70, 119, 125, 346, 440, 507-514, 673; Saumagne C. Les basiliques cypriennes//RA. Sér. 4. 1909. T. 14. P. 188-202; Albe E. Les reliques de St. Cyprien: Deux lettres inédites du vénérable Alain de Solminihac, évêque de Cahors (1637-1659)//RHEF. 1911. T. 2. P. 725-727; Harnack A., von. Das Leben Cyprians von Pontius: Die erste christliche Biographie. Lpz., 1913. (TU; Bd. 39. H. 3); Reitzenstein R. Die Nachrichten über den Tod Cyprians: Ein philologischer Beitrag zur Geschichte der Märtyrerliteratur. Hdlb., 1913; idem. Bemerkungen zur Märtyrerliteratur. 2: Nachträge zu den Akten Cyprians//NGWG. 1919. S. 177-219; Corssen P. Das Martyrium des Bischofs Cyprian//ZNW. 1914. Bd. 15. S. 221-233, 285-316; 1915. Bd. 16. S. 54-92, 198-230; 1916. Bd. 17. S. 189-206; 1917. Bd. 18. S. 118-139, 202-223, 249-272; Leclercq H. Cyprien//DACL. T. 3. Pt. 2. Col. 3214-3215; Martin J. Die Vita et Passio Cypriani//Historisches Jb. Münch., 1919. Bd. 39. S. 674-712; Bord J.-B. L " autorité de St. Cyprien dans la controverse baptismale jugée d " après St. Augustin//RHE. 1922. Vol. 18. P. 445-468; Vaultrin J. Les basiliques chrétiennes de Carthage//Revue Africaine. Alger, 1932. Vol. 73. P. 182-318; 1933. Vol. 74. P. 118-156; Delehaye. Origines. P. 380-381; idem. Passions. 19662. P. 62-77; Courtois C. Reliques carthaginoises et histoire carolingienne//CRAI. 1945. Vol. 89. P. 11-15; idem. Reliques carthaginoises et légende carolingienne//RHR. 1945. Vol. 129. P. 57-83; Bardy G. Cyprien//DHGE. 1956. T. 13. P. 1149-1160; B é venot M.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010